Плоть от плоти. “Кость от моих костей и плоть от плоти моей" Вадим неподоба кровь от крови, плоть от плоти народа

13.06.2019

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа

Смотри здесь, возлюбленный, как (Адам) вместе с несказанною, данною ему от Бога, мудростью, которую он показал нам в наречении имен стольким породам бессловесных животных, удостоился еще и дара пророческого. Для того блаженный пророк (Моисей) и показал нам выше, что, вместе со сном, объяло Адама и исступление, так что он совсем не чувствовал происходившего с ним, – чтобы, узнавши теперь, что Адам, при взгляде на жену, точно объясняет происшедшее, ты совершенно убедился, что он говорит это по дару пророчества, руководимый наставлением Святого Духа. Ведь он ничего не знал о происшедшем, и однако ж, когда (Бог) привел к нему жену, сказал: . А другой переводчик вместо: «ныне» говорит: «се единожды» , давая разуметь, что это было только теперь, а после не таково уже будет происхождение жены. Ныне, говорит, от мужа произошла жена, а после не так, а от жены (будет происходить) муж, или – лучше – не от жены, а от соучастия обоих их, как и Павел говорит: «несть муж от жены, но жена от мужа: ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» (1Кор.11:8–9) . Так, скажешь; но эти слова показывают, что жена произошла от мужа. Потерпи, и из последующего увидишь истинное учение. Апостол говорит: «обаче ни муж без жены, ни жена без мужа» (1Кор.11:11) , научая нас, что после (создания первой жены) рождение мужа и жены бывает от соучастия того и другой. Потому-то и Адам сказал: «се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея» .

Затем, чтобы увериться тебе в точности Адамова пророчества, – в том, что сказанное им сбывается доселе и (будет сбываться) до самого конца (мира), послушай, что следует еще далее. «Сия , – говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» . Видишь, как (Адам) открыл нам все, с точностию объяснив своим пророческим духом каждое (обстоятельство). «Сия , – говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята бысть» : здесь он намекает на взятие ребра.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 15.

«Се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея» . Так как не задолго пред тем Бог приводил к нему всех животных, то Адам, желая показать, что это живое существо не из числа тех, сказал: «се, ныне кость костей моих и плоть от плоти моея» . Некоторые говорят даже, что здесь он указывает не на это только, но и на самый способ создания; а что такой способ рождения для жены уже не повторится, он говорит: «се, ныне» . Другой переводчик, объясняя это с большею тщательностью, сказал: «это однажды», говоря как бы: только теперь жена произошла от одного мужа, а потом этого уже не будет, но (будет происходить) от обоих. «Кость от костей моих и плоть от плоти моея» . Из целого состава взяв часть, создал таким образом, чтобы она во всем имела общение с мужем. «Сия , – говорит Адам, – наречется жена, яко от мужа… взята бысть» . Видишь, как дает и имя для того, чтобы оно указывало на общность природы, а указание на общность природы и самый способ создания служили бы основанием всегдашней любви и союзом единодушия.

Восемь слов на книгу Бытия. Слово шестое.

Быт 2:23 ...и плоть от плоти моей;..
Быт 2:24 ...и будут [два] одна плоть ...
Быт 6:3 ...потому что они плоть ;..
Быт 6:12 ...ибо всякая плоть извратила путь свой на земле...
Быт 6:17 ...чтоб истребить всякую плоть ,..
Быт 7:21 ...И лишилась жизни всякая плоть , движущаяся по земле,..
Быт 9:11 ...что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа,..
Быт 17:11 ...обрезывайте крайнюю плоть вашу:..
Быт 17:23 ...и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог...
Быт 17:24 ...когда была обрезана крайняя плоть его...
Быт 17:25 ...когда была обрезана крайняя плоть его...
Быт 29:14 ...Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя...
Быт 37:27 ...ибо он брат наш, плоть наша...
Быт 40:19 ...и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя...
Исх 4:25 ...обрезала крайнюю плоть сына своего...
Лев 12:3 ...в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его;..
Лев 20:19 ...ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они...
Лев 26:29 ...и будете есть плоть сынов ваших,..
Лев 26:29 ...и плоть дочерей ваших будете есть;..
Втор 5:26 ...ибо есть ли какая плоть , которая слышала бы глас Бога живаго,..
Втор 10:16 ...Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего...
Втор 28:53 ...плоть сынов твоих и дочерей твоих,..
Суд 9:2 ...и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша...
2Цар 5:1 ...и сказали: вот, мы – кости твои и плоть твоя;..
2Цар 19:12 ...Вы братья мои, кости мои и плоть моя – вы;..
2Цар 19:13 ...И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя – ты?..
1Пар 11:1 ...и сказали: вот, мы кость твоя и плоть твоя;..
Иов 6:12 ...и медь ли плоть моя?..
Иов 14:22 ...но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает...
Иов 33:21 ...Плоть на нем пропадает, так что ее не видно,..
Иов 34:15 ...вдруг погибла бы всякая плоть , и человек возвратился бы в прах...
Пс 15:9 ...даже и плоть моя успокоится в уповании,..
Пс 26:2 ...противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою,..
Пс 55:5 ...что сделает мне плоть ?..
Пс 62:2 ...по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,..
Пс 64:3 ...к Тебе прибегает всякая плоть ...
Пс 72:26 ...Изнемогает плоть моя и сердце мое:..
Пс 77:39 ...Он помнил, что они плоть ,..
Пс 83:3 ...сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому...
Пс 118:120 ...Трепещет от страха Твоего плоть моя,..
Пс 144:21 ...и да благословляет всякая плоть святое имя Его...
Притч 5:11 ...когда плоть твоя и тело твое будут истощены,--...
Притч 11:17 ...а жестокосердый разрушает плоть свою...
Еккл 4:5 ...и съедает плоть свою...
Еккл 5:5 ...Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою,..
Ис 9:20 ...каждый будет пожирать плоть мышцы своей:..
Ис 31:3 ...и кони их – плоть , а не дух...
Ис 40:5 ...и узрит всякая плоть [спасение Божие];..
Ис 40:6 ...Всякая плоть – трава,..
Ис 49:26 ...и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой...
Ис 66:23 ...будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение,..
Иер 4:4 ...и снимите крайнюю плоть с сердца вашего,..
Иер 17:5 ...и плоть делает своею опорою,..
Иер 19:9 ...и будет каждый есть плоть своего ближнего,..
Иер 45:5 ...ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть , говорит Господь,..
Иер 51:35 ...Обида моя и плоть моя – на Вавилоне,..
Плач 3:4 ...измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои;..
Иез 20:48 ...И увидит всякая плоть , что Я, Господь, зажег его,..
Иез 21:4 ...меч Мой из ножен своих пойдет на всякую плоть ...
Иез 21:5 ...И узнает всякая плоть ,..
Иез 23:20 ...у которых плоть плоть ослиная,..
Иез 37:6 ...и выращу на вас плоть ,..
Иез 37:8 ...и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху,..
Дан 4:9 ...и от него питалась всякая плоть ...
Иоиль 2:28 ...излию от Духа Моего на всякую плоть ,..
Мих 3:2 ...сдираете с них кожу их и плоть с костей их,..
Мих 3:3 ...едите плоть народа Моего...
Мих 3:3 ...и плоть – как бы в котел...
Соф 1:17 ...и плоть их – как помет...
Зах 2:13 ...Да молчит всякая плоть пред лицем Господа!..
Зах 11:9 ...а остающиеся пусть едят плоть одна другой...

Мф 16:17 ...потому что не плоть и кровь открыли тебе это,..
Мф 19:6 ...так что они уже не двое, но одна плоть ...
Мф 24:22 ...то не спаслась бы никакая плоть ;..
Мф 26:41 ...дух бодр, плоть же немощна...
Мк 10:8 ...так что они уже не двое, но одна плоть ...
Мк 13:20 ...то не спаслась бы никакая плоть ;..
Мк 14:38 ...дух бодр, плоть же немощна...
Лк 3:6 ...и узрит всякая плоть спасение Божие...
Ин 3:6 ...Рожденное от плоти есть плоть ,..
Ин 6:51 ...хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя,..
Ин 6:52 ...говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?..
Ин 6:54 ...Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,..
Ин 6:55 ...Ибо Плоть Моя истинно есть пища,..
Ин 6:56 ...Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь...
Ин 6:63 ...плоть не пользует нимало...
Деян 2:17 ...излию от Духа Моего на всякую плоть ,..
Деян 2:26 ...даже и плоть моя упокоится в уповании,..
Деян 2:31 ...и плоть Его не видела тления...
Иак 5:3 ...и съест плоть вашу, как огонь:..
1Пет 1:24 ...Ибо всякая плоть – как трава,..
Иуд 1:8 ...которые оскверняют плоть ,..
Рим 3:20 ...потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть ;..
1Кор 1:29 ...для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом...
1Кор 6:16 ...ибо сказано: два будут одна плоть ...
1Кор 15:39 ...Не всякая плоть такая же плоть ;..
1Кор 15:39 ...но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов,..
1Кор 15:50 ...что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия,..
2Кор 7:5 ...плоть наша не имела никакого покоя,..
2Кор 12:7 ...дано мне жало в плоть , ангел сатаны,..
Гал 2:16 ...ибо делами закона не оправдается никакая плоть ...
Гал 5:17 ...ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти:..
Гал 5:24 ...распяли плоть со страстями и похотями...
Гал 6:8 ...сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление,..
Еф 5:31 ...и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ...
Флп 3:3 ...и не на плоть надеющиеся,..
Флп 3:4 ...хотя я могу надеяться и на плоть ...
Флп 3:4 ...Если кто другой думает надеяться на плоть , то более я,..
Евр 10:20 ...который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,..
Откр 17:16 ...и плоть ее съедят,..

Вар 2:3 ...что мы будем есть – один плоть сына своего,..
Вар 2:3 ...а другой – плоть дочери своей...
3Езд 15:58 ...и будут есть плоть свою по недостатку хлеба...
Иудф 14:10 ...обрезал крайнюю плоть свою и присоединился к дому Израилеву,..
Прем 7:2 ...И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время,..
Сир 1:10 ...и на всякую плоть по дару Своему,..
Сир 13:20 ...Всякая плоть соединяется по роду своему,..
Сир 14:18 ...Всякая плоть , как одежда, ветшает;..
Сир 17:4 ...и вложил страх к ним во всякую плоть ,..
Сир 17:30 ...И о злом будет помышлять плоть и кровь...
Сир 18:12 ...а милость Господа – на всякую плоть ...
Сир 44:18 ...что никакая плоть не истребится более потопом.

  • - крыл. сл. Так говорится о кровном или идейном родстве. Выражение из Библии...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Ср. Как тебе не считать себя солидарным с ними... не восклицать: о плоть от плоти моей, кость от костей моих! Салтыков. Убежище Монрепо. 5...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Так говорится о кровном или идейном родстве. Выражение из Библии...
  • - см. Плоть от плоти...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - чьей. Книжн. О кровном или идейном родстве. /i> Из Библии. ФСРЯ, 324; БМС 1998, 452; БТС, 845; ЗС 1996, 28...
  • - пло/ть от пло/ти, высок...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ПЛОТЬ, -и, ж. . То же, что тело...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Плоть отъ плоти, кость отъ костей. Ср. Какъ тебѣ не считать себя солидарнымъ съ ними... не восклицать: о плоть отъ плоти моей, кость отъ костей моихъ! Салтыковъ. Убѣжище Монрепо. 5...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Книжн. Воплощаться в живую, конкретную форму. В первые минуты он даже не очень страдал, пока не облеклись в плоть и кровь отвлечённые формулы утраты: «Я потерял Катю», «Кати нет и не будет» ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - кого, чьей. Высок. 1. Родной ребёнок, потомок. «Ты сама голодна, и подле тебя стонет ещё… сын твой, плоть от плоти твоей, кость от костей твоих, который тоже просит хлеба» . 2. Порождение, детище кого-либо или чего-либо...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - кого, чьей. Книжн. 1. Порождение, детище кого-л., чего-л. 2. О чьём-л. кровном родстве с кем-л. 3. О чьём-л. идейном родстве с кем-л. /i> Выражение из Библии. БМС 1998, 309; ФСРЯ, 209...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См. родственник.....

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 кость от костей наших родня родственник...

    Словарь синонимов

"плоть от плоти" в книгах

Вадим Неподоба КРОВЬ ОТ КРОВИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ НАРОДА

Из книги И в засуху бессмертники цветут... К 80-летию писателя Анатолия Знаменского: Воспоминания автора Ротов Виктор Семёнович

Вадим Неподоба КРОВЬ ОТ КРОВИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ НАРОДА «Анатолий Дмитриевич стремился быть объективным во всем и всю жизнь. Этим он интересен как человек и как писатель» Русский народ богат многообразием характеров. Не в обиду другим народам, потому что это мое личное

Из книги Трактаты автора

1–2. Еретики (Маркион, Валентин, Апеллес) отрицают плоть во Христе, стремясь опровергнуть воскресение; но не может быть воскресения без плоти 1. Те, которые стремятся поколебать веру в воскресение (несомненную до появления этих родичей саддукеев), отрицая притом что

Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

6–9. Плоть Христова не призрачна и не происходит со звезд. Рождение Христа от плоти человеческой засвидетельствовано Писанием 6. Однако кое-какие ученики сего Понтийца, мнящие себя умнее наставника, допускают во Христе действительность плоти, – не переставая, впрочем,

Кость от кости и плоть от плоти

автора Серов Вадим Васильевич

Кость от кости и плоть от плоти см. Ппоть от плоти.

Плоть от плоти

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Плоть от плоти Из Библии. В Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 23) рассказывается о том, как Бог вынул у спящего Адама ребро и создал из него первую женщину на земле, Еву: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от

3. Плоть от плоти его

Из книги Замурованная. 24 года в аду автора Кауторн Найджел

3. Плоть от плоти его Элизабет была самой красивой дочерью Фрицля. Она уже успела расцвести к тому моменту, когда стала жертвой своего отца. Хорошенькая австрийская девушка: высокие скулы, распахнутые глаза, губы как бутон розы, – она всегда была его любимицей. Несмотря на

Оглашение 13 О том, чтобы мы, пребывая во плоти, думали о том, что выше плоти, и приобретали обетованные блага

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Оглашение 13 О том, чтобы мы, пребывая во плоти, думали о том, что выше плоти, и приобретали обетованные блага Увещание Чада мои и братия. Снова я возвращаюсь к вам со словом и отверзаю свои слабые уста, чтобы сказать вам обычное оглашение. Я не имею достаточно сил, чтобы

6. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

автора Лопухин Александр

6. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. В ответ на вторую половину вопроса Никодима: можно ли снова родиться по плоти? Христос говорит, что в таком вторичном рождении по плоти - которое конечно и невозможно - нет никакой пользы. Все, что родится от

52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Иудеи поняли слова Христа в том смысле,

1–2. Еретики (Маркион, Валентин, Апеллес) отрицают плоть во Христе, стремясь опровергнуть воскресение; но не может быть воскресения без плоти

Из книги Сочинения автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

1–2. Еретики (Маркион, Валентин, Апеллес) отрицают плоть во Христе, стремясь опровергнуть воскресение; но не может быть воскресения без плоти 1. Те, которые стремятся поколебать веру в воскресение (несомненную до появления этих родичей саддукеев ), отрицая притом что

6–9. Плоть Христова не призрачна и не происходит со звезд. Рождение Христа от плоти человеческой засвидетельствовано Писанием

Из книги Сочинения автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

6–9. Плоть Христова не призрачна и не происходит со звезд. Рождение Христа от плоти человеческой засвидетельствовано Писанием 6. Однако кое–какие ученики сего Понтийца, мнящие себя умнее наставника, допускают во Христе действительность плоти, - не переставая, впрочем,

23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)

автора Лопухин Александр

23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего) "И сказал человек..." По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для

10. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. 11. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12. И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. 13. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мо

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

10. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. 11. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12. И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. 13. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти

1-2. Еретики (Маркион, Валентин, Апеллес) отрицают плоть во Христе, стремясь опровергнуть воскресение; но не может быть воскресения без плоти

Из книги О ПЛОТИ ХРИСТА автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

1-2. Еретики (Маркион, Валентин, Апеллес) отрицают плоть во Христе, стремясь опровергнуть воскресение; но не может быть воскресения без плоти 1.Те, которые стремятся поколебать веру в воскресение (несомненную до появления этих родичей саддукеев ), отрицая притом что

6 - 9. Плоть Христова не призрачна и не происходит со звезд. Рождение Христа от плоти человеческой засвидетельствовано Писанием

Из книги О ПЛОТИ ХРИСТА автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

6 - 9. Плоть Христова не призрачна и не происходит со звезд. Рождение Христа от плоти человеческой засвидетельствовано Писанием 6.Однако кое-какие ученики сего Понтийца, мнящие себя умнее наставника, допускают во Христе действительность плоти, - не переставая, впрочем,

“Кость от моих костей и плоть от плоти моей"

Дов-Бер Хацкелевич

Стих "Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой" законоучители Талмуда истолковывают как запрещение разврата, прелюбодеяния. "...покинет муж своего отца и свою мать” - это запрещение вступать в брак с ближайшими родственниками отца и матери; "...и прильнет он к жене своей" - к жене, а не к мужчине, к жене своей, а не к чужой жене... Иными словами, речь идет об одной из семи заповедей Ноаха, заповеди, которая запрещает разврат и учреждает один из древнейших институтов цивилизации - институт семьи.

Может возникнуть вопрос: откуда законоучителям Талмуда известно, что этот стих говорит о запрещении разврата? Не проще ли предположить, что речь идет о том, что человек, вступая в брак, должен разлучиться со своими родителями?

Конечно, можно было бы сослаться на традицию устного учения, восходящую к Моше. Изучение и толкование Торы продолжались непрерывно с поколения Исхода из Египта вплоть до завершения Талмуда. Как сказано в трактате Авот: "Моше получил Тору с Синая и передал ее Иеошуа; Иеошуа (передал ее) старейшинам, старейшины - пророкам, а пророки - людям Великого Собрания..." Эта традиция носит название Устного Учения. В академиях непрерывно изучали Тору, и каждый ее закон, каждая заповедь детально истолковывались из определенных стихов Писаной Торы. Писаная Тора, Священное Писание, излагает Учение в форме рассказа, последовательность которого не обязательно связана с систематикой изложения Закона. Талмуд, или Устное Учение, - это дискуссия, обсуждение Закона в более систематической форме, где детальные законоположения, Галоха, излагаются в соответствии с заповедями Торы. Еще более систематизирован Закон в кодексах, например в кодексе Маймонида, Мишне Тора, в которых изложение подчинено строгой окончательно разработанной системе.

Тем не менее интерпретация заповедей Торы, их выведение должно следовать непосредственно из самого текста Священного Писания. Как выразил эту мысль один из законоучителей Талмуда, "если бы Устное Учение было полностью забыто, мы смогли бы его восстановить путем истолкования стихов Торы". В связи с этим мы попробуем проследить, как из стиха "Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой" вытекают все законы о семье и запрещении разврата, данные человеку еще до дарования Торы евреям.

Повествование Торы начинается с того, что Б-г Всесильный сказал: «”Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника, соответственного ему”. И когда образовал Б-г Всесильный из земли всякого зверя полевого и всякую птицу небесную, привел Он к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и как назовет человек какое-либо живое существо, так имя его».

"И нарек человек имена всему скоту и птице небесной, и всяким зверям полевым; но для человека не нашел Он помощника, ему соответственного".

"И навел Б-г Всесильный сон на человека, и когда уснул он, взял Он одно из ребер его и закрыл плотью место его".

Многие комментаторы, в том числе Раши и Ибн-Эзра, считают, что под "ребром" здесь подразумевается не ребро в буквальном смысле слова, а "сторона" (в оригинале слово "цела" может означать "ребро" или "грань", "сторону"). Это согласуется с толкованием талмудического мидраша, что первочеловек был вначале создан в виде двуликого существа, мужчины и женщины, соединенных спинами, подобно сиамским близнецам, и только потом Создатель разделил их на два отдельных человека.

"И перестроил Б-г Всесильный ребро (сторону), которое Он взял у человека, в жену, и привел ее к человеку".

«И сказал человек: "На этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она наречена будет женою, ибо от мужа взята она. Поэтому оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью"».

При поверхностном чтении рассказа возникает ряд вопросов. Какое отношение к рассказу о сотворении женщины имеет стих о сотворении животных, тем более что об их создании уже говорилось раньше, еще до рассказа о сотворении человека? (Библейские критики, которые не шли дальше поверхностного чтения библейских переводов, сделали из этого "вывод", что текст Торы якобы "состряпан" из отдельных более древних текстов, которые "нерадивый" редактор даже не сумел как следует "отредактировать" и оставил в нем все повторы...) Неясно также, какой смысл в этом рассказе имеет тот факт, что человек давал имена животным и птицам. И зачем надо было Б-гу создавать человека сначала одним, а затем прибегать к "хирургической операции" и разделять его на мужчину и женщину. Не проще ли было Ему сразу создать первую человеческую пару, от которой произошли бы все люди? Разве неизвестно Ему было, что "нехорошо человеку быть одному"?

Если немного задуматься над смыслом рассказа Торы, можно уяснить себе глубокую мораль, которую он содержит.

Пытаясь что-либо создать, человек всегда ищет наиболее простой, легкий, экономный способ. Это объясняется тем, что он ограничен в своих ресурсах, физической силе, способностях. Что касается Создателя Вселенной, то Он не ограничен ничем и может выбрать любой способ творения. Вопрос, почему Он выбрал более сложный путь, когда, с нашей, человеческой, точки зрения, существует более простой способ создания человека в виде первобытной пары мужчины и женщины, сам по себе лишен смысла. Вопрос этот имеет смысл только в общем контексте сотворения мира, а именно: "Что хотел Создатель заложить в природу мироздания, выбрав именно такой способ творения?" На этот вопрос Писание отвечает: "покинет муж... прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой". Создав мужа и жену первоначально в едином организме, Он заложил понятие семейного единства собственно в природу человека. "Нехорошо человеку быть одному" - это также акт Творения. Подобно тому как человек является существом общественным, цивилизованным - ибо это заложено Создателем в природу самого человека, так институт брака и семьи - в самой природе человека. Этим Homo Sapience отличается от животного мира. Чтобы первочеловек это сам себе уяснил, Создатель привел к нему всех зверей полевых и птиц небесных для присвоения каждому имени его.

Дать имя вещи значит определить ее назначение, сущность, reson d"etre. Человек, духовное творение, видел духовную сущность каждой твари и давал ей определение, имя в соответствии с ее назначением. Обратим внимание и на такую деталь: в стихе 19 главы 2 книги Брейшис говорится: "...и когда образовал Б-г Всесильный из земли всякого зверя полевого и всякую птицу небесную, привел Он (их) к человеку", а в стихе 20: "нарек человек имена всему скоту (то есть домашним животным) и птицам небесным и всяким зверям полевым (то есть диким животным)". Вначале все животные были дикими. Это человек разделил их на "скот" и "зверей полевых" согласно их назначению. "Но для человека, - сказано далее, - не нашел он помощника, ему соответственного". Сравнивая себя с животным миром, человек может найти много общих черт с ним. Дарвинизм, теория эволюции, построен именно на том, что всячески выискивает сходство человека с миром животных. Однако сущность человека совершенно иная: он создан в образе Б-жественном. И поэтому даже среди скота, домашних животных, обитающих в непосредственной близости с человеком, он не нашел себе "помощника, ему соответственного". И только тогда, когда первочеловек осознал свое одиночество, "...навел Б-г Всесильный сон на человека” и создал из части его самого жену ему. «И сказал человек: "На этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она наречена будет женою (иша), ибо от мужа (иш) взята она"». На иврите иша и иш отражают изначальное единство мужа и жены. А из этого единства, заложенного в природу самого человека, вытекает закон: "...и станут они плотью единой". Нарушение этого принципа есть тяжкий грех, ибо, как всякий грех, оно нарушает внутреннюю гармонию, заложенную Создателем в Его творение.

В свете этого нетрудно понять, каким образом законоучители Талмуда вывели из данного стиха запрет кровосмешения и разврата. Сказано: "Поэтому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет к жене своей, и станут они плотью единой". Но почему ради жены человек должен бросить своих родителей? Нет ли здесь противоречия? Разве по Торе человек не должен уважать своих родителей, заботиться о них и после женитьбы? Безусловно, человек обязан уважать своего отца и свою мать. Однако та физическая близость, которая существует между мужем и женой ("станут они плотью единой"), не может существовать между человеком и его ближайшими родственниками. Отсюда и запрет кровосмешения.

Из этого рассказа следует также запрет гомосексуализма и запрет связей с животными. "И станут они плотью единой" исключает возможность таких извращений. "И прильнет к жене своей" - это запрещение и прелюбодеяния, адюльтера.

Таким образом, институт семьи заложен в самой природе человека как существа общественного, и не только еврея. Общество, в котором происходит распад устоев семьи, обречено. Здоровая семья, запрещение разврата - гарантия здорового общественного уклада.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт