Дидактические игры. Игра "Что где находится?". Настольные развивающие игры

26.09.2019

Раздел Методической копилки: Smart

Возраст: Средняя группа (4-5 лет)

Разделы направлений: Коммуникация, Познание, Социализация

Преподаватель: Карелина Светлана Вячеславовна — воспитатель

Образовательное учреждение: ГБДОУ № 6 Красносельского района Санкт-Петербурга

Добавлено: пятница, 08.07.2016

Описание:

Осень. Дидактические игры для детей 4-5 лет
Создано 06.06.2014
Автор проекта: воспитатель ГБДОУ №6 Красносельского района г. Санкт-Петербурга Карелина Светлана Вячеславовна

Возраст детей: 4-5 лет.

Описание проекта.
1 страница. Титульный лист
2 страница. Содержание
3 страница. Собери картинку
Цели:
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей;
- развитие умения оперировать предметами, образами;
- развитие координации движения рук.
4 страница. Пройди лабиринт
Цели:
- выявление устойчивости, концентрации объема внимания;
- развитие зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости.
Правильное прохождение задания отрывается при щелчке на исходную точку маршрута.
5 страница. Собери в корзину съедобные грибы
Цели:
- активизация словаря по теме: «Грибы»;
- классификация съедобных и несъедобных грибов;
- развитие мышления, связной речи.
Правильность прохождения задания проверяется щелчком на грибы (несъедобный гриб исчезает).
6 страница. Какие листочки ты видишь на картинке?
Цели:
- совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными);
- развитие зрительного восприятия и внимания.
7 страница. Четвертый лишний
Цели:


Правильность выполнения задания определяется исчезновением лишней картинки (фрукта или овоща).
8 страница. Штриховка
Цели:
- развитие мелкой моторики;

Для выполнения задания используется элементы из панели инструментов («Перья», «Ластик»).
9 страница. Сосчитай овощи и фрукты
Цели:
- формирование элементарных математических представлений, умения считать в пределах пяти;
- развитие умения соотносить цифру с количеством предметов.
Фрукты и овощи будут «пропадать» в корзинках с правильным числом, или возвращаться на прежнее место.
10 страница. Варим борщ и компот
Цели:
- классификация овощей и фруктов;
- развитие грамматического строя речи;
- согласование существительных с существительными (в родительном падеже).
Правильность выполнения задания характеризуется исчезновением предмета (овоща или фрукта) в нужной кастрюле (компот или борщ).

11 страница. Обведи рисунки по точкам.
Цели:
- развитие мелкой моторики;
- умение ориентироваться на плоскости.
12 страница. Разложи овощи и фрукты
Цели:
- классификация овощей и фруктов;
- развитие словаря по теме «Овощи и фрукты».
Правильность выполнения задания характеризуется исчезновением предмета (овоща или фрукта) в соответствующей ёмкости (корзина или ваза).
Для обновления задания используется панель «Конструктор занятий».
13 страница. Сказка «Репка». Расскажи сказку по картинке.
Цели:
- развитие умения пересказывать сказку на основе сюжетной картинки;
- развитие умения воспроизводить последовательность событий сказки;
- развитие связной речи.
14 страница. Найди отличия
Цели:
- развитие способности устанавливать сходство и различия предметов на основе зрительного анализа;
- развитие наблюдательности, устойчивости внимания.
15 страница. Кроссворд
Цели:
- развитие понимания ребенком иносказательного смысла загадок;
- развитие способности к поисковой деятельности.
16 страница. Найди парные картинки.
Цели:
- развитие способности устанавливать сходство и различия предметов;
- развитие наблюдательности, внимания.
17 страница. Домино
Цели:
- умение ориентироваться на плоскости;
- развитие логического мышления.
18 страница. Составь слово
Цели:
- развитие умения составлять слова из букв;
- развитие памяти.
19 страница. Мишкина кладовка
Цели:
- развитие зрительного внимания;
- развитие математического счета.

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактическая игра « Почини коврик»

Цель: Закреплять умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств - формы и величины, формировать навыки прикладывания и накладывания для самопроверки; закреплять навыки о геометрических фигурах.

Материал: коврики основных цветов, с прорезями разной формы и размера (круг, квадрат, треугольник); геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники), походящие «для закрытия дырок» на коврике.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но мышки эти коврики испортили. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем залатать (починить) коврики. Каким цветом коврики? Какие заплатки мы положим на коврики? Детям раздаются коврик, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.

Дидактическая игра « Воздушные шарики»

Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: Шарики разные по цвету и величине, ленточки разные по ширине и цвету.

Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.

Посмотрите, здесь воздушные шарики!

Какие шарики?

Какие по цвету?

Дети рассматривают шарики и называют цвет и величину.

-« Разложите шарики по цвету»

- « Соберите все большие шарики (маленькие, средние)»

- « Найдите все красные (желтые, синие, зеленые) шарики.

Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые ленточки. Рассматриваются ленточки, дети называют цвет, величину (длинная, короткая). Подберите к каждому шарику ленточку по цвету, размеру.

Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету

Материал: Вырезанные из картона разноцветные шары (овалы или кружочки); вырезанные полоски таких же цветов.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики. Подобрать к шарикам ниточку (полоску), к красному шарику найти красную полоску, к зеленому шарику зеленую полоску и т. д.

Дидактическая игра « Бабушкины блины»

Цель: Способствовать развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку.

Материал: Вырезать из бумаги несколько кружков диаметром

3 см, и несколько кружков диаметром 6 см, тарелка для больших кругов, тарелка для маленьких кругов.

Ход игры: Воспитатель: Бабушка пекла блины (большие и маленькие). Большие блины для мамы и папы, а маленькие блинчики для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Развивать умение соотносить предметы по величине

Материал: Маленький и большой шарики.

Ход игры : Раздать малышам шарики. Сказать: «Сейчас я покажу вам фокус!» Взять маленький шарик и спрятать его в ладошке. Попросить детей сделать тоже самое. Предложить ребятам повторить фокус с большим шариком. Объяснить, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравнить шарики между собой, затем с ладошкой малыша. Можно проделывать подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Дидактическая игра «Подбери крышку»

Цель: Развивать навыки классифицирования и сопоставления предметов.

Материал: Кастрюли с крышками

Ход игры: Предложить ребенку совместно приготовить обед для кукол. Возьмите три кастрюли большую, среднюю, маленькую. Скажите, что в большой кастрюле мы будем варить суп, в средней кашу, а в маленькой компот. Уточнить, какие овощи нам нужны для приготовления супа, из чего будем варить компот. Затем сказать ребенку, что перепутались крышки от кастрюль и что вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли. Попросить малыша помочь подобрать крышки по размеру.

Дидактическая игра « Раздай тарелочки»

Цель: Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «одна»,

« по одной».

Материал: 4тарелочки, 4 игрушки (куклы медведь ит.д.)

Ход игры: Предложить ребенку покормить игрушки.

Дать ребенку стопку тарелок. Обратить его внимание на количество посуды, оперируя словами « много», « целая стопка тарелок». Попросить раздать по одной тарелке всем куклам. При этом комментировать действия ребенка: Мишке дали тарелку, теперь у мишки одна тарелка; Зайке дали тарелку и у зайки теперь одна тарелка и т. д. После раздачи посуды сделать заключение: «Раздали целую стопку тарелок, и у всех стало по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок.

Дидактическая игра «Грибок к грибку»

Цель: Способствовать развитию мелкой моторики, учить соотносить количественные множества, помочь освоить понятие

«столько же, сколько»

Материал: 5 желтых и 5 красных грибов вырезанных из картона.

Ход игры: Предложить ребенку выбрать грибочки. Объяснить правило игры. Затем взрослый выкладывает один грибок, под ним малыш должен положить свой грибок. Обратить внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте:

« Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов, значит твоих грибов столько же, сколько и моих, их поровну. Можно использовать кубики двух цветов».

Дидактическая игра «Помоги собрать урожай»

Цель: Способствовать развитию навыков классифицирования.

Материал: Муляжи или картинки с изображением овощей и фруктов, 2 корзинки.

Ход игры: Разложить овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемежку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку овощи, в другую корзинку фрукты.

Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу»

Цель: Учить детей называть и различать красный, желтый, синий, зеленый цвета. Формировать умение соотносить предмет, его цвет. Развивать слуховое внимание.

Материал: шаблоны чашек и блюдец, четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Описание игры: Воспитатель показывает детям красивую коробочку и предлагает узнать, что в ней лежит. Затем детям раздаются блюдца. Чашки выкладываются на середину стола. Задача заключается в том, чтобы подобрать к блюдцу чашку такого же цвета. После выполнения каждый ребенок называет цвет чашки и блюдца, удостоверяясь в том, что цвета совпадают. Затем дети один раз меняются блюдцами и вновь подбирают к ним чашки. Так игра повторяется несколько раз.

Цель: Учить находить предмет по сходству, развивать зрительную память, слуховое внимание, сообразительность, воспитывать наблюдательность, интерес к играм.

Материал: Изготовленные варежки разных цветов и узоров.

Ход игры: Раздать детям по одной варежке и сказать: « Вторая варежка потерялась, нужно её найти. Искать будем по сигналу, а сейчас погуляем по группе». Дети гуляют. Раздаются слова воспитателя: «Раз - два - три -пару варежке найди!» Каждый должен стать с тем ребенком, у которого такой же узор на варежке.

Дидактическая игра «Найди одинаковые варежки»

Цель: Учить детей сопоставлять по форме, по цвету геометрических фигур, упражнять в их названии. Учить детей быстро находить нужную фигуру, формировать умение детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Материал: Пары варежек на каждого ребенка, на которых изображены геометрические фигуры разные по цвету.

Ход игры: По одной варежке раздаем детям, а вторую варежку раскладываем на столе (можно вторые варежки положить на ковер) Под музыку дети гуляют по группе, когда музыку останавливаем, дети должны найти свою вторую варежку. Каждого спрашиваем, какая геометрическая фигура у него на варежке.

Дидактическая игра «Составь пары предметных картинок»

Цель: Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой, правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание.

Материал: Парные предметные картинки.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обратить внимание, что картинки повторяются, т.е. являются парными. Показать, как находить пару одинаковых картинок. Предложить выполнить задание детям.

Дидактическая игра: «Продолжи ряд»

Цель : Формировать умение подбирать крышки на основе сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Материал: Крышки цветные

Ход игры: Предложить детям рассмотреть цветные крышки, попросить назвать цвет, затем предложить детям продолжить ряд крышечек.

Дидактическая игра «Подбери картинку по цвету»

Цель: Закрепить знание 4-ёх цветов, развивать зрительное восприятие.

Материал: Крышки с наклеенными предметными картинками и цветными кружками.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, например, крышку с желтым кружком, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета. Затем показывает крышку с зеленым кружком, дети называют цвет и так же подбирают картинку.

Дидактическая игра «Сделай кукле бусы»

Цель: Формировать умение подбирать по цвету предмет (какого цвета шнурок. такого же цвета должны быть и бусинки (трубочки), развивать умение чередовать бусинки двух цветов; совершенствовать координацию движений пальцев, развивать глазомер .

Материал: Шнурки основных цветов (красный, желтый, синий.) деревянные бусины (покрашенные в основные цвета красный, желтый, синий, зеленый) или нарезанные коктейльные трубочки.

Ход игры : Детям предлагается сделать куклам бусы.

Подобрать бусины или трубочки по цвету шнурка.

Чередовать бусы двух цветов(красный - желтый, зеленый - синий и т.д.) по желанию детей.

Дети произвольно выбирают шнурки, бусины (трубочки), при этом, по просьбе воспитателя, называют цвет шнурка, бус.

Дидактическая игра « Подбери ключ к замку»

Цель: Формировать умение соотносить форму и вкладыш; развивать зрительные координации, моторику; закреплять знание основных цветов; развивать внимание, речь.

Материал: Картонная рамка в виде замка, набор вкладышей (геометрические фигуры).

Ход игры: Мышонок предлагает детям отправиться в сказку, где он живёт, но для этого нужно открыть волшебную дверь, от которой потерялся ключ. Его надо найти, подобрать.

Дидактическая игра «Подбери листочки к дереву»

Цели : Формировать знания о цвете, величине, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать мелкую моторику рук, развивать речь.

Цель : Учить детей различать цвета (желтый, красный, зеленый), формировать умение соотносить листочки по цвету.

Материал: Вырезанные из картона три дерева основных цветов, листочки (желтого, красного, зеленого цветов).

Ход игры: Подул сильный ветер и все листочки разлетелись. Давайте соберем листочки и разложим их к деревьям соответствующего цвета так, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом.

Дидактическая игра «Большие и маленькие листочки»

Цель: Учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой - маленький.

Материал : Разноцветные листочки, разные по величине.

Ход игры: Подул сильный ветер и все листочки осыпались на землю. Воспитатель предлагает собрать листочки. Все большие листочки - в большую корзину, а все маленькие - в маленькую корзину.

Игра «Покажи и назови листочек»

Цель: Учить детей показывать листочки по слову, обозначающему цвет, величину; закреплять умение детей различать и называть цвета (желтый, зеленый, красный); закрепить понятие «большой», «маленький».

Материал: Вырезанные большие и маленькие листочки основных цветов (желтые, зеленые, красные).

Ход игры: Предложить рассмотреть листочки, затем попросить детей найти листочек с определенным цветом и размером.

- «Покажите большой красный листочек»

-«Покажите маленький зеленый листочек» и т. д.

Дидактические игра «Что изменилось»

Цель: Развивать зрительное восприятие, память, речь, внимание.

Материал: Вырезанные листочки разной формы и цвета.

Ход игры: Разложить на столе несколько разных листочков (3-4шт.) Предложить детям закрыть глаза. Воспитатель убирает или меняет местами листочки.

- « Что изменилось?»

Дидактические игра « Собери листочки»

Цель: Развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание, творческое воображение, мышление.

Материал: Листочки основных цветов, разные по величине(разрезанные на две части)

Ход игры: Ребята, смотрите, сколько листочков облетело с деревьев. Давайте их соберем ( Взрослый предлагает собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины).Дети складывают листочки, если дети не справляются с заданием тогда вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.Можно спросить какой лист получился (большой или маленький, каким цветом).

Дидактические игра «С матрешками»

Цель : Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 4 матрешки с геометрическими рисунками - схемами, геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники), дорожки, ведерки основных цветов)

1. « Наряди матрешку»

Ход игры: Предложить ребенку украсить платье матрешки геометрическими фигурами. Ребенок берет любую матрешку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру, цвет геометрических фигур должен соответствовать цвету косынки матрешки. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами.

2. «Дорожка для матрешки»

Ход игры: Предложить ребенку выложить дорожку для матрешки. Ребенок берет « дорожку» с геометрической фигурой, того цвета, что и матрешка, выкладывает геометрические фигуры одной формы и одинаковые по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку, пока вся дорожка не заполнится.

3. «Найди ведерко матрешки»

Ход игры : Воспитатель говорит, что матрешка хочет сходить за водой, но не знает, куда подевались ее ведра. Давайте поможем матрешке отыскать ее ведерки. Дети ищут ведерки (ведерки должны соответствовать цвету матрешки).

Дидактическая игра «Цветные горошины»

Цель: Обучение и закрепление знания четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Развитие мелкой моторики, умение группировать предметы по цвету.

Материал: вязаные стручки горошин основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий)с замочками, вязаные горошины основных цветов (в каждом стручке по 3 больших и 2 маленьких цветов), вязаный коврик с разноцветными квадратами основных цветов.

1 вариант:

Ход игры: Ребята, посмотрите какие красивые горошины. Горошины любят играть, но играть они могут только на коврике, своего цвета. Нужно разложить горошины по квадратам, по цвету. Горошины и квадраты должны быть одного цвета.

Если ребенок находится на начальной стадии изучения цветов, то вместо целого ковра можно предложит полоски с чередованием двух цветов.

2вариант:

Ход игры: Все горошины перемешиваются на столе Ребята, посмотрите, горошины заблудились, они не могут найти свои домики. Давайте разместим жителей « горошины» по своим домикам «стручкам», и закроем их на замок, чтобы они снова не разбежались. Будьте внимательными горошины разные по цвету и домики тоже разные, каждая горошина живет в домике своего цвета.

Дидактическая игра «В гостях у фигурок- человечков»

Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Обучение приемам обследования формы - обведению пальцами контура фигуры.

Материал: Вырезанные из картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с нарисованными « лицами» - фигурки человечки.

Так же геометрические фигуры меньшего размера, разного цвета на каждого ребенка.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, обводя их контур пальцем, даёт названия этих фигур. Затем проводится игра.

Ребята к нам сегодня пришли фигурки-человечки.

Испекли они в духовке

Сладкое печенье,

Получилось вкусно,

Просто объеденье!

Но у них случилась беда, печенье рассыпалось и перепуталось Фигурки - человечки просят помощи, давайте им поможем собрать печенье.

Каждая фигурка собирает в тарелочку печенье (разноцветные: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники) такой формы, как она сама.

«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику.

Материал: Нарезанные цветные кубики из поролона (красные, желтые, зеленые, синие); 4 цветные тарелочки основных цветов, пинцет.

Ход игры: Дети собирают рассыпанные по столу цветные кубики и раскладывают их по тарелочкам соответствующего цвета. Проговаривая при этом цвет каждого кубика.

Ирина Радчук
Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет

Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково

Подготовила : воспитатель средней группы Радчук И. И.

Картотека дидактических игр для детей 4-5 лет .

Настольно - печатные игры

«Парные картинки »

Дидактическая задача . Воспитывать у детей наблюдательность ; умение находить в предметах, изображенных на картинках , сходство и различие; активизировать словарь детей : похожие,разные, одинаковые.

Игровое правило. Отбирать только одинаковые картинки .

Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровое действие. Поиск одинаковых картинок .

Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки . Их много (10-12, все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят наити и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку . Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например : чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не

сразу замечают.

Игра проводится с небольшой группой детей так , чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки . Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок . Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются.

«Кто что делает?»

Дидактическая задача детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.

Игровое правило. Собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда : тракторист пашет землю, комбайнер убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур и т. д.

Частей картинки ; рассказывание о виде труда, изображенном на получившейся целой картинке . Соревнование- кто первым сложит картинку .

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками . Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10 шт.

Здесь надо быть еще более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку . Он получает значок победителя, например звездочку.

«Не ошибись!»

Дидактическая задача . Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.

картинки , их складывание; соревнование.

Ход игры. У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта : футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок , но только разрезаны они иначе - в середине картинка со спортсменом . Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. Кто первым сложит целую картинку , тот и выигрывает.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям. Например, строитель : подобрать все инструменты, необходимые ему для работы,- лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др.

На картинках изображены люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года : повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, строитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой : из маленьких картинок должна получиться большая, целая.

«Домино»

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о средствах передвижения : автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок , положит их по правилу : самолет к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру - и ни разу не ошибется; он получает фишку - красный кружок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок , соблюдение очередности.

Ход игры. Для этой игры необходимо изготовить карточки , как в любой игре типа «Домино» . Карточка разделена на две половины : на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4-6 участников. Карточек должно быть 24 . Если играют четверо, раздают по 6 карточек . Игра проходит по типу игры «Домино» . Кто положит последнюю карточку , а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают . Дети не глядя отсчитывают 4-6 карточек , и игра продолжается.

«Лото»

Дидактическая задача . Разрозненные знания детей о транспорте , школе, домашних животных, о семье. Систематизировать, активизировать речь детей , упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова : транспорт, домашние животные, школа, семья.

Игровое правило. Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах , на которых изображены улица города, семья, школа, домашние животные.

Ход игры. Карты дети берут сами . Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки,тот и выигрывает, получает фишку.

Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты . В конце игры подсчитывают : у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям, чтобы они все картинки положили в коробку , а ее убрали на место.

«Охотник и пастух»

Дидактическая задача . Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки , которые нужны охотнику или пастуху. Кто раньше отберет все картинки , тот и выигрывает.

Игровые действия. Поиск нужных картинок ; соревнование, использование фланелеграфа.

игры :

Сегодня у нас новая интересная игра. Называется она «Охотник и пастух» . Кто такой охотник? Кто знает? (Дети отвечают.) Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких

зверей вы знаете.

Заяц, лиса, волк, медведь, белка, тигр, перечисляют дети.

Почему они называются дикими? - спрашивает ребят воспитатель. - Правильно. Потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит, кто охотится за дикими зверями?

Охотник,- дружно отвечают дети.

А кто такой пастух? - снова задает вопрос воспитатель. - Каких животных он пасет?

Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова домашние животные и дикие звери.

Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас мы выберем для игры пастуха и охотника. Кто хочет быть охотником? А кто пастухом? (Для начала выбирает детей более активных .) Витя пастух, а Женя охотник. Хорошо. Теперь слушайте правила игры : на этой половине фланелеграфа, справа - луг, где пасутся домашние животные, а с левой стороны - лес, там живут дикие звери.

По сигналу «Ищите!» Витя и Женя будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы, дети, следите за ними, правильно ли отобраны картинки . Если кто-то ошибется, значит, он плохой пастух или охотник.

Пастух и охотник выходят к столу. «Ищите!» - подает сигнал воспитатель. Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4-5, в следующий раз надо добавить еще по 2-3 вида, чтобы усложнить задание.

«Что лишнее?»

Дидактическая задача . Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровое правило. Закрывать картонкой только ту картинку , которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.

Ход игры. На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках - необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре - рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.

Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями : повара, дворника, шофера, комбайнера, строителя, учителя, продавца и др. Дети обмениваются карточками , и игра продолжается.

«Когда это бывает?»

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о частях суток ; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток : утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять , почему он ее поднял.

Игровое действие. Поиск нужной картинки .

Ход игры. На столе у играющих разные картинки , отражающие жизнь в детском саду; утренняя гимнастика, завтрак, игры на участке, образовательная деятельность, сон, уборка групповой комнаты,

катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок . Дети выбирают себе каждый любую картинку , внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет , почему он думает, что у него изображено утро : дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те , у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток : на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер» ,- говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки .

Почему ты показал эту карточку ? - спрашивает воспитатель вызванного ребенка.

Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно,- отвечает он.

«Ночь» ,- говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток . За каждый правильный ответ дети получают фишки : розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.

Затем все карточки перемешиваются , и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности : воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.

Словесные игры

«Где мы были не скажем, а что делали покажем»

Народная игра

Дидактическая задача . Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо) ; развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровое правило. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит :

Сегодня мы поиграем так : тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит : «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим : «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» .

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

Что я делаю? - спрашивает он у детей .

Дрова пилите.

Давайте все будем пилить дрова.

Приглашают водящего.

Где вы были? Что делали? - спрашивает он.

Дети отвечают хором :

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает :

Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать : умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете» , «рисоваете» , воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

Дети, что вы делаете? - спрашивает воспитатель. - Правильно сказал Вова : «Мы рисуем» . Вова скажи правильно, что делают дети,- предлагает воспитатель.

Они рисуют.

«Мыши»

Дидактическая задача . Развивать речевую и двигательную активность детей ; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры :

Сейчас мы поиграем в игру «Мыши» . Выберем мышек (3-4 детей , они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова :

Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут - вот напасть!

Берегитесь вы,ОРОБУШКИ И плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

«Воробушки и автомобили»

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг» ; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.

Игровое действие. Имитация летающих птичек.

Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит :

Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит : «У-у-у» . Как сигналит автомобиль?

У-у-у,- повторяют дети.

Сейчас мы поиграем так,- продолжает воспитатель,- Я - автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение :

Воробей с березы

На дорогу - прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг» , вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать) . Вместе со мной вы будете говорить : «Прыг, прыг, прыг» . Когда я скажу «чик-чирик!» , вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг» , «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2-3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

«Кто в домике живет?»

Дидактическая задача . Закрепить знания детей о животных , умение правильно произносить звуки.

Игровое правило. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают) .

Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5) . Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит :

Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают :

Му-му-му.

Мяу-мяу.

Бе-е, бе-е.

Га-га-га.

Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают : «Мы» или «Кошечки, собачки» , воспитатель говорит : «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии : это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

«Гуси»

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь , умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровое правило. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровое действие. Имитация движений гусей.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси» : «Вы, дети, будете гусями , а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку» , а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя Действия детей

Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расстав-

Гуси белые, гуси серые, ляют пальцы, машут руками.

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят :

Лапы красные растопырили,

«Га-га-га! Не хотим домой.

Нам Крыльями машут,

и здесь хорошо!» Носы раскрывают.

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу.

Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей .

«Гуси - гуси»

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь , добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило. Убегать от волка только после слов : «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк - в стороне.

Слова хозяйки гусей Ответы гусей

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси летят к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

«Сколько»

Дидактическая задача . Развивать у детей слуховое внимание умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете .

Игровое правило. Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.

Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка лошадок, гребцов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение :

Вот жаворонок с нивушки Две лодочки по озеру

Взвился и полетел. Широкому плывут;

Вы слышите, как весело Гребцы сидят на лавочках

Он песенку запел? И весело гребут.

Три зайца от охотника Четыре скачут лошади,

Прыжками в лес бегут, Во весь опор летят,

Скорей, скорее, зайчики, И слышно, как по камешкам

В лесу вас не найдут! Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает у детей , сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей , он предлагает поиграть :

Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.

Слова Движения

1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по

2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и

прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.

3-е четверостишие Объединяются по двое и. изображая гребцов,

гребут веслами.

4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут,

изображая лошадок.

Эта игра проводится в конце года.

Так бывает или нет?

Дидактическая задача . Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровое действие. Отгадывание небылиц.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры :

Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя :

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей : яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках» ,- сказала Света. «А я люблю купаться в реке,- сказала Люда,- мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

«КАРАВАЙ»

Народная игра

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила. Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит :

Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай» . День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Слова Движения

Как на Ванин день рожденья Ходят по кругу, затем

останавливаются, делают круг

Вот такой…. Широким,

Вот такой…. Сужают круг приседают все,

Вот такой…. руки поднимают кверху

Вот такой…. и хлопают в ладоши.

Каравай, каравай! Ваня подходит к Гале

Кого хочешь выбирай! Выводит ее в круг.

Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей . Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения и первыми выбрать их в круг.

«КОРШУН»

Дидактическая задача . Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов : «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном,- говорит воспитатель.

Коршун, коршун, что ты делаешь? - спрашивает наседка.

Ямочку копаю,- отвечает коршун.

Что в ней ищешь?

Камешек.

Зачем тебе камешек?

Чтобы носик точить.

Зачем тебе носик точить?

Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами,- продолжает воспитатель. - Как только вы услышите слова «детушек клевать» , бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями) . Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна : «Кыш, кыш, злой коршун» . Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

1. Сложенные платочки» Цель: развивать у детей мелкую моторику, координацию движений. Описание: Размечаем с помощью фломастера линии, по которым ребёнку нужно будет складывать платочки (квадратные кусочки ткани); предлагаем детям складывать по линиям. Можно дать пустой платочек и предложить самостоятельно сложить его, по собственному желанию.

2. «Жили - были» Цель: развивать речь, мышление. Описание: (можно играть индивидуально с ребёнком или с группой детей) В процессе игры участники задают вопросы, ответом на которые будет событие, которое произойдёт с тем или иным предметом спустя какое - то время, или характеристика его основного качества. Н - р, на вопрос: «Жил - был петушок, что с ним стало потом?»…

3. «Что бывает?» Цель:развивать речь, мышление; активизировать предметные представления. Описание: играя с детьми в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что даёт возможность закрепить знания о форме, цвете, размере и др. свойствах предметов. Н - р: Что бывает красным? (клубника, сигнал светофора, дом, помидор…); Что бывает длинным? (змея, улица, дорога…)

4. «Незаконченные строчки» Цель: развивать речь, мышление, внимание. Описание: дети по очереди заканчивают предложение, которое начинает говорить взрослый. Предложения могут быть самыми разными, н -р, «Весной на деревьях появляются листочки, потому что…», «Летом можно…», «Овощи и фрукты …»

5. «Загадки» Цель: Развивать связную речь, слуховое внимание, мышление. Описание: В эту игру лучше играть с группой детей. Каждому из участников раздаётся по карточке с картинкой таким образом, чтобы никто из остальных игроков не увидел изображение. Дети смотрят на свои картинки, запоминают, что изображение и придумывают, что можно сказать по данный предмет, животное… По очереди участники описывают остальным, что на них представлено. Дети в процессе описания своего изображения должны употреблять в речи обобщающие понятия. Н - р, овощ, продолговатой формы, зелёный, с пупырышками, внутри семечки.

6. «Чья? Чей? Чьё? Чьи?» Цель: развивать речь, научить правильному употреблению притяжательных прилагательных. Описание: Задаём вопросы. Для наглядности можно показывать картинки с изображением животных или соответствующие игрушки. Н - р, Чья лапка у … (кошки) - кошачья, лисы? - лисья, мышки? - мышкина…

7. «Какое слово длиннее?» Развивать речь, внимание. Описание: Называть детям по очереди пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе - коротким. Задача детей - на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче. Н - р, рыба - бегемот, суп - котлета, девочка - коса…

8. «Ассоциации по темам» Цель: развивать память, внимание, ассоциативное мышление, пополнить словарный запас. Описание: Все участники садятся в круг. Взрослый предлагаем какую - либо тему (н - р, осень, Новый год, детский сад, школа…) и кидает мяч игрокам. Дети должны по очереди называть первую ассоциацию, на предложенную тему.

9. «Мешок с подарками» Цель: развивать внимание и зрительную память. Описание: Предметы из мешочка высыпаются на стол. Дети внимательно их рассматривают и запоминают. Затем всё снова складывается в мешок, а водящий задаёт вопросы о деталях того, что они видели. Н - р, какого цвета был шарик, что было нарисовано на карточке…

Наталья Кнурова
Дидактические игры для детей 4–5 лет

Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр , игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Дидактические игры , являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры , могут всегда реализовать поставленную цель, если они : будут подобраны в соответствии возможностями ребенка; будут подобраны с учетом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия; будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребенка, (поскольку для детей с нарушением социально-эмоционального взаимодействия характерны легкая возбудимость, быстрая отвлекаемость, трудность сосредоточения внимания на главном). Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели : учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели : активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать) .

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели : уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

«Лото»

Цель : освоение умений выделять различные формы.

Материал : карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание : Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

Игра " У кого хвост длиннее?"

Цель : Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия : «длинный» , "длиннее", "широкий", "узкий.

Содержание : Шум за дверью. Появляются звери : слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией : длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко . Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки : мишку, зайку, лису.

Краткое описание :

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит : «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так : «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Игра «Кто вышел погулять?»

Задача : учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Методика проведения : дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала : медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация) .

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт