Источники финансирования субъектов малого бизнеса. Формы финансирования малого предпринимательства

22.09.2019

Любое малое предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах либо в виде заемного, либо в виде собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис. 1).

Рис. 1.

Источниками собственных средств являются:

· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

· резервы, накопленные предприятием;

· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам привлеченных средств относятся:

· ссуды банков;

· заемные средства;

· средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

· кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине -- в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории “уставный капитал” зависит от организационно-правовой формы предприятия:

· для государственного предприятия -- стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

· для товарищества с ограниченной ответственностью -- сумма долей собственников;

· для акционерного общества -- совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

· для производственного кооператива -- стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

· для арендного предприятия -- сумма вкладов работников предприятия;

· для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, -- стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств -- эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде -- как созданное за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

· варьирование границей отнесения активов к основным средствам;

· ускоренная амортизация основных средств;

· применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

· порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

· порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

· выбор метода оценки производственных запасов;

· порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

· порядок создания резерва по сомнительным долгам;

· порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;

· состав накладных расходов и способ их распределения.

Прибыль -- основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Сравнение различных методов финансирования позволяет предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант финансового обеспечения операционной деятельности и расходов капитального характера. Необходимо также отметить, что развитие рынка долгосрочного кредита в России возможно только при условии стабилизации хозяйственной системы, т.е. преодоления спада производства, снижения темпов роста инфляции (до 3-5% в год), уменьшения учетной ставки банковского процента до 15-20% годовых, ликвидации значительного бюджетного дефицита .

Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.

Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации -- банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк -- это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго. предпринимательство финансовый бизнес кредит

Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Несмотря на то, что в последнее время появились предложения для малого бизнеса -- кредит за один день, реальное состояние дел с кредитованием малого бизнеса оставляет желать лучшего.

Основная причина этого в том, что банки рассматривают малый бизнес как самый рискованный и незащищенный. Более того, малый бизнес, как правило, не спешит показывать свою капитализацию, поэтому и банки понимая это, считают, что малый бизнес недолговечен, и соответственно не надежен в качестве клиента для кредитования. Из-за этого банки предъявляют особые требования для получения кредита под малый бизнес .

3. Источники финансирования малых предприятий

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании - долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

Составление досье клиента;

Разработка плана финансирования;

Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

Определение класса кредитоспособности предприятия;

Выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);

Расчет срока окупаемости кредита;

Принятие решения о сроке кредитования;

Определение регулярности возмещения кредита;

Составление контракта (договора о возврате);

Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

В случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно Указу президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие и капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (финансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998-1998 гг. доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

III. Заключение: Перспективы малого бизнеса в России

Одно из решающих направлений развития российской экономики - структурная перестройка индустрии, призванная обеспечивать, в частности, развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже принесла положительные результаты.

Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологические инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы, ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства. Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории физических или юридических лиц.

Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний, которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса. Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие “ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают, конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми, юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых сопряжено открытие в России малого предприятия.

Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-производственные площади и оказывающих технические, организационные, информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям. Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы. Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в Зеленограде – 70 %).

Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга, контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению, характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы, ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику “отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации (поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно полагать, сохраняются в течение длительного времени.

Для коммерческих банков в настоящее время характерны процессы укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт показывает, что кредитование малых предприятий не входит в круг интересов мощных коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесторов малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых потенциальных инвесторов существенный интерес.

Основания для подобного вывода таковы.

Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей деятельности продукцию (или непосредственно контролировать производство), экономя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного товара.

Во-вторых, наличие в промышленности незагруженных или недогруженных производственных мощностей, причем зачастую вполне современных по своим технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника.

В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей), непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену. В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в 1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду: малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор налогов и других платежей.

Рассматриваемая третья группа потенциальных организаторов является и наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские структуры располагают реальными средствами для создания основных и оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализация промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов, необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец, важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспективе инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий будут исходить прежде всего от небольших организаций непроизводственной и производственной сфер. Из этого утверждения следует минимум два основных вывода относительно содержания действий, направленных на поддержку подобных инициатив.

Первый состоит в том, что государству в лице его федеральных и региональных органов власти и управления, следует создать условия для перелива частных капиталов в реализацию малых промышленных проектов. Здесь существует ряд возможностей, таких, в частности, как приоритетное гарантирование кредитов под эти программы и введение налоговых каникул на период их осуществления, снижение или отмена налогов на часть прибыли, направляемой на инвестиционные цели. Перечень мер подобной политики может быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции, и т.д.).

Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов) оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев. Хуже того, задача подчас заключается не столько в выборе лучшего проекта из имеющихся альтернатив, сколько в поиске самих альтернативных проектов.

Каким же может быть адаптированный к российским реальностям алгоритм поиска промышленных проектов, посильных малым предпринимательским структурам. Исходным пунктом должно стать определение основных факторов, ограничивающих зоны возможных решений: ресурсный потенции, приоритеты, риски, рынки. В состав фактора “ресурсный потенциал” входят возможности: использования собственных средств, получения кредита и льгот, долевого участия других инвесторов. Фактор “приоритеты” раскрывается следующим образом: наличие платежеспособного спроса, высокая доходность, короткие сроки реализации, высокая ликвидность, вхождение в состав приоритетов промышленной политики. Фактор “риски” охватывает политические, экономические, конкурентные и технологические риски, а фактор “рынки” - внутренний монопольный, региональный монопольный и экспортный монопольный рынки, рынки импортозамещающие и свободные. Определение факторов и их состава позволяет построить двухмерную матрицу решений и субъективно оценить важность значений ее строк и столбцов. Выявленные таким образом приоритеты инвестирования указывают на зоны поиска потенциальных проектов.

Предлагаемый подход к решению задачи выбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства основан на субъективной оценке факторов и их состава. Однако эту оценку можно было бы существенно объективировать при определенных организационных усилиях госорганов поддержки предпринимательства. Они могли бы, во-первых, разрабатывать перечни приоритетных проблем отраслевого или регионального характера. Во-вторых, определение состава факторов и раскрытие содержания их элементов, необходимые для выбора промышленных проектов, можно было бы организовать путем проведения представительных опросов (на добровольной основе) - руководителей предпринимательских структур и публикаций соответствующих усредненных значений. Тем самым потенциальные инвесторы имели бы возможность получать достоверные исходные данные для выбора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства.

Зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным. В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры...

Малого предпринимательства участников конференции ознакомил заместитель губернатора Краснодарского края Александр Ремезков: в целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует по югу России. Было сказано об основных проблемах тормозящих развитие предпринимательства и конкретных мероприятиях, призванных устранить их. Во-первых, необходимо...

Быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса. В пользу акцента на...

Белолипецкая Дарья Николаевна, Чеховская Ирина Александровна
Волгоградский государственный технический университет
Belolipetskii Darya, Chekhova Irina
Volgograd State Technical University

Аннотация: Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Они становятся основой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования. Сферы малого предпринимательства нуждаются в активном финансировании и государственной поддержке.

Abstract: Small business activities are focused mainly on the local market, on the solution of regional problems. They become the basis for the formation of a rational structure of the local economy and its financing. Small businesses need the funding and government support.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, финансирование, внешнее, внутреннее, собственный капитал, заемный капитал, инвестиции, резерв, взнос, фонд, акции, акционерное общество

Keywords: Small business, finance, external, internal, equity, debt capital, investment, reserve, fee, fund, stocks, joint-stock company


В отличие от крупного бизнеса, который привлекает дополнительные источники финансирования деятельности, на малых предприятиях вопрос поиска и привлечения финансовых ресурсов возникает как в процессе развития, так и в процессе текущей деятельности. Нехватка оборотных средств является одной из наиболее распространенных проблем на малых предприятиях. В связи с этим, предприятия малого бизнеса испытывают более высокую потребность в привлечении дополнительных источников финансирования.

На сегодняшний день существует достаточно широкий перечень различных способ привлечения финансовых ресурсов или форм финансирования. Традиционно финансовые ресурсы подразделяют на три основных вида:

Собственные средства (уставный капитал, накопленная чистая прибыль)

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты, займы)

Инвестиции (частные вложения, доли в уставном капитале, субсидии)

Обратимся к анализу основных форм финансирования, которые доступны предприятиям малого бизнеса. По конечному виду получения источников средств можно подразделить их на основные (прямые) и производные (косвенные). К прямым формам финансирования относятся договора, в результате заключения которых малое предприятие получает непосредственно денежные средства как источник обеспечения деятельности. К таким формам относятся:

банковские кредиты

государственные субсидии

накопленная чистая прибыль предприятия.

Под производными формами финансирования следует понимать формы обеспечения деятельности предприятия, получаемые не в виде непосредственно денежных средств, а в виде какого-либо актива или действия, оказывающего влияние на рост выручки предприятия.

К данным формам будем относить:

лизинг

факторинг

интеграция

кооперация.

Следует отметить, что перечисленные выше косвенные формы финансирования начали применяться в российской практике относительно недавно, таким образом, они составляют основу современных инструментов финансового менеджмента для малых предприятий.

В современной литературе такие явления как интеграция и кооперация напрямую не относят к формам финансирования. Хотя процесс реализации этих мероприятий оказывает влияние как на рост активов предприятия, так и на рост выручки от реализации продукции. Поэтому в данной статье мы будем рассматривать интеграцию и кооперацию малых предприятий как формы финансирования.

Основные формы финансирования предприятия можно разделить по функциональной направленности, а также по конечному объекту обеспечения.

Таблица 1.

Основные формы финансирования малых предприятий.

Классификация форм финансирования

Формы финансирования

Объект обеспечения форм финансирования

Прямые

Банковский кредит

Основные средства,

оборотные средства

Государственные субсидии

Накопленная чистая прибыль

Косвенные

Лизинг

Основные средства

Факторинг

Оборотные средства

Кооперация

Выручка

Интеграция

Выручка, основные средства, оборотные средства

Источник: по материалам

На малых предприятиях в силу специфики их функционирования и наиболее распространенной отраслевой принадлежности к торговле могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность .

Основными источниками заемных средств являются коммерческие банки. Малый бизнес по ряду причин является привлекательной сферой деятельности кредитных организаций. С точки зрения банков, положительными моментами сотрудничества с малыми предприятиями являются достаточно небольшие сроки окупаемости ссуд, гибкость малого бизнеса, позволяющая реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также способность малых предприятий к внедрению новых технологий .

Однако, в то же время существует ряд серьезных проблем с получением кредита предприятием малого бизнеса. К примеру, большинство банковских программ кредитования малого бизнеса предполагает предоставление обеспечения по кредиту в виде залога или поручительства. Причем залоговым обеспечением должны выступать среднеликвидные активы (автотранспорт, недвижимость). Далеко не все предприятия малого бизнеса имеют данные активы в собственности. Однако, здесь на помощь малым предприятиям приходит такая форма финансирования как микрокредитование. Особенности функционирования микрофинансовых организаций заключаются:

в сокращении операционных затрат по оказываемым услугам;

в уменьшении времени обслуживания клиентов;

в использовании гибких требований по обеспечению кредита;

в увеличении суммы выдаваемого кредита на основании предоставляемого заемщиком баланса и наличия обеспечения, а также с течением времени при наличии положительной кредитной истории .

Кроме этого надо отметить, что российские банки выдают небольшие креди­ты малому бизнесу под более высокие проценты. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятия малого бизнеса - большой риск их кредитования. Финансовое состо­яние этих предприятий нестабильное и неопределенное, да и низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов .

Говоря об инвестициях в малый бизнес, следует отметить, что основным инвестором малого предприятия чаще всего выступает государство. Частные инвестиции более распространены в крупном бизнесе, т.к. инвестор планирует получать дивиденды от своих вложений, а в масштабах малого бизнеса их размер будет не так велик, да и сами инвестиции чаще всего носят венчурный характер. Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Эта поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов . Кроме этого к мерам государственной поддержки малого бизнеса относится субсидирование. В данном случае государство вкладывает средства в малые предприятия условно на безвозмездной основе. Свои «дивиденды» государство со временем получает в виде налоговых платежей.

Лизинг, или финансовая аренда, является наиболее удобной формой финансирования для производственных предприятий. Поскольку торговые предприятия не нуждаются в дорогостоящем оборудовании, для них лизинг представляет меньший интерес. У производственных предприятий набор возможных предметов лизинга гораздо шире. Это может быть и автотранспорт, и производственное оборудование, и спецтехника. Взяв оборудование в лизинг, фактические активы предприятия сразу увеличиваются, при этом отсутствует необходимость единовременных капитальных вложений .

Другим источником финансирования малых предприятий является факторинг. Факторинг – это финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности, снижения расходов по ведению счетов . Предприятия малого бизнеса имеют гораздо меньше возможностей, чем средний и крупный бизнес, следовательно, масштабы производства промышленных малых предприятий существенно меньше. В современной литературе выделяют два основных типа функционирования малых промышленных предприятий:

малые предприятия, осуществляющие деятельность, ориентируясь на крупный холдинг, по принципу вертикальной интеграции;

малые предприятия, осуществляющие самостоятельную деятельность на рынке свободной конкуренции.

Для предприятий первого типа характерны специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов, более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке .

Предприятия второго типа, которые осуществляют самостоятельную деятельность на рынке, имеют большую независимость, гибкость и маневренность. Они не связаны определенными требованиями к выпускаемой продукции, вследствие чего могут быстро перепрофилироваться в соответствии с изменяющимися потребностями рынка. Первоначальной и далее основной задачей менеджмента всегда является привлечение финансовых ресурсов, поскольку за счет источников средств осуществляется формирование всей остальной ресурсной базы предприятия.

Для наиболее эффективной работы предприятия необходимо выбирать формы финансирования. При необходимости единовременного вложения существенной суммы средств наиболее оптимальной формой финансирования является банковский кредит. При отсутствии активов, а также при потребности во вложениях возможно привлечение средств в форме микрокредитования. При потребности вложения небольшой суммы средств, отсутствии срочности или наличии возможности временного изымания из оборота собственных средств предприятие может воспользоваться государственной субсидией. При необходимости обновления основных средств, предприятие может воспользоваться лизингом. Для увеличения оборотных средств наиболее простым решением будет использование факторинга. При наличии узкоспециализированного производства для оптимизации финансовой устойчивости целесообразно применение принципа кооперации, т.е. вливания малого промышленного предприятия в структуру крупной компании, а при работе на конкурентном рынке возможно объединение нескольких малых предприятий.

Библиографический список

1. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 240с. – (Высшее образование).
2. Батяев А.А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса – М., Научная книга, 2010. – 84с.
3. Королев Д. А. Перспективы развития микрофинансирования малого бизнеса в России. // Общество: политика, экономика, право. – 2013 – №2. – с.54-58.
4. Организация предпринимательской деятельности: Учеб.пособие для вузов /Пол ред. проф. В.Я. Горфинкеля, акад. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 525 с.
5. Сокольских Е.В. Микрокредитование и лизинг как механизмы привлечения ресурсов в малый бизнес // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 Вып. 1 (88). - c. 47-50. - http://www.creativeconomy.ru/articles/9811/
6. Ладанов А.А. Использование факторинга для повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса // Российское предпринимательство. - 2012. - № 4 (202). - c. 30-34.
7. Особенности финансов организации малого бизнеса. Образовательно-информационный портал ATEXNIK.RU. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.atexnik.ru/neopredeleno/osobennosti_finansov_organizacii_malogo.php
8. Киперман Г.Я. Полное товарищество: удобная форма интеграции //Право и экономика. 2015. №5. С.1.
9. Серебряков Н.В. Совершенствование управления малыми предприятиями деревообрабатывающей промышленности // Российское предпринимательство. - 2014. - № 7 Вып. 1 (93). - c. 38-43. - http://www.creativeconomy.ru/articles/10083/

Для любой стадии жизненного цикла бизнеса существуют наиболее подходящие источники и методы финансирования. Обобщая различные классификации, основными методами финансирования для малого и среднего бизнеса принято считать:

  • - самофинансирование;
  • - кредитное финансирование (долговое);
  • - лизинг;
  • - государственное финансирование (бюджетное);
  • - венчурное финансирование;
  • - смешанное финансирование;
  • - проектное финансирование;
  • - иные инструменты.

Самофинансирование. Предусматривает осуществление инвестирования за счет собственных средств. Основными источниками самофинансирования любого коммерческого предприятия является чистая прибыль, амортизационные отчисления и внутрихозяйственные резервы. Каждое предприятие должно стремиться к самофинансированию, так как при его использовании не возникает проблемы поиска источника финансирования и снижается риск банкротства. Кроме того, самофинансирование означает хорошее финансовое состояние предприятия и наличие определенных конкурентных преимуществ. Но следует иметь в виду, что в условиях высоких темпов инфляции при сложившейся системе переоценки основных фондов происходит обесценение этого источника. Данный метод финансирования в большей степени подходит уже для действующего предприятия.

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы.

Достоинства самофинансирования:

Доступность;

Снижение риска неплатежеспособности;

Более высокая прибыльность ввиду отсутствия процентных выплат по заемным средствам;

Сохранение собственности и управления за учредителями. Недостатки самофинансирования:

Ограниченность объемов;

Отвлечение средств из хозяйственного оборота;

Отсутствие независимого контроля за эффективностью использования средств.

В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Кредитное финансирование. Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности. Основной объем ссудного капитала обычно предоставляется коммерческими банками в виде банковских ссуд.

Кредиты различаются по разнообразным признакам, основная классификация: по типу кредитора; по форме предоставления; по цели предоставления; по сроку действия. Основные формы кредита: срочный, контокоррентный, онкольный, учетный и акцептный. В качестве специфических методических инструментарий можно выделить - методы оценки (обоснования) верхнего предела цены кредита, методы построения кредитных линий и схем возврата долга и процентов.

Преимущество кредитной формы заключается в независимости применении полученных денежных средств. Предприятие, получая средства, может расходовать по своему выбору без каких-либо специальных условий. Организация раскрывает свою финансовую и управленческую отчетность только одному банку-кредитору на условиях полной конфиденциальности.

Недостатки: заемщику необходимо позаботиться о залоге, стоимость которого в 1,5 - 2 раза превышает объем получаемых средств, банк очень низко оценивает залоговое имущество, для получения денег за заложенное имущество банку придется обращаться в суд, при неисполнении обязательств заемщиком банк, стремясь быстрее реализовать имущество должника, продает его не по максимальной цене.

Кредитное финансирование на начальном этапе жизненного цикла предприятия используется, но не каждый коммерческий банк возьмет на себя риски по выдаче кредита на открытие бизнеса, и не каждое малое предприятие способно эффективно выполнить кредитные обязательства. Для использования этого источника зачастую необходима государственная поддержка.

Условия кредитования малого бизнеса нельзя назвать благоприятными. Высокие процентные ставки (до 30 % и выше) такие условия, как поручительство третьих лиц, наличие залогового имущества, расчетный счет в банке-кредиторе приводят к тому, что лишь 10-15% необходимых сумм кредитов удается получить. Причина такой низкой удовлетворенности спроса в том, что кредитование малого бизнеса рассматривается банками как рискованное из-за отсутствия ликвидного залогового имущества у предприятия.

Высокая стоимость кредита складывается также из ставок рефинансирования целевых кредитов (13%) и ставки привлечения беззалоговых кредитов Центрального Банка (до 20%). Снижение стоимости целевых кредитов ЦБ для банков-кредиторов малого бизнеса может оказать реальную поддержку малому бизнесу. Малые предприятия, успешно преодолевшие, начальный этап своего развития, и впоследствии оказываются под влиянием множества негативных факторов. Опрос, проведенный в 2012 году организацией «Опора России», показал, что среди наиболее серьезных препятствий развитию руководители компаний выделяют низкую доступность персонала, высокий уровень налогов и низкую доступность финансов.

Банки пытаются минимизировать риски, и их можно понять. Связанные, с одной стороны, жесткими требованиями Центробанка, с другой - погоней за высокой доходностью собственного бизнеса, они готовы финансировать малорискованные и высокоприбыльные проекты. Само собой, кредитование малого бизнеса к таковым не относится.

Как и в случае с потребительским кредитованием, микрофинансовые организации готовы вступить на территорию риска и неопределенности. На начальном этапе развития бизнеса они оказываются ценным союзником предпринимателя. Но это не значит, что в этой области между банками и МФО существует какая-то борьба. Скорее наоборот - есть тесная взаимосвязь и сотрудничество.

В сегменте финансирования малого и среднего бизнеса МФО и банки сегодня практически не конкурируют. Микрофинансовые организации являются своеобразным мостиком для предпринимателей между полной "финансовой изоляцией" и банковским кредитованием.

Формируется устойчивая схема: первые шаги бизнеса финансируются МФО, и если он показывает устойчивость, за него принимаются банки. К сожалению, из этой схемы очень часто выпадает государство. Во всем мире банки разделяют риски, связанные со стартапами, с отраслевыми специализированными фондами поддержки малого бизнеса или государством.

Лизинг. Лизинг как один из способов обеспечения эффективной инвестиционной деятельности, понимается как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой ренты (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность, обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей. Приобретаемые техника и оборудование должны быть ранее не эксплуатировавшимися. Субсидирование осуществляется при наличии в договоре лизинга условия об обязательном последующем приобретении предмета лизинга в собственность. Субсидии на возмещение затрат по уплате процентов, начисленных и уплаченных по просроченной задолженности, не предоставляются.

Преимущества лизинга: стопроцентное финансирование приобретения необходимых основных фондов, не требующее быстрого возврата заемных средств; договор лизинга оформляется с учетом особенностей и специфических требований; позволяет реализовывать крупные проекты без вложения первоначальных значительных денежных ресурсов; процедура оформления лизинга намного проще и быстрее, чем процедура оформления банковского потребительского кредита.

Основные недостатки: полная материальная ответственность за техническое состояние лизингового имущества; итоговая стоимость лизинговых платежей значительно превышает в цене стоимость объекта лизинга; колебания процентных ставок по лизинговым операциям увеличивают стоимость лизингового займа, тем самым негативно отражаясь на платежеспособности.

По данным статистики, рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к сокращению. До конца декабря еще возможны крупные сделки, которые изменят статистику, но базовый прогноз агентства, все же, заключается в нулевых темпах прироста. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике и в 2014 году прирост рынка лизинга, согласно "Эксперт РА", вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.

Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду. На первое место среди факторов, негативно влияющих на лизинговый рынок, участники опроса «Эксперт РА» поставили нехватку платежеспособных «качественных» клиентов. Проблема недостаточного спроса со стороны клиентов, хоть и есть (4 место в десятке факторов), но она, очевидно, менее остра.

Бюджетное финансирование. Финансирование за счет бюджетных средств имеет большую долю в предприятиях государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования; операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; здравоохранением и предоставлением социальных услуг.

В современных условиях экономического развития реализация инвестиционных проектов с целью удовлетворения общественных потребностей опирается на поддержку государства. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; налоговых льгот; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов и пр.

Как и все методы финансирования у бюджетного финансирования выделяют достоинства и недостатки. К достоинствам относятся: низкая стоимость привлечения; возможность длительного неоднократного использования. Недостатки: ограниченность объема ресурсов; сложность и трудоемкость привлечения; ограниченный доступ из-за жесткой системы требований; повышенное внимания со стороны государства; целевой характер расходования полученных средств.

Венчурное финансирование.

Процесс венчурного финансирования делится на два этапа:

  • * поиск и отбор компаний;
  • * «Тщательное наблюдение» или «изучение». Эта стадия завершается принятием решения об осуществлении инвестиций или отказе от них. Рассматриваются все стороны компании и бизнеса. По результатам данного исследования, в случае принятия положительного решения, оформляется инвестиционное предложение или меморандум, где суммируются все выводы и формулируется предложение для инвестиционного комитета, который выносит окончательное решение.

Преимущества: позволяет привлечь необходимые средства для реализации высокорисковых, но перспективных и потенциально высокодоходных проектов; не требует залогов и прочих видов обеспечения; может быть предоставлено в короткие сроки; не предусматривает промежуточных выплат (процентов, дивидендов). Недостатки: сложность привлечения; необходимость выделения доли в капитале; возможность неожиданного выхода инвестора из проекта либо реализации им своей доли сторонним субъектам; максимальные требования к раскрытию информации; возможность вмешательства инвестора в управление проектом или фирмой. В Алтайском крае венчурное финансирование не развито.

С точки зрения инвестора любой «стартап = венчур». Не каждый инвестиционный проект подходит для венчурного финансирования. Венчурное финансирование применимо для проектов, которые планируют заниматься инновационной деятельностью или научными разработками.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

В настоящий момент усиливается роль государства в развитии инфраструктуры и поддержке малых инновационных компаний. Основной интерес государства в продвижении венчурного финансирования состоит в том, что венчурный капитал решает сразу две задачи: поддерживает развитие инновационного сектора экономики и внедряет инновационные технологии в производственные процессы страны, а переход к экономике, основанной на производстве интеллектуального капитала, является приоритетом для государства.

Несмотря на то, что венчурное финансирование инновационной деятельности очень специфично, в связи с недостаточным развитием российского фондового рынка, отечественный венчурный капитал в Российской Федерации значительно вырос за последние годы.

Чтобы лучше понять перспективы получения подобной поддержки следует обратить внимание на мнение специалистов, работающих в таких фондах. По их утверждениям, основной проблемой начинающих и развивающихся предприятий в России является их малая приспособленность к реальным действиям в рыночных условиях. Если говорить более точно, то они отмечают слабую проработку бизнес проектов, недостаточный учет в них всех важных факторов, отсутствие альтернативных планов развития ситуации в будущем. Суммируя их пожелания, можно отметить, что для положительного ответа от предпринимателя требуется не просто гениальная идея, но детально разработанный проект, в котором необходимо обязательно уделить должное внимание его коммерческой составляющей.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

* Правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

Приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

Недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

Использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

Неэффективное использование средств венчурных фондов;

Неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

Отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

  • * Отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;
  • * Низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Смешанное финансирование. Основывается на различных комбинациях вышеперечисленных методов и может быть использовано для всех форм инвестирования. Самым распространенным в условиях становления и развития финансового и фондового рынков становится смешанный метод финансирования.

Иногда также выделяют источники смешанного финансирования: например, облигации, конвертируемые в акции, или долговые обязательства, дающие право кредитору на участие в прибыли компании. К гибридным инструментам зачастую относят и привилегированные акции.

Проектное финансирование. Это разновидность инвестиционного кредита; способ кредитования проектов, при котором возврат денежных средств осуществляется за счет денежного потока, генерируемого самим проектом, то есть без привлечения на цели погашения иных источников денежных средств. Проектное финансирование основано на прогнозах будущего развития проекта и проектной компании, зависит от эффективности функционирования проектной компании и эффективной реализации проекта. В проектном финансировании важны стратегия развития соответствующего бизнеса и стратегический менеджмент проекта.

Основные черты проектного финансирования:

  • - адаптация платежей по кредиту (поток денежных средств связывают с необходимостью обслуживания кредита);
  • - расщепление проектных рисков - согласованное распределение рисков между участниками финансирования проекта;
  • - финансирование с забалансовых счетов. Финансирование с забалансовых счетов позволяет спонсорам участвовать в реализации капиталоемких проектов даже в условиях ухудшения финансовых показателей.

Основные принципы проектного финансирования: анализ динамики показателей бизнес-плана; ограниченная ответственность клиента; пессимистичность прогноза; компенсация повышенного риска за счет увеличения размера маржи; увязка механизма финансирования с отраслевыми особенностями проекта; сочетание основного и дополнительного обеспечения; оценка запаса прочности проекта.

Финансовая прозрачность проектной компании достигается за счет ее обособления от инициатора, что позволяет рассматривать конкурентную среду страны реализации проекта как основной фактор, определяющий нормативы резервирования средств и порядок принятия управленческих решений при необходимости перехода к альтернативным вариантам достижения целевых показателей бизнес-плана.

Финансирование под проект имеет массу преимуществ, среди них: привлечение больших объемов инвестиций; реализация проектов на стадии «start up»; минимизация рисков и распределение их между участниками проекта и инвесторами; отсрочка погашения основного долга до начала производства на полную мощность.

Минусы проектного финансирования: длительность периода рассмотрения заявки; большие расходы на подготовку документации; высокие комиссионные расходы при оценке проекта; риск потери независимости предприятия; контроль инвестора за деятельностью предприятия и реализацией проекта. Данный метод финансирования может рассматриваться для применения на начальной стадии жизненного цикла предприятия, так как он в свою очередь включает в себя элементы методов представленных выше, но уже с особенностями проектного финансирования.

В настоящее время, несмотря на наличие различных источников финансирования, существует малая доступность ко многим их видам, недостаточная гибкость условий кредитования; бюджетное финансирование обладает определенной целевой направленностью и определяется выбором стратегических приоритетов для государства и прочие.

Таким образом, на начальном этапе жизненного цикла предприятия малого бизнеса приоритетными реальными источниками стартового капитала являются собственные источники. Также стоит отметить, что в настоящее время для начинающих предпринимателей становятся привлекательными бизнес-инкубаторы, и не стоит забывать о бизнес-ангелах (состоятельные люди, готовые вкладывать деньги в высокорискованные предприятия и в предпринимателей).

Используемые в конкретных условиях методы должны обеспечить решение следующих задач:

  • - надежности финансирования в соответствии с графиком реализации инвестиционного проекта на протяжении всех его фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной;
  • - минимизация инвестиционных издержек в экономически целесообразных границах и роста дохода на собственный капитал;
  • - финансовой устойчивости проекта и предприятия, где он реализуется.

Факторинг и форфейтинг. Факторинг - это одна из форм финансирования оборотных средств поставщика. Услуга эта краткосрочного характера, то есть она предназначена для обеспечения финансами текущей деятельности фирмы, организации. Заключается данная услуга в том, что поставщик уступает задолженность своих дебиторов (покупателей) в пользу интересов факторинговой компании, которая в обмен на это предоставляет финансовые ресурсы. Другими словами, вместо покупателей за поставленные товары расплачивается перед продавцом фактор-организация, которая затем взыскивает самостоятельно долги за отгруженный товар. Комплекс факторинговых услуг помимо финансирования текущей деятельности поставщика включает учет дебиторской задолженности поставщика и управление ею, а также страхование рисков.

Самый существенный недостаток факторинга - это его дороговизна. В нашей стране за проведение операций факторинговой компанией с продавца взимается комиссия, которая может доходить до 15-20 % от суммы долга. Кроме того, на сумму выплаченного поставщику предварительного платежа ежедневно начисляются проценты.

Поэтому при всей своей простоте проведения, факторинг - далеко не дешевое «удовольствие». Но множество достоинств с лихвой покрывают этот, пожалуй, его единственный недостаток.

Форфейтинг, как и факторинг, является операцией по продаже дебиторской задолженности. Однако существуют и заметные различия между этими операциями. Суть операции форфейтинга заключается в следующем:

Продавец, предоставляя отсрочку по платежам, может потребовать от покупателя выписать долговую расписку (вексель). По векселю продавец получает бесспорное право получения платежа по векселю при наступлении срока исполнения обязательства. Вексель с отсроченным платежом, называется векселем с оборотом. Для уменьшения риска продавец может требовать гарантий третьего лица исполнения обязательств по векселю. Гарантия третьего лица на векселе называется авалем, а вексель -авалиро ванным.

Вексель - вид ценной бумаги. По своим свойствам вексель можно квалифицировать, как частный случай бескупонной облигации. Вексель можно в любой момент продать третьему лицу (форфейтеру) надписав его. Передаточная надпись на векселе называется индоссаментом. Продавая вексель, его владелец переуступает форфейтеру право требования долга. Таким образом, продав вексель, поставщик может получить деньги до наступления срока платежа.

При продаже векселя его владелец не платит комиссии. Интерес форфейтера заключается в скидке, предоставляемой владельцем векселя, от номинала. Эта скидка называется дисконт, её размер оговаривается сторонами при заключении сделки и зависит от текущих процентных ставок и рисков.

Оба метода кредитования по-своему уникальны и востребованы экономиками разных стран.

бизнес экономика грант закупка



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт