Новая философская энциклопедия - софистика

24.09.2019

от греч. sofisma - мудрость, хитрость, уловка) - направление древнегреческой интеллектуальной мысли. В центре внимания представителей С. - софистов (так называемых «учителей мудрости») находились проблемы теории и практики красноречия, искусства аргументации, ведения спора, а также различные аспекты этики, политики и теории познания. С. - это искусство всевозможных уловок, ориентация на победу в споре любой ценой, пусть даже и путем обмана, нарушения требований логики, преднамеренного запутывания оппонента и т. д. С. обычно оценивают как абсолютное зло. Это многовековая общепринятая точка зрения. Платон определял С. так: «Этим именем обозначается основанное на мнении лицемерное подражание искусству, запутывающему другого в противоречиях» (Платон. Софист). По мнению Аристотеля, уловки софистов - это «искусство наживы с помощью мнимой мудрости, а потому софисты стремятся к мнимым доказательствам» (Аристотель. О софистических опровержениях). Г.Х. Лихтенберг подчеркивал: «Человек становится софистом и прибегает к ухищрениям там, где ему недостает знаний». В. Гюго охарактеризовал С. в еще более резких выражениях: «Софист - фальсификатор: в случае нужды он насилует здравый смысл. Определенная логика, чрезвычайно гибкая, беспощадная и искусная, всегда готова к услугам зла: она изощреннейшим образом побивает скрытую в тени науку.... Ложная наука - отброс науки подлинной, и ею пользуются для того, чтобы губить философов. Философы, создавая софистов, сами роют себе яму. На помете певчего дрозда вырастает омела, выделяющая клей, при помощи которого ловят дроздов» (В. Гюго. Человек, который смеется). Становление С. связано с особенностями политической жизни Афин. Ибо умение убедительно говорить определяло судьбу человека. Отсюда внимание афинян к возможностям живого слова. Письменная речь считалась (по сравнению с устной) мертвой и бесполезной. И это закономерно: все принципиальные вопросы решались народным собранием. А значит, степень влияния на умы и чувства граждан во многом зависела от искусства красноречия. Был и другой стимулирующий фактор. В основе афинского судопроизводства тоже лежала состязательность: и обвинитель, и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей (число которых составляло несколько сот!) в своей правоте. Можно считать, таким образом, что существовал своего рода «социальный заказ» на умение красиво и убедительно говорить, а также на учителей подобного искусства и составителей публичных речей, «умельцев», которые смогут придумать ставящие в тупик уловки, выставить противника в смешном или глупом виде. Реально расцвет С. - это несколько десятилетий на стыке V- IV вв. до нашей эры, кратковременный взлет мысли, когда софисты действительно разрабатывали идеи, связанные с искусством спора и умением убеждать с помощью ораторского искусства. Этот период совпадает с «золотым веком» афинской демократии - эпохой Перикла. У истоков С. стояли два великих мыслителя (заслуги которых история так и не оценила должным образом) - это Протагор и Горгий. Протагор из Абдер (ок. 481 - ок. 411 до н. э), которого называли «отцом» С, был близким другом Перикла, написал по его просьбе законы для новой колонии - клерухии под названием Фурии, придал философскую «огранку» изумительному по силе интеллекту многолетней подруги Перикла - Аспазии. И такая взаимосвязь между вождем афинской демократии и главным софистом далеко не случайна: С. весьма сложное явление, но в целом она - духовное детище демократии. В самом деле, софисты сориентировали граждан Афин на то, что любой из них имеет право высказывать свое мнение о делах государства, рассуждать о политике и т. д. Именно в этом контексте следует воспринимать знаменитый афоризм Протагора: «Человек сам есть мера всех вещей». Его обычно интерпретируют как апофеоз субъективизма, а на самом деле смысл, в нем заключенный, совершенно иной: человек может судить самостоятельно обо всем, в первую очередь, конечно, о политических проблемах. Имя другого великого софиста Горгия отожествляется в первую очередь с риторикой. Возникновение риторики относится к середине V в. до н. э., когда на Сицилии Коракс и Тисий создали свои руководства по риторике (первые, о которых имеются упоминания). Именно у них заимствовал элементы будущей теории красноречия Горгий Леонтинский (ок. 480 - ок. 380 до н. э.), прославившийся в Афинах как знаменитый софист и ритор. Горгий разработал специальные стилистические приемы украшения речи оратора - горгианские фигуры. Представители С. приобретают в Афинах огромное влияние: «платные учителя мудрости» (как их называли) превратились буквально в «чуму». Именно к этому времени восходят широко известные софизмы, такие, как Рогатый, Покрытый, Ты, отец собаки, Ты не человек и др. О широчайшем распространении софистов в Афинах свидетельствует факт, что Аристофан посвятил разоблачению их уловок специальную комедию «Облака». Незадачливый герой комедии Стрепсиад, чтобы избавиться от долгов, обращается к софистам, дабы они научили его сына правду кривдой оборачивать. Его сын Фидиппид, пройдя «школу» лживых уловок, обращает свое искусство против родителя, пославшего его к софистам, «обосновывая» право бить отца. «Фидиппид: И доказать могу, что сын отца дубасить вправе... И вот о чем тебя спрошу: меня дитятей бил ты? Стрепсиад: Да, бил. но по любви, добра тебе желая. Фидиппид: Что ж, я добоа тебе желать не вправе точно так же и бить тебя, когда битье - любви чистейший признак? И почему твоя спина побоям неповинна, моя же - да, ведь родились свободными мы оба? Ревут ребята, а отец реветь не должен? Так ли? Ты возразишь, что это все - обязанность малюток. Тебе отвечу я: «Ну что ж, старик - вдвойне ребенок. Заслуживают старики двойного наказанья, ведь непростительны у пожилых ошибки» (Аристофан. Облака). Софистам пытались противостоять самые крупные философы. Достаточно напомнить о постоянных диспутах, которые вел с ними Сократ. Отнюдь не случайно Платон в своих диалогах вывел, многих софистов (диалоги «Протагор», «Горгий», «Гиппий больший», «Гиппий меньший», «Софист» и целый ряд других), где он изобразил софистов в качестве отрицательных персонажей, и эта оценка закрепилась в мировой культуре, но опровергнуть оружием критики уловки софистов Платону так и не удалось. Эту задачу разрешил только Аристотель. Создание логики мыслилось им именно как разработка методов опровержения софистических доводов. Как подчеркивал сам Аристотель, он создал свою логическую систему для того, чтобы дать «честным гражданам оружие против софистов», разоблачить их приемы и уловки. Именно логический анализ обыденного разговорного языка - та основа, на которой создавалось логическое учение Аристотеля. В работе «О софистических опровержениях» он обстоятельно рассмотрел излюбленные приемы софистов: использование слов, имеющих различный смысл; смещение многих вопросов в один; подмену тезиса; предвосхищение основания; смешение абсолютного и относительного и т. д., тем самым создал «технологию» борьбы с С. Итак, необходимо признать, что у представителей С. есть безусловные заслуги перед наукой: именно они своими уловками вынудили древнегреческих мыслителей обратиться к тщательной разработке теории аргументации и логики в целом. Они подняли искусство спора на качественно новый уровень. Согласно Диогену Лаэртскому, Протагор «первый стал пользоваться в спорах доводами», «стал устраивать состязания в споре и придумал уловки для тяжущихся; о мысли он не заботился, спорил о словах» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов). Именно Протагор создал философский диалог, впоследствии его стали называть «сократовским» или «платоновским» - эти мыслители придали философскому диалогу особый блеск, но первым-то все-таки был Протагор! Поэтому-то некоторые исследователи вполне обоснованно считают, что в трудах софистов, и в первую очередь Протагора, находятся истоки трех направлений научной мысли: лингвистики, логики и риторики. Сегодня приходится признать, что идеи софистов в истории науки не были оценены по достоинству. И не случайно А. И. Герцен счел необходимым заступиться за «оклеветанных и непонятых софистов». По его мнению, софисты «выразили собою период юношеской самонадеянности и удальства». Софист «опирается на одно - свою мысль; это его копье, его щит», ему принадлежит «безусловная власть отрицания». А.И. Герцен писал о софистах: «Что за роскошь в их диалектике! что за беспощадность!.. Что за мастерское владение мыслью и формальной логикой! Их бесконечные споры - эти бескровные турниры, где столько же грации, сколько силы - были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии; это удалая юность науки» (А. Герцен. Письма об изучении природы). В период со II по IV в. н. э. возникает и бурно развивается так называемая вторая С. Современные исследователи, в частности А.А. Ивин, считают недостаточным рассматривать С. только как искусство уловок. Софизмы начинают рассматривать как особую форму постановки проблем. А.А. Ивин подчеркивает: «Отличительной особенностью софизма является его двойственность, наличие, помимо внешнего, еще и определенного внутреннего содержания. В этом он подобен символу и притче. Подобно притче, внешне софизм говорит о хорошо известных вещах. При этом рассказ обычно строится так, чтобы поверхность не привлекала самостоятельного внимания и тем или иным способом - чаще всего путем противоречия здравому смыслу - намекала на иное, лежащее в глубине содержание. Последнее, как правило, неясно и многозначно. Оно содержит в неразвернутом виде, как бы в зародыше, проблему, которая чувствуется, но не может быть сколь-нибудь ясно сформулирована до тех пор, пока софизм не помещен в достаточно широкий и глубокий контекст. Только в нем она обнаруживается в сравнительно отчетливой форме. С изменением контекста и рассмотрением софизма под углом зрения иного теоретического построения обычно оказывается, что в том же софизме скрыта совершенно иная проблема» (А. Ивин. Логика: Учебное пособие). Лит.: Аристотель. О софистических опровержениях // Аристотель. Соч. в 4-х тт. - М., 1978; - Т. 2; Герцен А.И. Письма об изучении природы. - М.; Л., 1946; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979", Ивин А.А. Логика: Учебное пособие. М., 1997 (глава 7. Софизмы); Ивин А.А. Софизмы как проблемы // Вопросы философии. - 1984. - № 2; Кравчук А. Перикл и Аспазия: Историко-художественная хроника. - М., 1991 (часть седьмая посвящена Протаго-ру); Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. - М., 1993; Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. - М., 1994; Никифоров А.Л., Панов М.И. Введение в логику: Пособие для учителя и родителя. - М., 1995 (раздел 2 темы 2. Логика, риторика, софистика); Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М., 1997 (глава 2. Как возникла риторика и какую роль в ее становлении сыграла софистика?); Панов М.И Что такое софизмы? В чем их опасность? Как их следует опровергать? // Бузук Г.Л., Панов М.И. Логика в вопросах и ответах (Опыт популярного учебного пособия). - М., 1991; Платон. Горгий // Платон. Соч. в 3-х тт. - М., 1968. - Т. 1; Платон. Протагор // Там же. - М., 1970. - Т. 2; Платон. Софист // Там же; Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. - Новосибирск, 1994 (глава 9 части 1. Протагор); Словарь античности. - М., 1993 (статьи: Горгий; Протагор; Софистика). М.И. Панов

Софистика - это осознанное использование ложных доводов, которые способствуют лжи. По сути "Софистика " является тем же, что и понятие "Софизм " - преднамеренное ложное заключение, которое которое применяется с целью убедить своего собеседника.

История возникновения понятия "Софистика"

Этот термин был заимствован из греческого языка σοφίζομαι и переводится,как "мудрость ", "уловка ","умение ", "мастерство ". Своим появлением обязана музыкантам и поэтам,однако гораздо позже,уже в пятом веке до нашей эры этим понятием стали обозначать мудрых граждан которые выходили победителями из любых жизненных передряг,еще позднее термин "Софист " становится синонимом слова "мудрец".
Если мы зайдем на Википедию,то можем узнать,что Аристотель называл Софизмом "ложные доказательства",в которых мотивированность заключения казалась верной и была обязана чисто индивидуальному впечатлению,вызванному неполнотой логического либо семантического анализа.

Развитие термина "Софист"

В Древней Греции в 5 веке до нашей эры состоялось общество преподавателей-эрудитов,которые обучали своих учеников умению вести сложные споры.Это способность была нужна этим гражданам для продвижения своей политической карьеры.
Юные ученики изучали в этих школах математику, право, философию, основы истории.Однако боле всего времени преподаватели уделяли обучению своих учеников особым приемам опровержения и доказательства,стали первыми кто открыл несколько важных правил логического мышления,однако по прошествии времени стало важно не обретение истины,а победа в споре.Это обстоятельство весьма востребовано в политике,где требуется получить власть,а какой ценой - не важно.
Таким образом обучение сосредоточилось в основном на создании особых логических уловок,которые были бы основаны на подмене понятий, на многозначности слов, на внешнем сходстве явлений.
Таких словоблудов стали называть "Софистами ".

Понятие "Софизм" в философии

В те благодатные для Древней Греции года софисты образовали особую группу философов в которые вошли:Критий, Продик, Антифонт, Горгий, Гиппий, Протагор.За этими выдающимися деятелями Софистики следовало другое поколение Софистов в лице:Фрасимаха, Ликофрона, Алкидаманта.
Продик погрузился в изучение синонимов,Протагор пробовал систематизировать способы умозаключения,занимался синтаксисом предложения и слово изменениями,Ликофрон размышлял о роли связки такого слова,как "есть" в предложении,Горгий был основоположником науки о языке.
Несмотря на кажущееся единство Софисты не были объедены в каких бы то ни было рамках,а их взгляды на науку не имели ничего общего.

Софизм - примеры

  • Если равны половины,то будут равны между собой и целые,то есть полуполное,то же самое,что и полупустое.Из этого вытекает,что полное это то же самое,что и пустое.
  • Поскольку лекарство,которое пьет больной - это добро,то следовательно,чем больше добра,тем лучше.Значит больному необходимо принимать,как можно больше медикаментозных средств.
  • Если закрыть правый глаз,то мы можем видеть левым,если закрыть левый глаз,то мы можем видеть правым.Значит,что бы видеть нам не нужны глаза.Поскольку кроме этих двух глаз,других у нас не имеется,то совершенно ясно,что глаза для зрения не нужны.
  • То что ты не терял,то у тебя имеется.Значит,поскольку ты не терял крылья,ты их имеешь.
  • Воришка не желает украсть ничего дурного.Поскольку воришка хочет обзавестись хорошим,то дело это хорошее.Поэтому воришка желает хорошего.
  • Чем больше людей кончают жизнь самоубийством,следовательно тем меньше их остается.

Синонимы понятия "Софизм"

  • Умствование
  • Лукавство
  • Умозаключение
  • Отговорка
  • Увертка
  • Парадокс
  • Ухищрение
  • Уловка

Софистика это учение, возникшее в среде софистов. Первоначально в Древней Греции софистами называли людей, сведущих в той или иной области знания, в т.ч. легендарных «семерых мудрецов». Состав их со временем менялся, но неизменно включал в себя Фалеса и Солона Афинского (оба - 6 век до н.э.), прославившихся этическими сентенциями (гномами) - правилами жизненной мудрости, отличавшимися от близких им по жанру фольклорных пословиц ярко выраженной авторской позицией («ничего слишком» Солона), а также Писистрата, правителя Афин в 6 веке до н.э., знаменитого своими хозяйственными и культурными достижениями и стремлением к справедливости. Софисты - платные учителя философии, красноречия, математики и других наук. В их среде возникла так называемая софистика первая (вторая половина 5 века - первая половина 4 века до н.э.). Ее создатели и приверженцы (Протагор, 480 - 410 до н.э.; Горгий, 483-375 до н.э.; Гиппий, вторая половина 5 века до н.э.) - авторы многочисленных диалогов (чей взгляд на мир и нравственные принципы земного бытия отличались крайним релятивизмом) считали своей задачей научить человека «мыслить и говорить» и с помощью риторики выстраивали «убедительную речь» с самой парадоксальной цепью доказательств - формально (логически) правильных, но по сути абсурдных. Скептический рационализм софистов был сходен с учениями Аристотеля и Сократа в том, что именно человек признавался «мерой всех вещей». Сократ, выступавший (как и его ученик Платон) с критикой морального нигилизма и глубинной безосновности софистов, был в качестве одного из них высмеян в комедии Аристофана «Облака» (423 до н.э.).

Истоки софистики второй (новой) восходят к эпохе эллинизма (3-2 века до н.э.), когда актуальным для культурного развития явилось обращение к греческой философии и литературе 6-4 веков до н.э. и начали развиваться «ученая поэзия», малый эпос («эпиллий»), направления азианизма (3 век до н.э.) и аттикизма («атгицизма», 2 век до н.э.). Окончательно формируется к началу 2 века н.э. Софистика вторая стремилась обобщить опыт античной риторики, возродить традиционную эллинскую культуру слова; в ее русле, наряду с парадным красноречием (Аристид, 2 век; Либаний, или Ливаний, 314 - 393), культивировались как «малые» жанры (описание статуй, картин), так и определяющие для позднеантичной эпохи: диалоги, в т.ч. прозванного позднее «Вольтером своего времени» Лукиана (около 1202-00 н.э.), романы (Лонга, 2-3 века и Гелиодора, 3 или 4 века), исторические сочинения (Плутарха, 46 - 127). Приверженцы Софистики второй были запечатлены в энциклопедическом труде Афинея (3 век) - симпосионе «Пирующие софисты» (предположительно состоял из 30 книг, дошло 15), где по образцу «Пира» Платона изображены софисты, излагающие свои взгляды на пиру у богатого римлянина. Некоторые исследователи выделяют так называемую позднюю софистику (4 век), обусловленную последним этапом борьбы язычества против христианства (Либаний, Юлиан Отступник). Следы влияния софистики второй можно обнаружить в ранневизантийской литературе (Иоанн Дамаскин, Либаний, Иоанн Златоуст).

Философия Софистов

Первоначально слово "софист" было синонимично слову "мудрец" - так называли людей разбирающихся в различных общественных и частных вопросах, способных дать разумный совет, ведущих добродетельный образ жизни. Однако с середины 5 века это название стали относить к появившимся в Греции учителям красноречия. Необходимость и популярность обучения красноречию объясняется развитием публичной жизни в Древней Греции: каждому гражданину приходилось выступать на политических собраниях и в суде, было необходимо уметь защитить свою точку зрения, убедить слушателей и опровергнуть противника. Ораторское искусство играло немаловажную роль и в дипломатии, не зря многие из софистов выполняли политические поручения. С тех пор появилось слово софистика - умение хитроумно вести прения. Трудность изучения софистов заключается в том, что большая часть их произведений была утрачена, и мы можем судить об их взглядах, исходя из сочинений их противников (Платона, Аристотеля).

В философском отношении софистика не представляет однородного явления, у различных софистов можно обнаружить влияние элеатов, Гераклита, атомистов. Общим для софистов было то, что они уделяли мало внимания вопросам натурфилософии, центральным для предыдущего этапа развития греческой мысли, более интересуясь проблемами риторики, грамматики, судопроизводства, познания и в целом гуманитарной проблематикой. Софисты (наряду с Сократом) осуществили гуманистический поворот в древнегреческой философии. В отличие от учений досократиков, часто упрекаемых за отвлеченность их знания, теория софистов тесно связана с практикой (в первую очередь судебной и политической).

Греческая софистика делится на два этапа:

    Старшая софистика (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт);

    Младшая софистика (Ликофрон, Алкидамант, Трасимах).

Родоначальником софистики можно считать Протагора из Абдеры (490 – 420 гг. до н.э.), который, по сообщению Диогена Лаэртского первый стал обучать за плату красноречию. Демокрита взял Протагора в ученики, увидев как тот, будучи носильщиком, рационально укладывает поленья в вязанки. Протагор развивал искусство и приемы спора; уделяя большое внимание словесному выражению мысли он классифицировал времена и модальности глагола, систематизировал приемы умозаключения.

В книге "О богах" Протагор отрицал возможность познания богов ввиду краткости человеческой жизни и сложности предмета. Протагор был обвинен в безбожии (хотя он утверждал лишь непознаваемость богов) и афиняне изгнали его из города (по другой версии приговорили к смерти, Протагор бежал, но утонул при побеге) и сожгли его книги на площади. Современные исследователи обнаруживают в процессе над Протагором политические мотивы.

Протагор выдвинул идею гносеологического релятивизма (относительности истины), он полагал, что о любом предмете возможны совершенно противоположенные высказывания, равным образом истинные. Это основывалось на утверждении "Человек - мера всех вещей". Поскольку же Протагор не проводил различия между чувствами и разумом, можно сделать вывод, что истинно все, что представляется человеку: например, равно истинно, что мед сладкий и что мед горький, поскольку здоровому человеку он представляется сладким, а больному - горьким. Однако сам Протагор имел в виду другое: бесполезно больного человека убеждать в том, что на самом деле мед сладок, необходимо вылечить его, и он сам это поймет. Софистику он считал такого рода терапией, не внушающей истину, а научающей человека умению мыслить и самостоятельно обнаруживать истину.

Для учения софистов также был характерен скептицизм (позиция, отвергающая существование абсолютной истины) и агностицизм (позиция, согласно которой невозможно познать сущность чего-либо). Софисту Горгию принадлежит трактат "О природе, или О несуществующем", считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма.

Горгий (около 480 г. - около 380 г. д. н. э.) из Леонтины (Сицилия), ученик Эмпедокла, утверждал, В качестве посланника своего города приехал в Афины, где прославился как оратор и учитель риторики. Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящиеся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.

Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Основная мысль трактата - "Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо - то необъяснимо для другого". Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами:

Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из несущего не ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его вообще нет. (Также Горгий ведет рассуждение, о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное).

Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера.

Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет.

Рассуждения Горгия являются типичным примером построений софистов, получивших название софизмы. Софизмы представляют собой рассуждения, направленные на то, чтобы убедить человека в чем-то абсурдном, сбить с толку, заставить оппонента пускаться бесплодные словопрения. Многие софизмы основаны на многозначности слов или даже на их созвучии. Другие представляют собой ошибочно построенные силлогизмы или подстановку другого значения в термины силлогизма. Самым известным примером софизма являются "Рогатый" ("Ты не терял то, что у тебя есть. Но ты те терял рога. Следовательно, они у тебя есть"). Софистические уловки вошли в число приемов эристики - искусства любой ценой брать верх в споре. Однако софизмы имели также положительное педагогическое значение, приучая человека анализировать высказывания и вдумываться в речь других.

Софизмы, их цели и способы их обнаружения классифицировал Аристотель (в трактате "О софистических опровержениях"), однако он не проводил различие между софизмами и логическими парадоксами, также используемыми софистами. Логические парадоксы выявляют действительные логические трудности и противоречия. Такими парадоксами является "Парадокс лжеца" (высказывание "я лгу" истинно в случае его ложности, и ложно в случае истинности) или "Парадокс брадобрея" (Брадобрей бреет всех жителей города, которые не бреются сами. Должен ли он брить себя?).

Изучение конституций различных городов и нравов различных народов приводило к нравственному релятивизму - отрицанию единого для всех критерия добра и зла, отвержению существования единого морального закона. Согласно анонимным "Двояким речам" "Болезнь есть зло для больных, для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков - благо". Вместе с тем некоторые софисты противопоставляли человеческим законам, изменчивым и противоречащим друг другу, законы природы, единые и неизменные, по которым и следует жить.

Деятельность софистов вызывала недовольство народа, поскольку многие софисты критиковали традиционные религиозные убеждения и даже высказывали атеистические идеи. Согласно Трасимаху боги существуют, но не обращают внимания на людей. Продик Кеосский считал, что "древние люди обоготворили луну, солнце, реки и ручьи - все, что нам приносит пользу, подобно тому, как египтяне признали божественным Нил. Поэтому-то хлеб почитается под видом Деметры, вино - Диониса, вода - Посейдона, огонь - Гефеста", а Критий полагал, что религия выдумана для того, чтобы заставить людей выполнять законы. Самым известным нечестивцем был Диагор Мелосский, приехавший в Афины в 30-е годы 5 в. - он пародировал гимны мистов и насмехался над Элевсинскими мистериями "растанцовывая" их. Ему же принадлежит атеистический трактат "Низвергающие речи".

Младшие софисты отстаивали идею равенства всех людей, так Алкидамант считал, что "бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом", Антифонт отрицал различие между эллинами и варварами и не признавал преимуществ знатного происхождения.

Существовала также "вторая софистика" времен Римской империи 2-4 вв., расцвет которой пришелся на время правления Юлиана Отступника, покровительствующего софистам. Однако произведения представителей "второй софистики", стремившихся к изысканности и совершенству речи, были скорее литературными, чем философскими. Ко вторым софистам относятся Флавий Филострат (около 178 г. - около 248 г.), написавший "Жизнеописание софистов", Атеней (3 в. н.э.), автор сочинения "Софисты за пиршественным столом" и др.

Деятельность софистов подвергалась резкой критике со стороны Сократа, Платона и Аристотеля, характеризовавших их как искателей корысти от ложной мудрости; из-за этой критики слово "софистика" получила бранный оттенок. Однако софисты внесли значительный вклад в искусство риторики, в изучение языка, развивали критический подход в области теологии и этики. Часто софистику именуют греческим просвещением. Влияние софистов проявляется в философии Сократа (а, следовательно, и Платона), которого современники зачастую причисляли к софистам, так Аристофан высмеял Сократа как типичного софиста в комедии "Облака". Также к учениям софистов обращались стоики и скептики.

Во все эпохи развивался по похожему принципу: на смену всяким универсальным моделям приходят учения, которые резко восстают против всяческой метафизики и ссылаются на ограниченность сознания и познания. За Декартом и Лейбницем пришел за материалистами девятнадцатого века и Гегелем - позитивисты. В Древней Греции, колыбели всех наук, и философии в частности, такие ситуации были постоянными. Одна школа критиковала и опровергала другую, а потом наоборот. Однако нашлись люди, предложившие оригинальное решение всех споров: если все философские школы противоречат в теориях друг другу, то, может быть, все их «факты» и «аргументы» являются всего лишь «мнениями»? Ведь на самом-то деле никто не видел ни Сущего, ни Бога-Творца, ни конечности или бесконечности бытия. Софистика - это как раз и есть та самая «пилюля» против бесконечных философских войн.

Кто такие софисты?

Наиболее известными представителями данной школы являлись Протагор, Антифонт, Гиппий, Горгий, Продик, Ликофрон. Софистика - это система, которая нацелена на преподавание добродетели, мудрости, ораторского искусства и основ менеджмента. Из современных деятелей очень близко к ней стоит Античная софистика являлась первой системой, которую представляли так называемые «продавцы знаний», которые привнесли новаторский тип отношений между обучаемыми и обучающим - взаимовыгодное равноправное общение и отношение.

Чем занимались представители данной философской школы?

Софисты обучали убеждать людей, мыслить самостоятельно и были связаны с возникновением демократии во многих городах Греции. Они провозгласили основополагающий принцип равенства людей между собой, выдвинули теории и концепции, которые в итоге заложили фундамент для строительства современных отношений в сфере права и государственного управления. Софистика - это основа для психологии, научной филологии, логики, теорий происхождения религий.

Что означает термин «софист»?

Софистика - это философская школа, которая получила распространение в Древней Греции. Данное учение основали ученые из греческого полиса Афины примерно во второй половине пятого века до нашей эры. Сам термин «софист» переводится с греческого как «мудрец». Так называли профессиональных преподавателей, обучавших людей ораторскому искусству. К сожалению, сочинения отцов-основателей являются фактически полностью утраченными, до наших дней практически ничего не дошло. Однако с помощью косвенных сведений удалось установить, что эта каста философов не пыталась создать цельную систему образования и знаний. Они не придавали никакого значения систематизации обучения. Цель софистов была одна - обучить учеников полемизировать и дискуссировать. Именно поэтому считается, что классическая софистика в философии - это учение, направленное на риторику.

«Старшие» софисты

Исходя из исторической последовательности, можно говорить о существовании двух течений - «старших» и «младших» философов софизма. «Старшие» (Горгий, Протагор, Антифонт) софисты являлись исследователями проблематики этики, политики, права, государства. Релятивизм Протагора, который утверждал, что «человек - мера вещей», привнес в данную школу отрицание истины в ее объективном виде. Согласно представлениям «старших» софистов, материя - изменчива и текуча, а так как она является таковой, то восприятие преобразуется и изменяется постоянно. Отсюда следует, что истинная сущность явлений скрывается самой материей, объективно представить которую не представляется возможным, поэтому рассуждать о ней можно как угодно. Античная софистика «старших» носит абсолютно субъективный характер и постулирует относительность познаний и знания. У всех авторов данного течения прослеживается идея о том, что бытие само по себе не существует, так как познания о нем нельзя объективно передать другим.

«Младшие» софисты

У «младших» представителей данной философской школы, к которым относят Крития, Алкидама, Ликофрона, Полемона, Гипподама и Фразимаха, софистика - это «жонглирование» понятиями и терминами, применение фальшивых приемов, которые бы доказывали одновременно и ложь и истину. В греческом языке слово «софизм» означает «хитрость», что выражается в деятельности последователей этого учения как применение словесных ухищрений, которые вводят в заблуждение. Широкое распространение получили ложные аргументы, основанные на нарушении логики.

Методологический принцип софизмов

Что такое софистика с точки зрения ее применения? Популярным методом является «учетверение», когда нарушается принцип силлогизма о том, что должно быть не более трех терминов. Отсюда и создается ложное рассуждение, в котором используется нетождественность внешне схожих понятий. К примеру: «Вор не хочет покупать ничего ненужного. Приобретение чего-то хорошего - это благое дело. Следовательно, вор жаждет сделать благое дело». Также популярный метод - это собирательный средний термин, когда в силлогическом умозаключении нарушается распределение терминов по объему. Например: дипломаты - это люди, некоторые люди играют на скрипке, все дипломаты играют на скрипке.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт