Можно ли вылечить дислексию. Дислексия у детей: лечение, причины. Диагностика и лечение
В данном обзоре мы продолжим рассмотрение заболевания дислексии, в отдельности акцентируя Ваше внимание на особенностях и перспективе лечения, а также ответим на некоторые другие вопросы наших читателей.
Опасности и последствия дислексии
Многие полагают, что если дислексия приводит к нарушению одной важной функции головного мозга , то она отрицательно сказывается и на иных умственных способностях больного. Стоит заметить, что страдающих этой болезнью детей зачисляют в разряд непослушных и ленивых упрямцев, которые не заслуживают того, чтобы о них как-то заботились.
Вследствие этого таких детей, несмотря на их нормально развитые многие другие способности, помещают в классы для слабо успевающих или отстающих детей. Отметим, что такое отношение обуславливает то, что ребенок теряет всякий интерес к обучению, начинает прогуливать занятия и в результате проваливает экзамены и зачеты. Если при этом его не лечить от дислексии, то он уже вряд ли когда-либо сможет наверстать упущенное.
Кроме того, у ребенка развиваются вторичные осложнения дислексии: понижается самооценка, нарушается поведение, развивается депрессия.
Лечение дислекции, или как лечить дислексию?
Для лечения дислексии у детей и взрослых существуют определенные программы коррекции, которые адаптированы к индивидуальным особенностям каждого пациента. Такие программы не только помогают лучше справиться с общими нарушениями способности к письму и чтению, но и содержат курсы, обучающие чтению дорожных и иных специальных знаков.
Овладение навыками чтения посредством специального курса поможет ребенку почувствовать себя намного увереннее в различных сферах деятельности. Устная работа, применение технических средств и некоторых альтернативных методов обучения помогут преодолеть трудности, которые связаны с чтением, распознаванием слов и чисел.
Перспектива излечения дислекции
Иногда наступает улучшение, и симптомы дислексии могут исчезать сами по себе. Это происходит или после взросления ребенка (с возрастом), или благодаря включению в совместную работу иного участка головного мозга, который берет на себя функции поврежденного. В некоторых случаях квалифицированная медицинская помощь в овладении навыками письма и чтения сводит к минимуму (а иногда даже полностью устраняет) проявления болезни.
Обучение детей отнимает немало времени и сил. Однако существуют проблемы, при которых помочь ребенку освоить основные жизненные навыки становится необычайно сложно. Что такое дислексия? Какова симптоматика заболевания? Каковы причины возникновения дислексии? Какие признаки заболевания проявляются в первую очередь? Как проводится лечение дислексии у взрослых?
Общая информация о заболевании
Коротко говоря, дислексия – это нарушение возможности понимать написанный текст и свободно его читать. При этом дислексик обладает другими способностями к обучению и нормальным уровнем интеллекта для проживания в обществе.
Эта болезнь в процессе длительных исследований не была причислена ни к заболеваниям психологической природы, ни к физиологическим расстройствам.
Общие симптомы заболевания
Симптомы дислексии у взрослых несколько отличаются от тех, что проявляются в раннем детском возрасте. Полностью вылечить данную болезнь, к сожалению, невозможно. Однако с помощью хороших специалистов-логопедов можно достичь заметных улучшений.
Симптоматика у детей
Признаки дислексии, которые развиваются еще у детей в начале этапа освоения грамоты и письма, описаны в таблице ниже:
- малыш пытается читать книгу одним глазом или необычно поворачивает голову;
- ребенок подносит книгу слишком близко к глазам;
- после попыток немного почитать, приходит быстрая усталость;
- ребенку трудно удается понимать суть написанного текста;
- сложно обучить писать, не допуская ошибок;
- трудно происходит запоминание новых слов, в особенности, длинных;
- при чтении происходит спутывание близких по звучанию букв;
- умственная работа, связанная с чтением и письмом, вызывает головную боль;
- заметна гиперактивность наряду с нарушением координации движений.
Некоторые симптомы являются признаками не только дислексии. Что-то подобное может проявляться у школьников при заболеваниях сосудов, например, при вегето-сосудистой дистонии. Иногда проблемы вызывает нарушение зрения. Чтобы точно установить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом при появлении каких-то из этих симптомов.
Важно! Если у ребенка обнаружена дислексия, это необязательно означает, что он никогда не научится читать, просто данный процесс будет проходить сложнее, чем у сверстников.
Симптоматика у взрослых
Даже значительные изменения, которые возможны благодаря грамотному лечению, не помогают полностью избавиться от заболевания. Среди взрослых людей появляются такие симптомы:
- нарушения чтения;
- сложность в восприятии новых терминов;
- дезориентация в пространстве;
- неспособность быстро схватывать прочитанную информацию;
- плохая организованность;
- непунктуальность;
- нарушения координации;
- невнимательность;
- плохая память;
- постоянное повторение одних и тех же ошибок на письме;
- трудности при концентрировании.
Дислексия у детей и взрослых приводит к совершенно иному восприятию действительности. За печатным текстом обычно стоят образы, а в умах дислектиков порой рисуются совершенно иные картины.
Причины развития
Важно понимать, что дислексия – не психическое заболевание. По мнению исследователей, в скором будущем данную проблему отнесут в разряд наследственных патологий.
Хотя точно механизмы развития не установлены, замечено, что болезнь имеет предрасположенность передаваться генетически. Патология наследуется более чем в половине всех случаев заболевания. При дислексии нарушен ген, отвечающий за зоны головного мозга, обеспечивающие способности читать и понимать информацию.
Реже неспособность к чтению появляется уже в процессе жизни. Это происходит из-за полученных травм головного мозга. В большинстве случаев приобретенные нарушения затрагивают не только способности читать, но и говорить внятно.
Классификация
Классификация заболевания содержит 6 видов дислексии:
- аграмматическую;
- семантическую;
- оптическую;
- мнестическую;
- тактильную;
- фонематическую.
Каждая форма имеет свои отличительные особенности.
Аграмматическая форма
Аграмматическая дислексия характеризуется такими симптомами:
- неспособность правильно строить предложения;
- сложно согласовывать прилагательные и существительные;
- есть склонность неправильно использовать местоимения и времена глаголов.
Люди, страдающие данной формой патологии, нередко страдают от нарушений речи.
Семантическая дислексия
Семантическая дислексия проявляется как неспособность логически объединять слова в предложения. Это связано с отсутствием ясного понимания значения семантических структур и с трудностями синтеза звуков и слогов.
Оптическая форма болезни
При оптической дислексии наблюдаются проблемы с использованием пар букв М-Л, Г-Т и Р-Ь. то есть буквы, которые имеют визуально общие признаки, спутываются в сознании у дислексика.
Мнестическая форма заболевания
О мнестической дислексии говорят, если у человека есть проблемы с использованием всех букв. То есть, в уме ребенка нет связи между конкретной буквой и конкретным звуком.
Тактильная форма патологии
Тактильная дислексия развивается только у слепых людей или у тех, кто имеет значительные нарушения зрения. При этом данный тип патологии появляется при врожденных проблемах со зрением.
Особенности фонематической формы
Фонематическая дислексия диагностируется у детей школьного возраста и продолжается несколько лет до момента, пока ребенок не привыкает правильно читать.
Диагностика и лечение
Диагностика заболевания обычно проводится в начальных классах школы. Тест на дислексию включает проверку не только детей, но и родителей, так как проблема передается по наследству.
Упражнения для дислексиков проводятся в форме игры, чтоб ребенок мог расслабиться и чувствовал себя непринужденно.
Лечить дислексию можно лишь правильно откорректировав методику обучения. Важно сделать этот процесс интересным и вовлечь ребенка. Коррекция дислексии должна проводиться с пониманием, что эта проблема – не признак отсталости в развитии, а лишь наличие необычного восприятия.
Смотрите видео:
Своевременная помощь ребенку с нарушением чтения и письма позволит ему выйти на тот уровень, когда патология не будет оказывать влияния на его способность общаться с людьми и свободно жить в коллективе.
Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.
Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.
Общее описание
Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.
Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.
Виды дислексии
Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.
- Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
- Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
- Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
- Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
- Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.
Дислексия: симптомы
Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:
- Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
- Дезорганизация;
- Пространственная дезориентация;
- Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
- Трудности, возникающие в усвоении слов;
- Непонимание прочитанной информации;
- Нарушение в координации, неуклюжесть;
- Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.
Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.
К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:
- Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
- Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
- Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
- Трудности в письме;
- Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
- Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
- Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.
Причины дислексии
На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.
Лечение дислексии
Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.
Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.
Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.
Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.
При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.
Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?
Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания
Заболевания со схожими симптомами:
Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.
Тренировка мозга при дислексии у взрослых от CogniFit ("КогниФит") - это научно разработанная программа, помогающая улучшить умственные способности, повысить концентрацию внимания, беглость чтения, письма и продуктивность . Рекомендована для лиц старше 13 лет.
Программа коррекции дислексии у взрослых, представленная в виде увлекательнрых онлайн игр, была разработана командой неврологов и когнитивных психологов при использовании последних научных открытий о работе мозга.
Программа работает с нейропластичностью мозга и нацелена на укрепление , задействованных в обработке языка. CogniFit ("КогниФит") оценивает когнитивное здоровье пользователя и затем автоматически предлагает ему наиболее подходящую программу когнитивной стимуляции. Программа учитывает данные о производительности каждого пользователя и адаптируется к его потребностям, автоматически подбирая необходимые упражнения на стимуляцию работы мозга.
Эффективность программы тренировки мозга от CogniFit ("КогниФит") для взрослых с дислексией и была научно подтверждена и опробована множеством университетов, школ и медицинских учреждений во всём мире.
Технология CogniFit ("КогниФит")
Научно обоснована
Упражнения для коррекции дислексии у взрослых
1
Персонализированная диагностика и тестирование , автоматическое определение степени дисфункции.
2
Оптимальная когнитивная тренировка для каждого профиля . Стимулируйте наиболее пострадавшие способности мозга.
3
Укрепите специфические области . Скорость реакции и обработки речи
Коррекция дислексии у взрослых
По мере взросления человека диагностировать и корректировать дислексию становится сложнее. Для решения этой проблемы команда исследователей CogniFit ("КогниФит") разработала специальную программу для взрослых, страдающих дислексией :
Научно разработанный инструментарий позволяет с помощью простых интерактивных выявить наиболее ослабленные когнитивные функции и стимулировать нейронные сети, в укреплении которых нуждается каждый пользователь.
Предлагаемая технология позволяет активировать различные нейронные соединения, лежащие в основе наших . Программа собирает данные о производительности пользователя и с помощью специальных алгоритмов определяет дисфункции, над которыми нужно поработать.
Важно, что данная программа была создана для того, чтобы тренируемые способности можно было применять в повседневной жизни . Поэтому страдающие дислексией взрослые могут наблюдать за своим прогрессом и результатами ежедневно.
Научное обоснование: исследования, подтверждающие эффективность CogniFit ("КогниФит") при коррекции дислексии у взрослых
Программа персональной тренировки CogniFit ("КогниФит") улучшает когнитивные навыки студентов-дислексиков.
Когда студенты университета, страдающие дислексией, тренировались с помощью программы персональной тренировки от CogniFit ("КогниФит"), из мозговая активность, а также продуктивность и эффективность чтения значительно улучшились, при этом результаты сохранялись до шести месяцев после окончания тренировки. Читать полный текст исследования
Эта патология, которой страдает более 10% населения, становится с каждом разом всё более известной и , однако в настоящее время существует множество взрослых людей, которые всю жизнь испытывают трудности с чтением и письмом, однако не подозревают о наличии у себя дисфункции . Обычно это худший сценарий - взрослые, не знающие о том, что у них дислексия. И даже несмотря на то, что их интеллект нормально развит или даже выше среднего, очень вероятно, что в школе их считали слабыми или отстающими учениками.
Отсутствие необходимых инструментов или обучение без учёта их особенностей и потребностей может привести к эмоциональным проблемам и расстройствам. Трудности , которые могут отразиться не только на учёбе в школе, но и на работе и в социальной сфере . Даже несмотря на то, что интенсивность симптомов и степень дислексии могут сильно различаться у разных людей. Школьный этап, полный провалов, непонимания, стресса, неоправданных усилий, может привести к низкой самооценке и самым серьёзным эмоциональным и физическим расстройствам, определив тем самым взрослую жизнь человека.
Большинство взрослых дислексиков стараются скрывать своё заболевание. Им стыдно за свои ошибки, поэтому они используют различные стратегии, чтобы их скрыть. И хотя эти люди обращаются к врачам, как правило, они не достигают хороших результатов, поскольку во взрослом возрасте сложно обнаружить корень проблемы при диагностике дислексии.
Дислексия не связана ни с умом ни с интеллектом - только с тем, как информация обрабатывается мозгом , а также с . Именно поэтому многие дислексики способны глубже развить свои чувства, демонстрируя высокий уровень интеллекта, стратегического видения и креативности. Дислексию часто называют "болезнью гениев".
Диагностировать дислексию у взрослых не всегда просто. Сам человек, страдающий дислексией, должен активно изучить свою генеалогическую историю (как правило, должны быть случаи дислексии в семье) и задаться себе вопросом, как он учился в школе.
Вот список наиболее часто встречающихся ошибок, которые могут быть признаками дислексии:
- Неправильное произношение трудных, длинных или редких слов.
- Иногда могут возникать ошибки с внешне похожими словами. Например, "вираж" и "витраж".
- Для дислексиков характерна плохая орфография и грамматические ошибки, поэтому им обычно не нравится читать и часто их словарный запас ограничен.
- Медленное чтение и трудности с запоминанием прочитанного.
- Сложности с вычислениями и числами могут быть
Источники
Horowitz-T Kraus, Breznitz Z. - ¿Puede el mecanismo de detección de errores beneficiarse del entrenamiento de la memoria de trabajo? Una comparación entre los disléxicos y los sujetos de control - un estudio de ERP - PLoS ONE 2009; 4:7141
Peretz C, AD Korczyn, E Shatil, V Aharonson, Birnboim S, N. Giladi - Basado en un Programa Informático, Entrenamiento Cognitivo Personalizado versus Juegos de Ordenador Clásicos: Un Estudio Aleatorizado, Doble Ciego, Prospectivo de la Estimulación Cognitiva - Neuroepidemiología 2011; 36:91-9.
Preiss M, Shatil E, Cermakova R, Cimermannova D, Flesher I (2013), el Entrenamiento Cognitivo Personalizado en el Trastorno Unipolar y Bipolar: un estudio del funcionamiento cognitivo. Frontiers in Human Neuroscience doi: 10.3389/fnhum.2013.00108.
Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. - Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10):794-800. Epub 2011 Oct 19.
Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности к обучению. Это специфическое нарушение имеет под собой неврологическую природу.
Раньше дислексия являлась общим понятием для определения неспособности индивидуума к обучению. В настоящее время этот термин описывает логопедические и клинико-психологические нарушения навыков чтения.
Дислексию называют «болезнью гениев».
Причины
Классификация
Существует несколько классификаций дислексии, которые представлены в следующих таблицах.
Видовая классификация
Вид | Описание |
---|---|
Дислексия травмы | Возникает после травмы головного мозга |
Первичная дислексия | Наследственная, чаще проявляется у мальчиков |
Вторичная дислексия | Обусловлена нарушением гормонального фона на ранних стадиях онтогенеза |
Визуальная | Человек не может писать буквы и цифры в правильном порядке |
«Аудиторная» дислексия | Связана со слухом, имеются трудности в распознавании звуков и группы букв |
Дисграфия | У ребенка появляются трудности в написании букв |
Классификация по формам
Формы | Описание |
---|---|
Фонематическая | Связана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа |
Семантическая | Человек не понимает прочитанных слов и предложений |
Аграмматическая | Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. |
Мнестическая | Человеку трудно запомнить все буквы |
Оптическая | Путает графически сходные буквы |
Тактильная | Слепым детям трудно определить тактильно буквы из специальной азбуки |
Признаки
Дислексия у взрослых имеет симптомы различной степени выраженности, которые зависят от причины нарушения. Человек, страдающий дислексией, не может быстро и правильно распознавать слова, читать, он часто делает орфографические ошибки. У индивидуума не сформирован полноценный фонологический компонент языка. При дислексии могут страдать память и внимание, но, как правило, это связано с нарушением межполушарных взаимодействий. При этом нарушении может возникнуть дефицит читательского опыта. Очень часто нарушено понимание текста. Интеллект при этом нарушении сохранен. Индивид читает с ошибками, по первым слогам пытается угадать, что написано.
Человек часто не понимает, что написано в тексте, ему трудно пересказать прочитанное. Чтение дается с большим трудом, он очень быстро устает и раздражается. Такие люди совершают ряд грамматических или орфографических ошибок при переписывании простого текста, им с трудом удается правильно написать слово, воспринимаемое на слух. Индивид при этом неврологическом нарушении имеет множество проблем с почерком, не может выполнить письменное задание в короткий срок. Дислексия и дисграфия откладывают «отпечаток» на характер, человек отличается повышенной эмоциональностью, очень раздражительный, совершает импульсивные ошибки. Очень часто заболевание сопровождается эмоциональной нестабильностью. В чертах характера может проявляться сильное чувство справедливости или утонченный эстетический вкус. Доминантная функция правого полушария может проявляется в виде нарушения координации движения.
Проявления у детей
Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.
Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, цветов.Они путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.
Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.
«Звездная» болезнь
Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать, потому что у него проблемы неврологического характера. Некоторым людям диагноз «дислексия» помешала окончить школу, но они смогли состояться профессионально и реализовать свои творческие способности. Многие знаменитости посещают логопедов для коррекции проблем речи и устранения ее дефектов.
Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:
Обследование
Обследование ребенка в возрасте 5-6 лет позволяет выявить симптоматику заболевания. Ребенку проводится тестирование в результате, которого выясняется, как ребенок читает и соответствует ли это возрастным нормам. Все тестирования проводятся в форме игры, чтобы исключить возникновение психологического дискомфорта у ребенка. У него проверяется слух и способность воспроизводить услышанные звуки. Специалистом проверяется, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше: зрительная, тактильная или слуховая. Если тестирование проводится не в школе, то родители должны поддержать своего ребенка, правильно настроить его, объяснить всю важность исследования. Ребенок перед школой должен пройти обследование у логопеда и психолога, которые заполняют специальную форму характеристики.
В школе 1 раз в семестр проводит опросник Дэвиса для выявления скрытых творческих способностей у детей. Для реализации творческого дара у ребенка в школе необходимо давать больше свободных тем, проводить конкурсы, постоянно подталкивать на «великие дела».
Лечение
Лечить дислексию необходимо у логопеда, психолога и психиатра. Виды и способы коррекции дислексии зависят от формы и вида заболевания. У детей необходимо развивать функциональные навыки чтения. Используется прямое и непрямое обучение по распознаванию слов. В прямое обучение включены специальные фонематические методы, которое используются отдельно от программы по обучению чтению. Непрямое обучение включает в себя программу по обучению чтению и фонематические методы. При лечении дислексии у детей используют программы по комплексному воздействию на все органы чувств: зрительные, тактильные и слуховые. Ребенка обучают навыкам выделения составных частей слова или компонентов для понимания текста. Не всегда удается полностью вылечить дислексию, но можно свести к минимуму ее проявления.
Профилактика
Всем детям дошкольного возраста рекомендуется пройти обследование у специалиста по дислексии. Профилактические осмотры у дошкольников и младших школьников позволяют выявить специфические трудности в обучении и предупредить неврологические отклонения в поведении.
Занятия с логопедом
Логопед может проводить упражнения по коррекции дислексии с ребенком в форме игры. Ребенку предлагается выполнить несколько заданий.
- Найти определенную букву небольшом тексте;
- К большой печатной букве подставить маленькую письменную и наоборот;
- Обвести контуры букв;
- Вырезать букву из бумаги;
- Добавить недостающие элементы букв;
- Прочитать буквы и сочетания букв: «а, и, и, а», « о, о, и, а, о, и, у».
Ранняя диагностика дает возможность провести хорошую коррекционную работу и социально адаптировать ребенка, свести к минимуму неврологические нарушения и провести профилактику психологических проблем.