Как тренировать обоняние. Учимся нюхать: как развить память на запахи. Роль органа обоняния

12.07.2019

Петрушенко Нина Анатольевна


Тема: Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой. Провести исследование взаимосвязной работы органов чувств. Разработать памятки сохранения органов чувств здоровыми.

Задачи:


  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;

  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;

  • воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам
Тип урока – урок – исследование.

Методы – беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.
Форма работы – в группе и фронтальная.

Оборудование:тетради учебники.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему урока (3 мин.)

Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование, вы будете работать в группах и исследовать работу органов чувств, выяснять, что необходимо для того, чтобы органы чувств оставались здоровыми.

3. Актуализация знаний (3 мин.)

Учитель: С помощью теста вспомним как человек воспринимает окружающий мир .

Работаем

Тест по теме: «Как человек воспринимает окружающий мир»

1.Отметьте, как называются органы зрения?

2.Органом какого чувства являются уши?

А)Осязания.

Б)Обоняния.

3.Как называются клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе?

А)Осязательные.

Б)Обонятельные.

В)Вкусовые.

4.Органом обоняния является...

5.Что воспринимает человек с помощью языка?

В)Внешний вид предмета.

Г)Признаки предмета на ощупь.

6.Что помогает человеку осязать мир?

7.Что помогают человеку воспринять органы чувств?

А)Предметы.

Б)Окружающий мир.

В)События.

Учитель: Молодцы, справились!

4. Изучение нового материала (15 мин.)

1. Учитель: Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”. Каких?

(на доске Мозг – зрение – слух – обоняние – осязание – вкус)

Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

2. Учитель: Каждая группа сегодня активно проводит своё исследование, выявит предмет в коробке с помощью органов чувств и докажет почему так считает, а не иначе.

1-я группа - слух; 2-я - обоняние; 3-я - осязание; 4-я - вкус.

Каждая группа проводит свое исследование: «обонянию» предлагается исследовать флакончик с ваткой, смоченной в цитрусовом масле.

«Слуху» - послушать, как звучит таинственная коробка, понять, что в ней перекатывается;

«Осязанию» - на ощупь определить, что находится в непрозрачном мешке;

«Вкусу» - попробовать с помощью одноразовых соломинок апельсиновый сок из непрозрачного стакана, закрытого бумажной крышкой.

Когда все группы закончат работу, учитель помогает детям сделать выводы по плану (каждый раз просит по возможности назвать несколько вариантов ):

Что может рассказать о своём исследовании группа «слух», «обоняние», «осязание», «вкус».

1. Как звучит предмет? (Без звука.) На что похоже?
2. Какой у него запах? На что похоже?
3. Какое оно на ощупь? На что похоже?
4. Какого вкуса? На что похоже?
Учитель: «Что же лежит в коробке? Давайте спросим «зрение». А «зрением» будем мы все». Учитель достает из коробки апельсин. Спрашивает, что может «сказать зрение». (Какого цвета, какой формы предмет.) Обсуждает с детьми, какой орган оказался самым «догадливым».
Далее учитель спрашивает: «А если бы в коробке был колокольчик, то какой орган помог бы нам больше остальных?» Затем делает вывод: «И все же определеннее всего дает нам знать о мире зрение. И пословица тоже об этом говорит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”».

А теперь послушаем представителей каждой группы, что интересного они исследовали

о зрении:

об обонянии:

об осязании:
Учитель подводит итог:

«Вот так же, как и мы сейчас дружно работали, сотрудничают наши органы чувств, помогая нам жить в окружающем мире. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Как нужно относиться к таким людям.

Учитель: наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.

Учитель: Посмотрите на картинки на доске. Какое можете предложить задание?

– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?


  • Читать и писать при хорошем освещении

  • Свет должен падать слева

  • Читать и писать на расстоянии 30-35 см

  • Нельзя читать лёжа и в транспорте

  • Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров

  • Не сидеть долго за компьютером

  • Нельзя тереть глаза руками

  • Делать зарядку для глаз

  • Глазам нужен отдых

  • Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо
Физминутка для глаз

– Как нужно беречь свой слух?


  • Содержать уши в чистоте

  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух

  • Сильный шум портит слух

  • Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках

  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине
– Как надо беречь свой орган вкуса?

  • После приёма пищи прополоскать рот

  • Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык

  • Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки

  • Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм
– Как сохранить обоняние?

  • Нужно беречь себя от простуды

  • Содержать нос в чистоте

  • Если есть насморк, то необходимо его лечить

  • Закаляться

  • Не засовывать в нос мелкие предметы

  • Пользоваться личным носовым платком
Как ухаживать за кожей?

  • Кожу надо содержать в чистоте

  • Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой

  • Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины

  • Умываться то холодной, то горячей водой

  • Носить чистое бельё

  • Содержать в чистоте и подстригать ногти

  • Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу
– Какие пословицы о здоровье человека вы помните?

Варианты пословиц :


  • Здоров будешь – всё добудешь.

  • Здоровье не купишь – его разум дарит.

  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.

  • Не рад больной и золотой кровати.

  • Здоровье – дороже богатства…

6. Подведение итогов (2 мин.)

– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.

7. Рефлексия (1мин)

О чём было интересно узнать?

Что понравилось больше всего?

Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.

Обсудим вместе. Почему поэт связывает слова «я живу» с органами чувств человека?

Ответ. Жизнь человека – это взаимодействие с окружающей средой, постоянный обмен веществ с ней. Чтобы жить, человеку необходимо ориентироваться в окружающей среде. А делает это он с помощью органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и других. Поэтому поэт так охарактеризовал свои ощущения.

Зрение

Вопрос. Рассмотрим различные предметы. Какие зрительные впечатления о них мы получили? Какие признаки предметов мы увидели? Согласны ли мы с выводом «Глаза – наши «окна» в мир?»

Ответ. Я согласен с этим выражением. Большую часть информации из внешнего мира мы получаем при помощи органов зрения. Мы можем определить цвет предмета, его размеры, расстояние до него, дать характеристику. При помощи органов зрения мы узнаем предметы, различаем людей, воспринимаем письменную речь.

Слух

Поиграем. Закроем глаза и постараемся определить, с какой стороны (слева, справа, сзади, спереди и т.д.) идет звук. Согласимся ли мы с выводом: «Слух помогает нам ориентироваться в окружающем мире?»

Ответ. Я согласен с этим утверждением. Благодаря звукам мы ориентируемся в окружающей среде, можем общаться друг с другом, слышим звуки природы, музыку, избегаем опасность.

Вопрос. Объясни, почему нужно выполнять эти правила.

1. Старайся не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.

2. Не включай магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.

3. Не засовывай в ухо разные предметы.

4. Для чистки ушей используй ватный жгутик.

Ответ. Все это правила гигиены слуха. Громкая речь, музыка вызывает нарушение барабанной перепонки, слуховых косточек. При этом утомляются нервные окончания, что приводит к снижению слухового порога. Если засовывать в ухо различные предметы, то можно повредить внутреннее ухо, барабанную перепонку необходимо очищать уши от ушной серы, но делать это надо мягкими предметами.

Обоняние

Вопрос. Что такое обоняние? Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь обоняние?

Ответ. Обоняние – это способность воспринимать запахи. Запахов очень много. Распознать их позволяют специальные клетки, расположенные в слизистой оболочке носа. Мы различаем до четырех тысяч запахов, а вот собака в несколько раз больше. От чувствительных клеток информация поступает в мозг, где она анализируется.

Задание. Понюхаем различные вещества: духи, чеснок, хрен, цветок. Разделим запахи на две группы – приятные и неприятные.

Ответ. Приятные запахи – духи, цветы; неприятные запахи – чеснок, хрен.

Обсудим вместе. Понюхаем что-нибудь приятное, например вкусную пищу. Для этого глубоко вдохнем через нос. А теперь зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. В каком случае мы почувствуем запах? Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена? Объясним свои ответы.

Ответ. Мы чувствуем запахи, когда дышим через нос. Именно органы обоняния в первую очередь сообщают нам, что пища не испорчена. Во вторую очередь - это будут органы вкуса.

Вопрос. Подготовься к беседе. Подумай, как ответить на вопросы: «Почему во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи? Почему человек никогда не путает запах рыбы и запах цветов?»

Если у тебя дома есть кошка или собака, понаблюдай, как они реагируют на запахи. Расскажи об этом в классе.

Ответ. Во время насморка забиваются нервные окончания на слизистой носа. Кошка и собака когда что-то обнюхивают, расширяют ноздри, глубоко вдыхают воздух, дыхание у них учащается

Вкус

Задание. Положим на язык кусочек сахара. Подождем, пока он растает. Вытрем чистой салфеткой свой язык и быстро проведем по нему другим кусочком сахара. В каком случае мы почувствовали вкус? Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Различить вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает».

Ответ. Да, такой вывод мы можем сделать. Чувствительные окончания на языке раздражаются только когда пища влажная. А слюна смачивает пищу.

Вопрос. Рассмотри рисунок. Прочитай подписи. Используя слова «слева», «справа», «спереди», «сзади», объясни, как разные части языка (зоны вкуса) различают кислый, сладкий, соленый, горький вкус.

Объясни, как ты понимаешь слово «дегустатор». Как ты считаешь, какие органы чувств особенно развиты у людей этой профессии?

Ответ. Задняя часть языка различает горький вкус. Левая и правая часть языка различает кислый вкус. Левая и правая часть ближе к кончику языка различает соленый вкус. Кончик "спереди" языка различает сладкий вкус. Дегустатор - это человек способный лучше других определять разные вкусы и запахи. У этих людей лучше других развиты органы обоняния и вкуса.

Осязание

1. Возьмем в руки кусочек льда, дотронемся до стакана с горячей водой, погладим ладонью мех. Что мы ощущаем (осязаем)? Сделаем вывод, ответив на вопрос: «Помогает ли осязание воспринимать мир?

2. Опустим руку в теплую воду. Что мы ощущаем. Измениться ли ощущение через несколько минут. Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Рука привыкла к температуре и перестала чувствовать тепло».

3. Проведем игру-упражнение «определи предмет на ощупь». Ученик опускает руку в мешок, не глядя выбирает предмет и на ощупь определяет, что это и из чего сделано.

Сравним сделанные нами выводы с текстом.

Ответ. 1. При помощи органов осязания мы воспринимаем окружающий мир – тепло, холод, поверхность предметов – мягкие, жесткие, гладкие, шероховатые. От осязательных клеток сигналы идут в головной мозг и человек, даже с закрытыми глазами способен различать размер и форму предмета, реагировать на изменение температуры, отдергивать руку от горячего предмета или колющего предмета.

2. Сначала мы ощущаем тепло, а затем мозг перестает реагировать но поступающие сигналы. Это защитная реакция мозга. Так он защищается от утомления. А в быту говорят, рука привыкла.

3. Человек определяет предметы на ощупь В этом помогает опыт предыдущей жизни. А вот если попадется незнакомый предмет, то человек затруднится назвать что это.

«Улыбка» - Как сохранить улыбку красивой? Шейка. Временные постоянные. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Не злоупотребляйте сладостями и сахаром! 3. Меняйте зубную щетку каждые три месяца. 2. Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед. Движения щетки – снизу вверх. 3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба.

«Внешность человека» - В искусствоведении: Начинаем от макушки и постепенно спускаемся до подбородка. Люди помогите, пожалуйста. Описание внешности. Какая внешность нравится вам? Составьте план описания внешности. Примерный план сочинения по картине. Основная часть. В криминалистике: Какой должна быть внешность человека? В описаниях соблюдена подробная градация частей тела и элементов лица.

«Науки о человеке» - Уильям Гарвей 1587-1657. Наличие ушной раковины. Рене Декарт 1596-1650. Цитология. Аристотель 384-322 до н.э. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Человеку свойственна речь как средство общения. Психология. Положение человека в классификации животного мира. Андреас Везалий (1515-1564). Основы военно-полевой хирургии.

«Рост человека» - Зависимость роста свободной энергии, располагаемой человечеством, от числа людей. Число родов. Возможные биологические основы «Глобального кризиса». Микрограмм. «Наши правнуки погибнут не от голода, а от давки» (шутка von Foester). Чем человек отличается от животных? Микрограммы! Но есть ли в биологии примеры роста по гиперболическому закону?

«Человек» - Человечество развивается с ускорением. Развитие человечества ускорялось. Городские жители составили около 45% мирового населения. Значение происходящей сейчас информационной революции двояко. Еще одна уникальная примета современности - всеохватность и быстродействие информационных связей. В 1995 г. отметку в 10 млн человек превысили 14 городов мира.

Всего в теме 9 презентаций

Или, как принято их называть, сенсоры способны воспринимать информацию, которая нас окружает. Они же с помощью нервных импульсов передают информацию в мозг, где происходит ее анализ. Зачем все это нужно?

Органы чувств крайне необходимы живым существам, мы без них просто не могли выжить. Как достать себе еду, если нет глаз? Как отличить запах уксуса от запаха воды, если нет органов обоняния? И как мы поймем, что нездоровы (ударились, порезались или обожглись), если нет тактильного восприятия? Человек без сенсорных систем однозначно существовать не может. Именно поэтому мы будем обсуждать довольно важную проблему - как беречь органы чувств.

Памятки такого рода должны присутствовать в школах, университетах и даже в детских садах. Очень важно ребенку с самого раннего возраста донести то, что сенсорные системы своего организма нужно обязательно беречь.

Первое, что необходимо знать, - это то, что органов чувств у человека всего пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если говорить совсем уж просто, то мы способны видеть, чувствовать запах и вкус, слышать и ощущать тактильно. Каждый орган чувств имеет свои определенные особенности, поэтому мы рассмотрим каждый в отдельности.

Зрение и его защита

Когда же человек впервые узнает такой термин, как органы чувств? 4 класс начальной школы дает такую информацию, но родители должны побеспокоиться об этой проблеме намного раньше, чем детям проведут короткий урок биологии по этой теме.

С самых первых дней жизни именно глаза дают возможность ребенку изучать пока неизвестный ему окружающий мир. С помощью зрения мы не только видим предметы, цвета и формы, но и определяем пространственное положение объекта. Благодаря этому органу чувств человек способен писать, читать, знакомиться с шедеврами литературы и искусства, а это немаловажно для развития и становления личности.

Нас окружает большое количество различных раздражителей, но особое значение имеют зрительные, потому что 90 процентов информации мы получаем именно благодаря зрению. Именно по этой причине мы разберемся, а конкретнее - зрение. Необходимо выполнять некоторые правила:

  • Хорошее освещение во время чтения.
  • Запрет на курение.
  • Питание, полезное для зрения.
  • Если вы носите очки или линзы, то обязательно ухаживайте за ними.
  • Меняйте линзы и очки вовремя.
  • Если врач прописал очки, то их надо носить.
  • Посещайте врача.
  • Правильно обращайтесь с компьютером, телевизором, телефоном и так далее.
  • Делайте простую гимнастику во время дня.

Эти простые действия помогут сохранить вам зрение или даже улучшить, если вы не запустили данную проблему. Помните, что зрение может испортиться и по причине механической травмы, поэтому защищайте их специальными очками или маской во время опасной работы. Не смотрите на яркие источники света (лазер или сварка).

Вкус

Все знают, что органом вкуса является язык. Это подвижная мышца, одна из самых сильных в человеческом организме. Поверхность нашего языка не гладкая, а шершавая, это можно объяснить наличием большого количества маленьких сосочков, которые и помогают нам определять вкус пищи. Все сосочки можно разделить на такие группы:

  • Нитевидные.
  • Конические.
  • Грибовидные.
  • Желобовидные.
  • Листовидные.

Исходя из формы, они выполняют какие-либо определенные функции. Теперь небольшой список правил, как беречь органы чувств (вкусовые рецепторы):

  • Нельзя есть сильно горячую еду или пить кипяток.
  • Обязательно необходимо перед едой мыть руки.
  • Нельзя брать в рот неизвестные препараты, растения и другие предметы.
  • Помните золотое правило: «когда я ем - я глух и нем». Не разговаривайте во время еды, это поможет вам не поперхнуться.

Обоняние

Органом чувств здесь выступает нос. Благодаря ему мы не только можем чувствовать прекрасные ароматы, но он нас предупреждает о многих опасностях, таких как пожар или утечка газа. Очень важно знать, как беречь органы чувств, в том числе и

  • Не вдыхайте непосредственно из емкости неизвестную жидкость, направляйте воздух к носу с помощью движений руки.
  • Для органа обоняния очень вредна пыль, делайте ежедневные влажные уборки и проветривания.
  • Курение или вдыхание табачного дыма также способны ухудшить ваше обоняние.

Слух

Органы слуха - это наши уши, которыми мы воспринимаем различные звуки. Последние представляют собой колебания, распространяемые с помощью звуковой волны. Не все звуки слышны человеку, есть определенные пределы, а выходящие за их границы звуки - это инфразвук или ультразвук. Слух беречь необходимо, а как это делать, мы рассмотрим прямо сейчас. Памятка, как беречь органы чувств (слух):

  • Нельзя кричать на ухо и слушать громкую музыку.
  • Нельзя чистить уши с помощью острых предметов, иначе можно повредить перепонку.
  • Ежедневно мойте или чистите уши.

Осязание

У нас остался последний орган чувств - кожа, именно она участвует в процессе осязания. Она имеет главную функцию - защиту организма от внешнего воздействия. Кожа помогает нам различать тепло, холод, боль и так далее. Переходим к главному вопросу. Итак, памятка, как беречь органы чувств:

  • Ежедневно принимайте ванну или душ.
  • Носите чистую и качественную одежду.
  • Избегайте ожогов, порезов, обморожений и так далее.
  • Нельзя трогать незнакомые растения и уличных животных.

Соблюдая эти простые правила можно надолго сохранить здоровыми свои органы чувств.

Есть физические упражнения, есть ароматерапия, есть специальные точки для массажа.

Вообщем если вы сделали всё что могли: посетили врачей, сделали снимок носа и как такового точного диагноза из-за чего ваш носик плохо воспринимает запахи вам так и не поставили, тогда обратимся к проверенным методам народной медицины. Или даже не делали этого,а просто хотите лучше чувствовать запахи.

Предложу несколько способов, а вы выбирайте какой вам понравится. От себя советую использовать все и уделить внимание своему носу хотя бы 15 минут в день.

Физические упражнения

По мнению восточных философов, точки отвечающие за ваше обоняние, находятся на ягодицах. Поэтому сядьте на пол и вытяните ноги вперёд. А теперь попытайтесь на ягодицах пройти какое то расстояние .

Не ленитесь! И делайте ягодицами по твёрдому полу шагов пятнадцать. Для улучшения эффекта наденьте шорты с карманами сзади и положите туда немного пластмассовых шариков, бусинок или пулек с детских пистолетов - это не только улучшит ваше обоняние но и сделает профилактику целлюлиту .

Точечный массаж

На вашем носике над крыльями носа находятся небольшие впадинки. То есть это место где заканчивается костяная часть носа и начинается хрящевая. С обеих сторон хотя бы минут по пять в день круговыми движениями массируйте эти впадинки.

На затылке, в месте где позвоночник соединяется с черепом, то есть место между черепом и первым шейным позвонком, есть точка отвечающая за обоняние и при её самомассаже снимается заложенность носа и улучшается кровообращение головы. А так как обоняние - это такая вещь, которая во многом зависит от работы мозга, то помассировать её необходимо.

Ароматерапия

Очень хорошо помогает вернуть обоняние эфирное масло базилика. Это просто удивительное масло творящее чудеса. Только если вы купите натуральное эфирное масло.

Качественное эфирное масло продаётся обязательно в бутылочках с тёмным и стеклом и приписка «100% натуральное масло» должна присутствовать.

Купите аромалампу. К ней продаются маленькие свечки в жестяных посудинках.

Накапайте на донышко лампы 3-5 капель эфирного масла базилика и чайную ложечку воды. Внизу есть ниша для свечки подожгите свечу и поставьте её туда. При нагреве масло испаряется и наполняет комнату ароматом, который попадает в ваши дыхательные пути и осуществляет лечение.

Ветренная, специально для Фитомании https://сайт

Раздел:

© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт