Как создать ктс в организации. Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам. Этапы формирования КТС

22.09.2019

Большинство граждан неразрывно связывают свое общее благополучие с собственной трудовой деятельностью. Как правило, люди обдуманно и осознанно подходят к выбору профессии, тем самым реализуя свое стремление к благополучию, ведь основная масса граждан проводит на рабочих местах значительную часть времени ежедневно. И даже если человек на своем трудовом поприще занимается любимым делом, и работа приносит неподдельное удовольствие, далеко не редкость, когда на службе возникают конфликтные ситуации. Вся деятельность граждан, которую, так или иначе, можно отнести к категории «работа», регулируется нормами, прописанными в Трудовом кодексе РФ. Если данные законодательные нормы не соблюдаются в отношении отдельного взятого работника или группы сотрудников, гражданин вправе отстаивать свои права. Первичным органом, призванным защищать интересы работников, является комиссия по трудовым спорам.

Что такое комиссия по трудовым спорам

Создание комиссии по трудовым спорам регулируется статьей 384 ТК РФ . Согласно положениям данной статьи, подобная комиссия создается на предприятии или в организации как по инициативе работников (работника), так и по инициативе руководства учреждения. Кроме того, инициировать создание КТС могут бывшие служащие, а также органы профсоюзов. Комиссия должна состоять из лиц, представляющих интересы руководителя и интересы служащих, причем количество представителей обеих сторон должно быть одинаково. Создается комиссия по трудовым спорам на основании письменного предложения одной из сторон о создании подобной комиссии. В течение 10 дней с момента получения предложения, уведомленная сторона обязана выдвинуть своих представителей для возможности разрешения возникшего спора по существу.

Состав комиссии

Как было сказано выше, количество представителей обеих сторон должно быть одинаковым. Члены комиссии, представляющие интересы руководства, назначаются работодателем, а члены комиссии по трудовым спорам, призванные отстаивать права работников, выбираются посредством проведения общего собрания служащих в организации. Кроме этого, путем проведения общего собрания подобные комиссии могут быть созданы во всех структурных подразделениях отдельной организации. Компетенция комиссии по трудовым спорам, созданного в отдельном подразделении, ограничена разрешением трудовых споров исключительно в рамках обозначенного подразделения.

Комиссия по трудовым спорам в своем составе имеет председателя, зампредседателя, а также секретаря, которые избираются из общего числа членов комиссии. Вся организационная деятельность комиссии по трудовым спорам, включая техническое оснащение, обеспечивается руководством предприятия.

Какие вопросы решает комиссия

Комиссия по трудовым спорам правомочна разрешать ряд спорных вопросов, возникновение которых возможно в процессе деятельности организации. КТС рассматриваются исключительно претензии материального или нематериального характера, именуемые индивидуальными трудовыми спорами. Подобные разногласия практически неизбежно возникают между руководством и членами трудового коллектива и зачастую основываются на незнании законодательства. Именно в целях объективного рассмотрения спорной ситуации и разрешения конфликта формируются комиссии по трудовым спорам. В компетенции этих образований регулирование следующих вопросов:

  • касательно заработной платы и прочих видов выплат работникам;
  • вопросы, связанные с нарушением пунктов трудовых договоров;
  • споры, возникающие в связи с правомерностью применения дисциплинарных взысканий;
  • начисление командировочных (сверхурочных);
  • прочие вопросы, носящие личный характер, которые работники и руководство не смогли урегулировать между собой самостоятельно.
  • восстановлением в прежней должности;
  • восстановлением в должности в связи с увольнением;
  • компенсационными выплатами в связи с вынужденными прогулами или начислением разницы в заработной плате из-за понижения в должности.

Окончательное решение по перечисленным пунктам может быть принято строго в рамках судебного разбирательства, однако, в порядке досудебного урегулирования та из сторон, чьи интересы нарушены, вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам для предварительного вердикта по существу возникшей проблемы. По некоторым вопросам, требующим обязательного досудебного рассмотрения, первичное обращение в КТС является обязательным.

Деятельность КТС

Всю работу подобных комиссий можно условно разделить на несколько этапов. Данные этапы подразделяются на:

  1. Обращение в КТС на фоне возникшего инцидента.
  2. Рассмотрение инцидента в порядке заседания.
  3. Сбор дополнительных доказательств при необходимости.
  4. Голосование членов комиссии трудового спора.
  5. Вынесение вердикта с его последующим исполнением.

Если в учреждении ранее не был создан подобная комиссия, работающие в организации граждане при возникновении спорных ситуаций, вправе обратиться с заявлением на имя руководителя, в котором будет выражено желание рассмотреть сложившуюся ситуацию в рамках заседания КТС. При наличии недопонимания с подчиненными и сам руководитель организации может стать инициатором создания комиссии для рассмотрения проблемы и принятия объективного решения.

Обращение в КТС

Первый этап - это обращение в КТС посредством заявления на имя председателя комиссии, которое пишется в свободной форме по общим правилам написания заявлений. В заявлении следует четко изложить возникшую проблему и свои требования по существу проблемы. В качестве дополнительной документации к заявлению прикладываются при наличии доказательства, если таковые имеются у заявителя. При отсутствии комиссии по трудовым спорам, таковой создается в десятидневный срок с момента получения письменного предложения о его создании. За обозначенные 10 дней стороны конфликта выбирают своих представителей в равном количестве. После того как делегатами сформирован необходимый кворум, сторонам конфликта на руки передаются протокола будущего заседания.

Заседание КТС

На заседании КТС обязаны присутствовать конфликтующие стороны. Допускается проведение заседание без основных фигурантов спора, когда не явившаяся на рассмотрение сторона уведомила об этом заблаговременно в письменном виде. Обычно просьба о рассмотрении спора заочно отмечается в первоначальном заявлении. Если кто-либо из фигурантов спора не явился, не предупредив заблаговременно, заседание переносится. В подобных обстоятельствах комиссия вправе не рассматривать конфликт вовсе, однако, это не мешает обратиться заинтересованным лицам с повторным заявлением о рассмотрении спора.

При проведении заседания члены комиссии обязаны руководствоваться основоположениями Конституции РФ о принципах всеобщего равенства перед законом. Принятие решений должно опираться на нормы действующего законодательства, рассмотрение споров обязано быть всесторонним, объективным и непредвзятым.

Важно! Комиссия по трудовым спорам не правомочен изменять судебные решения, вступившие в законную силу.

Дополнительные доказательства

Если для принятия решения имеющихся данных недостаточно, КТС вправе затребовать у руководства дополнительную документацию, которая поможет разъяснить ситуации. Такими документами могут быть:

  • бухгалтерская документация;
  • докладные записки;
  • акты о нарушении трудовой дисциплины;
  • объяснительные записки;
  • приказы и т. д.

Документы, представленные в качестве доказательств, могут потребоваться и в суде, если в досудебном порядке сторонам не удастся найти компромисс.

Голосование

Голосование проводится после того, как члены КТС в полной мере ознакомились с позицией сторон и изучили сопутствующие материалы по делу. Само голосование проходит в тайном режиме, то есть никто из членов КТС не оглашает свою позицию, а вердикт выносится на основании большинства голосов, полученных в письменном виде. Принять участие в голосовании должны не менее половины делегатов от одной и другой стороны спора.

Решение

Путем простого подсчета большинства голосов формируется окончательное решение членов КТС, в котором указывается суть спора, рассмотренные доводы и доказательства, правовое обоснование и итоговая часть с принятым решением. В течение трех рабочих дней фигурантам конфликта передаются экземпляры принятого решения. С момента получения на руки вердикта комиссии трудового спора сторонам предоставляется десятидневный срок на обжалование вынесенного решения в судебных инстанциях. Если по истечении декады никто из сторон не обратится в суд для обжалования вердикта КТС, по окончании отведенного на обжалование срока, ответственным лицам надлежит исполнить вынесенное КТС решение в течение трех дней. При этом если сроки на обжалование и на исполнение истекли, а работодателем не выполняются предписанные указания, работник вправе обратится в Службу Судебных Приставов, которые должны обязать руководителя организации исполнить решение КТС на основании вынесенного вердикта. При привлечении сотрудников ФССП руководству предстоит понести дополнительные убытки, связанные с оплатой исполнительного сбора.

Сроки обращения в комиссию трудовых споров

Законом отведен трехмесячный срок на обращение в КТС с момента, когда было осуществлено нарушение прав отдельного гражданина либо с момента, когда лицу стало известно о нарушении его интересов в рамках трудовой деятельности. Если срок был пропущен в силу уважительных причин, период, в который можно обратиться в комиссию, будет восстановлен.

Преимущества рассмотрения споров в КТС

Трудовое право регулирует область взаимоотношений работодателей и подчиненных, но не всегда директивы закона соблюдаются по факту. Лица, чьи интересы были ущемлены, правомочны отстаивать их всеми доступными способами. К ним можно отнести:

  1. Попытки самостоятельного ведения переговоров с руководством.
  2. Обращение в комиссию по трудовым спорам.
  3. Обращение с жалобой в Государственную трудовую инспекцию.
  4. Обращение в прокуратуру.
  5. Обращение с иском в судебные органы.

Значительная часть конфликтных ситуаций возникает из-за элементарного незнания норм законодательства. Когда не получается выстроить конструктивный диалог с руководством, обращение в КТС является оптимальным вариантом. Не вынося проблему за стены организации, стороны получат возможность разрешить конфликт лучшим способом. К основным преимуществам данного метода досудебного урегулирования спорных ситуаций можно отнести:

  • бесплатность и доступность;
  • объективность рассмотрения на основании норм действующего законодательства;
  • значительная быстрота рассмотрения, принятия решений и их последующего исполнения;
  • эффективность ввиду обязательности исполнения вынесенных вердиктов КТС.

Невзирая на то, что законодательством не предусмотрено обязательное создание КТС, руководителям компаний, чей штат превышает 15 человек, крайне желательно создать комиссию на постоянной основе. Авторитет руководства будет выше, если служащие будут знать, что в организации строго соблюдаются нормы трудового законодательства и любой инцидент будет непредвзято рассмотрен членами КТС.

Отсутствие финансовых затрат

Обращение в суд чревато существенными финансовыми тратами, несмотря на то, что работник освобожден от обязанности уплаты госпошлины при рассмотрении исков по трудовым спорам. Но так как далеко не все граждане обладают необходимыми юридическими познаниями, для полноценного представления собственных интересов придется потратиться на квалифицированного специалиста. Обращение в комиссию не сопровождается никакими затратами для заявителя, любой работник сможет самостоятельно отстаивать собственные интересы, начиная с этапа обращения в КТС, заканчивая самим процессом рассмотрения спора членами КТС.

Объективная оценка произошедшего

Любой инцидент рассматривается исключительно с точки зрения законодательных норм, без предвзятости и давления. Зачастую таким методом возможно разрешить споры, не вынося их за пределы организации, что удобно всем сторонам спорного вопроса. Вердикт КТС по юридической силе можно сопоставить с судебным решением - если вердикт не был обжалован в установленный срок, он является обязательным для исполнения наравне с судебным решением.

Быстрота рассмотрения

Обращение в иные инстанции, включая судебные органы, может растянуться на длительное время, тогда как разрешение ситуации в КТС осуществляется в сжатые сроки. Законом предусмотрены определенные сроки, в течение которых полученное заявление должно быть рассмотрено и комиссией должно быть вынесено решение. Кроме того, доказательную базу предоставить в КТС значительно проще, чем в иные инстанции, ведь все необходимые документы по необходимости должен предоставить руководитель организации, тогда как предоставление доказательств для иных инстанций заявитель должен будет взять на себя.

Альтернативные варианты решения трудовых споров

Кроме возможности рассмотрения трудовых споров, локально в КТС самой организации, граждане могут обращаться по данным вопросам в другие инстанции.

Суд

Любая из сторон трудовых отношений вправе обратиться с иском в суд. Сделать это можно и после вынесения вердикта КТС, если принятое решение не устраивает одну из сторон. Судом может быть отказано в рассмотрении дела по трудовым спорам в следующих случаях:

  • когда заявителем была проигнорирована необходимость попытки досудебного урегулирования путем обращения в КТС;
  • если по делу имеется вступившее в силу решенья;
  • когда нарушена подсудность.

Обратиться с иском в суд могут не только руководители предприятий, служащие, но и бывшие сотрудники, профсоюзные организации. Кроме этого, с иском в судебный орган вправе обратится прокурор. При этом сторонами спора будут являться работник и сама организация, руководитель которой выступает в качестве представителя интересов компании. И прокурор, и представители профсоюзных органов являются лишь участниками процесса даже в том случае, когда иск подается непосредственно ими.

Государственная инспекция по труду

Для разрешения спорных моментов, связанных с трудовой деятельностью, граждане также могут обратиться в Государственную инспекцию по труду, в компетенции которой находится рассмотрение трудовых споров. Жалобу в инспекцию можно отнести лично или отправить заказным письмом. Жалобу можно подготовить и в электронном варианте непосредственно на региональном сайте инспекции в специально предусмотренной форме. По принятой жалобе в течение месяца будет принято решение, которое впоследствии будет направлено заявителю и второй стороне конфликта. Решение инспекции может быть обжаловано в суде.

Прокуратура

При грубых нарушениях трудового законодательства граждане могут обратиться в прокуратуру. Обращение осуществляется в письменной форме. На рассмотрение дела уходит месяц, после чего жалоба может быть рассмотрена в прокуратуре либо перенаправлена в Государственную трудовую инспекцию. Так же как и в остальных случаях, решение органов прокуратуры может быть оспорено в суде, если кто-то из сторон неудовлетворен результатом рассмотрения.

Была ли Вам данная статья полезной?

Трудовая деятельность не может быть абсолютно лишена конфликтных ситуаций, которые возникают как между сотрудниками внутри структурных подразделений, так и между работником и работодателем.

Не важна причина конфликта и принадлежность работника к той или иной категории сотрудников. Главное – это юридическая грамотность в рассмотрении получившегося конфликта. И здесь в обязательном порядке необходима комиссия по трудовым спорам, целью функционирования которой и является рассмотрение таких вопросов.

Образование согласно законодательным актам

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, любой трудовой конфликт на предприятии должен быть рассмотрен комиссией по трудовым спорам. Для того чтобы такой орган мог выполнить свои прямые функции, он должен быть создан. Сам процесс образования проходит в соответствии с установленной процедурой, закрепленной ТК РФ.

Причиной создания или созыва органа может стать как заявление самого работодателя, так и работника, то есть инициировать образование трудовой комиссии может каждая из сторон спора .

Также следует знать, что комиссия может создаваться для решения одного спора, но может продолжить функционирование в том же составе и для дальнейшего рассмотрения конфликтных ситуаций. Действующим законом не определен срок действия структуры .

Главный принцип создания : представители от работодателя и рабочего должны быть в равном соотношении. В свою очередь, представители от лица работодателя непосредственно назначаются самим руководителем предприятия (если спор имеет место быть в индивидуальном предприятии, назначение осуществляется физлицом).

Выбор же представителей от рабочего коллектива может осуществляться только на выборных основах при коллегиальном созыве работников, например, на конференции трудового коллектива . Можно также осуществлять делегирование представителей, которые потом будут утверждены или отклонены на коллективном собрании.

Следует знать, что сам работодатель и представитель от трудового коллектива должны получить письменные документы о необходимости созыва такого органа и отреагировать в течение 10 дней с момента получения, направив в комиссию своих представителей.

Все члены должны быть предупреждены о том, что они входят в состав не только устно, но и письменно.

Орган такого значения может быть создан не только на уровне самой компании, но и на уровне его структурных подразделений. Процедура создания аналогична .

Совет по решению конфликтных ситуаций такого значения должен иметь свою структуру, именно поэтому путем голосования необходимо назначить председателя органа, его заместителя, а также секретаря. Также такая организация имеет свою печать.

Говоря об образовании, необходимо упомянуть о том, что, если предприятие в лице руководителя отказывается создавать такую комиссию или не подчиняется ее решению, не наделяя ее теми полномочиями, которыми она должна обладать, к нему может быть применена административная ответственность .

Необходимо запомнить, что согласие работодателя на образование компетентного органа по спорам строго обязательно.

Когда все сотрудники предоставят свое согласие на участие, в обязательном порядке должен быть сформирован приказ руководителя. Без него создание будет не легитимным. Документ печатается на специальном бланке – фирменном. При его отсутствии — на простом белом листе.

В приказе должно быть указано обязательно:

  • название организации;
  • дата создания;
  • город;
  • причина создания комиссии, например, по инициативе профсоюза, по причине обращения Иванова И.И. и т.д.;
  • члены комиссии с определением структуры: кто будет председателем, секретарем и т.д.

Приказ должен быть подписан генеральным директором предприятия . Его копия или скан должны быть доведены к сведению всем работникам.

Компетенция, состав, полномочия

Состав комиссии:

  1. Представители работодателя, которые делегируются на основании приказа руководства.
  2. Представители трудового коллектива, представляющие интересы сотрудника, с которым возник спор.

Структура комиссии по трудовым спорам состоит из следующих:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь.

Считается, что минимальное количество членов такого вот собрания не может быть менее 15 человек .

Самая главная функция – это рассмотрение индивидуальных споров , которые возникают в пределах одной организации. За пределы предприятия полномочия не «выходят».

Примечательной особенностью прав является то, что комиссия является самостоятельной единицей, она не подчиняется руководству. Также следует знать, что споры могут решаться за счет привлечения данных представителей как между руководством и текущими сотрудниками, так и теми работниками, которые уже не работают в данном учреждении.

Физические лица, которые претендовали на какую-либо открытую вакансию и не были приняты не по объективным причинам, могут также по заявлению обращаться в орган. Не принять к рассмотрению жалобу нет никаких оснований.

Компетенция и полномочия по поводу рассмотрения споров могут касаться следующих вопросов :

  1. Правильность, корректность, рациональность начисления заработной платы.
  2. Применение мер взыскания к сотруднику, в том числе взыскание из заработной платы.
  3. Условия труда, их надлежащее предоставление.
  4. Прием и увольнение с должности, понижение по штатному расписанию и т.п.
  5. Любые другие проблемные вопросы, которые не были решены в результате договоренности между субъектами.

Но в компетенцию данного совета не могут входить такие предметные области , как:

  • восстановление на должности после понижения;
  • восстановление на работе в любой должности после увольнения;
  • любого рода компенсационные выплаты, связанные с увольнением;
  • удержание средств на основании прогулов.

Все перечисленные предметные области уже входят в компетенцию суда и должны рассматриваться исключительно в судебном порядке, по решению которого и будет вынесен легитимный вердикт: восстанавливать на работу или нет.

Компетенция и полномочия определены также ТК РФ, статьей 385.

Главный вопрос, который волнует большинство: по чьей же просьбе такой компетентный орган может быть создан? По действующему законодательству, такая инициатива может исходить как от работника, так и от работодателя.

При этом желание о создании может подавать представитель работника, то есть профсоюзная организация. Кроме того, инициатива одновременно может исходить от обеих сторон – по согласованию.

Помимо этого, право созывать предоставлено также и бывшим сотрудникам, у которых еще остались спорные вопросы, а также претендентам на работу.

Другое дело, что не всегда возможно создание такого органа по просьбе самих сотрудников, которые даже имеют какие-либо веские претензии к своему работодатели.

Люди считают, что создавать такой орган не имеет никакого смысла, так как исход дела все равно предопределен. Кто-то не выступает с такой инициативой только по причине нежелания портить отношения в коллективе, боясь, что, несмотря на разрешение спорной ситуации, потом карьера сотрудника на данном предприятии будет предопределена.

Сроки обращения

По действующему законодательству каждый сотрудник может обратиться в такую комиссию в строго установленный срок – в течение 3 месяцев после того, как возник сам факт нарушения. Срок обращения может быть продлен только за счет уважительных причин, которые будут подтверждены документально, например, по причине болезни.

При этом для работодателя срок обращения установлен на протяжении года.

По итогу рассмотрения дела комиссия должна вынести соответствующее решение – официальный документ, который и будет юридическим основанием для дальнейших действий.

Следует отметить, что каждое решение должно быть правильно составлено, в том числе и в разрезе информативности. По действующему нормативно-правовому акту в решении обязательно должно быть отображено следующее :

  1. Полное наименование юридического лица, где такой спор рассматривается.
  2. Ф.И.О., занимаемая должность, квалификация, специальность и т.д. того сотрудника, который является одним из участников спорного конфликта.
  3. Дата принятия к рассмотрению поданного заявления.
  4. Дата, когда данный спор был рассмотрен на КТС.
  5. Суть конфликта, то есть предмет спора.
  6. Перечень всех лиц, которые присутствовали на рассмотрении дела.
  7. Само решение. Описание должно быть полным с представлением правовой сущности принятого решения, его соответствие законодательным актам (их следует указывать).
  8. Голосование и его результаты.

Это обязательные содержательные части Решения КТС , без которых документ может быть признан незаконным и его можно будет обжаловать в высшей инстанции – в суде.

Документ должен быть подписан председателем комиссии, проставляется печать.

Принятие

Кстати, копии решений в течение 3 дней после принятия должны быть вручены как работодателю, так и работнику. С ним каждая участвующая сторона должна ознакомиться.

Порядок рассмотрения

Дело заслушивается только в присутствии самого работника или его уполномоченного органа. Заседание КТС может проводиться при отсутствии заявителя только в том случае, если он дал на это свое письменное разрешение.

Если сторона не явилась на заседание, то тогда КТС переносится на другую дату. Если же на второе рассмотрение дела сотрудник также не явился, не предоставил оправдательных документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия, то тогда вопрос может быть снят.

При этом по закону никто не ограничивает неявившегося субъекта заново подать заявление.

На КТС можно приглашать свидетелей, консультантов, специалистов по трудовому праву и т.д., то есть всех тех, кто объективно может помочь решить конфликт законно.

По итогу проведения сборов обязательно ведется протокол, который должен быть подписан председателем и секретарем КТС.

Обжалование

После того как решение КТС было принято, то у всех участников процесса есть 10 дней на обжалование такого результата. Если в течение отведённого срока обжалование не поступило, то тогда в трехдневный срок после истечения 10 дней на обжалование решение должно быть принято.

Перенесение

Как было уже сказано ранее, заседание может быть перенесено по причине первичной неявки заявителя, то есть работника. При вторичной неявке такое заседании не переносится.

Образец заявления

Главным документом, которое должен подать работник для создания и созыва КТС, является заявление . Конечно, строго установленного бланка такого документа нет, но необходимо придерживаться общепринятой схемы .

В документе обязательно необходимо указать :

  • кто подает заявление;
  • контактные данные заявителя
  • на кого или на какую организацию подается;
  • причину подачи такого заявления, суть конфликта: что хочет получить субъект, дата подачи заявления, подпись.

К заявлению могут прилагаться приложения – документы, которые поясняют или уточняют сущность возникшего спора.

Заявление принимается, регистрируется и на нем проставляется штамп входящего документа. Потом уже должна быть начата процедура создания КТС.

Таким образом, при возникновении любого трудового спора необходимо обращаться с заявлением на создание соответствующей комиссии. Это способ не просто решить возникший конфликт, а рассмотреть его с разных сторон, доказав свою правоту. Рассмотрение дел таким образом не всегда идет во вред, как многие думают, а может, наоборот, сблизить работодателя и его сотрудников.

Принципы работы данной комиссии рассмотрены на видео.

Комиссия по трудовым спорам является органом коллектива работников. Такие комиссии создаются непосредственно в организациях или у индивидуальных предпринимателей для рассмотрения трудовых споров работников данных организаций или индивидуальных предпринимателей.

Все трудовые споры работников, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются непосредственно в суде (ст. 308 ТК РФ). Не предусматривает закон рассмотрения споров комиссиями также в религиозных организациях (ст. 348 ТК РФ).

Трудовое законодательство (ст. 384-389 ТК РФ) регламентирует вопросы деятельности КТС только в самых общих чертах, поэтому целесообразно на уровне локальных нормативных актов разрабатывать Положение о комиссии по трудовым спорам*(44), в котором должны быть подробно изложены особенности ее организации и функционирования. Несомненно, что важнейшее значение в данной ситуации имеют вопросы процессуального и процедурного характера (принятие заявления работника, порядок его рассмотрения, процедура вынесения решения и т.д.). В связи с этим при разработке Положения о КТС рекомендуется использовать соответствующие нормы действующего гражданского процессуального законодательства.

Комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя. Именно таким образом создавались КТС до 25 сентября 1992 г. Впоследствии, когда вступил в силу известный Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"*(45), КТС избирались общими собраниями (конференциями) трудовых коллективов организаций. Такой порядок просуществовал вплоть до вступления в силу Трудового кодекса РФ и показал свою несостоятельность, поскольку "явился своеобразной данью излишне расширительному пониманию демократии на производстве, что привело, к сожалению, к снижению уровня компетентности комиссий в организациях"*(46).



Между тем требование о равном количестве представителей сторон само по себе может повлечь за собой возникновение разногласий. Из ст. 384 ТК РФ следует, что минимально КТС может состоять из двух человек (по одному от стороны), то ее максимальный состав законом не ограничивается. Таким образом, прежде чем избирать (назначать) представителей в комиссию, сторона - инициатор создания КТС должна выяснить мнение второй стороны относительно количественного состава комиссии. Без этого работодателю нет смысла первому назначать своих представителей в КТС, поскольку общее собрание работников может не согласиться с его мнением о составе данного органа. Так, приказ генерального директора ГУП "Электролинии" о назначении трех представителей работодателя при избрании двух представителей работников был опротестован прокурором и впоследствии отменен, комиссия создана в соответствии с требованиями ТК РФ*(47).

Согласно ст. 384 ТК РФ для образования КТС необходима инициатива работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). Следует отметить, что указанная статья имеет отдельные недостатки. Как известно, с инициативой образования КТС выступают, как правило, работники. Между тем в трудовом законодательстве отсутствует механизм, обязывающий работодателя оперативно отреагировать на подобное предложение работников. Представляется, что в данном случае вполне возможно использование процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 36 ТК РФ. Она закрепляет правило о том, что представители стороны, получившие уведомление в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Таким образом, в содержание ч. 1 ст. 384 ТК РФ необходимо включить следующее положение: "Работодатель или представительный орган работников, получивший письменное предложение о создании комиссии по трудовым спорам, обязан в течение семи календарных дней со дня получения такого предложения назначить (делегировать) в комиссию своих представителей".

Избрание в состав КТС представителей работников может быть осуществлено двумя способами:

Избрание на общем собрании (конференции) работников;

Делегирование представительным органом работников с последующим утверждением их на общем собрании.

Когда избрание в КТС представителей работников производится на общем собрании (конференции) работников, процедура избрания определяется самим собранием (конференцией), поскольку ТК РФ ее не регламентирует.

По общему правилу избранными считаются кандидатуры, которые получили большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания (конференции) работников либо представительного органа работников.

Представители работодателя в КТС назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Законом не урегулирован порядок определения численного состава КТС. Представляется, что предложение о численном составе должно исходить от стороны, выступившей с инициативой создания такой комиссии. Работники и (или) работодатель, выступая с инициативой создания КТС, определяют число своих представителей в ней. Следовательно, работники должны решить данный вопрос на общем собрании (конференции). Работодатель при назначении своих представителей в КТС предусматривает количественный состав представителей с учетом числа избранных представителей работников.

Трудовой кодекс РФ не определяет срока полномочий КТС. Вероятно, что указанный срок может быть установлен сторонами социального партнерства. Наиболее приемлемым представляется предложение обусловить срок полномочий комиссии периодом действия коллективного договора. Ведь в таком случае представителей работников в комиссию можно избрать на том же собрании (конференции), которое созывается в целях утверждения коллективного договора*(48).

Собрание (конференция) вправе не определять срок полномочий КТС. Отсутствие подобного решения будет означать действие комиссии в течение неопределенного времени. Однако в данной ситуации в КТС не останется ни одного избранного работниками члена. Все они будут делегированы представительным органом взамен выбывших. Причем они могут не утверждаться общим собранием (конференцией).

В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением, что с принятием Трудового кодекса РФ КТС приобретает черты своего рода постоянно действующего арбитража, создаваемого сторонами трудовых отношений, в который они добровольно обращаются, признавая тем самым обязательный характер решения комиссии по трудовым спорам*(49), если таковое не будет ими оспорено в суде в той или иной форме (обращение в суд за защитой нарушенного права).

Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения нормального функционирования КТС из своего состава избирает председателя и секретаря. Порядок избрания и компетенция председателя и секретаря определяются самой комиссией, поскольку иное не предусмотрено законом. Избранным считается член КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию.

В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на основе принципа паритетности, гарантирующего равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работников. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

К обязанностям секретаря относится выполнение технической работы: ведение делопроизводства, в том числе регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний КТС, удостоверение, хранение дел.

В компетенцию председателя КТС включается решение таких вопросов, как организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов к заседанию комиссии, ведение протокола заседания, ведение самих заседаний при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых КТС решений (копий решений, удостоверений и др.).

Согласно ст. 384 ТК РФ, помимо председателя КТС может быть избран из состава комиссии также заместитель председателя, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Именно работодатель обязан предоставить КТС помещение, необходимое для проведения заседаний, обеспечить оргтехникой, бумагой, другими средствами.

По решению общего собрания (конференции) работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии формируются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организаций. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. Представители работодателя в такую КТС могут быть назначены приказом руководителя организации (работодателя - индивидуального предпринимателя) либо по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих структурных подразделений.

Отдельные ученые предлагают создавать КТС при государственной инспекции труда, обеспечив тем самым независимость КТС от работодателя, поскольку члены КТС будут приниматься на работу государственной инспекцией труда на конкурсной основе*(50). Эта идея отражает деятельность трудового арбитража, но не КТС. Комиссия по трудовым спорам "сейчас является действительно социально-партнерским органом, деятельность которого направлена на досудебное урегулирование спора"*(51).

Комиссия по трудовым спорам - это орган местной исполнительной власти, который создаётся по инициативе работников или работодателя. Количество представителей от работников и работодателя должно быть обязательно равно. Об этом говорится в ст. 384 ТК РФ.

Если инициатива по созданию такой комиссии поступила от работников, то работодатель и представительный орган работников в течение 10 дней должны выбрать представителей и направить их в комиссию.

Состав комиссии по трудовым спорам

Как уже упоминалось, комиссия состоит из равного числа представителей работников и работодателей. Представители от работодателя назначаются руководителем организации или же индивидуальным предпринимателем. А представители от работников выбираются на общем собрании всех работников. Если какой-либо работник отсутствует на собрании без уважительной причины, он не может быть избран представителем в комиссию.

Если на предприятии есть представительный орган работников, то они могут делегировать работников в члены трудовой комиссии. Только после этого будет собираться общее собрание всех работников, на котором и будет происходить голосование за выбранных представителей.

Кроме комиссии по организации в целом на предприятии могут организовываться аналогичные комиссии в рамках структурных подразделений. Такие комиссии имеют право рассматривать споры, которые имеют отношение только к этим подразделениям. Из членов комиссии должны быть избраны её председатель, его заместитель и секретарь.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии

Комиссия по предприятию в целом имеет свою печать, которой она «скрепляет» свои решения. На каждом решении она должна стоять. Без печати решение комиссии считается недействительным.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии рассматривает споры, которые возникли между работодателем и конкретным работником. То есть только индивидуальные споры. Коллективные споры рассматривают другие органы.

Но не все споры может рассматривать этот орган. В его полномочия не входит рассмотрение споров:

  • о незаконном увольнении;
  • о восстановлении на рабочем месте;
  • о переводе на другую работу;
  • о немотивированном отказе в приёме на работу;
  • другие споры, которые перечислены в ст. 391 ТК РФ.

Заявление в комиссию может написать только работник. Работодатель должен сразу же подавать иск в суд. Работник также может обратиться в суд, минуя комиссию на предприятии.

Комиссия выносит своё решение по спору в течение 10 дней после получения заявления от работника. Копия этого решения вручается работнику. Решение комиссии является обязательным для исполнения работодателем и работником. Сделать это нужно в 3-дневный срок. Если одна из сторон не согласна с решением комиссии, она может подать в суд.

Работодатель и работник могут обратиться в суд в течение 10 дней после вручения им копии решения комиссии. Комиссия принимает своё решение по спору тайным голосованием. Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии.

«След» комиссии по трудовым спорам уходит ещё в Советский Союз. Раньше на каждом крупном предприятии существовал комитет по трудовым спорам. Его деятельность регулировалась Законом СССР от 11.03.1991 года № 2016-1 «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров».

Данный закон утратил свою силу в 2006 году, когда этот комитет был переименован в «комиссию по трудовые спорам», а нормы по регулированию её деятельности «перешли» в ТК РФ. Полномочия советского комитета были идентичны полномочиям современной комиссии.

Что рассматривает комиссия

Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры. В частности, к ним относятся:

  • споры, касающиеся условий труда работников;
  • споры, заключающиеся в несогласии с изменениями условий труда и трудового договора;
  • споры, относительно бригадной формы организации труда;
  • споры, касающиеся зарплаты работника;
  • разногласия относительно премирования работника;
  • несогласия, связанные с удержанием из заработной платы;
  • разногласия относительно оплаты труда в условиях, отклоненных от норм;
  • несогласия, связанные с гарантийными и компенсационными выплатами;
  • вопросы трудовой дисциплины;
  • споры о снятии дисциплинарных взысканий;
  • несогласие с отстранением от работы конкретного сотрудника;
  • разногласия о внесении соответствующих записей в трудовую книжку;
  • споры, связанные с выдачей трудовой книжки и оплатой времени ее задержки;
  • разногласия относительно рабочего времени и времени отдыха;
  • споры, связанные с охраной жизни и здоровья работников.

Об этом сказано в ст. 391 ТК РФ. Исходя из ном этой статьи, на рассмотрение комиссии не могут быть представлены следующие споры:

  • касающиеся восстановления работника на его рабочем месте, вне зависимости от того, по какой причине и по какому основанию были прекращены трудовые отношения с ним;
  • связанные с изменением даты и формулировки увольнения конкретного работника;
  • относительно перевода конкретного работника на другую работу;
  • касающиеся оплаты за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • связанные с неправомерными действиями / бездействием работодателя при работе, обработке и защите персональных данных работника;
  • касающиеся возмещения работником ущерба, который он причинил работодателю, если иной порядок действий не предусмотрен федеральными законами;
  • относительно необоснованного отказа в приеме человека на работу;
  • возникшие у лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, но не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
  • относительно предполагаемой дискриминации на рабочем месте.

Эти споры могут быть рассмотрены только в суде.

Срок ответа комиссии

Чтобы комиссия рассмотрела спор, работник, считающий, что его права были нарушены, должен подать заявление в КТС на рассмотрение. В заявлении он описывает все факты нарушения, при этом доказывая свою позицию и приводя необходимые доказательства.

Заявление подаётся в соответствии с нормами делопроизводства, то есть через секретаря или другого члена комиссии, который сможет правильно зарегистрировать входящий документ. В течение 10 дней с момента подачи и регистрации заявления в качестве входящего документа комиссия должна рассмотреть заявление работника. Срок рассмотрения императивный и не подлежит продлению или пересмотру.

Индивидуальные трудовые споры в комиссии

В ст. 381 ТК РФ дано определение индивидуального спора. Согласно трактовке этой статьи, такой спор - это разногласие, возникшее между конкретным работником и работодателем по некоторым вопросам.

К таковым вопросам относятся:

  • вопросы применения норм трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих в себе нормы трудового права;
  • вопросы по коллективным договорам и иным соглашениям;
  • вопросы применения конкретного локального нормативного акта в конкретной сложившейся ситуации;
  • вопросы по трудовым договорам, в том числе, об изменении некоторых индивидуальных условий труда и об установлении ранее не оговоренный условий.

Такой спор может возникнуть между:

  • работодателем и работающим сотрудником;
  • работодателем и уволенным работником;
  • работодателем и человеком, который не был принят на работу по различным причинам.

Коллективные трудовые споры в комиссии

Такой спор возникает между представителем работников и представителем работодателя. Конфликт возникает по вопросам, которые касаются:

  • установления и изменения условий труда;
  • заработной платы работников;
  • заключения, изменения некоторых условий и выполнение / невыполнение некоторых условий коллективных договоров;
  • отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии того или иного нормативного локального акта.

В стадии рассмотрения коллективного спора существуют примирительные процедуры. Это такие мероприятия, целью которых является решение конфликтной ситуации с помощью примирительной комиссии или иного посредника. Если спор не удаётся решить мирным путём, то одним из выходов является забастовка. Это временный отказ работников от выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей. Отказ происходит на добровольной основе с обязательным уведомлением представителя работодателя и самого работодателя.

В течение трех дней с момента возникновения коллективного спора на базе работодателя создаётся примирительная комиссия, которая должна изыскать пути мирного урегулирования конфликтной ситуации. Решение о создании данной комиссии должно быть оформлено в виде соответствующего приказа по предприятию. Представительный орган от работников также должен вынести своё решение о создании комиссии.

В течение 5 дней с момента выхода приказа о создании такой комиссии коллективный спор должен быть рассмотрен по существу. Если стороны придут к договорённости о продлении этого срока, то это можно сделать, но договорённость необходимо оформить в виде протокола.

Если стороны не смогли прийти к общему решению по результатам рассмотрения конфликта примирительной комиссией, то необходимо переходить к следующему этапу. Это рассмотрение спора с участием посредника.

Его выбирают обе стороны спора или же он назначается Службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Этот этап не является обязательным в процедуре решения коллективного спора, поэтому его можно пропустить и сразу же передать дело на рассмотрение трудовому арбитражу. Это временный орган, он не должен функционировать постоянно. В состав такого арбитража входят представители самого спора, а также представитель Службы по урегулированию. Если работодатель отказывается собирать арбитраж и передавать дело ему на рассмотрение, то работники имеют право устроить забастовку.

Решение комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам, в результате его рассмотрения, должна принять мотивированное решение. При этом необходимо соблюсти определённый алгоритм:

  • принимается в течение 10 дней с момента регистрации заявления от работника в качестве входящего документа;
  • спор должен быть рассмотрен только в присутствии самого работника или его представителя. Последний назначается по письменному заявлению от сотрудника;
  • разрешается приглашать различных экспертов, специалистов, свидетелей и иных работников, которые помогут принять мотивированное решение;
  • для принятия оптимального решения на заседании КТС должно присутствовать поровну представителей от каждой стороны конфликта;
  • в ст. 388 ТК РФ сказано, что решение принимается по результатам тайного голосования. Для принятия мотивированного решения достаточно простого большинства голосов.

В ст. 388 ТК РФ сказано, какая информация должна быть отражена в решении КТС по конкретному трудовому спору. Это:

  • полное и сокращённое наименование работодателя. Оно должно указываться именно так, как прописано в учредительных документах;
  • Ф. И. О., должность, профессия или специальность сотрудника, представившего заявление;
  • дата принятия заявления;
  • дата рассмотрения спора КТС;
  • содержание возникшего спора;
  • Ф. И. О. присутствовавших на заседании лиц из состава КТС, а также иных приглашенных лиц;
  • содержание принятого КТС решения, а также его правовое обоснование;
  • результаты голосования.

Вся эта информация обязательна к отражению в решении. Без этого решение может быть обжаловано в суде. Тогда вся работа комиссии не будет признана правомерной.

Решение подписывается председателем комиссии или его заместителем, имеющим такие полномочия. Заверяется решение «живой» печатью КТС. Копия документа выдаётся каждой стороне спора, а оригинал должен храниться в самой комиссии. Срок выдачи - 3 дня с момента принятия.

Сроки рассмотрения в комиссии по трудовым спорам

Чтобы комиссия по трудовым сборам была собрана, необходима инициатива, как представителей работников, так и представителей со стороны работодателя. Представители работников могут быть выбраны в члены комиссии следующими способами:

  • проведение общего собрания работников и выбор конкретных сотрудников;
  • делегирование нескольких работников от представительного органа работником, а потом дальнейшее утверждение списка на общем собрании.

Выбор членов и в том, и в другом случае происходит путём общего голосования. Побеждают те работники, которые набрали большее число голосов.

Представители в КТС от работодателя назначаются приказом руководства. В комиссии может быть сколько угодно членов. Главное условие - чтобы было равное количество и представителей от работников, и представителей от работодателя. Предложение о примерном численном составе должно исходить от инициатора по созыву комиссии.

Спор должен быть рассмотрен в течение 10 дней с того момента, как работник, чьи права были нарушены (по его мнению), подал заявление в КТС. Этот срок нельзя продлить или изменить по каким-либо причинам. По истечении этих 10 дней должно быть вынесено мотивированное решение комиссии.

Оно не является заключительным в решении спора. Если работник или работодатель не согласен с ним, он имеет право его обжаловать. Обжалование происходит только в судебном порядке.

Подать иск нужно в течение 10 дней с того момента, как сторона трудового спора получит копию решения комиссии. Если истец не может по каким-либо причинам подать иск именно в 10-дневный срок, он может его восстановить в судебном порядке.

На базе организации предусмотрено создание комиссии по трудовым спорам (КТС). Деятельность её регламентируется Трудовым кодексом. В ст.382 ТК РФ сказано, для чего создаются комиссии по трудовым спорам:

  • для решение возникших трудовых спорных ситуаций, конфликтных ситуаций на предприятиях;
  • для рассмотрения затянувшихся на длительный период конфликтов.

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

КТС – это обязательный орган, в полномочия которого может входить принятие решения на начальном этапе возникновения конфликта. Проводит в общеустановленном порядке его рассмотрение, опираясь на действующее трудовое законодательство страны. Также комиссия опирается на нормативно-правовые акты, которые прописывают норматив основных правоотношений.

Комиссия считается первичным досудебным органом , который может решать споры, не имеющие иного порядка рассмотрения, предусмотренного законом (ст.385 ТК РФ). Обращаться за решением конфликта вправе только работник, обращение работодателя законом не предусмотрено.

Рекомендуется перед обращением за помощью комиссии попробовать урегулировать возникшие разногласия, прибегнув к переговорам. Если не получилось найти компромисс, собирается комиссия для рассмотрения ситуации с вынесением решения.

КТС рассматривает конфликтные ситуации сотрудников, которые выполняют функциональные обязанности, основываясь на заключенный трудовой контракт при устройстве на работу.

Работник, с момента как узнал о нарушении своих прав (ст.386 ТК РФ) в 3-х месячный срок может выйти с обращением в КТС. Так же сотрудник, который уже уволился с работы, может подать обращение в КТС, если его спор связан именно с этой организацией. Это может быть выявление неверно начисленной заработной платы, либо не полностью произведены выплаты расчетных сумм при увольнении. Это является возможным только в случае, если не прошел установленный срок подачи обращения (3 месяца).

Статья 386 ТК РФ. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Теперь вы знаете, когда создается комиссия по трудовым спорам.

По чьей инициативе образуются?

Итак, а по чьей же инициативе образуется правозащитный субъект? Инициаторами создания КТС выступают сотрудники (коллектив) и работодатель, методом предоставления письменного обращения.

Данный процесс регламентирован ст.384 ТК РФ . Если рабочий персонал отказывается создавать КТС, то они не несут за это ответственности. Работодатель несет полную административную ответственность за отказ в образовании и формировании комиссии.

При поступлении такого обращения рабочий коллектив и работодатель в определенный законодательством период (10 дней) должны направить для членства своих представителей. Коллектив избирает претендентов на членство путем проведения собрания, или члены назначаются уполномоченными органами. Работодателем создается приказ о назначении лиц, утвержденных в состав комиссии.

Какие разногласия должна рассматривать?

Комиссия обязана рассмотреть следующие виды споров:

  1. правомерно ли были внедрены изменения, прописанные в трудовом договоре;
  2. неправомерное внесение изменений и дополнений договор, принятие решения об их аннулировании;
  3. условия гарантированной оплаты труда, выплата премиальных, дополнительные выплаты за совместительство, оплата ночных и сверхурочных часов;
  4. выплата дополнительных надбавочных сумм за выслугу лет;
  5. об определении рабочей нормы времени, и дополнительно отдыха;
  6. о нарушении законных прав сотрудников на очередной трудовой отпуск;
  7. о нарушении предоставления дополнительных льгот, предусмотренных законом, трудовым или коллективным договором;
  8. о незаконности денежных взысканий за допущенные дисциплинарные нарушения;
  9. выявление уважительности причин прогулов, при отстранении сотрудника от работы.

Примеры прений, которые орган может разрешить

Какие же примерно случаи конфликтов на рабочем месте могут до вести до возникновения спора?

Пример . Сотрудник не являлся на работу определенное время, по уважительной причине, имея подтверждающий документ. Но в связи с некоторыми причинами, он не смог вовремя уведомить руководство о причине своего отсутствия на рабочем месте.

Руководитель, собрав дисциплинарную комиссию, вынес решение о его увольнении, в связи с прогулами. На основании акта комиссии, был составлен приказ. Данный приказ не был подписан сотрудником с целью ознакомления, на что руководитель не обратил внимания. Уволенный сотрудник вышел с обращением создать КТС для решения его конфликта. Решением комиссии было принято восстановить его на рабочее место с выплатой денежных средств за дни его отсутствия по причине увольнения.

Еще один пример. Работодатель, в связи со снижением финансовых показателей предприятия, принимает решение сократить рабочий день, исходя из этого уменьшается плата труда персонала. Данные изменения не предусмотрены в трудовом договоре. Коллектив, при получении очередной оплаты труда, увидев изменения, обращается в КТС. Члены комиссии принимают решение восстановить прежнюю оплату труда сотрудникам, и оплатить недостающие денежные средства, при ранее полученной ими заработной плате.

Права, обязанности и функции

Порядок проведения индивидуальных споров изложен в ст.387 ТК РФ, но сам метод, по которому проводится сам процесс заседания, законом не определен.

Статья 387 ТК РФ. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Процесс обращения в комитет

Сотрудники имеют право подавать заявление, не имея доказательной базы для решения возникшего спора. Член КТС по возможности пробует принять меры разрешить конфликт с работодателем путем переговоров.

Для выяснения всех обстоятельств, приглашается работник и работодатель для выявления причины возникшего спора.

По результатам разрешения конфликта составляется протокол, рассматриваемый далее в КТС. Работник имеет возможность отозвать заявление до рассмотрения его на заседании комиссии. Отзыв подается посредством собственноручного заявления заинтересованной стороны, на любой стадии его рассмотрения. В данном случае комиссия прекращает разбирательство данной ситуации.

Регламент и сроки рассмотрения проблем

Все ситуации рассматриваются строго в присутствии заявителя или доверенного лица. Заседание может проводиться без заявителя только с его письменного уведомления на имя комиссии. При отсутствии на проведении заседания без обоснованных причин, рассмотрение переносится. При повторном отсутствии комиссия снимает обращение с рассмотрения. При данной ситуации заявитель может снова обратиться со своим конфликтом в комиссию, законе не лишает его этого права.

Самое главное, чтобы срок подачи обращения не превышал установленный (3 месяца). Период рассмотрения спора – 10 дней.

Кто может присутствовать по своему желанию на заседании?

Порядок процедуры, по которой проходит принятие решения, прописан в ст.388 ТК РФ . Комиссия должна собирается желательно в свободное от работы время, которое является более подходящим для заявителя. Само заседание не является судебной процедурой, свидетели могут являться на добровольной основе. Проводят его в открытой форме. Любой желающий, без всяких препятствий, имеет возможность посетить данное мероприятие.

Как выносится решение?

Окончательный вердикт комиссия выносит путем голосования, опираясь на большую часть голосов членов комиссии.

Голосование проходит тайно. Обе стороны, участвующие в разбирательстве, получают на руки по одной копии принятого решения, в трехдневный срок после окончания процесса. Его визирует председатель или его заместитель, и ставится печать, принадлежащая комиссии.

Какими компетенциями не обладает?

Не в компетенции КТС следующие действия :

  • замена штатов, изменение в оклады по должностям, внесение изменений в нормативы труда и обслуживания;
  • учет рабочего стажа, с целью получения льгот, если существует другой способ, установленный иными нормативно-правовыми актами;
  • повышение разрядов;
  • рассмотрение конфликтных ситуаций, разбирательство которых входит в полномочия судебных инстанций.

Чтобы не приходилось обращаться за помощью КТС, руководители должны действовать строго в рамках закона. Не ущемлять права работников, предусмотренные трудовым законодательством. Надо научиться находить компромиссы и решать сложившиеся ситуации, не прибегая к помощи различного рода инстанций.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт