Политический конфликт и консенсус. Способы разрешения конфликтов. Политический консенсус и методы его достижения

22.09.2019

Консенсус (согласие) является решением, приемлемым для конфликтующих сторон, в разработке которого сознательно участвуют все участники процесса. Следует четко понимать, что подобное соглашение может базироваться только на стабильной согласии, в которой заинтересованы все участники конфликта.

В широком концептуальном толковании консенсус означает состояние массовой, коллективной и индивидуальной сознания, когда разделены на группы люди ориентированы на стратегию социального партнерства. Содержательным антиподом понятию "консенсус" в конфликтологии выступал понятие "дисенсуализм" - система отношений людей друг к другу (к себе в том числе), состояние духовной организации общества, подчиняется стратегии поведения - социальной конфронтации. Консенсус - это принцип коллегиального решения, удаленного права вето, он предполагает положительное решение на основе согласованной позиции, компромисса, сотрудничества.

В то же время, консенсус, как метод решения конфликтов, предполагает и наличие определенных условий: предмет спора должен быть чрезвычайно сложным, а Интересы сторон должны в значительной мере разбегаться, что усложнило бы поиск решения конфликта; обе стороны готовы начать поиск в сфере непохожих ранее интересов; наличие времени для поиска альтернатив, которые смогли бы удовлетворить обе стороны; стороны должны быть заинтересованы в досрочном, но не во временном решении проблемы.

Использование технологии консенсуса при управлении конфликтами имеет целью не только минимизацию его последствий, но и максимальное увеличение пользы для всех причастных к конфликту. Кроме согласования интересов всех сторон, консенсус предполагает согласование и с интересами внешней стороны, с которыми должны согласиться участники конфликта.

Достаточно древним, хорошо проверенным временем, для разрешения противоречий является метод привлечения посредника как одного из видов консенсусных методов. Посредник становится между двумя враждующими сторонами и помогает им найти вариант решения конфликта. Он может взять на себя эту роль неформально или быть назначенным на нее. Во многих странах Запада существуют формальные структуры, которые организуют посредничество в качестве альтернативы правовым и другим традиционным методам разрешения споров.

В чем заключаются посреднические роли? Неформальное посредничество предлагает альтернативы, демонстрирует гибкий подход, не участвует в обсуждениях, привлекает внимание к мнению оппонента. По сути, это посредничество должно в дружеской форме поддерживать конфликтующих, стимулировать их к внимательного отношения друг к другу. При умелом его использовании стороны даже не замечают посреднической роли.

Какие преимущества дает технология посредничества?

Прежде всего, брокер не втягивается в проблему; посредник, в отличие от участников противоречия, является эмоционально стабильным; нейтральность посредника позволяет привлекать участников конфликта к объективным оценкам и позиции; увеличивается количество альтернатив; более продуктивно идет отбор альтернатив, которые одновременно устроили бы обоих оппонентов; гораздо быстрее идет процесс сближения позиций сторон; посредничество разрушает барьеры в общении сторон.

Среди самых распространенных технологий консенсуса современного времени можно выделить различные формы арбитража.

Обязывающий арбитраж.

Конфликтующие стороны выбирают группу лиц для рассмотрения Их споры и вынесения окончательного решения, будет обязывающую силу. Сходства с судебным процессом добавляет процедура рассмотрения вопроса, однако сам процесс не имеет четких норм, регулирующих непосредственное рассмотрение доказательств. Если процесс не допускал грубых ошибок, суды могут предоставить принудительную силу решением обязательного арбитража.

Процедура рассмотрения аналогична предыдущему варианту, однако, решение, которое выносит нейтральная лицо, носит для обеих сторон рекомендательный характер. Подобный вариант арбитража предполагает участие такой категории участника процесса, как эксперта. Участие эксперта вызвана необходимостью получения участниками противостояния квалифицированных заключений по спорному вопросу, в дальнейшем могут повлиять на их выбор, принятие или не принятие решения арбитра.

Арбитраж "конечной предложения".

Процесс, в целом, может рассматриваться как разновидность обязывающего арбитража. Каждая из сторон предлагает на рассмотрение свой вариант решения конфликтной ситуации, арбитр, рассмотрев предложенные варианты, выбирает одну из них, без права внесения каких-либо изменений.

Ограниченный арбитраж.

Особенностью подобного вида арбитража предварительное установление границ уступок конфликтующими сторонами. Если решение арбитра выходит за предварительно названы пределы, претензии учитываются согласно предварительным соглашениям или в течение нового раунда встреч.

Посреднический арбитраж.

Разновидность смешанного регулирования конфликта. Третьему лицу предлагается совместить в себе функции посредника и арбитра. Приглашенный (или группа) должна найти оптимальную форму согласия, которая не раздражала конфликтующих сторон, создавала бы благоприятные обстоятельства для его решения.

Третейский суд.

Сам третейский судебный процесс может стать предметом соглашения между сторонами или предметом законодательного регулирования. Стороны конфликта сами могут выбрать уполномоченное лицо, согласовать ее возможности и границы полномочий. Что касается решения третейского судьи, то оно является для всех сторон обязательным и окончательным.

Консенсус и компромисс - два близко связанных между собой явления и процессы. Компромисс - это процесс, объединяющий усилия конфликтующих сторон для совместного поиска выхода из состояния противостояния. В основе данного процесса лежат взаимные уступки, при этом они не обязательно должны быть взаимовыгодными. Сама технология, применяемая при этом, достаточно прост - это технология "торга". Простая форма разрешения конфликта скрывает сложность самого процесса ведения торга, и система уступок очень часто ведет не к решению конфликта, а только позволяет оттянуть на более отдаленный срок решения проблемы. Исходя из этого, можно говорить, что подобный способ просто не способен или не пригоден для решения большинства конфликтных ситуаций.

Компромисс можно рассматривать как отрицание, изменение своих первоначальных позиций, также может рассматриваться как вариант возражения. В то же время, если подобные изменения будут удовлетворять обе стороны, или уступка одной из сторон будет добровольной и при этом не будет нарушать его базовых интересов, то подобный компромисс вряд ли можно рассматривать как отрицание. Вероятнее подобное поведение будет напоминать поиск способов сближения позиций.

5.___

2. Взаимосвязь каких сфер общества раскрывается в данном отрывке? Свое мнение обоснуйте, ссылаясь на текст. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.9. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите наименования групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право. Количество строк таблицы является примерным.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

Часть III . Сочинение-эссе.

Задание 9.10. Уважаемые участники!

Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. ()

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

Часть I .

Задание 10.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Билль, шариат, закон, обычай, указ._______________________________________

_________________________________________________________________________

9. Когда производительность труда растет медленно, тогда уменьшается себестоимость продукции.

10. Курортный сбор относится к местным налогам на территории РФ.

Задание 10.4. Найдите в приведенном перечни признаки понятия «право» и впишите их буквенные обозначения:

А. является совокупностью социальных норм

Б. находится в строгом соответствии с нормами морали

В. носит общеобязательный характер

Г. носит системный характер

Д. не требует обязательного признания государством

Е. регулирует все общественные отношения

Ж. не носит персонифицированный характер

И. определяет исключительно границы возможного поведения

К. определяет исключительно границы возможного и должного поведения

Л. имеет формальную определенность

Ответ: _________________________________________

Задание 10.5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены характерные черты двух различных социально-исторических типов общества.

1 . Формирование данного типа общества связано с распространением крупного машинного производства. 2. Происходит переходом от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг. 3. Господства собственников сменяется господством носителей знаний и профессиональных умений. 4. Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни. 5. Утверждаются принципы свободной конкуренции, стремление к извлечению максимальной прибыли. 6. Классовое деление уступает место профессиональному. 7. Возникают социальные группы предпринимателей и наемных работников. 8. Происходит становление демократии, гражданского общества и правового государства. 9. По мнению ряда исследователей, теоретические науки начинают преобладать над прикладными. 10. В ряде стран противоречия становления этого типа общества привели к возникновению тоталитарных режимов. 11. Идет процесс гуманизации производства и управления, повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.

5.1. Озаглавьте колонки таблицы.

5.2. Впишите в колонки таблицы порядковые номера предложений,

отражающих характерные черты соответствующих типов.

Задание 10.6. Во многих школах края имеются общешкольные уголки символики, но и в отдельных кабинетах оформлены стенды. Для оформления используются изображения символики Российской Федерации и Хабаровского края. Ученики оформили уголок в классе. Найдите ошибку(ки) в подписи к изображениям:

А. Государственный герб Российской Федерации

Б. Государственный флаг Российской Федерации

В. Государственный флаг Хабаровского края

Г. Государственный герб Хабаровского края

Ответ:

А________________________________________________________________________________

Б________________________________________________________________________________

В________________________________________________________________________________

Г._______________________________________________________________________________

Задание 10.7. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина. Укажите:

1) Краткое определение термина.

2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

7.1. Бонапартизм

1. _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Линчевание.

1. _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3. Маниловщина.

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.8. Замените выделенный курсивом

8.1. По существующим тестам на

____

8.2. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.__________________________________

8.3. В мире концентрация капитала через союзы многих лиц для ведения какого-либо промышленного или торгового предприятия, члены которых участвуют в деле лишь в известной доле всего собранного для ведения дела капитала, породила тресты, в которых предприятия лишены производственной и коммерческой самостоятельности и «доверены» единому управлению.

________________________________________________________________________________

8..4. Сторонники социального происхождения системы воззрений на жизненное назначение человека, охватывающее понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни считали, что идеал единства отражает потребность любого сообщества в стабильности, порядке и взаимопомощи .__________________________________________________________

Часть II . Сочинение-эссе.

Задание 10.9 Уважаемые участники! Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. ()

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА УЧЕБНЫЙ ГОД

Часть I .

Задание 11.1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

1. Вексель, акциз, чек, акция, облигация.__________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество_____________________________

_____________________________________________________________________________

Б. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

В. Предприниматель взял в аренду офис.

Г. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

Д. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

Е. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

Ж. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.

Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 11.4. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

1. Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Депутатская фракция Государственной Думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.

Каково должно быть заключение экспертов с позиций международного и внутреннего законодательства? ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б . По высказыванию всероссийского старосты - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А. де Токвиль)

Задание 11.6. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10.Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.


Задание 11.7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Согласно Марксу интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их групп, организованных для достижения конкретных целей, характеризующихся наличием общего интереса среди их членов.

В данной лекции изучаются политический конфликт и консенсус как основные способы достижения целей таких субъектов политики, как граждане и лидеры, партии и социально-политические движения.

Под политическим конфликтом следует понимать такой способ взаимодействия людей, социальных общностей и политических институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой стороны, вступают в противоречие с политическими целями или интересами своего противника или конкурента. Для возникновения конфликта необходимы противоречия двух и более политических акторов, цели которых объективно или субъективно воспринимаются как несовместимые.

Наибольшую значимость представляют те политические конфликты, которые связаны с распределением таких недостающих ценностей, как власть, материальные блага и социальный престиж. Наличие власти у одних неизбежно порождает стремление добиться перераспределения власти со стороны других, что сопровождается неизбежным развёртыванием политических конфликтов. Не меньшую роль в возникновении политического конфликта играют материальные блага и духовные ценности. Ресурсы в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей всех членов общества, как правило, в современной экономике и политике отсутствуют. Нехватка определённых ресурсов, к которым стремятся различные социальные группы, влечёт за собой социально-политические конфликты. Поэтому разногласия и политические конфликты по поводу распределения весьма ограниченных ресурсов являются неизбежными. Таким образом, одной из важнейших причин возникновения и развертывания социально-политических конфликтов выступает неравное положение, которое занимают люди в обществе, в организациях и ассоциациях, связанное с властью и собственностью.

Такое явление, как компромисс, проявляется во взаимных уступках, соглашениях, в поисках того, что сближает участников конфликта, а не разделяет их. В демократических странах общепризнанным является согласование интересов противоборствующих и конфликтующих сторон. Предпосылкой политического компромисса является осознание конфликтующими сторонами общей ответственности субъектов политики за благополучие, стабильность, поиск решений в урегулировании сложных политических проблем и противоречий. Следует отметить, что эффективность политического компромисса очень высока, если он достигается на основе целостного решения, которое охватывает все стороны возникшей проблемы и все высказываемые способы их разрешения.

Важное место в урегулировании политических конфликтов занимает такое политическое явление, как консенсус (лат. consensus – согласие, единодушие, соучастие, согласованность) – понятие, означающее наличие сходных познавательных и практических ориентаций между двумя и более индивидами, позволяющее им установить взаимопонимание и (или) взаимодействие в каком-либо отношении. Консенсус означает согласие социально значимого большинства любого сообщества относительно наиболее важных аспектов господствующего в нём социального и политического порядка, которое получает выражение в согласованных действиях людей, поддерживающих существование политического режима и политической системы данного сообщества.

В своём понимании политического консенсуса американский социолог Толкотт Парсонс утверждал, что консенсус в качестве рационально осознанной солидарности является органическим свойством нормальной социальной и политической жизни людей. В качестве «идеального типа» консенсус не содержит никаких ментальных (лат. mentis – мышление), осознанных установок или специальных договоренностей, а фиксирует некий минимум согласованности во взаимных ожиданиях и действиях политических акторов, что является предварительным условием возможности социальных и политических договоров. При этом политическим поведением, ориентирующимся на политический консенсус, можно считать даже такое поведение, которое, будучи направленным против отдельных политических институтов, внешне отвечает предписываемой форме политического поведения, с уважительным отношением к центру политической системы, включающему политические институты, политические роли, верования и нормы поведения. Акцентируя значение консенсуса как необходимой составляющей социально-политического согласия и стабильности, способствующих установлению сотрудничества политических акторов в решении общих задач и вызовов, стоящих перед политической системой, Парсонс учитывал, что для этого вполне достаточно «умеренное» согласие между правящими группами, олицетворяющими центр политической системы и управляемыми на периферии политической системы.

Полный и всеобъемлющий политический консенсус исключает противоречия, существующие между индивидами и социальными группами как субъектами политики, принадлежащим к центральной институциональной и культурной системе и представителями «периферийных страт» (слоёв общества). Тем не менее, следует учесть, что полной ассимиляции граждан в единый политический консенсус, распространяющийся на всё общество, противостоят «относительно солидарные» субсистемы классов, этнических и религиозных групп. Поэтому «полный» политический консенсус оказывается практически невозможным для всех больших обществ.

Именно поэтому такие критики Парсонса, как профессор Нью-Йоркского университета Денис Ронг и ректор Сент-Энтони колледжа Оксфордского университета Ральф Дарендорф, утверждают о его концепции «сверсоциализированного человека» как о совершенно утопической и поэтому недостижимой гармонии между индивидом и обществом. Таким образом, Парсонс в своих работах акцентировал проблематику социальной интеграции (лат. integer ― целый; сплочение, слияние в единое целое) явно в ущерб проблематике конфликта и дезинтеграции. Фактически Парсонс в своих работах в недостаточной степени придавал значение политическому конфликту.

Подводя итоги изучения ключевых проблем конфликтных и консенсуальных отношений в современной политике, рассмотренных во время проведённого лекционного занятия, следует обозначить некоторые выводы о том, что политический консенсус является одним из средств интеграции различных сил в обществе. Политический консенсус следует понимать не только как средство социально-политической самоидентификации акторов, но и существенный фактор преодоления пагубных воздействий социально-политического конфликта.

В начале 1990-х гг. произошла дифференциация и поляризация основных политических сил России на сторонников и противников существующего конституционного режима, при этом главную роль оппозиции конституционно-демократическому политическому режиму стали играть коммунистические и национал-патриотические партии. Однако переходный период от советского к существующему ныне политическому режиму в России не сопровождался широкомасштабными политическими конфликтами. Таким образом, поиск идейного консенсуса российских политических элит и масс граждан (обывателей) продолжается и остаётся одной из самых актуальных задач сохранения стабильности и устойчивости политического режима современной России.

Лекция 8 Оглавление Лекция 10

- 30.79 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Реферат

ТЕМА. Консенсус и конфликт в политике

Введение………………………………………………………… ……………..….3

1. Понятие консенсуса в политике ………………………………………………4

2.Источники и формы политических конфликтов………..........………………. 5

3.Структура политического конфликта…………………………........... ………..7

4.Способы и методы разрешения конфликтов……..........…………………… ...9

Заключение…………………………………………………… ………………….12

Список литературы………………………………… ……………………………14

Введение

Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология. Если политика - всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.

Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению системы властных отношений.

Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической и государственной власти, овладения ведущими позициями в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или доступ к принятию важных решений по вопросам власти и собственности в обществе.

  1. Понятие консенсуса в политике

Консенсус - (лат. consensus - согласие) метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствия принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в её рамках. Одно из многих слов, ведённое в оборот в начале демократических реформ в целях манипуляции общественным мнением. Замена русских слов, составляющих большие однокоренные гнёзда и имевших устоявшиеся коннотации (побочные смыслы), на иностранные или изобретённые слова приняла на радио и телевидении России такой размах, что вполне можно говорить о семантическом терроре, который наблюдался в 30 е годы в Германии. Сегодня о вторжении в язык с целью программировать поведение известно так много, что вдумчивый человек может использовать это знание в личной практике. Художественное осмысление дал писатель Дж. Оруэлл со своим образом « новояза » в романе-антиутопии «1984» . Дж. Оруэлл дал фантастическое описание тоталитарного режима , главным средством подавления в котором был новояз - специально изобретённый язык, изменяющий смысл знакомых слов. Таким образом, слово «консенсус» - это самый что ни на есть типичный представитель нового демократического новояза, при помощи которого порабощается народ .

2. Источники и формы политических конфликтов

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликт интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.

2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: 1.межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), 2.государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), 3.региональным (субъекты - региональные политические силы), местным.

Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность «верхов» управлять по-старому, наличие «субъективного фактора», то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия.

3. Структура политического конфликта

Как уже отмечалось выше, конфликт выступает как один из видов социального взаимодействия и соответственно имеет определенную структуру. Структуру конфликта можно определить, как совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов социального конфликта.

Участники конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции и др.). Нет участников - нет конфликта.

Предмет конфликта (само противоречие, точка пересечения интересов конфликтующих сторон. Следует отметить, что существуют конфликты, не имеющие предмета. Их называют нереалистичные конфликты. Это противоборство, обусловленное не наличием у сторон противоположных целей, но необходимостью разрядки напряжения для одной или обеих сторон.)

Конфликтные действия (т.е. непосредственное конфликтное взаимодействие. Их можно разделить на активно-конфликтные (вызов) и пассивно-конфликтные (ответ на вызов). Некоторые авторы к конфликтным действиям относят «избегание конфликта» или «приспособление к конфликту». Правомерно эти понятия рассматривать не как конфликтные действия, а как конфликтное поведение. Конфликтные действия можно разделить на наступательные и оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причинить вред, ущерб противной стороны. Оборонительные - с защитой своих позиций).

Условия конфликта (физическая, социальная среда. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной. Например, наличие социальной или экологической напряженности, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, низкая покупательная способность населения в регионе и др.)

Последствия конфликта (они сказываются не только на участниках, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий. Следует отметить, что последствия социальных конфликтов интерпретируются в обществе неоднозначно).

4. Способы и методы разрешения конфликтов

Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.

Компромисс определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью называются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил.

Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

Консенсус - универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие, оно подразумевает:

Предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.)

Разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

С учетом основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:

1. соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

2. соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

3. соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

4. застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Заключение

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.

В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения, детерминированную несовместимостью коренных интересов субъектов политики, установкой на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов. В трансформирующихся обществах политический конфликт может проявляться в острых и своеобразных формах.

Главная функция конфликтов заключается в коррекции, главным образом в положительную сторону, аспектов политической системы, так как только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

В современных условиях конфликты в России - единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Список литературы

1. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2001. - 88-89 с., 369-373 с.

2. Соколов С.В. Социальная конфликтология: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 158 - 161с.

3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2001. - 481-498 с., 505с.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. 46-48 с., 78-84с., 230-245с.

5. Санистебан Л.С. Основы политической науки. М, 1992. С. 86

6. Введение в теорию международного конфликта. Учебное пособие. М. , РАГС. 1996. С.12

7. В.В.Лунев. Преступность в межнациональных конфликтах.//Социологические исследования. 1995. № 4 4.Способы и методы разрешения конфликтов
Заключение
Список литературы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

11 класс

Часть I .

Задание 11.1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Вексель, акциз, чек, акция, облигация.__________________________________________

____

2. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество_____________________________

3. Хабаровский край, г. Москва, Камчатский край, Ванинский район_________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

2. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства.

3. Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество

4. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

5. Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

6. В соответствии с законом адвокатская деятельность не является предпринимательской.

7. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

8. Согласно закону стоимости величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товаров.

9. Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

10. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

Задание 11.3. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются действиями.

А. Новобрачные получили в подарок загородный дом.

Б. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

В. Предприниматель взял в аренду офис.

Г. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

Д. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

Е. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

Ж. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.

Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 11.4. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

1. Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Депутатская фракция Государственной Думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.

Каково должно быть заключение экспертов с позиций международного и внутреннего законодательства? ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б . По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

Экономия времени и денежных средств.

Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.

Е . А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

Ж .Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А.де Токвиль)

Задание 11.7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

_____________________________________________________________________________

2. Согласно Марксу интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их групп, организованных для достижения конкретных целей, характеризующихся наличием общего интереса среди их членов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Разве Эсхил и Софокл не создали свои великолепные трагедии много раньше, чем Аристотель построил на основании их творений первую систему представлений о прекрасном в природе и искусстве, разве какая-нибудь теория вдохновила Шекспира?___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. От обыденной жизни эта форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе, обособлена прежде всего отведенными для нее пространством и временем, и с этой обособленностью связано ее качество как культурной формы, которая может и повторяться и стать традицией

Задание 11.8. Прочитайте текст и выполните задания к нему

«Власть (1) варьируется от состояния полной анархии до жестокой диктатуры. В сущности антиномия (2) между ними делает достижение более или менее приемлемого положения между этими двумя крайностями весьма трудным делом. Как показывает исторический опыт, всякая анархия , (3) беспорядок, революция (4) кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Если в обществе господствует нетерпимость, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением той или иной формы диктатуры . (5) В новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства. Государство основано на силе, в правовом государстве эта сила узаконена, более того, она строго подчинена нормам права . (6) В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы (7) граждан, гарантируемые правом. Это значит, что государство связано правом; оно вправе разрабатывать и принимать тот или иной закон, но само в свою очередь обязано действовать в рамках этого закона, подчиняться ему. Более того, оно подсудно своим собственным судам и может быть осуждено ими. Соответственно представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность граждан. Отцам-основателям либерального мировоззрения (8) принадлежит идея, что в государстве должны властвовать не отдельные личности (9), а право и законы».

1. Дайте определение всем выделенным курсивом терминам.

2. Какие еще, помимо указанных в тексте, признаки правового государства вы знаете? Назовите их.

3. Какая словесная формула, выдвинутая известным английским философом XVII века, использована в тексте? Назовите этого философа. В каком контексте он ее использовал?

ОТВЕТ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть II. Сочинение-эссе.

Задание 11.9 Уважаемые участники! дПеред вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. (Ж.П. Сартр)

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

  • < Назад
  • Вперёд >


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт