Курс лекции. Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие). Психиатрия: конспект лекций (Е. В. Гейслер)

16.06.2019


Кафедра психиатрии и медицинской психологии

В.С. Собенников

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ

(учебное пособие)

УДК 616.89–06:616

Утверждено на заседании ФМС лечебного факультета ИГМУ

Учебное пособие «Курс лекций по психиатрии для лечебного факультета»

Собенников В.С.

Курс лекций по психиатрии для лечебного факультета: учеб. пособие / ГБОУ ВПО ИГМУ Росздрава.- Иркутск: ИГМУ, 2011. - с. 282

Курс лекций содержит сведения, по основным вопросам психиатрии.

Пособие предназначено для студентов 4 – 5 курсов медицинских ВУЗов, изучающих психиатрию для специальностей Лечебное дело, Медико-профилактическое дело.

УДК 616.89–06:616

© ИГМУ, 2011

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ

Предмет и задачи психиатрии (отношение к другим разделам медицинской науки и психологии ).

Психиатрия (psyche-душа, iatreia-лечение) – часть медицинской науки и практического здравоохранения, изучающая причины, клинические проявления , диагностические основы психических расстройств.

Основной предмет изучения психиатрии – патология психической деятельности – психические болезни. Психическая болезнь – заболевание, характеризующееся преимущественным расстройством психики (психика-свойство материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности). Это болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, обусловленными воздействием биологических, социальных, психологических и других факторов.

Основные особенности психической болезни :

1.Нарушение отражения объективной реальности;

2.Изменение самосознания;

3.Изменение отношения к окружающему миру;

4.Нарушение поведения.

Выделяется 3 основных вида психических болезней:

1.Психозы (МДП, шизофрения) - патологические состояния, которые обусловливают психические реакции грубо противоречащие реальным отношениям, что проявляется в расстройстве отражения окружающей действительности и дезорганизации поведения.

2.Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии, наркомании и др.) - патологические состостояния не сопровождающиеся выраженным нарушением отражения окружающего и существенным изменением поведения.

3.Умственная отсталость - олигофрения.

(В современной литературе термины психотический и непсихотический-пограничный используются и для обозначения уровня, глубины расстройств вне зависимости от принадлежности состояния к тому или иному виду психического заболевания - напр., пограничные состояния при шизофрении).

Причины психических заболеваний.

1 - внутренние (эндогенные)

2 - внешние (экзогенные): а) физиологические (соматические)

б) психические (ситуативные, личностные).

Во всех случаях в развитии психической болезни участвуют все 3 фактора, но определяющим является единственный при различных заболеваниях.

По этиологическому признаку выделяются следующие психические болезни:

1.Геногенные (эндогенные, конституциональные);

2.Физиогенные (экзогенные, экзогенно-органические, соматогенные);

3.Психогенные (реактивно-личностные, ситуативные).

Значение достижений нейронаук для психиатрии

Сущность психозов до настоящего времени в полной мере не выяснена. Последнее десятилетие XX века,- ознаменовано определенными успехами в понимании механизмов развития психических расстройств, поэтому, по рекомендации ВОЗ, обозначено, как «декада мозга»:

1)установлены многие нейрохимические звенья таких состояний, как депрессия, тревога, страх, возбуждение;

2) появилась возможность точной ДНК-диагностики при ряде заболеваний (хорея Гентингтона, болезнь Дауна, другие дифференцированные олигофрении);

3)Применение методов нейровизуализации позволило осуществлять анализ морфофункциональных изменений при «функциональных» психических расстройствах (шизофрения, аффективная патология)

Это позволяет предполагать все большее сближение психиатрии и внутренней медицины на основе достижений фундаментальных наук.

Разделы психиатрии

1) Большое влияние на развитие, клинику, и прогноз психических расстройств оказывает возрастной фактор , поэтому в психиатрии выделяют такие разделы, как: 1.детская, 2.подростковая психиатрия и 3.геронтопсихиатрия (психиатрия позднего возраста)

2)Наиболее важными социальными функциями психиатрии является экспертиза при психической патологии. Самостоятельное значение имеют такие разделы психиатрической экспертизы как: 1. трудовая, 2. военная, 3. судебная.

3)Влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, а также значение социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психической патологии, определяет выделение такого раздела психиатрии, как социальная психиатрия. Отдельными направлениями социальной психиатрии являются: 1.этнокультуральная психиатрия (сравнительное изучение психических расстройств в различных нациях и культурах); 2.индустриальная психиатрия (изучает психическое здоровье работающего населения).

Разделами психиатрии, но имеющие статус самостоятельной дисциплины являются:

4) Наркология - диагностика, лечение и профилактика алкоголизма, наркоманий и токсикомании («аддиктология» - от англ. addiction - пристрастие)

5) Сексопатология и 6) Суицидология (изучение причин и разработка мер по предупреждению самоубийств и суицидального поведения, предшествующего им).

Смежными с психиатрией, но особыми научными дисциплинами являются психотерапия, медицинская психология и психофармакология

Психиатрия, как медицинская дисциплина – тесно связана с внутренней (соматической) медициной. Любая соматическая болезнь, являясь стресовым фактором, оказывает влияние на личность больного, а реакция личности и стресс оказывают модулирующее влияние на клинику и течение основного заболевания.

Выделяются следующие этапы развития психиатрии (по Ю.Каннабиху).

1. Донаучный период – с древнейших времен до появления античной медицины. Происходит бессистемное накопление наблюдений, которые фиксируются в образной форме, в мифологии. Человек наделял окружающие предметы и явления душой – анимизм. Смерть и сон – первобытным человеком идентифицировались. Считалось, что во сне душа выходит из тела, бродит, видит разные события, участвует в них – это человек видит во сне. Если душа отлучалась и не возвращалась – человек умирал.

Душевные болезни истолковываются в аспекте примитивно-теологического мировоззрения. Заболевание связывалось со злонамеренным негативным влиянием других людей или высших сил (злые боги, дьявол, бесы). Лечение осуществлялось с помощью магических приемов врачами-колдунами, позже магически-религиозными обрядами, т.е. своеобразным психологическим воздействием (примитивная психотерапия). Примитивная медицина была в большей степени ориентирована на психику человека, т.е. являлась психиатрией (Ф.Александер с соавт., 1995). В этот период душевные и телесные болезни не различались, как не разделялась медицина, магия и религия. Основой здоровья считалось единение души и тела, а возникновение болезни связывалось с тем, что душа или её часть покидала тело. Различные верования помещали душу в различные органы – сердце, почки, печень. Возвращения души считалось первым и основным принципом лечения. Второй важный принцип магической медицины – симпатическая магия – представление о связи между разными объектами (в том числе телами двух людей) и возможности положительного воздействия одного на другое. Считалось, что врачующий человек может оказать непосредственное лечебное воздействие на пациента, притворяясь умирающим, агонизирующим, а затем выздоравливающим.

Анималистически-магическая медицина существовала до появления эллинской медицины, опираясь на интуитивное постижение психологических законов , определяющих поведения человека.

2. Древняя греко-римская медицина (от 7 века до нашей эры до 3 века нашей эры). Душевные болезни рассматриваются как естественные явления, требующие естественных мер. Магически-религиозное понимание болезней сменяется метафизическим и, частично, научно-реалистическим. Преобладающим становится соматоцентризм, исходя из которого Гиппократ понимал истерию как болезнь матки, а депрессию (меланхолию) – как застой желчи. Больной воспринимался как единое целое, без противопоставления психики и сомы, но роль психики и сомы в возникновении различных заболеваний рассматривались дифференцированно. Согласно представлениям Платона и Аристотеля от души идет как доброе, так и злое, что может оказывать влияние на человека, в целом. Душа должна лечиться особыми целебными разговорами. Следовательно, в греческой философии преобладало представление о влиянии души на тело и наоборот. Так, Ксенофонту приписывается фраза: «В здоровом теле – здоровый дух».

В этот период, в медицине выделяется соперничество двух школ (направлений):

1)Книдская – развивала учение о патологии на основе учения Платона об универсалиях. Следуя Платону, стремилась к познанию универсалий в медицине и направляла усилия на классификацию и наименование болезней (учение о болезнях).

2)с острова Кос (Косская) – была создана Гиппократом под влиянием учения Аристотеля. Стремилась к тщательному исследованию разнообразных проявлений болезни у отдельных людей. Большее значение придавалось прогнозу, чем диагнозу (учение о больном).

3. Средние века – регресс человеческой мысли, мистика и схоластика. Происходит возвращение практической медицины к анимистическому, религиозно-мистическому подходам. Преобладали демонические представления о душевных болезнях.

4.Эпоха возрождения – расцвет научной мысли.

В 17 веке, Ф.Платтер предлагает первую систематику психических болезней (23 вида болезней в 4 классах). Праобразом общей психопатологии становится классификация К.Линнея «Роды болезней» (3 вида психической патологии – 1.болезни рассудка, 2.воображения и 3.аффектов и влечений).

Французский врач Филипп Пинель (1745–1826) возглавил движение за ограничение мер стеснения психически больных - первым сняв с душевнобольных цепи, а в области терапии предложил «моральное лечение» душевнобольных. В своем основном труде «Медико-философский трактат о помешательстве» (1809), он предпринял попытку анализа и систематики симптомов, а также разработал классификацию психических болезней, выделив 4 типа безумия: 1)меланхолию, 2)манию, 3)деменцию, 4)идиотию,

По мнению Ю.Каннабиха, его научная и общественная деятельность в ХУ111 в. – 60-е годы Х1Х в., определила целую «эпоху Пинеля». В этот период происходит развитие госпитализации психически больных , существенно улучшены условия содержания, но в процессе лечения, однако, допускается (в интересах больного) физическое насилие в виде смирительной рубашки и кожаных ремней.

5. Вторая половина 1Х века – 1890 г. В этот период происходит интенсивное развитие клинического направления в психиатрии. Осуществляется систематизация клинических наблюдений, развивается симптоматологическая психиатрия, идет описание симптомокомплексов. Развивая гуманистическую традицию в психиатрии, английский врач Конолли – стремился к полному отказу от механического ограничения больных..

Основоположники клинического направления в психиатрии (Ж. Эскиролъ, В.Гризингер)

Французская школа.

Жан Этьен Эскироль (1772-1840) был любимым учеником Пинеля. Первым стал преподавать курс психиатрии в 1817 году. В своем основном научном труде «Des maladies mentales» (1837) дал классическое описание галлюцинаций и «мономании» (в современном контексте – паранойяльное бредообразование), отметил роль эмоций в развитии психических расстройств. Жан-Пьер Фальре (Falret J.P., 1854) – выделил «циркулярное помешательство» (folie circularize). Байярже (Baillarger M., 1854) – подробно описал галлюцинации («полные» и психические), независимо от Фальре выделяет «помешательство - о двух формах». В 1890 г. Жак-Жозеф-Валантен Маньян (Valentin Magnan) (1835 – 1916), дает последовательное описание клиники хронического параноидного помешательства.

Немецкая школа.

Вильгельм Гризингер (1817–1868), создатель первого фундаментального руководства по психиатрии «Pathology and Therapy of Mental Diseases» (1845). Основное значение в развитии психических расстройств Гризингер придавал патологическим изменениям в ЦНС. В 1880 г. Карл Людвиг Кальбаум (Karl Ludwig Kahlbaum) (1828 – 1899), немецкий врач-психиатр, выделяет кататонический симптомокомплекс. В 1881 г. его ученик, бельгийский психиатр, Эвальд Геккер описывает гебефрению.

6. Нозологический этап.

Первые попытки выделения отдельных психических расстройств принадлежат Жан-Пьеру Фальре – «циркулярное помешательство» (folie circularize), далее Антуан Бейль (1826) описал психиатрическую симптоматологию «общего пареза» – сифилитического поражения ЦНС – прогрессивного паралича. В 1887 году С.С.Корсаков, выделил как отдельную форму, установил этиологический фактор и патогенез, дал подробное описание клинической картины «алкогольного полиневритического психоза», впоследствии названного - болезнью Корсакова.

Последнее десятилетие Х1Х века – собственно нозологический этап развития психиатрии.

Создание нозологической систематики (Kraepelin E.,1883)

Под влиянием успехов микробиологии Крепелин сформулировал критерии, которым должна отвечать каждая отдельная болезнь – 1. единая причина, 2. одинаковые проявления, 3. течение, 4. исход и 5. анатомические изменения. Однако, учитывая отсутствие знаний об этиологических факторах большинства психических расстройств при обосновании нозологических категорий он использовал общепатологические критерии психических расстройств. Он выделил 3 регистра: 1) – проявляется астеническими, невротическими и аффективными расстройствами, 2) – шизофреническими, 3) органический. В дальнейшем, однако, «линейный принцип» – одна причина дает одинаковый эффект (Давыдовский И.В., 1962) – не оправдался. Критерии выделение отдельных нозологических единиц не только в психиатрии, но и в других дисциплинах крайне многозначны.

Границы отдельных нозологических форм в психиатрии, по мере накопления знаний , подлежат постоянному пересмотру, до настоящего времени, большинство заболеваний выделяются не по этиологическому признаку (этиология неизвестна) – примером является МКБ–10.

Значение этиологически неспецифического, общего в проявлении психических болезней было последовательно развито K.Bonhoeffer (1909) в учении об экзогенном типе реакций, где постулируется, что воздействие на мозг слабых вредностей проявляется эндогенными расстройствами, а интенсивно-действующие экзогенными. Не утратила своего значения и концепции «единого эндогенного психоза» K.Conrad (1959), в виде нескольких разновидностей – непрерывно-прогредиентной, приступообразной, рекуррентной и циклотимической.

В этот период происходит совершенствование психиатрической помощи, организация колоний. Психиатрия выходит за пределы специализированных больниц в связи с развитием «малой психиатрии».

Основные направления в психиатрии

Нозологическое направление (от греч. nosos – болезнь) Основоположником нозологического направления является немецкий психиатр Эмиль Крепелин, который первым представил почти все психические расстройства в виде отдельных болезней (некоторые психические болезни бы­ли выделены в качестве самостоятельных до систематики Крепе­лина: циркулярное помешательство, описанное французским психиатром Жан–Пьером Фальрё (впоследствии названное мани­акально-депрессивным психозом), алкогольный полиневритиче­ский психоз, выделенный С.С. Кореаковым, прогрессивный па­ралич – одна из форм сифилитического порaжения мозга, опи­санная французским психиатром Антуаном Бейлем).

Ведущим методом нозологического направления служит тща­тельное описание клинической картины и течения психических расстройств, за что представители других направлений называют данное направление «дискриптивной» (т.е. описательной) психи­атрией Крепелина.

Синдромологическое направление господствовало в психиатрии в XIX веке и в настоящее время наиболее последовательно сохраняется во француз­ской психиатрии. Диагнозами служат названия синдромов (де­прессия, делирий, хронический бред, кататония, спутанность и т.д.) независимо от вызвавших их причин. В начале ХХ века это направление уступило место нозологическому. Однако с появле­нием в 50-х годах психотропных средств, каждое из которых эф­фективно при определенных синдромах, синдромологическое на­правление вновь стало приобретать сторонников. Обычно его определяют как составную часть в эклектического направления.

Эклектическое направлеиие (его представители чаще называют данное налравление «прагматическим», или «атеоретическим») к концу ХХ века стало наиболее распространенным в мировой пси­хиатрии. Его отражают Международная классифика­ция психических болезней (9-й и 10-й пересмотры) и особенно со­временная американская классификация психических расст­ройств DSM–IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). Систематика строится так, чтобы по возможности отра­зить суждения представителей разных направлений и многих пси­хиатрических школ. Если причина психического расстройства в общем известна (алкоголизм, наркомании, старческое слабоумие и др.), то оно выделяется по нозологическому принципу. Если же причины неясны, а характерные органические изменения в мозге не установлены, то систематика приближается к синдромологиче­ской (выделнются расстройства бредовые, аффективные и др.) или к психоаналитическому направлению (например, диссоциативное расстройство).

В данной лекции подробно освещена дистимия. Дистимия — затяжная депрессия, принимающая хроническое течение (длительностью не менее 2 лет). Дистимия чаще всего начинается в молодом возрасте, хотя начало может быть в среднем и инволюционном возрасте. Клиническую картину дистимии отличает минимальная выраженность сниженного настроения (гипотимии) и преобладания соматовегетативных и патохарактерологических проявлений. основные типы дистимии: соматизированная (катестетическая) дистимия и характерологическая (характерогенная) дистимия. При соматизированной дистимии характерны жалобы на общее плохое самочувствие, сердцебиения, одышку, запоры, слезливость, плохой сон с частыми пробуждениями. Сниженное настроение обычно слабо выражено с преобладанием тревоги. Нередко телесные ощущения перекрываются расстройствами настроения сформированием общих симптомов. При этом подавленность, тоскливость приобретают физикальный оттенок (жжение в области гортани или кишечника, «леденящий холод» под ложечкой). В клинической картине преобладают стойкие, сохраняющиеся на протяжении жизни расстройства в виде ангедонии, склонности к «хандре», пессимизма, мыслей о бессмысленности жизни. С годами постепенно формируется депрессивное мировоззрение, в центре которого лежит «комплекс неудачника». Так же доктор Доерти освещает циклотимию. Циклоти́мия (от греч. κύκλος, «круг» и θυμός — «дух, душа») — психическое расстройство, при котором пациент испытывает нестабильность настроения, точнее, перемену между легкой депрессией и легкой эйфорией. Слово «циклотимия» раньше использовалось для описания биполярного расстройства. Далле разговор затрагивает вопросы аффективных расстройств. Аффекти́вное расстро́йство (Расстро́йство настрое́ния) — общее название группы психических расстройств, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере. Присутствует в МКБ. В классификации DSM объединяет несколько диагнозов, когда основным признаком предполагается нарушение эмоционального состояния. Наиболее широко признаются два типа расстройств, различие между которыми основано на том, имел ли человек когда-либо маниакальный либо гипоманиакальный эпизод. Таким образом, существуют депрессивные расстройства, среди которых наиболее известным и изученным является большое депрессивное расстройство, которое ещё называют клинической депрессией, и биполярное аффективное расстройство, ранее известное как маниакально-депрессивный психоз и описываемое перемежающимися периодами маниакальных (длящихся от 2-х недель до 4-5 мес.) и депрессивных (средняя продолжительность 6 мес) эпизодов. Так же проведён сравнительный анализ униполярных и биполярных расстройств.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психиатрии с курсом общей психологии

С.Г. Обухов

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХИАТРИИ

ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Гродно 2006г.

УДК 616.89-053.2(075.8) ББК 56.14873 Д38

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент П.Р. Галуза, доктор мед. наук, профессор Е.Г. Королева.

С.Г. Обухов КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХИАТРИИ

пособие для студентов лечебного факультета медицинских ВУЗов.- Гродно:ГрГМУ, 2006.- 137с.

В курсе лекций освещены вопросы частной психиатрии, клинической наркологии, в соответствии с диагностическими критериями МКБ – 10. Подробно рассмотрены вопросы диагностики, лечения психических расстройств и организации психиатрической помощи.

Данный курс лекций будет полезным для студентов, изучающих психиатрию на лечебном, медико-психологическом и факультетах медицинских ВУЗов, для врачей – психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, а также для студентов психологического и юридического факультетов университетов, в программу обучения которых входят основы психиатрии.

Ответственный за выпуск: первый проректор ГрГМУ, д.м.н.И.Г. Жук

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ..........................................................................

1.1. Предмет и задачи психиатрии.......................................................................................

1.2. Исторические этапы формирования психиатрической помощи..................................

1.3. Этиология и патогенез психических расстройств.........................................................

1.4. Клиническая и параклиническая диагностика..............................................................

1.5. Классификация психических расстройств....................................................................

ЛЕКЦИЯ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ЛЕЧЕНИЕ И

ЭКСПЕРТИЗА ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ..........................................................................

2.1. Организация психиатрической помощи в РБ..............................................................

2.2. Основные положения закона о психиатрической помощи.........................................

2.3. Методы лечения в психиатрии....................................................................................

2.4. Организация и проведение психиатрических экспертиз............................................

2.5. Судебно-психиатрическая экспертиза.........................................................................

ЛЕКЦИЯ 3. ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ

РАССТРОЙСТВА...................................................................................................................

3.1. Психоорганические расстройства - общая характеристика, классификация.............

3.2. Экзогенный тип реакций и симптоматические психозы............................................

3.3. Структура и лечение делирия......................................................................................

3.4. Психоорганический синдром.......................................................................................

ЛЕКЦИЯ 4. КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ

РАССТРОЙСТВ......................................................................................................................

1.4. Деменция при болезни Альцгеймера...........................................................................

4.2. Психические расстройства сосудистого генеза..........................................................

4.3. Деменция при болезнях, классифицированных в других разделах............................

4.4. Психические расстройства при Эпилепсии.................................................................

ЛЕКЦИЯ 5. ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ВСЛЕДСТВИЕ

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ...........................................................

5.1. Определение понятий психоактивное вещество (ПАВ), наркотик............................

5.2. Классификация и клинико-диагностические критерии психических и поведенческих

расстройств вследствие употребления психоактивных веществ......................................

5.3. характеристика отдельных видов зависимостей.........................................................

ЛЕКЦИЯ 6. АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ...................................................................

6.1. Алкоголизм, как медико-социальная проблема..........................................................

6.2. Алкогольные психозы..................................................................................................

6.3. организация помощи больным с зависимостями........................................................

ЛЕКЦИЯ 7. ШИЗОФРЕНИЯ, ШИЗОТИПИЧЕСКИЕ И БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА..

7.1. Определение и концепция шизофрении......................................................................

7.2. Классификация шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств.................

7.3. Общие клинические проявления и характер течения шизофрении...........................

7.4. Распространенность шизофрении, этиологические и патогенетические факторы....

ЛЕКЦИЯ 8. КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ..............................

8.1. Параноидная шизофрения............................................................................................

8.2. Гебефренная шизофрения............................................................................................

8.3. Кататоническая шизофрения.......................................................................................

8.4. Другие формы шизофрении и шизофреноподобные расстройства............................

8.5. Лечение и реабилитация больных шизофренией........................................................

ЛЕКЦИЯ 9. АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА................................................................

9.1. Определение аффективных расстройств, история выделения...................................

9.2. Основные характеристики и психопатология эмоций................................................

9.3. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические критерии

аффективных расстройств................................................................................................

9.4. Лечение аффективных расстройств...........................................................................

ЛЕКЦИЯ 10. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА.........................................................

10.1. Краткий исторический очерк учения о неврозах....................................................

10.2. Этиологические факторы и механизмы формирования неврозов..........................

10.3. Классификация невротических расстройств...........................................................

10.4. Клинические формы и диагностические критерии.................................................

10.5. Лечение невротических расстройств.......................................................................

ЛЕКЦИЯ 11. РАССТРОЙСТВА ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ У ВЗРОСЛЫХ126

11.1. Общая характеристика расстройств личности, классификация.............................

11.2. клинико-диагностические критерии Специфических расстройств личности........

11.3. Лечение состояния декомпенсации.........................................................................

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ.

1. Предмет и задачи психиатрии.

2. Исторические этапы формирования психиатрической помощи и научных взглядов на психические расстройства.

3. Этиология и патогенез психических расстройств.

4. Клиническая и параклиническая диагностика.

5. Классификация психических расстройств.

1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХИАТРИИ

Психиатрия - медицинская дисциплина, которая занимается распознаванием и лечением психических болезней.

Распознавание означает не только диагностику, но и исследование этиологии, патогенеза, течения и исхода психических расстройств. Лечение, помимо собственно терапии включает в себя организацию психиатрической помощи, профилактику, реабилитацию и социальные аспекты психиатрии.

Психические болезни (душевные болезни) (психические расстройства) - болезни головного мозга, проявляющиеся разнообразными расстройствами психической деятельности. Эти расстройства могут быть продуктивными (бред, галлюцинации, депрессия, кататонические расстройства) и негативными (выпадение или ослабление психической деятельности), а также проявляться общими изменениями личности.

Задачи психиатрии:

1. Диагностика психических расстройств.

2. Изучение клиники, этиологии и патогенеза, течения и исхода психических заболеваний.

3. Изучение эпидемиологии психических расстройств.

4. Разработка методов лечения психической патологии.

5. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.

6. Разработка методов профилактики психических расстройств.

7. Разработка структуры организации психиатрической помощи населению.

Основные разделы психиатрии.

1. Общая психопатология – изучает основные закономерности проявлений психических расстройств, этиологические и патогенетические факторы, лежащие в основе психопатологических нарушений.

2. Частная психиатрия – изучает клинику, динамику, исходы отдельных психических заболеваний.

3. Возрастная психиатрия – изучает особенности психических заболеваний в разные возрастные периоды (детская психиатрия, подростковая, инволюционная, психиатрия позднего возраста – геронтологическая).

4. Организационная психиатрия.

5. Судебная психиатрия – решает вопросы вменяемости, дееспособности и организацию принудительных мер медицинского характера.

6. Психофармакотерапия – занимается разработкой и изучением действия на психику лекарственных веществ.

7. Социальная психиатрия.

8. Наркология – изучает влияние психоактивных веществ на состояние человека.

9. Транскультуральная психиатрия – занимается сравнением психической патологии в разных странах, культурах.

10. Ортопсихиатрия – рассматривает психические расстройства с точки зрения разных дисциплин (соматопсихиатрия, психосоматика).

11. Биологическая психиатрия (изучает биологические основы психических расстройств и методы биологической терапии).

12. Сексология.

13. Суицидология.

14. Военная психиатрия – изучает психопатологию военного времени и порядок проведения военно-психиатрической экспертизы.

15. Экологическая психиатрия – изучает влияние экологических факторов на психику.

16. Психотерапия.

Психиатрия тесно связана с другими научными дисциплинами:

философией (основной вопрос философии - первичность материи или сознания),

психологией (соотношение нормальной и болезненной психики, законы логики и их преломление в болезненной психике, олигофрения и деменция, реагирование осмысленное и болезненное),

юриспруденцией (судебно-психиатрические аспекты),

биологическими науками (анатомией, физиологией, биохимией, патофизиологией, патологической анатомией и др.),

другими медицинскими дисциплинами (терапией, неврологией и пр.).

Психиатрия является частью общей медицины, и отдельные направления психиатрии изучают психические расстройства при соматических заболеваниях (соматопсихиатрия), и психические причины возникновения соматических заболеваний (психосоматика).

1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В истории психиатрии выделяют следующие этапы формирования научных воззрений и организации помощи психически больным.

Донаучный период , простирающийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. Он характеризуется примитивно-теологическим пониманием аномального поведения больных. Полностью отсутствует какая-либо медицинская помощь при душевных болезнях, однако в это время происходит хотя и бессистемное, однако, крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

Эпоха древней греко-римской медицины . Началом ее условно можно считать VII

или VI век до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Сделаны первые шаги в понимании психических расстройств вне теологических тенденций (учение Гиппократа о конституции и темпераменте, учение об истерии, взаимовлиянии души и тела в развитии болезней), а также отмечаются зачатки организации помощи психически больным.

Средние века (эпоха инквизиции) характеризуются регрессом до уровня донаучного мировоззрения. Отношение к больным весьма противоречиво - от первых шагов по организации общественного призрения до уничтожения больных на кострах инквизиции.

Период, охватывающий 18 век и начало 19-го века -период становления психиатрии, как области медицины , эпоха Ф. Пинеля и Дж. Конолли, провозгласивших принципы не стеснения в отношении душевнобольных. Развертывается широкое строительство психиатрических больниц, в них проводятся исследовательские работы, на основании которых происходит становление симптоматологической психиатрии.

Эпоха нозологической психиатрии Э. Крепелина. Создание нозологической классификации психических расстройств. Вместе с тем, психиатрия, в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – «малая психиатрия».

Современный этап развития психиатрии – характеризуется расширением внебольничных форм психиатрической помощи, изучением социальных,

психосоматических аспектов психических расстройств. Основными вехами этого этапа являются учение З. Фрейда о «бессознательном», а также «психофармакологическая революция».

1.3. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Выделяют следующие виды психических болезней на основании критерия основных причин, их вызывающих:

Эндогенные психические болезни с невыясненной пока этиологией (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.).

Экзогенные психические расстройства (соматогенные, инфекционные, травматические).

Психогении (реактивные психозы, неврозы).

Патология психического развития (психопатии, олигофрении).

В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные (чаще наследственная предрасположенность, генетические аномалии, конституциональная неполноценность) и экзогенные (инфекции, интоксикации, черепномозговые травмы, психические травмы).

В основе патогенеза психических расстройств лежит нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Чаще имеет место запредельное торможение, при котором нарушается фазовое состояние клеток ЦНС. Клетки могут находиться в уравнительной фазе (одинаковый ответ на разные по силе раздражители - снижение порога возбуждения, астения, эмоциональная неустойчивость),фазе парадоксальной (отсутствие ответа на сильный или обычный раздражитель и наличие ответа на слабый раздражитель, например, кататонические расстройства) иультрапарадоксальной фазе (ответ качественно не соответствует раздражителю - бред, галлюцинации). Кроме того, при органических психических заболеваниях наблюдается атрофия и деструкция нейронов (б-нь Альцгеймера, б-нь Пика, прогрессивный паралич и др.).

При исследовании патогенеза психического расстройства необходимо учитывать такое понятие, как «преморбид». Это индивидуальные особенности организма, наследственность, возраст, пол, биологическая фаза, остаточные явления перенесенных заболеваний. Преморбидные особенности способствуют, либо препятствуют развитию болезни, накладывают свой отпечаток на особенности клиники и течения заболевания.

1.4. КЛИНИЧЕСКАЯ И ПАРАКЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Диагностикой называется процесс по возможности более точного определения и идентификации болезни. Результатом этого является диагноз.

В диагностике психических заболеваний ведущим остается клинический метод, который делится на этапы:

1. Выявление и квалификация симптомов.

2. Определение их взаимосвязи, и квалификация синдромов.

3. Оценка динамики развития синдромов, в контексте патогенетических закономерностей и преморбидных особенностей.

4. Постановка предварительного диагноза.

5. Дифференциальная диагностика.

6. Постановка индивидуального диагноза.

7. Постановка диагноза в соответствии с требованиями классификации (клинические

и диагностические критерии).

Психиатрическое обследование - часть общего медицинского обследования. Преследует те же цели, что и в любой другой врачебной специальности:

1) выяснить причину обращения больного (или его родственников, друзей, сослуживцев) за медицинской помощью; 2) создать доверительные отношения с больным, заложив тем самым основу для взаимодействия с ним в процессе лечения; 3)

сформулировать диагноз и план лечения; 4) сообщить больному и его близким о своих выводах.

Психиатрическое обследование проводят в спокойной, уютной обстановке, предрасполагающей к открытому разговору. Умение завоевать доверие больного требует опыта и уверенности в себе. Однако реальные условия обследования зачастую далеки от идеальных. В самом деле, довольно трудно говорить с глазу на глаз в шумном приемном отделении или в общей палате, даже если отвлекающие факторы сведены к минимуму (задернуты занавески на окнах и т. п.). И все же всегда надо проявлять заинтересованность, сочувствие, симпатию к больному, стремление понять его и помочь. Сидеть следует на некотором (но небольшом) отдалении от больного, имея возможность смотреть ему в глаза. Важно наблюдать за невербальными реакциями и поведением собеседника (краска на лице, слезы). Иногда бывает необходимо записать некоторые сведения (чтобы затем точнее воспроизвести ход разговора), но делать это надо быстро и по возможности редко, чтобы не прерывать течение беседы. Удобный способ - делать отметки в специальном бланке. Процесс сбора сведений для дальнейших этапов психиатрической диагностики называется психиатрическим интервью.

Параклинические методики (патопсихологическое, инструментальное, лабораторное обследование) в психиатрии применяются, как вспомогательные. Используются следующие инструментальные методики: компьютерная томография, ядерномагнитнорезонансное исследование мозга, электроэнцефалографическое исследование для диагностики и дифференциальной диагностики психических расстройств органического генеза. Например, для исключения объемных образований головного мозга, врожденных дефектов мозговой ткани, атрофических процессов в мозгу. Для исключения соматического генеза психических расстройств используется лабораторная диагностика. В психиатрической клинике проводятся лабораторные анализы крови, мочи, спинномозговой жидкости. Так, например, для исключения ревматического генеза психоза проводятся ревмопробы (сиаловая, С-реактивный белок), исследование белковых фракций плазмы и т.п. Экспериментально-психологическое исследование психически больных проводится психологом на основании задач, поставленных лечащим врачом. Оно включает в себя исследование личности, интеллекта, патопсихологическое обследование.

В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследованием психики человека, значительную роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, их внутреннее состояние и взаимоотношения с окружающим миром.

Кроме психодиагностических методик в психиатрии широко используются психометрические методы, позволяющие количественно оценивать различные психопатологические состояния, такие как тревога, депрессия, деменция и пр.

Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную информацию влечет за собой эффекты, которые можно условно назвать количественными и качественными.

Первый тип количественных эффектов связан главным образом с автоматизацией рутинных операций традиционного психодиагностического эксперимета, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов и регистрация ответов, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышается уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных. Кроме того, оперативность обработки информации при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования.

Качественные эффекты можно разделить на две категории. Первую категорию составляют эффекты, обеспечиваемые возможностями современных компьютеров

реализовывать новые виды психодиагностических экспериментов. Сюда относятся возможности генерировать новые виды стимулов, по-новому организовывать стимульную последовательность (например, так называемое адаптивное тестирование), регистрировать ранее не доступные параметры реакций испытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр и т. п.

В психиатрии компьютерные диагностические программы базируются на использовании либо логического дерева решения, либо статистических моделей.

Программа, основанная на дереве решения, оценивает ряд положительных, либо отрицательных ответов, и, таким образом, сводит полученную информацию к диагнозу. Каким-то образом это напоминает дифференциально-диагностическую процедуру в клинической практике. Впервые эту процедуру применили Spitzer & Endicott (1968) для разработки программы DIAGNO. Позже Wing с коллегами (1974) разработали программу CATEGO для использования ее вместе со схемой Обследования психического статуса. Эта программа оказалась полезной при эпидемиологических исследованиях больших и малых психических расстройств.

При альтернативном статистическом подходе накапливается соответствующая информация по выборочной совокупности пациентов, диагнозы которых уже известны, а затем система классификации формируется статистическими методами исходя из базы данных.

В настоящее время большие возможности для компьютерной диагностики открывает применение в клинической практике современных классификаций психических расстройств МКБ-10 и ISD-IV, поскольку они основаны на четких диагностических критериях, позволяющих построить алгоритм диагноза.

1.5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Диагностика – это, по возможности, точное определение и идентификация болезни. Целью диагностики является постановка индивидуального диагноза для выбора лечебной тактики и определения прогноза болезни.

Цель классификации – это в первую очередь достижение достоверной статистической расшифровки болезней для использования в составлении документации в психиатрических учреждениях и для проведения эпидемиологических исследований. Для этого достаточно стандартизированной классификации диагнозов, чтобы проводить исследования и сопоставлять состояния больных, в том числе, чтобы достичь международного взаимопонимания. При этом классификация не ставит цель стать каталогом нормативов или полноценным учением о болезнях. Можно сказать, что классификация – это не наука, а ее инструмент.

Классификация не идентична диагностике.

Диагностика исходит от отдельного больного, действует многомерно, диагнозы формулируются подробно и состоят из многих частей, учитывающих нозологическую принадлежность (где это возможно), основной синдром, факультативные синдромы, характер течения болезни, состояние, обусловившее необходимость обращения за психиатрической помощью, преморбидные, в том числе конституциональные личностные особенности, сопутствующие соматические болезни и т.п.

Классификация исходит из обобщенного опыта, ограничивается относительно легко определяемыми признаками, оперирует категориями, которые выражаются часто одним словом или 3 – 5 - значным числом. Если диагностика – это первый шаг в оценке больного и ее основной целью является определение показаний к терапии, то классификация является концом диагностического процесса и базисом статистических и научных исследований.

Применение классификационных систем в психиатрии часто критикуется, как неуместное или даже вредное. Однако критика такого рода пошла на спад, когда было доказано, что специфические синдромы поддаются специфическому лечению. Часто

противниками классификации выступают психотерапевты, чьи профессиональные интересы связаны скорее с невротическими и личностными расстройствами, нежели со всей областью психических нарушений. Чаще всего ими выдвигаются такие доводы: отнесение каждого конкретного случая к определенной диагностической категории отвлекает от изучения единственных в своем роде личных проблем данного пациента, мешает понять их, во-вторых, индивидуальная картина болезни отдельного пациента, как правило, не полностью соответствует имеющимся категориям.

Психиатрическая систематика в 10-м пересмотре МКБ претерпела заметные изменения по сравнению с предыдущими классификациями. Эти изменения касаются, прежде всего, введения некоторых новых рубрик; сужения границ шизофрении, отказа от дихотомии на психозы и неврозы.

Основная часть функциональной и органически обусловленной психической патологии в МКБ-10 с точки зрения традиционной психиатрии представлена в виде синдромальных рубрик. Следует подчеркнуть, что МКБ-10 предназначена, прежде всего, для статистических целей, и она не должна подменять собой концептуальных классификаций, сохраняющих свое значение для психиатрии. Для каждого расстройства предлагается описание, как основных клинических признаков, так и любых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указания», определяющие количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы таким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических решений в клинической практике, особенно в тех ситуациях, где требуется установление временного диагноза, до того как станет полностью ясной клиническая картина или будет собрана полная информация.

ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РУБРИК

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства.

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

F3 Аффективные расстройства настроения.

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.

F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.

F7 Умственная отсталость.

F8 Нарушения психологического развития.

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

Название: Психиатрия. Конспект лекций.

Конспект лекций по психиатрии предназначен для студентов медицинских колледжей и ВУЗов. В данном издании рассмотрены вопросы современной классификации психических расстройств, основные синдромы психических заболеваний, аффективные расстройства, а также современные аспекты наркологии. Книга будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

Организация психиатрической помощи. Основные положения закона РФ о психиатрической помощи. Основные психопатологические синдромы. Понятие нозологии. Этиология психических заболеваний. Принципы современной классификации психических расстройств. Общая психопатология.
Психиатрия – медицинская дисциплина, изучающая диагностику и лечение, этиологию, патогенез и распространенность психических заболеваний, а также организацию психиатрической помощи населению.
Психиатрия в буквальном переводе с греческого языка – исцеление души. Данная терминология не отвечает нашим современным представлениям о психических заболеваниях. Для того чтобы осмыслить происхождение этого определения, необходимо вспомнить историю формирования человеческого мировоззрения. В древности люди видели окружающие явления и предметы, наделяя их душой. Такие явления, как смерть и сон казались первобытному человеку малопонятными и непостижимыми. По древним поверьям, душа, во сне вылетая из тела, видит разные события, где-то бродит, участвуя в них, именно это и наблюдает человек во сне. В Древней Греции полагали, что если разбудить спящего человека, то душа может не успеть вернуться обратно в тело, а в тех случаях, когда душа уходила и не возвращалась, человек умирал. В той же Древней Греции чуть позже делается попытка объединить психические переживания и психические заболевания с тем или иным органом человеческого тела, например органом любви считалась печень, и только на более поздних изображениях органом любви становится сердце, пронзенное стрелой Амура.

Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Общая психопатология

1. Предмет и задачи психиатрии. История развития
2. Организация психиатрической помощи
3. Основные психопатологические синдромы. Понятие нозологии
4. Принципы современной классификации психических расстройств
5. Разделы Международной классификации психических расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10)
6. Общая психопатология
6.1. Расстройства восприятия
6.2. Расстройства мышления
6.3. Расстройства познавательной деятельности (памяти и интеллекта)
6.4. Расстройства речи
6.5. Расстройства эмоций (аффективные расстройства)
6.6. Расстройства воли, моторики и влечений
6.7. Расстройства сознания
6.8. Расстройства внимания
ЛЕКЦИЯ № 2. Синдромы психических заболеваний
1. Позитивные (психопродуктивные) синдромы
2. Негативные (дефицитарные) синдромы
ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие о психогениях и расстройствах личности
1. Преморбидные типы личности
2. Расстройства личности
ЛЕКЦИЯ № 4. Аффективные расстройства настроения. Современное состояние вопроса о сущности шизофрении
1. Аффективные расстройства настроения
2. Современное состояние вопроса о сущности шизофрении
ЛЕКЦИЯ № 5. Современные аспекты наркологии: алкогольной зависимости, наркомании и токсикомании
1. Алкогольная зависимость
2. Наркомания и токсикомания

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психиатрия. Конспект лекций. Дроздов А.А., Гейслер Е.В. 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать fb2
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Цикл авторских передач проф. С.Н. Мосолова «Терапия психических заболеваний».

«С одной стороны, благодаря синтезу большого числа новых химических веществ, обнаруживающих тропизм к определенным расстройствам психической деятельности, открываются новые перспективы лечения данных заболеваний. С другой стороны, по образному замечанию некоторых авторов «психиатрия вышла из стен психиатрических больниц», что привело к необходимости резкого увеличения объема оказываемой помощи с широким охватом новых контингентов больных. Каковы современные возможности диагностики биполярных расстройств, шизофрении, депрессий, тревожных расстройств и др.? Какие «инструменты» используются в лечении той или иной патологии? Насколько часто встречаются резистентные к терапии формы заболеваний и существуют ли «ключи» к данной категории больных? Как бороться с рецидивами? Особое внимание будет уделено существенным аспектам фармакотерапии и связанным с ней теоретическим, организационным и социальным проблемам психиатрии. Мы надеемся, что передачи будут интересны не только психиатрам и психотерапевтам, но и врачам смежных специальностей, ведущим лечебно-диагностическую работу. Уважаемые коллеги, разрешите пригласить вас к просмотру серии передач по психиатрии «Терапия психических заболеваний», разработанной оргкомитетом Национального Интернет Общества Специалистов по внутренним болезням и заслуженным деятелем науки РФ, руководителем отдела терапии психических заболеваний ФГБУ «Московский НИИ психиатрии Минздрава РФ» профессором Мосоловым Сергеем Николаевичем. Первый авторский семинар выйдет в эфир 12 сентября 2013 г. Тема семинара: «Как знание механизма действия современных антипсихотиков может изменить нашу клиническую практику». Уникальность передачи заключается в том, что она выйдет в прямой трансляции на сайте www.internist.ru и не будет повторяться! Вместо традиционной лекции вас ожидает оживленная дискуссия!»

Как знание механизма действия современных антипсихотиков может изменить нашу клиническую практику:

ПОРТАЛ CONSILIUM MEDICUM:

Лектор: Вероника Михайловна Сомова - канд. мед. наук, врач-психиатр ФГБУ ПКБ №1 им. Н.А.Алексеева филиала ПНД №23, член Совета молодых ученых Российского общества психиатров.

Расстройство личности характеризуется глубокими нарушениями представления человека о себе, других, окружающем мире в целом, что проявляется неадекватными моделями познания, эмоционального выражения и поведения. Эти нарушения стабильны и вызывают значительные проблемы психосоциального функционирования, что особенно ярко отражается в межличностных отношениях и широком диапазоне социальных ситуаций. Лекция посвящена расстройствам личности с точки зрения психиатрии, а также частично - психологии и психоанализа в их прикладном значении.

В лекции будут представлены данные об исторических аспектах изучения аномальных личностей, о некоторых этиопатогенетических теориях, о современных диагностических системах для расстройств личности: DSM-V и проекта МКБ-11. Будут рассмотрены основные категории расстройств личности в соответствии с действующей диагностической системой МКБ-10, а также освещены общие вопросы динамики, коморбидности и основные подходы к лечению расстройств личности.

Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство" : http://www.con-med.ru/conferences/133/226459/

Обсессивно-компульствное расстройство (ОКР) - хроническое, инвалидизирующее заболевание, риск развития которого в течение жизни превышает 1,5%. В лекции представлены современные данные о нейробиологии и когнитивных теориях этиологии и патогенеза обсессивно-компульсивного синдрома в рамках биопсихосоциального подхода. Подробно изложены подходы к диагностике некоторых расстройств обсессивно-компульсивного спектра (ОКР, патологическое накопительство), а также важные для клиницистов вопросы сочетания ОКР и шизофрении. Кроме того, представлены данные об особенностях мышления лиц с ОКР, механизмах, его поддерживающих и роли окружения в поддержании данного состояния.

21 ИЮЛЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 1): этиопатогенетические и диагностические аспекты". Организатор: ММА "МедиаМедика" (ПАВЛИЧЕНКО А.В.): http://www.con-med.ru/conferences/133/226459/226456.html

24 НОЯБРЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 2): вопросы терапии и клинические примеры" (Павличенко А.В.): http://www.con-med.ru/conferences/133/227485/227481.html

25 НОЯБРЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 2): вопросы терапии и клинические примеры" Современная КПТ обсессивно - компульсивного расстройства (Кочетков Я.А.): http://www.con-med.ru/conferences/133/227485/227482.html

25 НОЯБРЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 2): вопросы терапии и клинические примеры" Разбор клинического случая (ПАВЛИЧЕНКО А.В., КОЧЕТКОВ Я.А.): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/227485/227483.HTML

25 НОЯБРЯ, 2015 Вебинар "Обсессивно-компульсивное расстройство (Часть 2): вопросы терапии и клинические примеры" Вопросы (ПАВЛИЧЕНКО А.В., КОЧЕТКОВ Я.А.): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/227485/227484.HTML

25 ИЮНЯ, 2015 Вебинар "Расстройства аутистического спектра" (СОМОВА В.М.): http://www.con-med.ru/conferences/133/226254/

Лектор: Вероника Михайловна Сомова - канд. мед. наук, врач-психиатр ФГБУ ПКБ № 1 им. Н.А.Алексеева филиала ПНД №23, член Совета молодых ученых Российского общества психиатров.

Расстройства аутистического спектра являются очень актуальной проблемой современной психиатрии, что обусловлено их значительной распространенностью и одновременно с этим недостаточностью диагностических и терапевтических подходов. Клинические проявления расстройств аутистического спектра чрезвычайно разнообразны и включают в себя как ядерные симптомы аутизма, так и сопутствующие психические расстройства. Последние часто становятся поводом для обращения таких пациентов за психиатрической помощью, причем данная необходимость может возникать в любом возрасте. Лекция посвящена современным представлениям о расстройствах аутистического спектра, их диагностике, терапии и реабилитации. Подробнее будет освещена проблема синдрома Аспергера, который находится на благоприятном полюсе спектра аутистических расстройств.

14 АПРЕЛЯ, 2015 Вебинар «Фобические расстройства в подростковом возрасте (клинико-динамические аспекты, типология, терапия)»

Лектор: Головина Алла Геннадиевна - докт. мед. наук, ведущий научный сотрудник отдела по изучению проблем подростковой психиатрии ФГНБУ «Научный центр психического здоровья», член Российского общества психиатров.

Лекция посвящена обсуждению фобических расстройств, выявляемых у пациентов подросткового возраста, обращающихся за помощью к психиатру, их распространенности, гендерным соотношениям, психопатологическим особенностям, предпосылкам к формированию, типологии, возрастной динамике. Рассмотрены проблемы патоморфоза фобий у лиц детско-подросткового возраста. Представлена авторская многомерная модель фобических нарушений у подростков, основанная на оценке типологических вариантов фобий с учетом механизма развития и их места в клинической картине состояния с учетом психопатологической принадлежности фобических образований в соответствии с диагностическими категориями МКБ-10. Исходя из описанной модели фобических нарушений, предложены современные дифференцированные подходы к терапии подростков, страдающих фобиями, подразумевающие комплексный характер воздействий (психофармакологические стратегии, психотерапевтические методы, а также социореабилитационные вмешательства - психокоррекционные, социотерапевтические, психообразовательные формы помощи больным и их семьям).

Данная лекция может представлять интерес как для психиатров, психотерапевтов и клинических психологов, так и для специалистов общей практики, работающих с детьми и подростками.

7 АПРЕЛЯ, 2015 Вебинар "Особенности клиники и течения шизофрении" Организатор: ММА "МедиаМедика": http://www.con-med.ru/conferences/133/225439/

Лектор: А.Н. Ханнанова - канд. мед. наук, заведующая отделением ГБУЗ Московской области "Центральной клинической психиатрической больницы", ассистент кафедры многопрофильной медицины факультета фундаментальной медицины МГУ им.М.В.Ломоносова, член Российского общества психиатров, член общества психиатров Московской области, глава общества молодых ученых-психиатров Московской области.

В лекции освещены основы эпидемиологии, этиологии шизофрении. Проведен разбор осевых симптомов, присутствие которых необходимо для постановки диагноза. Показано, в какие синдромы могут объединяться данные симптомы. Кроме того, рассмотрены основные этапы развития шизофрении и варианты развития заболевания. Лекция рассчитана на врачей смежных специальностей и молодых психиатров.

3 АПРЕЛЯ, 2015 Вебинар "Особенности непсихотических депрессивных состояний в подростковом возрасте": http://www.con-med.ru/conferences/133/225336/

Кравченко Надежда Ефимовна - канд. мед. наук, старший научный сотрудник отдела по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», член Российского общества психиатров

Депрессивные расстройства представляют собой один из распространенных видов психической патологии у подростков. В течение всего подросткового периода они наблюдаются у 15-20% несовершеннолетних, нарушают социализацию и процесс обучения, а также увеличивают вероятность психических нарушений во взрослой жизни. В лекции рассмотрены патогенез и особенности клинических проявлений депрессивных состояний у подростков.

11 ДЕКАБРЯ, 2014 Вебинар "Паническое расстройство и агорафобия" Организатор: ММА "МедиаМедика": http://www.con-med.ru/conferences/133/224291/

Риск развития панического расстройства и агорафобии в течение жизни составляет, по разным данным, от 2 до 5%. Трудности его диагностики в общемедицинской практике обусловлены, в первую очередь, наличием общих симптомов панических атак и некоторых сердечно-сосудистых, респираторных и желудочно-кишечных заболеваний. В лекции будут представлены современные подходы к диагностике и различные виды терапии панического расстройства и агорафобии. Особое внимание будет уделено основным этапам психотерапевтического процесса, в первую очередь, поведенческим экспериментам и техникам экспозиции.

Павличенко Алексей Викторович - канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФПДО МГМСУ им. А.И.Евдокимова, Председатель Совета молодых ученых Российского общества психиатров.

Яков Анатольевич Кочетков - клинический психолог, канд.биол. наук, директор Центра когнитивной терапии.

Паническое расстройство и агорафобия (часть 1): клинические аспекты и фармакотерапия (А.В.ПАВЛИЧЕНКО): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/224291/224288.HTML

Паническое расстройство и агорафобия (часть 2): когнитивно-поведенческая терапия (Я.А.КОЧЕТКОВ): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/224291/224289.HTML

Ответы на вопросы (Я.А.КОЧЕТКОВ, А.В.ПАВЛИЧЕНКО): HTTP://WWW.CON-MED.RU/CONFERENCES/133/224291/224290.HTML

19 НОЯБРЯ, 2014 Вебинар "Генерализованное тревожное расстройство: диагностика и терапия" Организатор: ММА "МедиаМедика": http://www.con-med.ru/conferences/133/223740/

Лектор: Павличенко Алексей Викторович - канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФПДО МГМСУ им. А.И.Евдокимова, Председатель Совета молодых ученых Российского общества психиатров.

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) является одним из самых распространенных психических расстройств как в популяции (риск развития в течение жизни составляет 5%), так и среди лиц, обращающихся в общемедицинскую сеть (10% и более). Симптоматика ГТР представлена как непосредственно тревожными, так и различными соматическими симптомами, которые маскируют психопатологические симптомы и обусловливают низкую выявляемость ГТР врачами-интернистами. В лекции будут представлены современные подходы к диагностике и терапии ГТР и на клиническом примере рассмотрены вопросы дифференциальной диагностики, а также типичные ошибки и трудности, с которыми сталкиваются врачи при работе с данными пациентами.

8 АПРЕЛЯ, 2014 "Депрессии в общей медицине" - симпозиум в рамках XXI Российского национального конгресса «Человек и лекарство» Организатор: Российский национальный конгресс «Человек и лекарство», г. Москва.

Цель проведения симпозиума - представить современные подходы к выявлению, диагностике и терапии депрессивных расстройств в общей медицине. Мероприятие предназначено для психиатров, терапевтов, кардиологов, гастроэнтерологов, неврологов и врачей других специализаций.

Председатели:

Смулевич Анатолий Болеславович

Тиганов Александр Сергеевич

1. Смулевич А.Б. Психопатология депрессий в общей медицине

2. Андрющенко А.В. Эпидемиология депрессий в общей медицине

3. Дубницкая Э.Б. Суицидальный риск при депрессиях в общей медицине

4. Иванов С.В. Общие принципы психофармакотерапии депрессий в общей медицине

5. Читлова В.В. Современные мелатонинергические антидепрессанты в терапии депрессий, коморбидных соматическим заболеваниям

Телесеминары по психиатрии и наркологии на сайте 1med.tv (требуется регистрация).

Телесеминар на тему: «Биполярное аффективное расстройство (Часть 1): актуальные проблемы диагностики». Лектор: Павличенко Алексей Викторович (26 01 2016)

Телесеминар на тему: «Биполярное аффективное расстройство (Часть 2): терапевтические аспекты». Лекторы: Павличенко Алексей Викторович, Кочетков Яков Анатольевич (04 02 2016)

Телесеминар на тему: «Стрессы детского возраста и психическое здоровье». Лектор: Сиволап Юрий Павлович (24 08 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Депрессии в психиатрии - есть диагноз, но нет лечения». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (18 09 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Критерии выбора СИОЗС». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (23 09 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Депрессии при соматических заболеваниях - нет диагноза, нет и лечения!». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (29 09 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Тревожные расстройства. Много диагнозов, но лечения больше!». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (07 10 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Лекарственная терапия тревоги и депрессии. А как правильно?» Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (12 10 2015)

Цикл лекций «Поговорим о депрессии и тревоге», тема: «Пароксетин для лечения депрессии и тревожных расстройств - обоснованный выбор?». Лектор: Дробижев Михаил Юрьевич (19 10 2015)

Телесеминар на тему: «Алкоголизм». Часть 2. Лектор: Сиволап Юрий Павлович (12 10 2015)

Телесеминар на тему: «Паническое расстройство в психиатрии и общей клинической практике». Лектор: Сиволап Юрий Павлович (02 11 2015)

Телесеминар на тему: «Рациональные подходы в наркологии: что делать с новыми наркотиками?». Лектор: Сиволап Юрий Павлович (01 12 2015)

Понравилось: 5



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт