Как успокоить сильный зуд. Домашние средства от зуда кожи. Болезни, вызывающие зуд кожи тела

17.02.2019

3 .4. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Методика беседы за "круглым столом" строится, как извест­но, на основе принципа коллективного обсуждения проблемы. Эта форма проведения семинарского занятия привлекает, прежде всего, тем, что дает возможность каждому на равных изложить свою точку зрения. Важно создать доброжелательную обстановку. Уважительное отношение преподавателя к студентам и студентов друг к другу - очень важное условие успеха беседы "круглым столом". Итак, беседа за "круглым столом"- по своей природе требует стро­гого следования принципам равенства и демократизма.

Прин­цип равенства означает отсутствие каких-либо привилегий у одних участников бесе­ды перед другими, отказ от какой бы то ни было субординации меж­ду участниками. Никто не довлеет, в споре все равны.

Соблюдение принципа демократизма должно исключать на встречах за "круглым столом" любые проявления авторитаризма, зажима критики, навязы­вания собственных взглядов и убеждений. Недопустимы любые формы запретов, а также конформного отношения со студентами.

Преподавателю очень важно следить за тем, чтобы беседа не носила схоластический характер. Главная и наиболее сложная задача- уме­ние соединить доказательность и убежденность в ходе дискуссии.

Беседа за "круглым столом" может быть пред­ставлена в упрощенном виде как цепочка, состоящая из последова­тельно соединенных постановочного тезиса в виде вопроса, его доказательства, возможных и реальных контраргументов, их опро­вержения, превращения тезиса в итоге дискуссии в убеждение участ­ников.

Готовясь к проведению семинарского занятия в форме "кругло­го стола", преподаватель должен подумать о формулировке темы, на­полнении ее таким содержанием, которое имеет не только теорети­ческое, но и практическое значение, а также затрагивает интере­сы студентов и волнует их.

Подготовка "круглого стола " требует серьезной работы всех будущих участников беседы.

Очень важна организующая функция преподавателя. Дискуссией надо управлять. Преподаватель продумывает логику изложения, намечает узло­вые вопросы, последовательность их рассмотрения, выбирает веду­щего. Им должен быть наиболее подготовленный студент, пользую­щейся большим авторитетом в группе.

Ведущему отводится наиболее ответственная роль. Он, как ди­рижер, направляет ход спора. Ему приходится проявлять последо­вательность, твердость и принципиальность, чтобы защитить свои убеждения, умение сопоставлять точки зрения всех участников дис­куссии и утверждать в сознании студентов идеалы научного миро­воззрения.

Ведущий должен изучить всю имеющуюся обязательную и допол­нительную литературу, продумать вместе с преподавателем логику раскрытия материала, последовательность проведения беседы; зара­нее заготовить блоки проблемных вопросов, естественно, продумать и ответы на них, разработать сценарий проведения беседы.

Преподавателю необходимо заранее, сориентировать всех студен­тов на те конкретные проблемы, которые планируется обсудить, дать консультацию по всем возникшим вопросам. Студенты изучают тему по первоисточникам, наиболее интересным монографиям, статьям.

Во время беседы желательно посадить всех студентов за один стол, чтобы они смотрели не в спину, а в лицо друг другу. Это расширяет круг участников, как бы раскрепощает собеседников, содействует свободному обмену мнениями.

Следующий важный этап методической работы - построение беседы за «круглым столом».

Сценарий проведения беседы за "круглым столом":

1)вступительная часть,

2)постановка проблемных вопросов,

3) дис­куссия по ним,

4)подведение итогов обсуждения,

5) разработка рекомен­даций или информационного материала для последующего использова­ния участниками встречи.

Вступительная часть может состоять из информации о предме­те дискуссии, плане ее проведения, регламенте. С нею связана и постановка проблемных и поисковых вопросов. Важно их формулиро­вать так, чтобы вызвать дискуссию и стимулировать постановку новых вопросов.

В беседе за "круглым столом" могут возникнуть тупиковые си­туации, дискуссия не разгорается, аудитория не принимает предложения к обмену мнениями. В таких случаях нужно принять меры по активизации участников беседы, но при этом, ни в коем случае не следует обращаться к призывам, требовать от аудитории активности. Если не "работает" одна проблема, можно предложить к обсуждению другую, близкую ей по содержанию.

Исключительно ценным качеством для выхода из тупиковых ситу­аций является способность преподавателя и ведущего к импровиза­ции. Умение перестроить план беседы по ходу встречи, проявить на­ходчивость и смелость в изложении острых проблем, продемонстриро­вать методическое мастерство в трудной ситуации - означает прео­долеть неблагоприятное течение дискуссии, придать ей динамизм, вернуть в русло плодотворного обмена мнениями.

Дискуссия завершается, когда возможности новых убедительных выступлений исчерпаны и у студентов уже сложилось представление об истине, однако объективная оценка позиций должна быть сделана преподавателем. Весьма полезно отметить положительные и отрица­тельные моменты в аргументации обеих сторон, выделить позицию, к которой склоняется большинство. Хорошо, когда беседа за "круглым столом" приведет большинство участников к единому мнению. Однако этого нельзя требовать, поскольку дискуссия призвана не только давать ответы, но и содействовать поиску истины, процессу поста­новки новых вопросов, а тем самым стимулировать разработку новых проблем.

Итоги встречи подводятся в кратком заключительном слове преподавателя, намечаются вопросы к обсуждению на следующем занятии.

Анализируя работу ведущего, следует подчеркнуть его силь­ные и слабые стороны (например, плохо, если проявлялось стрем­ление навязать свое мнение). Оценка выступлений дается исхо­дя из общей подготовленности студента по теме и с учетом его активности в дискуссии, искусности в ведении спора, мастерства полемики, умения аргументировать отстаиваемые положения.

Обычно такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию творческой инициативы студентов, формированию у них навыков самостоятельного мышления.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА «КРУГЛЫХ СТОЛОВ»

Тема 1. Экологическая проблема. Угроза глобальной экологичес­кой катастрофы

Литература

Тема 2. Глобализация и взаимодействие цивилизаций

Литература:

    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.1999.

    Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М. 1984

    Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003.

    Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

    Глобальные проблемы цивилизации. – М., 1987.

    Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

    Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.

    Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М.,2000.

    Тоффлер Э.Третья волна. – М.1999.

    Уткин А.И. Философия глобальных проблем. – М., 2000.

    Уткин А.И.Американскаястратегия для XXI века. – М..2000.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994. - № 1.

    Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.

    Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М. 1994.

Тема 3. Современные философские и научные гипотезы

происхождения человека

Литература

    Адлер А. Понять природу человека. СПб.,1997.

    Андреев И.Л. Происхождение человека и человечества. М., 1988

    Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

    Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004.

    Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

    Человек в системе наук. М., 1989.

    Это человек. Антология.М: Высшая школа.1995.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Особенностью круглых столов является их непредсказуемость, не реальная, так как очевидно, что любой организатор пожелает максимально контролировать происходящее, а теоретическая. Именно этот момент делает Круглые столы привлекательным форматом для аудитории. Следует заметить, что любые дискуссионные мероприятия (допустим, дебаты) одновременно являются относительно рискованным решением и, в то же время, предоставляют организатору существенное преимущество – возможность проявить свою креативность.

Цель «круглого стола» - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому «круглый стол» имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).

2. Полифоничность «круглого стола» (в процессе «круглого стола» может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола»).

Организационные особенности круглых столов :

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; существенные ограничения в плане количества посетителей; камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего дискуссии. В Ватикане модератор был лицом, которое указывало на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Не будет преувеличением утверждение, что от ведущего (модератора) Круглого стола зависит практически все. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.

Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.

Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.

Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.

Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Структура круглого стола

Круглый стол предполагает:

1. готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей ее решения.

2. наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

1. неразрешённый вопрос;

2. равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

3. выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

При проведении «круглого стола» для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

· Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два.

· Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.

· Установить регламент выступлений.

· Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

· выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

· подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

· подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

· подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

Определение понятийного аппарата (тезауруса);

Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

Разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;

Заключительную речь модератора;

· оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

· консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

· подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

II Дискуссионный этап состоит из:

1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

· - избегай общих фраз;

· - ориентируйся на цель (задачу);

· - умей слушать;

· - будь активен в беседе;

· - будь краток;

· - осуществляй конструктивную критику;

· - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

· Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола».

3. проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4. выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:

5. ответов на дискуссионные вопросы;

6. подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

· подведение заключительных итогов ведущим;

· установление общих результатов проводимого мероприятия.


Похожая информация.


«В споре рождается истина» - эта латинская пословица очень ярко характеризует человеческую сущность. Жаркие дебаты, прения и дискуссии, видимо, повелись еще с тех давних пор, когда человек только научился разговаривать. Круглый стол (мероприятие) - это место, где нужно и можно говорить.

Доблестные рыцари и великие ораторы

Едва ли организованной беседой могли похвастаться жители первобытно-общинного строя, но уже в более позднее время, когда мировая цивилизация вышла на новый, более качественный уровень, дебаты стали искусством. В учебных заведениях принято было изучать не только науку и грамоту, ораторское мастерство было отдельной дисциплиной.

Такое явление, как круглый стол (мероприятие), - это не просто обозначение процесса. Равноправный способ общения, который предполагает разговор в таком формате, по легендам, основал фольклорный герой король Артур. Достоверной информации, подтверждающей существование реального человека с таким именем, нет, тем не менее история про него и его рыцарей, восседавших за столом круглой формы, любима не только англичанами, но и всем миром.

Кому нужен круглый стол?

Многочисленные дискуссионные клубы очень живо доказывают, сколь необходима такая как круглый стол. Мероприятие это предполагает беседу по определенным правилам, в установленных рамках и заданном формате. Во все времена в обществе было принято выносить обсуждение спорных вопросов на всеобщее рассмотрение. Это проявление демократии в наше время встречается все чаще. Проведение конференций происходит по самым разнообразным поводам. Решение бизнес-вопросов, научные конференции, политические прения и многие другие вопросы решаются посредством коллективного обсуждения.

Все же не следует думать, что подобное мероприятие доступно лишь великим дельцам и политикам. Очень часто заседание круглого стола происходит в учебных заведениях всех уровней. Даже стандартная «пятиминутка» на работе - это своеобразный круглый стол. Правда, в этом варианте посыл равноправной беседы немного искажен, тем не менее высказаться может каждый.

Круглый? А может быть, прямоугольный? Квадратный?

Круглый стол (мероприятие) - это словосочетание, которое в двадцатом веке обрело значение термина, определяющего общепринятый формат конференций, встреч на самых разных уровнях.

Стол, его форма, рассадка участников, наличие в зале других атрибутов доски, мультимедийной аппаратуры) зависят от того, с какой целью проводится встреча.

Беседа за столом круглой формы будет происходить в наиболее непринужденной и равноправной обстановке. Если мероприятие все же предполагает лидера, ведущего, то целесообразнее использование стола для переговоров квадратной, прямоугольной или П-образной форм. Тогда его возглавляет руководитель или председатель. Когда беседа требует более активного процесса, например, ораторам необходимо находиться в движении, иметь доступ к каждому присутствующему для личного разговора, передачи ему данных, документов, необходимо использовать стол, установленный буквой П с открытым проходом, где участники конференции смогут свободно передвигаться.

Основные правила

Вообще, разные форматы предполагают неодинаковые варианты. Очень многое зависит от того, присутствует ли среди участников лидер. Он не обязательно должен быть оглашен таковым для всеобщего внимания. Но понимание того, что некий человек имеет большее влияние и власть, является показателем его авторитета и воздействия на собрание. Зачастую такого человека (гласного или необъявленного лидера) усаживают во главе стола, а рассадка других участников происходит по принципу «чем важнее, тем ближе». То есть приближенные к руководителю персоны сидят рядом с ним. Заместитель, второй человек в организации после босса, располагается по правую руку.

Проведение конференций предполагает порядок и следование графику, регламент события. Выступления основных ораторов запланированы. Они же, в свою очередь, обязаны сделать свой доклад максимально информативным, логичным и кратким. Реплики, которые участники желают высказать, можно произносить лишь с разрешения руководителя и тогда, когда спикер закончил свое выступление.

Как организовать круглый стол?

Круглый стол организовывается с некой целью. Чаще всего она заключается в решении определенных проблем. Чтобы добиться положительного результата, необходимо разработать сценарий круглого стола.

Грамотно проведенное мероприятие имеет определенную очередность событий. На какие основные этапы нужно разбить конференцию?

Введение. Этот этап предполагает, что руководитель или организатор всего процесса ознакомит присутствующих с целью собрания, а также представит себя, гостей, участников, лекторов. После этого начинается следующий этап.

Ознакомление с предметом разговора. В этот момент ведущий круглого стола вкратце объясняет проблематику вопросов, и происходит первое обсуждение. Коллегиально участники должны выяснить все «проблемные места», обсудить первоочередные задания и полностью войти в курс дела.

Далее каждый из участников может высказать свои доводы, аргументы, мнение касательно того, как выйти из той или иной ситуации. Именно в этот момент происходят наиболее отчаянные дискуссии и споры. Ведущий мероприятия просто обязан возвращать участников в мирное русло и тему беседы.

Когда все мнения высказаны, приходит время принятия решений и подведения итогов. Этот завершающий этап становится апофеозом события и его результатом.

В дискуссии нет проигравших, а в споре нет выигравших, как сказал Б. Тойшибеков. Конструктивный диалог всегда приведет людей к общей точке зрения и позволит найти выход из самой трудной ситуации, а поможет им в этом круглый стол.

Зуд способен вызвать дискомфорт и спровоцировать раздражение кожи. Интенсивное расчесывание дермы приводит к появлению микротрещин, являющихся источником беспрепятственного проникновения патогенных микробов в организм. Попавшая инфекция усиливает зуд, избавиться от которого можно быстро и действенно с помощью специальной мази. Препарат рекомендуется подбирать индивидуально и в зависимости от причин появления симптома.

    Показать всё

    Причины и симптомы

    Чтобы правильно выбрать препарат от зуда и раздражения кожи, нужно знать причину возникновения такого симптома. Известно несколько факторов, провоцирующих подобные проявления, которые условно можно разделить на 2 типа:

    2. Скрытые причины:

    • системные инвазии;
    • расстройства психоэмоционального характера;
    • заболевания систем и внутренних органов (почек, печени, сахарный диабет);
    • проявление побочных действий лекарств.

    Явные провоцирующие факторы хорошо видны, их можно определить по таким характерным признакам, как припухлость и краснота в месте поражения эпидермиса, укуса или ожога. Скрытые подобных симптомов не имеют, зуд может появиться в любой области на поверхности кожи, тогда как специфические признаки основного заболевания отсутствуют.

    Поэтому использование противозудных мазей, лечащих внешние проявления, вызванные явными причинами, практически сразу дает положительный эффект. При возникновении скрытых провоцирующих факторов средства местного действия результатов не принесут.

    При появлении зуда неясной этиологии без явных причин, не поддающегося лечению мазями, рекомендуется пройти обследование внутренних органов.

    Часто патология возникает после перенесенного стресса на нервной почве. В таком случае после приема успокоительных препаратов симптомы проходят быстро, а применение средств местного действия будет менее эффективным.

    Даже при вполне понятном патогенезе кожного зуда рекомендуется проконсультироваться с врачом.

    Показания к применению мазей

    Показания к применению мази, избавляющей от раздражения, основаны на причине его появления и симптоматике. Воспользоваться препаратами местного назначения следует в таких случаях:

    • Зуд, появившийся из-за повышенной сухости кожи или вследствие длительного нахождения на солнце.
    • Аллергическая реакция после приема медикаментозных средств или лекарственных препаратов.
    • Поражения эндокринной системы, заболевания печени, почек и крови.
    • Укусы насекомых, чесотка.
    • Грибковые и инфекционные заболевания, повреждения кожи.

    При использовании неподходящего лекарственного средства болезнь может усугубиться.

    Антигистаминные

    Для воздействия на гистамин (вещество, выбрасываемое организмом во время аллергической реакции) используют антигистаминные средства, которые способны быстро облегчить состояние, устранить зуд, воспаление и отечность. Они восстанавливают проходимость кровеносных сосудов, снижая гиперемию. Препараты делятся на 3 группы:

    1. 1. Негормональные - используются при легком зуде, возникшем вследствие аллергической реакции организма, солнечных ожогах или единичных укусах насекомых на теле и лице.
    2. 2. Гормональные - снимают локальные симптомы при аллергии в тяжелых формах.
    3. 3. Мази противоаллергические с антибиотиками - устраняют зуд, вызванный воспалительными процессами.

    Максимально безопасными и эффективными считаются препараты третьего поколения, воздействующие только на отдельные рецепторы и не затрагивающие другие органы и системы. Это Гисманал, Телфаст, Зиртек, Трексил.

    Негормональные

    При кожном раздражении и зуде используют негормональные средства местного воздействия, которые оказывают влияние на кожные рецепторы, блокируя все неприятные ощущения. Они наносятся на место поражения.

    К наиболее эффективным относятся:

    • Фенистил - выпускается в форме геля, устраняет неприятные ощущения, оказывая обезболивающее и охлаждающее действия. Средством нужно помазать зудящую область, эффект наступает уже через 5 минут и сохраняется несколько часов. Применяется при лечении высыпаний при крапивнице, дерматозе, укусе насекомых и легких солнечных ожогах. Противопоказан в период лактации и беременности, детям до 1 года.
    • Пантенол - применяется для устранения воспалений, увлажняет и ускоряет заживление. Рекомендован для лечения дерматита, раздражения и легких ожогов любого происхождения. Абсолютно безопасный, может применяться для терапии новорожденных. Не используется только в случаях индивидуальной непереносимости декспантенола.
    • Скин-кап - популярный антисептический препарат, эффективен при лечении инфекций и грибков. Назначается в качестве дополнительного средства при псориазе, нейродермите. Может применяться длительно. Противопоказанием является непереносимость компонентов.

    Эти негормональные средства безопасны и эффективны для лечения легкого зуда, вызванного явными провоцирующими факторами.

    Гормональные

    Такие препараты эффективно справляются с раздражением дермы. В их состав входят гормоны гидрокортизон и преднизолон. Желательно применять их кратким курсом, чтобы не нарушить гормональный баланс в организме.

    Наиболее популярными средствами являются:

    • Гидрокортизоновая и преднизолоновая мази - самые эффективные препараты против зуда местного действия. Устраняют раздражение и воспаление сразу после нанесения. Помогают при дерматитах, псориазе и экземах. Противопоказаны для использования беременным и кормящим женщинам, а также при наличии бактериальных и вирусных поражений.
    • Адвантан - подавляет симптомы аллергии, воспалительные процессы, устраняет раздражение. Помогает при дерматитах и экземах. Хорошо переносится, только в редких случаях могут появиться слабовыраженные побочные действия в виде сыпи или жжения. Противопоказано применять средство до 4-месячного возраста, при опоясывающем лишае, ветрянке и туберкулезе кожи.

    Для лечения зуда с тяжелым течением, связанным с серьезными системными нарушениями, противозудные мази рекомендуется использовать одновременно с оральными или парентеральными препаратами.

    Мази с антибиотиками

    Препараты с антибиотиками обладают широким спектром действия и противомикробными свойствами.

    Чтобы избавиться от зуда, назначаются для применения:

    • Левомеколь – впитывается очень быстро, стимулируя регенерацию кожи. Показан для лечения нагноившихся и инфицированных ран, может быть эффективным для устранения раздражения. Противопоказан только при гиперчувствительности к входящим компонентам.
    • Эритромициновая мазь – обладает высокой активностью к различным бактериям. Применяется при инфекционных поражениях кожи, для лечения трофических язв, ожогов. Противопоказано применять при заболеваниях печени, а также в период беременности и лактации.
    • Офлокаин – препарат содержит анестетик, помогает убрать воспаление покровов кожи разной степени. Противопоказан в тех же случаях, что и Эритромицин.

    Лекарственные средства с содержанием антибиотиков влияют на пораженную зону локально, вследствие этого сразу действуют на причины, вызывающие раздражение.

    Противогрибковые

    Зуд, вызванный грибковыми инфекциями, снимается противомикозными препаратами. Самыми эффективными средствами с фунгицидным действием считаются:

    • Клотримазол – препарат обладает повышенной активностью в отношении большинства грибков и антибактериальным свойством. Очень результативен в лечении микозов кожи. Противопоказан в случае непереносимости компонентов и на ранних сроках беременности.
    • Ламизил – быстро устраняет зуд, смягчая кожу. Применяется от дерматофитов, разноцветного лишая, микозов. Не рекомендован для применения детям до 2 лет, кормящим грудью женщинам и людям с гиперчувствительностью к компонентам.
    • Нистатиновая мазь – эффективно борется с дрожжевыми грибками, быстро устраняя зуд и другие симптомы микоза. Назначается при кандидозе. Безопасна для здоровья. Не используется только в случае индивидуальной непереносимости компонентов мази.

    Избавиться от зуда и раздражения невозможно без полного устранения грибкового возбудителя. При микозах рекомендовано комплексное лечение с одновременным использованием средств для наружного и внутреннего применения.

    Мази с ментолом

    Это популярные противозудные лекарственные средства, эффективно устраняющие неприятные симптомы и охлаждающие дерму. Проявляются лечебные свойства ментола в виде антисептического и анестезирующего действий. Такие препараты усиливают ощущения холода, иногда вызывают озноб из-за влияния на периферические нервные окончания.

    В основном используются 2 средства:

    • Бороментол – анестетик с антибактериальным и противозудным действиями. Результативен в терапии кожных раздражений без побочных реакций. Не рекомендован для применения детям до 1 года и при индивидуальной непереносимости входящих в него компонентов.
    • Меновазан – препарат комбинированного действия с эффектом обезболивания. Применяется при дерматозах для быстрого снятия зуда. Не назначается при повреждениях кожи, поэтому не подходит при ожогах, экземах или травмах в качестве противозудного средства. Осторожно используется детьми, беременными и кормящими женщинами.

    Ингибиторы кальциневрина

    Действие таких лечебных препаратов основано на подавлении выброса веществ, которые вызывают зуд. Они назначаются, когда антигистаминные мази не приносят желаемого эффекта.

    К таким средствам относятся:

    • Элидел – крем с высокой противовоспалительной активностью, быстро снимающий отечность и зуд. Предотвращает распространение и дальнейшее развитие заболевания. Применяется в острый период для кратковременного лечения, при атопическом дерматите (экземах) на любых частях тела может использоваться длительно. Не назначается пациентам с поражением эпидермиса вирусной инфекцией.
    • Такропик – препарат, тормозящий синтез и высвобождение медиаторов воспаления. Назначается для лечения атопического дерматита в случае неэффективности традиционной терапии. Противопоказан беременным и кормящим женщинам, детям до 16 лет, а также при гиперчувствительности к такролимусу и макролидам.

    Средства от зуда при беременности

    Зуд в период беременности - распространенный симптом, который беспокоит большинство женщин. Ощущения могут быть как легкими, так и нестерпимыми в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

    Чаще всего кожа чешется из-за сухости, растяжек или повышенной чувствительности к внешним раздражителям, аллергических реакций. В некоторых случаях сильный зуд возникает на фоне хронических болезней, обострившихся в период беременности. Перед использованием средств рекомендуется проконсультироваться с гинекологом и дерматологом.

    Наиболее эффективные противозудные мази при беременности:

    Мази от зуда на ногах

    Такие средства применяют для избавления от раздражения, вызванного грибковыми поражениями, аллергическими реакциями и другими причинами, вызывающими отечность и покраснение. Часто ноги чешутся по причине ненадлежащей гигиены или аллергии на одежду, пыль, продукты питания. Иногда зуд сопровождается аллергическим дерматитом, экземой или крапивницей. На ногах в таком случае могут появиться красная мелкая сыпь и пузырьки, которые, лопнув, оставляют мокнущие на коже ранки.

    Рекомендуется обратиться к дерматологу, если при аллергическом дерматите возникают болезненные припухлости, покрытые красной сыпью. После взятия подкожных проб специалист назначит антигистаминные препараты. Наиболее эффективные мази для ног - Адвантан, Элоком, Синафлан.

    От чесотки и раздражения кожи головы

    Возбудитель чесотки вызывает очень сильный и нестерпимый зуд кожи, от которого трудно избавиться в запущенной стадии. Обычные противозудные мази неэффективны, потому что не могут устранить причину заболевания.

    Симптом может вызываться вшами или себорейным грибком. Для лечения этих заболеваний существуют специальные средства, такие как бензилбензоат (эффективен против чесоточных клещей и вшей, применяется длительное время, противопоказан при беременности и лактации) и серная мазь (применяется при чесотке, себорее, псориазе и дерматозах). Для избавления от вшей у взрослых и детей препарат следует наносить на кожу головы.

    Мази от зуда в паху

    Раздражение в паху у мужчин и женщин приносит дискомфорт и болезненные ощущения, свидетельствуя о серьезном заболевании. В таком случае следует обратиться к врачу, особенно если одновременно к зуду присоединились шелушение и покраснение кожи. Причинами их возникновения могут быть заболевание почек и печени, поражение щитовидной железы.

    Самыми эффективными препаратами, устраняющими раздражение в паху, являются:

    • Целестодерм (активный кортикостероид с антибиотиками).
    • Банеоцин (антибактериальный препарат комбинированного типа).
    • Тридерм (обладает противовоспалительными, противозудными свойствами).

    От зуда на руках

    На руках раздражение чаще всего сопровождается появлением мелкой сыпи, покраснениями и отечностью. В таком случае для лечения применяют антигистаминные мази. Кожный покров рук менее чувствительный, поэтому спектр используемых средств широк. Если зуд вызван аллергией, назначаются гормональные мази.

    На руках симптом чаще всего возникает из-за таких кожных заболеваний, как чесотка, нейродермит, крапивница, педикулез. Еще одной причиной можно считать температурные, химические и механические повреждения. Также зуд могут провоцировать и внекожные заболевания (поражения печени и почек, сахарный диабет). Рекомендуется в обязательном порядке обратиться к специалисту и пройти обследование в случае длительного и непроходящего симптома.

    Самыми популярными противозудными мазями для рук являются:

    • Фуцидин - антибиотик бактериостатического действия, противомикробный. Не используется при индивидуальной непереносимости любого из компонентов препарата.
    • Левомеколь - средство широкого спектра действия, противовоспалительная и противомикробная мазь. Препарат активен в отношении грамотрицательных и положительных организмов.
    • Левосин - мазь, которая обладает противовоспалительными, антибактериальными, анестезирующими и регенерирующими свойствами. Назначается при зуде различной локализации, гнойных ранах и инфекционных поражениях кожи. Противопоказаниями являются возраст до 1 года и индивидуальная непереносимость отдельных компонентов лекарственного средства.

    Лечение такого зуда полностью зависит от фактора, спровоцировавшего его возникновение. Для его выявления нужно обследоваться и сдать ряд анализов, проконсультироваться с дерматологом и проктологом.

    Наиболее эффективными средствами для избавления от анального раздражения являются:

    • Гепариновая мазь - местный антикоагулянт и анестетик, эффективно лечит зуд и воспаление послеродовых геморроидальных узлов. Не рекомендуется применять при наличии травматических нарушений кожи и язвенно-некротических процессах. Следует осторожно использовать мазь при склонности к кровоточивости.
    • Проктоседил - используется для профилактики и лечения геморроя и поражений аноректальной зоны. Обладает противоаллергическими и противовоспалительными свойствами. Назначается при наличии острых анальных трещин, зуда в области ануса, для лечения проктита, геморроя, перианальной экземы. Противопоказано применение при грибковых поражениях аноректальной зоны, туберкулезе, в период беременности.
    • Гепатромбин Г - противозудный препарат, который обладает противовоспалительными свойствами и назначается для ректального и местного использования. Противопоказаниями являются предрасположенность к кровотечениям, сифилис, опухоли дермы и ее бактериальные поражения. Не используется в первый триместр беременности.

    От зуда во влагалище

    Мази позволяют быстро избавиться от неприятных ощущений и болезненной симптоматики. Раздражение в интимном месте может появиться по нескольким причинам: гинекологические заболевания, внешние, внутренние факторы организма и болезни, не связанной с гинекологией.

    Зуд, вызванный генитальным герпесом, лечится мазями Биопин, Ацикловир, Миртоплекс. Они применяются в качестве систематического укрепления иммунной системы.

    В случае появления раздражения, вызванного бактериальным вагинозом и бактерией гарднерелла, назначаются такие средства: Клотримазол, Флуканазол, Доксициклин. Наиболее эффективными являются вагинальные свечи.

    Мази при крапивнице

    Эффективным лекарственным препаратом местного применения от раздражения при крапивнице является мазь. Сыпь на слизистых оболочках и дерме вызывает нестерпимый болезненный зуд. При крапивнице могут образовываться волдыри, похожие на следы ожогов. Причина их появления - аллерген.

    Чаще всего назначают:

    • Псило-Бальзам - показан при крапивнице, ветряной оспе, укусах насекомых, солнечных ожогах. При использовании геля рекомендуется отказаться от употребления алкогольных напитков и управления автотранспортом, так как препарат оказывает влияние на психомоторные реакции.
    • Зиртек - средство обладает противоаллергическими свойствами. Лечит аллергический ринит, поллиноз, отек Квинке. Не рекомендуется использовать беременным и кормящим женщинам, при непереносимости галактозы и терминальной стадии почечной недостаточности.

    Заключение

    Существует большое количество противозудных мазей. Их использование должно основываться на причине возникновения раздражения.

Используйте кремы и лосьоны против зуда. Медицинские кремы и лосьоны, которые содержат камфару, ментол, фенол и бензакоин – все, что охлаждает нервные окончания, уменьшая ощущения зуда и возможность расцарапать зудящую кожу. Эти средства можно применять непосредственно на зудящую кожу.

Накладывайте холодный компресс. Для защиты вашей кожи от дальнейшего раздражения и обеспечения временного облегчения покройте зудящую кожу прохладными и влажными бандажом, одеждой или полотенцем.

Сделайте пасту из пищевой соды. Пищевая сода – естественный кислотный нейтрализатор, который уменьшает зуд, восстанавливая естественный баланс pH вашей кожи. Смешайте воду с пищевой содой в пропорции один к трем, чтобы сделать успокоительную пасту, которую можно применить непосредственно к зудящей коже.

Примите прохладную ванну. В то время как горячая вода сушит кожу, делая ее потенциально еще более зудящей, немного теплая или прохладная вода может помочь облегчить зуд. Принимая прохладную ванну, стоит помнить:

  • Избегайте ароматических масел для ванн, порошков или пены, так как они могут изменить уровень pH вашей кожи и сделать ее более раздражительной.
  • Добавьте одну чашку пищевой соды в ванну, полную воды. Паста из пищевой соды обеспечит облегчение зудящей кожи, уравновешивая уровень pH вашей кожи.
  • Вы можете добавить 1-2 чашки овсянки мелкого помола, также называемой коллоидной овсянкой, в вашу ванну, чтобы успокоить раздраженную и зудящую кожу. Овсянка уменьшает зуд, балансируя pH уровень вашей кожи, снимая раздражение с верхних слоев кожи и защищая естественные жиры на вашей коже. Убедитесь, что овсянка мелкого помола, а вода не очень горячая, иначе овсянка загустеет и ее будет трудно очистить от ванны.
  • Выжмите лимонный сок. Лимоны содержат естественные вещества, которые могут «заморозить» ощущения и уменьшить воспаление. Просто разрежьте лимон на две части и выжмите сок непосредственно на зудящий участок кожи.

    Используйте яблочный уксус. Яблочный уксус может быть хорошим средством от зуда из-за его естественных антисептических и противогрибковых средств. Намочите ватный диск или часть ткани яблочным уксусом и осторожно приложите на зудящую кожу.

  • Вотрите гель алоэ вера на воспаленную кожу. Алоэ вера обладает естественным охлаждающим и противовоспалительным свойством. Чтобы уменьшить зуд, натрите раздраженную кожу гелем этого растения и оставьте до высыхания. Вы можете получить гель алоэ вера двумя путями:

    • Отрежьте лист от живого растения алоэ вера, разрежьте его продольно и выдавите гель, находящийся внутри.
    • Купите бутылку алоэ вера в магазине.
  • Используйте мяту, тимьян или листья базилика. Все эти травы содержат эвгенол, который является естественным анестезирующим средством с успокаивающим и охлаждающим эффектом. Листья этих растений можно использовать двумя способами:

    • Измельчите листья и потрите им непосредственно на зудящую кожу.
    • Добавьте 16 грамм высушенных листьев в 500 миллилитров кипящей воды, чтобы сделать чай. Когда чай немного остынет, вы можете вылить его непосредственно на зудящую кожу, либо смочить им бандаж или полотенце для создания компресса.
  • Сделайте пасту из ягод можжевельника и гвоздики. Гвоздика и ягоды можжевельника обладают противовоспалительными свойствами, которые помогают облегчить зуд. Сделать пасту из ягод можжевельника можно следующим образом:

    • Расплавьте 100 грамм масла и 65 грамм воска.
    • Измельчите четыре столовых ложки ягод можжевельника и три чайных ложки целых гвоздик в кофемолке, и вмешайте их в расплавленную смесь.
    • Когда паста остынет, нанесите ее непосредственно на зудящую кожу.


  • © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт