Молдаване и румыны: один народ или два разных. Насколько вероятно объединение Молдавии и Румынии

14.10.2019

В преддверии круглой даты как в Румынии, так и в Молдове активизировались сторонники унионистских идей, верящие в то, что историю столетней давности, прерванную Второй мировой войной, можно повторить. Насколько вероятен сценарий с объединением двух независимых сегодня государств?

Унионизм на марше

В рамках румынского общественно-политического дискурса всегда считалось, что Бессарабия - историческая область, составлявшая территорию нынешней Республики Молдова и части Украины - является исконно румынской землей. Для румынских историков получение Российской империей Бессарабии в 1812 г. - это результат заговора между Москвой и Парижем, причем в их понимании Россия отобрала эти территории не у Османской империи, а фактически у румынского государства, которое, даже существуя в виде нескольких княжеств, якобы находилось тогда лишь в формальной вассальной зависимости от Порты.

При этом игнорируется тот факт, что румынский национализм как политическое течение зарождается только в 1830-е гг, а образование румынского государства происходит еще позднее - в 1860-1870-е гг. В Румынии ретроспективно сконструирована непрерывная национальная история, которая берет начало еще со времен даков и римлян и в которой современная Молдова выступает как ее интегральная часть.

Соответственно, "возвращение" Бессарабии в 1918 г. в современной Румынии воспринимают как элемент формирования "великого" румынского государства. И еще со школьной скамьи там прививается идея о том, что утрата Румынией Бессарабии в результате Второй мировой войны - это историческая несправедливость.

В Румынии крайне негативно относятся к идее об отдельной молдавской идентичности, считая ее лишь конструктом советской пропаганды в пику идее румынской государственности. В итоге язык, на котором говорят в Молдове, считается в Румынии румынским, хотя и насыщенным при этом славянизмами и регионализмами. Одним из следствий такой исторической политики является то, что, согласно разным социологическим опросам, 70-80% румынских граждан поддерживают идею о необходимости объединения Молдовы и Румынии.

Кроме этого, несмотря на отсутствие каких-либо значительных трагедий в истории отношений между Россией и Румынией (в отличие, например, от истории российско-польских отношений), в румынском дискурсе Россия до сих пор рисуется не иначе как империя, которая представляет экзистенциальную угрозу для Румынии и Молдовы.

В то же время на протяжении всего постсоветского периода истории Румынии в этой стране на государственном уровне праздновался только общенациональный День Румынии 1 декабря, который исторически связан в первую очередь с вхождением Трансильвании в состав румынского государства в 1918 г. В преддверии же 100-летия со времен создания "Великой Румынии" один из соратников экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Еуджен Томак инициировал принятие закона о том, чтобы день "воссоединения" Румынии и Бессарабии 27 марта также сделать национальным праздником. Именно в этот день в 1918 г. Сфатул Цэрий, парламент провозглашенной после Октябрьской революции Молдавской Народной Республики, проголосовал за объединение с Румынией.

Закон в итоге был принят в марте 2017 г. В соответствии с его положениями, центральные и местные органы власти должны ежегодно 27 марта торжественно поднимать национальный флаг. Кроме этого прописывается возможность для органов власти, неправительственных организаций, музеев, представительств Румынии за рубежом организовывать специальные мероприятия политического, культурного и научного характера.

В специальном заявлении, сопровождавшем промульгацию закона, президент страны Клаус Йоханнис отметил: "Сфатул Цэрий принял 27 марта 1918 г. решение об объединении Бессарабии с Румынией. Этот исторический акт открыл процесс Большого объединения, который окончился 1 декабря 1918 г., когда румыны Трансильвании, Баната, Марамуреша и Кришана приняли решение объединиться с Румынией. Эти события создали румынское государство в его нынешнем виде".

В итоге, благодаря закону о новом национальном празднике 27 марта, унионистская идея, пусть и в историческом контексте, постепенно легитимизируется в публичном поле, переставая быть уделом лишь политических маргиналов.

Что касается Республики Молдова, то здесь румынофильские настроения перестали быть исключительно маргинальными после прихода к власти в 2009 г. Альянса за европейскую интеграцию. В составе Альянса, просуществовавшего фактически до 2015 г., находилась Либеральная партия Михая Гимпу, которая открыто выдвигала унионистские лозунги и настаивала на восприятии советской истории Молдавии как периода оккупации и репрессий. Премьер-министр Молдовы Влад Филат (2009-2013 гг.), не будучи унионистом, разделял при этом идею о том, что Молдова является "вторым румынским государством" и что государственный язык страны должен называться не иначе как румынским.

Так же и сегодня вполне солидно смотрится Партия национального единства, которая была образована бывшим сторонником М. Гимпу и экс-министром обороны Анатолом Шелару, и в деятельности которой принимает активное участие Т. Бэсеску. Эта партия имеет шансы не только попасть в парламент Молдовы после выборов осенью этого года, но и войти в коалицию с правящей Демократической партией. Та же история и с партией нынешнего вице-премьера Юрия Лянкэ, который наряду с проевропейскими лозунгами начал в борьбе за электорат исчезающей Либеральной партии активно использовать унионистские идеи.

Политики унионистского толка опираются на определенную социальную поддержку. Если в 1994 г. проводившийся в Молдове плебисцит показал, что количество сторонников объединения с Румынией находится на уровне статистической погрешности, то современные опросы показывают поддержку на уровне 20%.

Рост популярности унионизма связан с несколькими причинами. Во-первых, в Молдове происходит смена поколений, и значительная часть современной молдавской молодежи подпадает под румынское культурно-образовательное влияние (что вполне естественно в силу языковой и культурной близости). Стремясь к более качественному образованию и имея возможность получить стипендию румынского правительства, молдавские абитуриенты едут учиться в румынские вузы. Как и в Румынии, большое влияние оказывает и система образования в самой Молдове. Уже с 1990-х гг. в молдавских школах и вузах изучается история не Молдовы, а история румын, в которой нет места идее об особом историческом пути Бессарабии.

Во-вторых, набирает силу т.н. прагматический унионизм.

Многие люди вне зависимости от социального статуса, наблюдая массовую бедность, отток населения, коррумпированность политиков, постоянную политическую нестабильность, разочарованы в Молдове как государстве. Для них объединение с Румынией выглядит единственной возможностью улучшить жизнь в Молдове.

Кроме этого, многие граждане уже понимают, что скорее всего в ближайшие десятилетия страна вряд ли станет членом Евросоюза. Бэсеску играет на этой разочарованности, утверждая, что единственный путь в ЕС лежит для Молдовы через объединение с Румынией.

В итоге по обеим сторонам Прута, как в Молдове, так и в Румынии, существует унионистское движение. В настоящий момент оно раздроблено, но постепенно оно начинает оказывать влияние на публичную политику в обеих странах и добиваться выгодных для себя политических решений. Если в Румынии унионистам удалось провести закон о новом национальном празднике, то в Молдове они настаивают на том, чтобы парламент официально принял решение о переименовании государственного языка - с молдавского на румынский. Такое решение уже принял Конституционный суд страны, но последнее слово все-таки за парламентом.

В преддверии сотой годовщины Великого объединения более 100 румынских и молдавских общественных организаций объединились в «Альянс Столетия» для проведения совместных юбилейных мероприятий, часть из которых будет посвящена идее объединения Румынии с Молдовой. Так, в начале января состоялась заметная акция унионистов на мосту через Прут, на котором был растянут стометровый румынский флаг.

Структурные ограничения

Несмотря на рост унионистских настроений в обеих странах, они пока не составляют политический мейнстрим. Для этого есть множество как внутренних, так и внешних причин.

Во-первых, Евросоюз и США последовательно сигнализируют румынским политикам еще с 1990-х гг., что любое изменение границ неприемлемо. В частности, посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил по случаю 25-летия молдавской независимости о том, что Молдова должна оставаться суверенным государством, а объединение с Румынией не является практичным выбором и не улучшит положение дел в стране. В Румынии по этому поводу разразился скандал, и некоторые политики потребовали даже отозвать американского посла.

Для стран Запада любое движение в сторону объединения Молдовы и Румынии грозит ростом межгосударственных противоречий во всей Восточной Европе и, как следствие, ослаблением евроатлантических институтов. Понимает это и сам Бухарест, постоянно сталкивающийся с автономистскими настроениями трансильванских венгров.

Поэтому в Бухаресте никто пока не решается возвеличивать унионизм вне пределов сугубо исторического контекста. Процитированное выше заявление Клауса Йоханниса по поводу введения нового национального праздника в честь "воссоединения" Молдовы и Румынии содержит также следующую оговорку: "В то же время Румыния остается приверженной поддержке европейского курса Молдовы. Европейская интеграция Молдовы, согласно нашей национальной стратегии обороны, представляет собой одну из важнейших внешнеполитических целей Румынии…". Подобные же утверждения содержат и все другие румынские внешнеполитические документы, посвященной молдавской проблематике.

Во-вторых, современная Румыния оказалась погружена в собственные внутренние проблемы. В стране наблюдается постоянная политическая нестабильность, в том числе из-за стремления правящей Социал-демократической партии урезать антикоррупционное законодательство, которое является постоянной головной болью для румынского политического класса. В стране в этой связи стали часто меняться правительства.

Если вопросы коррупции представляют интерес в основном для городского класса, желающего превращения Румынии в полноценное европейское государство, то широкие массы населения, проживающие в основном в деревнях, испытывают проблемы с безработицей, бедностью. Румынское население сокращается из-за миграционного оттока населения.

В итоге под влиянием всех этих факторов в Румынии сложился определенный консенсус по поводу Молдовы.

Внешнеполитические элиты Румынии воспринимают Молдову как "второе румынское государство", которое в силу обстоятельств должно оставаться суверенным. Объединение же Молдовы и Румынии, по их мнению, произойдет на символическом уровне в ходе успешной евроинтеграции Молдовы. В этой связи, согласно румынским представлениям, Молдова должна быть максимально привязана к Румынии и Евросоюзу - политически, экономически, логистически, а также в плане безопасности.

Поэтому Бухарест, в отличие от времен Бэсеску, начал выделять Кишиневу реальные кредитные средства (€150 млн в 2016-2017 гг.), пролоббировал в европейских институтах выделение кредитов Кишиневу под реализацию масштабных проектов, призванных связать молдавскую газотранспортную и электроэнергетическую систему с Румынией.

Бухарест увеличил количество своих гуманитарных проектов в Молдове, сохраняя при этом старые формы поддержки - раздачу румынского гражданства и образовательных стипендий. Кроме этого, Бухарест уже давно открыл "зеленый коридор" молдавским товарам, за счет чего молдавские экспортеры имеют реальный (а не призрачный, как в случае со всем остальным странами - членами ЕС) канал поставок своей продукции за пределами СНГ (получается ежегодно уже около $600 млн, причем не только агропродовольственное сырье, но и фрукты, овощи и вино).

Серьезные ограничения существуют для распространения унионистских идей и в Молдове.

Во-первых, как признает большинство аналитиков, Молдова представляет собой т.н. приватизированное государство, где политические элиты озабочены в первую очередь установлением контроля над финансовыми потоками и перераспределением активов. Поэтому для них изменение статус-кво со значительным расширением влияния - будь то Бухареста или Брюсселя - неприемлемо.

Для молдавских элит Румыния является важным стратегическим партнером, помогающим решать многие внешне- и внутриполитические задачи, но Кишинев тем не менее не спешит бросаться в слишком тесные объятия Бухареста.

Во-вторых, широкие слои молдавского населения (согласно опросам, 60% граждан) в общем-то до сих пор живут с представлением об особой "бессарабской идентичности". Она сформировалась в ходе двухвековой истории - не только влияния Российской империи или Советского Союза, но и совместного проживания разных народностей (молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев и т.д.). Нахождение Бессарабии в составе Румынии в межвоенный период было слишком коротким и противоречивым, чтобы настроить жителей в пользу унионизма.

Долгоиграющая история

Ввиду имеющихся структурных ограничений даже сами унионисты признают, что объединение Молдовы и Румынии невозможно в перспективе как минимум ближайших десяти лет.

Многое в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, насколько сохранится влияние на Румынию европейских и евроатлантических институтов. Пока нет серьезных причин опасаться, что Румыния пойдет по пути Польши и Венгрии, которые сегодня пытаются обособиться в рамках ЕС и иметь собственные, отличные от брюссельских, геополитические взгляды и проекты. У Румынии сегодня самый высокий экономический рост среди всех стран Евросоюза. Также в ближайшее время ожидается ее включение в Шенген и, возможно, зону евро, что поможет преодолеть сегодняшний слегка маргинальный статус этой страны в ЕС.

Еще более значимым является такой фактор, как политическое и социально-экономическое развитие Молдовы.

В рамках сегодняшнего "приватизированного государства" в Молдове олигархические элиты вместо строительства гражданской политической нации, где значимы такие вещи, как правовое государство и политическое участие всех граждан вне зависимости от этнической самоидентификации, воспроизводят разнообразные расколы внутри молдавского общества, прежде всего на геополитической основе. Активно в электоральных целях разжигаются антироссийские настроения.

Такой подход правящих элит только способствует унионистским настроениям, так как страна продолжает деградировать, а умы людей - находиться под влиянием простейших концепций, базирующихся на делении на "своих" и "чужих".

Сдерживание унионистских настроений также зависит от того, смогут ли Россия и Запад найти общий язык по поводу региона "общего соседства". Дальнейшее углубление противоречий между ними будет препятствовать строительству в Молдове политической нации и поддерживать те силы в Румынии, которые будут пропагандировать собственный имперский проект в отношении Молдовы под предлогом борьбы с "российской угрозой".

Которые страна просто не может выплатить.

Что делать в подобной ситуации? Одним из вариантов решения данной проблемы рядом молдавских политиков предлагается объединение Молдовы с Румынией. Насколько серьезен данный сценарий, способный изменить политическую карту современной Европы или это просто игра с Кремлем?

Объединение: выход из сложившейся ситуации или груз для населения и инвесторов?

Рассуждать на данную тему объединения Молдовы с Румынией стали довольно давно, по сути еще накануне распада Советского Союза и провозглашения молдавской независимости . Вопрос, безусловно, является очень болезненной темой, в первую очередь, для местных жителей, поскольку двадцать лет назад он уже привел к одному вооруженному конфликту (в Приднестровье). Но идею «румыно-молдавского» единства регулярно извлекают на поверхность, лишний раз нервируя общественность.

Стоит ли говорить, сколь важные последствия имел бы такой шаг для международной политики, права, экономики. Для инвесторов же понимать существующее положение дел особенно важно, поскольку само наличие подобных слухов, не говоря уже о конкретных планах, может серьезно повлиять на их финансовые намерения. Так действительно ли страны стремятся к объединению и готовы к этому?

Существуют ли прецеденты объединения независимых государств?

Если говорить о новейшей истории, то примеров добровольного объединения независимых государств не так уж и много , - объяснили аналитики землячества трейдеров и инвесторов Приднестровья Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V. После Второй мировой войны всего лишь пару раз случалось, чтобы суверенные державы, члены , решили инкорпорироваться в одно государство.

Один раз - Египет и решили объединиться, но быстро разочаровались в этом и вернулись к прежнему «самостийному» существованию. Этот пример можем считать неудачным. Второй раз - ФРГ и ГДР. Но там речь шла о странах, которые не только раньше составляли единое целое, но и в названии имели ключевое слово - . Они вместе до сих пор и это совершенно естественно. Это положительный пример. К сожалению куда больше случаев разъединения, даже если опустить распады и Югославии, то можно вспомнить разделение Северной и Южной Кореи, Китая и Тайваня, Чехии и Словакии. К сожалению, разделение в международной политике (как и экономике) встречается намного чаще, чем объединение.

Имеются ли исторические и другие основания для объединения Молдовы и Румынии?

Молдова (именно с таким названием) существовало с 1359 года. Причем большую часть этого времени оно сохраняло независимость, а также имело собственную династию. Даже во времена османского владычества Молдавское княжество было лишь вассалом могущественной империи, но суверенитет сохраняло:
- в 1859 году Молдавское государство прекратило свое существование, так как стало частью новообразованного Румынского государства. Эта новая единица на карте Европы появилась 1859 г. вследствие объединения двух вассальных Османской империи княжеств: Валахии и Молдавии. Именно в этот день молдавский князь Александру Иоан Куза в Бухаресте был избран князем Валахии. Таким образом, произошло классическое династическое объединение;
- Молдова стала называться Бессарабией и пользоваться широкой политической автономией. Однако Восточная Бессарабия, на территории которой и находится нынешняя РМ, с 1812 года находилась под властью России. И это очень важно, так как в составе Румынии эти земли находились совсем недолго: с 1918 по 1940гг.;
- даже после октябрьской революции в Молдове несколько месяцев существовало независимое государство - Молдавская Демократическая Республика. Впоследствии та небольшая часть, которая сейчас известна как Приднестровье, вошла в состав УССР как Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР). В январе 1918 года румынская армия начала боевые действия против МДР. А в конце ноября установили там свою военную власть;
- в результате военная администрация королевской Румынии управляла Бессарабией целых 22 года. В то время как в международном сообществе активно обсуждался т.н. «Бессарабский вопрос». Все-таки, Бухарест совершенно нагло захватил эти земли при том, что их переход под Румынии не был закреплен ни одним международным документом. Собственно это дало основания И.Сталину в 1940 году требовать их возврата;
- с 1940 по 1991 года в СССР существовала Молдавская Советская Социалистическая республика со всеми формальными признаками государственности. В 1991 году, после распада Советского Союза, возникла независимая Республика Молдова. Культура и язык. Румыны и молдаване , но последние находятся в юрисдикции Московского патриархата, в то время, как жители Румынии имеют собственный патриархат;
- языки у этих народов не просто очень похожи, а, по сути, есть одно и то же. По мнению лингвистов, нынешний молдавский язык это лишь одноименный диалект дако-румынского языка. Он же, кстати, распространен, и в румынской исторической области Молдова (центр Яссы).
- национальные костюмы, кухня, музыка - все очень похож е.

Однако культурное и языковое единство совершенно не повод для объединения, иначе давно должны были бы объединиться Австрия с Германией , все арабские государства, а Швейцария вообще развалиться минимум на три части.

Какие основания всерьез говорить об объединении Молдовы и Румынии?

В соответствии с приоритетами определяются и задачи внешней политики
1. Унионистское движение (за объединение) началось в обеих странах в конце 80-х годов. В Румынии - после свержения режима Чаушеску, в Молдавии - после объявления в СССР политики гласности. В первые годы независимости молдавский язык был переведен на латиницу.
2. В Молдове действовали различные партии, выступающие за объединение с Румынией. Но долгое время они оставались чуть ли не маргинальными. Постепенно в республике сложилась своя национальная элита, заинтересованная в ее сохранении. Около 80% молдаван считают себя именно молдаванами, а не румынами.
3. Однако среди политически активных граждан постепенно сложилось две группы: румынисты и молдовенисты. Первых меньше, вторых больше, но румынисты намного активней.
4. Примерно с 2004 года в поисках национальной идеи местные национал-демократы стали использовать тезис о необходимости евроинтеграции Молдовы . Этот лозунг призван закамуфлировать унионистскую политику. Именно под этим прикрытием два года назад к власти пришли националисты.
5. 16 марта 2012 года в Молдавии прошли уже четвертые президентские выборы за последние три года. Их выиграл ориентированный на (читай, на Румынию) Альянс за европейскую интеграцию (AEI), в который входят три партии: Либерально-демократическая партия (премьер-министр Влад Филат), Демократическая партия (и.о. президента Мариан Лупу) и Либеральная партия (спикер парламента Михай Гимпу). Новым президентом стал Николае Тимофти, который тут же заявил: «Самой большой проблемой является укрепление общества. Нам нужна идея, объединяющая все общество. Этой идеей должна стать европейская интеграция». Хоть новый президент нигде и не высказывался за объединение с Румынией, румынисты ликуют, утверждая, что Тимофти - далеко не антиунионист. Более того, в своем первом интервью избранный лидер страны сказал, что Молдова и Румыния, конечно, должны быть вместе, как это уже было в истории, но пока говорить об этом рано.
6. сторонники присоединения Молдовы к Румынии провели в Кишиневе марш, посвященный 94-й годовщине объединения двух стран (27 марта 1918 года). Около тысячи человек скандировали лозунги: "Великая Румыния!", "Объединение!", "Молдова- это Румыния!". Между ними и сторонниками независимости из движения «Патриоты Молдовы» даже произошли небольшие столкновения. Впервые в истории республики румынисты и молдовенисты вступили в открытый конфликт.

Как Румыния влияет на события, и что ей может противопоставить Россия?

Конечно же Румыния оказывает очень активное влияние, причем на разных уровнях:
· Румыния с 2009 года увеличила экспорт в РМ до 16% (импорт из республики - 10%). Молдавский винный экспорт увеличился в соседнюю страну на 50% после введения Россией эмбарго на молдавский алкоголь;
· в 2010 году объявил, что в рамках Европейской политики соседства предоставит Молдавии 350 миллионов долларов в период с 2011 года по 2013 год. Румыния пообещала предоставить Молдавии 100 миллионов в этот же период.
· системы транспортировки обеих стран планируется объединить к концу 2012 года .
· румынские и молдавские военные проводят совместные учения .
· политический аспект. После совместного заседания правительств двух стран запущен процесс совместных совещаний депутатов.
· вопросы ЕС. 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского Союза , президент страны Траян Бэсеску высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. В 2010 году Траян Бэсеску заявил, что Молдова может войти в состав его страны в течение ближайших 25 лет.
· Румыния активно раздает свои паспорта так называемым «заграничным румынам» , которыми они, естественно, считают и молдаван. Этот процесс называется даже не продоставление, а восстановление гражданства.
· воссоединению с Румынией быть? В самом конце марта в интервью молдавскому изданию Timpul государственный секретарь Румынии по делам заграничных румын Еужен Томак откровенно заявил: «Я убежден, что воля к воссоединению будет реализована еще при нашей жизни, тогда, когда это желание получит открытую форму, а отношения между румынами по обе стороны Прута будут такими крепкими, что международным договорам придется считаться с ними».

Пока что Россия обладает огромным экономическим влиянием в Молдавии. В 2010 году на ее долю приходилось 26% экспорта из Молдавии, она также была источником 15% импорта страны. Россия является крупнейшим рынком для молдавского вина, правда периодически в этой сфере возникают проблемы. также предоставляет Молдавии весь потребляемый страной природный газ, вряд ли стоит объяснять, как в России умеют использовать это преимущество. Плюс РФ держит в самопровозглошенной республике Приднестровье военную базу, чем существенно влияет на систему безопасности в регионе.

Однако у Румынии есть неоспоримые преимущества: политика мягкого проникновения, идея евроинтеграции, время, которое работает однозначно на нее (каждое новое поколение молдаван будет все дальше отдалятся от России с ее Евразийским союзом и стремиться в ЕС, а через Румынию туда попасть намного быстрее).

Редколлегия отдела "Новости Молдовы" журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме инвесторов : как вы думаете, объединяться ли когда-нибудь Молдова с Румынией?
· нет, никогда;
· да, и довольно скоро;
· да, но очень нескоро.

05 апреля 2012 г. 10:18

Давать прогнозы, чем он завершится, не возьмется никто из ответственных историков и политиков. Главный вопрос здесь насколько сильно стремление молдаван к реинтеграции? Криков раздается много, но для перекраивания политической карты в этой части Европы нет веских оснований, прежде всего - экономических. Сегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская ССР Советского Союза (Бессарабия в пределах Российской империи), и Молдова - историческая область Румынии между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке.
История распорядилась так, что границы Молдовы постоянно передвигались, то сужаясь, то расширяясь, то теряя свое значение под властью более сильных держав. Основа молдавского этноса начала складываться примерно в IV в. До этого на территории исторической Молдовы жили гето-даки, скифы, бастарны и другие племена. В IV-V вв. она подверглась нашествию гуннов, а следом за ними, в V-VI вв., сюда пришли племена западных и южных славян, в частности русинов.
При этом надо иметь в виду, что в еще более ранний период истории территория нынешней Молдовы подверглась гораздо меньшему влиянию римлян, чем, скажем, Дакия или .
О стабильном государстве, называемом Молдавским княжеством, можно говорить с XIV в. В средневековых европейских источниках оно именуется также Малой Валахией, а турки называли его Богданией, по имени первого его господаря (князя, властителя) Богдана I, или Каро-Ифлакой. Территориальная история княжества - не проста. Кроме исторической Молдовы и Бессарабии, оно включало в себя земли Покутья, Буджака и Буковины. На востоке граница княжества проходила по Днестру. На юге у него была граница с Валахией, она проходила в дельте Дуная, а затем по его течению, а также рекам Сирет и Милков. В Карпатских горах княжество соседствовало с Трансильванией и Венгрией.
На севере, в Покутье, с Королевством Польским. По мере того как происходили политические изменения в соседних государствах, границы снова видоизменялись, не говоря уже о метаморфозах в названиях соседних с Молдавским княжеством государств. Оно просуществовало с 1359 по 1861 г. Но полностью самостоятельным княжество не было, особенно сильно на него влияли Валахия и , а начиная с XVI в. оно находилось под властью Османской империи. Волны непокорности туркам возникали достаточно часто, иногда поднимаясь до пиков крестьянских восстаний с вилами наперевес. Тогда молдавские господари начинали искать союзника и находили его в России, заключая с ней военно-политические альянсы. Стефан Великий III (правил в 1457-1504 гг.) - с Иваном III; Петр Рареш (1527-1538, 1541-1546 гг.) с Иваном IV; Дмитрий Кантемир (1710-1711 гг.) - с Петром I. В Русско-турецкой войне 1710-1713 гг в составе русской армии сражались и молдаване. Но еще с 1711 г Порта стала назначать молдавскими господарями греков-фанариотов. Поражения Турции в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв. ослабили зависимость Молдовы и Валахии от Турции. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г Россия получила право на защиту и покровительство христианам в Дунайских княжествах (в Молдове и Валахии). Однако после Русско-турецкой войны 1806-1812 гг Россия, получив по Бухарестскому мирному договору Бессарабию, лишилась этого права, Дунайские княжества возвращались Турции. По итогам Крымской войны 1853-1856 гг и в соответствии с Парижской конвенцией 1858 г., подписанной Великобританией, Австрией, Францией, Россией, Пруссией, Турцией и Пьемонтом, Валахия и Молдавия получили право называться Соединённые княжества Молдавии и Валахии (под сюзеренитетом Турции). Тем не менее это уже было ядро будущей Румынии. Полностью независимой она стала в 1877 г.
В XX в. молдаване за короткий период рассеялись по странам мира. Сегодня много их живет и трудится в Западной Европе и Латинской Америке. В России, в Украине большинство из них имеет гражданство и крепкие корни, но и приезжающих на заработки тоже немало. Сегодня Румыния предоставляет свое гражданство по заявлению всем гражданам Республики Молдова, имеющим родственников, родившихся на румынской территории до 28 июня 1940 г. Этой дате предшествовали 22 года, когда расколотая Молдова воссоединилась.
После Октябрьской революции 1917 г Бессарабия, входившая в Российскую империю, выбрал собственный парламент объявивший 6 февраля 1918 г свою территорию Молдавской демократическое республикой, независимой от России. Румынские войска к тому времени уже заняли всю Бессарабию и 26 ноября 1918 г две страны объединились. Советская Россия посчитала этот акт аннексией, и даже на географических картах обозначала Бессарабию как территорию, «оккупированную боярской Румынией».
23 августа 1939 г в Москве был заключен Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом («Пакт Молотова Риббентропа»), по секретному протоколу которого Бессарабия и Северная Буковина переходили в сферу влияния СССР. В ночь на 28 июня 1940 г., буквально за несколько часов до начала вооруженного вторжения с советской стороны, король Кароль II в ответ на ультиматум СССР отдал приказ войскам отойти с этих территорий.
Обе части Молдовы обладают общей культурной самобытностью, но историческая область Молдова в Румынии, так сложилось, край, сравнительно более богатый интересной архитектурой, произведениями изобразительного искусства и музыки. Фольклор, народные промыслы, обычаи и костюм - отдельное достояние молдавского народа в Румынии, причем живое, не перешедшее исключительно под стекло музейных витрин и в этнографические парки. Интересно, что во многих исполняемых и сегодня в румынской Молдове песнях и балладах рассказывается о реальных исторических событиях и личностях господарях и вождях крестьянских бунтов. В этом смысле вся историческая Молдова такой заповедник, самым естественным образом сливающийся с живописной природой.
Центральные и северные районы исторической области Молдова насыщены историческими и культурными памятниками. Только в уезде Яссы 526 раритетных археологических объектов, 20 мемориальных зданий, 10 музеев и 580 историко-архитектурных памятников.
Стены многих монастырей и церквей в румынской Молдове украшены многофигурными фресками на библейские сюжеты, подробными изображениями Страшного суда, рая и ада. Эти фрески на первый взгляд кажутся хаотичными, но придай этому хаосу строгую логику, и многофигурные композиции лишатся своей неповторимой энергетики. Чего, понятно, никто делать не собирается. Одна из самых знаменитых церквей исторической Молдовы в этом стиле - церковь Георгия Победоносца, как с внутренней, так и с внешней стороны, ее называют «Сикстинской капеллой Востока» или «Синим монастырем» за преобладание в его декоре разных оттенков глубокого синего цвета, причем состав ингредиентов этой краски утерян. Церковь была построена в 1488 г за четыре месяца, по воле Стефана Великого в честь победы его войска над османами в Васлуйской битве. Всего же 8 так называемых окрашенных церквей исторической Молдовы внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Славится румынская Молдова и древними традициями виноделия, которому около четырех тысяч лет, особенно уезды Бакэу и Вранча. В селе Котнарь близ Ясс расположена одна из самых известных и древних молдавских виноделен, знаменитая своим превосходным белым вином. В области есть и курорты - горнолыжные Челау Дурау и Вустер, а также бальнеологические, самый знаменитый из которых - «Слэник-Молдова», стоящий на 20 минеральных источниках и работающий с 1800 г.

Общая информация

Область на востоке Румынии внутри своей территории подразделяется на исторические Молдову и Буковину.
Административно-территориальное деление: 8 уездов.
Административный центр: Яссы, 320 888 чел. (2002 г.), второй по численности населения город Румынии, после Бухареста.
Крупные населенные пункты: Бакэу, Ботошани, Галац, Пьятра-Нямц, Сучава, Пашкани, Васлуй, Фокшани Галац, Текуч.
Этнический состав: румыны (молдаване) - 90%, венгры - 6,6%, цыгане - 2,5%, немцы - 0,3%. украинцы - 0.2%, русские-липовяне - 0,2% турки и другие народности - 0,2%.
Языки: румынский (официальный), венгерский.
Религии: христианство, православные - 94%, католики - 4%, атеисты - 2%.
Денежная единица: румынский лей.
Крупнейшие реки: Прут, Сирет и его притоки - Молдова, Бистрица.
Крупнейшее озеро: Биказ.
Важнейший речной порт: Галац.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Друмул в Яссах.

Цифры

Площадь: 36 806 км 2 .
Население: 4 456 000 чел.
Плотность населения: 121 чел/км 2 .
Самая высокая точка: гора Петрос (2104 м).

Экономика

Промышленность: нефтехимическая, металлургическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлообрабатывающая, пищевая; производство стройматериалов. Каскад ГЭС на реке Бистрице.
Сельское хозяйство: производство зерновых (кукурузы), сахарной свеклы и др.; садоводство, животноводство (преимущественно крупный рогатый скот и овцеводство); Виноградарство.
Виноделие.
Сфера услуг: туризм

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -5°С.
Средняя температура июля: -22°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм, в горах до 700 мм.
Снег в горах лежит с декабря до апреля.

Достопримечательности

Церкви - объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО : XV в. - Св. Георгия Победоносца в монастыре Воронец, Св. Креста в монастыре Пэтрэуци; XVI в. - Усекновения Главы Иоанна Предтечи в монастыре Арборе, Успенская в монастыре Умор, Благовещенская в монастыре Молдовица, Св. Георгия Победоносца в монастыре Сучава, Николая Чудотворца в монастыре Пробота, Воскресения Господня в монастыре Сучевица;
Церкви того же «окрашенного» стиля, не включенные в список ЮНЕСКО : Преображения Господня в монастыре Слатина (XVI в.) Сошествия Святого Духа в монастыре Драгомирна (XVII в.) и другие;
Яссы : Свято-Никольский собор (XV в.), церковь Трех Святителей (XVII в.), Митрополитский собор (XIX в.); Дворец культуры (неоготика, начало XX в.), в окрестностях - городки Тыргу-Фрумос и Хырлэу;
Пашкани : церковь Св. Михаила и Гавриила (XII в.), Барский дом (XII в.);
Роман : армянская церковь (XVI в.).
Васлуй : руины крепости и церковь Св Иоанна Крестителя (XV в.);
Мэрэшешти : мавзолей памяти героев Первой мировой войны;
Пьятра-Нямц : этнографический и художественный музеи. Музей естествознания (уникальная коллекция ископаемых рыб);
Монастыри : Молдовица, Воронец, Сучевица, Путна, Сучава, Умор, Нямц, Агапия.
Национальные парки : Чахлэу, Калимани, Биказулуй; Карпатский заповедник, природный парк Ванатори Нямц.

Любопытные факты

■ Большинство современных специалистов по романским языкам, по сугубо лингвистическим критериям, не выделяют молдавский язык как самостоятельный, а квалифицируют его как один из диалектов дако-румынского языка. Румынский язык среди романских языков считается самым гибким, в плане заимствований из других языков. Так, начиная с XIX в. он активно пополнялся французской лексикой. Интересно, что в разговорном языке жителей румынской Молдовы следы этого процесса гораздо заметнее, чем в языке жителей Республики Молдова.
■ В монастырях Молдовы монахи не бьют в колокола, а стучат по ним длинной палкой с привязанным к ней молоточком. Этот способ созыва верующих на молитву родился во времена владычества Османской империи, когда турки категорически запретили колокольный звон, и постепенно стал обычаем.
■ На территории румынской Молдовы живут представители одной из редких субэтнических венгерских групп - чангоши.
■ Господарь Стефан III Великий (1457-1504 гг.) воевал с турками, поляками и венграми, провел 47 сражений и только два проиграл. Если он изначально понимал, что противник сильнее, вел длительные переговоры с ним. благодаря чему при нем было ослаблено давление на Молдову со стороны Османской империи Построил крепости Сороки, Орхей, Хотин и Четатя-Албэ, заложил множество монастырей и церквей, среди которых, кроме Воронца, Добровэц, Нямц. Бистрица и другие. Отдал много сил и средств возрождению в XV в. православной святыни - монастыря Зограф на Святой горе Афон в Греции.
■ Археологические раскопки в Молдове и Буковине доказали, что амулеты-марцишоры, знаки радости по поводу прихода весны, существовали еще тысячи лет назад. Это были маленькие камешки на нити. И камешек, и нить окрашивали в красно-белые цвета. Позднее камешки были заменены монетами. Юные девушки носили эти амулеты на шее 12 дней, затем вплетали их в волосы и снимали, когда прилетали аисты. Нить привязывали к дереву, а на денежку покупали брынзу.

На съезде партии «Народное движение» бывший президент Румынии Траян Бэсеску предложил избавить Молдавию от «мук переходного периода». Чтобы не мучиться, Молдавия должна объединиться с Румынией. Только это даст ей шанс оказаться в Евросоюзе. Для запуска инициативы объединения нужно лишь провести референдум.


Выступая на конференции партии «Народное движение», экс-президент Румынии Траян Бэсеску выдвинул инициативу проведения референдума об объединении с Молдавией, передаёт . Он напомнил, что предлагал сделать это своим молдавским коллегам: Владимиру Воронину, Михаю Гимпу и нынешнему лидеру Николаю Тимофти.

На съезде Бэсеску разъяснил свою позицию: «Шанс Молдавии попасть в Европейский Союз - это объединение с Румынией. Я говорил и Воронину, и Гимпу, и Тимофти, что это решение для обоих государств».

Кроме того, Бэсеску подверг критике действующего румынского президента Клауса Иоханниса (тот, как известно, объявил основной целью страны присоединение к зоне евро). «Ничего смешнее не придумаешь, - отозвался о таком решении Бэсеску. - Обязательство по договору о присоединении к ЕС не может быть целью страны. Целью страны должно быть объединение Румынии с Молдавией».

Ранее Бэсеску называл Молдавию «румынской землёй» и предлагал сделать «воссоединение двух государств третьим крупнейшим национальным проектом Румынии после вступления в НАТО и ЕС». Как показали результаты недавнего исследования, напоминает ТАСС, в Румынии проект Бэсеску поддержало около 68% граждан.

Другие высказывания экс-президента, сделанные им на съезде, приводит .

По словам Бэсеску, «румынским политикам не хватает смелости обсуждать эту тему, а молдавским - тем более». Однако экс-лидер Румынии убеждён, что подходящий момент для подготовки соответствующего референдума в обеих государствах уже настал. Это решение сулит выгоды как для Молдавии, так и для Румынии.

«Румыния усилит свою позицию в НАТО и ЕС, Республика Молдова сможет избавиться от мук переходного периода, который, судя по событиям на Украине, не закончится никогда», - указал Бэсеску.

Румыния, по его словам, должна «заняться исправлением исторических ошибок». Траян Бэсеску сказал: «Румыния сегодня не может жить по сговору двух преступников, Сталина и Гитлера, подписанному двумя другими преступниками, Риббентропом и Молотовым. Сегодня мы живём согласно их договору, который разделил румын на два государства».

Понятно, добавим от себя, что упомянутый Бэсеску, а с ним и 68% опрошенных граждан Румынии, молдаван не считают нацией. А если нет отдельного молдавского народа, не может быть и государства с его границами и правительством. Должна быть единая и неделимая Румыния. Отсюда и проект Бэсеску под названием «Великая Румыния». В конце концов, большинство румын эту идею одобряет, так почему бы и не устроить референдум?

Однако Траян Бэсеску лукавит. Если даже отбросить известные исторические события, забыть о конфликтах и нацистском прошлом, которое, похоже, грозит кое-куда вернуться, то проигнорировать настрой граждан Молдавии никак не получится.

Если среди румын 68% желали бы «Великой Румынии», то есть, проще говоря, присоединения Молдовы, то среди подавляющего большинства молдаван проекты Траяна Бэсеску одобрения не встречают.

Опросы общественного мнения неизменно демонстрируют: большинство молдаван выступает против объединения с Румынией. Кроме того, по данным социологических разных опросов, большая часть населения страны желает интеграции с Таможенным союзом, а не с ЕС.

Важно знать и ещё кое-что: среди тех румын, кто готов проголосовать за «Великую Румынию», многие понятия не имеют о том, как живёт Молдавия. Опрос «Inscop», проведённый 9-14 июля 2015 года, что значительная часть жителей Румынии (более 40%) не следит за ситуацией в Молдавии и ничего не знает о происходящих там событиях!

Разумеется, эти сорок процентов вряд ли в курсе политических новостей Молдавии. А их стоило бы знать господам потенциальным «объединителям».

Молдавская Партия социалистов в парламенте ещё весной выступила за запрет организаций, продвигающих идеи объединения Румынии с Молдавией (так называемый унионизм). Эта инициатива стала ответом на майское шествие, устроенное малочисленными сторонниками объединения Молдавии с Румынией в Кишинёве. В прессе писали, что участники акции выкрикивали не только призывы о присоединении Молдавии к Румынии, но и антироссийские лозунги.

«ПСРМ зарегистрировала законопроект об объявлении незаконными всех организаций, политических партий, которые выступают за свержение государственного строя, - лидер партии Игорь Додон. - Мы настаиваем на том, чтобы этот вопрос был внесён в повестку заседаний парламента».

Напоминают, что 5 июня в Кишинёве сторонники «объединения» провели одновременно митинг и марш (5 тыс. участников), приуроченные к 203-летию заключения Бухарестского мира. Организатором акции являлась общественная организация «Действие-2012». Ее сторонники утверждают, что завершивший Русско-турецкую войну 1806-1812 гг. Бухарестский мирный договор между Российской и Османской империями «привёл к оккупации румынской территории между Прутом и Днестром». Аналогичного мнения придерживаются некоторые политики в Кишинёве, несмотря на то, что Румынии как государства в то время не существовало.

Сбор ПСРМ подписей за запрет деятельности сторонников «объединения» начался в конце июля 2015 года.

Но сорок процентов румын этим вопросом, видимо, не интересуются. Как и бывший румынский президент.

Есть также мнение, что Молдавия может превратиться в новую горячую точку. Похлеще Украины. Впрочем, Украина тоже тут будет завязана - какая же «Великая Румыния» без куска Украины? Уж Бэсеску-то знает, что в украинской Бессарабии живёт полторы сотни тысяч румын. Значит, надо, как и молдаванам, дать им «шанс».

Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд написал недавно в «Нью-Йорк Таймс», что Приднестровье может стать следующим Крымом.

И молдавские приверженцы евроинтеграции, и сторонники Евразийского экономического союза испытывают сегодня негодование по отношению к молдавским элитам, генсек Совета Европы. В ближайшее время страна может столкнуться с серьёзными экономическими потрясениями, если властям не удастся сделать всё, необходимое для восстановления внешнего финансирования, приостановленного в ожидании конкретных действий по борьбе с коррупцией.

По мнению Ягланда, наблюдается ухудшение отношений Молдовы с Приднестровьем. Полномасштабный конфликт маловероятен, считает политик, однако «в таком напряжённом окружении» ситуация может выйти из-под контроля.

В итоге, добавим от себя, тема вероятного международного конфликта, в который будут втянуты не только Румыния, Молдавия и Приднестровье, но и Украина, вышел уже на уровень общеевропейского обсуждения.

Видимо, Бэсеску и сорок процентов румын и это не интересует. Главное - присоединить, а там хоть с Россией воевать. Румыния ведь «великая».

Ведущий научный сотрудник РИСИ Василий Каширин сказал , что в Молдавии действует этнократическая модель государства, однако у этнократии есть проблемы собственной самоидентификации: «Сейчас в правительство входит либеральная партия господина Михая Гимпу, которая является абсолютно прорумынской, то есть выступающей за объединение с Румынией. Они этого и не скрывают. Их электорат, стабильно голосующий за эту партию, колеблется примерно в районе 10% от выборов к выборам. Эти самые 10% населения Молдавии имеют чётко выраженную румынскую национальную идентичность. Они считают себя не молдаванами, а румынами. Другое дело, что их партия всё-таки является миноритарной, безусловно, большинства у них нет».

Всего десять процентов.

Вместе с тем Каширин подчеркнул, что влиятельные политики Молдавии понимают, что они полностью зависят от Запада. И безусловно, Вашингтон и Брюссель не дадут сейчас добро на изменение границ в Европе. Поэтому молдавские власти проводят политику постепенной дерусификации Молдавии, что ведёт к построению второго отдельного румынского государства.

О том, как именно Румыния предполагает за счёт Молдавии сделать себя «великой», рассказал президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов. По его словам, Румыния намерена объединиться с Молдавией в ЕС только вместе с Приднестровьем.

Бухарест намерен не допустить превращения Молдавии (включая ПМР) в буферную зону между Россией и НАТО. Эксперт пояснил, что румынские политики видят следующий сценарий: российские войска выведены, а вместо миротворцев на Днестре - гражданские наблюдатели. Последние закроют глаза на попытку силой решить приднестровский вопрос. «Словом, вся бывшая МССР должна войти в состав Румынии (не важно, под каким соусом), а после этого объединенная «Великая Румыния», вышедшая на левобережье Днестра и на подступы к Одессе, может смело, с приднестровским «довеском», вступать в НАТО. Возможно, так румыны ставят вопрос перед США, надеясь получить благодарность за то, что Бухарест после решения о размещении на своей территории элементов ПРО США стал ближайшим союзником и доверенным лицом Америки в регионе», - полагает аналитик.

Резюмируем: источник румынского величия - Соединённые Штаты Америки. А раз так, румыны и их политики могут и вправду не интересоваться мнением большинства молдаван. Можно даже вообще ничего не знать о Молдавии. Зачем? Присоединим - разберёмся.

Забыли только об этом: дядя Сэм «великих» не любит. «Великий» на планете только один.

История

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии .

XX век

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении .

Распад СССР

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х . Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989 . Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску . Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья , последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта .

Настоящее время

Молдавия

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией . В () среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически» .

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами .

Приднестровье и Гагаузия

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии . Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

Румыния

Опросы

По данным социологического опроса, проведённого в 2006 году в Румынии, идею присоединения Молдавии поддерживают 44 % населения, а 28 % высказалось против.

В октябре 2009 года IMAS-Inc провела социологический опрос в Молдавии. Респондентов просили оценить отношение между идентичностью молдаван как румын по шкале от 1 (полностью один народ) до 5 (два разных народа). Опрос показал, что 26 % от всех принявших участие, заявили, что молдаване и румыны это полностью один народ, а 47 % заявили, что это частично или полностью разные народы. Результаты отличались в разных категориях респондентов. К примеру, 33 % молодых опрашиваемых (18-29) указали, что румыны и молдаване это один народ, 44 % - что разный, среди пожилых респондентов (более 60) проценты были другими 18,5 % и 53 %. Процент тех, что считает румын и молдаван одним народом выше среди людей, для которых румынский родной язык (30 %), среди городских жителей (30 %), среди людей с высшим образованием (36 %), и среди жителей столицы (42 %) .

Гипотетические результаты объединения

Ожидаемые результаты объединения на основе статистических данных за 2010 год:

Примечания

  1. «Пляски гагаузских аборигенов перед молдавскими конкистадорами»: Гагаузия за неделю - Новости Молдавии - ИА REGNUM
  2. «Unionistii trebuie pedepsiti din toate punctele de vedere!»
  3. И. А. Ожог, И. М. Шаров Краткий курс лекций по истории румын. Новая история . - 1992.
  4. Олег Гром. Региональный, этнокультурный и имперский проекты национальной идентичности в Бессарабии (1905-1912) , 2007


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт