Навязчивые движения у ребенка 1 год. Лечение невроза навязчивых состояний у детей. Методы лечения невроза

13.06.2019

Ритм современной жизни очень динамичен, а поток информации настолько бурный, что и взрослые, и дети часто пребывают в состоянии хронического стресса.

Детям приходится труднее – их психика еще не окрепла настолько, чтобы без последствий справиться с влиянием тревожащих отрицательных факторов.

Как средство защиты, возникает невроз навязчивых состояний у ребенка и невроз навязчивых движений, как одна из его составляющих. Другими проявлениями такого расстройства могут быть страхи и навязчивые мысли.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Невроз навязчивых движений, или обсессивно-компульсивное расстройство – систематическое непроизвольное выполнение человеком определенных действий.

Ребенок или взрослый воспринимает их добровольными, однако подобные движения производятся не по собственной воле, а как безотчетные защитные действия для ослабления внутренней тревоги при навязчивом состоянии.

Сложность в том, что тревожащие мысли при выполнении ритуальных навязчивых движений отступают ненадолго, чтобы потом вернуться с еще большей настойчивостью, провоцируя новые навязчивости.

Возникает замкнутый круг: человек с таким расстройством повторяет ставшие привычными движения снова и снова, при каждой ошибке, вызвавшей напряжение, и навязчивые состояния становятся все более частыми.

Причины

Лечение невроза навязчивых движений у детей невозможно без правильного определения причин расстройства, которые устанавливаются при тщательном обследовании ребенка.

Выделяют 3 основных группы факторов возникновения и развития неврозов навязчивых состояний у детей:

Биологические Наследственная склонность, патологии при внутриутробном развитии и в родах, перенесенные болезни, хроническое недосыпание, умственное или физическое перенапряжение.
Психологические
  • Недостаточная слаженность функций нервной системы, процессов торможения и возбуждения, особенности природного темперамента ребенка и соответствующий темп его деятельности. Попытки родителей «идти против природы» приводят к высокому психоэмоциональному напряжению у детей.
  • К примеру, ребенку-холерику противопоказаны множественные табу и ограничения, препятствующие двигательной активности, яркому и свободному проявлению чувств и эмоций. В условиях неоправданно жестких «рамок» его активность становится еще более бурной, «взрываясь» внешними проявлениями гиперактивности.
  • С ребенком-флегматиком проблему могут вызвать насильственные попытки ближайшего окружения ускорить темп его действий. Эффект при этом возникает противоположный ожидаемому – ребенок не только «тормозит» еще сильнее, но и становится зажатым, упрямым, замкнутым.
  • Ситуации, сопровождавшиеся сильным испугом, или любые другие обстоятельства, травмировавшие психику ребенка.
Социальные
  • нежеланность рождения, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • отсутствие или недостаточный объем эмоциональных связей с матерью, ее холодность, нестабильные проявления характера, быстрая смена настроений;
  • затрудненный контакт с отцом, который много работает или сознательно сдерживает эмоции;
  • раннее прерывание матерью декретного отпуска и выход на работу с перепоручением ухода за ребенком бабушке или няне;
  • стремление матери иметь ребенка, соответствующего всем ожиданиям общества, ее чрезмерная обеспокоенность о соблюдении социальных норм, жесткая принципиальность, требовательность в выполнении правил поведения и общения с окружающими, отсутствие гибкости;
  • трудности адаптации при начале посещения детсада, особенно в возрасте до 3 лет;
  • стрессы при переездах, перемене обстановки, привычного уклада и окружения – например, при продолжительной болезни и пребывании в больнице без матери, поездках на лето к деревенским родственникам или в оздоровительный, спортивный или языковой лагерь для детей;
  • конфликтные ситуации, ссоры в семье;
  • развод родителей.

Симптомы

Невроз навязчивых движений у детей дошкольного возраста и младших школьников может проявляться:

При эмоциональном перенапряжении
  • не проходящими в течение долгого времени тиками: двигательными – наморщивание кожи на лбу, частые моргания, подергивание одним или обоими плечами, повороты шеи, постукивание ладонью по столу, бедру или колену, притопывания, и респираторными – покашливание, втягивание носом воздуха, «хмыканье»;
  • машинально выполняемыми действиями – обгрызание ногтей и кожи вокруг них, покусывания пальцев, ковырянье в носу, посасывание воротничка или манжета, кручение пуговиц и других предметов, наматывание на палец пряди волос, выщипывание ресниц и бровей и тому подобные неприятные движения.
При фобиях – навязчивыми страхами
  • замкнутых пространств;
  • грязи и микробов;
  • воды;
  • высоты;
  • темноты;
  • предметов, которые могут поранить – острых, горячих.

У подростков при неврозе навязчивых состояний наблюдаются те же симптомы, но преобладают тики и навязчивые страхи – устных ответов в классе и публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, удушения пищей при еде, внезапных болезней и смерти и другие.

Возникает заболевание чаще всего у 5-9-летних детей.

Лечение невроза навязчивых движений у детей

Невротическое расстройство с навязчивыми движениями у детей достаточно легко корректируется, но проблема решается не одним назначением медикаментов, а комплексно – сочетанием лекарственной и поведенческой терапии. Цель лечения – уменьшение патологических проявлений или полное избавление от них.

При возникновении навязчивых движений у ребенка в первую очередь нужно получить консультацию детского невролога и психиатра.

Если расстройство возникло вследствие разбалансированности нервной системы, ее повышенной возбудимости, то в некоторых случаях потребуется использование фармакологических препаратов, а также средств народной медицины и гомеопатии.

Такое лечение должно быть краткосрочным: его основная цель – облегчение состояния ребенка в остром периоде болезни.

Базовыми методами в лечении неврозов навязчивых состояний являются психотерапевтические – поведенческая терапия, применяемая детскими психологами. Ее особенности:

  1. В основе лежит создание ситуаций, когда ребенок под контролем специалиста непосредственно сталкивается с чем-то пугающим, чтобы снять тревогу и отсрочить момент обострения заболевания.
  2. Для избавления от потребности в совершении навязчивых движений специалисты систематически и последовательно обучают ребенка с навязчивостями адекватному выражению эмоций, умению «гасить» внутреннюю тревогу, уместным способам проявления агрессии.
  3. Иногда дети с неврозом навязчивых состояний просто «не помнят», как в норме следует выполнять какое-либо действие. В этом случае полезно общение: наглядный пример ровесников, родителей, учителей помогает адекватно воспринимать ситуации и выбирать необходимые формы поведения.
  4. Обязательная составляющая психотерапевтической работы – взаимодействие с родителями для выявления и устранения источника тревожности у ребенка, оздоровления психологического климата в семье, коррекции методов воспитания. Совместные усилия специалистов и родителей успешно помогают детям преодолеть трудный период и полностью избавиться от симптомов заболевания.

Не следует перекладывать всю ответственность на профессионалов – родителям тоже нужно приложить усилия, чтобы быстрее справиться с навязчивостями у ребенка.

Важно также проинформировать об особенностях здоровья и возможных поведенческих проявлениях ребенка школьных учителей или воспитателей в садике, чтобы избежать негативных замечаний в его адрес и поддразниваний ровесников.

При появлении тревожных симптомов оттягивать с лечением нельзя – если невроз навязчивостей не вылечить вовремя, он переходит в хроническое состояние и корректируется гораздо сложнее.

Профилактика

Профилактические действия для избежания невротизации необходимо проводить и с детьми, вылечившимися от невроза, - для дальнейшего восстановления, и с абсолютно здоровыми – для предупреждения патологии.

Источником невроза у детей часто являются психологические травмы, которые потом теряются в глубинах подсознания и дети даже не помнят о них, но проблема остается и приводит к навязчивым состояниям.

Поэтому нужно с особой внимательностью отследить травмирующие факторы, и постараться не допускать их влияния на еще не сформировавшуюся детскую психику.

Чтобы научить ребенка без ущерба справляться со стрессом в сложных ситуациях, родителям нужно развивать и воспитывать его с рождения, прививая умения и навыки:

  • преодоления трудностей и опасностей;
  • выдержки и терпения;
  • настойчивости и трудолюбия.

Уже в раннем детстве малыша следует приучать к опрятности и аккуратности, выполнению гигиенических правил, систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Психологические нюансы профилактики:

  1. Похвала – тонкий инструмент воспитания, необходимо использовать его взвешенно и адекватно достижениям ребенка. Недопустимы как чрезмерная восторженность, и, как следствие, постоянное ожидание ребенком восторгов от окружающих, неуверенность и обиды в случае отсутствия похвал, так и отсутствие реакции или принижение успехов ребенка.
  2. Нельзя постоянно дергать детей, напоминая об их недостатках, и требовать безупречного послушания – так ребенок станет ведомым, замкнутым и безынициативным, напряженно ожидающим подсказок и замечаний от взрослых.
  3. Запреты и ограничения следует использовать в случае реальной потребности в их введении и с обязательным объяснением ребенку причин и необходимости таких мер.
  4. Крайне важный момент – своевременное установление и поддержание близкого эмоционального контакта с ребенком, создание доверительных отношений с ним. Возможность в любое время обратиться к родителям с мучающим вопросом, от трудностей в выполнении домашнего задания до сложностей первой влюбленности, даст возможность разрешить его до возникновения глубоких проблем и не допустить продолжительного стресса и ушедших «вглубь» негативных эмоций.

Помните: первоосновой и залогом здоровой психики у детей является эмоциональное благополучие, доброжелательная обстановка и атмосфера в семье.

Синдром навязчивых движений в детском возрасте, является одной из форм проявления невротического расстройства, связанного с навязчивыми состояниями. Появление подобной проблемы говорит о внутренних психологических конфликтах. Довольно часто малыши не могут справиться с различными жизненными трудностями, что порождает сложности понимания возникших переживаний. В младенческом возрасте подобная реакция может быть вызвана семейными конфликтами и проблемами, связанными с процессом воспитания. Психологи отмечают бесполезность попыток найти причину навязчивых движений самостоятельно, поскольку мотивы подобного поведения скрыты глубоко в подсознании. Давайте узнаем, что означают нервные тики и навязчивые движения у ребенка.

Детский невроз - явление частое среди детей самого разного возраста

Навязчивые движения у детей являются своеобразным сигналом о том, что семья ребенка нуждается в срочной психологической помощи. Маленькие дети в силу слабости своей психики, остро реагируют на различные бытовые конфликты и ссоры. Обращение за помощью к грамотному психологу, поможет не только устранить рассматриваемый синдром, но и улучшить взаимопонимание между родителями.

Большинство проявлений невротических расстройств имеют свои особенности и зависят от уровня развитости детской психики. Причина развития заболевания связана с отсутствием возможности удовлетворения стимулов, которые имеют повышенную важность для ребенка. Во время невротического приступа, движения малыша приобретают однотипность и зацикленность. Специалисты выделяют две формы проявления синдрома навязчивых движений: сами манипуляции и нервные тики.

Термин «нервный тик» используется для обозначения неосознанных ритмичных сокращений мышечных тканей. Чаще всего тик затрагивает мышцы, расположенные в области зрительных органов. Данный симптом может проявляться в виде бесконечного мигания или быстрого зажмуривания. Навязчивые движения выражаются в виде следующих телодвижений:

  • потирание мочек ушей и подергивание головой;
  • игры с волосами и щелчки пальцами;
  • откусывание ногтей и заусенцев;
  • циклические движения плечами и верхними конечностями;
  • поглаживание разных элементов одежды.

Вышеописанные манипуляции являются одними из самых легких. В более тяжелых случаях, наблюдаются жесты схожие с мытьем рук, раскачивание из стороны в сторону и ходьба по кругу. С помощью навязчивых движений дети пытаются справиться с внутренним напряжением и отгородиться от внешних проблем.

Довольно интересен тот факт, что одна из самых популярных игрушек две тысячи семнадцатого года – спиннер, является одним из инструментов, помогающих справиться с потребностью в стереотипных манипуляциях. Движение игрушки создает иллюзию покоя, что позволяет удовлетворить потребность в снятии психологического напряжения.


Навязчивые движения у детей - довольно распространенное явление

Невроз навязчивых движений в зрелом возрасте

Рассматриваемый синдром является одной из форм проявления обсессивно-компульсивного личностного расстройства. Говоря простым языком, данная патология является одержимостью движениями. Навязчивые движения у взрослых, выражающиеся в виде неуместных жестов конечностями, значительно осложняют нормальную жизнедеятельность. Человек с данным диагнозом постоянно находится под властью собственной фантазии, что заставляет его совершать специфические действия. Следует обратить внимание на то, что потребность в действиях, на определенном этапе развития патологии, трансформируется в настоящую зависимость.

На начальных этапах развития заболевания, симптомы патологии довольно безобидны. Под влиянием психологических нарушений, человек теряет способность контролировать собственное поведение, что приводит к появлению черт, которые могут быть непонятны для окружающих. К таким чертам относится почесывание рук, различные гримасы и мимические жесты. На более позднем этапе, появляются целые «ритуалы», которые состоят из повторяющихся жестов и движений. Клинические проявления болезни могут пугающе действовать на окружающих людей.

Многие из больных проявляют сильное неудовольствие собственным поведением, однако никак не могут самостоятельно повлиять на свои жесты.

Что нужно делать родителям

Многих родителей интересует вопрос, как реагировать на подобное поведение детей. Известный специалист в области психологии Евгений Комаровский, рекомендует молодым родителям не заострять внимание на этой особенности поведенческой модели. Синдром навязчивых движений не имеет взаимосвязи с воспалительными или онкологическими заболеваниями, вегетососудистыми нарушениями и патологиями ЦНС. Данный синдром входит в категорию психоэмоциональных нарушений, вызванных психотравмирующими факторами. Важно отметить, что процесс развития патологии полностью обратим, и для того, чтобы избавиться от навязчивых движений, достаточно лишь устранить причину их появления.

Психологи рекомендуют обращаться за медицинской помощью при первых признаках возникновения болезни. Очень важно не подавать вида своей тревожности. Многие родители совершают большую ошибку, одергивая ребенка и делая замечания. Родительское внимание к проблеме может закрепить её в подсознании, что сделает «ритуал» более желанным.

Для того чтобы отвлечь ребенка от навязчивых движений, следует уделять малышу как можно больше внимания. Прогулки и игры позволят «переключить» детское внимание с внутренних проблем на окружающий мир. Ни в коем случае не рекомендуется обсуждать поведение ребенка с близкими родственниками, в присутствии малыша . Слова родителей могут укрепиться в детском сознании, что только усугубит имеющуюся проблему.


Острый синдром навязчивых движений у детей - это расстройство, которое характеризуется развитием самых разных движений

Медикаментозное воздействие

Медикаментозная терапия при детских невротических расстройствах обладает вспомогательным характером. Применяющиеся медикаменты позволяют улучшить циркуляцию крови и метаболизм, а также нормализовать работу нервной системы. Большинство из используемых медикаментов обладают успокаивающим воздействием, что позволяет устранить проблемы со сном. Важно понимать, что использование фармакологических средств не позволит полностью устранить психоэмоциональное расстройство. Применение медикаментозных средств помогает снять эмоциональное напряжение, что благоприятно влияет на степень раздражительности ребенка.

В состав комплексного лечения входят ноотропные препараты, которые нормализуют работу нервной системы. Среди данной категории медикаментов следуют выделить «Глицин» и «Пантогам». Лечение синдрома навязчивых движений у детей осуществляется с помощью седативных средств, основанных на натуральных и растительных компонентах. В эту группу фармацевтических продуктов, входят такие медикаменты, как «Фитоседан», «Тенотен» и «Персен».

Дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе «В». Данные витамины способствуют улучшению миелинизации нервных тканей.

В случае с тяжелой формой невроза навязчивых движений, психотерапевтом может быть назначено использование сильнодействующих психотропных средств. Такие медикаменты, как «Тазепам» и «Фенибут» используются только кратковременными курсами. Необходимость применения психотропных средств определяется на основе соматического состояния малыша. Важно обратить внимание, что схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.

Психотерапевтическое воздействие

Психотерапия является основным способом устранения симптомов невротических расстройств. Избавиться от навязчивых движений можно путем длительного анализа семейного быта в поисках причин внутренних конфликтов у малыша. Причиной появления заболевания может выступить строгое воспитание и жестокое обращение со стороны родителей. Нередко психологические проблемы в детском возрасте возникают по вине психотравмирующих факторов, оставляющих след в подсознании. Формированию болезни может способствовать генетическая предрасположенность, употребление алкоголя или наркотиков одним из родителей или открытый конфликт с окружающими.

Педагогическая запущенность, выражающаяся в виде отсутствия контроля над развитием малыша, является самой распространенной причиной появления данной патологии. По словам специалистов, внутрисемейные конфликты, связанные с нежеланием иметь ребенка или неприятием его пола, также могут вызвать психические нарушения.


Синдром навязчивости может быть симптоматикой какого-либо другого серьезного заболевания

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что существует множество различных факторов, которые могут выступить в качестве почвы для формирования болезни. В обязанности врача входит поиск причины появления болезни. Для этого, следует адекватно подойти к оценке каждого из участников семьи. Только взгляд со стороны может выявить недостатки в поведении родителей, которые стали причиной внутренних конфликтов у ребенка. Важно отметить, что у подростков наблюдаются проблемы в создании коммуникативной связи с психотерапевтом в виду особенностей пубертатного периода.

В терапии данного личностного расстройства используется методика, построенная на играх. После того как психолог установит контакт с ребенком, моделируется ситуация, в которой есть третий участник (чаще всего мягкая игрушка). В моделируемых условиях, третий участник игры имеет проблемы, связанные с контролем своего тела. Задача врача воссоздать те признаки расстройства, что беспокоят малыша. Результатом подобных игр является полное раскрытие ребенка и обозначение внутренних конфликтов, которые выступают в роли причин двигательных нарушений.

Благодаря «пластичности» детской психики, специалист получает возможность разбирать в моделируемых ситуациях те моменты, что болезненны для ребенка. Перенос реальных событий в условия игрового мира позволяет врачу получить обширную информацию о внутреннем климате в семейных отношениях. Методика игры – один из самых легких способов узнать о проблемах, которые тревожат ребенка.

Также специалисты отмечают положительное влияние сеансов семейной психотерапии. В данном случае, каждый из членов семьи получает возможность ознакомиться с последствием собственных педагогических ошибок, которые отражаются на состоянии здоровья малыша. В этом примере, психолог выступает в роли «третьего лица», которое беспристрастно оценивает поведение взрослых.

В случае с детьми школьного возраста используются адаптивные практики, которые обучают ребенка созданию коммуникативных связей со сверстниками. Проработка проблем имеет особую важность в тех ситуациях, когда подросток занимает позицию жертвы. Поведенческий метод психотерапии помогает подросткам повысить собственную самооценку и успешно интегрироваться в социум. Метод эмотивного воображения, позволяющий представить себя в героическом образе, помогает взглянуть на имеющиеся проблемы под другим ракурсом. Эмотивный метод применяется в тех ситуациях, когда невроз навязчивых движений у детей сопровождается фобиями и паническими атаками.


Эффективное лечение навязчивых движений у ребенка проводится разными методами

Существует несколько важных правил терапии рассматриваемого заболевания, которые обязаны соблюдать родители. В первую очередь, родителям следует понимать, что в проблемах ребенка виноваты именно они. Повышенный контроль, жесткая дисциплина и непонимание желаний и потребностей ребенка провоцируют развитие личностных расстройств. Именно поэтому рекомендуется, в первую очередь, создать доброжелательную атмосферу в собственном доме.

Далее следует позаботиться о создании четких рамок в поведении ребенка. Размытые требования и постоянные запреты несут разрушительное воздействие на детскую психику. Если родители будут сначала одобрять, а затем порицать определенные поступки, существенно увеличивается риск манипулирующего поведения со стороны ребенка.

Родителям детей с невротическими расстройствами необходимо уделять своему чаду, как можно больше своего времени . Личность ребенка нуждается в указании правильного пути развития. Совместное времяпрепровождение с родителями помогает малышам почувствовать любовь и поддержку.

Детский невроз - явление частое среди детей самого разного возраста. Негативная атмосфера в школе или дома, переутомление, огромное количество информации, много шума, психологическая травма, развод или постоянные ссоры родителей, слишком высокие требования к ребёнку - всё это может привести к тому, что развивается невроз навязчивых состояний у детей (или движений).

Справиться с этим можно разными способами, но сначала нужно убедиться в правильности диагноза.

Очень легко спутать навязчивые движения и тики. Но если правильно уяснить для себя природу этих явлений, отличить их будет совсем несложно. Тик - автоматическое сокращение мышц, подёргивания, которые нельзя проконтролировать, и которые не всегда обусловлены психологическими причинами. Навязчивые же движения можно удержать силой воли, и они всегда являются следствием психологического дискомфорта, который переживает ребёнок.

О неврозе навязчивых движений у детей свидетельствуют следующие симптомы:

  • ребёнок грызёт ногти;
  • щёлкает пальцами;
  • резко крутит головой;
  • дергает губой;
  • причмокивает;
  • обходит все предметы только слева или только справа;
  • крутит пуговицы;
  • кусает губы;
  • дует на ладони и др.

Перечислить все навязчивые движения невозможно: это слишком индивидуально. Их главный признак - в их раздражающем повторении, практически поминутном. Если не обращать на них внимания, это может привести к сгрызанию ногтей до крови, прокусыванию губ насквозь, отрыванию всех пуговиц на одежде и т. д.

Причём всё это может сопровождаться вспышками истерии, которых не было раньше, бессонницей, плаксивостью, снижением работоспособности. Вот почему лечение невроза навязчивых движений у детей необходимо начинать сразу, как только вы заметили симптомы этого заболевания.

Как лечить невроз навязчивых движений

Рисование красками поможет выплеснуть негативные эмоции

Качественное и эффективное лечение невроза навязчивых состояний у детей предполагает работу с психологом, в некоторых случаях - психотерапевтом. В наиболее запущенных случаях дело доходит и до медикаментозной помощи.

1. Медикаментозная терапия

После обследования у психотерапевта врач может назначить успокаивающие препараты, антидепрессанты. Для каждого случая они могут быть свои:

  • сонапакс;
  • циннаризин;
  • аспаркам;
  • мильгамма;
  • пантогам;
  • глицин;
  • персен.

Нельзя применять эти лекарства без назначения врача, так как они разнятся по своему действию на центральную нервную систему. Нужно учитывать, в какой стадии развивается невроз: на начальном этапе будет достаточно несколько занятий с психологом, при запущенных формах назначается как раз медикаментозная терапия. Но всё это определить может только врач.

2. Лечение народными средствами

Посоветовавшись с психологом (психотерапевтом), наблюдающим ваше чадо, можно использовать народные средства в лечении невроза навязчивых движений. Они бывают весьма эффективными.

  1. Настой овсяных зерён овса. Зерно овса (500 г) промыть холодной водой, залить холодной водой (1 л), варить на слабом огне до полуготового состояния. Процедить, добавить мёд (чайную ложку). Давать по стакану в день.
  2. Отвары из таких трав, как корень валерианы, пустырник, трёхцветная фиалка, боярышник, мелисса, мята, календула, золототысячник.
  3. Медовая вода перед сном: разбавить столовую ложку мёда в стакане воды комнатной температуры.
  4. Ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой, например) или морской солью.
  5. Танцевальная терапия: включайте дома музыку - пусть ребёнок выплёскивает весь негатив в танце.
  6. Летом чаще давайте ему возможность бегать босиком по земле, траве, песку.
  7. Чтение сказок на ночь.
  8. Рисование также поможет выплеснуть то, что тревожит малыша, поэтому чаще давайте ему в руки бумагу и краски, карандаши, мелки.
  9. Праздник, приготовление любимого блюда также помогут вывести его из тревожного состояния.

Помимо домашних средств лечения такого рода невроза, родители должны работать и над собственным поведением.

3. Поведение родителей

Очень важным моментом в лечении данного вида детского невроза является правильное поведение родителей:

  • не ругать малыша за эти движения (читайте: );
  • как только он начинает это делать, нужно поговорить с ним о том, что его тревожит;
  • больше уделять ему времени;
  • постараться понять, в чём причина переживаний малыша, и ликвидировать её;
  • ограничить увлечение компьютером и телевизором, но грамотно, без давления и криков.

Любой родитель должен знать, как лечить невроз навязчивых движений у детей, чтобы вовремя оказать помощь. Тем более, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере. Подарите малышу счастливое, радостное детство без лишних переживаний, тревог и страхов.

Навязчивые движения у детей, оформившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Возникновение этих движений говорит о том, что у ребенка существует проблема, которую он не может озвучить. Чаще всего малыш не осознает корни своих переживаний и сам не может понять, что такое с ним происходит. Навязчивыми движениями ребенок может реагировать также на проблемы, имеющиеся у родителей. Бесполезно допытываться у малыша, почему и зачем он без конца повторяет одно и то же движение – он не знает ответа.

Появление навязчивых движений у детей – сигнал о том, что вся семья нуждается в коррекции. Ребенок, как самый младший и слабый член семьи, первым реагирует на семейное неблагополучие. Своевременное обращение к психиатру или психотерапевту поможет не только сохранить здоровье малыша, но и родителям лучше понять друг друга.

Описать все практически невозможно, у каждого малыша они имеют свои особенности. Невроз навязчивостей возникает в том случае, если потребности маленькой личности не могут быть удовлетворены. Движения отличаются однотипностью, повторяются каждую минуту. Выделяют 2 основных типа: тики и собственно навязчивые движения.

Тик – это неконтролируемое сознанием ритмичное сокращение мышц, чаще всего глазных. У малышей это проявляется бесконечным миганием, иногда быстрым зажмуриванием. Навязчивые движения бывают такими:

  • дергание головой;
  • «шмыганье» носом;
  • накручивание волос на палец;
  • кручение пуговиц;
  • щелканье пальцами;
  • поднятие плеч;
  • взмахивание рук;

Навязчивости могут быть более сложными: ритуалы при мытье рук, обход мебели с одной стороны, дутье на ладони, качание согнутой в колене ногой и т.п.

Навязчивости помогают малышу облегчить внутреннее напряжение, увлекают и отодвигают причину их возникновения на второй план.

Модная игрушка спиннер – не что иное, как удовлетворение потребности нервных детей и инфантильных подростков в стереотипных движениях, создающих иллюзию покоя.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе навязчивых движений у детей имеют вспомогательное значение. Они улучшают кровоснабжение,питание и обмен веществ в нервных клетках, успокаивают, удлиняют сон, но полностью проблему не решают. Медикаменты используются как временная мера для снятия внутреннего напряжения, уменьшения капризов и раздражительности.


Используются препараты таких групп:

Истинно психотропные препараты – Фенибут, Сонапакс, Сибазон, Тазепам – назначает только врач коротким курсом. Лекарства назначает психиатр или психотерапевт, учитывая общее соматическое состояние ребенка. Важен подбор возрастных безопасных дозировок, которые не помешают развитию малыша.

Немедикаментозное лечение

Каких-то определенных методов нелекарственного воздействия на навязчивые движения у детей нет. Можно использовать физиотерапевтические методы, снижающие общую возбудимость – электросон или воздействие на головной мозг слабого импульсного тока и другие подобные, но они принесут временный эффект.

В домашних условиях можно использовать ванны с отварами лекарственных трав – мяты, лаванды, мелиссы, добавлять морскую соль. Полезно все, что укрепляет нервную систему – богатая микроэлементами и витаминами свежая еда, прогулки на свежем воздухе, морские купания, солнечные ванны.

Правильное поведение родителей

Основа выздоровления, без которой невозможно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Есть несколько важных правил:

Как реагировать на навязчивые движения?

Точно так же, как на заикание – игнорировать всем поведением. Как справедливо говорит доктор Комаровский, при неврозе навязчивых движений у детей нет ни опухоли, ни воспаления, ни сосудистых проблем в нервной системе. Такой невроз – это психоэмоциональное расстройство, возникшее в ответ на травмирующую ситуацию. Это обратимое состояние, которое прекращается после того, как устранена его причина.

Когда у ребенка появились навязчивые движения, нужно сразу обращаться к психиатру или психотерапевту, а до того времени делать вид, что ничего особенного не происходит. Не стоит делать ребенку замечаний или одергивать, а тем более наказывать. Внимание родителей только закрепляет такие движения, делает их более желанными.

Можно попытаться отвлечь малыша – едой, игрой, прогулкой. Не следует обсуждать особенности малыша с подругами или родней, особенно в его присутствии. Все сказанное родителями откладывается в памяти и сознании малыша, такие разговоры только отодвинут выздоровление.

Психотерапия

Основной способ избавления от невроза навязчивых движений у ребенка. Психотерапевт подробно разбирает семейную ситуацию, обнаруживает все скрытые проблемы. Может вскрыться одна из проблем, приведшая к болезни ребенка:

  • жестокое обращение;
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • педагогическая запущенность, когда малыш предоставлен сам себе и его развитием никто не занимается;
  • алкоголизм родителей;
  • психические отклонения у родителей и ближайших родственников;
  • психологические и моральные травмы;
  • испуг или эмоциональная перегрузка;
  • внутрисемейные конфликты;
  • неприятие родителями пола ребенка;
  • рождение малыша от нелюбимого человека;
  • переезд в другой город, район или дом;
  • неприятие ребенком мачехи или отчима;
  • неприятие рождения младших детей;
  • конфликт в детском коллективе.

Круг проблем, ведущих к развитию у детей невроза навязчивых движений, многообразен и определяется конкретной ситуацией. Психотерапевт в этом случае выступает в роли объективного зеркала, в котором каждый из участников семейных отношений может увидеть себя со стороны и получает возможность коррекции поведения и способа реагирования.

Методы детской психотерапии

Для лечения детских неврозов навязчивых движения чаще всего используется недирективная игровая психотерапия. После привыкания ребенка к врачу в общение вводится третий участник – игрушка, которая никак не может справиться со своими руками (глазами, пальцами, шеей, ногами). Имитируется то расстройство, которое беспокоит ребенка. В процессе игры малыш раскрывается и обозначает те проблемы, из-за которых появилась двигательная навязчивость.

Особенности детской психики – наивность и непосредственность – позволяют проецировать на игру наиболее болезненные моменты общения с родителями, другими взрослыми или сверстниками. Такой перенос проходит незаметно для ребенка, а врачу предоставляет обширную информацию о том, что же на самом деле происходит в душе у малыша.

Отличные результаты приносит семейная психотерапия, когда каждому члену семьи по отдельности разъясняются педагогические промахи и их последствия для здоровья ребенка. Психотерапевт в этом случае играет роль беспристрастного комментатора, тактично предлагая взрослым взглянуть на свои ошибки со стороны.

Школьникам приносят большую пользу адаптивные методики, преодолевающие проблемы и сложности коммуникации. Такие методики особенно важны при смене детского коллектива и для вывода ребенка с позиции жертвы.

Широко используется поведенческая терапия, которая помогает детям самоутверждаться, направляя естественные желания в социально приемлемое русло. Прекрасно помогает преодолеть различные страхи методика эмотивного воображения, когда ребенок становится на место любимого героя и в его образе справляется со всеми трудностями.

Общими усилиями семьи удается, как правило, вылечить невроз навязчивых движений у детей.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт