Афганистан даты и события. Краткая история Афганской войны в датах для школьников. Кратко и только основные события

14.10.2019

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

Афганистан был традиционно достаточно спокойной страной, насколько спокойным может быть мусульманское государство с присущей ему постоянной междоусобной борьбой. К 1973-1974 годам внутриклановые противоборства начали усиливаться, и в 1978 это вылилось в так называемую «апрельскую» или «саурскую революцию» (что в переводе означает «революция быка»).

В результате этой революции к власти пришла Народно - демократическая партия Афганистана (НДПА). Афганистан был объявлен Демократической Республикой. Нур Мухаммед Тараки, принадлежавший к группировке «Хальк», стал президентом Демократической Республики Афганистан. Бабрак Кармаль из фракции «Парчам» - вице-президентом и вице-премьером, а Хафизулла Амин из «Халька» получил посты второго вице-президента и министра иностранных дел. Они были убеждены, что развитие страны по пути социализма с опорой на поддержку СССР создаст наилучшие возможности для модернизации, преодоления экономической и социальной отсталости. Однако большинство племенных вождей и мусульманского духовенства отвергли идею преобразований. В условиях начавшейся межэтнической, религиозной войны 19 июля Тараки и Амин ставили вопрос о вводе двух советских дивизий в случае чрезвычайных обстоятельств.

10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от продолжительной тяжелой болезни. Хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два дня до этого задушили его по приказу Амина. Прошла охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 г. в Афганистане фактически началась гражданская война. К сожалению, при Х.Амине, этом маленьком афганском Пол Поте, авторитет новой власти был подорван массовыми арестами, расстрелами неугодных, поспешными, не отвечающими национальным традициям реформами, казнями мусульманских богословов. Численность многих соединений афганской армии в 1979 г. сократилась в три-четыре раза, численность офицеров - даже в 10 раз. Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина более прогрессивным деятелем. В декабре 1979 г. во время штурма советскими спецподразделениями президентского дворца погиб Амин. В Афганистан вошли советские военные части. Главой партии и государства стал Бабрак Кармаль. Курс на « строительство социализма» продолжался.

Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Стали создаваться вооруженные отряды моджахедов. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключен ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска были выведены из Афганистана.

Несмотря на соглашения, попытки властей добиться национального примирения не удались. В 1992 г. вооруженные отряды моджахедов захватили Кабул. Власть перешла к Совету джихада. Страна была провозглашена исламским государством. Руководитель Исламского общества Афганистана Б.Раббани стал выполнять функции президента страны. Вместе с тем продолжалась борьба за власть в центре и на местах между командирами военных формирований, принадлежавшими к разным партиям и национальным группам.

В 1995 году в борьбу включилось исламское движение «Талибан». Его организаторы талибы - бывшие студенты духовных училищ, прошедшие подготовку в военных лагерях оппозиции.

В сентябре 1996 года талибы захватили Кабул, а затем большую часть территории страны. Осенью 2001 года, после отказа правительства талибов выдать США Усама бен Ладена, в Афганистане была проведена военная операция с целью смещения правительства. В ней участвовали наряду с американцами силы вооруженной антиталибской оппозиции. Талибы покинули Кабул. В декабре 2001 г. была сформирована новая временная администрация Афганистана. В 2004 г. избран новый президент страны. Сегодня президентом страны является Хамид Карзай.

Афганская война - трагедия нашей страны

Судьба Афганистана нас не могло не волновать. У СССР была с ним общая граница протяженностью около 2 400 км. Начиная с 1919 года мы оказывали Афганистану самую широкую помощь. Например, к 1978 году мы занимали первое место среди всех стран мира по объему предоставленной экономической помощи. Свыше 3000 афганских офицеров прошли у нас подготовку еще до апрельской революции 1979 года. Всего этого не сбросишь с весов истории.

Решение о вводе войск принималось за закрытыми дверями несколькими высшими руководителями государства. Правда, высказывались сомнения. Но последнее слово осталось за Л.И.Брежневым. 25 декабря 1979 года в 15 часов по московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан.

Документальная справка: «Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. составили: убито, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й армии. Ранено 49985 человек, стали инвалидами 6759, находятся в розыске 330, из них пропали без вести 312 человек. Кроме этого, военных советников - 180 человек, переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств - 584 человека.

За годы войны награждено орденами и медалями более 200 тыс. человек. Звания Героя Советского Союза удостоен 71 «афганец» (таджик, русский, ингуш, татарин, украинец и др.). Двадцать пять из них это звание получили посмертно. Всем им посвящен памятник в старинной крепости Балла Хиссар. Граненый шпиль величественной стрелы взметнулся в голубую лазурь неба. Пятиконечная звезда и лавровая ветвь венчают его. Внизу на черном граните высечено на русском и дарге: «Воинам-интернационалистам». Этот памятник был сооружен в 1985 г. на средства молодежи Афганистана в знак глубокой признательности советскому воину за самоотверженную помощь.

А всех погибших на родную землю из далекого Афганистана увозили самолеты под названием «Черный тюльпан»

Последний десяток лет советского государства был ознаменован так называемой Афганской войной 1979-1989 годов.

В бурных девяностых годах вследствие кипучего реформирования и экономических кризисов информацию про Афганскую войну практически вытеснили из коллективного сознания. Однако в наше время, после колоссальной работы историков и исследователей, после снятия всех идеологических стереотипов, открылся беспристрастный взгляд на историю тех давно минувших лет.

Условия возникновения конфликта

На территории нашей страны, впрочем как и на территории всего постсоветского пространства, Афганская война может ассоциироваться с одним десятилетним отрезком времени 1979-1989 годов. Это был период, когда на территории Афганистана присутствовал ограниченный контингент советских войск. В действительности это был всего лишь один из множества моментов в продолжительном гражданском конфликте.

Предпосылками к его возникновению можно считать 1973 год, тогда в этой горной стране низвергли монархию. После чего власть была захвачена недолговечным режимом, во главе которого стоял Мухаммед Дауд. Этот режим просуществовал до Саурской революции в 1978 году. Вслед за ней власть в стране перешла к Народно-демократической партии Афганистана, которая заявила о провозглашении Демократической Республики Афганистан.

Организационная структура партии и государства напоминала марксистскую, что естественно сближало ее с советским государством. Революционеры отдали предпочтение левой идеологии, и разумеется сделали ее главной во всем афганском государстве. По примеру Советского Союза, там приступили к строительству социализма.

При всем при том еще до 1978 года государство уже существовало в обстановке непрекращающихся беспорядков. Наличие двух революций, гражданской войны послужило тому, что была ликвидирована стабильная общественно-политическая жизнь на территории всего региона.

Социалистически ориентированное правительство противоборствовало с самыми разнообразными силами, однако первая скрипка была за радикальными исламистами. По мнению исламистов, члены правящей верхушки — это враги не только для всего многонационального народа Афганистана, но и для всего мусульманства. Фактически, новый политический режим был в положении объявленной священной войны против «неверных».

В таких условиях были сформированы специальные отряды воинов-моджахедов. Собственно с этими моджахедами и вели боевые действия военнослужащие советской армии, для которых через некоторое время началась Советско-Афганская война. В двух словах успешность моджахедов объясняется тем, что они квалифицированно вели пропагандистскую работу на территории всей страны.

Задание исламистским агитаторам было облегчено тем, что подавляющее большинство афганцев, а это приблизительно 90% населения страны были неграмотными. На территории страны, сразу же при выезде за пределы крупных городов, царила родоплеменная система отношений с чрезвычайной патриархальностью.

Не успело пришедшее к власти революционное правительство как следует обосноваться в столице государства — Кабуле, как практически во всех провинциях началось вооруженное восстание, подогреваемое исламистскими агитаторами.

В такой резко осложнившейся обстановке в марте 1979 года от афганского правительства поступило первое обращение к советскому руководству с просьбой о предоставлении военной помощи. Впоследствии такие обращения неоднократно повторились. Искать поддержки марксистам, которые находились в окружении националистов и исламистов, больше было негде.

В первый раз проблема с предоставлением помощи для кабульских «товарищей» рассматривалась советским руководством в марте 1979 года. В то время Генсеку Брежневу пришлось выступить и запретить вооруженное вмешательство. Тем не менее, с течением времени оперативная обстановка у советских рубежей все более ухудшалась.

Понемногу у членов политбюро и остальных высших государственных функционеров изменилась точка зрения. В частности, от министра обороны Устинова поступали заявления о том, что нестабильная обстановка на советско-афганской границе, могла бы оказаться опасной и для советского государства.

Так, уже в сентябре 1979 года на территории Афганистана произошли очередные пертурбации. Теперь произошла смена руководства в местной правящей партии. Вследствие этого партийное и государственное управление оказалось в руках Хафизуллы Амина.

КГБ сообщало о том, что новый лидер был завербован агентами ЦРУ. Наличие этих донесений все более склоняло Кремль для военного вмешательства. В то же время начались мероприятия по подготовке к низложению нового режима.

Совестский союз склонялся в сторону более лояльной фигуры в афганском правительстве - Бараку Кармалю. Он был одним из членов правящей партии. Первоначально он занимал важные посты в партийном руководстве, был членом Революционного совета. Когда начались партийные чистки, он был отправлен в качестве посла в Чехословакии. Позднее он был объявлен предателем и заговорщиком. Кармалю, находившемуся тогда в эмиграции, пришлось остаться за рубежом. Однако ему удалось перебраться на территорию Советского Союза, и стать тем человеком, который был избран советским руководством.

Как принималось решения о вводе войск

В декабре 1979 года стало совершенно понятно, что Советский Союз может втянуться в собственную Советско-Афганскую войну. После непродолжительных обсуждений, уточнений последних оговорок в документации Кремль одобрил специальную операцию по свержению режима Амина.

Понятно, что вряд ли в тот момент в Москве кто-то понимал, как долго будет вестись эта военная операция. Однако даже тогда, были люди, которые выступали против решения о вводе войск. Это были начальник Генштаба Огарков и Председатель Совмина СССР Косыгин. Для последнего такое его убеждение стало еще одним и решающим предлогом для бесповоротного разрыва отношений с Генсеком Брежневым и его окружением.

К последним подготовительным мероприятиям для непосредственной переброски советских войск на территорию Афганистан предпочли начать в течение следующего дня, а именно 13 декабря. Советскими спецслужбами была осуществлена попытка по организации покушения наафганского лидера, но как оказалось на Хафизулле Амине это никак не отразилось. Успех проведения спецоперации оказался под угрозой. Несмотря ни на что, подготовительные мероприятия к проведению спецоперации продолжались.

Как штурмовали дворец Хафизуллы Амина

Войска решили ввести в конце декабря, и это произошло 25 числа. Через пару дней, при нахождении во дворце, афганскому лидеру Амину сделалось дурно, и он упал в обморок. Такая же самая ситуация произошла и с некоторыми из его приближенных. Причиной этого было всеобщее отравление, организованное советскими агентами, которые устроились в резиденции поварами. Не зная истинных причин недомогания и не доверяя никому, Амин обратился к советским врачам. Прибыв из советского посольства в Кабуле, они тут же занялись оказанием медицинской помощи, тем не менее, телохранители президента забеспокоились.

Вечером, около семи часов поблизости президентского дворца у советской диверсионной группы заглох автомобиль. Однако заглох он в удачном месте. Это произошло поблизости от коммуникационного колодца. Этот колодец был подведен к распределительному узлу всех кабульских коммуникаций. Объект был быстро заминирован, и через некоторое время прогремел оглушительный взрыв, который был слышен даже в Кабуле. В результате диверсии столица осталась без электроснабжения.

Этот взрыв и был сигналом к началу Советско-Афганской войны (1979-1989). Быстро оценив обстановку, командующий спецоперацией полковник Бояринцев отдал распоряжение о начале штурма президентского дворца. Когда афганскому лидеру, доложили о нападении неведомых вооруженных лиц, он приказал своим приближенным запросить помощь в советском посольстве.

С формальной точки зрения оба государства оставались в дружественных отношениях. Когда Амин из доклада узнал, что его дворец штурмуют советские спецназовцы, он отказывался в это верить. Достоверных данных об обстоятельствах гибели Амина нет. Многие очевидцы позднее утверждали, что он мог распрощаться с жизнью в результате самоубийства. Причем еще до того момента, когда в его апартаменты ворвался советский спецназ.

Как бы там ни было, спецоперацию провели успешно. Захватили не только резиденцию президента, но и всю столицу, а ночью 28 декабря в Кабул доставили Кармаля, которого и объявили президентом. С советской стороны в результате штурма погибли 20 человек (представители десантников и спецназовцев), включая и командующего штурмом Григория Бояринцева. В 1980 году его посмертно представили к званию Герой Советского Союза.

Хроника Афганской войны

Исходя из характера боевых действий и стратегических задач, кратко историю Советско-Афганской войны (1979-1989) можно разделить на четыре основных периода.

Первый период – это зима 1979-1980 годов. Начало ввода советских войск на территорию страны. Военнослужащих направили для захвата гарнизонов и важных инфраструктурных объектов.

Второй период (1980-1985) наиболее активен. Боевые действия распространились по всей стране. Они были наступательного характера. Шла ликвидация моджахедов, и усовершенствование местной армии.

Третий период (1985-1987) — военные операции проводила в основном советская авиация и артиллерия. Наземные силы практически не участвовали.

Четвертый период (1987-1989) — последний. Шла подготовка советских войск к их выводу. Гражданскую войну в стране никто так и не прекратил. Исламистов также не удалось победить. Вывод войск наметили из-за экономического кризиса в СССР, а также из-за перемены политического курса.

Война продолжается

Введение войск Советского Союза в Афганистан руководители государства аргументировали тем, что они всего лишь оказывали помощь дружественному афганскому народу, причем по просьбе его правительства. Следом за введением советских войск в ДРА оперативно созвали Совбез ООН. Там представили антисоветскую резолюцию, подготовленную Соединенными Штатами. Тем не менее, резолюцию не поддержали.

Американское правительство, хоть и не принимало участие в конфликте непосредственно, однако занималось активным финансированием моджахедов. Исламисты обладали оружием, закупленным в западных странах. В результате, фактическая холодная война двух политических систем обрела открытие нового фронта, которым оказалась афганская территория. Ведение боевых действий временами освещалось всеми мировыми СМИ, в которых рассказывалась вся правда об Афганской войне.

Американскими спецслужбами, в частности ЦРУ, были организованы в соседнем Пакистане нескольких учебно-тренировочных лагерей. В них проводилась подготовка афганских моджахедов, именуемых еще душманами. Исламские фундаменталисты, кроме щедрых американских финансовых потоков, держались за счет денег от наркотрафика. Собственно в 80-х годах Афганистан возглавил мировой рынок производства опиума и героина. Нередко советские солдаты Афганской войны в своих спецоперациях ликвидировали именно такие производства.

В результате советского вторжения (1979-1989) началось противоборство среди большей части населения страны, которое никогда ранее не держало оружия в своих руках. Вербовка в душманские отряды проводилась весьма широкой агентурной сетью, распространенной по всей территории страны. Преимущество моджахедов было в том, что они не располагали каким-то единым центром сопротивления. В течение всей Советско-Афганской войны это были многочисленные разнородные группы. Руководили ими полевые командиры, но никаких «главарей» среди них не выделялось.

Множество рейдов не давали должных результатов из-за действенной работы местных пропагандистов с местным населением. Афганское большинство (в особенности провинциальное патриархальное) не воспринимало советских военнослужащих, они были для них обычными оккупантами.

«Политика национального примирения»

С 1987 года приступили к проведению в жизнь так называемой «политики национального примирения». Правящая партия решила отказаться от монополии на власть. Вышел закон, разрешающий «оппозиционерам» формировать свои партии. Страна приняла новую Конституцию, а также избрала нового президента Мухаммеда Наджибуллу. Предполагалось, что такие мероприятия должны были прекратить противостояние путем компромиссов.

Наряду с этим советским руководством в лице Михаила Горбачева был взят курс на сокращение своих вооружений. В эти планы входил и вывод войск из соседнего государства. Советско-Афганскую войну невозможно было вести в обстановке когда в СССР начался экономический кризис. Более того, подходила к своему завершению и холодная война. Советский Союз и Соединенные Штаты приступили к переговорам и подписанию множества документов, связанных с разоружением и прекращением холодной войны.

В первый раз Генсек Горбачев сообщил о грядущем выводе войск в декабре 1987 года, когда официально побывал в Соединенных Штатах. Вслед за этим советскую, американскую и афганскую делегации удалось посадить за стол переговоров на нейтральной территории в Швейцарии. В результате были подписаны соответственные документы. Таким образом завершалась история еще одной войны. Исходя из женевских договоренностей, от советского руководства поступили обещания о выводе своих войск, а от американского – прекращение финансирования моджахедов.

Большая часть советского военного ограниченного контингента вышла из страны еще с августа 1988 года. Потом начали оставлять военные гарнизоны из некоторых городов и поселений. Последним советским военнослужащим, покинувшим территорию Афганистана 15 февраля 1989 года, был генерал Громов. По всему миру пролетели кадры о том, как советские солдаты Афганской войны осуществляли переход по Мосту Дружбы через реку Амударью.

Эхо Афганской войны: потери

Множество событий советской эпохи однобоко оценивались с учетом партийной идеологии, это же относится и к Советско-Афганской войне. Иногда появлялись сухие сводки в прессе, по центральному телевидению показывали героев Афганской войны. Тем не менее, перед Перестройкой и гласностью советское руководство умалчивало об истинных масштабах боевых потерь. Тогда как солдаты Афганской войны в цинковых гробах возвращались домой в режиме полусекретности. Их похороны проходили негласно, а памятники Афганской войны были без упоминаний о местах и причинах гибели.

Начиная с 1989 года газета «Правда» опубликовала достоверные, как утверждалось, данные о потерях в почти 14000 советских военнослужащих. До конца XX века это число дошло до 15000, поскольку раненый советский солдат Афганской войны умирал уже дома вследствие ранений или полученных заболеваний. Таковыми были подлинные последствия Советско-Афганской войны.

Некоторые упоминания о боевых потерях от советского руководства еще больше усиливали конфликтные ситуации с общественностью. И в конце 80-х годов требования о выводе войск из «Афгана» было чуть ли не главным лозунгом той эпохи. В застойные годы этого требовало диссидентское движение. В частности, академика Андрея Сахарова за критику «афганского вопроса» сослали в Горький.

Последствия Афганской войны: итоги

Каковыми же оказались последствия Афганского конфликта? Советское вторжение удлинило существование правящей партии ровно на то время, на которое в стране оставался ограниченный контингент войск. С их выводом правящему режиму настал конец. Многочисленным отрядам моджахедов быстро удалось восстановить контроль над территорией всего Афганистана. Некоторые группы исламистов начали появляться у советских границ, пограничники нередко находились под их обстрелами даже после окончания боевых действий.

С апреля 1992 года Демократической Республики Афганистан больше не стало, ее полностью ликвидировали исламисты. В стране воцарился полный хаос. Она была разделена многочисленными группировками. Война против всех там длилась до самого вторжения НАТОвских войск после Нью-Йоркских терактов 2001 года. В 90-х годах в стране возникло движение «Талибан», которому удалось достигнуть ведущей роли в современном мировом терроризме.

В сознании постсоветских людей Афганская война закрепилась одним из символов уходящей советской эпохи. Теме этой войны посвящались песни, кинофильмы, книги. В наше время в школах о ней упоминается в учебниках истории для старшеклассников. Оценивается она по-разному, хоть почти все в СССР были против нее. Эхо Афганской войны и сейчас не дает покоя многим ее участникам.

Причины войны в Афганистане до сих пор вызывают споры среди историков и политических деятелей. По-разному оценивается сама эта война, то, что ее вызывало, а также ее последствия. Сама тема афганской войны долгие годы являлась болезненным явлением в жизни нашего общества, потому что привела к большим человеческим потерям и разочарованию в мощи СССР. После распада Союза и публикации официальных списков погибших тема этой войны стала аргументом в руках либералов, которые стремились очернить СССР и доказать, что наша страна была в те годы настоящей «империей зла».
Однако сегодня оценки этой войны изменяются.
Рассмотрим основные причины этого военного конфликта.

Исторические причины войны в Афганистане

Территория Афганистана являлась местом конфликта между интересами России и Британии еще с 19 века.
Дело в том, что, ведя достаточно активную экспансионную политику, Британия, будучи в 19 веке самым обширным по территории государством в мире, стремилась окружить Россию по ее границам, чтобы ослабить ее влияние в Евразии. Однако наша страна ни полтора века назад, ни 40 лет назад не хотела, чтобы ее интересы в этом регионе были ущемлены.
Еще в 19 столетии Британия организовала 2 афгано-английские войны, фактически, подчинив этот регион своему влиянию. Однако в следующем веке, когда уже появился СССР, Советская Россия предприняла несколько попыток, закончившихся удачно, чтобы выбить англичан с территории этого государственного образования.
Все это заложило основу будущих противостояний русских и англосаксонцев за данный регион. При этом сами афганцы жили в страшной нищете и неграмотности (которая достигала 95% у населения). Порядки в их стране были схожи с феодальным строем.

Геополитические причины войны в Афганистане

В середине 20 столетия, после разгрома гитлеровской Германии, на планете выделились две крупнейшие державы – США – наследники англосаксов и СССР – наследник Российской империи. В результате различных представлений сущности экономического и идеологического развития эти два государства вступили в войну, именуемую «холодной». Данный вид новой в истории человечества войны предполагал, что военные действия ведутся не на территории противника, а на территориях других государств.
Жесткое противостояние во всех сферах приводило к тому, что СССР и США стали соперничать за влияние в определенных странах и государствах.
В Афганистане в течение всей второй половины 20 века было очень неспокойно, ставленники США устраивали в этом государстве революции, называемые на современном политическом языке «цветными», что способствовало погружению этого региона в хаос.
Афганское правительство неоднократно обращалось к руководству СССР с просьбой оказания военной помощи, однако Брежнев и его люди не стремились вводить в этот регион военную силу. Наконец, когда хаос в стране достиг своего предела, в 1979 году ЦК принял решение о вводе советских войск.
Спустя много десятилетий один из идеологов холодной войны в США З. Бжезинский в своем интервью французскому изданию признавался, что его государство употребило все силы, чтобы ввод советских войск в Афганистан состоялся, так как считало, что это ослабит СССР и даст возможность США одолеть своего врага.

Экономические причины войны в Афганистане

Помимо геополитических, существовали еще и экономические причины этой войны. Дело в том, что территория Афганистана – это выход ко всему Каспийскому региону, богатому запасами нефти. Соответственно, если СССР смог бы создать в Афганистане дружественное ему правительство, то он бы смог расширь свое экономическое могущество в этом регионе в несколько раз.
К тому же не следует забывать, что из-за нестабильности в афганском регионе возрастала угроза переправы в СССР наркотических средств. Правда, наркомания как таковая в Союзе была редким явлением, но в странах западной Европы она в то время уже уносила множество человеческих жизней. Поток наркотиков шел как раз из Афганистана.

Как известно, в этой войне СССР не добился успеха. Причин тому было множество. Военным аналитиками СССР не была оценена должным образом деятельность исламских националистов, которые получали мощную подпитку от стран НАТО, и, в первую очередь, от США. Все это привело к затяжной войне, которая длилась 10 лет. Итогом ее стало значительное ослабление авторитета Советского Союза на мировой арене.

Война в Афганистане – одно из главных событий «холодной войны», спровоцировавшее кризис коммунистической системы, а вслед за ним и распад СССР. Война привела к гибели 15 тыс. советских военнослужащих, появлению нескольких десятков тысяч молодых военных инвалидов, обострила и без того тяжёлый социально-экономический кризис, в котором оказался Советский Союз во второй половине 1970-х гг., сделала непомерным для страны бремя военных расходов, обусловила дальнейшую международную изоляцию СССР.

Истинные причины войны заключались в неспособности советского руководства своевременно и правильно оценить крупные динамичные изменения на Большом Ближнем Востоке, основным содержанием которых стало появление и рост исламского фундаментализма, систематическое использование терроризма как инструмента для достижения политических целей, возникновение авантюрных режимов, делавших ставку на вооружённые конфликты (Иран, Ирак, Сирия, Ливия), экономическая поляризация, рост населения за счёт молодого поколения, недовольного своим материальным положением.

В регионе со второй половины 1960-х начали формироваться новые центры влияния, альянсы и линии напряжения, аккумулировались огромные финансовые средства от продажи нефти и торговли оружием, которое в избытке повсеместно стало расползаться. Политический разлом в регионе проходил не по оси «социализм-капитализм», как это себе ошибочно представляла Москва, а по религиозным линиям.

Ввод войск и война не могли быть ответом на эти перемены и новые проблемы. Однако Москва по-прежнему рассматривала ближневосточный регион через призму своего противостояния с США, как арену некой «большой» игры сверхдержав с нулевой суммой.

Афганский кризис – это образчик непонимания Москвой своих национальных интересов, неправильной оценки положения в мире, регионе и в собственной стране, идеологической зашоренности, политической близорукости.

На Афганистане проявилась неадекватность целей и методов советской внешней политики реальному положению дел в мире.

Середина и вторая половина 1970-х ознаменовалась на Ближнем Востоке ростом нестабильности, что стало следствием антиколониальных революций 1950-60-х, череды арабо-израильских конфликтов, пробуждения ислама. Особенно бурным выдался 1979 г.: лидер арабского мира Египет заключает сепаратный мирный договор с Израилем, что вызывает бурю негодования в регионе; революция в Иране приводит к власти аятолл; возглавивший Ирак Саддам Хусейн ищет повода для вооружённого конфликта и находит его в войне с Ираном; Сирия во главе с Асадом (старшим) провоцирует гражданскую войну в Ливане, в которую втягивается Иран; Ливия под руководством Каддафи спонсирует различные террористические группировки; уходит в отставку левоцентристское правительство в Турции.

Радикализируется ситуация и в периферийном Афганистане. В апреле 1978 г. здесь к власти приходит «Народно-демократическая партия Афганистана», заявляющая о стремлении строить социализм. На политическом языке того времени это означало заявление о готовности стать «клиентом» СССР в расчёте на финансово-экономическую и военную помощь.

С Афганистаном у Советского Союза хорошие, даже превосходные отношения с 1919 г., когда Афганистан обрёл независимость от Англии и установил дружеские связи с Советской Россией. За все прошедшие с тех пор десятилетия не найти в советской истории упоминания Афганистана в негативном контексте. Существовали обоюдовыгодные торгово-экономические связи. Афганистан считал, что находится в неформальной сфере влияния СССР. Запад этот факт негласно признавал и никогда Афганистаном не интересовался. Даже смена монархии на республику в 1973 г. в результате дворцового переворота не изменила характера двусторонних отношений.

Апрельская «революция» 1978 г. была для Москвы неожиданной, но не случайной. В Москве хорошо знали руководителей (Тараки, Амина, Кармаля) и многих участников переворота – они часто бывали в СССР, с ними тесно общались и работали представители Международного отдела ЦК КПСС и Первого Главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки).

Казалось, Москва ничего не проиграла от смены режима. Однако «социалисты» повторили печальный советский опыт 1920-х в Средней Азии, когда национализация и перераспределение земли, собственности, репрессивные меры вызвали сопротивление населения. На протяжении 1978 г. социальная база «социалистов» неуклонно сужалась. Ситуацией воспользовались соседние Иран и Пакистан, которые стали засылать в Афганистан группы своих военнослужащих в гражданской одежде, а также поддерживать оппозицию оружием. Активность проявил Китай. Параллельно усилились исторически существовавшие и ранее противоречия между лидерами «социалистов».

В итоге уже через год, весной 1979 г., ситуация в Афганистане стала критической для новой власти – она была на грани падения. Под её контролем оставались лишь столица и ещё 2 из 34 провинций.

18 марта 1979 г. Тараки в продолжительном телефонном разговоре с главой советского правительства А.Косыгиным объясняет сложившуюся ситуацию и настойчиво просит ввести войска – теперь только это может спасти положение, т.е. просоветскую власть. В каждом слове Тараки сквозит отчаяние, сознание безысходности. Каждый вопрос советского руководителя он возвращает к одной и той же настоятельной просьбе – введите войска.

Для Косыгина этот разговор становится откровением. Несмотря на большое количество советников, работающих в Афганистане по линии различных ведомств, в т.ч. КГБ и минобороны, советское руководство не в курсе происходящего в этой стране. Косыгин недоумевает, почему, мол, сами не можете защититься. Тараки признаёт, что режим не имеет поддержки среди населения. В ответ на наивные, идеологически обусловленные предложения Косыгина опереться на «рабочих», Тараки говорит, что таковых всего 1-2 тыс. чел. Советский премьер предлагает, как ему представляется, разумное решение: войск не дадим, но поставим технику и оружие в необходимом количестве. Тараки разъясняет ему, что танками и самолётами некому управлять, нет подготовленных кадров. Когда же Косыгин напоминает о нескольких сотнях афганских офицеров, прошедших подготовку в СССР, Тараки сообщает, что почти все они перешли на сторону оппозиции, причём в основном по религиозным мотивам.

Незадолго до Тараки в Москву звонил Амин и почти всё то же самое сообщил министру обороны СССР Д.Устинову.

В тот же день Косыгин информирует о состоявшемся разговоре своих коллег по Политбюро на специально созванном для этого заседании. Члены Политбюро высказывают, казалось бы, здравомыслящие соображения: недооценили религиозный фактор, у режима узкая социальная база, есть вмешательство со стороны Ирана и Пакистана (а не США), ввод войск будет означать войну с населением. Вроде бы есть повод для того, чтобы пересмотреть или хотя бы откорректировать политику в Афганистане: начать контакты с оппозицией, с Ираном и Пакистаном, найти общую основу для примирения, сформировать коалиционное правительство и т.п. Вместо этого Политбюро решает следовать более чем странной линии, которую Косыгин предложил Тараки, - готовы поставить оружие и технику (которой некому управлять), но войска вводить не будем. Тогда следовало ответить на вопрос: а что делать в случае неминуемого падения режима, о чём сам режим и предупреждает? Но этот вопрос остаётся без ответа, а вся линия советских действий переводится в плоскость выжидания и ситуативных решений. Стратегии нет.

В Политбюро постепенно выделяются 3 группы: 1) Андропов и Устинов, которые, в конце концов, настаивают на вводе войск, 2) Косыгин, противящийся этому решению до конца, 3) Громыко, Суслов, Черненко, Кириленко, которые молча или неактивно поддерживают ввод войск. Больной Л.Брежнев уже редко участвует в заседаниях Политбюро и с трудом фокусируется на проблемах, которые необходимо решать. Эти люди входят в комиссию Политбюро по Афганистану и фактически действуют от имени всего Политбюро, принимая соответствующие решения.

На протяжении весны-лета 1979 г. Тараки и Амин усиливают давление на советское руководство просьбами помочь войсками. Ситуация становится настолько драматичной, что их просьбы, несмотря на позицию Политбюро, уже поддерживают и все советские представители в Афганистане - посол, представители по линии КГБ и минобороны.

К сентябрю накаляется конфликт и борьба за власть между самими афганскими лидерами – Тараки и Амином. 13-16 сентября в Кабуле происходит неудачное покушение на Амина, в результате чего он захватывает власть, отстраняет Тараки, которого позже убивают. Судя по всему, эта неудачная операция по устранению Амина проводилась с ведома, если не без участия Москвы.

С этого времени Москва задаётся целью добиться устранения Амина, которому она не доверяет, привести к власти «своего» человека – Кармаля и стабилизировать ситуацию в Афганистане. Амин даёт поводы: понимая, что его выживание зависит теперь только от него самого, он идёт на диалог с некоторыми оппозиционными силами, а также пытается установить контакт с американцами. В Москве эти сами по себе разумные действия, но совершённые без согласования и втайне от советской стороны, рассматриваются как удар по советским интересам, попытка вывести Афганистан из советской сферы влияния.

Примерно в октябре-ноябре прорабатываются вопросы спецоперации советскими силами против Амина, прикрытием чему должна стать вторая, параллельная и подчинённая первой операция ввода «ограниченного» контингента советских войск, задачей которой должно быть обеспечение порядка на случай очередных просчётов с поддержкой Амина среди афганских военных. Тогда же в Кабуле были заменены на новых все главные советские представители, чья деятельность вызывала нараставшее неудовольствие в Кремле.

К 1 декабрю проработка вопросов завершается, и Андропов передаёт Брежневу записку на этот счёт. 8 декабря Брежнев проводит промежуточное совещание, а 12 декабря принимается окончательное решение Политбюро о спецоперации и вводе войск.

До принятия окончательного решения ему активно сопротивлялся начальник Генерального штаба маршал Н.Огарков. Дело доходило до его открытых столкновений и пререканий на повышенных тонах с Устиновым и Андроповым, но безрезультатно. Огарков указывал на то, что армии придётся вступить в войну с населением без знания традиций, без знания местности, что всё это приведёт к партизанской войне и большим потерям, что эти действия ослабят позиции СССР в мире. Огарков предупреждал о всём том, что в итоге и произошло.

Операция началась 25 декабря 1979 г. Только за один этот день в аэропорту Кабула совершили посадку 215 транспортных самолётов (Ан-12, Ан-22, Ил-76), доставивших силы примерно одной дивизии и большое количество техники, оружия и боеприпасов. Никакого движения наземных войск, сосредоточенных на советско-афганской границе, перехода границы не было ни 25 декабря, ни в последующие дни. 27 декабря Амин был устранён и к власти приведён Бабрак Кармаль. Войска постепенно начали вводить - всё больше и больше.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт