Почему патрик святой. Святой вместо пинты: приживется ли в России святой Патрик. Он был в рабстве у четырех друидов

11.06.2021

Праздник, который отмечался в Ирландии с древнейших времен, уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами "Изумрудного острова" и празднуется в разных странах мира.

Святого Патрика почитают в католической, англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях.

Кем был Святой Патрик и за что его почитают? Каковы символы и традиции праздника? Sputnik Грузия попытался найти ответы на эти вопросы, с которыми вы сможете ознакомиться ниже.

Житие

Родился будущий Святой в 389 году на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей Святого Мартина Турского (епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции Святых). Новорожденного назвали кельтским именем Суккат, а при крещении дали латинское имя — Магон.

К 16-ти годам Магон не отличался большой набожностью, несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви. Но в 405 году произошло событие, которое полностью перевернуло его жизнь.

Евгений Ткачев

Пираты захватили его в плен и продали в Ирландии, одному из местных племенных вождей. Хозяин, как бы в насмешку над аристократическим происхождением юноши, дал ему прозвище Cothrige, что на местном наречии означало "знатный человек", которое со временем трансформировалось в латинское Патрикий (Patricius), поскольку имело аналогичное значение.

За шесть лет рабства, проведенные в Ирландии, Патрик обрел веру в Бога. Он пас овец на скудных ирландских пастбищах в любую погоду и непрестанно молил Бога о спасении.

Однажды в сонном видении он услышал таинственный голос, который сказал ему, что на берегу моря его ждет корабль. Патрик решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

После спасения, Патрик некоторое время провел в монастырях Галлии (современная Франция) и вернулся на родину. Позже он завершил свое образование в Галлии, был рукоположен в дьякона, а затем возведен в сан епископа.

Святой Патрик вернулся в Ирландию в 432 году, но уже как проповедник христианства. Поначалу ирландцы, которые в основном, были язычниками, встретили миссионера весьма недружелюбно. Однако, какое-то время спустя проповедь Святого обратила ко Христу одного из местных вождей, который пожертвовал просторный амбар для устройства в нем первого храма.

Много легенд связано с именем Святого Патрика, с его миссионерской деятельностью и столкновениях с друидами (жрецы). Святой Патрик крестил сотни тысяч человек и основал в Ирландии несколько сот церквей. Считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей.

По преданию, за твердость веры бог обещал Святому Патрику, что Ирландия уйдет под воду за семь лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что Святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Евгений Ткачев

Святой умер 17 марта 463 года (по другим источникам в 461 году) и был причислен к лику Святых до разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, поэтому его почитают и во многих православных общинах. С 2017 года поминать Святого будет и Русская православная церковь, но по старому стилю, то есть на 13 дней позже — 30 марта.

Праздник

День Святого Патрика ирландцы начали отмечать как национальный праздник в X-XI веках, причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора.

В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти Святого выпадает на Страстную неделю (последнюю неделю перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, а в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 году День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В том же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из-за чрезмерного употребления гражданами алкоголя. Но в 1970-е годы закон был отменен.

Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

Символы

Традиционными символами этого дня считаются трилистник (клевер) и сказочные существа лепреконы. Широкое распространение получила легенда о том, как Святой Патрик объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера.

Согласно преданию, Святой Патрик во время проповеди о Святой Троице сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам единство, которое составляют Бог отец, Иисус Христос и Святой Дух.

Евгений Ткачев

С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника — цветом всей нации. Поэтому зеленые одежды, в которые люди облачаются в День Святого Патрика считаются символ Святой Троицы.

А лепреконы - это волшебные существа маленького роста, которые шьют обувь для других сказочных героев и являются хранителями сокровищ. Согласно преданию, если поймать такого зеленого человечка, то он за свою свободу может отдать сокровища или исполнить три желания.

В Ирландии, чтобы поддерживать хорошие отношения с этим мифическим созданием, которое имеет достаточно противоречивый характер, принято оставлять для него блюдечко с молоком на пороге дома.

Символами являются также арфа, которая изображена на гербе Ирландии, и шилейла - посох, сделанный из дубового дерева, который используется еще и как клюшка для игры в керлинг.

Традиции

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как церковных, так и народных. В частности, ежегодно паломники поднимаются на Святую гору Croagh Patrick, на которой, по преданию, Святой 40 дней постился и молился.

В этот день обычно проводятся парады, на улицах устраиваются театрализованные представления и танцы, звучит ирландская фольклорная музыка, а также заполняются все пабы городов, чтобы осушить "чарку Патрика".

© photo: Sputnik / Максим Блинов

Изначально распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии более популярным стал эль. По традиции, прежде чем выпить последний стакан виски или эля, нужно было положить в стакан трилистник, выпить напиток, а трилистник бросить через левое плечо — на счастье.

Церковные служители критикуют сложившиеся светские традиции праздника и предлагают День Святого Патрика в первую очередь праздновать как церковный — молитвой в церкви.

По традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник. Также к своему повседневному наряду добавляют зеленый шарф или традиционную ирландскую шляпу.

Впервые об обычае прикреплять к одежде трилистник упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты Святого Патрика.

В день праздника все города Ирландии словно окрашиваются в зеленый цвет — люди рисуют на лицах ирландские флаги, прикрепляют охапки клевера к головным уборам и костюмам, одеваются в праздничные одежды, даже пьют зеленое пиво.

Евгений Ткачев

Девиз праздника — Craic, что означает "веселье и наслаждение", поэтому в этот день люди пьют пиво и пляшут групповой ирландский танец "кейли".

В этот день традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной, несмотря на то, что праздник обычно выпадает на Великий пост. По народному поверью, Святой Патрик превращает все мясные блюда, готовящиеся на праздник в рыбные.

В мире

Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Этот день празднуют в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Атланте и Чикаго. Поговаривают, что традиция дружески щипать всех тех, кто не одет 17 марта в зеленое, зародилась именно в США.

Во многих американских городах существует также традиция в День Святого Патрика красить в зеленый цвет водоемы. Начало этой традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго. Считается, что они окрасили реку зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.

День Святого Патрика празднуют также в Аргентине, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии и других странах.

В этот день многие культурные и исторические достопримечательности в разных городах мира меняют обычную подсветку на зеленую. Эта инициатива известна как The Global Greening.

Грузия впервые присоединилась к этой акции в 2015 году — Тбилисская телевизионная башня на один день стала зеленой в связи со всемирной кампанией The Global Greening.

Публикация от Virginia Profe FLE (@elcondefr) Мар 16 2016 в 11:16 PDT

После этого агентство туризма Ирландии внесло Тбилиси в список тех городов, которые рекомендованы ирландским туристам для путешествия.

Третий год дружбы Тбилиси и Дублина и 21 год с момента установления дипломатических отношений между Грузией и Ирландией также отметят 17 марта.

Святой Патрик — один из наиболее известных и почитаемых католических святых, покровитель Ирландии, Исландии и Нигерии, куда христианство принесли ирландские миссионеры. В честь этого Святого освящены более двух тысяч храмов по всему миру, главный из которых — собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

(кон. IV в. – V в.)

Биография

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного - зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея - когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедь ю Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, - это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему - об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание . Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедь ю в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину , который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в вождя того или иного клана, - по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь , не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.

Святому, утверждавшему , приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, - сказали королю жрецы-друиды, - он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные - не всем, но несомненно одно - всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого - наследником его епископской кафедры.

Ежегодно 17 марта отмечается День святого Патрика - покровителя Ирландии. Этот праздник уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами Изумрудного острова. 17 марта часть жителей Аргентины, Великобритании, России, США, Японии и других стран становятся "немного ирландцами".

В конце IV в. в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы родился сын - Мэвин Суккат, которого впоследствии весь мир узнал как святого Патрика. Несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Когда ему было 16 лет, его захватили в плен пираты. Его продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. Именно там он пришел к христианской вере. Согласно преданию, бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию, некоторое время перед этим проведя в монастырях Галлии (современная Франция). В Британии ему было видение, которое предписывало ему вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Мэвин вернулся в Галлию, где завершил свое образование, был рукоположен в дьякона под именем Патрик, позже был возведен в сан епископа. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии , и в 30-е гг. V в. будущий святой начал свою миссию.

Считается, что особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно стараниями Патрика было принято практически бескровно.

С личностью святого Патрика и его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом. Кроме того, широкое распространение получила легенда о том, как он объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера (бог един в трех лицах, как три листка, растущие от одного стебля). Также считается, что за твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за 7 лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих . Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Помимо Ирландии, св. Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика в качестве своеобразного национального праздника еще в X‑XI вв., причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора. В начале XVII в. этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 г. День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В этом же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из‑за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970е гг.). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. К христианским относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick, на которой святой молился и постился 40 дней. Также христианским считается обычай прикреплять в этот день к одежде трилистник.

К народным относится традиция распития хотя бы одной рюмки спиртного в каком-нибудь пабе. Изначально наиболее распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии очень популярным стал эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" ‑ единица измерения выпиваемого виски. До того, как выпить последний стакан виски, необходимо было положить в стакан трилистник. Это называлось "осушить трилистник". Выпив виски, трилистник полагалось бросить за спину через левое плечо - на счастье.

По народной же традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник . Впервые об этом обычае упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты святого Патрика. Вплоть до XVIII века обычай ношения трилистника считался вульгарным, но с течением времени традиция прижилась.

Помимо трилистника, символами этого дня также считаются лепреконы (сказочные существа маленького роста, шьющие обувь для других сказочных существ и являющиеся хранителями сокровищ), арфа (изображена на гербе Ирландии) и шилейла (дубовый или терновый посох с загнутым концом, использовавшийся, помимо прямого назначения, как клюшка для игры в керлинг).

В День Святого Патрика готовят особые блюда. Несмотря на то, что 17 марта, как правило, выпадает на Великий пост, в этот день готовят мясо: существует народное поверье, что в этот день св. Патрик превращает все готовящееся мясо в рыбу. Традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной. Кроме того, существует множество блюд, в приготовлении которых используются разные сорта пива.

В День святого Патрика устраиваются парады, первый из которых прошел на территории современных США в XVIII в. Право называться первым городом, в котором прошел такой парад, оспаривают Нью‑Йорк и Бостон. Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Помимо Нью‑Йорка и Бостона, это Филадельфия, Атланта и Чикаго. Именно в США зародилась традиция дружески щипать тех, кто не одет 17 марта в зеленое. Кроме того, во многих американских городах существует традиция в День святого Патрика красить водоемы в зеленый цвет. Считается, что начало традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго: они окрасили ее воды зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.

В Ирландии первый такой парад состоялся в 1931 г.

Празднования в честь св. Патрика проходят также в Аргентине, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии и других странах.

В России парад в честь Дня святого Патрика проходил с 1992 по 2010 гг. Инициаторами проведения этого мероприятия стали президент ирландской компании "Аэр Рианта" Дерек Кео и Юрий Лужков, бывший тогда заместителем главы Московского городского Совета. В 2011 г. посол Ирландии в России заявил об отмене парада.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

У каждого народа на планете есть свои традиционные праздники, но некоторые из них, например, ирландский День святого Патрика, пересекают границы стран и океанов, выходят на мировой уровень.

О том, кто такой Патрик, чем он прославился, когда начали праздновать ирландцы и когда к ним присоединились представители других национальностей, и пойдет рассказ далее.

История праздника

Торжество отмечается ежегодно, в один и тот же весенний день, и связано с именем святого Патрика, который является небесным покровителем Ирландии. К сожалению, о жизни этого святого известно не так много. Исследователи полагают, что он появился на свет на территории римской Британии.

Когда он был 16-летним юношей, его похитили разбойники, привезли в Ирландию в качестве раба. Считается, что около 6 лет он находился в рабстве, тяжело трудился, но именно в это время пришел к Богу.

Второй раз о появился в Ирландии уже в сане и развернул активную деятельность по обращению ирландских язычников в христианство. По разным сведениям, он организовал на территории страны от 300 до 600 церквей, а число христиан возросло до 120 тысяч. Дата смерти Патрика известна – 17 марта, а место упокоения – нет, предположительно, в Даунпатрике.

В Ирландии народный праздник в честь Патрика отмечали уже в IX–X вв., инициатором более широких торжеств в 1600-х гг. стал Люк Уэддинг, францисканский монах. С 1737 года торжественные мероприятия стали проводить в Бостоне, с 1762 – в Нью-Йорке.

В самой же Ирландии праздник приобрел официальный статус только в 1903 году, за эти годы появилось множество традиций, как на родине, так и за рубежом.

Когда и как в 2019 году отмечают праздник

По традиции праздник отмечается ежегодно 17 марта, в тот день, когда святой Патрик окончил свой земной путь. Поэтому уже можно начать планирование праздничных мероприятий к этому дню на 2019 год.

К сожалению, 17 марта в будущем году приходится на вторник, поэтому работающим в этот день следует подумать, а не взять ли выходной, чтобы отдать дань традиции как следует и поехать, например, в Дублин, прикоснуться к истокам.

Традиции и интересные факты праздника

Во всем мире проходят веселые парады, костюмированные шествия и различные развлекательные мероприятия, хотя дата имеет грустный оттенок. 17 марта – это дата смерти Патрика, день перехода от земной жизни в вечность.

По христианской традиции полагается отмечать его со смирением, посещать службы в храмах, но есть и послабление для верующих – можно употреблять алкоголь. Большая же часть населения проводит время довольно весело, организуя шествия, концерты ирландской музыки или обильные застолья.

Одна из самых известных традиций этого праздника – использование в декорировании одежды и дома «трилистника» – листочка клевера, ставшего символом независимой Ирландии.

Вторая важная традиция Дня святого Патрика – обязательное использование зеленого цвета в одежде. При этом историки утверждают, что первоначально символичным цветом этого праздника был синий, и зеленый появился намного позднее.

Еще одна важная традиция – шествия и демонстрации проходят под ирландским государственным флагом, подчеркивая трудный путь государства к своей независимости.

Есть и веселый символ праздника – это лепреконы, сказочные существа, башмачники. Они знают, где спрятаны горшки с золотом, если поймать лепрекона, он обязательно откроет тайну сокровищ.

День Патрика в России и за рубежом

Интересно, что праздник в честь ирландского святого сначала отмечали где угодно, только не на родине, в лидерах американские Нью-Йорк и Бостон. В Дублине первый парад состоялся только в 1931 году.

Но уже в конце ХХ столетия власти Ирландии приняли важное решение – День святого Патрика использовать в целях популяризации ирландской культуры – музыки, литературы, кухни, традиций.

Сейчас ежегодно проводится Национальный фестиваль, к участию присоединяются все города и местечки страны. Празднование продолжается несколько дней, завершается шоу фейерверков.

Не менее многолюдно на празднике в честь Патрика в Монреале, здесь парады проходят с 1924 года. В канадском Калгари светильники белого цвета на башне заменили зелеными в честь праздника, в Нью-Йорке воду в каналах окрашивают в зеленый.

С 1999 года празднует и Россия, по традиции участники проходят по улицам городов, завершается торжество ярким шоу.

Ждать осталось недолго!

17 марта в Ирландии отмечается национальный, культурный и религиозный праздник - День святого Патрика . В России этот праздник хорошо известен, ведь с 1999 года при поддержке посольства Ирландии проводится ежегодный международный фестиваль «День святого Патрика», хотя впервые в Москве это ирландское национальное торжество отмечалось в 1992 году. Но немногие знают, что данный праздник куда ближе нашей традиции, в отличие от пресловутого . С 2017 года РПЦ МП отмечает память святого Патрикия Ирландского 30 марта по новому стилю, то есть на 13 дней позже.

Древний святой

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) относится к числу древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до Великой схизмы - церковного раскола 1054 года, после которого Римско-католическая и Православная церкви окончательно разделились. Восточнохристианская церковная практика такова, что святые, канонизированные до Великого раскола, независимо от того, в каком регионе они подвизались, являются общими святыми для христиан Запада и Востока. То есть православные христиане могут им молиться, могут писать иконы и т.д. Другое дело, что не все те святые включены поместными православными церквями в месяцесловы для поминовения. И вот Русская православная церковь Московского патриархата в начале марта 2017 года включила имя святого Патрикия Ирландского (вместе с именами некоторых других древних святых) в месяцеслов для поминовения 30 марта (н. ст.). Строго говоря, это событие не стало чем-то эпохальным, как о том писали некоторые СМИ; наоборот, это был просто технический момент, наконец реализованный.

Так уж повелось, что в разных странах разные святые почитаются больше или меньше, о ком-то могут просто не помнить. И потому мало удивительного в том, что, например, для РПЦ апостол Андрей Первозванный (по преданию, бывший на Руси) и святые Кирилл и Мефодий ближе, тогда как святой Патрик весьма близок православным и католикам в Ирландии.

Другое дело, что празднование Дня святого Патрика пришло в Россию как светский праздник и в том формате, в каком он был устроен американскими ирландцами: с зеленой одеждой, кельтской музыкой, танцами и употреблением эля. Но празднование Дня святого Патрика 17(30) марта всегда выпадает на , который в это время идет и у католиков. Потому для православных христиан «традиционное» празднование Дня святого Патрика неприемлемо, но может сопровождаться чтением жизнеописания этого святого и размышлением над его христианской жизнью.

Жизнь святого

Почти все, что известно о биографии святого Патрика, сохранилось в его собственных сочинениях и некоторых стихотворных гимнах, созданных вскоре после его упокоения. Причем действительно достоверных сведений не так много, зато легенд, посвященных его чудесным делам, предостаточно.

Суккат (так при рождении назвали Патрика) родился в конце IV века в Британии в состоятельной галло-римской семье. Крещен с латинским именем Магон. Его дед был христианским священником, отец - дьяконом, мать - родственницей святого Мартина Турского. В юности будущий святой не был близок к Господу. В возрасте 16 лет он попал в рабство к пиратам и был увезен в Ирландию, где стал пастухом и выучил местный язык. Его хозяин, местный племенной вождь, насмешливо прозвал юношу Патриком, что означает «знатный человек». В своей «Исповеди» Патрик осмыслял случившееся как наказание от Бога за неправедную жизнь.

Жизнь в суровых условиях, среди язычников, заставила встать Патрика на путь к истинному Богу. Спустя шесть лет, проведенных в рабстве, посте и молитве, будущий святой услышал голос, говоривший, что скоро он возвратится в родную страну и корабль уже приготовлен. Так и случилось. Правда, оказавшись не то в Британии, не то в Галлии (современная Франция), Патрик со своими спутниками-язычниками был вынужден почти месяц странствовать в поисках людей. Терзаемые голодом, они попросили будущего святого помолиться Богу об их спасении. Когда Патрик сделал это, появилось стадо свиней.

После странствий и разных бед Патрику удалось вернуться домой. Вскоре он стал учеником святителя Германа и в 432 году, уже в сане епископа и получив благословение, направился с миссией в Ирландию.

Сначала просветителя встретили камнями. Да и вообще ему часто приходилось противостоять упорствующим сторонникам язычества. Когда святой в небольшом сопровождении клириков шел в Тару, бывшую столицей Ирландии, на них была устроена засада в лесу. Спев гимн-молитву «Щит святого Патрика», они предстали королевским воинам в образе оленьего стада.

В то время приближался большой языческий праздник. Верховный король Лоэгайре запретил зажигать какие-либо огни, пока не загорится главный языческий ритуальный огонь в Таре. Но Патрик со спутниками разжег огромный костер по случаю Пасхи. Жрецы-друиды предсказали королю, что если не потушить этот огонь, то он никогда не погаснет. Однако воинам короля не удалось ни убить Патрика, ни потушить огонь. А колдовство друидов оказалось бессильно перед защитой Бога. Последнее произвело большое впечатление на Лоэгайре, и он вместе со всем своим домом крестился.

Рассказывая о Святой Троице, Патрик показывал ирландцам трехлистный клевер, говоря, что как три лепестка находятся на одном стебельке, так и Бог един в трех лицах. Скончался святой просветитель Ирландии во второй половине V века, разные источники указывают разные годы. Аналогично обстоит дело с местом кончины и захоронения святого Патрика. Одна легенда гласит, что для выбора такого места тело покойного положили на телегу, запряженную двумя неукрощенными быками: где те быки остановятся, там и должно похоронить Апостола Крайнего Запада.


Подробнее о том, почему Русская православная церковь все-таки решила включить просветителя Ирландии в свой месяцеслов и как православному верующему отметить День святого Патрика, не нарушая Великого поста, нам рассказал кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин.

Отец Валерий, позвольте задать вам несколько вопросов по поводу признания святого Патрика Русской православной церковью. Как отметил в своей статье мой коллега, святой Патрик был канонизирован еще до Великого церковного раскола, а это значит, что восточные христиане могут почитать его уже много веков подряд. Почему же тогда Русская православная церковь включила ирландского святителя в свой месяцеслов только в прошлом году?

Дело в том, что включать святых в (православный - прим. ред. ) календарь всегда стараются очень осторожно, потому что это предполагает молитвенные обращения и храмовые богослужения. Долгое время шло противостояние восточной и западной цивилизаций, и у нас, проще говоря, побаивались включать в календарь святых, которые так или иначе связаны с западными территориями, потому что усматривали в этом некое влияние западной культуры и, соответственно, западного мировоззрения. Но сами-то святые тут ни в чем не виноваты! Это святые, которые жили задолго до отделения католицизма от православия, поэтому никакой прокатолической идеологии в жизни и учении этих святых нет. Собственно, сейчас это и начали переосмыслять.

- С чем это связано?

Во-первых, с тем, что сейчас мир становится все более информативным. Раньше, когда не было интернета и столько общедоступной информации, то и сведений было меньше. То есть вряд ли кто-то в XVII-XVIII веках у нас на Руси вообще вспоминал и знал, что где-то там был такой святой Патрик. Западных святых не включали в календарь даже просто потому, что они не входили в сферу внимания русского народа. Они выпадали из нашей памяти, и к ним у нас особо не обращались в молитвах. Ведь святых в календарь обычно включают, когда есть уже более-менее распространенное молитвенное поминание, когда люди к этому стремятся. Святых много, и не ко всем люди успевают обращаться, не про всех успевают узнать. Поэтому ряд святых в какие-то периоды оказывается забыт. А сейчас сама культура наша более информативна, и, так или иначе, все эти сведения легко всплывают. Оказывается, что есть много святых древнего времени, которые жили на западных территориях, проповедовали Христа и обращали к Нему людей, которые пострадали за имя Христово. И они на самом деле достойны памяти и почитания, и в их жизни мы не наблюдаем никаких причин для каких-то вероучительных преткновений. Это в принципе ничего не говорит о нашем отношении к католицизму, поскольку речь идет о святых древнехристианской церкви.

А почему Русская православная церковь чтит память святого Патрика не 17, а 30 марта? Выбор даты по новому стилю как-то связан с Великим постом или есть другие причины?

Это связано исключительно с . По юлианскому календарю День святого Патрика отмечается 17 марта, и в древнее время люди придерживались юлианского календаря. Поэтому если святой Патрик пострадал 17 марта по юлианскому календарю, то и положено придерживаться этой даты. В этом смысле расхождение в днях памяти святого Патрика точно такое же, как расхождение в праздновании Рождества Христова и других больших праздников: разница составляет 13 дней. То есть здесь мы просто придерживались юлианского календаря, а не пытались как-то подстроиться под дни Великого поста.

В России День святого Патрика отмечается еще с начала 90-х, но именно как светский праздник - с парадом, традиционной ирландской атрибутикой, алкоголем и веселыми танцами. Очевидно, что церковь не приветствует такой способ празднования. Как же следует поступать православному христианину, который хочет почтить память святого Патрикия?

Все-таки в православной традиции в центре празднования долго находится молитвенное обращение к святому. Возможен, конечно, какой-то семейный праздник, если данная семья почитает святого. Более широкие способы празднования дней святых, которые входят в культуру народа, формируются с веками. Если где-то организуются какие-то процессии, парады, то это просто постепенный ход истории: народ празднует память святого доступными для себя способами, и потом светская составляющая начинает преобладать. Но у нас не было такой истории почитания.

Как вы думаете, приживется ли этот святой в нашей православной традиции? Станут ли верующие чаще обращаться к Патрикию?

Мы сейчас стоим в самом начале прославления святого Патрика. Но если на Западе он обращал в христианскую веру целые народы и поэтому для них этот день является ключевым, то у нас день святого Патрика, конечно же, не может вытеснить дни памяти других, более важных для нас святых: допустим, при котором состоялось крещение Руси; , с которым было связано возрождение русской духовности; , который очень почитаем у нас в народе. То есть День святого Патрика у нас, конечно, не поднимется на такую высоту уже устоявшихся праздников. Думаю, что культура все-таки не поменяется.

Как вы думаете, каким образом включение в православный месяцеслов скажется на образе этого святого в нашем сознании? Станут ли его больше почитать в России? На что это вообще влияет?

Лично я положительно отношусь к этому включению. Объясню почему: теперь мы, православные христиане, видим, что людей, которые обратились к Богу в древние времена, которые исповедовали веру Христову посреди языческих народов и обратили ко Христу людей, - их, оказывается, было много! И они были явлены в разных концах планеты. Это значит, что благодать Божья не ограничилась только Святой землей (Иерусалим и прилегающие к нему территории. - Прим. ред. ), Малой Азией, Грецией, Италией - в общем, странами Средиземноморья. Она проявляла себя в разных уголках земли, и везде появлялись такие святые. Думаю, что этот праздник в честь святого Патрика говорит о полноте действия божественной благодати в разные времена и о том, что много людей откликалось на Божий призыв. Поэтому такие изменения можно только приветствовать.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт