Дыхание. система дыхания. Конспект занятия «Органы дыхания» в старшей группе

27.09.2019

Урок на тему «Значение дыхания». 8 класс

«Пока дышу – надеюсь», Овидий

Цели урока :

  1. обучение умениям ставить проблему и опытным путем искать ответ,
  2. развитие умений и навыков экспериментальной работы,
  3. воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Задачи урока :

  1. не давать готовые факты, а определить значение дыхания путем постановки проблемных вопросов,
  2. привлечь учащихся к работе по поиску идей, выдвижению гипотез на предложенные вопросы о дыхании,
  3. развитие навыков работы с оборудованием цифровой лаборатории и специальными приложениями ПК Nova .

Оборудование: цифровая лаборатория, ПК, проектор, шарики.

1.Актуализация знаний

· Цель урока - путем постановки опытов, ответить на вопрос…

· Что необходимо человеку для жизни? Пища, вода, воздух

· Сколько времени может обходиться человек:

без еды (месяц), воды (неделю), воздуха (до 20 минут). Почему? (нет запаса)

· Что же будет самым важным для человека? Воздух

· Как поступает воздух в организм человека? В процессе дыхания, через кожу

2.Новый материал

Тема сегодняшнего урока «Значение дыхания», а значит, нам необходимо ответить на вопрос «Какова же функция дыхания?». Чтобы представить процесс дыхания в целом, я предлагаю посмотреть видеофрагмент о дыхании (Органы дыхания, 2 мин.)

Напомните мне, какие системы жизнедеятельности человека принимают непосредственное участие

в процессе дыхания? Дыхательная и Кровеносная

Они выполняют одну функцию? Нет

Как распределяются функции между системами?

Д.с. – связь организма с окружающей средой, К.с. – транспорт газов в организме

3.Практическая работа «Газообмен в легких. Дыхательные пробы»

Как вы думаете, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха одинаковый? Нет

Что входит в состав вдыхаемого воздуха? Кислород, угл. газ, азот, водяные пары, примеси

А выдыхаемого? Кислород, угл. газ, азот, водяные пары, примеси

Попробуем проверить состав воздуха. Проведем опыт: находясь на одном месте, вдохнем и выдохнем один и тот же воздух трижды…

Для этого нам понадобится специальное оборудование, которое покажет результат.

Инструктивная карточка для работы с Nova – выполнение опытов

4.Социализация

Каковы же результаты опытов? Количество кислорода изменяется или нет? Да

Как? Уменьшается

Почему? Расходуется организмом в процессе окисления

Если количество кислорода уменьшается, а порция вдыхаемого и выдыхаемого воздуха одинакова, то количество какого газа увеличивается? Углекислого

Что же произошло в организме? Газообмен

Давайте посмотрим, как изменяется состав воздуха при дыхании

(Клип-состав воздуха на вдохе и выдохе).

Количество какого газа не изменяется? Азота

Давайте посмотрим, как происходит процесс газообмена

(Клип-газообмен в легких). Расскажите, что происходит на схеме.

5.Дыхательная разминка

А сейчас мы сравним способы дыхания по обеспечению организма кислородом:

1)Носовое дыхание – закройте одну ноздрю и сделайте глубокий вдох и выдох, теперь вторую…

В чем причина затрудненного дыхания? Заложенность носа, травма носа

Каковы последствия затрудненного дыхания? Недостаточное снабжение кислородом

2)Поверхностное дыхание – дышите часто и неглубоко…

Результат дыхания? Плохое снабжение кислородом, часть легких заполнена необновленным воздухом

Назовите причины дыхания. Неправильная осанка, переедание, малая подвижность

3)Полное дыхание (выполняется лежа) –

· Расслабьтесь, правая рука на животе, левая – на груди,

· Считаем: раз – вдох, поднятие брюшной полости

2, 3 – вдох, поднятие грудной клетки

4, 5 – выдох, втягивание брюшной полости

6, 7, 8 – выдох, втягивание грудной клетки

Результат дыхания? Хорошее снабжение кислородом

Значение дыхания: увеличение ЖЕЛ, укрепление дыхательных мышц

Учимся правильно дышать (сидя):

1.Правильное дыхание

· Поднять голову, выпрямить спину

· Отвести плечи, соединить лопатки

· Убрать живот, вытянуть ноги

· Делаем глубокие вдохи 4 раза

2.Потянулись к солнцу, руки вверх…опустить

3.Очищаем легкие от необновленного воздуха – руки в стороны и вверх, глубокий вдох, резкий выдох, опустили руки (3 раза)

6.Закрепление

Подведем итог.

Что же такое дыхание? Обмен газов между окружающей средой и клетками организма

Какова функция дыхания? Газообмен

Оказывается, у дыхания есть еще и другие функции, но о них мы поговорим на следующих уроках, когда будем знакомиться с органами дыхания.

7.Оформление работы

Сейчас мы возвращаемся к проведенным опытам и оформляем практическую работу в виде презентации на ПК Nova . Откройте презентацию на рабочем столе и заполните слайды.

Открыть слайд № 3(ход опыта)

8.Итоги урока

9.Домашнее задание:

Большинство людей не подозревает, как велико значение выдоха в их жизни.

Расскажите, какое значение имеет выдох в жизни людей.

Носарева Т.Ю., учитель биологии, географии и химии

МБОУ «Лесозаводская СОШ» п. Коноша, Архангельской области, 2014 г.

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

Цель урока:

Обучающая: Привести в систему знания учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.

Развивающая: Формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.

Воспитывающая: Продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)

На слайде и на интерактивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий

– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.

– Сформулируем основные цели нашего урока

Перед началом урока на доске записан план урока:

I. Строение и функции органов дыхания.

II. Выполнение лабораторной работы.

III. Решение биологических задач

IV Правила оказания первой помощи. Гигиена дыхания.

V. Подведение итогов урока.

Класс разделён на группы. Во главе каждой группы - консультант. Каждому консультанту перед началом работы выданы памятки (Приложение 2).

Строение и функции органов дыхания.

Представитель от каждой группы вытягивает номер вопроса. В течение 1-ой минуты учащиеся готовятся и отвечают на вопрос. Представители других групп имеют право дополнять ответы товарищей.

1.Что такое дыхание? Почему надо дышать через нос?

2.Как возникают звуки речи?

3.Как происходит вдох и выдох? Нервная и гуморальная регуляция?

4.Как происходит газообмен в лёгких и тканях?

Выполнение лабораторной работы.

Каждому ученику выдаётся лист с текстом для выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа №1"Жизненная ёмкость лёгких"

Взрослый человек в зависимости от роста и возраста в спокойном состоянии при каждом вдохе потребляет 300-900 мл воздуха и столько же его выдыхает. При этом возможность лёгких используется не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха - выдохнуть ещё порцию воздуха. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха, называется - жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ). Её определяют с помощью специального прибора - спирометра. В среднем жизненная ёмкость лёгких составляет 3-5 литров.

Цель работы: научиться подсчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул.

Ход работы: расчёт жизненной ёмкости лёгких. Для подростков она рассчитывается по формулам:

Мальчики 13-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x·0,052)} - {(возраст (лет) x 0,022)} - 4,2 = : .

Девочки 8-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x 0,041)} - {(возраст (лет) x 0,018)} - 3,7 = : .

Форма отчётности:

Рассчитайте собственную ЖЁЛ, используя формулы.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными.

Сделайте выводы:

1) Каково значение ЖЁЛ вашего организма?

2) Сравните ваше значение ЖЁЛ со среднестатистическими табличными данными.

3) У скольких участников группы ЖЁЛ выше нормы, а у скольких - ниже.

4) Результаты запишите в лист с работой.

Огласите результаты проведённой работы.

Показатели ЖЁЛ подростков

Возраст (лет)

ЖЁЛ мальчиков

ЖЁЛ девочек

Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний). Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:

Максимально вытянуть вверх руку с шариком

На этой высоте переложить шарик в другую руку

На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

Решение задач.

Каждой команде, в том же порядке, как и в предыдущем задании, зачитывается текст задачи. На обдумывание ответа даётся минута.

1.Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила?

Ответ: Игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения.

2. Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?

Ответ: Начинающие курильщики не учитывают, что ряд веществ: никотин, алкоголь, валидол, нитроглицерин - способны всасываться во всех отделах пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости.

3.Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Воздух, поступающий при дыхании в лёгкие, подвергается "стерилизации". Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов?

Ответ: Носовая полость выстлана мерцательным эпителием и густо пронизана кровеносными сосудами. Воздух, поступающий в носовую полость: 1) согревается, 2) увлажняется, 3) обеззараживается, 4) согревается. При заложенности носа дети дышат через рот, поэтому холодный и загрязнённый воздух поступает в лёгкие.)

4.Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это происходит?

Ответ: У человека и млекопитающих пищеварительный тракт и дыхательные пути разделяются при глотании пищи надгортанником, поэтому они дышат во время проглатывания пищи.

Оказание первой медицинской помощи (вытягивают задание, на обсуждение 1 мин)

1.Первая помощь утопающему

2.Помощь при удушении, заваливанию землей

3.Клиническая и биологическая смерть

4.Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую обертку и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри» (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Перечислите заболевания, которые могут возникнуть у курильщика

Заболевания

курильщиков

Из всего сказанного какой следует вывод?

Вывод: (табакокурение весьма негативно воздействует на организм. Мы еще раз убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.)

Какие вы молодцы! С честью выдержали испытания. Проставьте себе баллы за работу на этом этапе. А сейчас заполните памятки, которыми обменяитесь в конце урока (приложение 3)

    Подведение итогов урока

По оценочным листам каждая группа подсчитывает количество баллов, набранных каждым участником и группой в целом. Определяем самую результативную группу и ученика группы. Поздравляем!

(звучит музыка)

«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)»

Наверное, теперь наполнились новым смыслом эти слова римского поэта Овидия. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее.

Выставление оценок за работу в группах.

Литература.

Справочник школьника. Биология. М., "Просвещение", 1996.

Батуев А.С. Биология. Человек. 9 класс. Учебник. М., "Дрофа",1998.

Батуев А.С. и др. Биология: Словарь-справочник к учебнику "Биология. Человек. 9 класс" под ред. Батуева А. С. /М., Дрофа, 2002.

Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. 8-9 класс. М., "Мнемозина", 1997.

В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., Дрофа, 2001.

Приложение 2

Фамилия Имя ученика

Лабораторная работа

Строение и функции органов дыхания.

Первая помощь

Памятка руководителю группы

Перед началом семинара проверь наличие у членов группы школьного оборудования.

Выполнение лабораторной работы:

Прочти ход выполнения работы;

Выполни работу. Каждый член группы выполняет работу самостоятельно;

Сделай выводы по работе;

Огласи полученные результаты.

Прочти текст вашего вопроса. Отметь в листе учёта активных учащихся.

Решение задачи. Обсудите решение задачи. Огласите ход решения.

Подведите итоги работы на уроке-семинаре. Выставь оценки в лист учёта.

Примечание:

"+" - полный правильный ответ

"+" - правильный, но не совсем точный ответ

"?" - неполный ответ

"^" – дополнение

Приложение 3

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути,

Цель:раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие

понятия о связи строения и функций органов на примере органов дыхания; объяснить

функциональную связь кровеносной и дыхательной систем; познакомить с некоторыми

гигиеническими правилами.

Оборудование:таблицы с изображением органов дыхательной системы.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

2. Проверка знаний

Биологический диктант

1.Сосуд, несущий кровь в капилляры (артерия )

2.Омертвление ткани участка сердца (инфаркт )

3.Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены (сердце )

4.Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям (желудочек )

5.Кровоизлияние в мозг (инсульт)

6.Приспособление для остановки артериального кровотечения конечности (жгут)

7.Омертвление участка ткани (некроз)

8.Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нём самом

(автоматизм)

9.Сосуд, в котором происходит обмен газов (капилляр)

10.Сосуд, по которому кровь возвращается к сердцу (вена)

11.Мышечный слой сердечной стенки (миокард)

12.Прибор для измерения давления (тонометр)

13.Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения (предсердие)

14.Магистральная артерия, большого круга кровообращения (аорта)

15.Заболевание, связанное со стойким повышением давления (гипертония)

16.В левой части сердца находится богатая кислородом и бедная углекислым газом

(артериальная кровь)

17.Берёт начало в левом желудочке, доставляет артериальную кровь, обогащенную

кислородом ко всем тканям организма и заканчивается в правом предсердии. (Большой

круг системы кровообращения)

18.Непрерывный ток крови по сосудам называется (кровообращением) .

19.Полый мышечный орган, расположенный в грудной клетки (сердце)

20.Мощные толстостенные камеры, изгоняющие кровь в сосуды во время сокращения

(желудочки)

21.Клапаны, препятствующие движению крови из аорты обратно в предсердия (полулунные

22.Период от одного сокращения до другого называют (сердечным циклом) .

23.Заполненные кровью предсердия сокращаются и проталкивают кровь в желудочки. Эта

стадия сокращения называется (систолой предсердия)

24.Систолы предсердий приводят к попаданию крови в желудочки, которые в этой момент

расслаблены. Это состояние желудочков называют (диастолой желудочков.)

25.Давление крови внутри артерий (артериальное давление)

26.Наибольшее давление в момент систолы сердца называется (систолическим) .

27.Истечение крови из кровеносных сосудов вследствие повреждения их целостности

(кровотечения)

28.Кровотечения, при которых кожные покровы остаются целыми, и кровь изливается в

полости организма (внутренние)

29.Кровотечение, возникающее при повреждении вен (венозное)

30.Мелкие артерии (артериолы)

3. Введение в тему.

Воздух (точнее, кислород) –основа всех жизненных процессов нашего организма, построенных

на окислении. Значит, без кислорода невозможна и сама жизнь.

На этом уроке вы узнаете, как устроена дыхательная система, поставляющая кислород в наш

организм. Кроме того, вы познакомитесь с механизмом образования голоса

4. Изучение нового материала.

КИСЛОРОД –ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

Живые клетки организмов, как правило, получают энергию в результате окисления и распада

органических веществ, поэтомук ним постоянно должен поступать кислород. Например, из

имеющейся в организме глюкозы под действием кислорода образуется углекислый газ и вода и

выделяется энергия. Этот процесс происходит в митохондриях . (органеллы животных и

растительных клеток)

Таким образом, нормальная жизнедеятельность клеток возможна лишь при условии постоянного

поступления кислорода и удаления углекислого газа. Кислород расходуется, а углекислый газ

расходуется так быстро, что необходимо постоянное накопление одного и удаление накоплений

другого.

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ

Обмен газами между клетками и окружающей средой называется дыханием . (совокупность

процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа)

Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам, где он вступает в обмен веществ, и удаление

углекислого газа можно разделить на 4 этапа.

Первый этап –вентиляция лёгких . (поступление из окружающей среды в лёгкие воздуха, богатого

кислородом и удаление из лёгких во внешнюю среду воздуха, богатого углекислым газом)

Второй этап –газообмен между воздухом легких и кровью. Это происходит в капиллярной сети

Третий этап –транспорт газов кровью к тканям и от них.

Первый и второй этапы –называются лёгочным дыханием . (газообмен между воздухом в лёгких и

СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Система дыхания состоит из лёгких (органы дыхания человека, наземных позвоночных и

некоторых рыб. В лёгких кислород воздуха переходит в кровь, а диоксид углерода из крови в

воздух.), которые находятся в грудной полости, воздухоносных путей – носовой полости

(полость, в которой у человека находятся органы обоняния) , носоглотки (отдел дыхательных

путей, верхняя часть глотки) , глотки, гортани (начальный хрящевой отдел дыхательной

системы, расположен между глоткой и трахеей, проводит воздух в трахею и обратно. Участвует в

гортанью и бронхами впереди пищевода), бронхов (ответвление трахеи в лёгких) и бронхиол

(мельчайшие бронхи).

Воздухоносные пути подводят воздух к альвеолам легких - мельчайшим воздушным мешочкам,

где собственно происходит и газообмен. Кислород, попадая в альвеолы, переносится в капилляры

и разносится кровью к клеткам организма.

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ

Воздухоносные пути(каналы, по которым осуществляется транспортировка вдыхаемого воздуха

из окружающей среды в лёгкие, а выдыхаемого –в обратном направлении) разделят на верхние и

нижниедыхательные пути.

Рассмотрим строение верхних дыхательных путей.

Через ноздри воздух поступает в носовую полость. Она разделена хрящевой перегородкой на

правую и левую половину. В каждой из них идут извилистые ходы. Они увеличивают

внутреннюю поверхность носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная

кровь движется по этим сосудам навстречу холодному вдыхаемому воздуху и согревает его,

предохраняя лёгкие от переохлаждения.

Как вы уже знаете, в задней части носовой полости находится орган обоняния. Появление резкого

запаха ведёт к непроизвольной задержке дыхания.

ФУНКЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ

При прохождении через носовую полость воздух увлажняется и очищается. Слизистая оболочка

сильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Благодаря этому она улавливает мелкие частицы, пыль, бактерии. Слизь содержит вещества,

губительно влияющие на микроорганизмы. Одно из них –лизоцим. Кроме того, вслизистой

оболочке носовой полости много лимфоцитов.

Люди, постоянно дышащие через рот, более подвержены воспалительным заболеваниям

дыхательных путей, так как вдыхаемый воздух минует одну из стадий эффективной очистки.

МИНДАЛИНЫ

Из носовой полости воздухпоступает в носоглотку через внутренние ноздри – хоаны . Затем

воздух поступает в гортань. Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (органы

лимфатической системы, участвуют в защите организма от болезнетворных микроорганизмов, в

выработке иммунитета). Они состоят из лимфоидной ткани, подобно той, которая находится в

лимфатических узлах.

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Спереди и боков

гортань образована щитовидным хрящом. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя

кадык. Вход в гортань может закрываться хрящевым надгортанником (хрящ, закрывающий вход в

гортань при глотании пищи).

Вход в гортань находится рядом с пищеводом. Иногда (при разговоре во время еды) надгортанник

не успевает прикрытьвход в гортань, и частицы пищи могут попасть в дыхательное горло. При

воздержаться от разговоров во время еды.

В узкой части гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара связок участвует в

правому и левому –черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут

сближаться и натягиваться.

Приспокойном дыхании связки разведены. При усиленном дыхании они разводятся ещё шире,

чтобы не мешать движению воздуха. Когда человек разговаривает, связки смыкаются, оставляя

лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издаютзвук.

повредиться и от частых воспалений дыхательных путей, курения, злоупотребления алкоголем.

РЕЗОНАТОРЫ ЗВУКА

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются воздушными полостями костей черепа. Эти полости

называются пазухами . В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной кости –

гайморова пазуха. Они служат резонаторами –усиливают звук и придают ему дополнительные

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ

формируются в ротовой и носовой полостях. Они зависят от положения языка, зубов, губ,

челюстей и распределения воздушных потоков между ними. Процесс формирования речи

называется артикуляцией .

Из гортани воздух попадает в трахею. Очевидно, что трахея всегда должна быть открыта для тока

воздуха. Для того, чтобы стенки трахеи не спадались, она укреплена хрящевыми полукольцами.

Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона расположена к пищеводу. При

прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому.

Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих в себя газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода. Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой. (Система органов дыхания, система газообмена) состоит из воздухоносных (дыхательных) путей и парных лёгких , в которых собственно и происходит газообмен (насыщение крови кислородом и выведение углекислого газа)

Человек дышит, поглощая из атмосферного воздуха кислород и выделяя в него углекислый газ. Каждой клетке для жизнедеятельности нужна энергия. Источник этой энергии распад и окисление органических веществ, входящих в состав клетки. Белки, жиры, утлеводы, вступая в химические реакции с кислородом, окисляются («сгорают»). При этом происходит распад молекул и освобождается заключенная в них внутренняя энергия. Без кислорода невозможны обменные превращения веществ в организме.

Запасов кислорода в организме человека и животных нет. Ею непрерывное поступление в организм обеспечивает система дыхания (система органов дыхания). Накопление значительных количеств углекислого газа в результате обмена веществ вредно для организма. Удаление из организма СО 2 также осуществляется органами дыхания.

Органы дыхания

Орган Строение Функция
Носовая полость Выстлана реснитчатым эпителием; в глубине располагается орган обоняния - группа нервных клеток, воспринимающих запахи Очистка, увлажнение, согревание воздуха, восприятие запахов
Носоглотка Пространство между носовой и ротовой полостью, выстланное реснитчатым эпителием Увлажнение воздуха
Гортань Группа хрящей, соединённых связками (самые крупные - щитовидный хрящ и надгортанник) и образующих голосовую щель Проведение воздуха, образование звука; надгортанник при глотании закрывает вход в гортань
Трахея (трубка 10-12 см) Хрящевые полукольца, соединённые связками; внутренняя поверхность выстлана реснитчатым эпителием, выделяющим слизь Проведение воздуха, дополнительная очистка воздуха от пыли и микроорганизмов
Бронхи Сеть трубочек, состоящих из хрящевых колец; ветвится в каждом лёгком Проведение воздуха
Лёгкие. Плевра Соединительнотканная сумка на поверхности лёгкого, заполненная жидкостью; состоит из двух слоёв, между которыми располагается плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью За счёт отрицательного давления в плевральной полости осуществляется растягивание лёгких при вдохе; плевральная жидкость уменьшает трение при дыхании
Лёгкие. Альвеолы Пузырьки, состоящие из одного слоя эпителиальных клеток и густо опутанные сетью капилляров Газообмен путём диффузии кислорода и углекислого газа через стенки капилляров за счёт разницы концентрации этих газов в капиллярах и альвеолах

Жизнедеятельность органов дыхания

Значение дыхания:

  • обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных процессах
  • образование и удаление из организма избытка углекислого газа
  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов

Это конспект по теме «Дыхание. Система дыхания» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

План – конспект урока.

Тема: Строение органов дыхания.

Цель: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, развивать и корректировать зрительную память, внимание. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Основные понятия: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, брони, легкие.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: плакат «Система органов дыхания», презентация «Строение органов дыхания», песочные часы, груз массой 5 кг, рабочие тетради.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Задание 64-65 в рабочей тетради на стр. 24.

Фронтальный опрос класса:

    какое влияние оказывает алкоголь на здоровье человека?

    какое влияние оказывает никотин на здоровье человека?

3. Изучение нового материала.

Слайд 1.

Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

Тем не менее, люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.

Вопрос классу: Почему они погибли?

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.

Вопрос классу: что такое органы дыхания?

Органы дыхания - это воздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.

Слайд 2.

Записать в тетрадь число, классная работа и тему урока.

Слайд 3.

Вопрос классу: как вы думаете, что такое дыхание? (ответы учащихся)

Слайд 4.

Записать в тетрадь:

Дыхание - это поступление в организм кислорода при вдохе и выделение углекислого газа при выдохе.

Рассказ учителя о строении органов дыхания.

Путь воздуха начинается с носовой полости .

Слайд 5.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания.

Слайд 6.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Слайд 7.

Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

Слайд 8.

Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

Слайд 9.

Вопрос классу: Приносит ли курение пользу?

Слайд 10.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение.

Слайд 11.

Вопрос классу: Какое влияние оказывает курение на женский организм?

Слайд 12.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение.

Физминутка – измерить количество дыхательных движений в спокойном состоянии. Сделать 10 приседаний, измерить количество дыхательных движений. Сравнить.

Слайд 13.

Повторить строение дыхательной системы по плакату.

4. Закрепление изученного материала.

С помощью учебника на стр. 78-79, заполнить таблицу «Органы дыхания».

Слайд 14.

Органы дыхания

Значение

Носовая полость

Носоглотка

Слайд 15.

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 16.

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 17.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 18.

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает .

Слайд 19.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Слайд 20.

Что означают эти пословицы?

Один курит, а весь дом болеет.

Курить много табака - поубавится ума.

Курить - здоровью вредить.

Кто табачье зелье любит - тот сам себя губит.

Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.

Хочешь жить - умей дышать.

Вывод: курение вредит нашему организму

Слайд 21.

5. Запись домашнего задания.

2 группа – стр. 77-80 вопросы, знать новые понятия

6. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт