Гассенди, пьер. Биография Пьера Гассенди (Pierre Gassendi) Пьер гассенди

16.11.2021

ГАССЕНДИ, ПЬЕР (Gassendi, Pierre) (1592–1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди – итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием Парадоксальные упражнения против аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos ), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 Гассенди привел в ответ на Размышления Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 вышла его книга Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica ). В 1645 Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность (Institutio astronomica , 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его работа О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri ), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii ) (об Эпикуре) вместе со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri ). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum , опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика – главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог – первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и «чувствительному разуму». Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире – лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, однако существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя «новой философии», оказал влияние на Р.Бойля и Д.Локка; его весьма почитал И.Ньютон.

Пьер Гассенди (Pierre Gassendi) (1592-1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592 года. Фамилия Гассенди - итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612 году, в 1614 году стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 году опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием "Парадоксальные упражнения против аристотеликов" ("Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos"), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура . В 1626 году у Пьера Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 году Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером , а в 1641 году пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея . Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 году Гассенди привел в ответ на "Размышления" Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 году вышла его книга "Исследование метафизики" ("Disquisitio Metaphysica"). В 1645 году Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность ("Institutio astronomica", 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 году появилась его работа "О жизни и моральных взглядах Эпикура" ("De vita et moribus Epicuri"), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648 году, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 году он опубликовал "Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция" ("Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii") (об Эпикуре) вместе со "Сводом философии Эпикура" ("Syntagma philosophiae Epicuri"). В 1653 году вернулся в Париж. Умер Пьер Гассенди в Париже 24 октября 1655 года.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658 году. Первые два тома содержат "Свод философии" ("Syntagma Philosophicum", опубл. посмертно в 1658 году), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика - главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог - первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и "чувствительному разуму". Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире - лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди Pierre Gassendi Карьера: Философ
Рождение: Франция, 22.1.1592
Французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством.

ГАССЕНДИ, ПЬЕР (Gassendi, Pierre) (15921655), французский философ и ученый, прославленный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; ещё был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 опубликовал в Гренобле строй очерков под названием Парадоксальные упражнения супротив аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его неизменно занимал вопросительный мотив о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли нарисоваться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась мысль труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально аргументировать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 Гассенди привел в реакция на Размышления Декарта строй возражений, сущность которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть больше скромной. В 1644 вышла его книжка Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica). В 1645 Гассенди получил местоположение профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в пост (Institutio astronomica, 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его служба О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri), изменившая общее точка зрения об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii) (об Эпикуре) сообща со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum, опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика главным образом индуктивный алгоритм исследования; при всем при том в ней Гассенди пытается определить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, наличие которого доказывается наличием важный гармонии. Бог первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и чувствительному разуму. Человеческая личность нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое разрешено достичь (в этом мире только в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, и все-таки существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя новой философии, оказал воздействие на Р.Бойля и Д.Локка; его сильно почитал И.Ньютон.

Так же читайте биографии известных людей:
Пьер Дюлонг Pier Dulong

Пьер Дюлонг - ученый, специализирующися в области химии и физики. Главным образом занимался неорганической и органической химией. Одним из главных..

Пьер Кюри Pier Curie

Пьер Кюри - выдающийся французский ученый, физик. Родился 15 мая 1859 года.Пьер Кюри являлся одним из первых исследователей радиоактивности. Помимо..

Пьер Евгений Марселен Бертло Pierre Eugene Marcellin Berthelot

Бертло занимался также исследованием химии и физикохимии взрывчатых веществ (изучал закономерности их сгорания, определил скорость распространения..

Пьер Жанен Pier Zhanen

Сын военного врача, сделал карьеру благодаря своим способностям. Окончил Академию Генерального Штаба Сен Сир в 1892 г.; преподавал в Николаевской..

Пьер Гассенди

(1592-1655)

«Любая благотворительность с благо, поскольку она доставляет беззаботность»

Войти в философской элиты своего времени П. Гассенди было труднее, чем его знаменитым современникам. Пьер родился в крестьянской семье, и только природная одаренность, ум и настойчивое обучения могли дать (и дали!). Парню возможность подняться до уровня самых образованных и уважаемых людей своего времени, выдающихся ученых, философов, начали и возглавили новые направления научных и мировоззренческих поисков. Семья рано заметила одаренность ребенка, нашла средства для устройства Пьера на обучение в колледже и в университете. Успехи молодого студента в обучении оказались настолько значительными, что его преподаватель философии и теологии патер Фезе однозначно заявил, что не может точно определить, кто из них является учеником, а кто - учителем. Фезе поручал П. Гассенди читать лекции в университете, воспитывал у юноши уверенность в собственном уме, поощрял к занятиям наукой.

Признание П. Гассенди получил сразу после публикации своих первых работ по астрономии, математике и философии. За честь общаться с ним считали Ф. Бэкон и Т. Гоббс, Гуго Гроций и Т. Кампанелла. С Т. Гоббсу, кстати, у П. Гассенди сложились глубоко дружеские отношения. Философы обменивались идеями и наблюдениями. Поэтому определить першоавторство концепции «общественного договора», с которой примерно одновременно вошли в социальной философии П. Гассенди и Гоббс, невозможно.

Среди философских трудов П. Гассенди ведущее место принадлежит таким трудам, как «Парадоксальные упражнения против аристотеликом» и «Свод философии Эпикура». Философ остро критикует схоластов и извращенного ними Аристотеля, анализирует проблемы достоверности познания, доказывает объективность пространства и времени, развивает онтологическое учение Эпикура и Лукреция, материалистически объясняет различные явления бытия и сознания. Он убежден в объективном существовании пространства и времени, которые являются несотворимимы и незнищивнимы. П. Гассенди продолжает и углубляет атомистическое учение древних мыслителей, размышляет о первоматерию, которая состоит из ограниченного количества атомов, имеющих различные формы и качества и могут перемещаться в пространстве и времени. В то же время, он считал Бога единственным создателем атомов. Показательно, что именно П. Гассенди первым ввел в научный оборот понятие «молекула».

Логику Гассенди использовал как средство борьбы с схоластами. Философ пытался занять компромиссную позицию между догматизмом и скептицизмом. В теории познания он придерживался принципов сенсуализма: чувство, считал философ, есть единственный источник и критерий истины или ложности наших знаний, погрешности возникают как результат неправильных «маневров» ума.

Свою социальную концепцию ученый освещает в третьей части «Возведение философии» - «Этике». При этом этику П. Гассенди считает центральной частью философии. «Что касается этики, или философии обычаев... то не без оснований было сказано, - писал он, - ... что ее следует считать главной частью философии ». Без рассмотрения этики, подчеркивает П. Гассенди дальше, размышления о природе (и другие философские проблемы) были бы лишними. Этическое учение, по его мнению, стоит выше философию природы, за что оно направляет всю последнюю и делает ее средством для достижения нравственной цели.

Социально-этическая концепция П. Гассенди основанная на учении о достижении человеком высшего блага - счастье. Под счастьем философ понимает беззаботный, спокойное состояние, но не в плане инертного (сонного, оцепенела) существование, а как жизнь с удовольствием. Счастье, писал П. Гассенди, - это освобождение от страданий, душевная уверенность, отсутствие страха перед смертью и ответственности перед богами, отсутствие упоминаний о прошлых блага и бесплодных мечтаний о благах будущие. Главным принципом счастья является удовлетворение, которое основывается на телесном здоровье и невозмутимости ума. Это - удовольствие особенное. Оно не масс ничего общего с «удовольствием бездельников», людей, утопающие в роскоши или развлечениях, - оно означает не что иное, как «отсутствие телесных страданий и беззаботность духовного мира».

Какой социальный смысл вкладывал П. Гассенди в «запоздалое возрождение» (Куно Фишер) Эпикура и эпикурейской этики? Возможно, здесь были только научные симпатии к осквернены схоластами-теологами большого атомистов? Думаем, что нет. Обращение к Эпикура давало П. Гассенди возможность, не вступая в непосредственный теоретический диспут с теологией, опровергнуть религиозные обоснования морали, рельефнее подчеркнуть ее земное, человеческое происхождение и функционирование. Его этика, подчеркивает Б. Быховский, порывала с главным церковным устройством-с религиозным обоснованием нравственности. В этом коренится загадка того, почему некоторые современные теологи осуждают гуманистическую этику П. Гассенди как эгоистическую.

П. Гассенди был сторонником твердой центральной власти. (Абсолютного монарха) он называл «хорошим хозяином государства», призвал раболепства ему жить благотворно и в согласии.

Значение социально-этической концепции П. Гассенди переоценить трудно. Она открывала для социального познания еще один, омрачен еще схоластикой, сторону общественного бытия - его нравственную составляющую. Поворотом морали к человеку и его реальной жизни П. Гассенди сделал к развитию социальной философии такой же фундаментальный вклад, как Н. Макиавелли - учением о материальный интерес, Ф. Бэкон - вниманием к опытным основ общественной жизни, Р. Декарт - обоснованием принципов осознания деятельной сущности социального.

Этическая концепция П. Гассенди имела не только теоретическое, но и широкое практическое значение. «Эпикурейской священник», как иногда называли П. Гассенди, пытался сформулировать на ее почве общие правила общественной жизни. Результатом этой попытки оказалась «договорная теория происхождения государства», теория, которую практически одновременно с П. Гассенди вынашивал Т. Гоббс. развивали позже Ж.-Ж. Руссо и Дидро, Дж. Мильтон, 0. Paдищев, Ф. Прокопович и много других выдающихся просветителей.

Человека П. Гассенди толковал как общественное существо (sociabile animal), а общество - как результат соглашения, заключенного людьми для удобства и безопасности взаимного существования. Соглашение основывается на «естественном праве» человека, отражает (и согласовывает между собой) поезда человеческой природы и законы разума. Существующее законодательство, размышлять II. Гассенди, не всегда адекватно воспроизводит «естественное право». Это приводит к несправедливости и общественных конфликтов, избежать которых можно лишь благодаря взвешенности в ведении государственных дел, умеренности граждан, т.е. благодаря экономической и социальной рассудительности. Основой «естественного права», согласно П. Гассенди, является частная собственность. Вокруг нее и имеют вращаться законы человеческого общежития. Главный среди них - «не вмешиваться в чужие права, не делать никому образ». Собственно говоря, это и должно обеспечить государство, управляемое «умным монархом». П. Гассенди был сторонником твердой централизованной власти, абсолютной монархии, обосновывал общественное значение порядка, организованности и согласия «гражданской рассудительности» и дисциплины.

Книга «Свод философии Эпикура» увидела свет уже после смерти автора - в 1658 году. Несколькими годами ранее опубликованные работы Т. Гоббса, где указаны сюжеты были изложены более широко и основательно. Именно поэтому основателем «договорной теории государства» считают Т. Гоббса. Однако это не совсем правильно. Оба мыслителя оттачивали исходные принципы этой теории практически одновременно. Поддерживая дружеские отношения, они обменивались идеями и наблюдениями, «подталкивали» друг друга к тем или иным выводам. Последнее дает основания для суждения о том, что основателями «договорной теории государства» следует считать обоих философов. Если же речь идет о разветвленность теории и обоснованность выводов, то «пальму первенства» следует отдать Т. Гоббсу.

Астроном и исследователь древних текстов. Преподавал риторику в Дине, а позднее стал профессором философии в Экс-ан-Провансе .

Биография

Свой курс Гассенди строил таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля , а потом показывал его ошибочность. Открытия Коперника и сочинения Джордано Бруно , а также чтение сочинений Петра Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Гассенди в непригодности аристотелевской физики и астрономии . Плодом его занятий было скептическое сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль , ). От окончания этого сочинения он должен был отказаться. Ещё раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже , откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию . Во время этой поездки он познакомился с Гоббсом и издал () анализ мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический анализ Декартовских размышлений («Disquisitio adversus Cartesium»), приведший к оживленной полемике между обоими философами. Гассенди был одним из немногих учёных XVII века , интересовавшихся историей науки .

Научная деятельность

Философская система Гассенди, изложенная в его «Syntagma philosophicum», - результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Гассенди склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в теологических вопросах.

Относительно возможности познать истину он держится середины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можем познать не только видимость , но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные человеческому уму. Гассенди подразделяет философию на физику , предмет которой - исследовать истинное значение вещей, и этику - науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика , которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

Физика Гассенди стоит близко к динамистическому атомизму . Все явления природы совершаются в пространстве и времени . Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов . Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объёмом, второе - движением тел.

Перевод сочинений П. Гассенди на русский язык:

Гассенди П. Соч. В 2-х т. - М., 1966-1968.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт