Демпинг цен: особенности применения и способы борьбы. Демпинговая цена: сущность и правила ее применения

18.10.2019

) определяет антидемпинговые меры при осуществлении конкурса и аукциона. Демпинг — это реализация продукции по искусственно заниженной стоимости. В прошлом недобросовестный производитель, предложивший самую низкую цену товару, выигрывал на конкурсах и аукционах. Эти действия, не связанные с их навыками и качеством выполнения в прошлом заказов, становились следствием срывов сроков выполнения госзаказов, аннулирования договоров, ухудшения свойств товаров, к трате бюджетных денег. Поэтому и была добавлена статья 37, описывающая антидемпинговые меры.

Последние изменения, внесенные в статью 37 , датируются 4 июнем 2014 года. От прошлой редакции ее отличает появление 12-ой части. Рассмотрим подробнее все части статьи об антидемпинговых мерах.

Первая часть

В первой части рассказывается о применяемых антидемпинговых мерах в ситуации, когда изначальная (максимальная) стоимость договора — больше, чем 15 млн. руб., а потенциальный покупатель предлагает стоимость договора, которая меньше НМЦК на 25% и выше. Это повлечет за собой антидемпинговые меры, выраженные в увеличении в 1,5 раза объема денежной гарантии выполнения договора, записанныго в бумаге о закупке. Однако, если в договоре прописана возможность оплаты аванса, то эта сумма денежной гарантии не должна быть меньше его.

Вторая часть

Ситуация, описанная в ч. 2 ст. 37 закона 44-ФЗ, оговаривает порядок действий и антидемпинговые меры, применяемые при изначальной (максимальной) стоимости соглашения в 15 млн. руб. или меньше и предложением участника торга снизить сумму на 25 и больше процентов. В этом случае предписаны те же антидемпинговые меры увеличения поставщиком в 1,5 раза объема денежного обеспечения. Также, в качестве альтернативы, поставщик имеет возможность предоставить сведения, которые подтвердят его добросовестность, что тоже является разновидностью антидемпинговых мер.

Третья часть

По ст. 37 про антидемпинговые меры сведения, которые могут доказать добросовестность участника торга, должны находиться в реестре договоров и удостоверять выполнение поставщиком:

  • 3-х и более договоров за 1 год до даты подачи заявки. Все договора должны быть выполнены без взыскания к поставщику неустоек;
  • 4-х и более договоров за 2 года. 75% вышеуказанных договоров должны быть реализованы без использования штрафов по отношению к поставщику;
  • 3-х и более договоров за 3 года. Во время выполнения договоров на участника не должны быть наложены штрафы.

Стоимость 1 контракта = стоимости, предложенной участником торга, в эквиваленте — не меньше 20%. В этом заключается общее требование антидемпинговых мер.

Четвертая часть

Указанная информация в 3-ей части 37-ой статьи про антидемпинговые меры должна быть включена в состав заявки. Если сведения неподтвержденные, то комиссия, занимающаяся проведением закупок, отклоняет запрос. Данное постановление закрепляется в соответствующем протоколе и описываются причины, почему произошло отклонение заявки. Участник уведомляется не позднее рабочего дня, который следует за днем подписания протокола.

В ФЗ-44 ч. 4 ст. 37 про антидемпинговые меры говорится, что, если в заявке нет сведений, удостоверяющих добросовестность участника, то он платит сумму в 1,5 раза превышающую объем обеспечения выполнения контракта.

Пятая часть

Антидемпинговые меры предопределяют — если проводится аукцион, участник закупки предоставляет информацию, описанную в третьей части статьи, когда направляет заказчику подписанный контракт. Если поставщик не выполнит данную процедуру или эта информация будет признана недостоверной, то будет считаться, что он отклонился от подписания контракта. По итогу комиссия составит протокол и внесет данные в реестр.

Шестая часть

Оговоренное обеспечение поставщик должен предоставить до заключения сделки. Невыполнение этого требования считается уклонением от заключения контракта. Составляется протокол и информация регистрируется в реестре. Все участники закупки уведомляются об этом, согласно ст. 37 про антидемпинговые меры.

Седьмая часть

Закон не обошел вниманием и конкурсы, где объектом выступает осуществление НИОКР, научно-технических работ и предоставление консалтинговых услуг. Антидемпинговые меры дают возможность заказчику установить в документации разные величины значимости критериев оценки заказов, если предложение о стоимости контракта:

  • до 25% ниже изначальной (максимальной) цены;
  • больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены.

Восьмая часть

Антидемпинговые меры применяются, если предложение о стоимости контракта больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены, то размер значимости ценового предложения — 10% от суммы величин других критериев оценки.

Девятая часть

Часть 9 ст. 37 про антидемпинговые меры закона 44-ФЗ описывает контракты на осуществление поставок товаров (продукты, лекарства, топливо). Если предложена стоимость на 25 и больше % ниже НМЦК, то участник закупки должен обеспечить подтверждение предлагаемой цены договора. Подтверждается следующими документами:

  • гарантийный документ от изготовителя, где указывается стоимость и объем поставляемого товара (узнайте );
  • бумаги, доказывающие, что товар находится на руках у участника;
  • расчеты и бумаги, доказывающие, что участник закупки сможет реализовать поставку по предложенной цене.

Десятая часть

Согласно статье про антидемпинговые меры, подтверждение предлагаемой цены договора предоставляется участником закупки:

  • чья цена договора ниже изначальной стоимости на от 25% и выше в обращении на участие в конкурсе. Отклонение заявки осуществляется комиссией, что упоминается в протоколе;
  • отправившим договор заказчику с подписью, в случае проведения аукциона. Невыполнение этого требования будет считаться избеганием подписывать контракт и будут применены антидемпинговые меры. Соглашение не подписывается и сделка заключается с другим участником аукциона, который предложил условия получше.

Одиннадцатая часть

Антидемпинговые меры применяются к участнику конкурса/аукциона в полной мере, который является победителем конкурсной процедуры, но в тоже время признан уклонившимся от заключения контракта.

Двенадцатая часть

Положения об антидемпинговых мерах не применяются при осуществлении закупок важных лекарств, если предложенная стоимость ниже не более, чем на 25 процентов от зарегистрированной предельной отпускной стоимости.

Скачать

Закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно скачать .

Ст. 37 регламентирует антидемпинговые меры и ориентирована на неприемлемость искусственного занижения стоимости при конкурсных процедурах или аукционах. Антидемпинговые меры обуславливаются НМЦК. Указан объем денежного обеспечения выполнения договора, информация, которую участник закупки должен предоставить, чтобы доказать свою добросовестность. Все необходимые сведения об участниках можно найти в реестре.

Что такое демпинг? Честные методы борьбы за рыночную нишу или недобросовестный трюк, направленный на борьбу с конкурентами?

В экономике это понятие используется давно, но даже сейчас не каждый знает его определение и уж тем более не способен понять, насколько оправдана данная тактика. Для чего компании занимаются демпингом? И какой смысл заложен в этом термине?

Что означает слово «демпинг»?

Демпинг является одним из наиболее ярких проявлений конкурентной борьбы в экономике и широко используется с 1930-х годов. Считается, что термин dumping имеет английское происхождение и обозначает «разгрузка, сброс» , хотя нередко его связывают со старо-норвежским словом dumpa, которое переводится как «тяжело падать».

Изначально понятие использовалось по отношению к устаревшим, некачественным товарам, от которых нужно было избавиться, но с течением времени термин утратил первичный смысл и стал употребляться в контексте с ценами на продукцию.

Что такое демпинг?

Демпинг – это торговля товарами либо услугами по искусственно сниженной стоимости. Его основная цель заключается в завоевании рынка и получении экономических преимуществ по сравнению . Чаще всего демпинг используется в международной торговле, хотя нередко наблюдается и в пределах страны.


Многие государства считают его недобросовестной тактикой, поэтому используют для борьбы с ним всевозможные инструменты, к примеру снижение объемов поставок на конкретный рынок или добровольное импортное ограничение. Но чаще с демпингом борются введением антидемпинговых пошлин, не позволяющих продавцу кардинально снижать цены на свою продукцию.

Какие бывают типы демпинга?

Во многих развитых государствах законодательство выделяет 2 типа демпинга – стоимостной и ценовой. Первый подразумевает торговлю товарами либо услугами по цене ниже себестоимости. Ценовой демпинг определяется как продажа продукции по цене ниже ее стоимости внутри государства.

Кроме этого, выделяют ряд коммерческих форм демпинга в зависимости от его назначения и сроков применения. В частности, спорадический представляет собой эпизодическую торговлю по сниженным ценам, преднамеренный – продажу товаров с целью утверждения монопольных цен, взаимный – встречную торговлю двух государств по низким ценам.

Зачем нужен демпинг?

Причин, заставляющих предприятия заниматься демпингом, достаточно много. Иногда бывает так, что новая организация хочет зайти на рынок и потеснить конкурентов, в результате намеренно снижает цены на свою продукцию для привлечения покупателей.


Часто компании демпингуют в тех случаях, если у них на складах накопились большие объемы неликвидного товара, который нужно продать. Также демпинг имеет целесообразность, если в каком-либо регионе происходит перепроизводство или снижается уровень продаж.

В качестве примера можно привести ситуацию 1980-х годов, когда в республики бывшего Союза хлынули товары из Китая и Турции. В стремлении закрепиться на новом рынке продавцы этой продукции намеренно занижали цены, в результате отечественные товары утратили свою конкурентоспособность, были частично замещены, а местные производители потеряли свои производственные мощности.

Несмотря на то что демпинг имеет множество негативных аспектов по отношению к участникам рынка, покупатели от него только выигрывают. Простые люди получают возможность покупать продукцию по низким ценам и тем самым тратить меньше своих сбережений.

Чем демпинг отличается от обычного снижения цен?

Не все низкие цены можно рассматривать в качестве демпинговых. Иногда снижение стоимости продукции связано с удачной маркетинговой кампанией, уменьшением издержек производства или расходов на обеспечение торговли.


От обычного снижения цен демпинг отличается тем, что при использовании этой тактики компании не задумываются о качестве своей продукции или обслуживания и добровольно отказываются от нормального уровня .

Если в результате маркетинговой программы или снижения издержек цены все равно остаются выше себестоимости, то при демпинге они могут опускаться ниже затрат на производство.

Ценовые войны далеко не редкое явление в рыночной экономике. Сегодня мы поговорим про демпинг и когда стоит его использовать при ведении бизнеса.

Что такое демпинг

Демпинг (от англ. dump перев. сбрасывать, сваливать) – продажа товара и услуг по цене ниже рыночной. Часто продавцы снижают цены настолько что продают товар в минус. Демпинг применяется для конкурентной борьбы за передел рынка, так же демпинг может помочь быстро поднять товарооборот и получить больше выручки.

Демпинг — это своеобразный гамбит в мире маркетинга, сегодня вы лишаетесь прибыли, рассчитывая завтра получить весь рынок. Весь расчёт делается на то что конкурент не выдержит гонки цен и просто уйдёт с рынка. Как правило стратегия демпинга используется, когда новый крупный игрок заходит на сформированный рынок.

Стоит отметить что демпинг запрещён на государственном уровне. Всемирная Торговая Организация (ВТО) предусматривает защитные механизмы, которые государство может применить для защиты своего внутреннего производителя. Хотя для конечного потребителя демпинг выгоден, для экономики страны он может нанести существенный урон, оставив без работы людей, а государство лишив налоговых поступлений.

Виды демпинга и области применения

В законодательстве развитых западных стран прописано два вида демпинга:

  1. Ценовой демпинг – это когда цена за товар идущим на экспорт ниже, чем цена за тот же товар на внутреннем рынке. Производители часто пытаются обойти данный запрет, внося несущественные отличия в товар.
  2. Стоимостный демпинг – это когда товар продаётся ниже себестоимости.

Демпингом компания может добиваться совершенно различных целей. Нужно понимать, что снижение стоимость - это крайняя мера и просто так ни один бизнес на это не пойдёт.

Спорадический демпинг

Спорадический демпинг – это снижение стоимости товара для быстрого избавления от излишних запасов на складах. Такая ситуация может сложиться из-за того, что товара производиться больше чем его потребляется, остановка производства может обойтись дороже чем снижение стоимости. Так же часто бывает, что товар залежался на складе и его дальнейшее хранение приведёт к финансовым потерям.

Преднамеренный демпинг

Преднамеренный демпинг – снижение экспортных цен для вытеснения с рынка конкурентов. Основная цель стать монополистом на рынке. Такой вид демпинга не долгосрочен и итоге может привести к повышению цены для потребителя.

Постоянный демпинг

Постоянный демпинг – постоянная продажа товара ниже себестоимости. Такой вид демпинга часто происходит для привлечения трафика и продажи клиенту сопутствующих товаров. То есть бизнес учиться .

Обратный демпинг

Обратный демпинг - это когда цены товара внутреннем рынке ниже чем его стоимость на экспорт. Наиболее часто встречается в странах, поставляющих энергоресурсы. Так же может быть связан из-за колебаний курса валют.

Взаимный демпинг

Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Примеры демпинга

Демпинг имеет богатую историю, и его последствия имели как положительный эффект для инициатора, так и отрицательный.

«Внуковские авиалинии»

К концу 1997 года эта компания была одним из лидеров на российском рынке. Но уже летом 1998 компания решила отвоевать позиции «Сибири» и «Красэйр» на южных направлениях. В результате уже через несколько месяцев авиаперевозчик даже не располагал средствами на то, чтобы заправлять самолеты. А еще через несколько лет компания обанкротилась, и ее имущество досталось всё той же «Сибири». То есть можно говорить о том, что здесь демпинг фактор сыграл явно не в пользу инициатора.

Sony

В 70-е годы компания Sony вышла на американский рынок со своими телевизорами, продавая их на 40 процентов дешевле, чем на собственном японском рынке. Такие демпинг методы не понравились правительству страны, и компания была призвана к ответу. Но здесь производители поступили действительно гениально: они открыли производство на территории США и прекратили ввоз из Японии. В штатах же выпускались совершенно новые модели, что не давало возможностей американским властям сравнивать цены. Таким образом, в результате этого демпинга компания инициатор выиграла, ведь она упрочила свои позиции на американском рынке и удерживает их по сей день.

Nissan

Известно разбирательство с демпингом на авто рынке несколько лет назад. Тогда компания Nissan активно размещало свои производства на территориях европейских стран. Это привело к тому, что цены на их продукцию стали значительно ниже и компания получила возможность продавать автомобили по более низким ценам в сравнении с импортерами из других стран. Такой демпинг Нисана вызвал волну агрессии и ряд судебных разбирательств. Но в результате с них были сняты все обвинения.

Антидемпинг или Антидемпинговые меры

Естественно большинство государств защищают своего отечественного производителя и стараются всеми средствами бороться с демпингом. Самый простой способ антидемпинга, это повысить пошлины на ввозной товар. По такому пути шла Россия, благодаря высоким ввозным пошлинам многие производители были вынуждены построить заводы на территории России.

Существует и судебная практика по борьбе с демпингом. Одним из самых известных прецедентов, стал случай, когда в США засудили компании из Японии, Мексики и Венесуэлы за продажу цемента. Цена на товар в штатах была ниже чем цена, по которой компании продавали цемент на внутреннем рынке.

Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг , представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции.

Демпинг - массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам (ниже их "нормальной цены") с целью вытеснить конкурентов с рынка.

В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны экспортера , наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающую создание таковой. О масштабах его применения свидетельствует распространенность антидемпинговой практики в мире (см. табл. 7).

Таблица 7

Статистика антидемпинговых разбирательств в 1997- 98 г.г.

Количество

разбирательств

Количество

разбира-тельств

Австралия

Страны ЕС

Страны ЕС

Республика

Бразилия

Аргентина

Австралия

Источник: БИКИ. - 1999. - № 60. С.1.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

    постоянный демпинг;

    хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг;

    случайный (спорадический) демпинг;

    обратный демпинг;

    встречный (взаимный) демпинг.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой, т.е. когда занижение цен носит постоянный характер.

Хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг - временное умышленное занижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующее установление монопольных цен.

На практике это может означать экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства.

Случайный (спорадический) демпинг - временная, эпизодическая продажа товара на иностранном рынке по заниженным ценам.

Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка или у производителей скапливаются большие запасы товаров. Перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешнем рынке.

Обратный демпинг - продажа товара внутри страны по ценам, ниже экспортных.

Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют, обусловливающих расхождение между ценой товара на внутреннем рынке страны экспортера и ценой на рынке страны импортера.

Встречный (взаимный) демпинг - взаимные поставки (встречная торговля) одного и того же товара между двумя странами по демпинговым ценам.

Эта разновидность демпинга также встречается редко: в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Экономический смысл демпинга заключается в том, что он представляет собой обязательно не простое снижение цен, а именно ценовую дискриминацию .

Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара на различных рынках по разным ценам.

В этом случае цены занижаются на одном рынке, в то время как тот же товар продается на других рынках по более высоким ценам. В действительности, смысл практики демпинга заключается в том, что она тесно связана с монополизацией рынков и применением монопольно высоких цен. Благодаря тому, что конкретная компания занимает монопольные позиции на отдельных рынках (чаще всего это внутренний рынок страны базирования компании или рынок страны, где расположены основные производственные мощности), она получает возможность продавать свою продукцию на этом рынке по завышенным (монопольно высоким) ценам. Таким образом, демпингующая фирма получает дополнительную (монопольную) прибыль.

Возможность получать дополнительную прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цен на других рынках с целью вытеснения с них конкурентов. Использование заниженных цен как средства конкурентной борьбы на отдельном рынке имеет экономический смысл только тогда, когда данный поставщик является монополистом на каком-либо другом рынке. В этом проявляется дискриминационный характер практики демпинга.

Последствия иностранного демпинга на рынке страны-импортера следует рассматривать как с точки зрения потребителей данного товара, так и местных производителей аналогичной продукции. Отношение потребителей товара в стране-импортере к иностранному демпингу неоднозначно. Если продажа товара по низким ценам носит регулярный характер, то очевидно, что потребители (как индивидуальные, так и производственные) могут выиграть, приобретая такой товар. В то же время, если доля иностранного поставщика на рынке заметно увеличится и другие поставщики будут вытеснены с рынка, иностранная фирма сможет обеспечить монопольный контроль над зарубежным рынком. Это может создать угрозу того, что иностранный поставщик, подавив конкурентов, перейдет к политике монопольно высоких цен. Таким образом, демпинг является инструментом подавления конкуренции на экспортном рынке и предпосылкой монополизации рынка . В последнем случае потребители понесут потери в будущем, когда политика низких цен сменится политикой монопольно высоких цен.

Производители товара в стране-импортере всегда несут ущерб от иностранного демпинга. Они испытывают жесткую ценовую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков. При этом местные фирмы оказываются в крайне невыгодном положении. С одной стороны, они вынуждены отвечать снижением цен, а с другой стороны, у них нет возможности компенсировать возникающие при этом потери за счет продажи товара по завышенным ценам на каком-либо другом рынке. Поэтому они вынуждены либо нести большие финансовые потери, либо уступить свою долю на рынке иностранному поставщику .

Средством защиты внутреннего рынка страны импортера от ввоза товаров по заниженным ценам является политика антидемпинга или антидемпинговые меры. Известны два основных способа устранения неблагоприятных экономических последствий демпинга:

    введение антидемпинговых пошлин (в том числе в форме предварительных мер - временных антидемпинговых пошлин );

    принятие со стороны экспортеров ценовых обязательств , предполагающих отказ от поставок товара по заниженным ценам.

Антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые в рамках антидемпинговых мер на временной основе и направленные на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Поскольку действие антидемпинговых мер направлено на нейтрализацию эффекта занижения цен, постольку численно антидемпинговые пошлины равны (в некоторых случаях меньше) величине такого занижения .

Для применение мер, противодействующих демпингу, (антидемпинговых процедур ) требуется соблюдение ряда условий :

    установление факта демпинга на основе соответствующих критериев и методик;

    наличие демпинговой разницы , т.е. превышения нормальной стоимости над ценой, по которой экспортируется товар, и определения размера занижения цены (демпинговой маржи );

    наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны импортера и определение размера материального ущерба;

    существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба .

В соответствии с общемировой практикой в Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" определены два варианта установления антидемпинговых мер . Причем, если в антидемпинговое расследование вовлечены несколько производителей и/или экспортеров демпингового импорта из одного и того же и/или из разных государств, окончательные результаты для каждого из них могут не совпадать. Антидемпинговые меры применяются:

    в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта товара, всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств);

    на индивидуальной основе в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, конкретных производителей (экспортеров) данного товара или объединений таких производителей (экспортеров).

Торгово-политический смысл проведения антидемпинговых процедур состоит в устранении экономических последствий нанесенного демпингом ущерба и ценовой дискриминации (см. рис. 7).

Установление факта демпинга предполагает сопоставление цен, по которой товар реализуется в стране производства и в стране экспорта (куда от ввозится), т.е. нормальной стоимости и экспортной цены (цены экспорта) .

Нормальная стоимость товара - цена товара, по которой он реализуется в стране производства (экспортирующей стране) при обычном ходе торговли таким товаром.

Экспортная цена - цена, по которой демпинговый товар ввозится в страну экспорта.

Нормальная стоимость определяется как цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в стране производителя или экспортера товара. Наиболее часто в качестве нормальной стоимости используются внутренние цены в стране производства. В практике применения антидемпинговых мер встречаются случаи, когда фактические цены не могут быть использованы при определении нормальной стоимости. Например, из рассмотрения должны быть исключены торговые операции между взаимосвязанными компаниями или в рамках торговых соглашений.

В тех случаях, когда внутренняя цена не может быть использована для сопоставления, необходим поиск альтернативных методов установления нормальной стоимости. Среди них чаще всего используются следующие методы определение нормальной цены:

    на основе наивысшей цены на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в третью страну;

    на основе расчетных цен - суммы издержек производства в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах административных, торговых и общих издержек;

    применение внутренних цен в третьей стране (метод суррогатной страны ).

Как показывает практика антидемпинговых расследований, выбор сурророгатной страны чаще всего является произвольным. Этот подход к определению нормальной цены применяется в отношении стран с полной, или в существенных чертах полной монополией торговли, в которых все внутренние цены устанавливаются государством. Иными словами, прямое сравнение с внутренними ценами в такой стране не всегда может быть оправданным. Исторически этот метод возник в торговле со странами с централизованной экономикой. Основанием для его применения в данном случае было то, что внутренние цены этих стран не могли считаться экономически обоснованными и соответственно использоваться для сопоставления .

Выбирая суррогатную страну, специалисты стремятся найти страну со сходной технологией и близкими стандартами производства. В данном случае формально учитывается только технический уровень производства, а не экономические факторы, которые определяют конкурентные преимущества той или иной страны.

В настоящее время этот метод применяется к товарам из некоторых стран с переходной экономикой, определяемых как страны с нерыночной экономикой, в частности, из России. Безусловно, такой подход носит откровенно протекционистский и дискриминационный характер, поскольку в России в 90-е годы цены формируются под действием рыночных факторов и тем более не на основе административных решений.

Примечательным является то, что в последнее время в антидемпинговое законодательство ЕС и США введены дополнительные положения. Они позволяют предприятиям, которые обвиняются в демпинге, запрашивать для себя в индивидуальном порядке режим определения нормальной стоимости на основе фактических цен, если в целом для страны, где они расположены, применяется метод суррогатной страны (эти положения применяются в отношении Китая и России). Однако в данном случае эти предприятия несут дополнительное бремя по доказательству того, что они устанавливают свои цены свободно на основе рыночных факторов. Таким образом, они все равно подвергаются дискриминации.

Демпинговая маржа - разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой.

Величина демпинговой маржи свидетельствует о размере занижения цены в результате демпинга. Как правило, она исчисляется в относительных величинах: отношение демпинговой разницы (нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара) к экспортной цене .

Обязательным условием применения ограничений на ввоз демпингового товара является установление не только факта демпинга, но и наличия ущерба или угрозы такого ущерба в связи с ввозом товара по демпинговым ценам, а также причинно-следственной связи между ними.

В данном случае материальный ущерб или угроза его наступления трактуется идентично понятиям "существенного ущерба отрасли экономики" и "угрозы причинения существенного ущерба отрасли экономики", приведенному при рассмотрении защитных мер. С тем лишь уточнением, что значительное общее ухудшение положения отрасли наступает вследствие возросшего демпингового импорта товара.

Пример (один из эпизодов дела о поставках в ЕС неочищенного магния из России и Украины).

Неочищенный магний в основном применяется в производстве алюминия. В 1993 году общий объем потребления этого вида продукции в ЕС составил 46 тыс. тонн. Из России и Украины в общей сложности было импортировано 9 тыс. тонн. Для сравнения в 1991 году объем импорта из этих государств составил 2 тыс. тонн, а в 1992 году - 6 тыс. тонн.

По заключению Комиссии ЕС, в результате того, что российские и украинские цены были на 30-40% ниже цен на сопоставимую европейскую продукцию, Россия завладела 13%, а Украина - 7% рынка ЕС. Доля рынка единственного производителя ЕС, компании "Pechiney", сократилась с 17% в 1991 году до 7% в 1993 году, что привело к значительной потере рабочих мест. Компания "Pechiney" попыталась снизить цену на свою продукцию, однако рентабельность упала так низко, что создалась угроза ее жизнеспособности. Комиссия ЕС признала, что на столь прозрачном рынке, каковым является рынок магния, цена импортируемой продукции оказывает существенное воздействие на цены всего рынка. Иными словами, Комиссия ЕС установила, что существует причинно-следственная связь между демпинговым импортом неочищенного магния из России и Украины и ущербом, нанесенным единственному в ЕС производителю магния .

Если хотя бы одна из указанных предпосылок (факты демпинга и наличия ущерба или угрозы такого ущерба, а также причинно-следственная связь между ними) отсутствует, дело считается закрытым, если нет, то компетентные органы продолжают расследование для установления объемов демпинга и нанесенного ущерба.

Примечательно, что в США, где антидемпинговые процедуры имеют продолжительную историю и обширную практику, в целях достижения большей обоснованности в применении или неприменении антидемпинговых мер разграничены функции установления факта демпинга и определения материального ущерба и функции принятия решения о применении мер. Решение об обоснованности жалобы и целесообразности открытия процедуры и наличия факта демпинга принимает подразделение Министерства торговли. Наличие же материального ущерба устанавливается Комиссией по международной торговли, являющейся независимым органом. Т.е. антидемпинговая процедура складывается из двух параллельно осуществляемых независимыми органами расследований (см. рис. 6).

В процессе проведения антидемпингового расследования могут быть применены в качестве временных мер временные антидемпинговые пошлины .

Временные антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые до завершения антидемпингового расследования в том случае, если продолжение ввоза товара по демпинговым ценам до завершения антидемпингового расследования может привести к неблагоприятным экономическим последствиям, устранить которые окажется невозможным.

При этом предусматриваются специальные правила (в том числе возврата уплаченных пошлин) на тот случай, если антидемпинговые пошлины, введенные после завершения процедуры антидемпингового расследования будут отличаться от временных антидемпинговых пошлин либо антидемпинговое расследование выявит отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин. Временная антидемпинговая пошлина не подлежит перечислению в доход государственного бюджета до принятия окончательного решения о введении антидемпинговой пошлины.

Расследование на предмет введения антидемпинговых мер может быть завершено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин при условии принятия иностранными экспортерами следующих обязательств, в результате которых прекратится нанесение ущерба национальным производителям:

    добровольного обязательства об отказе от демпинговых цен , т.н. ценового обязательства о минимальных ценах продажи;

    добровольного обязательства о сокращении объема демпингового импорта .

В отсутствии взаимоприемлемых ценовых соглашений вводятся антидемпинговые пошлины. Они просчитываются в отношении каждого экспортера, допустившего демпинг, и их окончательный размер не должен превышать величину демпинговой разницы. Сроки применения мер ограничиваются временем, необходимым для нейтрализации причиненного демпингом ущерба, и не должны превышать пяти лет, после чего предполагается снизить антидемпинговые пошлины.

В соответствии с Соглашением, принятым в рамках ГАТТ, действует правило о том, что антидемпинговое расследование должно быть прекращено, если соответствующими органами установлено, что демпинговая разница (демпинговая маржа) является минимальной (менее 2% от экспортной цены товара ) или что уровень демпингового импорта незначителен (на долю демпингового импорта из какого-либо государства приходится менее 3% от импорта такого товара в импортирующую страну ).

Таким образом, антидемпинговые процедуры включают в себя следующие основные элементы :

1) подача заявления (жалобы) от имени национальной промышленности с просьбой о начале процедуры . Многосторонние соглашения и законодательства большинства стран предусматривают критерий достаточного представительства для такого заявления. Как правило, требуется, чтобы оно было поддержано более чем 50% предприятий, производящих данную продукцию. При этом расследование не начинают, если заявление поддерживают менее 25% таких предприятий;

2) предварительное расследование , целью которого является выяснение общей обоснованности заявления и принятие решения о целесообразности открытия процедуры;

3) открытие процедуры с обязательной официальной публикацией и уведомлением заинтересованных сторон;

4) сбор необходимой информации . Данный этап предполагает рассылку специальных вопросников всем заинтересованным сторонам, посещение предприятий и т.п.;

5) установление факта демпинга на основе собранных материалов и определение демпинговой маржи ;

6) установление факта материального ущерба или угрозы такого ущерба ;

7) введение предварительных антидемпинговых пошлин , если ожидание окончания процедуры может привести к тому, нанесенный ущерб будет невозможно устранить. Если же в результате расследования выявляется отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин, уплаченные суммы возвращаются;

8) проведение переговоров с экспортерами о принятии ценовых обязательств (прекращении демпинга в обмен на приостановление процедуры);

9) установление наличия причинно-следственной связи между фактом демпинга и фактом нанесения ущерба;

10) подготовка предложений или принятие решения о применении или неприменении антидемпинговых пошлин .

В целом процедура никогда не продолжается более 18 месяцев.

Применение ведущими странами мира антидемпингового законодательства в отношении российских экспортеров связано с рядом особенностей. Во-первых, Россия не является членом ВТО, и не может претендовать на безусловное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Во-вторых, до недавнего времени, практически, все развитые страны относили Россию к числу государств с нерыночной системой торговли (страны ЕС лишь в апреле 1998 года исключили Россию из списка стран с нерыночной системой торговли для целей антидемпинговой политики). Эти обстоятельства обусловили многочисленные антидемпинговые расследования в отношении российских компаний и принятие последующих антидемпинговых мер в США, Западной Европе, Юго-Восточной Азии.

Процедура одного из антидемпинговых расследований в отношении российских производителей, раскрывающая не только содержание основных его стадий, конкретных антидемпинговых мер, но и наиболее характерные ошибки, допущенные как компаниями, так и правительственными органами России, не оказавшими должной поддержки отечественным экспортерам, рассмотрена на примере конкретной ситуации (кейса) "Российские металлургические комбинаты на американском рынке стали" (См. Приложение 4).

Создав законодательную базу по защите интересов отечественных производителей во внешней торговле, Россия намерена активизировать свою деятельность по защите наиболее важных отраслей национальной экономики. Основанием для этого являются многочисленные факты демпингового импорта в Россию, в частности, ввоз по демпинговым ценам продовольствия из европейских стран, поставки дешевой украинской стали, стальных труб.

Пример. Осенью 2000 года российское правительство направило официальное уведомление Минэкономики Украины о намерении ввести антидемпинговые санкции против импорта стальных труб украинского производства. По российской статистике, на долю Украины приходилось до 80% всего объема импортируемых в Россию труб. В результате чего Украина занимала 30% российского трубного рынка. При этом поставки в Россию неуклонно росли: в течение 2000 года они увеличились более чем вдвое. Эксперты утверждали, что качество украинских труб ниже качества российских, а поставки шли по демпинговым ценам. Подобная ситуация складывалась не только с трубами. Незадолго перед демаршем российского правительства о намерении ввести антидемпинговые санкции против украинских производителей труб, крупнейшие российские металлургические комбинаты - Магнитогорский металлургический комбинат и "Северсталь" - заявили о намерениях возбудить антидемпинговый процесс против украинских производителей горячекатаного листа, арматурной стали и сортового проката, ссылаясь на то, что поставляемый украинский металлопрокат на 10% дешевле российского.

Между тем нельзя сказать, что ввоз в Россию дешевой украинской стали играет совсем уж отрицательную роль. Безусловно, российские металлурги несут определенные убытки. Однако, с другой стороны, как утверждают машиностроители, именно наличие дешевого украинского импорта сдерживало российских металлургов от повышения цен на свою продукцию до мирового уровня, что, несомненно, было на руку потребителям сталепродукции.

Обращение России к цивилизованному способу разрешения конфликта с одним из торговых партнеров посредством процедуры антидемпингового разбирательства свидетельствует о вхождении ее в новый этап торговых отношений - проведения на деле политики протекционизма в соответствии с общепринятыми международными правилами.

Чтобы исключить негативное влияние недобросовестных поставщиков, специально занижающих цены на результаты закупки, в законе 44-ФЗ предусмотрели антидемпинговые меры. В этом материале рассмотрим, что это такое, когда применяются антидемпинговые меры по 44-ФЗ, а также приведем пример расчета.

Многие поставщики для заключения выгодных контрактов идут на различные хитрости. Одна из них - искусственное занижение цен. Для противодействия этому в 44-ФЗ внесли поправки и ввели такое инструмент, как антидемпинговые меры. Что это такое, когда подобные меры применяют, и как работает калькулятор антидемпинговых мер по 44-ФЗ, расскажем далее.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Что такое демпинг и антидемпинговые меры

В прежнем законе №94-ФЗ такое понятие, как антидемпинговые меры, не использовалось. Ранее в закупках побеждали участники, которые предлагали самую низкую цену. При этом не имело значения, насколько она ниже начальной. В итоге участники могли сговариваться и искусственно занижать цены. Процесс продажи товара по такой цене носит название демпинга.

От этого страдали заказчики, которые заключали контракты с недобросовестными поставщиками , не имеющими возможность поставить качественный товар или надлежащим образом выполнить работу, а также остальные участники, чьи рыночные цены заведомо проигрывали искусственно заниженным.

Два новых инструмента против недобросовестных поставщиков

Покажем более тонкие инструменты, которые помогут защититься от демпинга. А именно договорную защиту и критериальную защиту.

Смотрите в статье »

Компании, которые предлагали минимальные цены, ничем не подтверждали свою добросовестность. От них не требовали наличия определенных ресурсов, опыта аналогичных поставок. В итоге поставщики срывали сроки исполнения обязательств, поставляли некачественный товар, как следствие, растрачивали деньги из казны.

Нововведения появились в законе о контрактной системе. . Под ними понимают комплекс мероприятий, которые не дают участникам искусственно занижать цены при проведении конкурсов и аукционов. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ при запросе котировок не предусмотрены.

Применение конкретных антидемпинговых мер по 44-ФЗ зависит от цены контракта. Участника могут попросить предоставить:

  • обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере;
  • подтверждение добросовестности компании.

В ст. 37 44-ФЗ говорится о том, при какой стоимости контракта используются антидемпинговые меры, каким критериям добросовестности должны соответствовать участники, как правильно подтвердить благонадежность фирмы и т.д.

Что говорит об антидемпинговых мерах закон 44-ФЗ

Антидемпинговые меры, согласно закону 44-ФЗ, применяются, если участник предложил в своей заявке цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже, чем начальная. Рассмотрим конкретное применение антидемпинговых мер по 44-ФЗ:

  • если максимальная цена контракта - 15 млн. руб. и более, участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в полтора раза больше, чем указано в документации о закупке;
  • если НМЦК - 15 млн. руб. и менее, участник должен либо предоставить обеспечение в полтора раза больше установленного, или подтвердить свою добросовестность.

В ст. 37 44-ФЗ перечислены сведения, которые необходимо предоставить компании, чтобы подтвердить свою благонадежность. Это:

  • исполнение в течение года до подачи заявки трех и более контрактов без штрафов;
  • исполнение в течение двух лет четырех и более контрактов, 75% из которых были исполнены без нареканий;
  • исполнение в течение трех лет трех и более контрактов без замечаний.

Обратите внимание, что цена одного из уже исполненных контрактов должна составлять 20% от стоимости, которую в своей заявке предлагает участник. Способ предоставления сведений различается в зависимости от процедуры выбора поставщика. Если это конкурс, информацию необходимо предоставить в составе заявки, если аукцион - при подписании контракта.

Антидемпинговые меры для отдельных видов закупок

Для некоторых закупок применяется другой порядок. Например, при закупках научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, консультационных услуг заказчики могут устанавливать свои показатели значимости критерии оценки заявок , если цена, предложенная участником, значительно меньше начальной.

Величина значимости такого критерия, как цена контракта, для этих случаев установлена в ст. 37 44-ФЗ. Она равна десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

Также отдельные правила существуют для контрактов, предметом которых выступает товар, необходимый для нормального жизнеобеспечения. Это могут быть продукты, медикаменты, медицинское оборудование. Если участник предложил цену на 25 и более процентов ниже начальной, он должен предоставить обоснование стоимости, которое может включать гарантийное письмо от производителя товара, бумаги, свидетельствующие о наличии товара на складах, и т.д.

Антидемпинговые меры по закону 44-ФЗ не применяются, если цена лекарств снижена на 25 и менее процентов от их предельной отпускной цены.

Калькулятор антидемпинговых мер по 44-ФЗ

Услугу подсчета размера обеспечения, которая служит одной из антидемпинговых мер, предоставляет несколько сайтов. На интернет-ресурсах вы можете воспользоваться калькулятором антидемпинговых мер по 44-ФЗ. Вам нужно лишь внести данные:

  • способ выбора поставщика (выберите из списка);
  • НМЦК;
  • сумму аванса (при наличии);
  • наличие преимуществ участникам.

Система сама подсчитает, сколько вы должны будете выплатить в качестве обеспечения.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: пример расчета

Не имеет значения, каким именно калькулятором вы воспользуетесь, - все они работают по единому принципу и опираются на нормы ст. 37 44-ФЗ. Приведем пример. Заказчик проводит аукцион. Цена контракта - 14 млн. руб. Аванс не предусмотрен.

Калькулятор выдаст нам границы обеспечения, которые может установить заказчик. Напомним, по закону 44-ФЗ, это может быть показатель, составляющий от 5 до 30% от НМЦК. В нашем случае - от 700 000 руб. до 4 200 000 руб. Допустим, что заказчик остановился на числе 700 000 руб. Подсчитаем, сколько участник должен предоставить в качестве обеспечения:

700 000 руб. × 1,5 = 1 050 000 руб.

Рассмотрим ещё один пример.

Возьмем цену контракта в 16 млн. руб. Заказчик проводит конкурс. Никаких преимуществ для участников нет. Аванс составляет 10% от НМЦК.

Применив калькулятор антидемпинговых мер, получим границы размера обеспечения. Заказчик может установить в документации о закупке обеспечение от 5 до 30 процентов от НМЦК - в нашем случае от 440 тыс. руб. до 2,8 млн. руб. Допустим, что заказчик установил обеспечение в размере 160 тыс. руб.

Участник предложил в своей заявке цену, на 26% ниже НМЦК - то есть 11,84 млн. руб. Как гласит ст 37 44-ФЗ, в этом случае мы применяем антидемпинговые меры. В итоге участник должен предоставить в качестве обеспечения следующую сумму:

160 тыс. руб. × 1,5 = 240 тыс. руб.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт