Что такое жестокость к людям. В чем причины жестокости

24.09.2019

(387 слов) Жестокость – это злое и равнодушное отношение к окружающим людям, которое чаще всего проявляется в агрессии и насилии. Вряд ли ее можно назвать врожденным качеством – она имеет свои корни. Зачастую жестокость начинается с семьи или же круга общения. Если в момент выбора между добром и злом, честностью и подлостью человек отдает предпочтение второму, он тем самым позволяет жестокости войти в его сердце. Чтобы наиболее полно охарактеризовать это понятие, обратимся к отечественной литературе за примерами.

Так, олицетворением этого качества можно считать А. Швабрина, одного из отрицательных героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Молодой офицер, с которым встречается Петр Гринев в Белгородской крепости, изначально не кажется читателю злым и бесчестным. Однако впоследствии обнаруживается, что Швабрин мелочен, мстителен и готов на все ради своей собственной выгоды. Проявления жестокости Алексея можно найти, например, в сцене дуэли между ним и Гриневым: он воспользовался моментом, и когда главный герой отвлекся, ранил его. Из этого можно сделать вывод, что молодой человек проявил жестокость. Другой, уже более масштабный пример – это захват Пугачевым Белгородской крепости. Циничный офицер сразу же переходит на сторону врага и становится одним из его командиров, участвуя в расправах и самосуде над пленниками. Именно такое поведение характеризует жестокого героя, ведь он не только делает людям больно, но и не видит в этом проблемы. К своей цели он идет по трупам и не испытывает угрызений совести.

Другим примером может служить главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Родион Раскольников. Он – воплощение рефлексии, колебания и даже яростного поиска смысла жизни. Запутавшись в своих рассуждениях, герой совершил роковой поступок – он довольно жестоко убил старую процентщицу, исходя из убеждения, что на такой шаг способен только гуманный и сильный духом человек. Несмотря на то, что убитая им женщина не была воплощением добродетелей, вскоре Раскольников понимает, какую ужасную ошибку он допустил в своих суждениях. То, что он считал проявлением гуманности к обществу, оказалось всего лишь актом агрессии по отношению к нему. Убийство – оружие жестокого человека, и когда главный герой осознает эту истину, он претерпевает глубокие душевные страдания и муки совести. Жестокость, проявленная им при преступлении, становится его же наказанием.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: жестокость – это агрессивное, равнодушное и злое отношение к окружающим людям, которое человек проявляет, выбирая неправильные приоритеты в жизни. Если он решает, что его нужды стоят выше законов морали, этических принципов или религиозных канонов, то его сердце непременно ожесточится.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский Государственный Университет

Факультет философии и психологии

Отделение психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Психологические корни жестокости

Курсовая работа

Студентки 1 курса д/о

Коровиной О.А.

Научный руководитель

преп. Ермолаев В.В.

Воронеж 2005

Введение 3

1.Жестокость – сугубо человеческое качество 5

2. Психологические корни жестокости 11

3. Становление человеческой агрессии 19

Заключение 25

Список используемой литературы 26

Введение

«Депутат от баскской общины погиб от взрыва бомбы, подложенной в его машину». «Во время ограбления два молодчика убили трех гостей» (Дулликон, Швейцария). «Солдаты Ирландской Республиканской армии подвергли пыткам и казнили мужчину!». Пролистывая газеты или смотря телевизор, мы постоянно сталкиваемся с сообщениями подобного рода. К сожалению, ни одно общество не свободно от таких явлений как убийство, избиение и разрушение. Насилие имеет место в масштабах целых государств. Наряду с этим насилие не чурается проявления в рамках повседневной жизни. Наше непосредственное окружение полно красноречивых свидетельств его присутствия. Насилие пугает, устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения: политики; мужья, избивающие своих жен; солдаты; жены, убившие своих мужей; разбойники, насильники и даже террористы – искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях, когда у них не остается иного выхода, кроме применения грубой физической силы. Однако дело обстоит в полном соответствии с поговоркой о благих намерениях (которыми устлана дорога в ад) – все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождения между нашими словами и делами проявляется со всей остротой. Вот реальность сегодняшнего дня.

Что такое жестокость? Почему же насилие несет в себе черты необъяснимого магнетизма? Что же происходит с нами? Почему от зловещей тени не свободен даже мир детства? Разве дети не должны вести себя более мирно? Подрастающее поколение олицетворяет нашу надежду на лучшее будущее. Откуда же тогда берется жестокость среди детей и подростков? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение? Целью исследования является попытка ответить на предложенные вопросы.

В данной работе сосредоточено внимание на глубинно–психологических корнях феномена человеческой жестокости. Вместо бессмысленных сетований по поводу несовершенства человеческой натуры попытаемся разобраться в истоках жестокости. Предметом нашего исследования являются жес­токость и ее наиболее опасная форма - особая жесто­кость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Объект исследования – человек, как носитель психики. А в качестве гипотезы выступает предположение о наличии психологических корней жестокости. И для того, что бы понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, на­конец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Жестокость – сугубо человеческое качество

Итак, предметом нашего исследования являются жес­токость и ее наиболее опасная форма - особая жесто­кость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо, прежде всего, выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Это нужно сделать, поскольку названные понятия часто путают, что приводит к ошиб­кам этического, политического и юридического харак­тера. Между ними, однако, очень много общего и в пер­вую очередь то, что жестокость всегда реализуется с по­мощью агрессии, т.е. жестокости без агрессии не быва­ет. Поэтому нужно особо подчеркнуть природу, причины и механизмы проявления жестокости и невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, на­конец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Агрессия и жестокость представляют собой проявле­ния насилия, но по сравнению с жестокостью агрессив­ность - более широкое и в значительной мере нравст­венно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость - особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) имеют при­родный характер, то жестокость - явление чисто социального происхождения, присущее лишь человеку, про­дукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Воз­никнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области - социальной.

Вспомним, что многие животные агрессивны, это их способ существования, но они никогда не жестоки, и во­обще жестокость как нравственная категория к ним не­применима, хотя часто поведение многих животных, на наш взгляд, может выглядеть очень жестоким.

Агрессия является неотъемлемой чертой многих видов деятельности. Агрессивными должны быть, на­пример, люди, занятые в военных действиях, спортсме­ны (футболисты, боксеры и т.д.) и др. Многие агрессив­ные действия, поэтому в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и получают социальное одобрение. Однако агрессивность, переродившаяся в жестокость, в зависимости от конкретного ущерба и иных важных обстоятельств, как правило, наказуема - от морального осуждения и желтой карточки футбольно­го судьи, до смертной казни. В некоторых, сравнительно редких случаях даже особая жестокость поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пыт­ках.

В целом нравственная оценка жестокости от этого не меняется. Однако жестокость может быть желанна для человека, который является объектом насилия, при мазохизме, например.

Человечество всегда принимало жестокость, как оно всегда, принимало и страдание, дающее возможность очищения, осмысления себя и жизни, сосредоточения, ухода от повседневных и мелких забот, а многим - на­дежду на спасение. За все это люди давно полюбили страдание, а поэтому, тщательно скрывая это даже от себя, стремятся к нему, делают его важной частью свое­го бытия. Но обычно забывают о том, что источником мучительных переживаний и острой боли очень часто выступает именно жестокость. Если мы можем проник­нуться страданием и «обручиться» с ним, то столь же де­ятельно отвергаем жесткость и стараемся не унизиться перед ней, поскольку она посягает на моральные и психологические основы нашего существования.

Жестокость - это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система от­чуждены от конструктивных ценностей. Поэтому нена­висть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность. Самое парадоксальное в том, что жесто­кость, вызывающая тяжкие страдания, может быть по­рождением или продолжением любви, буйной, слепой, все сметающей страсти, тоже со своими мучениями и болью.

А что же такое агрессия?

Видный немецкий психолог X. Хекхаузен напоминает, что на обыденном языке слово «агрессия» означает мно­жество разнообразных действий, которые нарушают фи­зическую или психическую целостность другого челове­ка (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок за­ставляет относить к одной и той же категории столь раз­личные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но ока­зывается включенным в сложную предысторию раз­вития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда. Возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустра­цию, а возникают «самопроизвольно» из желания вос­препятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Следует поэтому различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.

Чтобы было ясным дальнейшее изложение, надо отметить, что под агрессивностью будем понимать особенность (черту) личности, а под агрессией- соответствующее поведение.

В самом общем виде агрессия и жестокость могут по­ниматься как демонстрация силы, угроза ее применения либо использование силы в отношении отдельного чело­века или группы лиц. То и другое явления могут носить индивидуальный и коллективный характер и всегда на­правлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные дей­ствия, жестокие в том числе, всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, вы­игрыша. Так, с помощью жестокости, причинив страда­ния и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, далеко не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим по­ступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъек­тивной, личностной стороны никогда не бывают бес­смысленными.

Жестокое поведение может быть определено как на­меренное и осмысленное причинение другому существу мучений и страданий ради них самих или достижения других целей, либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть подобные последствия.

Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - про­явление этой черты, то жестокость тоже можно рассмат­ривать в качестве личностной особенности, которая ре­ализуется в жестоких действиях. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.

Жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, на­падения, насилия она не может иметь места. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий - агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. заключаться лишь в словах, а также носить воображаемый характер.

Поскольку теперь ясно, что агрессия, агрессив­ность и жестокость - понятия разные, хотя их даже в науке часто используют как синонимы, можно поставить следующие вопросы: является ли агрессивность причи­ной жестоких действий? Каждому ли человеку, совер­шившему названные действия, внутренне присущи такие черты, как агрессивность и жестокость?

На первый вопрос следует дать отрицательный ответ, поскольку жестокое поведение порождается другими личностными факторами, и оно имеет место не потому, что в нем реализуются агрессивные тенденции. Такое по­ведение нужно человеку для того, чтобы выразить иные свои склонности, решить такие внутренние проблемы, ко­торые подчас не имеют ничего общего с агрессивностью. Но присущая данному субъекту агрессивность может ак­тивно способствовать проявлениям жестокости, как бы обеспечивать их, устраняя внешние преграды, делая со­ответствующие поступки целенаправленными и напорис­тыми и даже помогая найти им оправдание.

На второй вопрос также нужно ответить отрицатель­но. Аргументы в пользу этого можно найти в результатах эмпирических исследований, свидетельствующих об от­сутствии агрессивности у некоторых лиц, совершивших очень жестокие действия. Чаще всего это характерно для тех, кто просто не думал о том, что по их вине кто-то может испытывать большие физические или иные стра­дания. Неагрессивными как, оказалось, могут быть даже те лица, которые совершают несколько убийств на сек­суальной почве с особой жестокостью. Такие их дейст­вия не имеют ничего общего с необходимостью реали­зации агрессивности, они решают при этом другие очень сложные внутренние проблемы. Иное дело, что их жес­токое поведение агрессивно и принимает форму насилия. Итак, можно констатировать агрессивное поведение неагрессивных личностей.

Здесь мы подошли к очень важному вопросу о необ­ходимости всегда отделять личность от ее поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок - всегда нечто внешнее по отношению к ин­дивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе харак­теризует наклонности человека, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрес­сивными. Уголовный закон наказывает не за то, что дан­ный человек агрессивен или жесток, а за то, что он со­вершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жес­токость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответст­венность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания.

Объек­том и субъектом насилия могут быть государства, клас­сы, социальные группы, отдельные личности. Насилие проявляется как взаимодействие, воздействие одного субъекта отношения на другого, как применение силы против воли и желания объекта ее приложения. В про­тивном случае насилия нет. Насилие может соответство­вать закону, а может противоречить и ему, и морали. Жестокость же, за исключением того же мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне пра­вомерно использовать их как синонимы.

Насилие извечно и спон­танно присуще человеку и ни в коем случае не может оцениваться только отрицательно. В различных общест­вах, на различных этапах развития общества уровень на­силия будет разным, что зависит от характера существу­ющих в данное время общественных отношений. Поэто­му знание таких отношений является необходимым усло­вием понимания корней насилия и насильственной пре­ступности в том числе.

Причины жестокости

Так для чего нужна человеку агрессия? В чем причины жестоких расправ? Что это – следствие крушения надежд, способ самозащиты? Как можно регулировать свою агрессию? Где проявляется жестокость? Вот о чем пойдет речь в этой главе.

Многие психологические исследования, да и обыден­ные житейские наблюдения, свидетельствуют о том, что без насильственных, агрессивных действий человек не смог бы решить значительную часть своих жизненных задач.

С помощью агрессии человек решает такие свои важ­ные проблемы, как, например, освоение новых прос­транств и мест обитания, новых сфер трудовой деятель­ности и социальной активности. Происходит это потому, что определенная часть людей в результате насилия, угрозы его применения, постоянного давления и посте­пенного вытеснения, снижения социального статуса, унижения личного достоинства и т.д. со стороны госу­дарства, отдельных групп и лиц вынуждена покидать прежнее место проживания и искать себе новое, осваи­вать новые виды труда, определять свое членство в дру­гих социальных группах, даже вообще выходить за рамки нормального человеческого общения.

Можно предположить, что чем более жестко (или жестоко) людей вытесняют, тем активнее они мигриру­ют. Миграция в свою очередь стимулирует экономичес­кую, политическую, нравственную активность, создает новые проблемы, которые разрешаются разными спосо­бами, в том числе опять-таки посредством агрессии. Проявляемая при этом жестокость зависит от того, на­сколько данный человек субъективно, чаще на бессозна­тельном уровне, ощущает сложившиеся вокруг него ус­ловия как нетерпимые и угрожающие его бытию. Его жестокость в этом случае носит характер защиты от агрессии, например, государственных структур.

Среди бродяг, многократно судимых рецидивистов и членов организованных преступных групп можно встре­тить лиц, которые воспитывались во внешне благопри­стойных семьях, получили неплохое образование, иногда даже высшее, но постепенно были вытеснены на самые низкие ступени социальной лестницы. Обычно такое вы­теснение начинается с детства из-за жестокого семейно­го воспитания и агрессивных действий родителей. Неко­торые жертвы такого воспитания быстро распознаются сверстниками как слабые и уже среди них становятся объектами насилия. Другие же, тоже вытолкнутые из семьи, сами начинают проявлять агрессивность в детских и подростковых группах.

Таким образом, мы приходим к выводу, что агрессивность - это не только личност­ная позиция, заключающаяся в наличии разрушительных тенденций в общении с другими людьми и с окружаю­щим миром в целом, в предпочтении использования на­сильственных средств для решения своих больших и малых проблем. Это врожденное качество, а не резуль­тат социализации, хотя в процессе воспитания и фор­мирования личности данное качество может усиливаться либо, наоборот, снижаться, сниматься другими свойства­ми и социальными запретами, аккумулированными в че­ловеке. То, что принято называть гармонически развитой личностью, предполагает наличие в ней определенной доли агрессивности, что и делает ее социально адаптиро­ванной и полезной, например, для преодоления жизнен­ных преград. Если же агрессивность отсутствует, проис­ходит стирание индивидуальности, субъект становится податливым, пассивным, конформным, снижается его со­циальный статус.

Поскольку интенсивность, частота и формы проявле­ния насилия и агрессивности в немалой степени зависят от воспитания, а жестокость есть "чистый" его продукт, понять агрессивность и жестокость можно, только рас­сматривая сквозь призму межличностных отношений и мироощущений, мировоззрения личности. Указанные яв­ления приобретают личностный характер из межчеловеческого взаимодействия, причем названный принцип определяет отно­шение не только к отдельным людям в повседневном об­щении, но и вообще к человечеству, народам, нациям, другим социальным группам. Поэтому корни поражаю­щей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не в прирожденной агрессив­ности отдельных народов и их представителей. Ее исто­ки лежат в тех конкретных условиях, в которых проис­ходит социализация отдельных людей данного народа, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания. Не следует за­крывать глаза на то, что указанные ценности и нормы могут носить национальный характер и отражать спосо­бы жизнедеятельности данной нации или народа.

Так жеагрессивность в виде жестоких действий может быть рассмотрена в качестве реакции на фрустрацию, т.е. такое психическое состояние человека, которое порож­дается непреодолимым (или субъективно воспринимае­мым) препятствием на пути к цели. Во фрустрационной ситуации субъект предпринимает действия, чтобы преодолеть, убрать преграду, иногда даже уничтожить ее с помощью насилия. Другая форма реакции на подоб­ную ситуацию заключается в отступлении, сдерживании себя, подавлении своих желаний, т.е. личность в самой себе создает необходимый барьер. Это далеко не всегда просто и не всем под силу, поскольку требует немалого волевого напряжения. Можно предположить, что в неко­торых случаях агрессивность, если она была, не просто исчезает, а меняет направление, обращаясь на саму лич­ность и ее собственные сдерживающие силы. Иногда это проявляется в действиях. Можно, например, наблюдать, как человек, лишенный возможности ударить другого, начинает ругать себя, рвет на себе одежду, бьет себя в грудь и т.д. Создается впечатление, что он хочет нака­зать себя, подавить те внутренние центры, которые пре­пятствуют реализации агрессивности в отношении внеш­них объектов, в первую очередь людей.

Блокирование возможности реализовать агрессивные устремления, особенно если преграда (как правило, со­циальная) постоянна, может усилить фрустрацию, психотравмирующие переживания и обратить агрессию внутрь, на самого себя. В этих случаях она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, даже в нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве. Многие из таких поступков очень жестоки, хотя это и не всегда осознается человеком, особенно если он психически не­здоров.

Как показывают эмпирические изыскания, самоубий­ства иногда носят символический характер. Например, лица, перенесшие в детстве глубокие унижения, которые "застряли" в их психике в виде аффективных неосозна­ваемых переживаний, в провоцирующих обстоятельст­вах способны актуализировать подобные переживания. Такие лица, как правило, в нетрезвом состоянии, нано­сят тяжкие увечья детям, тем самым, пытаясь уничто­жить психотравмирующие переживания, связанные с аналогичным периодом в их жизни. Преступники обыч­но не в состоянии объяснить свои поступки. В трезвом виде для них существует множество табу, не разреша­ющих проявлять агрессивность.

Если агрессивность и жестокость рассматривать как реакцию на фрустрацию, то неизбежно возникнет во­прос, почему в одних случаях имеет место только агрес­сия, а в других жестокость и даже особая жестокость. Представляется, что это зависит не столько от препятст­вия, вызывающего фрустрационные переживания, сколько от личностных особенностей человека, В связи с этим небезосновательно следующее предположение.

Жестокость иногда начинает проявляться, когда "простая" агрессивность исчерпала себя или когда с по­мощью "только" агрессии невозможно достичь постав­ленной цели. Однако чаще человек прибегает к жесто­кости из-за особенностей своей личности, а не потому, что объективные условия, в рамках которых реализуется его поведение, не позволяют ему иначе решить свои проблемы, т.е. жестокость обычно не диктуется объек­тивной необходимостью. Потребность в ней имеет субъ­ективный характер, и нередко оказывается, что тех же целей можно было достичь и, не прибегая к жестокости.

Можно сказать, что психика человека, его воля и разум должны в первую очередь справиться не с внеш­ними раздражителями, а с внутренними побудителями. Это делает субъективную задачу еще сложнее. Под­тверждение этого положения мы постоянно находим при психологическом анализе конкретного преступного пове­дения. Анализ убеждает, что очень многие насильствен­ные преступники не испытывают никакого давления извне и полностью отдают себе отчет в том, к чему могут привести для них же самих их поступки, но тем не менее оказываются не в состоянии что-либо изменить в своем поведении. Не помогают даже глубокие угрызения совести, очень часто охватывающие тех, кто совершает сексуальные преступления против детей и молодых деву­шек и кто по прошествии некоторого времени вновь и вновь допускает такие поступки. Их, по существу, бес­прекословное подчинение внутренним побудителям де­лает поведение компульсивным, т.е. оно принимает ха­рактер неодолимого влечения.

Можно предположить, что за период, лежащий между актами насилия, в психике вырабатывается и накаплива­ется некая энергия раздражения. Чем ниже уровень раз­дражения, тем спокойнее человек, но когда этот уровень подходит к критической точке, поведение становится не­управляемым, хотя и остается внутренне целесообраз­ным для данного индивида.

Жестокое, как и иное агрессивное, поведение может быть направлено непосредственно против объекта, вы­зывающего фрустрацию, психотравмирующие пережи­вания в связи с ущемлением, унижением личности, сни­жением ее статуса и т.д., а может быть реализовано и в отношении замещающего объекта, который в этом слу­чае выполняет функции "козла отпущения". Примером этого являются нападения на женщин насильников, ис­пытывающих серьезные затруднения в сексуальной сфере, не для удовлетворения половой потребности, а ради мести женщинам вообще. Доказательство: побои и истязания жертв, не вызванные необходимостью преодоления их сопротивления. Подчеркнем, что нередко при таком смешенном нападении жестокость может быть даже большей, чем, если бы человек мстил своему обид­чику.

Для понимания жестоких или агрессивных действий нужно всегда устанавливать место таких действий в общей структуре индивидуального или группового пове­дения, знать, является ли такой акт неадекватной защит­ной реакцией, следствием аффекта или же имеет само­стоятельную цель и смысл. Не менее важно выяснить, имели ли место подобные поступки в прошлом, если да, то, как часто, т.е. представляют ли они собой привычный способ разрешения возникающих ситуаций.

Субъективно обусловленный характер жестокости ка­чественно отличает ее от агрессивности, которая в очень многих случаях объективно является совершенно необ­ходимой для успеха. Например, без применения насилия невозможно победить в войне, защититься от грабите­лей, задержать сопротивляющегося преступника, испол­нить уголовные наказания, например, в виде лишения свободы, выиграть хоккейный матч и т.д., поэтому мы и отмечали выше, что агрессивность является неотъемле­мой чертой многих видов общественно полезной дея­тельности. Она существовала всегда, в том числе в пер­вобытных общинах, и сохранится навсегда как одна из форм человеческого бытия.

Естественно предположить, что жестокие действия, в том числе как реакция на фрустрацию, могут сопровож­даться эмоциями гнева, ненависти, ярости. Но такие эмоции совсем не обязательны для каждого проявления подобного насилия, иногда оно может реализовываться совершенно хладнокровно, без какой-либо страсти, на­пример при совершении террористических актов, когда гибнет много людей, при пытках или оставлении в опас­ности. В подобных ситуациях человек может просто не затруднять себя мыслью о том, что его действия способ­ны причинить кому-то мучения и страдания. Это ему просто не приходит в голову в силу полного равнодушия к тому, кто станет его жертвой, или вообще к жизни как таковой и ее носителям. Например, неизвестный, подбросивший в двадцатиградусный мороз в 1989 году в Московский зоопарк картонную коробку с обезьянкой, вряд ли созна­тельно хотел причинить ей те ужасные страдания, ко­торые она, замерзая, перенесла. Скорее всего, он просто об этом не думал. Это его не оправдывает, но очень красноречиво характеризует.

Жестокость имеет социально-психологическую природу и характеризует широкий класс межличност­ных отношений. Поэтому, казалось бы, для ее понима­ния особенно необходим всесторонний учет объектив­ной стороны. Однако это не совсем так, хотя, безуслов­но, нужно знать конкретные действия участников кон­фликта и в первую очередь тех, кто был жесток. Решаю­щим является изучение психологических особенностей действующих лиц, мотивов (в том числе бессознатель­ных) их жестоких действий, актуальных переживаний и психических состояний, а также отношения к содеянно­му. Неосторожные (в уголовно-правовом понимании тоже) поступки даже с самыми тяжкими последствиями не являются жестокими.

Тем самым природа жестокости определяется побуж­дениями индивида. В одних случаях она выступает сред­ством достижения какой-то цели ("инструментальная" жестокость), в других - сама по себе желанна для него ("целевая" жестокость). Разумеется, нередко жестокость выполняет обе роли одновременно.

Даже в действиях большинства психически больных лиц жестокость чаще всего избирательна и поэтому до­статочно полно отражает их мотивацию. Немало насиль­ственных преступников, которые жестоки только к определенной категории лиц.

Избирательная жестокость достаточно ярко харак­теризует поведение многих молодежных антиобществен­ных групп. Для них существуют как бы стереотипные объекты нападения, в роли которых выступают одинокие прохожие, молодые пары, просто "чужие" в зоне господ­ства группы и все те, которые не смогут оказать серьез­ного сопротивления. Иногда члены подобных сообществ совершают групповые изнасилования.

Жестокость имеет строго определенного адресата в повседневных бытовых отношениях, когда объектами на­падения становятся родные и близкие, в том числе и дети, а также соседи, сослуживцы и т.д. При этом необя­зательно, чтобы жестоким поступкам предшествовали конфликты: такие поступки могут быть внезапны, носить характер вспышки вследствие внутриличностного кон­фликта, не охватываемого сознанием.

Теперь можно выделим основные сферы жизни, в которых чаще всего может иметь место жестокость:

2) межнациональные и социальные конфликты внут­ри страны, пограничные столкновения между народами разных государств;

3) отношения между государством и личностью, включая различные формы жестокого принуждения, смертную казнь, пытки, лишение свободы;

4) отношения между обществом (социальной средой) и личностью, т.е. противоречия между ними, грубое дав­ление на человека, принуждение его к чему-либо, в том числе с помощью клеветы, оскорблений и даже физичес­кого насилия, изгнание с данного места проживания или из круга привычного общения, снижение социального статуса и т.д.;

5) закрытые или полузакрытые сообщества, к ко­торым можно отнести тюремные учреждения, армию, дома инвалидов и престарелых, детские дома, приюты, интернаты, психиатрические больницы. Здесь жестокость может проявляться между отдельными людьми и их группами;

6) межличностные отношения в семье, быту и на ра­боте. На эту область жизни приходится основная масса убийств, телесных повреждений, других видов насилия и более мелких проявлений жестокости, угнетения, подав­ления личности;

7) общение людей на улицах, площадях, в транспорте, в торговых заведениях, местах массовых зрелищ и иных местах проведения досуга, где часто происходят межлич­ностные и межгрупповые конфликты, хулиганские про­явления, даже массовые беспорядки, грабежи и разбои.

Таким образом, жестокость - это оценочное понятие, и оценка конкрет­ного поступка зависит от субъективных моральных пред­ставлений и воззрений оценивающего, его социальной и национальной принадлежности, общественного положе­ния, интеллигентности, уровня культуры, способности к сочувствию и сопереживанию, чуткости и т.д. Немалое влияние на оценки могут оказать обычаи и традиции той среды, в которой воспитывался и живет данный человек. Можно полагать, что отноше­ние к личности, являясь мерилом нравственности, высту­пает показателем уровня жестокости.

Становление человеческой агрессии

В этой главе речь пойдёт об эволюции агрессивного поведения на протяжении жизни, о возникновении и закреплении агрессивных реакций в детском возрасте. Что толкает детей на проявление агрессии? Какие факторы могут предопределить последующую агрессивность человека? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение?

Как известно дети черпают свои знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: семья, общение со сверстниками и СМИ. Рассмотрим их теперь более подробно.

Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. На приме­ре взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с други­ми людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправиль­ное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведе­ние ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Взаимоотношения родителей и детей – это тяжкое бремя, они требуют массу затрат умственной и психической энергии и сравнимы с неимоверно тяжелой работой. Нам приходится в них иметь дело с нашими эмоциями, аффектами и комплексами. Отношения «отцов и детей» проблематичны и трудны изначально, по определению, в силу своей природы. Противоречия, конфликты, опасения и амбивалентные настроения, возникающие в отношениях родителей и детей, описаны уже в Библии: мы читаем в ней о готовности Авраама принести в жертву Господа своего сына, о том, как Иаков обманул своего слепого отца Исаака, выдав себя за Исава, о мятеже, поднятом третьим сыном Давида Авессаломом против своего отца. У ветхозаветных патриархов были все основания опасаться своих детей, а у детей – своих отцов.

Проблемы, возникающие в отношениях родителей и детей, бывают двоякого рода. Родители и дети образуют некое психологическое и биологически обусловленное единство, дышат одним воздухом. Данное обстоятельство создает чувство близости, доверенности, но одновременно чревато большими осложнениями и психологическими проблемами. Сложность выстраивания отношений родителей и детей обусловлена их психологической зависимостью друг от друга, неразрывность их душевной связи. Семья образует гемайншафт с характерным для него пересечением плоскостей сознательного и бессознательного. В результате этого члены семьи бессознательно взваливают на своих близких собственные проблемы и комплексы, которые они надеются изжить с их помощью.

Психологическая близость – отнюдь не единственная примета современных внутрисемейных отношений. Каждому из супругов свойственно стремление принять личное участие в детской воспитании! Воспитание детей не передоверяется гувернантке, школе или другим внешним инстанциям – ответственность за него несут сами родители. Вот почему в случае неадекватного поведения детей образовательные учреждения в первую очередь думают о родителях: «Отцу надо было…», «Как мать могла допустить…». Так же разрушен внутрисемейный водораздел, пролегавший между миром взрослых и миром детей. Семья перестала быть местом, где каждому был отведен свой изолированный и недоступный другим сектор: кухня – матери, детская – детям, кабинет – отцу – границы территорий перестали соблюдаться. Это проявляется и в сфере препровождения досуга. В этом отношении дети уже не предоставлены целиком и полностью самим себе – наличие свободного времени служит поводом для совместной акции: совместной поездки на велосипедах, посещения бассейна или отдыха в пансионате.

Еще надо упомянуть такую важную характеристику как «полная – неполная» семья. Именно она квалифици­рует те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и, каков характер отношений между ними.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители - ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социоло­гов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменитьих поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно при­держиваются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощ­ряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощ­ряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведе­ние. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределя­ет становление агрессивного поведения.

Такова психологическая данность, находящаяся в явном противоречии с образом семьи, представляющимся нам в идеале. Руководствуясь одними идеальными представлениями о семье как о самодостаточном сообществе людей, связанных гармоническими узами взаимопонимания и симпатии, мы подавляем в себе значительную часть спектра эмоций и аффектов, от которых не свободна ни одна семья. Объявление семьи зоной счастья и довольства приводит к тому, что членам семьи трудно в ней находиться. Семья – это сообщество людей, полное противоречий и взаимных обязанностей, создавая которое, мы сознательно идем на риск. Создавая семью, никогда нельзя знать, как в последствии сложатся отношения. Однако мечта о семейной идиллии отравляет существование и мешает смириться с отнюдь не идиллическими подробностями повседневности. Любовная лодка мнимых упований разбивается о кошмарный быт.

Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемле­мые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Здесь мы рассмотрим то, как ребенок, общаясь с другими детьми, приобретает навыки агрессивного поведения, и то, к каким последствиям приводит агрессивная реакция ребенка на сверстников. Здесь важно показать процесс превращения школы в место возможных контактов детей со своей возрастной группой и другими неформальными объединениями подростков, которых перестала привлекать улица. Были проанализированы архетипические образы или мифы, служащие этим детским или подростковым группам в качестве эталона. Однако объяснение феномена насилия в школах влиянием подобных групп лишь отчасти и не исчерпывает всех случаев. Каждый учитель согласится, что проявление насилия в школах не обязательно вызваны негласными «разборками» противодействующих групп. Зачастую в качестве проводников насилия выступают отдельные одиночки, выделяющиеся своей агрессивностью и буйным нравом. Среди них много детей из неблагополучных семей, страдающих от побоев дома и нуждающихся в абреакции полученной фрустрации, школьников и школьниц, прибегающих к насилию с целью избавления от давящего их кошмара. Проявляемое им насилие на деле является криком о помощи. К другой категории относятся дети, для которых затруднена социальная интеграция. Они чувствуют себя изгоями, жертвами и аутсайдерами. Их повышенная агрессивность – всего лишь отчаянная попытка добиться признания собственной возрастной группы. Характер их поведения объясняется не влиянием группы, а нерешенными личными проблемами. Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «са­мых неприятных». Пример: Джованни учится в 5 классе и живет в предместье Берна. Его одноклассники и одноклассницы отказываются с ним контактировать. По их словам, это кара за жестокость его обращения. Он колошматил их по животу, он таскал девочек за волосы, он кусал своих противников, он … Все, что бы Джованни ни говорил и ни делал, воспринимается окружающими в штыки. В ходе расследования выясняется, что Джованни постоянно избивает отец. Его мать смирилась с этим положением, впала в апатию и производит впечатление человека, уставшего бороться. Для сохранения чувства собственного достоинства у Джованни нет иного выхода кроме бегства в призрачный мир фантазий, где он предстает перед собой героем. Его агрессивность нельзя рассматривать в отрыве от его душевной драмы. Такие дети нуждаются в индивидуально – психологическом лечении.

Игра со сверстниками так же дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры - в кото­рых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются при­чинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, чтоимнравятсяих партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр. Так, в одной школе получила распространение игра под названием «Контейнер». Игра была придумана девочкой пятого класса. Ученика начального класса помещали в контейнер, а затем начинали возить по местности. Запертый внутри ребенок визжал от страха. Для остроты ощущения двое ребят кидали внутрь контейнера горящие газеты…

При рассказах о подобных случаях кровь леденеет в жилах. Как правило, родители, и учителя ничего об этом не знают. Дети предпочитают о них не распространятся. События подобного рода касаются их возрастной группы. Все, имеющее в ней место, не для ушей взрослых. О том, что в ней происходит, взрослым знать не положено. К чему их пугать?

Насилие в средствах массовой информации – это тема постоянных дискуссий. Мы ежедневно можем наблюдать убийства, нападения, драки, разрушения на экране нашего телевизора. Дети сталкиваются с этими воплощениями ужаса уже в самом раннем возрасте. Агрессивные импульсы распространяют и различные компьютерные игры. Вопрос о влиянии средств массовой информации и видеоигр – тема жарких дискуссий. Согласно данным исследований, показ сцен насилия по телевидению приводит к повышению «заряженности» агрессией. Однако, строго говоря, данные исследований говорят всего лишь о повышении возбудимости и склонности к участию в военных играх. В связи с вопросом о влиянии СМИ на психику детей можно сказать, что определяющим в данном случае является характер реакции детей на сцены насилия, оказываемое ими впечатление и возникающие в связи с этим психологические процессы. Изображение сцен насилия в видеофильмах или СМИ оказывают фатальное воздействие только в случае их востребованности сознанием ребенка, ищущем образцы для своего поведения в сфере насилия. Иное действие производит они на трудных, слабовольных и крайне агрессивных детей. Если для детей со здоровой психикой при виде ужасного на экране характерно либо его дистанцирование, либо вытеснение или стремление закрыть глаза на всё страшное, видимое на экране, неуравновешенные дети видят в этом возможность выхода своим агрессивным тенденциям. Не будучи причиной детской агрессивности, насилие в СМИ, тем не менее, является оправданием для некоторой части молодёжи. Фильмы ужасов и сообщения о катастрофах в СМИ являются источником образов и фантазий, в которых главенствующая роль отводится применению насилия, источниками, черпают из которых главным образом отчаявшиеся, социально обездоленные и беспризорные дети. Фильмы ужасов и компьютерные игры предъявляют новые требования к родителям и учителям в плане воспитания детей. Так же, как раньше при обучении детей правилам поведения на улицы, нам нужно научить детей ответственному обращению с этими играми и СМИ. Предание этих игр и фильмов ужасов анафеме грозит потерей контроля над этим миром переживаний и опытом ребёнка.

Заключение

И в заключении хотелось бы отметить, что вся наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь не только индивида, семьи, этнических и религиозны групп, но и целых народов. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека и животного; совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Многие психологи сходятся во мнении, что насилие, хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных инстинктов, сколько специфически человеческий феномен. Человек – это весьма агрессивное существо. Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Изначально в человеке трудно обнаружить что – либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению и ищет самоактуализации и самореализации. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, либо образование, а так же улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни. Но как бы это ни было человеку предоставляется возможность, как существу разумному предотвращать появление насилия в обществе и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное русло.

Список использованной литературы

1. Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М., 1995. – 318 с.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М., 2001. – 512с.

3. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон Д. Ричардсон. – СПб., 1997. – 336с.

4. Гуггенбюль, Аллан.Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Аллан Гуггенбюль. – Акад. Проект, 2000. – 217 с.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности / О.Ф. Кернберг – М., 1998. – 368с.

6. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. Ковалев – СПб., 1996. –358с.

7. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц – М., 1994. –269с

8. Миллер, Алис. Вначале было воспитание / Алис Миллер – М.: Акад. Проект 2003. – 462 с.

9. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18.

10. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40.

11. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – М., 1999. – 656с.

12. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997. – 798 с.

13. Фурманов И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. – М., 1996. – 192с.

Жестокость и ее наиболее опасная форма - особая жестокость, вызывают самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Данные понятия часто путают, что приводит к ошибке этического, политического и юридического характера. Однако между ними очень много общего и в первую очередь то, что жестокость всегда реализуется с помощью агрессии, т.е. без нее жестокости не бывает. Поэтому понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно, если игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, если не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Агрессия и жестокость представляют собой проявления насилия, но по сравнению с жестокостью агрессивность - более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Поэтому можно сказать, что жестокость - особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) природного характера, то жестокость - чисто человеческого, социального происхождения, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области - социальной.

Многие животные агрессивны, и в этом их способ существования, но они никогда не жестоки, и вообще жестокость как нравственная категория к ним неприменима. Однако поведение многих животных, на человеческий взгляд, может выглядеть жестоким, даже очень жестоким и поэтому вызывать резко негативное отношение. Тем не менее, это не дает оснований считать животных жестокими.

Агрессия является неотъемлемой чертой многих видов деятельности, существенным требованием к ним, соответственно агрессивными должны быть и люди, занятые в подобной деятельности, например воин, футболист. Многие агрессивные действия в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и социально одобряемы. Но агрессивность сразу же перестает быть таковой, как только достигает иного качества - жестокости. В нем, в зависимости от конкретного ущерба и иных важных обстоятельств, она, как правило, наказуема - от морального осуждения и желтой карточки футбольного судьи до смертной казни. Но в некоторых, сравнительно редких случаях даже особая жестокость поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пытках. Даже из отечественной истории известно, что в 30-е годы пытки предписывались. Жестокость - это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система отчуждены от конструктивных ценностей. Поэтому ненависть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность.

Видный немецкий психолог X. Хекхаузен раскрывает понятие слова «агрессия» объясняя, что на обыденном языке оно означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий подлежат к тому же регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия.

X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда, причем возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустрацию, а возникают «самопроизвольно» из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.

Следовательно, под агрессивностью можно понимать особенность (черту) личности, группы или государства, а под агрессией - соответствующее поведение.

В самом общем виде агрессия и жестокость могут пониматься как демонстрация силы, угрозы ее применения либо использование силы в отношении отдельного человека или группы лиц. Оба явления могут носить индивидуальный и коллективный характер, и всегда направлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные действия, жестокие в том числе, всегда имеют свой внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, выигрыша, не всегда явного и ясно понимаемого другими и самим действующим субъектом. Так, с помощью жестокости, причинив страдания и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим поступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъективной, личностной стороны никогда не бывают бессмысленными.

Жестокое поведение может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому объекту мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть, что подобные последствия могут наступить. Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - проявление этой черты, то жестокость тоже можно рассматривать в качестве личностной особенности, которая реализуется в жестоких действиях. Жестокой личностью может быть названа такая, которая характеризуется безжалостностью, бесчеловечностью, отсутствием сопереживания и сострадания и в то же время склонностью совершать жестокие поступки, предпочитая их для разрешения возникающих жизненных проблем. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, нападения, насилия она не может иметь место. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий - агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. иметь место лишь на словах, а также носить воображаемый характер. В последнем случае, например, человек, жаждущий отомстить или причинить вред другому, способен живо представить себе, как мучается от его жестоких действий, недруг или тот, кто вызывает в нем враждебность, гнев или антипатию. Поэтому вполне допустимо, что жестокость как личностная фундаментальная черта, во многом определяющая мироощущение данного человека, никогда не воплотится в его поступках.

Необходимо всегда отличать личность от ее поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок - всегда нечто внешнее по отношению к индивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе говорит о человеке, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрессивными. Уголовный закон наказывает не за то, что данный человек агрессивен или жесток, а за то, что он совершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жестокость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания .

Насилие может соответствовать, закону, а может противоречить ему и морали тоже. Жестокость же, за исключением мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне правомерно использовать их как синонимы.

В различных обществах, на различных тапах развития одного и того же общества уровень насилия будет разным, что зависит от характера существующих в данное время общественных отношений. Поэтому знание таких отношений является необходимым условием понимания корней насилия и насильственной преступности в том числе.

Жестокость - наихудшее качество насилия, но и в самой жестокости можно выделить особые слои, разные степени ее общественной опасности. Жизненная практика и уголовный кодекс различают простую и особую жестокость, причем последняя оценивается законом в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность. По общему правилу лицо, совершившее подобные действия, наносит человеку и обществу наибольший ущерб и несет в себе исключительную угрозу базовым социальным ценностям, хотя удельный вес таких деяний в общей массе преступлений невелик. Не случайно именно деяния вызывают наиболее острую реакцию среди населения и общественности, а виновные в их совершении сурово караются.

Сами особо жестокие действия не обязательно должны быть совершены в отношении человека. Исключительный по силе эмоциональный удар может быть нанесен тяжким мучительством животным, например любимой собакой, или путем уничтожения ценных в духовном плане для данного человека вещей, связанных с дорогими для него воспоминаниями, надругательством над памятью усопшего и т.д. Кроме того, особая жестокость может проявляться в бездействии, а также не только в физических действиях, но и в словах.

Жестокость вообще и особая жестокость в частности - оценочные этические и правовые, а также психологические категории. Отнесение того или иного деяния к «просто» или особо жестокому либо вообще не жестокому зависит не только от оценок субъекта, его социальной принадлежности и общественного положения, моральных принципов и воззрений, интеллигентности, культуры и т.д. Решение этого вопроса зависит и от нравственно-психологической атмосферы в обществе и ее ценностей, от уровня нравственности и представлений о добре и зле, пределах насилия в той социальной группе, к которой принадлежит то должностное лицо, которое должно дать на него ответ.

В целом к особо жестоким преступлениям могут быть отнесены действия или бездействие, совершаемые путем физического или (и) психического насилия, когда потерпевшему (потерпевшим) доставляются особые мучения и страдания ради самих мучений и страданий, из корыстных соображений и по другим мотивам либо в случаях, когда их реальное причинение носит явный характер, но игнорируется виновным. Во многих случаях заранее определить, какие деяния «просто» жестокие, а какие особо, не представляется возможным. Это зависит от конкретных обстоятельств дела, в том числе физической и психической уязвимости жертвы, и в оценочной позиции следователя и суда, которым принадлежит исключительное право отнести те или иные поступки к разряду особо жестоких, в чем им могут помогать, например, эксперты. Ими же могут быть лишь действительно особые, из ряда вон выходящие мучения и страдания потерпевшего. К числу таких всегда могут быть отнесены, например, пытки и причинение множества телесных повреждений.

Наиболее сложными для психологического понимания представляются те случаи, когда рассматриваемый вид жестокости имеет место только с целью причинить жертве особые мучения и страдания, тем более, если это переплетается с корыстной мотивацией и сексуальными моментами.

Существенный ущерб обществу наносится тем, что к совершению преступления подстрекается несовершеннолетний или он привлекается к участию в преступлении. Этот ущерб становится еще больше, если подросток привлекается для учинения особо жестоких действий. Тем самым ему может быть нанесен немалый психологический и моральный урон, однако здесь в первую очередь надо думать о том, что перенес потерпевший. Следует отметить, что некоторые молодые люди в силу эмоциональной тупости, холодности и отсутствия сопереживания могут и не воспринимать свое поведение как исключительно жестокое. Молодой человек, учиняющий особо жестокие действия, становится на путь полного пренебрежения человеческой жизнью и здоровьем, достоинством и честью личности, формируется его особое отношение к другим людям, его антиобщественная позиция к ним, происходит общее огрубление и «озверение» подростка.

Несовершеннолетний получает урок циничности и жестокости, который хорошо усваивается им потому, что он находится в сенситивном, т.е. наиболее «восприимчивом» для внешних влияний и уроков, возрасте. Естественно, рецидив таких и близких к ним действий становится весьма возможным.

Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению акта избиения, давайте на минутку остановимся на психологических характеристиках типичного агрессора. До сих пор, проводя анализ поведения мужчин, склонных к агрессии, я делал особый акцент на их инфантильной зависимости от партнерши и попытках компенсировать неблагополучную историю развития, заставляя женщину заботиться о нем как о ребенке, то есть давать ему то, чего он не смог получить в детстве. Я также говорил о недостаточном контроле над эмоциями, что делает такого мужчину непредсказуемым и агрессивным, если он чувствует себя в чем-либо ущемленным. Л. Уокер делает аналогичные наблюдения, о чем свидетельствует приведенная ниже цитата, но она оказывается не готовой объяснить, почему у женщин возникает такая сильная потребность в агрессивном партнере.

Это и понятно: ведь такая психологическая трактовка истории развития мужчины предполагает, что все инфантильные потребности берут начало в детстве. Исследования Л. Уокер еще раз показывают ее парадоксальную способность описывать сценарий насилия, не объясняя его: Еще одной важной отличительной чертой является собственнический инстинкт агрессора, склонность к ревности и навязчивость. Чтобы чувствовать себя уверенно, он должен проникнуть во все сферы жизни женщины. Например, в некоторых случаях мужчина провожает женщину до работы, сопровождает на обед, а в конце рабочего дня ведет ее домой. <…> Несмотря на непрерывную слежку за каждым ее шагом, он, тем не менее, подозревает партнершу в неких связях с другими мужчинами или женщинами (Walker, 1979:38).

Анализ объектных отношений в этих ситуациях, которые так и остались за кадром, позволяет трактовать исключительную потребность агрессивно настроенного мужчины в ощущении безопасности как попытку заставить женщину, которая на сей момент является заменителем его матери, проявлять внимание и заботу, которых ему не досталось в детстве. Агрессивный мужчина подобен первобытному человеку, изголодавшемуся и потому жестокому, который вдруг очутился в шикарном ресторане. Его способность сдерживать себя ничтожно мала, а его отчаяние, неконтролируемые желания и озлобленность одиночеством так велики, что заставляют его выходить за рамки норм и законов.

Паранойя, которую приходилось наблюдать Л. Уокер и другим исследователям у мужчин-тиранов, берет свое начало в далеком прошлом, когда родительские объекты бросали их на произвол судьбы. Эти едва уловимые или же вытесненные воспоминания об отверженности причиняют такую боль, что мужчина готов на все, лишь бы снова не оказаться брошенным. Он использует свой независимый стиль, подразумевающий действие, активность и постоянную настороженность, чтобы побороть свою ранимость. Его паранойя призвана защитить его от неизбежных унижений и потенциального распада Эго, если партнерша бросит его. Так что его параноидное мышление играет роль системы раннего оповещения, информирующей и защищающей его от возможности такого поворота событий.

Очень интересно, что многие женщины, страдающие от жестокости своих партнеров, признаются, что именно собственнический инстинкт мужчины казался им особенно привлекательным на заре их отношений. Объяснением тому служат тысячи мучительных отказов, полученных от собственных родителей. Поэтому проявляемый потенциальным агрессором живой, неподдельный и всеобъемлющий интерес с восторгом воспринимается эмоционально недоразвитой женщиной, особенно в начале отношений. Ее самооценка взлетает до небес благодаря его неугасающему интересу, который компенсирует ей сотни отказов, полученных от первичных объектов. Естественно, ее надеющееся Я старательно отсеивает все признаки надвигающейся опасности, которую несет в себе обостренное, удушающее собственническое чувство ее возбуждающего объекта. Если поначалу такое пристальное внимание льстит ей, то впоследствии оно перерастает в ужас от осознания того, что ей ни за что не удастся разубедить своего партнера в том, что она крутит романы на стороне. Пройдет время, и жертва домашнего насилия убедится, что все ее заверения в абсолютной верности не в силах развеять дурацкие страхи и причудливые фантазии в его голове. Осознание того, что партнер несколько утратил связь с реальным миром, часто только сильнее привязывает жертву к истязателю, потому что она мнит себя той единственной, кому известно о его странности. Ее неуместная лояльность и чувство ответственности говорят ей, что ее миссия состоит в том, чтобы не допустить его разоблачения.

Такое видение партнера, в котором он предстает пугающим и заслуживающим жалости одновременно, конечно же, имеет прецеденты в прошлом. Многие из людей, узнавших в детстве горечь одиночества и боль наказаний, признаются, что испытывают сильнейшую привязанность к родителям и ответственность за них, а именно за слабые их стороны, вопреки всем оскорблениям и издевательствам, полученным от них в детстве.

Следующая группа характеристик, которые обычно обнаруживаются в поведении агрессивно настроенных мужчин, связана с их неумением устраивать свою жизнь в широком смысле этого слова. Часто деспотичный мужчина испытывает страх перед внешним миром, над которым он не властен. Он живет обособленно от своих сверстников, его межличностные контакты редки и малочисленны. Его партнерша сразу же оказывается в центре его потребности контролировать свой личный ограниченный и замкнутый мирок. Она же является опорой его пустых, но грандиозных заявок на всемогущество, призванных компенсировать его провалы и неудачи в «большом мире». Его претензии на особое обращение к нему как к звезде первой величины подкрепляются актами насилия по отношению к партнерше, что в его понимании является наглядной демонстрацией его власти. Последняя черта, объединяющая мужчин, применяющих силу внутри семьи, — это их вера в непреложные истины и традиционные ценности. Часто агрессоры являются выходцами из семей, исповедующих фундаменталистские ценности, в том числе и «природное» превосходство мужчины над женщиной. Религия или же «устройство мироздания» могут использоваться для оправдания главенства агрессивного мужчины над своей партнершей, как будто бы божественные законы или законы животного мира имеют какое-то отношение к семейной жизни.

В прошлом мужчин, позволяющих себе жестокость по отношению к женщине, как правило, присутствует событие, отличающее их от тех мужчин, которые ведут себя с женщинами адекватно. Таким событием является наблюдаемое ими физическое насилие в семье их родителей. И снова я хотел бы предостеречь читателя от упрощенного объяснения, предлагаемого теорией научения, что якобы научиться жестокости можно точно так же, как научиться завязывать шнурки. Избиение становится возможным в контексте эмоционального или физического подавления. Дети, знакомые с побоями не понаслышке, чувствуют себя униженными, подавленными, обездоленными, ожесточенными и видят единственный способ, привычный их отцу, для удовлетворения своего внутреннего эмоционального голода, а также безнадежную привязанность их матери к мужчине, который ее бьет. В предисловии к книге Барнетт и Лавиолетт (Barnett and LaViolette, 1993) Л. Уокер приводит впечатляющую статистику, отражающую влияние, которое оказывает на мальчиков наблюдение ими сцен насилия в семье. Нижеследующая цитата свидетельствует также о том, что за четырнадцать лет, прошедших с момента публикации первой книги, Л. Уокер изменила свою точку зрения на роль насилия в формировании внутреннего мира избиваемой женщины на более реалистичную:

Маленькие мальчики, которым доводилось наблюдать, как их отец избивает мать, в семьсот раз чаще, чем благополучные дети, применяют насилие в собственных семьях. Если же объектами насилия становились они сами, то фактор риска повышается до тысячи раз. Девочки, которые видели, как отец издевается над матерью, часто сами становятся жертвами агрессии со стороны собственных мужей во взрослом возрасте. Чем больше мы узнаем о домашней тирании по отношению к детям, тем яснее понимаем, что некоторые женщины прибегают к насилию, потому что они сполна испытали его на себе. Человек, не умеющий уважать чужое личное пространство, не способен научиться этому даже на сеансах психотерапии. Если его ожидания не оправдываются, он тут же выходит из себя, в точности перенимая манеру поведения тех, кто причинял им боль (Barnett and LaViolette, 1993). Множество вопросов, возникающих в ходе психотерапевтических сеансов с женщинами, страдающими патологическими изменениями характера из-за враждебного эмоционального окружения в детстве, будут подробно рассмотрены в главе 6.

/ / / В чем причины жестокости?

Человек ничего не делает просто так, всему есть своя причина. Бессердечие тоже не возникает внезапно и из ниоткуда. Жестокость – это негативная черта личности, проявляющаяся в грубом поведении к живым существам: причинение боли, грубом или оскорбительном поведении, посягательство на чью-либо жизнь. Причин для жестокости может быть масса: обида, зависть, ревность или трусость. Мне кажется, что избравшие путь бессердечия – слабые люди. Очень сложно быть добрым, потому что доброта предполагает помощь другим, нежное и заботливое отношение. Жестокие люди делят мир на черное и белое, а так не бывает.

В литературных произведениях очень часто поднимается тема доброты и жестокости. Герои находятся на распутье: пойти по дороге добра и причинить вред себе, или ступить на путь жестокости и извлечь выгоду для себя. Русские и зарубежные писатели философствуют над природой добра и жестокости, особенно они задумывались над бессердечием, которое причиняют близким и родным людям. В романе «Отцы и дети» Базаров жестоко поступает по отношению к своим родителям. Он не обращает на них внимания, редко приезжает к своим старикам. В чем причина его жестокости? Его жестокость взращена на нигилистических убеждениях. Его философия заставляет так поступать по отношению к родителям. Он испытывает теплые чувства к «старикам», но хранит их глубоко в сердце и не показывает. Только на смертном одре Евгений понимает, что его родители – самые лучшие люди на свете, он пожалел, что так небрежно к ним относился в течение своей жизни.

Жестокой можно назвать и Настю, героиню рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». Женщина позабыла свою мать, живущую в деревне. Бесчеловечность здесь - это отстранение от родной матери, которая нуждалась в помощи и заботе. Только после смерти матери Настя осознала, что долг дочери – это не перевод денег для беспомощной матери, а человеческая забота. Почему же Настя так поступила? Мне кажется, она хотела начать новую жизнь в городе, а мать, живущая в деревне, ее как-то сдерживала. Она хотела казаться независимой для коллег и не быть привязанной к больной матери. Автор учит нас, что в семье не может быть места для жестокости.

Причин для жестокости может быть масса. Проблема в том, что человек сам выбирает, как ему поступать: человечно или нет. Все зависит от людей, а не от обстоятельств. Жестокость к родителям чаще всего – это проекция отношения родителей к ребенку в детстве. Человек должен стремиться к добру, не проявлять жестокость, несмотря на искушение или обиду. Даже сказки с детства учат нас, что добро победит зло, а жестокие герои всегда будут наказаны. Бесчеловечное отношение к окружающим нельзя оправдать никакими причинами.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт