Конспект: Типы тканей в организме человека. Развитие жировой ткани

15.06.2019


Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют тканью . В организме человека выделяют 4 основных группы тканей : эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.

Эпителиальная ткань (эпителий) образует слой клеток, из которых состоят покровы тела и слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма и некоторые железы. Через эпителиальную ткань происходит обмен веществ между организмом и окружающей средой. В эпителиальной ткани клетки очень близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Таким образом создается препятствие для проникновения микробов, вредных веществ и надежная защита лежащих под эпителием тканей. В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, его клетки погибают в больших количествах и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток и быстрому .

Различают несколько видов эпителия – кожный, кишечный, дыхательный.

К производным кожного эпителия относятся ногти и волосы. Кишечный эпителий односложный. Он образует и железы. Это, например, поджелудочная железа, печень, слюнные, потовые железы и др. Выделяемые железами ферменты расщепляют питательные вещества. Продукты расщепления питательных веществ всасываются кишечным эпителием и попадают в кровеносные сосуды. Дыхательные пути выстланы мерцательным эпителием. Его клетки имеют обращенные кнаружи подвижные реснички. С их помощью удаляются из организма попавшие с воздухом твердые частицы.

Соединительная ткань . Особенность соединительной ткани – это сильное развитие межклеточного вещества.

Основными функциями соединительной ткани являются питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани. Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между организмами, перенося различные газы и вещества. Волокнистая и соединительная ткань состоит из клеток, связанных друг с другом межклеточным веществом в виде волокон. Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах. На рыхлую похожа и жировая ткань. Она богата клетками, которые наполнены жиром.

В хрящевой ткани клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластические и другие волокна. Хрящевой ткани много в суставах, между телами позвонков.

Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками. Костная ткань отличается твердостью.

Мышечная ткань . Эта ткань образована мышечными . В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань.

Поперечно-полосатой ткань называется потому, что ее волокна имеют поперечную исчерченность, представляющую собой чередование светлых и темных участков. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды). Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10–12 см. Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченность. Однако, в отличие от скелетной мышцы, здесь есть специальные участки, где мышечные волокна плотно смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним. Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы. Сокращение мышц имеет огромное значение. Сокращение скелетных мышц обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. За счет гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметра кровеносных сосудов.

Нервная ткань . Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка – нейрон.

Нейрон состоит из тела и отростков. Тело нейрона может быть различной формы – овальной, звездчатой, многоугольной. Нейрон имеет одно ядро, располагающееся, как правило, в центре клетки. Большинство нейронов имеют короткие, толстые, сильно ветвящиеся вблизи тела отростки и длинные (до 1,5 м), и тонкие, и ветвящиеся только на самом конце отростки. Длинные отростки нервных клеток образуют нервные волокна. Основными свойствами нейрона является способность возбуждаться и способность проводить это возбуждение по нервным волокнам. В нервной ткани эти свойства особенно хорошо выражены, хотя характерны так же для мышц и желез. Возбуждение предается по нейрону и может передаваться связанным с ним другим нейронам или мышце, вызывая ее сокращение. Значение нервной ткани, образующей нервную систему, огромно. Нервная ткань не только входит в состав организма как его часть, но и обеспечивает объединение функций всех остальных частей организма.

Тема урока: ткани растений

Цель урока: познакомить с понятием «ткани » в биологии

Задачи урока:

а) образовательные — понимать смысл биологического термина ткани, знать типы тканей;

б) развивающие – формировать умение устанавливать взаимосвязь строения и функции, выделять главное;

в)воспитательные – формировать бережное отношение к природе, чувство патриотиза, любви к малой Родине.

Формирование УУД.

Познавательные: выявлять особенности объектов изучения, находить сходство и различие, устанавливать причинно-следственные связи, презентовать информацию.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимать речь учителя, одноклассников; оценивать свои достижения, причины неудач; проявлять доброжелательность, терпение к одноклассникам.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности, своей и чужой.

Коммуникативные: формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, инициативное сотрудничество в группе для поиска и сбора информации для решения поставленной задачи.

Методы: словесные (рассказ, эвристическая беседа), наглядные, практические.

Оборудование: раздаточный материал: лен, яблоко, спилы; препаровальные иглы, ванночки, динамическое пособие «Деление клетки», проектор.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: учебник, ЭОР «Биология 6 класс», дидактический материал.

Технология: проблемного обучения, ТКМ.

Межпредметные связи: биология, технология.

Основные понятия: ткань, механическая ткань, покровная ткань, образовательная ткань, основная ткань, проводящая ткань.

Ход урока

I .Повторение изученного материала.

1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся: «Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо себя чувствуете, у вас хорошее настроение и вы готовы продолжить постигать тайны жизни растений». Учитель просит учащихся проверить все необходимое для урока: книги, тетрадь, дневник, письменные принадлежности -1 мин.

2.Актуализация знаний.

Учитель просит напомнить тему предыдущего урока -1 мин.

3.Проверка домашнего задания.

А)Учитель просит учащихся составить небольшой рассказ о жизнедеятельности клетки, используя термины: клетка, рост, кислород, размножение, дыхание, питание, движение цитоплазмы. Учащиеся выполняют работу либо индивидуально, либо в парах -3 мин.

Заслушиваются рассказы 2-3 учащихся, затем предлагается сравнить свою работу с образцом и оценить ее -2 мин.

Образец: клетка живая. Она дышит, питается, размножается, растет. Для дыхания она использует кислород. В клетке можно наблюдать движение цитоплазмы.

Б) Выполнение заданий у доски: вставить пропущенные буквы в терминах: ц.т.плазма, хр.м.сома, м..клетники, в.куоль, .б.лочка – 1 учащийся, второй устанавливает последовательность деления клетки, используя магнитное пособие -2 учащийся, установление соответствия между термином и его значением с помощью ЭОР. После выполнения каждого задания учащийся с места проверяет правильность выполнения задания – 3мин.

3. Учитель просит рассказать о делении клетки. После рассказа учитель просит проанализировать ответ одноклассника-3 мин.

Учитель подводит итог, выставляет и комментирует оценки1-2 мин.

II . Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации учителем: на столе стоит шкатулка, что в ней находится, вы должны угадать. «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке? »

Учащиеся высказывают свои предположения и дают ответ: ткань.-1 мин.

Учитель просит объяснить, почему на уроке биологии мы заговорили о тканях. Учащиеся излагают свое мнение и кто-то высказывает предположение, что в у растения есть тоже ткани. Так с помощью учащихся называется тема урока, записывается в тетрадь.

Учитель подтверждает гипотезу существования тканей в растении, объяснив, что растительные ткани состоят из клеток.

Учащиеся совместно с учителем формулируют цель, задачи урока, предварительно вспоминая, что им известно о тканях из их жизненного опыта: они разные, имеют различное назначение, обладают различными свойствами (на доске учителем фиксируются высказывания, а затем по аналогии формулируются цели и задачи урока). Учащиеся предлагают выяснить, что такое ткань, какие виды тканей есть в растении, для чего они. На вопрос учителя, где мы можем найти ответы на интересующие вопросы, учащиеся предлагают: обратиться к учебнику, послушать учителя, найти информацию в интернете -3 мин.

Начинается поиск ответов на вопросы. Учитель просит дать определение растительной ткани, опираясь на определение ткани в технологии: ткань – полотно, состоящее из переплетенных нитей, изготовленных на станке.

Учащиеся пытаются формулировать определение растительной ткани, сравнивают с определением в учебнике на стр.46 и замечают, что их высказывания схожи с определением – 2мин.

Затем на рис. 27 учащиеся определяют количество растительных тканей, их разновидности.

Учитель предлагает обратиться к учебнику для нахождения информации о строении и функциях тканей. Данные учащиеся заносят в таблицу. Учитывая важность изучаемой темы, учитель учит учащихся отбирать необходимый материал (взаимосвязь строения и выполняемой функции красной нитью проходит через весь курс биологии), затем учащиеся работают в парах – 10мин.

Ткани растения

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая функция

1.Покровная

Живые и мертвые клетки с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками

Защита

2.Механическая

Клетки с утолщенными оболочками

Прочность, форма, опора

3.Проводящая

Живые или мертвые в форме трубок

Передвижение воды, минеральных и питательных веществ

4.Основные

Живые, несколько видов

Синтез и запасание веществ

5.Образовательные

Небольшие размеры, тонкая оболочка, крупное ядро

Деление, образование других тканей

III .Закрепление– 10мин.

1.Проверка правильности заполнения таблицы.

Учитель обращает внимание, что повреждение покровной, механической ткани может привести к заболеванию и гибели растения, поэтому не стоит ломать растения, вырезать на коре деревьев слова, знаки и т.д. – 2мин

2. Практическая работа «Наблюдение растительных тканей».

Учащиеся рассматривают яблоко, спил дерева, определяют, находят растительные ткани. Учитель, а потом и учащиеся, демонстрирует механическую ткань льна, напоминает, что Смоленщина была до недавнего времени центром льноводства – 8мин.

IY .Домашнее задание -2мин.

П.10, знать определение, типы тканей, уметь объяснять взаимосвязь строения и выполняемой функции тканей.

По желанию подготовить сообщение на тему «Растительные волокна и их использование человеком», «Растительная пробка, получение и использование».

Написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения»

Y .Рефлексия. -2мин.

Выскажи свое мнение о работе на уроке:

Я раньше не знал, что….

Мне было интересно…

Для меня было сложно понять….

Я научился (лась)


Жировая ткань развивается из мезенхимы с 30 недели эмбрионального развития. Мезенхимальная клетка превращается в липобласт, который в свою очередь, превращается в зрелую жировую клетку - адипоцит.
Существует два периода активного увеличения количества адипоцитов: (1) период эмбрионального развития и (2) период полового созревания. В другие периоды жизни человека обычно размножения клеток-предшественников не происходит. Накопление жира идет только путем увеличения размеров уже существующих жировых клеток.
Если количество жира в клетке достигает критической массы, клетки-предшественники получают сигнал, и начинают размножаться, давая рост новым жировым клеткам.
У худого взрослого человека имеется около 35 миллиардов жировых клеток, у человека с выраженным ожирением до 125 миллиардов, то есть в 4 раза больше. Вновь образованные жировые клетки обратному развитию не подлежат, и сохраняются на всю жизнь. Если человек худеет, то они лишь уменьшаются в размерах.
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ БЕЛОЙ ЖИРОВОЙ ТКАНИ
Жировая ткань содержит 65-85% ТГ, 22% воды, 5,8% белка, 15 ммоль/кг калия. Из жирных кислот 42-51% приходится на олеиновую, 22-31% - на пальмитиновую, 5-14% - на пальмитоолеиновую, 3-5 % - на миристиновую, 1-5 % - на линолевую кислоты.
Состав жировой ткани зависит от области тела, глубины слоя; он может также несколько отличаться у отдельных индивидуумов. Особенно подвергается изменениям содержание воды и белка. Чем глубже под поверхностью кожи жир расположен, тем больше он содержит насыщенных кислот. У новорожденных насыщенные жиры во всех слоях содержатся в одинаковом количестве.
ОСОБЕННОСТИ МЕТАБОЛИЗМА БЕЛОЙ ЖИРОВОЙ ТКАНИ
Энергетический обмен низкий, преимущественно анаэробный, ткань потребляет мало кислорода. Энергия АТФ в основном тратится на транспорт жирных кислот через клеточные мембраны (с участием карнитина).
Белковый обмен низкий, белки синтезируются адипоцитами преимущественно для собственных нужд. На экспорт в жировой ткани синтезируются лептин, белки острой фазы воспаления (α1-кислый гликопротеин, гаптоглобин), компоненты системы комплимента (адипсин, комплемент С3, фактор В), интерлейкины.
Углеводный обмен. Невысокий, преобладает катаболизм. Углеводный обмен в жировой ткани тесно связан с липидным.
Липидный обмен
Жировая ткань стоит на 2 месте по обмену липидов после печени. Здесь происходят реакции липолиза и липогенеза.
Липогенез. В жировой ткани синтез липидов идет в абсорбтивный период по глицерофосфатному пути. Процесс стимулируется инсулином.
Этапы липогенеза:
1. Под действием инсулина на рибосомах стимулируется синтез ЛПЛ.
2. ЛПЛ выходит из адипоцита и фиксируется на поверхности стенки капилляра с помощью гепарансульфата.
3. ЛПЛ гидролизует ТГ в составе липопротеинов

4. Образовавшийся глицерин уноситься кровью в печень.
5. Жирные кислоты из крови транспортируются в адипоцит.
6. Кроме поступающих из вне экзогенных жирных кислот, в адипоците синтезируются жирные кислоты из глюкозы. Процесс стимулируется инсулином.
7. Жирные кислоты в адипоците под действием Ацил-КоА синтетазы превращаются в Ацил-КоА.

7. Глюкоза поступает в адипоцит с участием ГЛЮТ-4 (активатор инсулин).
8. В адипоците глюкоза вступает в гликолиз с образованием ФДА (активатор инсулин).
9. В цитоплазме ФДА восстанавливается глицерол-ф ДГ до глицерофосфата:

Так как в жировой ткани нет глицерокиназы, глицерофосфат образуется только из глюкозы (не может из глицерина).
10. В митохондриях глицерофосфат под действием глицеролфосфат ацилтрансферазы превращается в лизофосфатид:

11. В митохондриях лизофосфатид под действием лизофосфатид ацилтрансферазы превращается в фосфатид:

11. Фосфатид под действием фосфотидат фосфогидролазы превращается в 1,2-ДГ:

12. 1,2-ДГ под действием ацилтрансферазы превращается в ТГ:

13. Молекулы ТГ объединяются в крупные жировые капли.
2. Липолиз. Липолиз в жировой ткани активируется при дефиците глюкозы в крови (постабсорбционный период, голодание, физическая нагрузка). Процесс стимулируется глюкагоном, адреналином, в меньшей степени СТГ и глюкокортикоидами.
В результате липолиза концентрация свободных жирных кислот в крови возрастает в 2 раза.

ОСОБЕННОСТИ МЕТАБОЛИЗМА БУРОЙ ЖИРОВОЙ ТКАНИ
Энергетический обмен. Ткань потребляет много кислорода, активно окисляет глюкозу и жирные кислоты. Энергетический обмен высокий. При этом, АТФ образуется только в реакциях субстратного фосфорилирования (2 реакции гликолиза, 1 реакции ЦТК). Причина - разобщение в митохондриях белком термогенином (РБ-1) процессов окисления и фосфорилирования, низкая активность АТФ синтетазы, отсутствие дыхательного контроля со стороны АДФ. В бурой жировой ткани вся образующаяся при окислении энергия рассеивается в виде тепла (термогенез).
Термогенез в бурой жировая ткань активируется при переохлаждении СНС, а также при излишке липидов в крови, под действием лептина. Благодаря этому повышается температура тела и снижается концентрация липидов в крови. Отсутствие бурой жировой ткани у взрослых людей является причиной 10% всех случаев ожирения.

08.10.2015 4348 498 Гладкова Елена Николаевна

Цель урока: сформировать у школьников знания об основных тканях человека.
Задачи урока:
1. расширить понятие о тканях; сформировать представление о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей, раскрыть связь строения и функции на примере этих тканей;
2. совершенствовать навыки работы с микроскопом, продолжить развивать умения рассуждать, систематизировать полученную информацию, рассказывать по рисункам, самостоятельно делать выводы;
3. воспитывать бережное отношение к своему организму.
Оборудование: таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Виды соединительной ткани», «Мышечная ткань», «Нервная ткань»,
Тип урока: урок формирования новых знаний
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Постановка целей и задач.
III. Актуализация опорных знаний.
Тест. 1 - Задание
1.Ядро клетки содержит: А) ядерный сок В) цитоплазму С) лизосомы Д) митохондрии
Е) ЭПС F) клеточной мембраной.
2. Функция митохондрий – это:
А) синтез белков В) окисление органических веществ С) синтез липидов
Д) синтез органически веществ Е) синтез крахмала
3. Синтез белков происходит в
А) цитоплазме В) лизосомах С) вакуолях Д) рибосомах Е) гладкой ЭПС
4. В клетках человеческого организма содержатся:
А) 48 хромосом В) 46 хромосом С) 44 хромосомы Д) 23 хромосомы; Е) 22 хромосомы
5. «Пищеварительная» функция характерна для
А) ядра В) митохондрий С) лизосом Д) ЭПС Е) мембраны
6. Главная роль ДНК в клетке – это: А) образование клеточной мембраны
В) накопление питательных веществ С) образование белков Д) хранение и передача наследственных признаков; Е) защита клетки.
7. Ферменты – это:
А) белки, замедляющие химические реакции в клетке
В) нуклеиновые кислоты, ускоряющие химические реакции в клетке
С) углеводы, ускоряющие химические реакции в клетке
Д) липиды, ускоряющие химические реакции в клетке
Е) белки, ускоряющие химические реакции в клетке
8. Наука о клетке – это
А) цитология В) биология С) гистология Д) анатомия Е) гигиена
9. Способность клетки реагировать на изменение окружающей среды – это:
А) рост В) размножение С) раздражимость Д) развитие Е) дыхание
10. Бывает гладкая и гранулярная (шероховатая):
А) лизосомы В) ЭПС С) ядро Д) митохондрии Е) цитоплазма
Коды ответов:
1 – А 2- В 3 – Д 4- В 5 – С 6 – Д 7 – Е 8 – А 9 – С 10 – В
2 -Задание
Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:
Основные части любой клетки - … и …. В ядре расположены нитевидные образования - …. Клетка покрыта …. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры - …. . … называют «силовыми станциями» клетки. Белки образуются в … . Эндоплазматическая сеть бывает … и …. Также к органоидам клетки ещё относятся …, … ….
(Ответы: цитоплазма, ядро, хромосомы, оболочка, органоиды, митохондрии, рибосомы, гладкая, шероховатая, лизосомы. Комплекс Гольджи, клеточный центр).
Взаимопроверка. Шкала оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1- 3 ошибки
«3» - 4- 6 ошибок
«2» - более 6 ошибок
Изучение нового материала.
А). Характеристика тканей.
Как называется наука о тканях? (гистология).
Вспомните определение «ткань»?
Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением (запись в тетрадь).
В организме человека различают четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но вместе с ней встречаются и соединительная, и нервная.
Межклеточное вещество также может быть однородным, как у хряща, а может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость.
Заполнить таблицу «Особенности тканей»
Ткани Разновидности Функции Особенности строения Месторасположение
Эпителиальная Однослойный, многослойный, железистый,
мерцательный Защитная, секреторная, всасывающая клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации) Оболочки органов, железы внутренней секреции, покровы тела
Соединительная
Костная

Хрящевая

Жировая ткань

Эластичная соединительная ткань
Опорная, защитная, кроветворная
Опорная, защитная
Дыхательная, транспортная, защитная

Запасающая, защитная

Опорно-защитная Имеют разнообразное строение, но сходны большим количеством межклеточного вещества, определяющего механические свойства тканей Скелет

Органы дыхания, ушная раковина, связки

Полость сердца и кровеносных сосудов
Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Связки, сухожилия, прослойки между органами, дерма
Мышечная
Гладкая,

Поперечнополосатая,

Сердечная Сократительная

Сократительная

Сократительная Веретеновидные клетки с одним палочковидным ядром

Длинные многоядерные волокна

Соединенные между собой мышечные волокна, имеющие небольшое количество ядер в центре волокна Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, лимфатических и кровеносных сосудов, и др. внутренних органов

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы

Сердце
Нервная Обеспечение согласованной деятельности различных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление обмена веществ к изменяющимся условиям Включает два типа клеток – нейроны и нейроглию Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна
Группы тканей человеческого организма
Группа тканей Виды тканей Строение ткани Местонахождение Функции
Эпителий Плоский

Железистый

Мерцательный (ресничный)

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу.

Однослойный. Покровный.
Железистые клетки, вырабатывающее секрет.

Однослойный. Железистый.
Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками). Однослойный. Покровный. Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов, плевра, брюшина.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути, спинномозговой канал, желудочки мозга, яйцеводы

Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи).

Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного соков, гормонов).

Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли), организует ток жидкости, перемещение яйцеклетки.
Реабсорбция при образовании вторичной мочи, выделение слюны, секретов с гормонами. Слизистая оболочка желудка и кишечника. Защитная, покровная, терморегулирующая. Растягивается у органов, изменяющих свой объем.
Нервная Нервные клетки (нейроны)

Нейроглия Тела нейронов разнообразные по форме и величине, до 0,1мм в диаметре.

Короткие отростки нейронов-древовидно- ветвящиеся дендриты.
Длинные отростки нейронов – дендроны длиной более 1м.
Нервные волокна – аксоны (нейриты)-длинные выросты нейронов до 1м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями.

Нейроглия состоит из клеток нейроцитов. Образуют серое вещество головного и спинного мозга.
Соединяются с отростками соседних клеток.
Соединяют рецепторы с телом чувствительного нейрона по центро-стремительному нерву.
Нервы перифериической нервной системы, которые иннервируют все органы тела.
Находятся между нейронами. ВНД. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов.
Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.

Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела.

Передают возбуждение от рецепторов по чувствительным нейронам к нервной клетке (телу нейрона)
Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам.

Опора, защита, питание нейронов.

Соедини-тельная Плотная волокнистая
Рыхлая волокнистая
Хрящевая (гиалиновая, эластическая волокнистая)
Костная компактная и губчатая

Кровь и лимфа Группы плотно лежащих волокон, состоящих из белка коллагена, почти без межклеточного вещества

Рыхло расположенные волокна и клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное, с тучными и жировыми клетками.

Живые круглые или овальные клетки хондроциты, лежащие в капсулах.

Живые клетки остеоциты с длинными отростками, соединенными между собой. Коллагеновые волокна. Межклеточное вещество – неорганические соли кальция и фосфора, белок оссеин.

Жидкая соединительная ткань. Состоит из форменных элементов и плазмы (жидкости с растворенными в ней органическими и минеральными веществами). Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы, кровеносные сосуды, брыжейки.

Межпозвонковые диски, хрящи, гортани, трахей, ребер, ушная раковина, поверхность суставов, основания сухо-жилий, скелет зародыша.

Кости скелета.

Кровеносная и лимфатическая системы всего организма. Покровная, защитная, двигательная.

Соединяют кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Участвует в терморегуляции тела.

Сглаживает трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин. Присоединение сухожилий к костям.

Опорная, защитная, двигательная, кроветворная.

Разносит кислород и питательные вещества по всему телу. Собирает углекислый газ и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет – выработка антител). Регуляторная (гуморальная – разносит гормоны).
Мышеч-ная
Попоречнопо-лосатая Многоядерные волокна цилиндри-ческой формы длиной до 10см, исчерченные поперечными полосами (нитями актина и миозина). Скелетные мышцы, сердечная мышца
(у этой мышцы волокна соединены вставочными дисками) Имеет свойства возбудимости и сократимости. Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь (подконтрольная соматической нервной системы). Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца (эта мышца подконтрольная вегетативной нервной системы).
Гладкая Одноядерные клетки с заостренными концами длиной до 0,5мм Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи. Имеет свойства возбудимости и сократимости. Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже. Подконтрольная
вегетативной нервной системе.
Закрепление:
1. Гистология – наука о тканях.
2. Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.
3. Эпителиальная ткань - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Виды: железистый, однослойный, многослойный, мерцательный (ресничный). Функции: защитная, всасывающая, секреторная.
4. Соединительная ткань - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Виды: костная, хрящевая, жировая, кровь, волокнистая. Функции: опорная,
защитная, кроветворная, запасающая, дыхательная, транспортная.
5. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться. Виды: поперечнополосатая (скелетная и сердечная) и гладкая.
Функция: сократительная.
6. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.
7. Что такое ткань?
8. Сколько типов тканей в организме человека? Назовите их.
9. Какие виды соединительной ткани вы знаете?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Цель урока: ознакомить учащихся со строением эпителиальной и соединительной тканей.

Тип урока: раскрывающий содержание темы

Вид урока: урок лабораторной работы

Задачи:

Образовательная:

Сформировать понятия: ткань, эпителиальная ткань, соединительная ткань;

Продолжить формировать понятия: клетка, межклеточное вещество, виды соединительной ткани: хрящевая, костная, жировая, кровь.

Развивающая:

Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, микроскопом и микропрепаратами;

Продолжить развитие трудолюбия через заполнение дидактической карточки.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы:

    Словесные (беседа, рассказ, объяснение);

    Наглядные (демонстрация рисунков в учебнике);

    Практические (работа с учебником, микроскопом, дидактической карточкой).

Оборудование: микроскопы с разрешением 160 и выше, микропрепараты «Однослойный эпителий почечных канальцев кошки», «Гиалиновый хрящ», «Костная ткань», учебник, дидактический материал.

Литература: Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287 с.

Этапы урока:

    Организационный момент

    Изложение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Задание на дом

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего нашего занятия «Ткани. Эпителиальные и соединительные ткани под микроскопом». По этой теме мы выполним лабораторную работу. Прежде чем начать делать лабораторную работу, я отмечу отсутствующих (отметка отсутствующих). Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнюю дату, тему урока.

Изложение нового материала

Учитель: В многоклеточном организме группы клеток приспособлены к выполнению определенных функций. Такие группы клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом, называют тканью.

У человека, как и у животных, выделяют четыре типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.

Эпителиальные ткани . Эпителиальные ткани образуют поверхностные слои кожи, слизистые оболочки внутренних органов (пищеварительного тракта, дыхательных и мочевыводящих путей), образуют многочисленные железы, выстилают изнутри сосуды.

Эпителий кожи, роговицы глаз защищает от неблагоприятных внешних воздействий, а эпителий желудка, кишечника предохраняет их стенки от действия пищеварительных соков. Через кишечный эпителий питательные вещества всасываются в кровь, а в легких через клетки эпителия осуществляется газообмен.

Железистые эпителиальные клетки выделяют различные вещества (секреты). Железистый эпителий образует железы. Различают железы внешней и внутренней секреции.

У первых секрет выделяется через специальные протоки на поверхность тела или в полость тела (таковы, например, потовые, слюнные, молочные железы). Железы внутренней секреции не имеют протоков, и их секрет (гормон) выделяется непосредственно в кровь.

Несмотря на многообразие функций, эпителиальные ткани имеют ряд характерных особенностей. Их клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо. Клетки эпителиальных тканей при повреждении быстро замещаются новыми.

Соединительные ткани . В организме человека различают несколько видов соединительной ткани, на первый взгляд очень разных: хрящевая, костная, жировая, кровь. Их строение и функции различны, но все они имеют хорошо развитое межклеточное вещество. Межклеточное вещество в зависимости от выполняемой тканью функции может быть различным. Так, у крови оно жидкое, у костей - твердое, у хрящей - упругое, эластичное.

Соединительные ткани выполняют различные функции. Волокнистая соединительная ткань заполняет промежутки между органами, окружает сосуды, нервы, мышечные пучки, образует внутренние слои кожи - дерму и жировую клетчатку. Опорную, механическую функцию выполняют костная и хрящевая ткани. Кровь выполняет питательную, транспортную и защитную функции.

Задание 1. Рассмотрите микропрепарат «Однослойный эпителий почечных канальцев кошки» сначала при малом, а затем при большом увеличении. Отметьте особенности строения данной ткани (форму клеток, их расположение, особенности их соединения). Зарисуйте основные структуры однослойного эпителия, обозначив все перечисленные детали его строения.

Порядок описания препарата

Результаты наблюдения

Название препарата

Однослойный эпителий почечных канальцев кошки

Тип ткани

Эпителиальная

Местонахождение ткани

Стенки канальцев, в которых образуется моча, на поперечном сечении имеют вид прозрачных кружков и эллипсов

Тип клеток

Однотипные

Расположение клеток

Выстилают стенку канальца, образуя сомкнутый ряд

Вид клеток и ядра

Клетки цилиндрической формы, ядро одно, крупное

Еле заметная полоска позади клеточного ряда, бесструктурная

Рисунок ткани

Задание 2. Рассмотрите микропрепарат «Гиалиновый хрящ», «Костная ткань» под микроскопом. Отметьте особенности строения этих тканей (форму клеток, их расположение, особенности их соединения). Зарисуйте рассмотренные препараты тканей. Сделайте вывод об особенностях строения тканей.

Порядок описания препарата

Результаты наблюдения

Название препарата

Гиалиновый хрящ или Костная ткань

Тип ткани

Соединительная

Местонахождение ткани

Тип клеток

Расположение клеток

Вид клеток и ядра

Наличие межклеточного вещества

Рисунок ткани

Закрепление изученного материала

Учитель: Для закрепления изученного материала давайте решим задачу.

После сильных травм раны не всегда заживают полностью, и на месте повреждения остается рубец, вывести который бесследно практически невозможно. Рубец - это участок соединительной ткани, функции кожи он не выполняет. Он менее эластичен, в нем нет волосяных фолликулов, потовых и сальных желез. Через три месяца после образования не леченый рубец прорастает сосудами, через девять месяцев на всю глубину поражения рубец прорастает нервной тканью.

Вопрос: Какая функция эпителия проявляется, если накладывать на лицо питательный крем? Какие особенности строения эпителиальной ткани вам известны?



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт