фивы это что такое фивы: определение — история.нэс.  Фивы. Египет. История страны

24.09.2019

Фи́вы [греч. Фивы или Фивеи; древнеегипетск. Уаст - «Властвующий (город)», или Ниут - «город», арабск. эль-Уксур - «дворцы»], древний город в Верхнем Египте , вблизи современного г. Луксор . Первые упоминания о Фивах сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые город упоминается при фараоне Микерине (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). В 21 в. до н. э. при фараонах XI династии Среднего царства Фивы становятся столицей Египта. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям, а местный бог Амон приобрел статус «государственного» бога.

С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.) начинается период наивысшего расцвета города. Фивы становятся политическим и религиозным центром великой египетской державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана , а на западе доходили до Ливии . Большинство фараонов направляло сюда на строительство значительную часть ресурсов как Египта, так и его огромных внешних владений. Фивы стали центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

Рамсес III возвел свой некрополь на обширной территории, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона. Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

С Египтом европейцев познакомили греки. Античная Греция моложе Египта: когда она находилась на раннем этапе своего развития (I тысячелетие до нашей эры), государство долины Нила вступало в последний период своей многовековой культуры. Интерес античного мира к Египту проявился задолго до того, как он сделался достоянием истории. Уже тогда эта страна была овеяна легендами. Египет воплощал собой мудрость, ключ к познанию которой люди со временем утратили. Считалось, что великий ученый, математик и философ Пифагор почерпнул свои знания из Египта. Отец истории Геродот, посетивший эту страну в середине V века до нашей эры, оставил ее интересное описание.

Город на восточном берегу Нила, ставший в период Среднего и Нового царств столицей государства, известен как Фивы. Под этим названием он упоминается в «Илиаде» Гомера, который воспевает его как «Стовратные Фивы», имея в виду многочисленные башнеобразные пилоны, служившие входом в храм.

На вопрос - почему греки перенесли название своего города в Беотии на египетскую столицу, нет однозначного ответа. Польский археолог К. Михаловский высказал предположение, что это могло произойти в результате сходства в звучании греческого наименования города с египетским названием одного из святилищ Амона в Карнаке. Египтяне же именовали свою столицу и прилегающий округ Уасет. Здесь же находился дворец фараона, поэтому за столичными Фивами закрепилось еще одно обозначение - «нут» - «резиденция правителя», или «город Амона». Позднее греки стали называть его Диосполис Магна - «Великий город Зевса», отождествляя своего верховного бога с древнеегипетским Амоном.

Основным местом культа фиванского бога солнца был храм в Карнаке (современное название по близлежащей арабской деревушке). В Древнем Египте этот храм именовался Ипет-Сут и являлся частью Фив. Фиванский округ (ном) был известен уже эпоху Древнего царства. Однако в тот период Фивы не не играли сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. С конца Древнего царства начинает усиливаться значение Амона: на территории Фив сооружается первый храм, посвященный этому богу (он не сохранился и о существовании его известно по надписям).

С наступлением эпохи Среднего царства культ Амона стал преобладать в египетской религии. Уже тогда, помимо строительства на восточном берегу Нила, с западной стороны в скалистых горах Дейр эльБахри закладывается заупокойный ансамбль фараонов XI династии. Так было положено начало планировки Фив, разделенных Нилом на административно-политический центр город живых на восточном берегу и некрополь - город мертвых на западном.

В эпоху Нового царства обе части Фив мыслились как единый ансамбль. На восточной стороне достигло расцвета строительство храмовых комплексов, посвященных Амону,- это уже упомянутый Карнак и второй, называемый древнеегипетским именем Ипетресет-Имен («Южный гарем Амона»), но более известный как Луксор. Последнее название возникло в период римской античности, когда римляне основали здесь укрепленный лагерь Костра, который арабы стали называть аль-Кусур, что значит «замки». Это слово, видоизмененное европейцами, и стало звучать как Луксор.

Если Карнак, помимо храма Амона, включал в свой ансамбль храмы богов фиванской триады - богини Мут - супруги Амона и их сына Хонсу, то на территории Луксора находится только один храм, который строился в две эпохи – в царствование фараонов Аменхотепа Ш и Рамсеса II.

Оба храма – Карнак и Луксор – были связаны почитанием Амона. Это нашло отражение в праздничных ритуалах, посвященных главному фиванскому божеству. Самым значительным среди них был Опет – праздник перенесения священной ладьи Амона из северного святилища в южное.

Церемония начиналась в Карнаке, откуда барку со статуей Амона жрецы несли на плечах по дороге процессий к пристани. Там ее погружали на ладью и по Нилу переправляли в Луксор. Народ сопровождал ритуальное празднество по берегу. Главная ось карнакского храма идет перпендикулярно Нилу, храма в Луксоре параллельно. От пристани ладью несли вдоль колоннад и открытых дворов в специально для нее предназначенное помещение - Зал ладьи, не доходя до которого находился так называемый Зал рождения Аменхотепа Ш. Рельефы на стенах повествуют о чудесном зачатии фараона от брака его матери с самим Амоном Ра.


Аллея баранов-сфинксов. Восточные Фивы.

Храмы Карнака соединены с Луксором аллеей бараноголовых сфинксов , ибо баран считался священным животным бога Амона. Панорама Луксора с высокими стройными колоннадами выглядит со стороны Нила величественно. Пересекая реку, мы окажемся на западном берегу, у пристани, от которой в древности начиналась аллея сфинксов, ведущая к заупокойным храмам. Она служила как бы продолжением аллеи восточной стороны - таким образом архитектурные сооружения, расположенные по обоим берегам, составляли единый ансамбль

Великие фараоны Египта, начиная со Среднего царства, сооружали на западном берегу заупокойные храмы. Далеко не все они сохранились, многие дошли в руинах. Раскопки на этой территории ведутся и поныне.


Храм царицы Хатшепсут. Дейр эль-Бахри.

Один из значительных памятников заупокойного культа - храм царицы Хатшепсут , представляющий собой трехъярусное сооружение с наклонно расположенными проходами - пандусами, ведущими на верхние террасы. К храму шла аллея сфинксов, сочетающих в своем облике тело льва с портретной головой царицы. Недалеко находился заупокойный храм Аменхотепа Ш, теперь полностью разрушенный. Он также соединялся дорогой сфинксов с пристанью (два сфинкса из этой аллеи стоят ныне на набережной Невы у Академии художеств). Перед входными башнями-пилонами этого храма установлены две гигантские тронные статуи фараона, высеченные из глыб песчаника. Высота их от основания превышает 17 метров.

Предполагают, что храм был разрушен в результате сильного землетрясения в 27 году до нашей эры. При этом на северном колоссе образовалась трещина. Из-за резких скачков температуры и влажности воздуха в слоях камня возникала вибрация - обычно это происходило, когда лучи восходящего солнца нагревали поверхность: тогда колосс начинал издавать слабые жалобные звуки. Греки, отождествившие статую египетского фараона с героем троянской войны Мемноном, сыном богини утренней зари Эо, считали, что таким образом он жалуется матери на свою гибель от руки Ахилла. Это явление описано у греческого географа Страбона, жившего на рубеже новой эры. Статуи Аменхотепа III известны ныне как колоссы Мемнона.


Колоссы Мемнона. Заупокойный храм Аменхотепа III. Западные Фивы

Неподалеку от заупокойных храмов под высокими скалами находятся захоронения фараонов Древнего Египта. Этот некрополь принято называть «Долиной царей». Над ней господствует вершина Рог - место обитания богини Меретсегерет - покровительницы некрополя (имя в переводе означает «Любящая молчание») . Ее считали «Владычицей Запада» - царства мертвых и обычно изображали в облике змеи: по мнению египтян, она охраняла покой умерших. Гробницы, вырытые в скальном грунте, состояли из нескольких помещений, лестничные спуски и коридоры создавали реальное ощущение схода, что соответствовало представлению о пути в подземный мир загробного царства. Переходы и погребальные камеры уходили в глубь скалы до 100 метров. Некоторые из усыпальниц - настоящие дворцы: стены были расписаны, яркость красок сохранилась и по сей день. Сюжетом росписей служили произведения заупокойной литературы. Среди сцен - изображение пути странствования по загробному миру, предстояние царя перед богами.


Рамессиум. Храм фараона Расеса II. Западные Фивы

В эпоху эллинизма, когда Египет был завоеван Грецией, контакты между странами становятся особенно тесными. Фараоны династии Птолемеев, занявшие египетский престол, ведут в Фивах большую восстановительную работу - строительство идет и на восточном и на западном берегах Нила.

Если египетские Фивы были столицей государства, крупнейшим политическим, религиозным и культурным центром, то их «тезки» в Греции не столь известны. В этой стране было несколько Фив: самый интересный по своей истории - город в Беотии. Как сообщают мифологические источники, название он получил от Фивы - жрицы богини Афины. Согласно одному из преданий Фива считалась дочерью реки Асоп и основала город, который стал носить ее имя. Об этом упоминает римский историк Павсаний.

Расположены Фивы на невысоком холме: город имел круговую планировку, окружался стеной с семью воротами - отсюда его эпитет «семивратный». В центре находился акрополь Кадмея. Сам город и акрополь восходят к микенской эпохе (XIV - XIII века до нашей эры). Миф называет основателем Кадмеи сына финикийского царя Кадма, которого отец послал на поиск похищенной Европы. Преследуемый неудачами, Кадм обратился к дельфийскому прорицателю и получил указание - прекратить поиск и следовать по выходе из святилища за коровой. На том месте, где она ляжет отдохнуть, он должен основать город. Так Кадм и поступил. Но прежде ему пришлось сразиться с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище, он по совету Афины засеял поле зубами дракона, и из этих всходов выросли вооруженные люди Спарты. Пятеро из них стали основателями знатных родов в заложенной Кадмом крепости, вокруг которой выросли Фивы.

Хотя в сказаниях многое является мифопоэтическим вымыслом, в них можно отыскать и некоторые исторические факты. Так, Кадму, выходцу из Финикии, приписывается изобретение греческого алфавита, возникшего, как известно, на рубеже IX - VI II веков до нашей эры из финикийского письма.

В сказочном мотиве мифа говорится о странствиях героя и его победе над чудовищем, что могло быть отражением тех древних контактов, которые существовали между Фивами и государствами Малой Азии. Таким образом, названия городов, имена их основателей и правителей раскрывают панораму исторических судеб государств и народов, ушедших в прошлое, но приходящих к нам из глубины веков.

Н. Померанцева, кандидат искусствоведения

Располагались на естественных или созданных человеком холмах, чтобы предохранить постройки от затопления водой во время разливов Нила.

Страбон, писал о природе Дельты, что во время разлива Нила все окружающие земли покрывает вода, и Дельта превращается в море, а города и деревни стоят посреди этого моря как острова.

Естественно, на этих холмах пригодной для строительства земли было очень мало, поэтому все постройки в городах Древнего Египта были довольно плотными с очень узкими улочками. Дома строились близко друг другу, практически окна одного дома смотрели в окна другого, а дети, играя на плоских крышах, спокойно перепрыгивали на крышу противоположного дома. Дома в древнеегипетском городе в высоту достигали 4-5 этажей. В те времена канализации не существовало, заботиться об этом было делом хозяйки. Помои нередко выливали прямо на улицу. Египтяне предпочитали находиться не дома, где очень душно, а восседали на крышах, где свежий воздух и по вечерам дует прохладный ветерок, да и запахи, заполняющие египетские улицы не доходят туда. Иногда они спали на крыше.

До наших дней от Фив сохранились только развалины храмов и построек культового назначения. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых». Фотографии Фив отчасти передают очарование древнего города.

Вот как описывает Фивы Сирил Альдред в своей книге «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный город Луксор, который вместе с примыкающей к нему деревушкой Карнак и другими местечками занимает место, на котором некогда стояли Фивы, южная столица периода высочайшего расцвета Египта во времена Нового царства. Из здешних гробниц и храмов появились многочисленные древности, украшающие коллекции Европы и Америки, а также большое количество документов о прошлом Египта. Теперь возникает опасность, что мы будем воспринимать его историю пристрастно, с точки зрения жителей Фив.

Возле города окаймляющие русло реки холмы уступают место широкой полосе возделанных земель, которые даже сухой справочник Бедекера заставляют выразить своеобразное лирическое одобрение: «Зеленеющие повсюду всходы и пальмы заставляют путешественника, только что покинувшего пустыню, развеселиться; яркие краски придают долине Нила каждое утро и каждый вечер неотразимую прелесть; чистый, не затененный облаками свет солнца омывает каждый предмет даже зимой и делает древние Фивы похожими на волшебную страну, щедро осыпанную дарами вечного процветания». Возможно, то же чувство во времена правления Рамсеса II заставило неизвестного поэта написать серию произведений в честь города и его бога Амона, хотя он чересчур увлекся выбранной темой и высказал не подтвержденные претензии на то, чтобы считать Фивы древнейшим городом мира. Город приобрел свою славу в период Среднего царства, когда местные властители проложили себе дорогу к верховной власти и сделались фараонами, правящими вновь объединенным Египтом. В течение всей истории своего существования Фивы оставались центром сопротивления чуждому правлению с севера. После того как их властители изгнали гиксосов, город приобрел высокий престиж и богатство как основная резиденция правительства. Там фараонам высекали гробницу в скале на западном берегу, а его храм строили поодаль на равнине. Там была найдена в полной неприкосновенности только одна усыпальница, принадлежавшая Тутанхамону; остальные несколько раз подверглись разграблению в древние времена. Их сиятельных обитателей несколько раз поспешно переносили из одного укрытия в другое, пока большинство не нашло более долговечное, хотя и недостойное прибежище в двух массовых захоронениях. Их придворные, заполонившие своими гробницами близлежащие холмы, испытали не лучшую судьбу, но расписанные стены их усыпальниц сохранили для нас имена и много живописных сцен из жизни того времени.

Разумеется, возвышение Фив усилило влияние и богатство бога Амона, чей храм в Карнаке стал подобием национальной святыни, к которой фараоны последующих времен добавляли пристройки и для процветания которой не скупились на пожертвования. Короткое, но запомнившееся правление так называемого фараона-еретика Эхнатона в конце Восемнадцатой династии, переместившего столицу Египта в Амарну, нанесло жестокий удар по могуществу Фив и их бога-покровителя, от которого они со временем оправились, но так и не вернули себе целиком ушедшее величие. После этого город перестал быть резиденцией фараонов, хотя до окончания Нового царства традиция хоронить их в этих местах ревностно соблюдалась. Постепенно Фивы стали священным городом Амона, который сперва правил окрестностями через своего верховного жреца, а позднее через дочь фараона и ее управителя. Закат города был долгим и кровавым. В VII веке до н. э. его разграбили ассирийцы. Через полтора столетия на Фивы напали персы во главе с Камбисом. При Птолемеях его влияние почти исчезло, а затем частично было возвращено после восстания против Птолемея V. При Птолемее X город опять восстал и был захвачен после длительной осады, нанесшей ему огромный ущерб. Невзирая на свою несчастную судьбу, Фивы противостояли жестокому правлению римлян в 30 году до н. э. и за это были почти опустошены. Теперь от «стовратных Фив», описанных Гомером, осталась только дюжина сильно поврежденных пилонов среди развалин храма.

(современный Телль-эль-Амарна) – наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город. Город расположен на восточном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Это столица фараона Эхнатона. Такое имя принял фараон XVIII династии Аменхотеп.

На египетский престол Аменхотеп IV вступил в 1353 году до н. э. На шестом году правления он порвал с прежней официальной религией и фиванским жречеством, составлявшим в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе. Аменхотеп IV ввёл вместо старых верований культ бога Атона - «единого всеозаряющего животворящего Солнца», а себя объявил верховным жрецом нового бога. Фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону»).

Владения жрецов были конфискованы, фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, имена богов соскабливались со стен общественных зданий, храмы закрыты по всей стране. Сам фараон вместе с семьёй, новыми жрецами, воинами, художниками, скульпторами, ремесленниками и слугами покинул Фивы - государственную столицу и центр культа бога Амона.

Возведённый город с дворцами, храмами, богатыми кварталами вельмож, садами, парками и прудами был объявлен «землёй бога Атона». Даже тип древнеегипетского храма в этом городе стал совершенно другим.

Однако, Эхнатон в 1336 году до н. э. умер. После его смерти столица возвращена была в Фивы, культ Атона разрушен, и город Ахетатон был покинут и забыт.

Затем руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. Город просуществовал в общей сложности около 17 лет.

На месте Ахетатона новых поселений построено не было, и поэтому, когда археологи раскопали его руины, древний город в почти нетронутом виде предстал перед их изумленными взглядами.

Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Через все части и районы столицы проходила главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога. В центре рядом с храмом Атона, под прямым углом к нему, располагался главный дворец. Его площадь составляла 700x300 метров. В центральном же квартале была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички - Тель-эль-Амарнский архив. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. В западной части города находились полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов. Он назывался Серебряным дворцом. На севере Ахетатона находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь.

И опять цитата из книги Сирил Альдред «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный Тель-эль-Амарна, древняя столица ереси. В этом месте окружающие берег утесы отходят назад, создавая большой амфитеатр восемь миль длиной. Здесь разыгралась одна из самых впечатляющих драм Древнего мира, когда юный фараон Эхнатон по вдохновению избрал это место для своего «горизонта Атона» - столицы, посвященной новому единому богу. Четырнадцать огромных, высеченных в скалах стел до сих пор отмечают его границы, а наполовину завершенные гробницы на восточных утесах и пустая гробница фараона в долине рядом все еще позволяют увидеть отблеск угасшего света. Благодаря этим рельефам и надписям сформировались многие из наших представлений о событиях тех далеких времен кризиса и нововведений, о семейной жизни фараона, публичных церемониях вступления в должность, приеме иностранных послов, щедрых жертвах Атону, гимнах и литургиях новой веры. Погребенные под землей свидетельства говорят не менее громко. Амарна - рай для археолога, где на девственной почве была построена, населена и покинута огромная столица, - все это произошло в течение двух десятилетий. Прошлое в Амарне сохранилось до такой степени, что мы и сейчас можем на поверхности песка в вечерних отсветах разглядеть дорожку, которую протоптал во время ежедневного перехода между домом и храмом Пенхази верховный жрец Атона. В процессе раскопок ученые много узнали о планировке города и архитектуре домов Древнего Египта. В Амарне были сделаны два наиболее эффектных открытия на земле, которая и без того богата сенсационными находками. Одно из них произошло при работе немецкой экспедиции в 1911 - 1912 годах: археологи обнаружили развалины студии скульптора с множеством статуй, гипсовых слепков, портретных головок, включая знаменитый бюст супруги фараона, давший нам новый взгляд на египетское искусство и технику изготовления произведений. Более раннее открытие было сделано в 1888 году, когда пожилая женщина неожиданно извлекла на свет из земли забытые архивы аналога министерства иностранных дел в виде трех сотен глиняных табличек, по большей части заполненных аккадской клинописью - международным языком дипломатов тех времен. Эти таблички, заметно пострадавшие за время, когда переходили от одного перекупщика к другому, оказались копиями переписки между египетским двором и правящими домами Ассирии, Вавилонии, Анатолии и Кипра. Однако основная часть этих записей касается взаимоотношений между фараоном и его вассальными городами-государствами Палестины и Сирии. При исследовании этих, к сожалению, поврежденных кусков засохшей глины глазам археологов открылась невероятно живая и неожиданная картина. Мы видим мир образованных людей 2-го тысячелетия до н. э.: привилегированных чиновников, дипломатических курьеров, послов и чрезвычайных послов, путешествовавших от одного дворца к другому с документами, согласно которым заключались брачные союзы, велась торговля, поступали запросы о выдаче преступников, обсуждались дипломатические альянсы, выражались протесты, высказывались требования, предупреждения и просьбы о помощи. Здесь была вся сложная система международных взаимоотношений со своим протоколом, который мало чем отличается от дипломатических протоколов современной Европы. Чувствуется, что и за ней стоят долгие века постепенного развития.

Фивы - в древности главный город области средней Греции, Беотии, расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. В настоящее время город с населением 22 тыс. человек (2012) является самым большим городом Беотийской префектуры. Координаты Фив: 38°19′27″ с. ш. 23°19′25″ в. д. Часовой пояс: UTC+2, летом UTC+3. Телефонный код города Фивы: +30. Почтовый индекс города Фивы: 32200.

История города Фивы

Фивы - легендарное место рождения Геракла и Диониса - в 400 г. до н.э были могущественным городом-государством. Возвышению Фив способствовало выгодное положение города между северной Грецией и Пелопоннесом. В современных Фивах мало что напоминает о былом величии, однако трагическая история фиванской царской династии, связанная с легендой о царе Эдипе, до сих пор, как и в античные времена, трогает сердца людей.

В XII веке до н.э., после Троянской войны, Фивы стали главным городом региона Беотия. В 371 г. до н.э. город одержал победу в сражении с когда-то непобедимой Спартой. Однако славный век Фив неожиданно закончился в 335 г. до н.э., когда Александр Македонский разорил город. Ему не понравилось, что Фивы противились македонской власти и вступили в союз с персами. Александр пощадил городские храмы, но не жителей города: 6 тыс. фиванцев погибли в схватке и еще 30 тыс. были захвачены в плен.

Транспорт, питание и проживание в Фивах

Как добраться

От центральной автобусной остановки в Фивах (KTEL Thiva), расположенной в 500 м к югу от Платея Айос-Калотинис, отправляются автобусы до Афин (€8, время в пути 1,5 ч. каждый час). От другой автобусной остановки (KTEL Amfissa) автобусы направляются в Левадию (€4,50, каждый час) и Дельфы (€8, время в пути 50 мин., шесть раз в день). Эта остановка находится на заправочной станции «Shell» в пригороде Пири, в 1 км от центра Фив, на дороге Афины - Левадия.

Поезда, отходящие от железнодорожной станции в Фивах, расположенной в 500 м к северу от музея, направляются в Афины (обычный поезд/экспресс/ междугородний поезд €5/9/10,30, время в пути 75/70/60 мин., 10 раз в день) и Салоники (обычный поезд/экспресс/междугородний) €16,70/25/33, время в пути четыре/пять/5,5 ч., 10 раз в день).

Где поесть

Dionysos Restaurant (Epaminonda 88; основное блюдо €6-9) Владелец этого заведения Такие уверяет, что его таверна - единственное место в Фивах, где можно попробовать традиционную феческую еду. В меню представлено множество блюд; порции большие и сдобрены оливковым маслом. Советуем приходить сюда на обед, так как одни и те же блюда подаются в течение всего дня, и в обеденное время они свежее.

Ladhokolla (основное блюдо €6,50-14). Эта модная таверна находится на площади. Здесь подают блюда из морепродуктов (особенно стоит попробовать спагетти по-рыбацки, €14) и блюда, приготовленные на гриле.

Где остановиться

Hotel Niovi (Epaminonda 63; 1/2-местный номер с завтраком €43/55) Этот отель с приветливым персоналом одновременно и уютный, и современный. Горшки с цветами украшают мраморные лестницы, а в номерах имеется спутниковое телевидение И бесплатный беспроводной Интернет. Отель расположен в центре города на пешеходной улице Эпаминонда. На первом этаже имеется супермаркет «Carrefour Express».

Карта города Фивы

Достопримечательности города Фивы

Главной достопримечательностью Фив является археологический музей. Если вы хотите поближе познакомиться с историй Фив, лучший способ - посетить Археологический музей. В музее хранятся ювелирные украшения, найденные в микенских дворцах, терракотовые маски и украшенные резьбой Саркофаги.

Хорошо сохранившаяся Крепость Элефтера (IV в.) сторожит перевал Каза на горе Китерон - водораздел между Афинами и Фивами. Как гласит греческий миф, короля Эдипа, когда он был ребенком, оставили умирать на этой горе, на границе древней Аттики. Малыша спас пастух. Руины возле Эритреса больше заинтересуют любителей истории. На этом месте состоялась битва при Илатеях (479 г. до н.э.), ознаменовавшая собой окончание Греко-персидских войн. К сожалению, эта территория в настоящий момент заброшена. Если вы будете проезжать мимо, советуем свернуть па дорогу Элефсина - Фивы, ведущую к Порто-Ермено (Porto Germeno). Эта дорога оканчивается возле величественной крепости Эгосфена IV века - это сооружение древних греков сохранилось лучше остальных. Отсюда открывается вид на Порто-Ермено - прибрежный курорт, расположенный в 45 км к юго-западу от Фив.

Египет. История страны Адес Гарри

Фивы

Подъем Фив и превращение из пыльного провинциального городка в самый блестящий город на земле - неотъемлемая часть величайшей эпохи в истории Египта, ныне известной как Новое царство. Это была эра абсолютной власти и процветания, время правления самых знаменитых фараонов, эпоха самых изощренных и экстравагантных стилей в искусстве и архитектуре, строительства самых величественных зданий в мире. Естественно, центром происходившего являлась метрополия и ее столица - Васет, больше известная под греческим названием Фивы, ныне Луксор - от арабского «аль-каср», что значит «дворец, крепость»; название возникло из-за многочисленных руин великолепных дворцов и гигантских храмов. На пике расцвета, в период Восемнадцатой и Девятнадцатой династий, в городе проживало около миллиона человек, в десять раз больше, чем сейчас; ни один другой город в мире не мог сравниться с Фивами на протяжении веков, а в наше время Пекин и Лондон достигли такой численности населения лишь около 1800 года, более чем три тысячи лет спустя. Богатством Фив восторгались все соседи; Гомер в «Илиаде» называет «стовратные Фивы» образцом богатой и могучей столицы, дома которой набиты сокровищами.

И хотя влияние Фив быстро исчезло после крушения Нового царства, огромные каменные памятники и храмы уцелели. Когда величественные обелиски и пилоны внезапно предстали перед армией Наполеона в 1799 году, один офицер заявил, что «без всякого приказа люди сами выстроились в ряды, забили в барабаны и литавры, отдавая салют». С момента этого открытия город стал одним из самых известных мест археологических раскопок; это касается трех основных центров - Карнака, храма в Луксоре и Фиванского некрополя, они входят в программу практически всех туристических поездок в Египет. Красота плотно расположенных храмов и гробниц, многие из которых прекрасно сохранились, заставляет современных людей замирать в восхищении и почтительном молчании перед величием искусства.

Фивы не просто были столицей империи, здесь находилось духовное сердце нации, невероятный по размаху религиозный комплекс - на самом деле один из самых больших в мире; его называли Ипет-исут («Самое почитаемое место»), а сегодня оно известно под арабским названием Карнак. Фиванцы считали его местом творения, где состоялся «первый величественный восход», когда Амон-Ра поднял мир из первоначального океана. Амон был местным фиванским богом, который заимствовал качества старого бога солнца Ра, главного божества Древнего царства, и стал Амоном-Ра, «царем богов» и высшим богом Нового царства.

Карнак был необычайно богатым религиозным центром и в эпоху расцвета владел 81 000 работников, 422 000 головами крупного рогатого скота, 239 500 гектарами земли, 433 садами, 83 кораблями и 65 деревнями. Он включал три обширных территории, окруженные стенами трапециевидной формы; они были посвящены Монту (богу войны с головой сокола), Мут (богине, принимавшей облик стервятника) и, что самое важное, Амону-Ра. Внутри этих территорий находились дополнительные храмы других божеств и почитаемых царей, таких как Хонсу (бог луны и сын Амона и Мут); вместе они составляли святое семейство Фив, так называемую «фиванскую триаду».

Храм Амона-Ра доминировал над комплексом. Его строили на протяжении тринадцати столетий, и в итоге возникло фантастическое скопление дворов, пилонов, зал, обелисков, колоссальных статуй и святилищ; территория храма превосходит размерами самые крупные соборы, синагоги, буддийские ступы или мечети мира. Этот невероятный размах и величие стали следствием исключительной важности храма как земной резиденции высшего божества и места коронации и юбилеев фараонов, источника легитимации царской власти для правителей Нового царства.

Впечатляющий путь для процессий идет с востока на запад через шесть пилонов и жемчужину всего комплекса, Большой гипостильный зал, в затененное пространство внутреннего святилища, где находилось сокровенное изображение Амона, «таинственное по форме». Вход на территорию храма был воспрещен обычным людям, в святилище могли вступать только фараоны и высшие жрецы. Чуть ниже находилось обширное священное озеро; вторая ось шла под прямым углом к пути процессий, пересекала четыре пилона и аллею сфинксов и вела к территории храма Мут, супруги Амона. Священный союз между Амоном и Мут отмечался ежегодно во время праздника Опет, продолжавшегося несколько недель и считавшегося главнейшим событием года; в это время простые египтяне получали возможность воздать почести Амону, так как образ бога перевозили из Карнака в храм Луксора на кедровой барке, отделанной серебром и украшенной золотом.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Фивы О, где вы, луга Пиерии, Высокое пастбище слов? Герои поднялись какие Из белых драконьих зубов? От Кадма, посланца Востока, До Пиндара трепетных од Такая змеится дорога, Какую Геракл не пройдет. Когда ж пред неправым законом Трусливо склонятся мужи, Свой подвиг свершит

автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Стовратные Фивы Город Уасет, который в Библии упоминается под именем Но, греки называли «стовратными Фивами». Знаменитая столица фараонов простиралась на правом берегу Нила. Около реки поднимались величественные храмы бога Амона, за ними тянулись дворцы фараонов и

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

ФИВЫ Взлет Фив представляет интерес тем, что в значительной мере своими успехами они были обязаны превосходным солдатам и тем изменениям, которые те привнесли в освященную веками боевую тактику своего времени. Более того, приложение этой тактики к своему стилю сражения

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Фивы в лицах и поступках …Фивы египтян, Град, где богатства без сметы в обителях граждан хранятся, Град, в котором сто врат, а из оных из каждых, по двести Ратных мужей в колесницах, на быстрых конях выезжают. "Илиада" В год рождения Пушкина наполеоновский генерал Дессекс и

автора Картледж Пол

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Посетил ли Александр египетские Фивы? Александр пробыл в Египте с осени 332 г. до н. э. до весны 331 г. О его деятельности в Египте, об основании им Александрии и о его поездке в оазис Сива известно лучше всего/потому что все это описано его более поздними греческими и

Из книги Молодая Екатерина автора Елисеева Ольга Игоревна

Глава 2 Странствия Фивы На самой границе России и Курляндии юная София увидела в небе «страшную комету» 1744 г. Огромный огненный шар казался очень близким к земле и напугал путешественниц. Он предвещал суровую зиму, голодный год, «прилипчивые болезни», пришедшие в Европу

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

автора Адес Гарри

Куш и Фивы Гиксосы поддерживали отношения с нубийскими царями страны Куш, центром которой был город Керма, к югу от Третьего порога, важный пункт на торговом пути через Западные оазисы к египетской территории. Фиванские цари также сотрудничали с нубийцами, от которых

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Фивы Подъем Фив и превращение из пыльного провинциального городка в самый блестящий город на земле - неотъемлемая часть величайшей эпохи в истории Египта, ныне известной как Новое царство. Это была эра абсолютной власти и процветания, время правления самых знаменитых

Из книги Во времена фараонов автора Котрелл Леонард

Глава VI «СТОВРАТНЫЕ ФИВЫ» До сих пор мы главным образом имели дело с Древним царством, когда власть фараонов сосредоточивалась в Нижнем, то есть Северном Египте. Большая часть памятников и гробниц Древнего царства была найдена поблизости от старой столицы фараонов

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Фивы - столица Египта «Сильнее Уасет всех городов… Не сражаются вблизи неё, ибо велика её сила. Каждый город возвеличивается в имени её, Она - их владычица, более могучая, чем они!» Так воспевали древнеегипетские поэты самый большой и самый замечательный из городов



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт