Физиологические причины заикания. Найдена причина заикания В чем причина заикания

12.07.2019

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ…

Одной из форм речевых расстройств является заикание. Сегодня мы остановимся на этой проблеме более подробно, так как с каждым годом процент таких пациентов увеличивается.

Что такое заикание?

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Ребенок, страдающий заиканием, не способен свободно, без напряжения высказываться.

Каковы причины заикания?

Причиной заикания является ослабленность центральной нервной системы вследствие родовой травмы и частых заболеваний первых лет жизни, это и является предрасположенностью к недугу. При обследовании заикающихся детей находят признаки внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Провоцирующие факторы это:

Длительная психическая невротизация

Изменение жизненных условий в худшую сторону

Большая речевая нагрузка у детей с рано развившейся речью

Бурно развивающаяся речь у детей, поздно начавших говорить

Психоэмоциональные потрясения

Нередко заикание развивается у детей робких, неуверенных в себе, застенчивых, тревожных, у них, как правило, возникают реакции паники, недовольство собой, колебания настроения, эти дети отличаются невыносливастью к нагрузкам и утомляемостью. Также в ряде случаев фоном для заикания может стать психический инфантилизм (незрелость психических процессов). Такие дети отличаются беззаботностью, необязательностью, легкомыслием.

В каком возрасте чаще всего возникает заикание?

Чаще всего в возрасте от двух до пяти лет. В этот период идет формирование речевой функции, она еще довольно хрупкая, поэтому «поломки» возникают в этот период. У мальчиков заикание возникает чаще, так как в речевом отношении они оказываются слабее девочек, а так же они отличаются меньшей эмоциональной устойчивостью.

Можно ли помочь заикающемуся ребенку?

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания.

На какие признаки следует обратить внимание:

Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от нескольких часов до суток), затем вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться до момента заикания, то его можно предотвратить

Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)

Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы

Затруднение перед началом речи

Какие существуют формы заикания

Невротическое заикание

Для этой формы характерно:

· отсутствие какого-либо органического поражения цнс

· до развития заикания речевое развитие идет по возрасту

· развивается остро, реже постепенно

· связано с психотравмирующей ситуацией

· судорожное состояние мышц речевого аппарата носит тонический характер

· течение с ремиссией (светлые промежутки)

Эти дети отличаются неуверенностью, тревожностью, они плохо переносят духоту, транспорт, у них отмечается повышенная потливость, не редки различные страхи.

Невроподобное заикание

· в этом случае имеет место поражение цнс (рассеянная симптоматика церебрального резидуального характера)

· до развития заикания возможно задержка речевого развития, легкая дизартрия

· развивается постепенно

· нет связи с психотравмирующей ситуацией

· судорожное состояние мышц речевого аппарата носит клонический характер

· течение стойкое

По характеру заикание подразделяется на тоническое, клоническое и смешанное (тонико-клоническое).

Как все-таки можно помочь заикающимся детям?

Прежде всего, необходимо объединение усилий разных специалистов и родителей.

Во-первых , необходима консультация врача психоневролога, который назначит успокаивающие средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет воспитательные «подходы».

Во-вторых , привлечение к лечению детей с заиканием психолога. С учетом характерологических особенностей детей психолог научит поведению в разных жизненных ситуациях.

В-третьих , необходима помощь логопеда. Логопедических методик много, все они существенно отличаются друг от друга. Одни специалисты предпочитают щадящие формы терапии. Другие логопеды предпочитают жесткую требовательность, стрессовые воздействия, упорные тренировки по технике речи.

Особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. С позиции этих методик заикание рассматривается как не как симптом заболевание, а как поведение, которое моно изменить. Все усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения».

Частым приемом в преодолении заикания является отвлечение внимания. Заикающихся детей учат говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.

Для лечения заикания используется широкий спектра физиотерапевтических процедур (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебная физкультура, рефлексотерапия (прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки).

Какие существуют профилактические мероприятия?

1. Предупредить отрицательные воздействия на ребенка после его рождения

Беречь от ушибов голову

Не допускать хронических заболеваний

Своевременно проводить лечение и т.п.

2. Учитывая то, что устная речь развивается по подражанию, желательно ограничить общение детей с лицами с заиканием, тахилалией (патологически ускоренным темпом речи), спотыканием и другими нарушениями речи.

3. Стимулируя детей к общению, следует их удерживать от слишком обильной речевой продукции.

4. Особый подход необходим к нервно предрасположенным детям:

Спокойная обстановка

Ограничить речевое общение, шумные игры

Не баловать новыми игрушками

Избегать по возможности большого общества вокруг них

5. Учитывая то, что заикание и его рецидивы часто возникают при поступлении в школу, профилактические мероприятия необходимы в этот период:

Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка

Нужно избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам

6. Имеет свои особенности и пубертатный период. Любые отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

Профилактика рецидивов исходит из причин их возникновения

Улучшение социально-бытовых условий

Прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий

Диспансеризация

Перевоспитание личности заикающегося

Лечение хронических заболеваний

Соблюдение режимных моментов (сон, питание, отдых)

Имея не устраненный травмирующий фактор (например, заикающиеся мать или отец), постоянно проводить профилактическую работу в процессе в процессе логопедических занятий и после их окончаний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

· Необходима спокойная обстановка в семье.

· Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать чувство постоянного страха у ребенка.

· Нельзя позволять детям часто и долго смотреть телевизионные передачи (особенно те, которые не соответствуют их возрасту).

· Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять их прихоти, так как отказы в дальнейшем могут стать психической травмой.

· Требования, предъявляемые ребенку, должны соответствовать возрасту, быть постоянными со стороны членов семьи, а также за пределами ее (сад, школа).

· Нельзя пугать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении (особенно в плохо освещенном или темном). Если вы хотите

наказать вашего малыша, лучше заставьте его посидеть спокойно на стуле и т.п.

· В период выздоровления после перенесенного заболевания не перегружайте ребенка просмотром телепередач, чтением и т.п.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

· При поступлении заикающегося ребенка в детский сад или школу в первую очередь нужно установить связь с родителями, выяснить причины заикания.

· Постарайтесь проявить к такому ребенку больше внимания, наладьте с ним контакт, проследите, чтобы его не дразнили дети. Не фиксируйте внимание ребенка на недостатке.

· Говорите с ребенком четко, плавно, не торопясь (ни в коем случае не по слогам и не нараспев).

· Будьте одинаково требовательны к ребенку.

· Нельзя вовлекать детей с заболеванием в возбуждающие игры и в те игры, где от участников требуются индивидуальные речевые выступления.

· Полезно привлекать ребенка к участию в играх, где требуются хоровые ответы.

· Нельзя спрашивать детей с заиканием первыми на уроках.

· Если ребенок начал говорить запинаясь, нужно помочь ему произнести слово или отвлечь его внимание.

· Нужно вселять уверенность в силы ребенка, не лишать его возможности принимать участие в праздниках. Дайте возможность спеть песню, прочитать стихотворение.

· Заикающемуся ребенку полезны занятия пением, музыкой, танцами. Это способствует развитию речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Не препятствуйте ребенку в этом.

Это нарушение речи, проявляющееся частым повторением или продлением слогов, звуков и слов. Также могут отмечаться нерешительность и постоянные остановки в речи, прерывающие её плавный ход. Только при явно прослеживаемых симптомах ставят диагноз заикание. Это заболевание нередко описывают как нарушение темпо-ритмической организации речи, вызванного судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заболевание может развиваться в любом возрасте, но обычно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет, при формировании навыков речи. Девочки в три раза реже страдают патологией, чем мальчики. Это связывают с тем, что мужской пол эмоционально куда менее устойчив. Иногда у подростков в 15-17 лет отмечаются случаи повторного заикания, обычно это сопряжено с появлением неврозов.

Разновидности/классификация болезни

Формально выделяют такие типы заикания как клонические, тонические и смешанные . Эти судороги по тому, где они образуются, делят на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные .

При тонических судорогах отмечается долгое спазматическое сокращение мышц или короткое толчкообразное, например: «м-м-м-ашина». При клоническом типе нарушения формируется равномерное, не столь выраженное повторение одних и тех же судорожных движений: "ма------шина".

Существует и другая классификация болезни, в которой выделяют 3 формы нарушения дыхания с судорожным:

Вдохом (инспираторная );
выдохом (экспираторная );
вдохом и выдохом (респираторная ).

Судороги в артикуляционном аппарате делят на язычные, губные и мягкого неба. Как правило, сильнее всего они сказываются при выговаривании определенных согласных звуков - п, к, б, г, д, т.

Различают 3 степени заболевания:

Легкая – заикание появляется только при желании быстро что-то сказать и в возбужденном состоянии. При этом заболевание легко лечится и у больных не отмечается психологической травмы;
Средняя – выраженное заикание проявляется при эмоционально-возбужденном состоянии, в спокойной обстановке заикающиеся говорят легко и почти не заикаются;
Тяжелая – речь постоянно затягивается и прерывается.

При произнесении звуков у ребенка наблюдаются грамматические и фонематические расстройства. Их распространенность у дошкольников равна 66,7%, у школьников старших классов эта цифра снижается до 13,1%.

Выделяют следующие виды течения заикания:

волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но полностью не пропадает;
постоянный - дефект речи прослеживается постоянно;
рецидивирующий - заикание после долгого исчезновения появляется вновь.

Выделяют неврозоподобное (органическое) и невротическое (логоневроз) заикание. При первой форме дефекта происходит выраженное неврологическое нарушение, а именно расстройство артикуляции и моторики, параллельно отмечаются другие заболевания связанные с нарушением речи. Вместе с тем возможно появление невротических реакций. Ребенок с неврозоподобным заиканием начинает говорить позже, чем сверстники, возможны нарушения в работе головного мозга.

Логоневроз – заикание, приобретенное по причине психической травмы. Психологическое потрясение свойственно легко внушаемым людям с нестабильной психикой и детям, у которых она до конца не сформирована. Притом работа мозга не нарушена и на ЭЭГ изменений практически не отмечается. Зачастую у взрослых в спокойной обстановке не наблюдается изменений в речи, а в результате стресса (неожиданный вопрос, публичное выступление) у них не получается ничего сказать из-за сильных речевых судорог.

Симптомы и признаки

Многочисленные симптомы заикания могут проявляться в виде нарушения:

1. Голоса. При желании что-либо сказать происходит судорогоподобное замыкание складок гортани, что затрудняет образование звука. Заикающиеся стремятся произносить гласные звуки твердо, поскольку не могут выговаривать их плавно. Признаки патологии обычно при шепоте и пении смягчаются или полностью пропадают.

2. Дыхания. Происходит большая трата воздуха на вдохе и выдохе при заикании, что связано с нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Укороченный выдох прослеживается как во время речи, так и в состоянии покоя.

3. Психики. С появлением заикания неминуемы определенные психические расстройства. Как правило, появляется страх перед произношением некоторых слогов. В своей речи заикающиеся специально избегают многих слов, стараясь подыскать им замену. В период обострений может разиться немота. У человека появляется чувство неполноценности.

4. Сопутствующих движений. Некоторые движения, производимые пациентом во время речи, не являются необходимыми, но, в то же время, производятся осознано. При приступе заикания человек пожимает плечами, притопывает, качает головой, сжимает кулак, то есть осуществляет судорожные движения.

5. Артикуляции. При заикании иногда отмечаются некоторые соматические нарушения: гипертрофия носовой перегородки, высокий свод неба и т.д.

Краткие интересные данные
- Бернардино де Саагун в 1576, базирующегося на знаниях ацтеков, предположил, что заикание у детей появляется в результате длительного сосания молока у матерей, соответственно лечение заключалось в отнимании крохи от груди.
- Имеется информация, что в древние века заикались персидский царь Бат, философ Демосфен, египетские фараоны, пророк Моисей, римский поэт Вергилий.
- Как правило, заикание с возрастом исчезает, по статистике лишь 3 % взрослых заикается.
- Армия и высокая степень заикания несовместимы, иные же формы болезни не являются препятствием для службы.


Клиническая характеристика развития заболевания имеет 4 фазы. При первой из них отмечаются незначительные моменты заикания, уменьшаются промежутки размеренной плавной речи. При этом сложности обычно появляются в начале предложения, труднее всего выговорить краткие части речи, давление со стороны усиливает дефекты общения. Детское заикание в этой фазе проходит без психологической нагрузки, то есть ребенок не обращает внимания на трудности произношения и не смущается при разговоре, страх и беспокойство отсутствуют. Вызвать патологию может краткосрочная эмоциональная вспышка.

Во второй фазе заболевания появляются сопутствующие движения и проблемы в общении. Увеличивается количество ситуаций, затруднительных в плане коммуникации. Сложности с произнесением развиваются обычно во время быстрой речи и в многосложных словах. Заикание принимает хроническое течение. Дети осознают дисфункцию речи, но тем не менее говорят свободно при любых обстоятельствах.

В третьей фазе происходит закрепление судорожного синдрома, что совершенно не отражается на объеме общения и абсолютно не вызывает страха и неловкости. Желания лечить патологию обычно не возникает. В конце периода осознается трудность коммуникации, и возникают попытки заменить сложные слова простыми.

В четвертой фазе заикание становится выраженной психологической проблемой. Заикающемуся сложно произнести определенные звуки, он уклоняется от ответов на вопросы, появляются страх речи и антиципация. Речевые судороги могут продолжаться от 0,2 до 90 секунд.

Возникновение заикания у ребенка обычно начинается с таких симптомов:

Малыш отказывается говорить или внезапно замолкает;
в начале фразы он повторяет первые слоги или полностью слова;
перед некоторыми словами ребенок ставит лишние звуки;
трудности перед началом речи;
вынужденные остановки в середине слова, фразы.

Осложнения

При заикании очень часто развиваются осложнения психологического характера. Человек избегает общения, становится замкнутым, появляются мнительность, чувство неполноценности и ущемленности. Эти проявления могут привести к сложностям в семье, учебе и работе.

Проблема заикания также связана с сопутствующими вегетативными нарушениями, такими, как вегетативная дистония, экстрапирамидальные патологии, повышенное внутричерепное давление, мидроз (расширение зрачков).

Врачи также отмечают физические особенности: стволовые дисфункции, нарушения осанки, слабость вестибулярного аппарата, плоскостопие, вегетососудистая дистония, кривошея и остеохондроз.

Причины болезни

Причины, вызывающие заикание делят на предрасполагающие и производящие механизмы.

Предрасполагающие факторы:

К неблагоприятным условиям относят физическую обессиленность, дефицит развития мимико-артикуляторных движений и моторики, нехватка положительных эмоциональных контактов с окружающими, возрастные изменения работы мозга (чаще происходят к 5 годам), повышенная реактивность, психическая ущемленность, ускоренное развитие речи.

Диагностика

В первую очередь для постановки диагноза должны присутствовать:

Нарушение ритмичности речи (повторение слогов, обрывки слов, растягивание звуков);
сложности и задержка в начале речи;
побочные движения (тик, гримасы).

Если заболевание продолжается более трех месяцев, может понадобиться дополнительная диагностика: консультация логопеда и невролога, ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение

Ранняя диагностика способствует проведению более эффективного лечения заикания. В наше время коррекция заболевания заключается в использовании психотерапевтических приемов. Логопед, применяя логопедические занятия и упражнения по коррекции заикания, помогает избавиться от нарушений речи. Преодоление стеснения и замкнутости происходит при помощи групповых занятий, в игровой форме проводится логопедическая ритмика и психотерапия. Лечение должно проводиться и в семье. Родителям советуют говорить спокойно, не перебивать и не подгонять говорящего малыша, хвалить его за успехи, не критиковать и не кричать на ребенка.

Устранение заикания состоит в монотонности и распевности всего разговора. Для личной терапии подходят аутогенные тренировки и десенсибилизация. Лекарство от заикания до сих пор не создано, зачастую назначают успокоительные таблетки, помогающие справится с тревогой и стрессом. При органических поражениях ЦНС врач может прописать транквилизаторы, спазмолитики, курс дегидратации. Иногда положительного результата получается добиться после назначения нескольких курсов пантогама. Помимо этого, комплексная терапия заикания включает физиотерапию, логопедический и общий массаж.

Гимнастика при заикании основана на применении дыхательных упражнений. При этом речевое дыхание нормализуется, происходит правильное соотношение вдоха и выдоха, темп и ритм становятся естественными и непрерывными. Эта методика имеет поэтапное действие: сначала занятия акцентируются на отдельных звуках, после - на словах, затем - на небольшой фразе. Дыхательные упражнения проводят сидя, лежа, стоя и во время движения.

Разработаны многочисленные методики занятий с заикающимися людьми, например Власовой или Арутюнян, все они должны назначаться индивидуально.

При логоневрозе может быть эффективен гипноз . Во время процедуры специалист помогает укрепить уверенность, повысить самооценку, убрать барьеры, мешающие верному произношению слов.

Профилактика

Профилактика заикания заключается в поддержании общего здоровья и организации речевого развития. Следует беречь психику от перегрузок и возможного испуга. Развитие ребенка должно состоять из расширения кругозора, обучения правильной речи, информацию крохе нужно доносить дозировано и неспешно. Заикающимся маме или папе советуют пройти курс лечебно-коррекционных занятий для устранения нарушения речи.

Народные методы лечения

Вылечить заикание в домашних условиях без помощи специалистов практически невозможно. Но некоторые народные методы помогают избавиться от чрезмерного психического перенапряжения, страха. В этом случае помогает ароматерапия, нужно капнуть несколько капель масла на носовой платок и вдыхать аромат в течение дня. Седативный эффект имеют масло базилика, чабреца, розы, сандала, розмарина, бергамота, лаванды и сосны. Их можно добавлять в воду при принятии ванны.

Успокаивающим действием обладает мед, желательно каждый день съедать его по ложке до еды. В чай можно добавлять корень валерианы, пустырник.

Нашла хорошую статью.делюсь.

Почему ребенок стал заикаться и как с этим бороться?

В редких случаях нарушение речи может вызвать повреждение головного мозга или осложнение, после какой-то тяжелой болезни. Но главной причиной всегда остается невроз. Он является функциональным заболеванием, возникающим само по себе, и зависит от врожденных особенностей детской нервной системы.

Отличительной чертой заикания есть то, что оно характерно для младшего дошкольного возраста, и очень редко может образоваться после 6-7 лет. Часто появляется после психических травм, инфекционной болезни или при повреждении эндокринной системы. К заиканию склоны те дети, у которых наблюдается судорожное реагирование. Также его провоцируют болезни внутренних органов, протекающие мучительно долго и сильно воздействующие на нервную систему.

Лечения дефекта речи начинается с нахождения его причины и ее устранения. Но это может решить только доктор, ведь ребенок иногда полностью здоров, а просто имитирует речь знакомого человека. Такое поведение среди детей вовсе не редкость.

Как лечить заикание у детей

Заикание поддается лечению и этим нужно заниматься. Его можно либо уменьшить, либо вылечить окончательно. Только с подобным лучше обращаться к специалисту, а не пытаться сделать что-либо самостоятельно. Врач знает все возможные причины болезни и методы их устранения, а простой человек не всегда сможет принять правильное решение и добиться успеха. На помощь детям, страдающим заиканием, приходят логопеды, невропатологи и психоневрологи. Они хорошо разбираются в исправлении нарушенной речи и быстро найдут подходящую методику для конкретного случая. Главное не привести болезнь в запущение и не создать еще больше проблем.

Профилактические меры заикания

Что касается предупреждения заикания, то тут можно посоветовать, вовремя исправлять любые речевые ошибки и неточности. Также нужно уделять внимание правильному произношению, чтоб ребенок говорил четко и разборчиво, а не быстро, «глотая» слова и буквы.

Как воспитывать ребенка-заику?

Негативная сторона заикания в том, что оно очень влияет на формирование детской психики, и приводит к тому, что человек замыкается в себе, стыдится разговаривать с окружающими и плохо чувствует себя в коллективе. К такому ребенку нужно относиться особенно, позволить ему понять, что он не хуже других, только временно заболел.

Это сложно и трудно, так как при поступлении в школу проблема обостряется. Там много причин, по которым ребенок не может сосредоточиться на вылечивании болезни, а просто начинает воспринимать себя как неполноценную личность. Это и страх перед публикой, и боязнь спросить чего-то у учителя, не вызвав смех у одноклассников, и масса подобных моментов. На фоне такого психологического состояния позже развивается вегетативный невроз.

Конечно, бывают дети с сильным характером, они не стесняются говорить, а наоборот определяют для себя более легкие слова и выражения, оптимальную скорость речи. Так происходит развитие личности, и у ребенка уже нет ложного стыда, он спокойно общается со сверстниками. Но даже в этом случае, поддержка со стороны родителей и взрослых никогда не помешает.

Их задачей становится обратить внимание ребенка не на свой дефект, а на что-то другое. Вырастить его сильным и физически выносливым, что хорошо поможет во время лечения. Важно помнить, что заикание - болезнь не на всю жизнь, она проходит. Как правило, в двадцать пять лет его можно наблюдать только в слабой форме. А с годами это вообще пройдет само собой.

Советы

Заикание у детей - причины

Обычно заикание появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью. По данным мировой статистики, среди детей встречаются 2-3 % заикающихся, среди взрослых - 1 %. В России этот показатель в среднем составляет 1,5-2,2 %.

Общие понятия

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание.

Нарушения могут длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.
Причины заикания

Физиологические. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша,рахита.

Психологические. Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потериродителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Социальные. Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Общие рекомендации Соблюдать распорядок дня. Для ребенка необходимо создать четкий режим дня . Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше - 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку. Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении. Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье. Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Заикание и его симптомы

Заикание - не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.
Заикание - явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.
Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза - логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.
Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса - возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал «сшибкой». Образовавшийся в результате такой «сшибки» больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие - позже. Темп и плавность речевых движений нарушается - голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) - пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.
В этой связи встает вопрос: «Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?» Причин несколько. Но главная из них - это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология - ревматизм, воспаление легких и т. д. Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности .
Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа - дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.
Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.
Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.
Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств - состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.
Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата - заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городскик. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос - у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.
Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.
Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».
Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность. Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.






Сложные по смыслу предложения, не могут быть произнесены ещё не развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивку, усугубляет заикание.
Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.
У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних - двигательное беспокойство и расторможенность, у других - угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обыччо избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера - раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.
Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей - непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная. В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний - усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.
Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Методика лечения заикания у детей

Методика лечения заикания у детей 4-7 лет

Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же "народных целителей". Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара позволили, как говориться, «на себе» испытать многие существующие официальные методы «лечения».
Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.
Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».
Сложные по смыслу предложения, не могут быть произнесены ещё не развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчиввая речь.
Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, возникает на этой почве НЕВРОЗ.
Большая доля причин- это ранние детские травмы (ушибы, ожёги и т.п), причины психологического характера: «нападки» более старших детей, строгое воспитание родителями, с применением физичиской силы и т.п.
Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы - родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.

Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления привели к отбору главных из них:

В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10 , мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня выличила моя м мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил? Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не всретился мне и моим родителям...
Только спустя много лет, пройдя "тяжелый" путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ!
Пускай не две недели, а за 1-2 месяца вылечить заикание у детей возможно. Упустите момент - придется "лечить" 5-10 и более лет.

ИТАК….

1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или других жизненных ситуаций переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку могут являться причиной заикания. Тем более если Вы строго обращаетесь с ребёнком, сбой речи- это прямая причина вашего обращения.
Всё можно поправить. Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Попытайтесь найти причину возникновения заикания у ребёнка. ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания!
Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.
(Поскольку любого человека сложно в чём либо убедить или переубедить, я предлагаю вам два месяца следовать данным принципам. Если через 2а месяца не будет никаких результатов улучшения, вы мне напишите на электронную почту, указанную ниже. Пока мне ещё никто не написал из более 2000 читателей)
Итак два месяца: никаких ссор, скандалов, грубых слов.

1. Первый принцип: ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ.
Если ребенок запнулся, то сразу ему объясните:" Говори на выдохе. Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем ВЫДОХ. НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ!»
Заметьте, что во время запинки дыхание остановлено, иногда ребенок пытается говорить на вдохе (!), начинается подёргивание головой и телом. Поэтому, важен принцип КОНТРОЛЯ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ.

2. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО, быстро говорить не нужно, тебя не поймут".
Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту - достаточный темп, понятный собеседнику.
Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супрупруг(га), братья и/или сестры ребёнка, бабушки, сиделкам, ваши знакомые и друзья - все те, с кем общается ребенок, разговариваю так быстро, то поговорите с ними, и на своем примере объясните требуемый темп - темп детской речи.
Начните анализ с себя, как Вы говорите?
Так же обратите внимание, что ребенок говорит ГРОМКО. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕ ГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЕПОТ. Поговорите с ним шепотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делаете это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

3. НЕ СПЕШИТЕ! Бывает так - Вам утром на работу, поэтому спешите в ж детский садик .(а кто-то позволяет себе кричать на ребёнка)
Спешка - это враг. Спешка сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови.
Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях: ходьбе (неторопливый шаг), делах и прочее. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам-в любых других случаях. Лучше потратьтесь на маршрутку или такси, или выберете более свободное время.

4. НЕ КРИЧИТЕ на ребенка, даже НЕ ПОВЫШАЙТЕ ГОЛОСА (тем более НЕ БЕЙТЕ РЕБЕНКА). Забудьте о ремне. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.
Проследите, чтобы этого не делали другие: "воспитатели" в детском саду - причина до 50% случаев - собственные проблемы «срывают» на детях; близкие люди (Ваш супруг (супруга), старшие братья, сестры, бабушки, сиделки) - все те, с кем часто общается ребенок.- оставшиеся 50% (до 100%) случаев.
Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, любить и все прощать! Понятно, что без воспитания не обойтись, но постарайтесь смягчить собственные эмоции.
С "кричащим" воспитателем детского сада можно строго поговорить, или прибегнуть к помощи заведующей.
5. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ. Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи. Сутулость - есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, дыхание останавливается. Это естетственный рефлекс организма когда при опасности тело сжимается. Так же нижняя челюсть не может спокойно двигаться.
Потому, хорошая осанка (то есть вес верхней части тела опирается на столб позвоночника)-это залог хорошей работы дыхательных мышц. Хороший кислородный обмен нормализует работу мозга!
Если Вы знаете хорошего массажиста, то лечебный массаж поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения. Полезен аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.

6. Ограждайте ребенка от факторов страха (испуга): громкая музыка, «страшные рассказы», «современные» мультфильмы и фильмы, ссоры в семье и так далее, и тому подобное.
Прочие возможные причины: например, если муж охотник, обяжите его тушки разделывать на улице и собак домой не водить. В деревне не зачем ребенку показывать бойню. Помните, что, возможно, Ваш ребенок более впечатлителен, чем Вы и эти суровые картины бытия, пока ему знать рано.

7. ХОРОШИЕ СЛОВА. Если Вашему ребёнку 6 или 7 лет, то это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!

Своими руками

Невротическое заикание у ребенка

Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое - у 1% всех детей. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. По данным разных авторов, это соотношение колеблется от 2:1 до 10:1. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в частности в период становления речи, т. е. на 2- 3-м году жизни.

Причинами возникновения невротического заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подосттрые психические травмы - испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием. Невропатические состояния встречаются примерно в 20%, а идентичная наследственная отягощенность в 17,5% случаев невротического заикания. Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, дву­язычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической фиксации.

Заиканием называется нарушение речи вследствие непроизвольного сокращения мышц речевого аппарата, то есть гортани, языка, губ и голосовых связок. Распространенность речевого дефекта составляет около 3-5 % среди всего населения, что делает вопрос о том, какой врач лечит заикание, весьма актуальным и востребованным в обществе. Проблема обычно проявляется в раннем возрасте у детей 2-5 лет. Мальчики в несколько раз чаще страдают данным недугом, чем девочки, что обусловлено, по мнению большинства врачей, более стабильным психоэмоциональным развитием женского пола.

В некоторых случаях, достаточно редко, дефект речи может устраниться самостоятельно, но в подавляющем большинстве необходима помощь грамотного специалиста и даже не одного. Так, проблемой заикания занимается логопед вместе с такими врачами, как психолог и невропатолог.

Наиболее эффективным лечением речевого дефекта врачи считают проведение его в раннем возрастном периоде. Родители должны своевременно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, поскольку данный речевой изъян оказывает негативное влияние на психику ребенка и значительно мешает нормальному общению со сверстниками.

Заикание занижает самооценку у детей, что в дальнейшей жизни спровоцирует явные психоэмоциональные нарушения и, как следствие, общественную невостребованность и низкий уровень жизни.

Особенно тяжело заикающимся детям во время смены окружения, например, начальный период посещения детского сада или школы. Во время повышенной нервозности речевые проблемы обычно усугубляются. Очень важно, чтобы малыш имел поддержку родителей и помощь квалифицированного специалиста, то есть врач, который будет лечить заикание у вашего ребенка, должен заниматься с ним регулярно, применяя различные современные методики и грамотно построенные дружеские беседы.

Ранние признаки наличия заикания

Заикание может проявляться следующими эпизодами в произносимой ребенком речи:

    повторение букв;

    неоднократное повторение слогов;

    частые остановки во время произношения одного слова или фразы;

    патологически измененная мимика при выговаривании каких-либо букв, особенно согласных;

    повышенная нервозность во время речи;

    частое употребление однообразных звуков при выговаривании разных слов и словосочетаний;

    явные чрезмерные усилия во время произношения.

Врач, лечащий заикание, в некоторых случаях выявляет дефект речи только тогда, когда ребенок или подросток нервничает. Ситуация особенно усугубляется при публичном выступлении , знакомстве и общении с незнакомыми людьми или телефонном разговоре. Нервозность в разы повышает непроизвольные сокращения мышц, участвующих в акте воспроизведения речи.

Причины заикания

Врачи во время диагностики заикания определяют несколько причин его появления. Разделяют речевые дефекты, возникшие по какой-либо физиологической причине, из-за психических расстройств и связанные с социальным фактором. Определить, что именно повлекло развитие судорог мышц речевого аппарата, сможет только опытный и хороший специалист в данном вопросе.

Физиологические причины

Лечение заикания у детей проводит логопед и врач психоневролог, которые определяют следующие физиологические причины:

  • родовая травма, что обуславливает наличие патологий нервной системы;
  • наследственность, которая играет немаловажную роль;
  • вредные привычки матери во время вынашивания беременности;
  • травмы головы и позвоночника;
  • врожденные патологии органов речевого аппарата;
  • функциональные заболевания носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы вследствие инфекционных болезней;
  • тяжелая форма рахита.

При выявлении такого этиологического фактора могут понадобиться консультации определенных специалистов, то есть отоларинголога, невропатолога и даже нейрохирурга.



Психологический фактор непроизвольного сокращения мышц гортани

Психологическое воздействие на незрелую психику малыша в большинстве случаев приводит к возникновению заикания. Врачи и психологи называют наиболее частые факторы, провоцирующие судороги мышц аппарата речи у ребенка, то есть такие:

  • внезапная стрессовая ситуация;
  • различные фобии (страх темноты или ожидаемого наказания);
  • обида на кого-либо в семье;
  • расставание с близкими;
  • сильный испуг малыша (гром, собака) очень часто заставляет родителей узнать, к какому доктору идти при заикании.

Развитие заикания из-за воздействия мощного психологического воздействия требует обязательной консультации врача психолога или психотерапевта.

Социальные причины

Социальный фактор, спровоцировавший заикание у ребенка, может быть одним из следующих:

  • особенности воспитания (излишняя строгость и требования к ребенку);
  • возможны подражания ребенка близким людям с подобным дефектом речи, то есть заикание в данном случае не считается истинным, что опытный врач обязательно определит;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат малыша (изучение языков, объемные тексты для чтения вслух);
  • недостаток внимания родителей к становлению речи ребенка;
  • новое окружение, например, при поступлении в детский сад и школу или смена детских коллективов;
  • новое место жительства, то есть переезд семьи.

Родители должны помнить, что какова бы ни была причина патологического воспроизведения речи у ребенка, заикание лечит врач, используя современный подход и эффективные методики . Самолечение и игнорирование проблемы в большинстве случаев усугубляет ситуацию и делает невозможным восстановление нормальной речи.

Принципы лечения

Лучше всего с заиканием обращаться к врачу в раннем возрасте, то есть с момента выявления проблемы. В современном мире большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но в успехе лечения задействовано очень много общих усилий медицинских специалистов и родителей. Следует отметить, что основную миссию врачи возлагают на родителей, но под своим руководством.

Благоприятная психоэмоциональная обстановка, должное внимание к малышу в плане общения и разговорной речи, проведение рекомендованных занятий в домашних условиях станут повседневными обязанностями родителей.

Врачи, в свою очередь, работают сообща, то есть в процессе обязательно принимают участие логопед и психотерапевт.

Заикание врачи лечат, используя следующие современные методы:

    специализированные логопедические занятия;

    компьютерные программы;

    дыхательная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата;

    медикаментозная терапия;

Основной врач по заиканию называется логопедом, он ведет прием пациентов с соответствующими проблемами на базе поликлинических отделений или в частном кабинете.


Проблема, от которой страдали Уинстон Черчилль и Мэрилин Монро, вот-вот разрешится. Речь идет о заикании. После долгих стараний ученые изучили механизм этого речевого дефекта и нашли еще одну причину заикания. Они выяснили, что патология связана с ограничением притока крови к лобной доле головного мозга. Это значит, что вскоре появятся новые методы .

Новое исследование ученых из Детской больницы в Лос-Анджелесе основывается популярной научной работе доктора Питерсона из Института Эволюции Разума.

Мозг взрослых и детей, которые заикаются

Команда ученых использовала протонную магнитно-резонансную спектроскопию, чтобы изучить мозг взрослых и детей, которые заикаются. Они были сосредоточены на речевом центре, также известном, как зона Брока, и обнаружили, что активность потока крови была неразрывно связана с речью. Этот факт позволил ученым предположить, что чем больше аномалия кровотока в нервной «языковой петле», которая соединяет лобную и височную доли мозга, тем больше нарушение речи .

Логопед

Если есть подозрение на дефекты речи у ребенка, его нужно показать опытному логопеду. Вполне возможно, что это запинки не судорожного характера, а они с возрастом проходят. Но такой ребёнок нуждается в повышенном внимании взрослых: разговаривать с ребенком нужно всегда спокойно, негромко, также необходимо выработать чёткий режим дня с обязательным дневным сном и прогулками. Перед сном -только спокойные игры и чтение. Никогда не нужно спешить ставить диагноз «заикание» и тем более произносить это слово при ребенке.

Руководитель эксперимента доктор Брэдли Петерсон утверждает, что результаты исследования открывают новые пути к лечению заикания у детей и взрослых.

До сих пор считалось, что эта физиологическая патология имеет преимущественно генетический характер (



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт