Что нужно делать поминальную родительскую субботу. Родительские субботы Великого Поста. Что нужно делать, когда приходит родительская суббота

25.09.2019

Родительская суббота – это день поминовения умерших в русском православии, когда проводится вселенская панихида по умершим христианам, на литургиях читаются молитвы за упокой почивших, а родственники поминают своих родных и близких добрыми словами и молитвами и посещают их могилы на кладбищах.

Что такое Родительская суббота?

В Родительскую субботу верующие молятся за всех умерших христиан, но в первую очередь поминают своих родителей и близких. От этого и происходит название «родительская» – первым делом всегда молятся за своих усопших родителей.

Что делают в Родительскую субботу?

В Родительскую субботу верующие посещают церковь или храм, участвуют в поминальной литургии, обязательно подают записки о упокоении, ставят свечку за своих умерших родственников, могут заказать панихиду по родным усопшим. Многие православные в этот день посещают кладбища, где покоятся их близкие, приводят в порядок могилу и надгробие, кладут цветы, при необходимости меняют крест или ограду.

Многие приносят угощения на могилы своих покойных близких. С точки зрения православной веры – это не более чем языческий предрассудок. Вместо этого лучше принести в храм кагор (вино) для поминальной литургии и постные продукты, чтобы передать их малоимущим.

Также в Родительскую субботу проводят поминки. В такой день желательно собраться всей семьей и помянуть добрым словом своих усопших близких. Церковь не одобряет превращение поминок в бурное возлияние, так как суть коллективной трапезы в этот день состоит в поминовении тех, кого уже нет с нами, а не в предании веселью и плотским радостям.

Также существует традиция приносить в храм вино для литургии и постные угощения, которые будут переданы малоимущим прихожанам.

7 Родительских суббот в православном календаре

В течение года отмечают семь родительских суббот, три из которых приходятся на Великий пост. В православной традиции есть и особые дни поминовения, специально посвященные молитвам за воинов, погибших за православную веру.

Вселенские и частные Родительские субботы

Родительские субботы бывают вселенские (Мясопустная и Троицкая) и частные. Во время Вселенской субботы проводится поминовение всех умерших христиан. Частные родительские субботы – это дни поминовения, существующие только в календаре Русской православной церкви.

Календарь Родительских суббот

В русской православной традиции принято справлять в течение года семь родительских суббот:

  • Мясопустная (Вселенская) родительская суббота;
  • Три Родительских субботы Великого поста;
  • Радоница;
  • Троицкая Родительская суббота;
  • Димитриевская Родительская суббота.

Плавающие даты

Как правило, Родительские субботы не имеют четко фиксированной даты и меняются из года в год. Это связано с тем, что дата проведения поминального дня устанавливается относительно дня недели и других священных праздников. Дату Родительской субботы всегда можно проверить по церковному календарю.

Календарь Родительских суббот на 2019-2020-2021 годы

Название Родительской субботы

Мясопустная суббота

Мясопустная Родительская суббота – это первый родительский день в году, одна из двух Вселенских родительских суббот. Проводится в субботу перед Неделей о Страшном суде и за неделю до Великого Поста. Название «Мясопустная» происходит от второго именования воскресенья за неделю до Великого Поста – Мясопуст.

Среди дней поминовения Мясопустная суббота имеет особое значение, так как это первый день в году, когда проводится всеобщая заупокойная литургия. В дни Великого поста полная литургия не служится, поэтому поминовение усопших возможно лишь в особые дни. Многие православные стараются передать записку с именем усопшего в храм за день до Мясопустной родительской субботы, ведь следующая такая возможность появится нескоро.

Родительские субботы в Великий пост

Великий пост длится 48 дней и служит подготовкой верующего к Пасхе. Он установлен в память о подвигах Христа в пустыне на протяжении сорока дней. В течение большей части Великого поста не проводятся заупокойные литургии. Чтобы умершие православные не остались без поминовения, было выделено три родительских субботы на второй, третьей и четвертой неделе (седмице) Великого поста.

Радоница

Радоница – первый день вселенского поминовения усопших после Великого поста и Светлой седмицы (первой недели после Пасхи). Отмечается во вторник Фоминой седмицы, поэтому её нельзя в полной мере назвать родительской субботой. Тем не менее, она имеет особое значение, так как это первый будний день после полутора месяцев, когда можно проводить литургию после усопших.

В православной традиции церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней. Поэтому Радоницу следует рассматривать не просто как день поминовения, а как возможность разделить радость праздника Пасхи со всеми умершими близкими. Несмотря на повсеместное празднование Радоницы, церковный устав не предусматривает заупокойную литургию во вторник Фоминой недели. Некоторые литургисты Русской православной церкви критикуют Радоницу на том основании, что она приводит к смешению празднично-торжественного и заупокойного.

Троицкая суббота

Для православных Троицкая суббота – это второй из двух главных дней поминовения усопших – Вселенская Родительская суббота. В этот день принято возносить молитвы не только о своих родных и близких, но и обо всех умерших христианах.

Троицкая суббота предшествует Дню Святой Троицы (другое название Пятидесятница). Согласно Евангелию, в этот день на апостолов сошел Святой Дух, ознаменовав тем самым создание вселенской апостольской Церкви. Сошествие Святого Духа сделало возможным спасение человеческой души, а потому в субботу перед Днем Святой Троицы важно молиться не только за живых, но и за усопших христиан.

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская Родительская суббота – последняя из Родительских суббот в году. Она приурочена ко дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского. В этот день поминаются все умершие, но в первую очередь воины, погибшие за православную веру. Считается, что начало проведению Димитриевской субботы положил князь Дмитрий Донской, когда посетил после победы в Куликовской битве Троице-Сергиеву обитель.

Дни памяти православных воинов

Помимо Димитриевской субботы, есть еще два дня, когда в храмах Русской православной церкви служат литургию по всем погибшим православным воинам. Эти дни не относятся к Родительским субботам, но тоже являются важными днями поминовения. Дни памяти православных воинов, в отличие от Родительских суббот, имеют четко установленную дату.

11 сентября известно, как День памяти павших за Веру, Царя и Отечество православных воинов. Проводить панихиду в эту дату было установлено в годы войны России с Османской империей указом императрицы Екатерины Великой. Война, длившаяся с 1768 по 1774 год, унесла жизни многих русских православных солдат. Чтобы был день почитания памяти не только тех, кто погиб в Русско-Турецкой войне, но и всех православных воинов, когда-либо сражавшихся с врагами, императрица установила специальный памятный день. В наше время эта панихида проводится нерегулярно.

9 мая – это день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война унесла жизни многих наших соотечественников, в том числе и православных христиан. В праздник Дня Победы церковь проводит службу в память о жертвах войны и молится за упокой всех убиенных.

Молитва об усопших в Родительскую субботу

В Родительскую субботу православному христианину важно не только навестить могилы и провести поминки. В первую очередь он должен посетить храм и помолиться за упокой своих родных и близких, в первую очередь родителей и других своих предков. Если посетить храм не удается, то можно вознести молитву дома в соответствии с молитвословом. Существуют различные молитвы, подходящие для чтения в родительскую субботу, вот одна из них: молитва об усопшем христианине, молитва вдовы и вдовца, молитва детей о почивших родителях.

Самая основная и простая молитва об усопших родных, которую может прочесть любой православный, звучит так:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»

Если христианин хочется помолиться о каком-то конкретном покойном, то он может прочесть следующую молитву:

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Возможно, вам будет интересно:

Православная традиция уделяет большое внимание памяти о покойных. Умерших христиан в храмах поминают несколько раз в году по субботам. Но есть особая, родительская суббота, когда в церкви служат заупокойные службы, уделяя внимание именно умершим родственникам, а люди устраивают поминки и посещают кладбища. Из-за многолетнего негативного отношения советской власти к религии, когда традиции и обряды были под запретом и некоторые обычаи забылись, сейчас многие теряются в догадках, как же проводить родительскую субботу.

В частности, людей волнуют вопросы о том, что нужно, а чего нельзя делать в этот день, что необходимо нести с собой на кладбище и в церковь. Наши предки старались проводить родительскую субботу достойно, максимально заполненной событиями, так как, по традиции, нужно было успеть выполнить массу дел и ритуалов. Разберемся детальнее, как правильно поминать усопших в родительскую субботу, и чем она отличается от других дней.

В православном календаре существует несколько дат поминовения в году. Но самыми почитаемыми среди народа считаются те, которые предшествуют крупным религиозным праздникам, как перед Троицей, Масленицей, Покровом. Несмотря на название «родительская», это не значит, что эта суббота предназначена для поминовения исключительно своих покойных отцов и матерей. Это название происходит, скорее, от корня «род», так как традиционно люди первыми поминают именно своих ближайших родственников, но следует - всех умерших знакомых.

Выделяются такие ключевые поминальные дни:

  • Мясопустная суббота;
  • Радоница;
  • Троицкая;
  • Димитровская.

Накануне празднования масленичной недели, перед Великим постом, во всех православных церквях происходит вселенская, или большая родительская суббота - день поминовения предков. Эта родительская суббота перед Пасхой еще носит название Мясопустная. Такое название обусловлено тем, что эта суббота приходится перед мясопустным днем - последним в году перед Великим постом, когда верующие могут себе позволить съесть мясо.

Также отдельно выделяется дата, которая идет не перед, а после большого христианского праздника. Это родительская суббота после Пасхи, называемая еще Радоница. Ее отмечают на девятый день после Светлого Воскресенья, и приходится он всегда на вторник, но по народной традиции на кладбище хотят в субботу. Как правило, этот день отмечается в апреле, если только Пасха не поздняя (тогда Радоница выпадает в мае). Конкретное число Радоницы можно узнать по календарю, так как она напрямую привязана к Пасхе, которая, как известно, каждый год бывает в разные даты.

Следующая крупная суббота отмечается накануне празднования Троицы. Этот родительский поминальный день отличается от остальных тем, что традиционно люди использовали в обрядовых действах большое количество зелени и цветов. Важное значение люди также придают Дмитриевской родительской субботе, которую отмечают в начале ноября. Это последняя особая суббота в году, а потому к ней народ готовился особенно тщательно.

Дмитриевский родительский поминальный день также традиционно предназначен для особого поминовения павших за Родину воинов.

Важные моменты родительской субботы

Ключевое событие любой родительской субботы - поход в церковь и затем на кладбище. В храмах служится заупокойная Божественная литургия, на погосте священники совершают панихиды над могилами, а люди в церкви и дома читают особые молитвы за упокой душ умерших. Чтобы провести родительскую субботу правильно, нужно отправиться в церковь немного раньше богослужения. Это необходимо для того, что успеть в церкви подать записку об упокоении. В этой записке укажите имена, данные покойным родным и близким при крещении (иногда они не совпадают с мирскими именами людей).

Кроме того, в родительскую субботу в церковь не принято идти с пустыми руками. По давней традиции в храме установлен специальный столик для подношений. С этой целью в церковь принято нести продукты питания, как правило, постные, а также красное вино кагор, которое затем используется для совершения литургии. Учтите, что другие виды спиртного, как-то водка или коньяк, нести в качестве подношения в дом Божий нельзя. Интересно, что ранее был обычай собирать всем миром продукты и вино, а после службы во дворе храма накрывался один большой стол, за которым прихожане затем поминали своих родных усопших. Сейчас эту традицию еще можно встретить в небольших городках или деревнях, но преимущественно она уже исчезла из современной жизни. В наши дни продукты, которые были принесены прихожанами в родительскую субботу, используются на нужды прихода и для помощи малоимущим.

Согласно православным церковным правилам, правильно поминать усопших следует таким образом. В церковь нужно прийти дважды - сначала накануне родительской субботы и затем утром в поминальный день. В пятницу отправляйтесь на вечернее богослужение, в ходе которого совершается Великая панихида и Парастас. Затем утром снова идите в церковь, чтобы присутствовать на Божественной литургии и общей панихиде. По мнению священнослужителей, очень важно молиться об умерших, так как только молитвой можно помочь им найти упокоение. Немногие люди предвидели свой уход из жизни и успели пообщаться со священником, который отпустил им грехи. А потому снять с них груз грехов могут лишь живые родственники, которые своими горячими молитвами испрашивают у Всевышнего прощения для покойных.

После службы в родительскую субботу принято сразу идти на кладбище. Там нужно привести в порядок могилу и территорию рядом с ней, поменять на могилке цветы. Допустимо на кладбище помянуть мертвых, пригубив немного спиртного и закусив. Но официальная церковь выступает категорически против больших застолий на кладбище. Основной поминальный обед в родительскую субботу нужно устраивать уже после возвращения домой. Там можно собраться родней и за накрытым столом вспомнить добрым словом своих покойных родных и близких друзей.

Не забудьте по дороге на кладбище и с него подать милостыню и угостить едой нищих, которых часто можно встретить у ворот погоста. Этот жест милосердия соответствует одной из ключевых догм православия - помогать ближнему своему.

Спорные вопросы

Многие люди переживают по поводу того, допустимо ли в родительскую субботу заниматься своими привычными бытовыми делами - стирать или работать по хозяйству. На этот счет у священнослужителей нет никаких запретов. Более того, особая суббота изначально предполагает, что человек должен непременно пойти на кладбище, чтобы:

  • убрать там территорию;
  • при необходимости поправить крест;
  • починить ограду;
  • подкрасить надгробие.

Женщинам же нужно накрыть поминальный стол, что также является разновидностью работы. И надо угостить пирогом нищих, чтобы они помолились за усопших. поэтому можно смело делать все запланированное и не переживать насчет запретов на физический труд в родительский день. С другой стороны, священники указывают на тот момент, что никакая работа не должна быть преградой, чтобы в родительскую субботу и накануне ее посетить церковь и послушать службу.

Есть также ряд вопросов, касающихся других мирских дел, выпадающих на родительскую субботу. В частности, бывают такие ситуации, когда молодожены назначают дату свадьбы, не сверившись с церковным календарем, и в итоге их бракосочетание выпадает на родительскую субботу. Когда же они узнают об этом, то начинают переживать и забивать свою голову неприятными суевериями на сей счет. Хотя у священников на этот вопрос более лояльный взгляд, чем можно было бы себе представить. Священнослужители говорят о том, что в субботу венчание в церкви не проводится, а расписываться в ЗАГСе можно свободно. Другое дело, что не совсем удобно играть свадьбу накануне крупных религиозных праздников, как, например, в Троицкую родительскую субботу. Первые же дни лета считаются началом поры свадеб, а потому многие молодожены оказываются в двоякой ситуации именно на Троицкий родительский день. По мнению священников, верующие люди в этот день должны быть поглощены подготовкой к празднованию Троицы - одного из крупнейших религиозных праздников. А значит, людям нужно накануне отправиться на вечернюю службу и исповедаться. Потому свадьба в эту родительскую субботу может быть неприемлемой.

Если же дата свадьбы на Троицкую родительскую субботу уже назначена, и сменить ее нет возможности, народная мудрость припасла несколько ритуалов, которые помогут примириться с этим. Считалось, что утром накануне торжества молодожены каждый по отдельности должны посетить кладбище, чтобы положить свежие цветы на могилы ближайших родственников. В том случае, если кто-то из родителей молодоженов не дожил до этого торжественного дня, важно вдвоем прийти на могилу, чтобы испросить у покойного благословения на брак.

Как вы готовите могилы на кладбище к родительскому дню?

Древние традиции родительских суббот

До наших дней сохранился огромный пласт обрядов, связанных с проведением родительских суббот. Также существует много примет, на которые люди до сих пор обращают внимание. Например, на Радоницу обязательно ждали дождь. Ливень или небольшой дождик означал то, что по осени будет собран богатый урожай. Люди даже старались зазывать дождь, глядя на облака. Если небеса смилостивились над их просьбами, и падали первые капли, то все спешили набрать в ладони дождевую воду, чтобы умыться ею. Считалось, что этот ритуал приносит счастье и удачу. А молодые девушки и женщины использовали дождевую воду еще более замысловатым образом. Они набирали ее в предназначенную для этого емкость и затем клали в воду золотые или серебряные кольца - у кого какой был достаток. Наши предки верили в то, что этот ритуал сохранял девицам молодость и миловидность.

Еще больше необычных традиций сохранилось на Троицкую родительскую субботу. Наши предки были уверены в том, что на родительскую субботу их покойные родные на время могли выйти в мир живых, чтобы пообщаться с любимыми. Считалось, что накануне Троицы их духи таились в зелени - цветах, кустах, травах и деревьях. Потому люди торопились в этот день посетить кладбище, чтобы украсить могилы покойных свежими зелеными травами и яркими цветами.

Как и на Радоницу, Троицкая поминальная суббота в старину делилась на три части.

Если с первыми двумя пунктами все понятно, то, что же происходило вечером родительского дня? Пожилые люди оставались дома и проводили вечер за молитвой, а вот молодежь собиралась для веселья. Нужно отметить, что родительские субботы представляли собой не только дни поминовения усопших, но и своеобразный праздник, восхваляющий жизнь. В Троицкую родительскую субботу молодежь собиралась вместе возле водоема. На берегу озер или рек они зажигали большие костры и веселились.

А вот Дмитриевская суббота славилась застольями. Если в родительскую субботу после Пасхи поминальный стол следовало накрывать пасхальными блюдами, то осенью ключевым кушаеньем родительского поминального дня были разнообразные пироги. По традиции, приготовления к этому дню начинались еще с пятницы. Пятничным вечером хозяйки после завершения ужина полностью убирали стол и застилали его свежей скатертью. Затем стол накрывался новой снедью. Этим символическим жестом души покойных приглашались к столу. После этого все члены семьи должны были тщательно вымыться в бане. Последний из посетивших парилку оставлял в кадке воду и веник, чтобы покойные родственники могли освежиться.

На родительскую субботу после традиционного посещения церкви и кладбища люди приступали к большой поминальной трапезе. В этот день хозяйки накрывали богатый стол. Главными блюдами была любимая еда покойных родственников. Также непременно на стол ставили;

  • блины;
  • узвар (компот, сваренный из сухофруктов);
  • кутью;
  • студень;
  • жаркое;
  • пироги.

По традиции, пироги в этот день должны были быть непременно продолговатыми. Также еще одна традиция, связанная с пирогами, касалась людей, недавно вступивших в брак. Те, кто повенчался в октябре, должны были приготовить особый поминальный пирог и взять его с собой на кладбище.

Еще был специальный ритуал в эту родительскую субботу. На стол с поминальным обедом ставилась чистая тарелка, предназначавшаяся для покойных. Каждый из участников поминальной трапезы клал на это блюдо по ложке еды из своей тарелки. Эту тарелку не убирали на ночь. Считалось, что души умерших ночью угощались обедом.

Современные люди частично продолжают следовать традициям своих предков. Ярким примером может служить то, что на поминальной трапезе всегда стоит пустая тарелка и рюмка, накрытая куском хлеба. С точки зрения священнослужителей, это не более, чем пережиток языческих традиций, так как в христианской вере нет такого обряда. Но многие священники снисходительно относятся к подобным действиям членов своего прихода. Но то, что, по их мнению, обязательно нужно делать в родительскую субботу, это посещать храм.

В том случае, если человек из-за болезни не может прийти в церковь или в этот день он находится в дороге, тогда нужно просто молиться за души умерших. Молитва имеет ключевое значение, а прийти на кладбище, чтобы убрать могилу усопших родных, можно будет в любой другой удобный день.

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий...», а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Димитриевская суббота

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.



Родительские субботы являются очень важными моментами в жизни православных людей. Ведь в такие дни они могут спокойно отдаться молитвам и попросить о прощении всех грехов своих родных и близких. Сходить в церковь, подать милостыню, а также помянуть за обеденным столом о душах усопших.

У православных людей существует несколько версий, почему особенные поминальные дни были названы «Родительской субботой». Первая версия говорит о том, что человек всегда помнит о своих близких и родных, которых уже нет рядом. И именно о них вспоминает в первую очередь, особенно если это касается родителей.

Вторая версия близка к религии, которая напоминает о том, что человек близок к «земле» и признан «ушедшим» родителям. Субботний же день является самым спокойным именно поэтому и был выбран таким особенным и почитаемым временем. Посещение Храма для православных в этот период является важным моментом, потому что там они отдают свои почести умершим. Каждая особая дата субботнего периода имеет свое значение.

  • Мясопустная суббота
  • Троицкая суббота
  • Радоница
  • Дмитриевская суббота
  • Традиции и обычаи

Мясопустная суббота

Это время приходится на дату, которая наступает за 7 дней до Пасхи. В такой значимый для православных день Сын Божий явился после собственной смерти, тем самым укрепил людскую веру и доказал непреодолимую мощь. За неделю до поста люди вспоминают об усопших, молятся о них и просят Сына Божьего, чтобы он простил души усопших и принял их к себе.



Троицкая суббота

Такая суббота наступает за день до наступления Троицы, то есть основной праздник отмечается в воскресенье. Это установление зародилось давно и дошло до нашего времени. В такой особый день люди молятся об усопших, чтобы они обрели покой.

Родительские субботы в Великий Пост

Как известно, пост является самым значимым и строгим временем. 3 поминальных даты установлены в этот период, что говорит об уважении и внимании к усопшим «душам». Именно в установленное время можно вспоминать об «ушедших» родных и близких, потому как в другое время запрещено проводить литургии и поминовения.

Радоница

Это время считается самым важным и особенным в году. В такой день люди вспоминают умерших. Посещают кладбища и отдают свое почтение в Храмах, где проходят поминальные службы. Молятся о том, чтобы родные и близкие, которых уже нет рядом, обрели покой.



День поминовения всех усопших воинов

Такой день посвящен воспоминаниям о погибших воинах во время военизированных действий. Вспоминают об усопших родных и близких, а также поминают Иоанна Предтечи, который пострадал за веру и был обезглавлен.

Дмитриевская суббота

Сначала Дмитриевская суббота была укреплена в честь погибших при Куликовской битве и отмечалась перед датой памяти Димитрия Солунского, но с течением времени – это время стало касаться о воспоминаниях всех усопших на Земле.

Все поминальные дни, касающиеся религии, называют родительскими субботами и имеют собственные даты, которых насчитывается ровно 8. Существуют также религиозные традиции, например, зажигание свечей и посещение Храма.

В Храмах проводят поминальные службы, читают молитвы, перечисляя имена усопших. Обычно священники получают «записки», в которых заранее написаны имена ушедших родственников и близких, перечисляя их, они отдают свои почести ушедшим, тем самым помня и молясь за их души.

Во вселенские субботы поминаются все умершие и пропавшие люди. В Храмах проводят панихиды, а священнослужители читают молитвы, тем самым отдают дань ушедшим, погибшим и пропавшим людям.

Значимые даты религии 2019 года

Родительские субботы 2019 года имеют свои даты:

· 02.03. - наступает мясопустная суббота;

· 23.03. – период 2-ой седмицы строгого поста;

· 30.03. – 3-ий период седмицы Великого времени;

· 07.04. – 4-ый период седмицы строгого поста;

· 07.05. – Радоница;

· 09.05. - вспоминают обо всех погибших воинах;

· 15.06. – Троицкая суббота;

· 02.11. – Дмитриевская суббота.




Перечисленные моменты приходятся на субботний период времени, потому что именно субботы признаны самым спокойным временем всех недель и в эти дни можно спокойно отдать почести и воспоминания всем усопшим на «Земле».

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи православных гласят, что допускаются молитвы дома перед иконами, но, конечно, гораздо важнее посетить церковь. В такие почитаемые дни нужно ездить на кладбища, а после обеда собраться всем родственникам и поминать усопших. Для этого нередко готовят кутью. Ведь в такие особые дни благодаря молитвам и почестям умершие могут получить освобождение от «загробных» наказаний.

В церковном календаре дата, приходящаяся на 9 мая, является непереносимой. «Панихида», которая проходит в Храме обозначает «ходатайство», то есть верующие люди просят Господа о проявлении милосердия для умерших и прощении своих близких и родных.




По уже зародившимся традициям поминать родителей и близких, а также молиться за их души нужно в церкви. Очень важно личное присутствие на литургии. По старым обычаям люди могут приносить в церковь продукты только постного происхождения, допускается вино. В такие значимые дни очень важно оказывать помощь и подавать милостыню нищим и бедным людям, которые искренне в этом нуждаются. Зачастую после церкви, когда люди отправляются на кладбище, проводится уборка и облагораживание мест захоронения. Хотя по церковному уставу делать это необязательно. Потому что важнее внимание к «душе усопшего», чем к его отсутствующему телу.

Церковь не запрещает при поминальных трапезах присутствие алкогольных напитков, но все должно быть в меру. В родительские субботы не должно происходить ссор, драк и других конфликтов. В такой значимый день запрещается ругать и наказывать детей. То есть злобу и раздражение необходимо избегать.




Этот период времени необходимо посвятить памяти душам умерших людей, поэтому он должен проходить в спокойствии, а никак не наоборот, важно сохранять уравновешенное сдержанное состояние и, возможно, тогда можно будет вымолить прощение у Господа о душах ушедших родственников.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт