Депрессия с точки зрения астрологии. Депрессия с точки зрения тибетской медицины

01.04.2019

Иногда мне хочется спрятаться в угол, затихнуть и умереть…

Борис Гребенщиков

В 2002 г я начал работу над циклом статей . В 2009 г. я продолжил его следующим циклом статей, проливающих свет на причины возникновения депрессии , который я назвал .

В этой статье я провожу краткий обзор причин возникновения депрессии , описанных в этих циклах статей, дополнив объяснениями сути депрессии. Это результат моего многолетнего изучения литературы, связанной с темой депрессии, и психоаналитического лечения моих пациентов, страдавших депрессией, а также наблюдения за людьми, в том числе и за детьми, в повседневной жизни.

Корни депрессии

Эндрю Соломон , американский писатель, который сам не раз переживал тяжелую депрессию, дал краткое и очень символичное определение депрессии:

«Печаль , это депрессия, соразмерная обстоятельствам, депрессия – это печаль, несоразмерная им. Это страдание, похожее на траву перекати-поле, которая питается как бы одним воздухом и растет, хотя и оторвана от питательной почвы.»
(“Демон полуденный: Анатомия депрессии”)

Может ли депрессия питаться одним воздухом и расти ? Где же корни депрессии? Чем питается депрессия? Разрабатывая концепцию бессознательного Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что в бессознательном не существует времени – бессознательное безвременно . Все наши переживания, и, в том числе, детские переживания, начиная с момента рождения, аккумулируются в нашем бессознательном и влияют на нашу жизнь так, будто прошлое существует в настоящем .

Американский психоаналитик посвятил свою жизнь исследованию детских переживаний. Это один из первых психоаналитиков, который привлек внимание общественности к детским страданиям, на которые нередко не обращают внимания:

«Маленький ребенок не может объяснить, что испытывает, но это вовсе не означает, будто он не страдает. Наше безразличие, недостаток эмпатии и воображения приводят к невероятной жестокости по отношению к детям.»
(“Первый год жизни”)

Депрессия питается ужасом наших детских переживаний, начиная с момента рождения. То, что для ребенка ужасно – для взрослого может казаться беспричинными детскими слезами, на которые не следует обращать внимания. Так формируется , которую называют депрессией .

Травма рождения

Из комфортной и привычной внутриутробной среды, постоянной сытости, темноты и стабильной температуры младенец выталкивается в жизнь. В первом крике ребенка мы можем слышать весь ужас, с которым он сталкивается при рождении на свет. Это первое разочарование в жизни. Рождение на свет можно назвать .

Венгерский психоаналитик Шандор Ференци очень точно и лаконично описал связанную с этим задачу родителей:

«Необходимы необычайная любовь, нежность и забота, чтобы ребенок простил родителям свое, без его ведома, появление на свет.»
(“Нежданный ребенок и его стремление к смерти”)

Психика младенца формируется в виде "островков", благодаря ощущению счастья, которое доставляет ему мать, удовлетворяя его потребности (Вейкко Тэхкэ). Младенцу в течение первых месяцев развития требуется быстрый отклик матери на его потребности в молоке из ее груди, тепле ее тела, ее успокаивающем голосе, ее любящих глазах. В результате частого или длительного отсутствия матери или ее неучастливого отношения к младенцу не происходит непрерывное формирование психики ребенка (М. В. Ромашкевич). В худшем случае зарождающиеся "островки" психики не соединяются даже в единый "материк" – тогда ребенка во взрослом возрасте ждет психоз (шизофрения, МДП). Чаще дела обстоят лучше, психике удается консолидироваться, но в ней остается "дыра" – тогда формируется анаклитическая депрессия (Рене Шпиц).

Концепция анаклитической депрессии открывает новый взгляд на исследование природы депрессии – благодаря наблюдениям американского психоаналитика Рене Шпица в детских приютах стало понятно, что причиной детской депрессии является дефицит внимания, заботы и любви в раннем детском возрасте (эмоциональная депривация). Анаклитическая депрессия – это почва для любой депрессии в поздние периоды жизни.

Базальная тревога

Младенец рождается беспомощным , поэтому всем рожденным на свет характерно чувство беспомощности , это порождает тревогу перед окружающим миром, который кажется враждебным. Если мать не может быть всегда рядом, чтобы успокоить своего младенца – тогда мать не может обеспечить своему ребенку формирование чувства предсказуемости и, следовательно, защищенности – и тогда он испытывает хроническое чувство беспомощности . Это нарушает нормальное формирование Эго ребенка: окружающий мир воспринимается ненадежным, непонятным, несправедливым, враждебным, беспощадным и страшным – так формируется базальное недоверие к миру . Это вызывает, в свою очередь, нарушение отношения ребенка и к себе самому, он кажется себе слабым и никчемным в этом недружелюбном мире – так формируется низкая самооценка . Непосредственным следствием всего этого является то, что психоаналитик Карен Хорни назвала (от греческого basal – основной). Так тревога становится частью личности, и она окрашивает восприятие мира в самые мрачные тона, являясь тем ядром, вокруг которого формируется депрессия .

Архаичное Супер-Эго становится ядром , и чем больше это ядро – тем более тираничным является Супер-Эго , тем более послушным оказывается ребенок, тем более несчастным он себя чувствует. Архаичное Супер-Эго , которое психоаналитики называют еще , является постоянным источником тревоги и чувства , являясь причиной депрессии .

Боль, накопленная в детстве, вытесняет все удовольствия жизни. Следствием боли становится ненависть к жизни и к людям, которая, по сути, является смещением ненависти в адрес своих родителей. Если драйвы из переполненного Ид "сметают" слабое Супер-Эго – такой человек становится маньяком-убийцей или, иногда, поэтом, таким как Байрон, который сказал: Я повидал людей в разных уголках земли, и повсюду они одинаково мерзки .

«Чтобы сделаться поэтом, нужно быть влюбленным или несчастным.»
(Байрон)

Байрон был влюбленным и несчастным, потому что мог любить только свою сестру. Но чаще люди, склонные к депрессии, остаются несчастными так и не испытав любовь, потому что все чувства оказываются подавлены. Супер-Эго младше трех лет. Но для анализа хватает воспоминаний более взрослого возраста. Детские психоаналитики предоставляют нам достаточное понимание детской психики, чтобы можно было, основываясь на том, что пациент рассказывает про свое детство, о котором помнит; и также основываясь на том, что с ним происходит сегодня; и на том, как он взаимодействует с психоаналитиком здесь-и-сейчас – можно было строить того, что с пациентом происходило в раннем детстве, которого он не помнит (см. ).

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

​Депрессия — это состояние, связанное с психоэмоциональными изменениями, с изменениями восприятия себя и мира, с изменениями мотивации и способности получения удовольствия от жизни. Это состояние, когда все события окрашиваются в черные тона — мотивация или ее отсутствие, взаимоотношения с другими людьми и с самим собой, и будущее видится еще темнее.​

С точки зрения подхода западной медицины депрессия лечится лекарственными и нелекарственными методами (психотерапия, психиатрия). В тяжелых состояниях, особенно несущих угрозу жизни, я, даже будучи восточно-ориентированным врачом, признаю целесообразность лекарственной терапии.​

Причины депрессии

С точки зрения восточной медицины депрессию можно разделить на разные «окрасы». Они связаны с определенными системами органов. У китайцев есть такое понятие, как первоэлементы: огонь, вода, земля, металл и дерево. С каждым из первоэлементов связаны определенные системы органов и конкретный тип депрессии.

У всех типов депрессии есть общие черты, но есть и индивидуальные особенности.

Например, депрессия , связанная с первоэлементом «дерево» (система печень/желчный пузырь), это состояния, связанные с гневом и раздражением. Другими словами, это раздражение и гнев, обращенные, прежде всего, внутрь, на себя. Это наиболее часто встречающийся вид депрессии с точки зрения китайской медицины. Т.е., это когда человек находится в глубоком раздражении, непринятии, самобичевании, агрессии по отношению к самому себе. Соответственно, эта аутоагрессия может трансформироваться в агрессию по отношению к другим, к миру, и это влечет за собой достаточно тяжелое состояние.

С точки зрения иглорефлексотерапии лечение данного типа депрессии направлено на устранение нарушений в соответствующей системе органов — печень/желчном пузырь.

Существуют депрессии «водного типа» — связанные с системой органов почки/мочевой пузырь. Здесь депрессии более экзистенциальные, связанные в первую очередь со страхами, с вопросами существования, когда человек ставит свое существование под вопрос: зачем я родился? Имею ли я право на существование?. Депрессии этого типа больше связаны с отсутствием воли к жизни.

Есть депрессии огненного окраса . Система органов — сердце/тонкий кишечник. Этот окрас можно кратко описать, как потухший огонь, когда наиболее ярко проявляется отсутствие радости и удовольствия от жизни. Это, в свою очередь, влияет на целеполагание и мотивацию.

Депрессии земного типа связаны с системой органов пищеварения (желудок/поджелудочная железа). Их окрас более тяжелый: состояние тяжести, заболоченности; зацикливания мысли и внимания, когда организм не в состоянии переварить ту информацию, которая приходит извне. Человек закрывается от мира и входит в состояние «брожения».

«Металлическая» депрессия связана с системой органов легкие/толстый кишечник. Связана с чувством потери. И часто начинается с потери близких, привычного окружения, привычного образа жизни; изменение места жительства; финансовая потеря; предательство. Но, можно сказать более широко — этот тип депрессий связан с потерей ценностей. В этом случае жизнь теряет смысл, теряет ориентиры, особенно, если человек ставил эти ценности достаточно высоко и на них ориентировался. Идет реакция закрывания от внешнего, замыкания на себе.

Лечение депрессии

При всех этих видах депрессии помогает иглорефлексотерапия, фитотерапия, гомеопатия. Но самым важным компонентом лечения является психологическая работа человека с кем-то, кто поможет по-другому посмотреть на ситуацию. Возможно, это самое важное — умение по-другому посмотреть на ситуацию.

Если это работа с ценностями, то крайне важно найти новые ценности, желательно такие, которые невозможно потерять.

Если это работа с гневом, то обязательно надо выявить причину этого гнева. Просто так люди не раздражаются. Что-то их волнует, что-то конкретное их задевает. И на эти вещи тоже нужно посмотреть по-другому, чтобы можно было принять себя.

С точки зрения потери вкуса к жизни, тоже необходимо найти психологические причины и зажечь этот огонь — найти в жизни что-то, что заинтересует, вдохновит.

Если это экзистенциальные вопросы, то важно найти лично для себя смысл жизни, понять свою ценность.

С точки зрения зацикливания мысли требуется работа с легкостью внимания, с концентрацией внимания, с восприятием мира и себя в информационном плане.

В западной медицине вся эта работа присутствует. Восточный подход дает большую фокусировку, более четкое направление работы. Кроме того, он дает также возможность регулирования работы органов, причастных к возникновению депрессии.

Из депрессии любого типа выбраться можно. Это неоднократно проверено.

Это требует работы, формирования себя. Но можно со всей определенностью сказать, что в результате работы над собой, человек становится большим, чем он был до развития депрессии. Это очень потенциально благодатная работа. Человек, прошедший через депрессию, — это обновленный человек.

Посмотрите вокруг: как много грустных, потухших глаз без всякого интереса к жизни, замедленные реакции, удрученно сдвинутые брови, как будто вопрошающие: «И чему вы радуетесь?»

ДЕПРЕССИЯ — СЛЕДСТВИЕ КАРМЫ?

Джйотиш говорит, что наша жизнь – следствие совершенных ранее поступков, мы «переживаем» карму и нарабатываем новую. Откуда берется депрессия? Это – плоды кармы, или наше сегодняшнее состояние, которое еще принесет свои плоды в будущем?

Депрессия – это не состояние расстроенного сознания, не следствие невроза. Это болезнь тонкого тела. Депрессия начисто лишает человека воли, ослабляет разум, крадет радость, обесценивает ценности, отнимает жизненные приоритеты.

С точки зрения астролога, Россия и все, без исключения «русские» люди, включая постсоветское пространство, испытывают на себе влияние знака Водолея.

В джйотиш Водолей символизируется женщиной, несущей кувшин с водой на плече. Женщиной, несущей тяжелую ношу.

И эта ноша – эгоизм Водолеев. Эгоизм, который заслоняет другие личности, остается только материальное «Я», ложное эго, «черный карлик».

Эго в астрологии символизируется Солнцем. Мы все живем во власти Солнца, своего эго, в царстве Солнечной системы. И всё вращается в нашем мире вокруг нашего материального «Я».

А знаете ли вы, что наше Солнце – двойная звезда? Знаете, что у ослепительного, блистательного Солнца есть двойник – Черный карлик, потухшая, невидимая глазом, черная, мертвая, безжизненная звезда?

И это – наше материальное эго. Такое же черное, серое, безжизненное, равнодушное.

Я – ЭТО ИЛЛЮЗИЯ

Философия Вед называет материальную личность «ложным эго». И это – самый тонкий из восьми материальных элементов и самое большое отождествление. И отождествление это – с нашим физическим телом. Мы принимаем себя за тело, мы говорим: «Мое тело».

«Я» – не есть тело, это иллюзия. Это тело – лишь «черный карлик», невидимый двойник ослепительной, сияющей «Звезды по имени Солнце», но именно оно ответственно за все катаклизмы на Земле (и это уже подтверждают астрономы), именно его влиянием обусловлены страшные стихийные бедствия, катастрофы, войны, эпидемии, лесные пожары, цунами, извержение вулканов и так далее.

Возникает вопрос: «Если Веды говорят о ложном эго, значит, есть и истинное?

МЫ ВСЕ — ЛИЧНОСТИ

Истинное эго – наша подлинная индивидуальность, наш высший аспект, наше истинное «Я».

Все мы личности, и личность определяет наши особенности — как внешние, так и внутренние. Личность определяет, какую жизнь и как мы ведем, как поступаем в тех или иных обстоятельствах. А мы созданы по образцу и подобию Бога. И у Бога, безусловно, тоже есть Личность – Бхагаван, Верховный, и Имя Его личности – Красивый, Всепривлекающий, Кришна.

У нас есть не только наша истинная, духовная индивидуальность, но и наше духовное имя. И это – основное качество нашей личности, то, как знает и зовет нас Верховный.

Что самое удивительное, первая буква в имени, которая на санскрите считается ведущей и смыслообразующей в имени, передается из жизни в жизнь, из рождения в рождение. Сейчас нас зовут Михаилом, а в прошлой жизни называли Майклом или Мишелем, или Майном, или еще как-нибудь на «М» на языке племени тумба-юмба. А Верховный, возможно, знает нас, как Мадхава (Сладостный) или Мохана (Чарующий).

В Водолее Солнце слабое, оно находится во враждебном знаке, следовательно, проявляет свои не самые лучшие качества: эгоизм, самомнение, высокомерие, чрезмерную независимость и излишнее свободолюбие – до анархии. И все это – «загадочная русская душа».

Однако не это составляет загадку русской души, а возможность русского человека – осознать свой эгоизм, изжить его, испить свою чашу до дна и преобразиться. И тогда вода из этого кувшина становится сомой – «напитком бессмертия».

В Индии Водолей считается самым мистическим знаком именно из-за этого своего качества – способности к изменению.

И заслуга в этом – Шани, хозяина Водолея, Бога планеты Сатурн. Он – наш строгий учитель, он – олицетворенное страдание. Он сокрушает ложное эго тех, к кому благоволит. А к России у него особая любовь. Сколько страданий вынесла наша страна!

«Ты как – сразу предпочитаешь умереть, или желаешь помучиться?» – «Хотелось бы, конечно, помучиться». Эти, ставшие культовыми слова Товарища Сухова, как нельзя лучше отражают загадочную русскую душу.

В Индии о влиянии Сатурна говорят: «Медленно мелет мельница, но верно». Шани, имя бога планеты Сатурн, переводится как «Медленный». Это – самая медленная планета Солнечной системы, планета, которая замыкает септенер – семь главных планет, показывающих карму человека.

Наша карма начинается с ложного эга, с «черного карлика», и заканчивается Сатурном, символизирующем в астрологии смирение и терпение. И путь к истинному эго, к «Звезде по имени Солнце», лежит через эти качества. Именно поэтому в джйотиш Солнце считается атма-каракой, показателем истинного эго, индивидуальности, а также показывает способность человека осознать себя, как душу, наделенную сознанием и неповторимой, только ей присущей индивидуальностью и качествами, проявленными в Имени души.

Именно воспитания, взращивания этих качеств и добивается Сатурн, когда человек переживает его периоды: саде-сати и кальяни.

САТУРН ВСЕМУ ВИНОЙ?

Может, причина депрессии во влиянии Сатурна, может, это он виноват в том, что я страдаю?

Хочу сразу сказать: не верьте астрологам, которые говорят, что на вас влияют планеты или звезды, или что они вас к чему-то склоняют. Все это глупости! Звезды не влияют и не склоняют, они – лишь письмена, которые читают избранные.

Если вы переживаете период Сатурна, то это говорит лишь о вашей карме, о том, что сознание ваше меняется, потому и вокруг вас происходят изменения.

Или вы материалист, который думает, что бытие определяет сознание?

Нет, мы – идеалисты, которые уверены, что именно сознание определяет бытие. Так утверждают священные писания, так говорит сам Верховный в «Бхагавад-Гите».

Саде-сати и кальяни – это транзиты Сатурна по Луне. Луна символизирует ум, это водная планета. Сатурн же символизирует холод. Таким образом, транзит Сатурна по Луне можно рассматривать, как «глубокую заморозку» сознания, ума. Всем известно, что талая вода – самая чистая, вода, которая очищает всё, с чем соприкасается.

Часто периоды депрессии совпадают с периодами саде-сати или кальяни, но это не правило.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ ПО АЮРВЕДЕ

Как я уже подчеркивала, депрессия – это болезнь, которую следует лечить. Иногда, когда болезнь зашла слишком далеко, можно лечить лишь антидепрессантами, «ядами» с точки зрения аюрведической медицины.

Что ж, с точки зрения медицинской астрологии, депрессия – это болезнь Раху, а Раху олицетворяет яды. Один из главных принципов аюрведы – «Подобное лечить подобным».

Но, как говорится, «легче предупредить, чем лечить».

Аюрведа рассматривает возникновение болезни на трех уровнях:
сначала в уме;
потом – в тонком (астральном) теле, линга-шарира;
и, наконец, проявление болезни на физическом теле, стхула-шарира.

Считается, что если болезнь вступила в свою третью, заключительную стадию, то есть, проявилась на физическом теле, то вылечить ее можно только с помощью ядов или специальных снадобий.

Первая стадия возникновения депрессии – в уме.

Гегель говорил: «Весь мир в уме».

Если мы страдаем, то мир вокруг окрашивается в черный цвет. Так или иначе, это проявление богоборческого сознания, сознания не смирения, желания изменить мир, повернуть реки вспять, заставить цвести яблони на Марсе и так далее.

Мы страдаем вследствие собственных поступков, своей кармы, а карму можно только пережить, перестрадать, перетерпеть. Если мы не взращиваем в своем сознании качества Сатурна — терпение и смирение, если мы не принимаем все происходящее, как милость и любовь Бога лично к нам и не видим положительных моментов в своем положении, на уровне ума мы заболеваем депрессией.

И тогда возникает сакраментальный вопрос, по которому можно диагностировать начинающуюся депрессию – «Зачем?»

XIX век поставил перед Россией два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». XX век искал ответов на них и потерпел фиаско, а XXI век ставит новый вопрос – «Зачем?». Вопрос, не найдя ответ на который, человечество неминуемо погрузится в серое, безжизненное, холодное и равнодушное пространство – депрессию.

Если человечество не обретет смысл своей жизни и ответ на этот вопрос в служении и любви к Богу, Верховному, оно погрузится в Серую Реальность. Все мы – души, а душа – это часть Бога, а часть, как известно, должна служить целому.

Вторая стадия болезни, согласно аюрведе – проявление ее на тонком теле.

И здесь надо понимать, что такое тонкое тело, и как оно заболевает. Эзотерики различного толка называют его «аурой», «жизненной энергией», «праной», «чакрами-макрами» и тому подобное. У нас в стране нет специалистов (да и в современной Индии почти тоже нет), способных увидеть депрессию на тонком теле. Однако мы можем и здесь предотвратить ее проявление в линга-шарира.

Согласно аюрведе, «Мы – то, что мы едим». Если мы едим убойную пищу, то всю силу страхов, боли, отчаяния мы принимаем в свое сознание, и наше тонкое тело окрашивается этими серыми и черными красками. Все вы знаете, что коровы за несколько дней чувствуют, что их поведут на бойню, они страдают, отказываются от пищи, они боятся, они плачут.

И мы едим коров, а корова, согласно Ведам – одна из шести матерей человека.

Итак, третья стадия депрессии – проявление ее на физическом теле.

Больные депрессией жалуются на апатию, на невозможность движения, на нервный зуд или онемение разных частей тела. В этой стадии многие подсознательно прибегают к ядам – начинают принимать алкоголь. Он дает иллюзию радости, активности, деятельности, но лишь на короткое время, и потом болезнь возвращается вновь, но уже «усиленная» ядом алкоголя.

И здесь надо найти в себе мужество, чтобы признаться: «я болен», и обратиться к врачу за медикаментозным лечением.

Эффективно на этой стадии сочетать это лечение с другими методами, более гуманными: медитацией, йогой, чтением мантр. В йоге есть специальные, антидепрессивные асаны. Они замечательны, но более действенны на второй стадии, в третьей стадии человек, как правило, не может даже их выполнять – тело не слушается и не может сохранять асану, а ум равнодушен к мантре.

Экология жизни: В тибетской медицине депрессию относят к заболеваниям срог-лунг – к расстройствам жизненного ветра.

В тибетской медицине депрессию относят к заболеваниям срог-лунг – к расстройствам жизненного ветра.

Необходимо понимать, что согласно учению тибетских целителей, три жизненных начала – Ветер, Желчь и Слизь – являются также и тремя виновниками всех болезней. Пока они пребывают в равновесии в организме, человек остается здоровым, но как только одно из начал непомерно развивается, баланс нарушается и человека поражает недуг, соответствующий этому началу. Нервные болезни, а также психические расстройства возникают по вине Ветра, так как Ветер связан с умом и нервной системой. Но Ветер еще и управляет двумя другими жизненными началами, влияет на них и может привести к их расстройствам. Поэтому любое заболевание в тибетской медицине рассматривается, прежде всего, как психосоматическое и лечится комплексно – диетой, коррекцией образа жизни и образа мыслей, лекарствами и лечебными процедурами. Депрессия также считается психосоматическим расстройством, имеющим последствия как на психологическом, так и на телесном уровнях.

Итак, депрессию вызывают нарушения Ветра, эти нарушения вызываются беспокойством, чрезмерным напряжением, усталостью, горем или гневом, каким-либо потрясением или страхом. На физическом уровне заметны такие проявления, как учащенное сердцебиение, головокружение, бессонница, снижение аппетита. Болезни ветра, к которым относится и депрессия могут быть спровоцированы и внешними по отношению к организму факторами, такими, как холодный ветер (сквозняки), острая пища, крепкие алкогольные напитки и др.

При лечении депрессии назначают диету – такой рацион питания, который помогает обуздать стихию Ветра и восстановить равновесие трех жизненных начал в организме больного. Рекомендуется употребление чеснока, лука, жареной муки, отвара из костей, баранины, конины, растительного масла и молока.

Лекарственные препараты: успокаивающие травяные отвары, легкие вина, вытягиватели. Вытягиватели – это специальные зелья от болезней ветра, вот что о них сказано в главной книге тибетской медицины Джуд-ши: «Вытягиватели: белый, красный, кислый, луковый. Первый получают так: коровье масло надо долго кипятить, добавить жареную муку, молоко, довести снова до кипения и добавить имбирь с каменной солью. Если жареную муку сварить на бульоне из баранины, получится красный вытягиватель. Кислый вытягиватель - в закваску из винной барды положить старое масло, сахар, имбирь и сварить. Луковый вытягиватель - лук отварить, растереть, добавить масло, отвар костей, каменную соль и сварить. Вытягиватели подавляют болезни ветра, укрепляют мясо, дают ясность органам чувств и сознанию, они как нектар от ветра на границе между степью и горой».



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт