Исследования. Тихий океан. История исследования

24.09.2019

Совершали плавания по различным его акваториям и получали первые представления о ветрах, волнении, течениях и других условиях мореходства, а также о природе неизвестных им ранее побережий, островов и прибрежных вод. Но европейцам величайший из океанов стал известен только в первой половине XVI в. - после завершения кругосветного плавания экспедиции Ф. Магеллана (1519-1522).

В в связи с интенсивными поисками новых земель был собран большой фактический материал о природе Тихого океана.

Военные походы и торговые мореплавания этого периода приносили сведения и собственно научного значения. В 1648 г. С. И. Дежнев впервые прошел проливом, соединяющим Северный Ледовитый и Тихий океаны, получившим позднее название Берингова. В XVIII в. большой вклад в исследования наряду с французами и англичанами внесли русские экспедиции И.И. Беринга и А. И. Чирикова (они достигли берегов Северной Америки, описали часть Курильских о-вов и др.).

К началу XIX в. относятся первые крупные океанографические работы в Тихом океане.

Во время кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-1806) измерялась на разных глубинах, проводились наблюдения за атмосферным . Систематические измерения температуры, солености и плотности воды на разных глубинах производились экспедицией О. Е. Коцебу (1823-1826), во время которой физик Э. Л. Ленц впервые применил батометр. В 1820 г. Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым был открыт материк , а также ряд островов. Большим вкладом в развитие науки явилось плавание на корабле «Бигль» (1831-1836) с участием Чарльза Дарвина.

Новый период в исследовании начался с английской кругосветной экспедиции на специально оборудованном судне «Челленджер» (1872-1876), во время которой велось комплексное океанографическое изучение и Тихого океана.

Для прокладки подводного телеграфного кабеля между Северной Америкой и Азией с 1873 г. США стали использовать свои военно-морские суда с целью изучения рельефа дна. Промеры, которые велись по линии о. Ванкувер - Японские о-ва позволили получить первый широтный профиль дна Тихого океана. С конца XIX в. и до 20-х гг. XX столетия рядом стран было организованно несколько крупных океанографических экспедиций. В результате их работ были выявлены новые подводные хребты и поднятия, глубоководные желоба и котловины, составлены карты рельефа дна и донных отложений, собран обширный материал об органическом мире океана.

С 20-х гг. начался этап детального изучения Мирового океана. Применение эхозондирования с измерениями на ходу судна позволили получить представление о чрезвычайной сложности строения дна океана. Использование сейсмографов выявило наличие тихоокеанского сейсмического кольца. Были продолжены биологические, гидрохимические и прочие исследования Тихого океана.

После второй мировой войны совершенствуется океанографическая техника. Снаряженные новым оборудованием и приборами, через Тихий океан прошли 3 кругосветные экспедиции: шведская, датская и британская. В 1949 г. начались работы научного судна «Витязь» (СССР). С ним связана целая эпоха изучения рельефа дна. Во время многочисленных рейсов «Витязя» были сделаны крупные открытия, прежде всего по морской топографии и геологии Охотского, Японского, Берингова морей и открытой части океана. Впервые проводились длительные наблюдения за течениями. В 1957 г. океанологи «Витязя» нашли глубочайшую впадину Мирового океана - Марианскую (11 022 м). Работы «Витязя» были продолжены научными кораблями «Дм. Менделеев», «Обь», «Академик Курчатов». В послевоенные годы развивалось и международное сотрудничество в изучении Тихого океана. Оно началось со съемки судами Японии, США и Канады северной части океана (программа НОРПАК). Затем последовали совместные международные программы Международного геофизического года (МГГ, 1957-1959), ЭКВАПАК, КУРОСИО, ВЕСТПАК и др. Ведутся стационарные наблюдения в открытом океане, которые осуществляются в ограниченных районах со сменой исследовательских судов. Первые такие станции в Тихом океане организовали Япония и Канада. Крупнейшее открытие 50-х гг. XX в. - обнаружение американской экспедицией глубинного противотечения Кромвелла.

Замечательным техническим достижением является глубоководное бурение. С 1968 г. непрерывно работает специально построенное американское судно «Гломар Челленджер». В исследованиях океана чрезвычайно перспективно применение автономных подводных аппаратов - батискафов. Они имеют возможность погружаться на самые большие глубины, что и используют океанологи для изучения различных глубоководных желобов, в частности Марианской впадины. Велось прямое наблюдение за «расползанием» литосферных плит. Благодаря батискафам открыта своеобразная фауна вокруг гидротерм.

Средняя глубина — 3988 м. Самая глубокая точка океана (она же является самой глубокой точкой в мире) расположена в Марианской впадине и называется Бездной Челленджера (11.022 м).
. Средняя температура: 19-37°С. Самая широкая часть Тихого океана расположена в экваториально-тропических широтах, поэтому температура поверхностных вод значительно выше, чем в других океанах.
. Размеры: площадь — 179,7 млн. кв.км, объем — 710,36 млн. кв.км.

Чтобы представить, насколько велик Тихий океан, достаточно цифр: он занимает треть нашей планеты и составляет почти половину Мирового океана.

Соленость — 35-36 ‰.

Течения Тихого океана


Аляскинское — омывает западное побережье Северной Америки и доходит до Берингова моря. Распространяется на большие глубины, вплоть до дна. Скорость течения: 0,2-0,5 м/с. Температура воды: 7-15°С.

Восточно-Австралийское — самое крупное возле австралийских берегов. Начинается на экваторе (Коралловое море), проходит вдоль восточного побережья Австралии. Средняя скорость — 2-3 узла (доходит до 7). Температура - 25°С.

Куросио (или Японское) — омывает южные и восточные берега Японии, перенося теплые воды Южно-Китайского моря в северные широты. Имеет три ветви: Восточно-Корейское, Цусимское и Соя. Скорость: 6 км/ч, температура 18-28°С.

Северо-Тихоокеанское — продолжение течения Куросио. Пересекает океан с запада на восток, возле берегов Северной Америки разветвляется на Аляскинское (уходит к северу) и Калифорнийское (к югу). Возле берегов Мексики сворачивает и пересекает океан в обратном направлении (Северо-Пассатное течение) — вплоть до Куросио.

Южное Пассатное — протекает в южных тропических широтах, тянется с востока на запад: от берегов Южной Америки (Галапогосских островов) до берегов Австралии и Новой Гвинеи. Температура - 32°С. Дает начало Австралийскому течению.

Экваториальное противотечение (или Межпассатное) — тянется с запада на восток между Северо-Пассатным и Южно-Пассатным течениями.

Течение Кромвеля — подповерхностное противотечение, которое проходит под Южным Пассатным. Скорость 70-150 см/сек.

Холодные:

Калифорнийское — западная ветвь Северо-Тихоокеанского течения, протекает вдоль западных берегов США и Мексики. Скорость — 1-2 км/ч, температура 15-26°С.

Антарктическое циркумполярное (или течение Западных Ветров) — огибает весь земной шар между 40° и 50° ю.ш. Скорость 0,4-0,9 км/ч, температура 12-15 °С. Это течение часто называют "ревущими сороковыми", так как здесь свирепствуют мощные штормы. От него в Тихом океане ответвляется Перуанское течение.

Перуанское течение (или течение Гумбольдта) — протекает с юга на север от берегов Антарктиды вдоль западного побережья Чили и Перу. Скорость 0,9 км/ч, температура 15-20 °С.

Подводный мир Тихого океана

Флора и фауна подводного мира в Тихом океане — самая богатая и самая разнообразная. Здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана. Самым густонаселенным считается акватория близ Великого Бальерного рифа.

Вся живая природа океана расположена согласно климатическим поясам — на севере и юге скуднее, чем в тропиках, зато общая численность каждого вида животных или растений здесь больше.

Тихий океан дает больше половины мирового улова морепродуктов. Из промысловых видов наиболее популярны лососевые (95% мирового улова), скумбрии, анчоусы, сардины, ставриды, палтусы. Ведется ограниченный китовый промысел: усатых и кашалотов.

О богатстве подводного мира красноречиво свидетельствуют цифры:

  • более 850 видов водорослей;
  • более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
  • около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
  • более 6 тыс. видов моллюсков.

В Тихом океане обитает самое большое число эндемиков (животных, которые водятся только здесь): дюгони, морские котики, каланы, сивучи, голотурии, полихеты, леопардовые акулы.

Природа Тихого океана изучена только процентов на 10. Каждый год ученые обнаруживают все новые виды животных и растений. Например, только в 2005 году было найдено более 2500 новых видов моллюсков и более 100 видов ракообразных.

Исследование Тихого океана

Согласно исследованиям ученых, Тихий океан — самый древний на планете. Его формирование началось в меловой период мезозоя, то есть более 140 млн. лет назад. Освоение океана началось задолго до появления письменности. Люди, жившие на берегу величайшей акватории, пользовались дарами океана уже тысячелетия назад. Так, экспедиция Тура Хейердала на бальсовом плоту Кон-Тики подтвердила теорию ученого о том, что острова Полинезии могли заселить выходцы из Южной Америки, которые смогли пересечь Тихий океан на таких же плотах.

Для европейцев история освоения океана официально исчисляется с 15 сентября 1513 года. В этот день путешественник Васко Нуньес де Бальбоа впервые увидел водную гладь, расстилавшуюся до горизонта, и окрестил ее Южным морем.

По легенде свое название океан получил от самого Ф. Магеллана. Во время своего кругосветного путешествия великий португалец впервые обогнул Южную Америку и оказался в океане. Проплыв по нему более 17 тысяч километров и не испытав за все это время ни одного шторма, Магеллан окрестил океан Тихим. И только более поздние исследования доказали, что он ошибался. Тихий океан на самом деле — один из самых неспокойных. Именно здесь случаются самые крупные цунами, а тайфуны, ураганы штормы здесь бывают чаще, чем в других океанах.

С этих пор началось активное исследование самого большого океана на планете. Перечислим лишь самые знаменательные открытия:

1589 г. — А.Ортелий публикует первую в мире детализированную карту океана.

1642-1644 — океан покоряет А.Тасман и открывает новый материк — Австралию.

1769-1779 — три кругосветных плавания Д. Кука и исследование южной части океана.

1785 — плавание Ж. Лаперуза, исследование южной и северной частей океана. Таинственное исчезновение экспедиции в 1788 году до сих пор будоражит умы исследователей.

1787-1794 — путешествие А. Маласпина, который составил подробную карту западного побережья Америки.

1725-1741 — две Камчатские экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Чирикова, исследование северной и северо-западной части океана.

1819-1821 — кругосветное путешествие Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, открытие Антарктиды и островов в южной части океана.

1872-1876 — организована первая в мире научная экспедиция по изучению Тихого океана на корвете "Челленджер" (Англия). Были составлены карты глубин, рельефа дна, собрана коллекция флоры и фауны океана.

1949-1979 — 65 научных рейсов судна "Витязь" под флагом Академии Наук СССР (измерение глубины Марианской впадины и подробные карты подводного рельефа).

1960 — первое погружение на дно Марианской впадины.

1973 — создание Тихоокеанского океанологического института (г. Владивосток)

С 90-х годов ХХ столетия началось комплексное изучение Тихого океана, которое объединяет и систематизирует все полученные данные. В настоящее время приоритетными являются направления геофизики, геохимии, геологии и коммерческого использования дна океана.

Со дня открытия бездны Челленджера в 1875 году на самое дно Марианской впадины спускались всего три человека. Последнее погружение состоялось 12 марта 2012 года. А отважным водолазом был ни кто иной, как знаменитый кинорежиссер Джеймс Кэмерон.

Для многих представителей фауны Тихого океана свойственен гигантизм: гигантские мидии и устрицы, моллюск тридакна (300 кг).

В Тихом океане свыше 25 тысяч остров, больше чем во всех других океанах вместе взятых. Здесь же находится и самый древний остров на планете — Кауаи, чей возраст исчисляется 6 миллионами лет.

В Тихом океане "рождается" более 80% цунами. Причина тому — большое количество подводных вулканов.

Тихий океан полон тайн. Здесь много мистических мест: Море Дьявола (возле Японии), где пропадают корабли и самолеты; кровожадный остров Пальмира, где гибнут все, кто там остается; остров Пасхи со своим загадочными идолами; Лагуна Трук, где находится самое крупное кладбище военной техники. А в 2011 году недалеко от Австралии был обнаружен остров-признак — остров Сэнди. Он то появляется, то исчезает, о чем свидетельствуют многочисленные экспедиции и спутниковые фото Google.

На севере океана обнаружен так называемый Мусорный континент. Это большая мусорная куча, содержащая свыше 100 млн.тонн пластиковых отходов.

Представьте себе, говорил лет пятнадцать назад один американский геолог, что земная суша изучалась бы такими же способами, как океанское дно. В этом случае летчики, курсируя в небе над сплошной облачной пеленой, время от времени опускали бы лот на невидимую поверхность материков, а затем по этим редким и случайным отсчетам «глубин» географы наносили бы на карту горы и низменности. Несомненно, такие методы съемки привели бы к чудовищным последствиям. Через редкую сеть замеров «земных глубин» свободно могли ускользнуть такие «детали» рельефа нашей планеты, как Альпы и Кавказ.

Однако именно таким способом до 30-х годов нынешнего столетия изучалось дно океанов. Лот - свинцовый груз, закрепленный на длинном тросе, был единственным прибором, которым прощупывалось дно, и, чем глубже оно было, тем мучительнее становилась работа гидрографа и океанолога. До середины XIX в. лотом удавалось промерить лишь участки морского мелководья. «Потолок» или, точнее, «пол» лота во времена Кука и Дюмон-Дюрвиля не превышал 500, от силы 1000 морских саженей. Правда, предпринимались попытки измерить лотом и большие глубины, но в этих случаях моряки обычно попадали впросак. Очень трудно было уловить тот момент, когда груз касался дна: трос сматывался с барабана лебедки и после того, как лот ложился на дно. Не мудрено, что американцы Денхем и Паркер «открыли» глубины 14 и даже 15 тыс. м! Однако в 1854 г. американец Брукс усовершенствовал лот, а в 1870 г. знаменитый английский физик Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) заменил толстые тросы стальными фортепьянными струнами высокой прочности; лотом и лебедкой новой конструкции (также усовершенствованной У. Томсоном) моряки стали пользоваться для измерения больших глубин, хотя на каждый замер приходилось тратить бездну времени и нервов. Э.X. Ленц еще в 20-х годах усовершенствовал батометр - прибор для взятия проб воды на разных глубинах, но техника исследования океанических вод на большой глубине в XIX и начале XX в. была еще крайне несовершенна. Тем не менее во второй половине XIX в. начался штурм океанов и морей, и океанологи повсюду, и в частности в Тихом океане, стали совершать выдающиеся открытия.

К этому времени, главным образом благодаря исследованиям, проведенным экспедициями Кука, Коцебу, Головнина, Беллинсгаузена и Лазарева, Литке, Фрейсине, Дюперре, Дюмон-Дюрвиля и Уилкса, удалось нанести на карты главные поверхностные течения Тихого океана. Были собраны ценные данные о температуре и солености верхней толщи тихоокеанских вод. Удалось промерить глубины в прибрежных водах многих островов Океании, положено было начало изучению фауны и флоры морских вод.

«Наутилус», идеальное судно для глубинных океанологических исследований, чудо-корабль таинственного капитана Немо, к сожалению, был лишь порождением пламенной фантазии Жюля Верна. В реальных же земных морях океанологам приходилось работать на судах, которые по конструкции своей не слишком отличались от куковского «Индевра» и лаперузовской «Астролябии».

А между тем в третьей четверти XIX в. была поставлена ответственная задача - выяснить рельеф тихоокеанского дна, изучить глубинные воды, составить представление об их режиме, температуре, плотности и об их «биологическом содержимом».

Первая специальная океанографическая экспедиция была снаряжена в Австрии, стране, которая отнюдь не пользовалась репутацией владычицы морей. Австрийский корабль «Новара» в 1857-1860 гг. совершил кругосветное плавание под командой капитана Вюллерсторфа-Урбера. Научной частью экспедиции руководил венский геолог Фердинанд Хохштеттер. Обойдя мыс Доброй Надежды, «Новара» пересекла Индийский океан, вышла к островам Малайского архипелага, посетила китайские моря и затем вокруг Австралии направилась к Новой Зеландии. Через Океанию экспедиция возвратилась в Европу в обход мыса Горн.

Океанографическое оборудование «Новары» было крайне несовершенным, и поэтому значительный вклад в изучение Тихого океана экспедиция внести не могла. Наибольших успехов экспедиция достигла не на море, а на суше. Очерк геологического строения Новой Зеландии, данный Хохштеттером, считается классической работой, и на него неизменно ссылаются все современные исследователи этого острова.

Британское экспедиционное судно «Челленджер I»

Крутой перелом в океанологических исследованиях произошел в 70-х годах XIX в. Три экспедиции (английская на корабле «Челленджер», американская на «Тускароре» и германская на «Газелле») посетили в эти годы Тихий океан и совершили ряд выдающихся открытий. Наибольшее значение имела английская экспедиция на «Челленджере».

«Челленджер» - парусно-паровой военный корабль (корвет) водоизмещением 2300 т - был снабжен паровым двигателем мощностью 1200 л. с. и отлично оборудован наилучшими приборами для океанографических исследований; на нем была паровая лебедка мощностью 18 л. с. Во главе этой экспедиции стоял мореплаватель Джордж Нэрс, участник ряда плаваний в арктические моря; научными работами ведали натуралисты Уайвилл Томсон (умерший в 1882 г. на начальном этапе работ над материалами экспедиции) и Джон Меррей. В обработке коллекций «Челленджера» принимали участие выдающийся немецкий зоолог Эрнст Геккель и геолог А. Ренар.

7 декабря 1872 г. «Челленджер» вышел из устья Темзы и пробыл в плавании до 26 мая 1876 г. Почти весь 1873 г. посвящен был обследованию северной и южной половин Атлантического океана. В конце 1873 г. «Челленджер» от Кейптауна в высоких широтах прошел к Мельбурну и оттуда в начале 1874 г. через Бассов пролив проследовал в Океанию. Пройдя через пролив Кука (между Северным и Южным островами Новой Зеландии), он направился по маршруту: острова Кермадек - Тонга - Фиджи - Коралловое море - Торресов пролив - Молуккские острова - Филиппины - Южно-Китайское море. В 1875 г. от Гонконга «Челленджер» вдоль берегов Филиппин прошел к островам Адмиралтейства, а оттуда двинулся прямо на север, через Каролинский архипелаг в Иокогаму. «Челленджер» прошел на восток до 150° з.д., а затем повернул к югу, зашел на Гавайские острова и от Гавайев через Таити и архипелаг Тубуаи пересек океан в интервале между 20° с.ш. и 40° ю.ш.; у 40° ю.ш. и 135° з.д. «Челленджер» круто повернул на восток и пошел к Вальпараисо. В январе 1876 г. корабль через Магелланов пролив вышел в Атлантический океан. Всего было пройдено 68 900 морских миль - расстояние, более чем втрое превышающее длину земного экватора.

Наблюдения были проведены на трехстах шестидесяти двух станциях. В пятидесяти пунктах Тихого океана с «Челленджера» были замерены глубины, превышающие 2000 морских саженей (3600 м). «Челленджер» нащупал глубочайший на земном шаре желоб между Каролинскими и Марианскими островами - 4475 морских саженей (8145 м) (в 1957 г. океанографы «Витязя» обнаружили здесь глубины свыше 11 000 м).

Со дна Мирового океана было взято тысяча двести проб осадков. Челленджеровцы собрали богатейшие коллекции морских животных, обитающих не только в поверхностных водах, но и на различных глубинах. Обработка материалов, собранных в этом плавании, продолжалась около двадцати лет силами семидесяти шести ученых; итогам плавания посвящена серия специальных трудов, состоящая из пятидесяти двух томов. В Эдинбурге было воздвигнуто особое хранилище-музей (Челленджер-оффис) для материалов экспедиции.

В результате работ экспедиции на «Челленджере» было установлено:

1. Дно Мирового океана (и, следовательно, Тихого океана) весьма неровно. Участки поднятий чередуются со впадинами различной глубины и различного протяжения.

2. Вдали от берегов, в глубоких частях дно океана сложено красными тонкоотмученными глинами и органогенными илами, состоящими из мельчайших скелетных обломков радиолярий, глобигерин и птерапод.

3. На глубине более 150-200 м температура океанских вод не зависит от сезонных колебаний в земной атмосфере и оказывается более или менее постоянной в любых частях Мирового океана.

4. Помимо поверхностных течений существуют еще и глубинные течения. Признаки таких течений удалось обнаружить на глубине от 350 до 550 м.

5. Поверхностные свободноплавающие (планктонные) и прикрепленные (бентальные) морские организмы обитают на глубинах до 100-180 м. Глубже начинается царство животных, приспособленных к жизни в темноте и к колоссальным давлениям.

Кроме того, экспедиция уточнила карту морских течений и магнитных склонений и изучила физические (плотность, температуру, прозрачность) и химические (соленость) свойства воды в различных частях Мирового океана. Были исследованы коралловые острова, открыто множество новых видов морской фауны и флоры. Глубже тысячи метров описано и открыто более тысячи пятисот видов животных.

В 1873-1876 гг. в связи с изысканиями по проектируемой трассе подводного кабеля Сан-Франциско - Йокогама в северную часть Тихого океана было послано океанографическое судно американского флота «Тускарора» под командой капитана Джорджа Белкнепа. Сперва «Тускарора» прошла вдоль Алеутской и Курильской гряд (к востоку от Курильских островов и японской островной гряды была открыта впадина с глубинами свыше 8000 м), затем в средних широтах пересекла Тихий океан.

На «Тускароре» удалось провести больше промеров глубин, чем на «Челленджере», но программа американской экспедиции была куда уже, и итоги ее оказались менее значительными. Важнейшим результатом экспедиции было появление на карте глубоководной впадины Тускарора в северо-западной части Тихого океана.

Обширные исследования в Тихом океане провела в 1875-1876 гг. германская экспедиция Георга Шлейница на корвете «Газелле». Шлейниц в 1874 г. прошел от берегов Германии к мысу Доброй Надежды и далее к Малайскому архипелагу и к северным берегам Новой Гвинеи. В 1875 г. он провел гидрографическую съемку на островах архипелага Бисмарка и у Соломоновых островов, а затем через Коралловое море проследовал к Новой Зеландии и островам Фиджи и Самоа. В начале 1876 г. «Газелле» совершила переход через Тихий океан от Самоа к Магелланову проливу, и на заключительном этапе плавания были проведены основательные океанографические работы в центральной части Атлантики. Экспедиция Шлейница собрала обширные материалы по Новогвинейскому, Коралловому и Тасманову морям и юго-восточной части Тихого океана.

В эти же годы очень интересные океанографические исследования были проведены русскими моряками в северо-западной части Тихого океана.

«… Немногие знают,- пишет участник многих походов советского исследовательского судна «Витязь» геолог Г.Б. Удинцев,- что одним из первых исследователей больших глубин в Тихом океане был русский моряк К.С. Старицкий, осуществивший в период с 1865 по 1871 г. первые, хотя и немногочисленные, измерения глубин с помощью глубоководного лота в дальневосточных морях и северо-западной части Тихого океана на корветах «Аскольд» и «Варяг». Работы Старицкого были продолжены его учеником и помощником Онанцевичем. Интересно отметить, что внимание русских ученых к изучению глубин Тихого океана уже в этот период было настолько серьезным, что именно русскому академику М.А. Рыкачеву принадлежит первое обобщение результатов работ экспедиций на «Челленджере», «Тускароре» и «Газелле». На основании этих данных М.А. Рыкачев составил в 1881 г. одну из первых карт глубин Мирового океана и показал на ней важнейшие особенности рельефа дна Тихого океана».

Адмирал С.О. Макаров

Особое место в исследовании Тихого океана занимает экспедиция замечательного русского мореплавателя Степана Осиповича Макарова на корвете «Витязь». Кругосветное плавание на «Витязе» - судне, специально приспособленном для океанографических исследований, осуществлено было в 1886-1889 гг. Программа исследований предусматривала наблюдение за температурой воды и ее плотностью на различных глубинах (в основном до 400 м) и скоростью течений. Экспедиция провела исследования на двести шестьдесят одной станции.

В Тихом океане С.О. Макаров очень детально обследовал воды Японского, Охотского и Восточно-Китайского морей. В изучение северной половины Тихого океана (а географически к ней относится и часть Океании) С. О. Макаров внес большой вклад. Он дал общую картину круговорота вод в этом огромном бассейне. Серия карт, составленных С. О. Макаровым, позволила дать наглядное представление о температурном режиме и удельном весе поверхностных вод северной части Тихого океана.

В 1895-1896 гг. в Западной Океании новые большие глубины были открыты экспедицией на английском военно-гидрографическом судне «Пенгуин». К востоку от островов Кермадек эта экспедиция обнаружила глубочайшую впадину южной Пацифики - желоб Кермадек - глубиной 5155 морских саженей (9390 м) (в 1958 г. экспедиция на «Витязе» выявила здесь глубины свыше 10 тыс. м).

Американская экспедиция, которая на корабле «Нерон» в 1899 г. вела изыскания под линию транстихоокеанского телеграфа, в Марианском желобе выявила впадину глубиной 9420 м, а спустя тринадцать лет этот «рекорд» был побит экспедицией на германском корабле «Планета», которая обнаружила глубину 9800 м близ берегов острова Минданао. На «Планете» и на другом германском корабле - «Эди Стефан» были проведены обширные океанографические и геологические наблюдения, результаты которых опубликовал немецкий геолог К. Андре.

С 1888 по 1920 г. в Тихом океане крейсировал специальный корабль американской комиссии по рыболовству «Альбатрос». В 1899-1900 и 1904-1905 гг. руководителем научных работ на «Альбатросе» был выдающийся американский натуралист, швейцарец родом, Александр Агассиз. Он провел исследования донных осадков и фауны в различных частях Тихого океана.

Несмотря на значительные успехи в изучении Тихого океана, достигнутые до первой мировой войны, рельеф его дна был изучен куда хуже обращенного к Земле лунного полушария. Довольно отчетливо, правда, обозначались на карте глубокие впадины вдоль внешнего края островных вулканических дуг, окаймляющих берега Восточной Азии, были открыты глубокие депрессии к северу от Новой Зеландии и в центральной Пацифике, но большая часть тихоокеанского дна все еще оставалась неисследованной, и также были не исследованы глубинные воды. Несовершенная техника драгирования не позволяла проникнуть в океанские бездны.

Существенные сдвиги в океанологических исследованиях наметились лишь после первой мировой войны. Прогресс в этих исследованиях был вызван новыми методами зондирования дна. В ходе первой мировой войны появились усовершенствованные эхолоты (приборы для определения глубин), конструкция которых в последующие годы непрерывно улучшалась. Уже в конце 20-х годов нынешнего века широкое применение получили эхолоты с самописцами - приборы, ведущие непрерывную запись глубин. Таким образом, океанографы стали получать вместо «точечных» промеров сплошные профили тех участков дна, над которыми шло судно. Работа ускорилась во много раз. Ведь на «Челленджере» или «Тускароре», чтобы измерить лотом Брукса глубину порядка 4-5 тыс. м, приходилось часами вертеть ворот лебедки. Теперь звуковой сигнал доходил до дна и, отражаясь от него, поступал на корабль за несколько секунд.

В 1925-1928 гг. эхолоты применили немецкие океанологи на специальном судне «Метеор». Преимущество эхолота наглядно было проиллюстрировано в ходе этой экспедиции. Если в 1874-1876 гг. на Челленджере» удалось сделать только триста шестьдесят два промера дна, то за то же время на «Метеоре» выполнено шестьдесят семь тысяч зондировок эхолотом.

В 1927 г. в Тихом океане промеры глубин вела немецкая экспедиция на корабле «Эмден». «Эмден» прощупал глубоководные желоба у Филиппинских и Марианских островов.

В 1928-1929 гг. океанолог Р. Флемминг и геолог П.Д. Траск на корабле «Карнеги» Американского нефтяного института предприняли сбор донных проб в различных морях, и в частности в Тихом океане; попутно они замеряли глубины по профилям («Карнеги» в ноябре 1929 г. сгорел). Полученные в ходе этой экспедиции очень интересные данные о красных глинах, залегающих на дне глубоких впадин, спустя несколько лет были опубликованы молодым американским ученым Роджером Ревеллом, который в 50-х годах стал одним из ведущих исследователей Тихого океана.

С 1923 по 1938 г. с японских кораблей «Синтоку-Мару», «Менсю», «Киото», «Иеддо» были засняты обширные участки дна в западной и центральной частях Тихого океана.

Данные всех океанологических экспедиций 20-х и 30-х годов «настолько расширили представления о рельефе дна Тихого океана, что дали возможность составить первые детальные батиметрические карты, на которых расплывчатые контуры форм подводного рельефа стали постепенно сменяться сложной картиной расчлененной поверхности дна».

Появились обзорные карты дна Тихого океана. С 1922 по 1938 г. американская гидрографическая служба составила три такие карты, а японцы на свои карты положили ряд участков тихоокеанского дна в западной, северо-западной и центральной частях Тихого океана.

Очень важные работы провели в 30-х годах нынешнего столетия англичане на корабле «Дискавери II» в южных частях Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Корабль «Дискавери II», снаряженный в 1929 г., совершил за десять лет тринадцать плаваний под руководством океанологов и геофизиков Д. Дикона, Н. Макинтоша и X. Хердмана. В водах Тихого океана «Дискавери II» выполнил множество часто пересекающихся промерных галсов. Были собраны также многочисленные данные по солености и температуре поверхностных и глубинных вод.

Изучение и освоение Тихого океана начались задолго до появления письменной истории человечества. Для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. Экспедиция 1947 года на плоту из бальсовых брёвен «Кон-Тики» под руководством норвежца Тура Хейердала доказала возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки к островам Полинезии. Китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в Индийский океан (например, семь путешествий Чжэн Хэ в 1405-1433 годах). Первыми надежно задокументированными путешествиями европейцев по западным окраинам Тихого океана являются плавания Антониу ди Абреу и Франсишку Серрана от полуострова Малакки к Молуккским островам в 1512 году (хотя и до них по западным морям Тихого океана скорее всего плавали средневековые европейские путешественники, например, Джованни Монтекорвино). Первым европейцем, увидевшим Тихий океан с восточного берега, был испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа, который в 1513 году с одной из вершин горного кряжа на Панамском перешейке «в безмолвии» узрел расстилающуюся к югу безбрежную водную гладь Тихого океана и окрестил его Южным морем.
Осенью 1520 года португальский мореплаватель Фернан Магеллан обогнул Южную Америку, преодолев пролив, после чего увидел новые водные просторы. За время дальнейшего перехода от Огненной Земли до Филиппинских островов, занявшего более трёх месяцев, экспедиция не столкнулась ни с одной бурей, очевидно, поэтому Магеллан назвал океан Тихим. Первая детализированная карта Тихого океана была опубликована Ортелием в 1589 году. В результате экспедиции 1642-1644 годов под командованием Тасмана было доказано, что Австралия является отдельным материком.
Активное исследование океана началось в XVIII веке. Ведущие государства Европы начали посылать в Тихий океан научно-исследовательские экспедиции, возглавляемые мореплавателями: англичанином Джеймсом Куком (исследование Австралии и Новой Зеландии, открытие многих островов, в том числе Гавайев), французами Луи Антуаном Бугенвилем (исследование островов Океании) и Жаном-Франсуа Лаперузом, итальянцем Алессандро Маласпина (картографировал всё западное побережье Южной и Северной Америки от мыса Горн до залива Аляска). Северную часть океана исследовали русские землепроходцы С. И. Дежнёв (открытие пролива между Евразией и Северной Америкой), В. Беринг (исследование северных берегов океана) и А. И. Чириков (исследование северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии). За период с 1803 по 1864 годы русскими моряками было совершено 45 кругосветных и полукругосветных плаваний, в результате которых русский военный и коммерческий флот освоил морской путь из Балтийского моря в Тихий океан и попутно открыл несколько островов в океане. Во время кругосветной экспедиции 1819-1821 годов под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева была открыта Антарктида и попутно 29 островов Южного океана.
С 1872 по 1876 годы проходила первая научная океаническая экспедиция на английском парусно-паровом корвете «Челленджер», были получены новые данные о составе вод океана, о растительном и животном мирах, о рельефе дна и грунтах, составлена первая карта глубин океана и собрана первая коллекция глубоководных животных. Кругосветная экспедиция на российском парусно-винтовом корвете «Витязь» 1886-1889 годов под руководством учёного-океанографа С. О. Макарова подробно исследовала северную часть Тихого океана. Результаты этой экспедиции и всех предшествующих русских и иностранных экспедиций, многих кругосветных путешествий Макаров тщательно изучил и впервые сделал вывод о круговом вращении и направлении против часовой стрелки поверхностных течений в Тихом океане. Результатом американской экспедиции 1883-1905 годов на судне «Альбатрос» были открытия новых видов живых организмов и закономерностей их развития. Большой вклад в исследование Тихого океана внесли германская экспедиция на судне «Планет» (1906-1907) и американская океанографическая экспедиция на немагнитной шхуне «Карнеги» (1928-1929) под руководством норвежца X. У. Свердрупа. В 1949 году было спущено на воду новое советское научно-исследовательское судно «Витязь» под флагом АН СССР. До 1979 года судно совершило 65 научных рейсов, в результате которых было закрыто множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого океана (в частности, измерена максимальная глубина в Марианской впадине). В это же время велись исследования экспедициями Великобритании - «Челленджер II» (1950-1952), Швеции - «Альбатрос III» (1947-1948), Дании - «Галатея» (1950-1952) и многих других, принёсшие много новых сведений о рельефе дна океана, донных отложениях, жизни в океане, физических характеристиках его вод. В рамках Международного геофизического года (1957-1958) международными силами (особенно США и СССР) были проведены исследования, в результате которых составлены новые батиметрические и морские навигационные карты Тихого океана. C 1968 года на американском судне «Гломар Челленджер» проводились регулярные глубоководные бурения, работы по перемещению водных масс на больших глубинах, биологические исследования. 23 января 1960 года совершено первое погружение человека на дно самой глубокой впадины Мирового океана - Марианской. На исследовательском батискафе «Триест» туда опустились лейтенант ВМС США Дон Уолш и исследователь Жак Пикар. 26 марта 2012 года американский режиссёр Джеймс Кэмерон на глубоководном аппарате «Deepsea Challenger» совершил первое одиночное и второе в истории погружение на дно Марианской впадины. Аппарат пробыл на дне впадины около шести часов, в течение которых были собраны образцы подводного грунта, растений и живых организмов. Отснятые Кэмероном кадры лягут в основу научно-документального фильма канала «National Geographic».
В 1966-1974 годах в свет вышла монография «Тихий океан» в 13 томах, изданная Институтом океанографии АН СССР. В 1973 году во Владивостоке был создан Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичева, силами которого были проведены обширные исследования дальневосточных морей и открытого пространства Тихого океана. В последние десятилетия проводились многочисленные измерения океана с космических спутников. Результатом явился выпущенный в 1994 году Американским Национальным Центром геофизических данных батиметрический атлас океанов с разрешением карт 3-4 км и точностью глубины ±100 м.

Дата: 01.04.2017

История открытия и освоения Тихого океана. В 1513 испанский завоеватель Васко де Бальбоа, двигаясь на запад, первым среди европейцев пересек Америку и достиг берегов неизвестных водных пространств. Только через семь лет назад благодаря португальцу Ф. Магеллана, который первым пересек неизвестное «море», появилось современное название - Тихий океан. Ф. Магеллан впервые прошел проливом, соединяющий два океана - Тихий и Атлантический, который затем был назван в его честь.

Первый период (до начала XIX ст.)

1. 40 000 лет назад - Аборигены Путешествия к Новой Гвинее, Австралии
2. 1513 г. - Испанцы, В. де Бальбоа Пересек Панамский перешеек, назвал увиденный океан Южным
3. 1519-1521 гг. - Ф. Магеллан Первым из европейцев пересек Тихий океан, назвал его
4. 1648 г. - С. Дежнев Открыл пролив между Тихим и Северным Ледовитым океанами



5. 1768-1799 гг. - Дж. Кук Исследовал острова, в том числе Гавайские и Великий Барьерный риф. Во всех его экспедициях участвовали естествознатели, которые собирали научный материал, проводили географические исследования.


Второй период (начало-середина XIX ст.)

1. 1804-1806 гг. - И. Крузенштерн и Ю. Лисянский Созданы карты частей океана, проведены океанологические исследования



2. 1819 г. - Т. Беллинсгаузен и М. Лазарев Начали глубоководные исследования


Третий период (середина XIX - первая половина XX ст.)

1. 1873-1876 гг.; 1886-1889 гг.; 1894-1896 гг. - Ч. Томпсон и С. Макаров проводили комплексные океанологические исследования: Ч. Томпсон — на корабле «Челенджер», С. Макаров — во время своих кругосветных экспедиций



2. В начале 30-х годов XX в. английское научно-исследовательское судно «Дискавери», измеряя глубины Тихого океана, выявило на его дне срединно-океанический хребет. Продолжая изучать рельеф дна Тихого океана, 1957 советское судно «Витязь» выявило глубокую участок Мирового океана - Марианский желоб.

Назад Вперёд

Понятия "материк", "континет" Тихий океан. Рельеф и и "части света" геологическое строение

См. также



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт