Кошки действительно могут видеть нечто, недоступное глазам человека. Можно ли видеть тепло? Насколько острым может быть зрение

24.08.2019

В форме ЕГЭ

Вариант 3

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) принятА

4) красИвее

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Мне просто хотелось оставить ему что-нибудь на память. Какую-нибудь БЕЗДЕЛЬНИЦУ.

2) Всё равно его [Андерсена] любовь будет в конце концов БЕЗОТВЕТНОЙ.

3) Надо раз испытать жизнь во всей её БЕЗЫСКУССТВЕННОЙ красоте.

4) Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ лицом пошла навстречу Кистеру, что у него сердце забилось от радости.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять апельсинов

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Возражая собеседнику,

1) я привёл свои аргументы.

2) часто не учитываются законы психологии.

4) ему позвонили.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.

4) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьер ов.

2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.

3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.

4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)… (2) Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века - уже шесть миллиардов человек. (3) Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом . (4) Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5) Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6)... человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Быстрый рост населения планеты называют демографическим взрывом.

2) Население планеты растёт медленно.

3) Население планеты очень быстро увеличивается.

4) По мнению учёных, биосфера Земли рассчитана на неограниченное количество человек.

А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста?

3) Кроме того

4) Поэтому

А9. Какие слова (слово) являются (-ется) грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1) проживал один миллиард человек

2) проживал миллиард

3) миллиард человек

4) проживал

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) простое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное бессоюзное

2) наречие

3) прилагательное

4) причастие

А12. Укажите значение слова БИОСФЕРА в предложении 4.

1) Наука о живой природе, о закономерностях органической жизни.

2) Раздел кибернетики, посвященный использованию биологических процессов в решении инженерных задач.

3) Электромагнитные колебания, возникающие в мозгу человека и высших животных.

4) Область распространения жизни на Земле.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Композицио(1)о и сюжетно картины просты: на одной из них художником изображе(2)ы прибой в зимний ветре(3)ый день, на другой - просёлочная дорога с одиноко шагающим путником.

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пот…плевший, л…петать, поб…дитель

2) отр…слевой, огл…вление, гр…мадный

3) выт…рать, л…ловый, зач…рстветь

4) заг…релый, р…птать, обл...денение

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…морский, пр…светлый, пр…следовать

2) видеос…емка, в...ются, ад...ютант

3) раз...грать, дез…нформировать, по...скать

4) бе…ценный, ра…фасовать, не…говорчивый

А16. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?

1) люди запомн...т, кол...щие предметы

2) угли тле…т, цвета выгор...т

А24. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Римский-Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство - могучая творческая сила.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

А27. Прочитайте текст.

Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, - пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало - десятки за ночь).

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы.

2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, - невидимы.

3) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, - что помогает птицам ориентироваться в темноте.

4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые - гораздо старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3)Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.

(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8) «...Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким, - пишет известный генетик XX века Феодосий Добжанский. - (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».

(10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11) Самый известный пример - жизнь.

(12)Менее известна жизнь. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам...

(16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги...

(18)Недавно в интервью для журнала «Человек» , директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. (20)Только это».

(По Л. Серовой)

Любовь Владимировна Серова – доктор биологический наук.

А28. Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать высказывание:

«Жизнь подарена нам судьбой, но войти в неё, прожить Человеческую жизнь - высокую и интересную, независимо от чинов и званий, - серьёзная задача, которую каждый решает по-своему».

А29. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 4-9?

1) рассуждение

2) повествование

3) есть все типы речи

4) описание

А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) лежит (предложение 4)

2) разум (предложение 3)

3) развитие (предложение 6)

4) результат (предложение 19)

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов «1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми . Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются .

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами.

В1. Определите способ образования слова РАЗВИТИЕ (предложение 6).

В2. Из предложения 2 выпишите частицы.

В3. Определите способ связи слов в словосочетании НАВЕРНЯКА УЗНАЕМ (предложение 19).

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 12-17 найдите сложное предложение, в состав которого входит простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8. «Стиль текста определяет те языковые средства, которые использует автор, чтобы доказать свою точку зрения.________(«генотип», «индивидуальный геном», «задатки») и ___________ (предложение 10: «...поднимались до высот знания и мастерства») позволяют автору усилить эмоциональное звучание своих раздумий.

Как способ доказательства в тексте используется __________ (предложения 8, 9, 19, 20). ________(«разумеется», «казалось бы» (предложения 9, 10) помогают лучше выразить отношение автора к проблеме, поставленной в тексте».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) метафора

3) фразеологизм

5) термины

6) вводные слова

7) экспрессивная разговорная лексика

8) цитирование

9) риторический вопрос

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1.

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Натуралистов всегда поражала тонкость зрения сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь.

Может быть, совы, как и животные, с которыми мы только что познакомились, тоже разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства?

Некоторые ученые считают, что совы видят… тепло, которое испускает тело их жертв. Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи.

Если пучок света пропустить через призму, то он распадется на составляющие его лучи с разной длиной волн и частотой колебаний, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Кроме видимых человеческим глазом лучей, пучок света составляют и невидимые лучи – ультрафиолетовые и инфракрасные. Их можно обнаружить с помощью различных приборов: например, фотографической пластинки (ультрафиолетовые лучи) и очень чувствительного термометра (инфракрасные лучи). Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого тела.

Каждая живая мышь, каждая пичужка тоже излучает инфракрасные лучи. Хищник, наделенный своеобразными «термометрами», чувствительными к тепловым лучам, мог бы определять с их помощью местонахождение своих жертв.

Есть предположение, что сова тоже наделена термоскопическим зрением.

Опыты с совами дали разноречивый результат. Одним ученым удалось подтвердить предположение о «тепловом» зрении совы. Другие же своими работами показали, что такого зрения у совы нет. Вопрос этот еще подлежит уточнению (серая неясыть видела инфракрасные лучи, а ушастая сова нет).

Однако обнаружены другие животные, наделенные инфракрасным «зрением»: черепахи и кальмары!

Польский исследователь Войтузяк, экспериментируя с водяными черепахами трех разных видов (одна из них обычная европейская болотная черепаха), доказал, что они различают длинноволновые лучи солнечного спектра и их можно обучить воспринимать инфракрасный свет как зримый сигнал.

Обладатель термоскопических глаз – глубоководный кальмар хиротевтис.

Что касается кальмаров, то некоторые их глубоководные виды, помимо обычных глаз, наделены еще так называемыми термоскопическими глазами, то есть органами, способными улавливать инфракрасные лучи. Эти глаза рассеяны у них по всей нижней поверхности хвоста. Каждый имеет вид небольшой темной точки. Под микроскопом видно, что устроен он, как обычный глаз, но снабжен светофильтром, задерживающим все лучи, кроме инфракрасных. Светофильтр расположен перед преломляющей линзой – хрусталиком. Линза отбрасывает сконцентрированный пучок тепловых лучей на чувствительный к ним воспринимающий орган.

Термолокаторы иной конструкции изучены недавно у змей. Об этом открытии стоит рассказать подробнее.

Кальмары – животные из группы головоногих моллюсков, родичи осьминогов и каракатиц.

Сколько цветов мы можем видеть?

Здоровый человеческий глаз имеет три типа колбочек, каждый из которых может различать порядка 100 разных цветовых оттенков, поэтому большинство исследователей сходятся во мнении, что наши глаза в общем могут различить примерно миллион оттенков. Тем не менее восприятие цвета — это довольно субъективная способность, которая варьируется от человека к человеку, поэтому определить точные цифры довольно сложно.

«Довольно трудно переложить это на цифры, - говорит Кимберли Джеймисон, научный сотрудник Калифорнийского университета в Ирвине. - То, что видит один человек, может быть лишь частью цветов, которые видит другой человек».

Джеймисон знает, о чем говорит, поскольку работает с «тетрахроматами» - людьми, обладающими «сверхчеловеческим» зрением. Эти редкие индивиды, в основном женщины, обладают генетической мутацией, которая подарила им дополнительные четвертые колбочки. Грубо говоря, благодаря четвертому набору колбочек, тетрахроматы могут разглядеть 100 миллионов цветов. (Люди с цветовой слепотой, дихроматы, имеют только два вида колбочек и видят примерно 10 000 цветов).

Сколько минимум фотонов нам нужно видеть?

Для того чтобы цветное зрение работало, колбочкам, как правило, нужно намного больше света, чем их коллегам-палочкам. Поэтому в условиях низкой освещенности цвет «гаснет», поскольку на передний план выходят монохроматические палочки.

В идеальных лабораторных условиях и в местах сетчатки, где палочки по большей части отсутствуют, колбочки могут быть активированы лишь горсткой фотонов. И все же палочки лучше справляются в условиях рассеянного света. Как показали эксперименты 40-х годов, одного кванта света достаточно, чтобы привлечь наше внимание. «Люди могут реагировать на один фотон, - говорит Брайан Уонделл, профессор психологии и электротехники в Стэнфорде. - Нет никакого смысла в еще большей чувствительности».


В 1941 году исследователи Колумбийского университета усадили людей в темную комнату и дали их глазам приспособиться. Палочкам потребовалось несколько минут, чтобы достичь полной чувствительности - вот почему у нас возникают проблемы со зрением, когда внезапно гаснет свет.

Затем ученые зажгли сине-зеленый свет перед лицами испытуемых. На уровне, превышающем статистическую случайность, участники смогли зафиксировать свет, когда первые 54 фотона достигли их глаз.

После компенсации потери фотонов через всасывание другими компонентами глаза, ученые обнаружили, что уже пять фотонов активируют пять отдельных палочек, которые дают ощущение света участникам.

Каков предел самого мелкого и дальнего, что мы можем увидеть?

Этот факт может вас удивить: нет никакого внутреннего ограничения мельчайшей или самой далекой вещи, которую мы можем увидеть. Пока объекты любого размера, на любом расстоянии передают фотоны клеткам сетчатки, мы можем их видеть.

«Все, что волнует глаз, это количество света, которое попадает на глаз, - говорит Лэнди. - Общее число фотонов. Вы можете сделать источник света до смешного малым и удаленным, но если он излучает мощные фотоны, вы его увидите».

К примеру, расхожее мнение гласит, что темной ясной ночью мы можем разглядеть огонек свечи с расстояния 48 километров. На практике, конечно, наши глаза будут просто купаться в фотонах, поэтому блуждающие кванты света с больших расстояний просто потеряются в этой мешанине. «Когда вы увеличиваете интенсивность фона, количество света, которое вам необходимо, чтобы что-то разглядеть, увеличивается», - говорит Лэнди.


Ночное небо с темным фоном, усеянным звездами, являет собой поразительный пример дальности нашего зрения. Звезды огромны; многие из тех, что мы видим в ночном небе, составляют миллионы километров в диаметре. Но даже ближайшие звезды находятся минимум в 24 триллионах километров от нас, а потому настолько малы для нашего глаза, что их не разберешь. И все же мы их видим как мощные излучающие точки света, поскольку фотоны пересекают космические расстояния и попадают в наши глаза.

Все отдельные звезды, которые мы видим в ночном небе, находятся в нашей галактике - . Самый далекий объект, который мы можем разглядеть невооруженным глазом, находится за пределами нашей галактики: это галактика Андромеды, расположенная в 2,5 миллионах световых лет от нас. (Хотя это спорно, некоторые индивиды заявляют, что могут разглядеть галактику Треугольника в чрезвычайно темном ночном небе, а она находится в трех миллионах световых лет от нас, только придется поверить им на слово).

Триллион звезд в галактике Андромеды, учитывая расстояние до нее, расплываются в смутный светящийся клочок неба. И все же ее размеры колоссальны. С точки зрения видимого размера, даже будучи в квинтиллионах километрах от нас, эта галактика в шесть раз шире полной Луны. Однако наших глаз достигает так мало фотонов, что этот небесный монстр почти незаметен.

Насколько острым может быть зрение?

Почему мы не различаем отдельных звезд в галактике Андромеды? Пределы нашего визуального разрешения, или остроты зрения, накладывают свои ограничения. Острота зрения - это возможность различать такие детали, как точки или линии, отдельно друг от друга, чтобы те не сливались воедино. Таким образом, можно считать пределы зрения числом «точек», которые мы можем различить.


Границы остроты зрения устанавливают несколько факторов, например, расстояния между колбочками и палочками, упакованными в сетчатке. Также важна оптика самого глазного яблока, которое, как мы уже говорили, предотвращает проникновение всех возможных фотонов к светочувствительным клеткам.

Теоретически, как показали исследования, лучшее, что мы можем разглядеть, это примерно 120 пикселей на градус дуги, единицу углового измерения. Можете представить это как черно-белую шахматную доску 60 на 60 клеток, которая умещается на ногте вытянутой руки. «Это самый четкий паттерн, который вы можете разглядеть», - говорит Лэнди.

Проверка зрения, вроде таблицы с мелкими буквами, руководствуется теми же принципами. Эти же пределы остроты объясняют, почему мы не может различить и сосредоточиться на одной тусклой биологической клетке шириной в несколько микрометров.

Но не списывайте себя со счетов. Миллион цветов, одиночные фотоны, галактические миры за квантиллионы километров от нас - не так уж и плохо для пузырька желе в наших глазницах, подключенных к 1,4-килограммовой губке в наших черепах.

Вариант № 5327265

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте.

2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.

3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте.

4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.

5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.


Ответ:

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТА́ТЬ , -аю, -аешь; считанный; несовер.

1. Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2. кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).

3. кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.

4. кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.

5. считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.

6. считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.


Ответ:

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

дозвонЯтся

аэропОрты

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Попадая в ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ положение, каждый из нас действует обычно в соответствии со своим характером.

Интерьеры с дизайном в готическом стиле ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ и изящны.

ЭФФЕКТИВНЫЙ метод лечения заболеваний верхних дыхательных путей – ингаляция.

Розовый, багряный и кирпичный цвета являются оттенками красного, но их ЦВЕТНОЙ тон различается по насыщенности и освещённости.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ

неисправные КЛАПАНЫ

пара НОСКОВ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик» Велимиром Хлебниковым.

2) На витрине самыми запоминающимися были двое штук часов в виде фигур животных, выполненных из слоновой кости.

3) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.

4) Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой.

5) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

6) Будучи мёртвым языком, латынь использовалась как международный язык науки.

7) Отец рассказывал, что мы и через двадцать лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников.

9) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п..лироль

сотв..рить

б..тонировать

оз..рение

сп..сительный

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..большой, сопр..частность;

п..верженный, с..зреть;

вз..ерошить, в..юнок;

и..бежавший, во..кликнуть;

сопо..чинение, о..городить.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

окле..вать

глянц..вый

проста..вать

доверч..вый

изнаш..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

брош..нный

поджар..шь

выпол..шь

насыпл..шь

подмеч..нный

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром НЕ со сло-вом пи-шет-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те это слово.

Его по-ло-же-ние (не)лучше на-ше-го.

Мы идем по (не)ско-шен-ной траве.

Я (не)дол-жен с ним объ-яс-нять-ся.

Она (не)из-ба-ло-ва-на жиз-нью.

(Не)про-чи-тан-ная, а толь-ко что куп-лен-ная книга от-влек-ла его вни-ма-ние от не-ин-те-рес-ной ра-бо-ты.

Ответ:

Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром оба вы-де-лен-ных слова пи-шут-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те эти два слова.

Пись-мен-ный язык хоть и ожив-ля-ет-ся (ПО)МИ-НУТ-НО вы-ра-же-ни-я-ми, рож-да-ю-щи-ми-ся в раз-го-во-ре, но не дол-жен от-ре-кать-ся от при-об-ретённого им (В)ТЕ-ЧЕ-НИЕ веков.

Нужно, ЧТО(БЫ) каж-дая фраза вы-ра-жа-ла мысль или образ, и (ПРИ)ТОМ мак-си-маль-но точно и полно.

(ВО)КРУГ было ТАК(ЖЕ) тихо, как и на-ка-ну-не.

(В)ПРО-ДОЛ-ЖЕ-НИЕ всего пути по лесу Егор шёл молча, бес-шум-но, под-ни-мая (ПО)ВЫШЕ ноги, дабы не за-це-пить-ся за что-ни-будь.

Из-ред-ка на-ле-тав-ший ве-те-рок по-щи-пы-вал лицо, было (ПО)ЗИМ-НЕ-МУ мо-роз-но, (ЗА)ТО кра-со-та по-всю-ду была не-обык-но-вен-ная.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Все стены кабинета украше(1)ы резными панелями, золочё(2)ым орнаментом и зеркалами, которые расширяют пространство, придавая ему неопределё(3)ость.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.

2) Над полем потянулся не то туман не то дымок от костра.

3) Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах но на полях осел и стал рыхлым.

4) Юрий Михайлович Лотман интенсивно занимался русской общественной мыслью и литературой пушкинской эпохи и сделал её главным объектом своих исторических и историко-литературных исследований.

5) Весело и неожиданно встречает всех прохожих тёплое весеннее утро.

Ответ:

Старика радовал и обнадёживал (1) рано проснувшийся в девочке (2) интерес ко всем профессиям (3) входившим (4) в круг отцовских дел и предприятий.

Ответ:

Рас-ставь-те все не-до-ста-ю-щие знаки пре-пи-на-ния:

Еще пре-дви-жу за-труд-не-нья:

Род-ной земли спа-сая честь,

Я дол-жен буду(1)без со-мне-нья(2)

Пись-мо Та-тья-ны пе-ре-весть.

Она по-рус-ски плохо знала,

Жур-на-лов наших не чи-та-ла,

И вы-ра-жа-ла-ся с тру-дом

На языке своем род-ном(3)

Итак(4)пи-са-ла по-фран-цуз-ски…

Что де-лать! по-вто-ряю вновь:

До-ны-не(5) дам-ская лю-бовь

Не изъ-яс-ня-ла-ся по-рус-ски,

До-ны-не (6) гор-дый наш язык

К поч-то-вой прозе не при-вык.

(Алек-сандр Пуш-кин )

Ответ:

Рас-ставь-те все знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те цифру(-ы), на месте ко-то-рой(-ых) в пред-ло-же-нии долж-на(-ы) сто-ять за-пя-тая(-ые).

Имен-но (1) в Таш-кен-те (2) от ко-то-ро-го (3) остал-ся на всю жизнь не-за-бы-тый ужас хо-ло-да (4) мы про-ве-ли труд-ные годы эва-ку-а-ции.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старость - это закат жизни, в этот период у человека, как правило, нет серьёзных целей и задач.

2) В старости люди, имея за плечами богатый жизненный опыт, должны давать молодым ценные советы, предлагать им критический взгляд на реальность.

3) Со своей старой знакомой - 80-летней женщиной - рассказчик нередко обсуждал проблемы со здоровьем, горести и радости, но всегда в шутливой форме.

4) Молодое поколение часто смеётся над старыми людьми, так как по причине юного возраста не обладает ещё необходимым запасом ума и терпимости.

5) По мнению рассказчика, в старости становится более развита способность наблюдать за ходом жизни, прислушиваться к ней, удивляться её разнообразию.


(по по Г. Гессе *)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–2 представлено рассуждение.

3) В предложениях 9–10 представлено повествование.

4) В предложениях 12–13 представлено описание.

5) В предложениях 5–6 представлено рассуждение.


(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по по Г. Гессе *)

* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Ответ:

Из предложения 4 выпишите разговорное слово.


(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по по Г. Гессе *)

* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

(4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.


Ответ:

Среди предложений 5-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по по Г. Гессе *)

* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да».


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Г. Гессе в представленном фрагменте текста поднимает очень серьёзную проблему, о которой многие, вне зависимости от возраста, думать не хотят или, быть может, попросту боятся. В лексике, помимо активно используемых автором (А)_______ (например, ступень и собственный в предложении 1), органично сочетаются и другие средства: (Б)_______ (например, увильнуть, болячка, короче говоря) соседствуют с таким тропом, как (В)______ ("листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни" в предложении 7), что делает текст живым и поэтичным.

В области синтаксиса особое место отводится такому средству, как (Г)_______ (в предложениях 1, 4, 8), которое можно наблюдать на протяжении всего текста».

Список терминов:

1) антонимы

2) синекдоха

3) лексические повторы

4) разговорные слова

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) сравнительный оборот

9) метафора

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

Русский язык 10 класс

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) зАгнутый 2) звОнит 3) снЯла 4) красивЕе
А2. В каком предложении вместо слова памятный нужно употребить слово памятливый ?
1) Это было очень памятное событие для всей семьи.
2) Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.
3) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным.
4) Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.
А3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Прочитайте текст и выполните задания А4 – А6.
(1) … (2) Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века - уже шесть миллиардов человек. (3) Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4) Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5) Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6) … человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.
А4. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1) Быстрый рост населения планеты называют демографическим взрывом.
2) Население планеты растёт медленно.
3) Население планеты очень быстро увеличивается.
4) По мнению учёных, биосфера Земли рассчитана на неограниченное количество человек.
А5. Какие(-ое) слова (слово) являются(-ется) одной из грамматических основ второго (2) предложения текста?
1) проживал человек

2) проживал один миллиард человек

3)миллиард человек 4) проживал

А6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКОЙ из третьего (3) предложения текста.
1) местоимение 2) наречие 3) прилагательное 4) причастие
А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) пот_плевший, л_петать, поб_дитель

2) отр_слевой, огл_вление, гр_мадный
3) л_ловый, зач_рстветь, выт_рать

4) заг_релый, р_птать, обл_денение
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_морский, пр_светлый, пр_следовать

2) видеос_ёмка, в_ются, ад_ютант
3) раз_грать, дез_нформировать, по_скать

4) бе_ценный, ра_фасовать, не_говорчивый
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?
1) люди запомн_т, кол_щие предметы

2) угли тле_т, цвета выгор_т
3) наде_щийся на взаимность, кле_щий карандаш

4) беспоко_щийся о будущем, повара вар_т
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Картина Левитана «Владимирка» н(1) содержит н(2)каких сюжетных элементов, это чистый пейзаж, в котором художник н(3) поступился красотой русской природы, н(5) умалил её поэтической прелести.
1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4
А11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ) как и композиторская, не получила должно оценки.
3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК (БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь
А12. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
В России континентальный климат () и здесь особенно суровая зима.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (5) каким-то итальянским архитектором.
1) 1, 2 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4
А14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
3) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретически и практически и общенаучное значение.
4) Древние испанские мастера при строительства замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
А15. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Римский-Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство - могучая творческая сила.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А16. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.
А17. Прочитайте текст.
Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, - пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птица охотиться с темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало - десятки за ночь).
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают сов.
2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, - невидимы.
3) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, - что помогает птицам ориентироваться в темноте.
4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.

Прочитайте текст и выполните задания А18 - А19; В1 - В8;
(1) Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2) Но что может значить это определение? (3) Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4) Ограничено и человечество в целом.
(5) Вообразите горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6) Вот его ограниченность. (7) Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8) Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9) «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10) Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11) Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12) И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13) Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи… (14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16) Но очень важно разделять знания и представления. (17) Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18) Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землёй, но ни разу не вылезали наружу (19) Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20) Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21) Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22) То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы… (23) Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24) То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека и большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25) И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.(По В. Солоухину)
А18. Какой(-ие) тип(-ы) речи использованы в предложениях 1-4?
1) повествование 2) рассуждение 3) описание 4) повествование и описание
А19. В каком предложении использованы антонимы?
1) 14 2) 9 3) 3 4) 18
В1. Определите способ образования слова САМОНАДЕЯННО (предложение 10).
В2. Из предложений 1-2 выпишите все местоимения.
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 14-20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого простого предложения.

В5. Среди предложений 2-12 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номера всех этих предложений.
В6. Среди предложений 13-18 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 13- 20 найдите предложение, связанное с предшествующим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в ответ.
Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как _____ (предложения 2, 11), _____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как ____ („«капсуле» всего человечества“ в предложении 13) и _____ (загадочным миром в предложении 8).
Список терминов:
1) сравнительный оборот 2) парцелляция
3) ряды однородных членов 4) ирония
5) метафора 6) индивидуально-авторские слова
7) вопросительные предложения 8) диалектизмы
9) эпитет



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт