Основные участники реализации государственной программы доступная среда. Программа «Доступная среда» для инвалидов в России

16.06.2019

Целевая федеральная программа «Доступная среда» в России предназначена для того, чтобы сделать жизненные условия для людей с инвалидностью более удобными и качественными. Разработка этого проекта началась еще до того, как Россия подписала международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН.

Подготовительный процесс был запущен уже в 2008 и продлился до 2011 года. Значимость его объяснялась официальными социологическими данными по количеству инвалидов в нашей стране. К тому моменту показатель достиг 9% от всего населения . Статистика показывала, что 30% из общего числа людей с ограниченными возможностями имели трудоспособный возраст и хотели бы активно участвовать в жизни общества. Также социологи констатировали увеличение количества детей с врожденными физическими недостатками, которым также необходимы особые условия для жизнедеятельности.

Провести государственную программу было решено в два этапа . Первый период выпадал на 2011-2012 года, когда юристы создавали правовую базу для улучшения качества жизни инвалидов, социологи, психологи и другие специалисты проводили исследование общественного мнения, создавали консультационные службы, разрабатывали механизмы и инструменты, которые позволили бы осуществить следующие действия в рамках программы. Второй этап планировалось осуществить с 2013 по 2016 года . Всего из федерального бюджета было выделено 168, 44 млрд. руб. , которые должны быть реализованы на всех уровнях к 2020 году .

Задачи программы «Доступная среда»

Реализация этой программы в РФ позволит улучшить качество медицинского обслуживания инвалидов и создаст благоприятные условия для их вовлечения в общественную жизнь в разных областях. Инвалидам будут предоставлены все возможности, которыми могут пользоваться в государстве обычные люди.

Программа Доступная среда 2019 года состоит из двух частей, направленных на:

  • создание легкого доступа к главным объектам и услугам в основных сферах жизнедеятельности инвалидов;
  • улучшение качества оказания услуг по реабилитации и совершенствование всей государственной медицинской системы.

В ходе их реализации должны быть получены:

  • объективные оценки, которые позволили бы повысить уровень доступности всех объектов и услуг государственного и социального назначения для людей с ограниченными возможностями;
  • равноценный доступ ко всем реабилитационным средствам и услугам для людей, имеющих инвалидность;
  • повышение качества функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы.

13 декабря 2006 года была ратифицирована конвенция ООН о правах инвалидов. Это стало значимым событием в жизни многих людей. В России эту дату можно считать отправной точкой в улучшении жизни инвалидов. Главной целью конвенции о правах инвалидов является обязательство защищать все права инвалидов, включая право на свободу передвижения, право на образование, а также другие основные права и свободы человека. С этого момента человек с инвалидностью был признан полноценным участником жизни общества.

Конвенция ООН о правах инвалидов - это документ, который лег в основу федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011-2020 год, разработанной с учетом предложений российских обществ инвалидов.

ФЦП "Доступная среда" также взаимодействует со СНиП (Строительные нормы и правила) и СП (Свод Правил).

Реализация целей Государственной программы РФ “Доступная среда” - задача непростая

Государственный курс на полноценную интеграцию инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества в последнее время приобретает особую важность. Госпрограмма «Доступная среда» разработана с учетом положений Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на реализацию этих прав во всех сферах общественной жизни.

Важность реализации ФЦП “Доступная среда” сложно переоценить, так как в последнее время количество людей с ограниченными физическими возможностями по отношению к здоровому населению неумолимо растет. Одна из главных задач ФЦП “Доступная среда” - обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также к услугам людям с инвалидностью и маломобильным группам населения (МГН).

Причины, которые прямо или косвенно осложняют полноценное выполнение реализации ФЦП “Доступная среда:

  • Непростая правовая и инфраструктурная наследственность от СССР. В то время практически полностью отсутствовало нормативно – правовое поле для соблюдения прав инвалидов, а также отсутствовала необходимая инфраструктура;
  • Недостаточное участие в законодательных процессах некоммерческих организаций (НКО);
  • Недостаточная практическая реализация положений ФЦП “Доступная среда” субъектами;
  • Недостаточное государственное финансирование;
  • Проблемы в определении приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН;
  • Сложности в определении долгосрочной стратегии с последовательным выполнением ее пунктов и обеспечением доступности объектов социальной инфраструктуры;
  • Коммуникационные барьеры.

Вышеуказанные причины должны повлечь за собой изменения нормативно - правовой базы в области реализации ФЦП “Доступная среда” в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов.

“Доступная среда”. Оценка нормативно - правовой базы.

Ст. 14, 15 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” регулируют основные правовые нормы по организации доступной среды. Данные нормы предусматривают беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, транспортным объектам, средствам связи и коммуникации, а также снабжение данных объектов необходимым оборудованием для инвалидов-колясочников, для инвалидов с нарушением слуха, зрения и психическими нарушениями.

Возможный вариант комплексного снабжения специальным оборудованием для обеспечения доступности объекта и соблюдения принципов Универсального Дизайна подразумевает размещение следующего оборудования:

  • Пандусы, лифты;
  • Оборудование для контрастного обозначения препятствий и ступеней на пути следования;

Доступная среда является одним из условий реализации основных прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Возможно вам будет интересно...

К сожалению, на практике это часто имеет декларативный характер - для “галочки”.

Масштабы адаптации объектов социальной инфраструктуры под потребности доступной среды в России огромны. Поэтому очень важны системный подход, обучение квалифицированных специалистов на местах, проведение научно-исследовательских работ, разработка стандартов в обучении лиц с ограниченными физическими возможностями, создание рабочих мест для инвалидов и соблюдение норм организации таких рабочих мест, независимость исследования объектов и паспортизация объектов в соответствии с требованиями доступной среды.

О будущем ФЦП "Доступная среда"

Точной даты завершения ФЦП нет, и вряд ли предвидится. Правильнее сказать - программа "Доступная среда" бессрочна. Вы можете это понять, внимательно изучив Конвенцию ООН.

В последнее время очень четко прослеживается тенденция на сокращение финансирования по данной программе из федерального бюджета и ужесточение требований. Логика сокращения ясна: объектов социальной инфраструктуры с доступностью становиться больше, задач по адаптации становиться меньше.

Да, будут новые программы с другими сроками, где будет учтен лучший опыт для того, чтобы преумножать уже достигнутые результаты. Кроме того, будет учтен отрицательный опыт, чтобы устранить существующие проблемы создания безбарьерной среды, в том числе с помощью административных мер. В настоящее время законодательство РФ в сфере организации доступной среды предусматривает возможность введения санкций против недобросовестных компаний, которые нарушают действующие нормы законодательства. Это означает, что недобросовестные компании будут вынуждены не только заплатить штрафы, но и исправить все недочеты.

Свободный доступ в учреждения образования и культуры, в медицинские учреждения, на объекты транспортной инфраструктуры, равно как и свободное получение информации является неоспоримым и фундаментальным правом человека. И только совместными усилиями и благодаря профессиональному подходу к делу можно обеспечить достойные условия для всех граждан, в том числе временно недееспособных людей с травмами, мамам с детьми и колясками, инвалидов с психическими нарушениями, инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, колясочников и прочих МГН.

Не допускайте вопиющих ситуаций установки небезопасного оборудования, как на картинках ниже! Обратитесь к профессиональным компаниям и поставщикам оборудования для инвалидов.


, тактильные напольные направляющие для незрячих, информационные таблички и схемы, дублированные на языке Брайля, а также , и прочее оборудование.

И придерживайтесь принципов Универсального дизайна:

  • Равенство использования;
  • Универсальность применения;
  • Простой и интуитивно – понятный дизайн;
  • Простота донесения информации;
  • Обеспечение безопасности использования;
  • Минимум физических усилий;
  • Пространство для пользования и доступа.

Проконсультируйтесь с нами, и мы обязательно предоставим вам экспертное решение.

Если перед вами стоит задача по организации доступной среды для МГН на вашем объекте, мы готовы разработать для вас комплексные решения от проекта до поставки оборудования. Наши сильные стороны - оперативность и индивидуальный подход к каждому проекту.

ООО “ТД “СЕМИВЕР”

Сила государства, помимо мощной армии и современных систем вооружения, во многом определяется заботой о гражданах, попавших в трудную жизненную ситуацию. Государственная поддержка чрезвычайно важна для инвалидов , которым в обычной жизни приходится решать множество проблем и преодолевать трудности. Помочь маломобильным категориям населения призвана государственная программа «Доступная среда », разработанная Правительством Российской Федерации.

Для ее реализации из бюджета было выделено 255 миллиардов рублей. Изначально предполагалось, что программа будет действовать до 2020 года. Однако уже в начале 2018 года программу продлили до конца 2025 года. В 2018 году на создание « доступной среды» планируется потратить 52 миллиарда рублей. Финансирование программы осуществляется из федерального и муниципальных бюджетов на принципах софинансирования.

Государственная программа «Доступная среда » отвечает требованиям Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Российская Федерация подписала в 2008 году. В дальнейшем Правительство еще дважды, в 2015 и в 2018 году, возвращалось к данной теме.

Первостепенными задачами « Доступной среды» является оценка доступности для инвалидов реабилитационных, информационных, государственных, медицинских услуг; инфраструктуры зданий, транспорта, создание и координация нормативной базы, а также « доступной среды» для инвалидов -колясочников и людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху.

Главной целью программы « Доступная среда » остается приобщение как можно большего числа инвалидов к полноценной жизни в обществе. Также приоритетными являются вопросы адаптации и трудоустройства инвалидов, создание условий для обучения детей-инвалидов в обычных школах. На официальном сайте программы все заинтересованные граждане могут найти информацию о международной правовой базе защиты прав инвалидов и ознакомиться с картой доступности объектов по всей стране. На главной странице сайта указан номер горячей линии. Позвонив по нему, можно получить ответы на вопросы, касающиеся проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования, социальной защиты и реабилитации инвалидов. На главной странице официального сайта работает онлайн-чат - удобная форма для получения интересующей информации.

В социальной программе выделены три больших раздела:

1. «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».

Все здания и сооружения, дверные проемы, лифты должны быть оборудованы соответствующим образом, чтобы человек с ограниченными возможностями при посещении медико-лечебных учреждений, диспансеров, поликлиник, учреждений культуры, магазинов , органов власти мог чувствовать себя полностью самостоятельным и независимым. Должна обеспечиваться беспрепятственная доступность и комфортное посещение для всех граждан без исключения. На городским общественном транспорте инвалидам следует обеспечить условия для самостоятельного пользования средствами передвижения - пониженный уровень пола автобусов и троллейбусов с выдвижными аппарелями для входа и выхода инвалидов-колясочников. « Доступная среда» подразумевает использование специальных технических приспособлений - , специальных , видеоувеличителей, и специально оборудованных . Интернет-магазины «Доступная среда» дают возможность инвалидам приобретать необходимые товары по доступным ценам и не выезжая из дома.

  • 2. «Совершенствование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов».

  • Поскольку главная цель создания «доступной среды» -этоинклюзия (адаптация) людей с особыми потребностями в обществе, то усилия данной государственной программы направлены на нивелирование различий между людьми. Все люди должны иметь возможность профессионального обучения, трудоустройства, повышения качества жизни. Поэтому государство стимулирует владельцев предприятий на создание рабочих мест для инвалидов . Дети-инвалиды должны иметь возможность, при соблюдении определенных условий, посещать обычные общеобразовательные школы и детские сады. Родителям, учителям и воспитателям нужно проводить специальные уроки и разъяснительные беседы с детьми об отношении к инвалидам. Инвалидность - не препятствие в общении между людьми. К работе с детьми-инвалидами привлекаются специально обученные педагоги и сурдопереводчики.
  • 3. «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».

  • Необходимо контролировать: деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, обеспечение закупок специального, современного оборудования для лечения инвалидов в медицинских учреждениях, а также следить за качеством лечебных стандартов для людей с ограниченными возможностями. Медицинские услуги для разных групп инвалидов должны быть доступными и бесплатными.

Большая роль для общественной адаптации инвалидов возлагается на реабилитационные меры. Реабилитация инвалидов - это процесс восстановления бытовых, социальных, профессиональных навыков и способностей инвалидов. Строительство новых реабилитационных центров, их техническое оснащение, обеспечение нуждающихся инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, улучшение качества обслуживания и профессиональная подготовка кадров по работе с инвалидами по-прежнему остаются одной из основных задач «Доступной среды».

Следует отметить, что наряду с федеральной программой в каждом субъекте Российской Федерации принята своя, региональная программа «Доступной среды », призванная учитывать региональные особенности в потребностях инвалидов. Так, в Москве был создан комплекс для тренировок российских паралимпийцев под названием «Теннис парк», а в Тверской области продолжается активное оснащение культурных центров необходимым оборудованием, чтобы всем людям было максимально удобно проводить свой досуг.

Обществу и власти необходимо поддерживать и развивать программу внедрения безбарьерной среды, поскольку каждый человек заслуживает жизни в комфортных условиях.

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.

Законодательная база

Этапы программы


Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций - исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие - не больше 70%.
В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»


Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов


В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.


По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.

Законодательство

Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято , которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является (в ред. от 09.11.2017 г.).

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2019 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2018 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2018 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт