Посол РФ: отношения между Россией и Литвой переживают кризис. Литовско-российские отношения

22.09.2019

В первой половине XIII в. на территории по нижнему течению Западной Двины, по Неману, в области Нижней Вислы и по берегам Балтийского моря возникло Литовское государство. Со временем в его состав была включена значительная часть русских земель, входивших в состав Киевской Руси. К концу XIV в. власть Литвы распространялась на территорию Белоруссии, Брянскую, Киевскую, Черниговскую, Северскую, Подольскую земли. В 1395 г. литовцами был захвачен Смоленск.

Литву и Русь сближали давние и многосторонние связи. Большинство феодальной знати Литвы было русского происхождения. Многие литовцы, в том числе и князья, были православными и женаты на русских княжнах. Присоединение уделов русских князей к Литовскому государству освобождало их от подчинения Орде, поэтому в XIV в. многие русские князья признают свою вассальную зависимость от Литвы.

Отношения между Литвой и Московским княжеством носили сложный характер. В 1368 и 1370 гг. литовский князь Ольгерд совершил два похода на Москву, но не сумел взять каменных стен Кремля. Наиболее тесными русско-литовские связи были в княжение Витовта. Он был православным и женат на дочери тверского князя. Опираясь на союз с московским князем Василием I, который был закреплен женитьбой последнего на дочери Витовта Софье, он вел борьбу за независимость Литвы от Польши. Эта зависимость возникла в результате заключения в 1385 г. Кревской унии, условием которой было объединение Польского и Литовского государств в результате заключения брака между литовским князем Ягайлом и польской королевой Ядвигой. Одним из условий этого союза было провозглашение католицизма государственной религией. Витовту удалось временно отстоять независимость Литвы. Несмотря на двухлетнюю войну между Витовтом и Василием I из-за Пскова, в целом отношения между Московским княжеством и Литвой в этот период носили мирный характер. Князь Витовт стал опекуном малолетнего сына Василия II, приходившегося Витовту внуком. Разразившаяся после смерти Витовта в 1430 г. феодальная война привела к тому, что с 1440 г. литовский великокняжеский престол занимают потомки Ягайла, бывшие одновременно и королями Польши. Рост польского влияния и насаждение католицизма привели к переходу вассальных русских княжеств под покровительство окрепшего московского государства. Особенно часто эти переходы стали совершаться в конце XV - начале XVI вв. Приняв в конце XV в. титул великого князя "всея Руси", Иван III недвусмысленно дал понять, что конечной целью Москвы является объединение всех русских земель, входивших ранее в состав Киевской державы.

Переход русских князей под покровительство Москвы вызвал военные столкновения между Литвой и Русским государством. В 1494 г. между Великим княжеством Литовским и Москвой был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Продолжавшийся переход мелких русских владетелей на службу к московскому князю вызвал еще две войны 1500-1503 и 1507-1508 гг. В результате к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль - всего 25 городов и 70 волостей. В заключенном в 1508 г. "вечном мире" Литовское правительство признало права России на эти земли.

Политика возвращения русских земель была продолжена преемником Ивана III Василием III. В 1514 г. был возвращен Смоленск.

В конце XV в. Российское государство вновь активно включается в европейскую международную политику. Священная Римская империя и ее союзники пытались вовлечь Россию в сферу имперской политики и направить ее силы для борьбы с Турцией, представлявшей в это время значительную угрозу для государств центральной и южной Европы. Однако Россия проводила в отношении Турции и Крыма самостоятельную политику, отвергая попытки возложить на Московское государство основную тяжесть борьбы с Османской империей.

Существует целый ряд факторов, определяющих активное экономическое взаимодействие России и Литвы . Среди них - сам факт наличия общей границы между двумя странами, зависимость России от инфраструктуры Литвы в связи с изолированным положением Калининградской области. Также следует обратить внимание на характер литовской экономики и заданные им особенности. Прежде всего, это небольшой размер страны, который вынуждает поддерживать хозяйственные связи с возможно большим числом соседей, поскольку масштабы внутреннего рынка не позволяют достичь высокого уровня самообеспеченности необходимой продукцией. Недостаточная ресурсообеспеченность и незавершенность присоединения к единой энергетической инфраструктуре ЕС предопределяют необходимость поставок с востока. Кроме того, факт пребывания и формирования в его рамках системы экономической взаимозависимости регионов способствует сохранению контактов между двумя странами.

Несмотря на сохраняющуюся напряженность в отношениях России и Литвы, экономические связи между двумя странами по-прежнему интенсивны. Россия является главным внешнеторговым партнером Литвы, занимая первое место по объему экспорта и импорта, хотя доля России по этим показателям в последний период времени заметно снизилась [Таблица 1], что обусловлено присоединением Литвы к антироссийским санкциям и ответным эмбарго, распространяющимся на ряд наименований литовской продукции. В то же время доля во внешнеторговом обороте России в I квартале 2017 г. составила всего 0,57% (36 место): доля Литвы в экспорте составила 0,77% (30 место), а в импорте - 0,2% (56 место). Показатели аналогичного периода 2016 г. составляют 0,67% (29 место), 0,93% (23 место), 0,23% (54 место) соответственно .

Таблица 1. Место России в экспорте и импорте Литвы, % (рассчитано по источнику )

В абсолютных значениях экспорт Литвы в Россию в 2016 г. составил 3354 млн. долл., а импорт из России - 3939,1 млн. долл., по сравнению с предыдущим годом данные показатели сократились на 2,9% и 13,5% соответственно. На первый взгляд, данные цифры позволяют судить о том, что в экспортно-импортных отношениях Россия и Литва выступают примерно «на равных». Однако такие показатели объясняются особенностями литовской статистики, учитывающей реэкспортные операции. Данный факт приобретает особое значение в связи с тем, что доля товаров собственно литовского происхождения во взаимной торговле в 2016 г. составила всего 8,9%. В связи с этим Литва испытывает хронический дефицит торгового баланса в торговле с Россией: в 2016 г. он составил 2051,6 млн. долл.; объем российского импорта почти в 6 раз превышает объем литовского экспорта. С учетом реэкспорта отрицательное сальдо принимает не столь большое значение в 585 млн. долл. [Таблица 2]

Украинский кризис, присоединение Литвы к и ответное эмбарго со стороны России, распространяющееся на ряд категорий товаров, а также изменения конъюнктуры на мировом рынке энергоресурсов привели к значительному падению объемов товарооборота между странами (если рассматривать продукцию, произведенную на их территории). В 2016 г. данный показатель сократился в 2,47 раз по сравнению с 2013 г. и составил 2878,9 млн. долл. против 7119,6 млн. долл. в 2013 г.[Таблица 2] К началу 2016 г., когда темпы падения несколько замедлились, поставки отдельных категорий литовских товаров сократились практически до нуля: мясная продукция перестала экспортироваться, продажи молока и молочных продуктов уменьшились на 94,3%, электромашин, оборудования - на 82,1%. Уменьшение объемов российского импорта во многом обусловлено падением цен на углеводороды (одинаковое или даже более значительное количество ресурсов торгуется по более низкой цене), а также диверсификацией поставок энергоносителей, осуществляемой в Литве.

Какова товарная структура российско-литовской торговли? По данным за I квартал 2017 г., Литва экспортирует в Россию продукцию машиностроения (27,75%), химической промышленности (20%), продовольствие и с/х сырье (19,78%), продукцию металлообрабатывающей отрасли (8,32%), текстиль и обувь (6,77%), продукцию деревообрабатывающей промышленности (6,14%). Среди отдельных товарных групп экспортируемой из Литвы продукции (в рамках приведенной выше статистики) продукции отдельно следует выделить поставки энергетического оборудования (17,17%), напитков (10,1%), пластмассы и пластмассовых изделий (8,11%), электрооборудования (5,04%), мебели (4,82%). Структура импорта из России характеризуется малой диверсификацией и низкой степенью обработки: углеводороды (71,63%), продукция химической промышленности (10,61%), металлообработки (6,33%), машиностроения (3,34%), продовольствие (3,34%), продукция деревообрабатывающей промышленности (3,1%). Доминирование ресурсной составляющей в российских поставках во многом обусловило падение объемов товарооборота (в денежном выражении).

Имеется ряд факторов, благоприятствующих развитию двусторонних торговых отношений и обусловливающих такую товарную структуру поставок. Их можно разделить на «психологическую» и «географическую» группы. К первой относятся многолетний опыт взаимодействия, как в советский, так и в постсоветский период (особенно велико было значение связей с Россией в первые годы после обретения независимости, когда вливание Литвы в евроатлантические структуры только начиналось); традиционно высокая репутация литовских товаров, берущая свое начало во времена СССР; повышенное внимание российских потребителей к импортным товарам по сравнению с отечественными (на этом фоне страны Балтии выгодно отличаются от более развитых стран-поставщиков, так как их товары несколько дешевле); отсутствие языкового барьера для взаимодействия, поскольку многие литовцы знают русский язык. К «географической» группе можно отнести фактор приграничного положения, а также сложившуюся в советскую времена модель размещения промышленных производств: в прибалтийских республиках традиционно строились предприятия, не отличающиеся ресурсоемкостью (легкой промышленности), а также рассчитанные на переработку ресурсов, поставляемых из внутренних районов СССР с целью поставок готовой продукции обратно и за рубеж (с учетом этого был построен в Мажейкяй, а также аналогичные НПЗ в белорусских Новополоцке и Мозыре). Негативное влияние на связи между странами оказывает продолжающийся кризис в отношениях между Россией и странами Запада, в стане которых находится Литва.

Инвестиционное сотрудничество между Литвой и Россией находится на довольно низком уровне. По состоянию на конец 2016 г., объем накопленных прямых российских инвестиций, поступивших в экономику Литвы, составил 273,48 млн. евро, или 1,96% от всех средств, вложенных в страну; Россия - 15 по значимости инвестор для Литвы. Накопленные прямые инвестиции Литвы в Россию на тот же период достигли 109,64 млн. евро, или 4,3% от всех средств, вложенных за рубежом; это 6 по значимости направление вложения капитала для Литвы [рассчитано на основе источника 11]. В свою очередь, для России Литва - 45 партнер по объему исходящих прямых инвестиций (0,1%) и 42 партнер по объему входящих прямых инвестиций (0,04%) [рассчитано на основе источника 3].

Интенсивность инвестиционных контактов также демонстрирует отрицательную динамику. Так, объем накопленных прямых инвестиций России в Литве к концу 2016 г. сократился на 89,36% по сравнению с 2013 г. - налицо резкий отток капитала. Подобная тенденция во многом обусловлена сокращением инвестиционных возможностей российских компаний, а также действиями литовских властей по недопущению чрезмерной концентрации российского капитала. Пик падения пришелся на II квартал 2015 г., когда ПИИ России составили 184,82 млн. евро, что позволяет говорить о том, что в настоящий момент объемы направляемых в Литву российских вложений постепенно возрастают. Что касается литовских инвестиций в Россию, то их объем на конец 2016 г. составил 107,27 млн. евро, что превышает показатель 2013 г. (65,98 млн. евро) .

Охарактеризовав общие показатели экономического взаимодействия, следует обратиться к рассмотрению узловых вопросов российско-литовских экономических отношений. Прежде всего, это проблема «энергетического империализма» , и вытекающее из нее стремление литовского руководства к диверсификации поставок энергоносителей. В частности, вплоть до 2014 г. «Газпром» был монополистом в части обеспечения страны природным газом. При этом закупочные цены находились на самом высоком в Европе уровне - 465 долл. за 1 тыс. м 3. Однако в октябре 2014 г. в Клайпеде начал работу плавучий регазификационный терминал сжиженного природного газа (СПГ) «Independence», арендованный у Норвегии, что позволило начать поставки из этой страны . В 2017 г. прибыл первый танкер с СПГ из США. Результаты принятых мер неоднозначны. С одной стороны, Литва добилась ликвидации монопольного положения «Газпрома»: в 2016 г. страна закупила 898 млн. м 3 российского газа, остальная часть была получена через терминал СПГ (ежегодное потребление составило 2,3 млрд. м 3 ). В 2014 г. «Газпром» снизил цену до 370 долл. за 1 тыс. м 3 . С другой стороны, существует ряд проблем. Так, трубопроводный газ по-прежнему дешевле, чем доставляемый морем СПГ, разница составляет 20 - 30%. В 2016 г. закупки у Норвегии осуществлялись по цене 250 долл., тогда как российский газ торговался менее, чем за 200 долл. Значительных затрат потребовало строительство инфраструктуры для поставок СПГ (101 млн. евро), а также аренда терминала (68,9 млн. евро ежегодно). Кроме того, мощность данного объекта составляет 4 млрд. м 3 газа в год, что почти в 2 раза превышает потребности страны. Предполагалось, что Клайпеда станет региональным газораспределительным хабом, осуществляющим снабжение других стран Балтии, однако они не заинтересованы в более дорогом газе, а также не желают нести расходы на интеграцию собственной газораспределительной инфраструктуры с литовской . Для реализации СПГ принят ряд законодательных мер, обязывающих энергетические организации закупать определенное количество газа, поставляемого в Клайпеду. По некоторым оценкам, розничные цены на газ в Литве на 30% превышают таковые в Польше, которая за счет российских поставок удовлетворяет до 75% своих потребностей в этом ресурсе . Кроме того, в целях преодоления зависимости от внерегиональных поставщиков планируется строительство газопровода GIPL (Gas Interconnection Poland - Lithuania), который позволит странам Балтии получить доступ к единой трубопроводной системе ЕС. В области электроэнергетики планируется выход из энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия - Россия - Эстония - Латвия - Литва) и синхронизация с электроэнергетической системой ЕС. В целом, представляется, что действия Литвы в этой сфере являются противоречивой (хотя и отчасти оправданной) мерой по укреплению энергетической безопасности.

Другой «болевой точкой» отношений в сфере энергетики является реализация Литвой «третьего энергетического пакета ЕС» в части введения ограничений на владение и эксплуатацию энерготранспортных и энергораспределительных систем для вертикально интегрированных предприятий. Литва имплементирует данные меры в наиболее жестком формате, который запрещает поставщикам ресурсов владеть сетями по их транспортировке. В связи с этим "Газпром» был вынужден продать свою долю акций (37,1%) в литовских газовых компаниях “Lietuvos dujos” и “Amber Grid”.

Традиционным элементом взаимодействия Литвы и России являются транспортные операции, а именно - использование литовской железнодорожной сети и Клайпедского морского порта для вывоза российских экспортных грузов, а также обеспечение транспортного сообщения с Калининградской областью. Однако следует отметить, что российско-литовские отношения в этой сфере не обладают основополагающим значением. В отличие от Латвии и Эстонии, Литва относительно мало зависима от объемов российского транзита: так, во втором квартале 2017 г. доля России в грузообороте железных дорог Литвы достигла лишь 17,1%, тогда как Белоруссии - 65,6%.

Казалось бы, проводимые российской стороной мероприятия по переводу транзитных потоков во вновь возводимые и реконструируемые порты Ленинградской области (Усть-Луга, Высоцк, Приморск) должны были привести к резкому падению объемов грузов, переваливаемых через Литву. Однако тесное транспортное взаимодействие с Белоруссией способствует тому, что грузооборот Клайпедского порта не демонстрирует устойчивой тенденции к снижению, как это происходит в случае с Латвией и Эстонией. Более того - Клайпеда превратилась в крупнейший грузоперевалочный хаб стран Балтии, обойдя традиционных лидеров - порты Риги и Таллина; в 2016 г. грузооборот вырос на 4,2% [Таблица 3]. По некоторым оценкам, деятельность Клайпедского порта генерирует до 7% ВВП Литвы .

Порт

Грузооборот

Изменение,

Изменение, тыс. т.

Всего :

368 537,6

367 733,2

-0 ,2

Усть-Луга

Приморск

Санкт-Петербург

Клайпеда

38 507,1

40 138,6

+ 4,2

+ 1 631,5

Бутинге

Вентспилс

Таблица 3. Грузооборот крупнейших портов восточного побережья Балтийского моря в 2015 - 2016 гг., тыс. т.

Однако следует выделить ряд факторов, потенциально способных нивелировать транзитные преимущества Литвы. Значительную часть грузов, переваливаемых в Клайпеде, составляют нефтепродукты (27,8% в 2016 г.), произведенные из российской нефти. Перебои со снабжением сырьем белорусских НПЗ способны нанести ущерб и Литве. В 2017 г. возникла ситуация, подтверждающая эту зависимость: из-за сокращения поставок нефти в Белоруссию вследствие отсутствия консенсуса по поводу цен на российские углеводороды количество наливных грузов, проходящих через Клайпеду, в январе-мае 2017 г. сократилось на 17,4% . Сохраняющаяся напряженность в отношениях с Литвой побуждает российские власти предпринимать меры по переориентации белорусских транзитных потоков на порты Ленинградской области с тем, чтобы лишить страны Балтии транзитного дохода. 16 августа 2017 г. В. Путин заявил, что поставки нефти в Белоруссию должны увязываться с вывозом готовой продукции через территорию России. В том же году скидка на перевозку белорусских нефтепродуктов по сети РЖД была увеличена с 25% до 50%. Тем не менее, представляется, что Минск продолжит активно пользоваться логистической инфраструктурой Литвы. Прежде всего, расстояние между белорусскими грузоотправителями и Клайпедой меньше, чем между ними и российскими портами на Балтике. Белоруссия осуществляла крупные инвестиции в портовые мощности стран Балтии; кроме того, перевозки осуществляются в рамках долгосрочных контрактов. Не следует упускать из виду и тот факт, что в интересах Минска как можно более диверсифицировать маршруты, предоставляющие выход к морю. Можно утверждать, что курс на лишение Литвы белорусского транзита вряд ли будет реализован в полной мере.

В настоящее время российской стороной планируются меры по преодолению зависимости Калининградского эксклава от транзита через территорию Литвы. Предполагается введение в строй трех крупных морских паромов, которые будут осуществлять перевозки ж/д вагонов, грузов и пассажиров по маршруту Усть-Луга - Балтийск, что позволит уменьшить экономические издержки и политические риски для снабжения региона. Думается, данный проект можно также интерпретировать как попытку добиться уменьшения литовских транзитных тарифов.

Каковы перспективные сферы экономического взаимодействия России и Литвы? Географическое положение позволяет Литве стать перевалочным пунктом для восточноазиатских транзитных грузов, перевозимых по трансконтинентальным железнодорожным маршрутам через Россию, Казахстан и Белоруссию в направлении Западной Европы. Ведущим проектом в этой области является продвигаемая Китаем стратегия «Экономический пояс Шелкового пути», которая предусматривает использование инфраструктуры в том числе и портов восточного побережья Балтийского моря. К преимуществу Литвы в этой сфере можно отнести принадлежность к Пространству - 1520 (т. е. железнодорожную колею шириной 1520 мм., характерную для постсоветского пространства), что облегчает вагонообмен с восточными соседями. Однако низкий уровень отношений с Россией делает активное участие Литвы в трансазиатских перевозках маловероятным - Москва будет пытаться не допустить превращения портов стран Балтии в опорные пункты западной части трансконтинентальных маршрутов.

Большой потенциал сотрудничества лежит в туристической сфере: Литва традиционно привлекает значительное количество отдыхающих из России; для интенсификации подобных связей необходимо облегчение визового режима. К сожалению, последние годы ознаменовались резким сокращением потока туристов из России: если в 2013 г. россияне занимали первенство по количеству прибытий в гостиничные учреждения (243,6 тыс.), то в 2016 г. данный показатель уменьшился до 150,6 тыс., или сократился на 59,4% (туристы из России теперь занимают лишь третье место по количеству прибытий). В сфере приграничного сотрудничества Россия и Литва (а также ряд других стран) взаимодействуют в рамках еврорегионов «Балтика», «Сауле», «Нямунас - Немен - Неман», «Шешуте», хотя интенсивность подобного сотрудничества на данный момент невелика, что объясняется напряженностью в отношениях России и ЕС. Однако фактор географического положения Калининградского эксклава, граничащего с Литвой и Польшей, позволяет надеяться на то, что в будущем связи подобного рода будут развиваться.

Выводы

1. Начиная с 2013 г. интенсивность литовско-российских экономических связей демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению, что проявляется в ряде сфер: сокращаются объемы взаимного товарооборота, наблюдается снижение инвестиционной активности, уменьшается количество прибытий российских туристов, стороны ищут пути преодоления взаимозависимости. Сохраняющееся взаимодействие осуществляется «по инерции», хотя и играет решающую роль для Литвы.

2. Те или иные меры Москвы и Вильнюса в отношении друг друга обусловлены не столько экономическими, сколько политическими мотивами; при этом сворачивание хозяйственных связей происходит на фоне традиционной напряженности между Россией и Литвой, осложненной общим ухудшением отношений между Россией и странами Запада.

3. Причины падения объемов взаимного товарооборота обусловлены как политической конфронтацией (присоединение Литвы к антироссийским санкциям и введение ответного эмбарго со стороны России), так и колебаниями цен на энергоносители.

4. Начавшийся после обретения независимости процесс политического обособления Литвы от стран, образовавшихся на месте СССР, к настоящему моменту перешел в экономическую плоскость, выражаясь в действиях по разрыву сложившихся инфраструктурных связей. В то же время принятие тех или иных мер включает элементы «торга», т. е. попытки добиться более благоприятных условий для осуществления прежнего формата взаимодействия.

5. Несмотря на уменьшение интенсивности двусторонних экономических отношений, существует ряд факторов, который определяет их сохранение и в дальнейшем. Главными среди них являются факторы приграничного положения и сложившейся территориальной структуры размещения производственных комплексов, а также разности ресурсных потенциалов.

6. Оценка издержек, возникающих вследствие действий по демонтажу традиционных хозяйственных связей затруднительна, так как стороны предпочитают не акцентировать внимание на экономических аспектах политического противостояния.

Чумаков Михаил, III курс факультета Международных отношений МГИМО

Введение

2. Современное состояние взаимоотношений России и Литвы

3. Перспективы взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Литвой

Заключение

Список использованных источников

Введение

После того как президентом Литвы в 2009 г. стала Даля Грибаускайте, российско-литовские отношения начали выходить из состояния кризиса. С точки зрения интересов Москвы она, как человек и как политик, выгодно отличается от своего предшественника - Валдаса Адамкуса. Последний известен тем, что большую часть жизни проработал лесником в одном из американских штатов, после чего занял пост президента Литвы и начал разъезжать по миру, рассказывая всем о страданиях литовского народа. При этом сам он не страдал от русских оккупантов ни единого дня. Имел ли он моральное право на такие душещипательные истории - об этом судить не беремся, но с тем, что российско-литовские отношения при нем сильно деградировали, поспорить трудно.

В отличие от Адамкуса, Грибаускайте - женщина замечательная во всех отношениях. Она не замечена в русофобии, имеет черный пояс по каратэ (возможно, это помогло достичь хотя бы минимума взаимопонимания с Владимиром Путиным) и даже иногда дает интервью на русском языке. Однако то обстоятельство, что Литву сейчас возглавляет вполне лояльный России человек, не избавляет обе страны от конфликта интересов.

Настоящая работа посвящена исследованию многолетних, в достаточной степени сложных и неоднозначных, взаимоотношений России и Литвы. На основании исторического анализа и современного состояния этих взаимоотношений будет предпринята попытка геополитического прогноза нашего сотрудничества.

1. Исторический аспект взаимоотношений России и Литвы

Литва (лит. Lietuva), официальное название - Литовская Республика (лит. Lietuvos Respublika) - государство в Европе, на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на востоке - с Белоруссией, на юго-западе - c Польшей и Калининградской областью России.

В составе Российской империи

В XVIII веке, после Северной войны, Польско-литовское государство пришло к упадку, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах вся территория Польши и ВКЛ была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Большая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России. Попытки восстановить государственность вызвали переход польско-литовского дворянства на сторону Наполеона в 1812 году, а также восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов, которые окончились поражением. Во второй половине XIX века начало формироваться национальное движение.

В Первую мировую войну с 1915 года Виленская губерния была оккупирована Германией. 16 февраля 1918 года в Вильно Литовская Тариба (Совет Литвы) провозгласила восстановление самостоятельного государства.

27 февраля 1919 года в Вильне состоялось объединённое заседание ЦИКов Литвы и Белоруссии. На нём было провозглашено образование Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбела) со столицей в Вильне, а с 19 апреля 1919 года в Минске. Литбел фактически прекратил свое существование в августе 1919 года, в результате контрнаступления польских войск в ходе советско-польской войны. На занятой войсками под командованием генерала Л. Желиговского части литовских и белорусских территорий было создано временное государственное образование Срединная Литва (1920-1922), в 1922 году включённое в состав Польши. До сентября 1939 года Виленский край находился в составе Польши. В 1923 году к Литве отошёл Мемель (Клайпеда).

С 1919 по 1939 год временной столицей Литвы был Каунас.

В 1922 году в Литве была принята конституция, предусматривавшая создание парламентской республики. В декабре 1926 года в Литве произошёл военный переворот, возглавивший его лидер националистической партии Антанас Смятона установил авторитарный режим.

22 марта 1939 года гитлеровская Германия предъявила Литве ультиматум с требованием вернуть ей район Клайпеды, который Литва была вынуждена принять.

10 октября 1939 года в Москве был подписан «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» сроком на 15 лет, предусматривавший ввод в Литву 20-тысячного контингента советских войск. 15 ноября 1939 года состоялась официальная церемония ввода в Литву советских войск, которая носила чисто символический характер, поскольку советские войска уже находились в Вильнюсе (Вильно) с 20.09.1939 г.

По Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года в Литве было размещено ограниченное количество советских наземных и воздушных вооружённых сил.

Присутствие советских войск на территории Литвы, в период с октября 1939 г. по июль 1940 г. обострило внутриполитическую ситуацию в республике. Чувствуя моральную поддержку Красной Армии, активизировалось левое движение, на что официальные власти Литовской республики ответили «изоляцией» мест дислокации советских войск. Начались провокации против солдат Красной Армии и акты запугивания местного населения, которые работали на территории войсковых частей.

В 1940 году начальник Литовского департамента госбезопасности с официальным визитом посетил Берлин, то есть это произошло уже после того, как Гитлер под угрозой войны отнял у литовцев Клайпеду. И в ходе этого визита он по поручению руководства республики предложил немцам взять в состав рейха и всю остальную Литву. На это предложение немцы дали положительный ответ, но с одной оговоркой: они были готовы занять Литву не ранее конца 1940 года. Естественно, вторжение Красной армии поломало этот сценарий, но и после присоединения республик Прибалтики к СССР немцы продолжали пестовать литовских националистов: в Берлине было создано Литовское информационное бюро, Абвер поддерживал подпольный Фронт литовских активистов, готовивших свержение советского режима.

14 июня 1940 года Литве был предъявлен ультиматум с требованием допустить на территорию страны дополнительные советские войска, отправить правительство в отставку. 15 июня Литовская республика согласилась с требованиями СССР и разрешила увеличение численности советских войск. 14-15 июля проведены выборы в «Народный сейм», к участию в которых был допущен лишь один партийный список: просоветский «Блок трудового народа».В выборах в народный сейм Литвы приняло участие 1 386 569 человек, то есть 95,51 % всех имевших избирательное право. За кандидатов «Блока трудового народа» Литвы голосовало 1 375 349 избирателей, то есть 99,19 % участвовавших в голосовании. Народный сейм 21 июля провозгласил образование Литовской ССР и постановил просить Верховный Совет СССР принять Литовскую ССР в состав СССР. 3 августа 1940 года Верховный Совет СССР удовлетворил эту просьбу.

22 июня 1941 года, после нападения Германии на СССР, последовали мятежи в крупных городах Литвы. В Каунасе было провозглашено Временное правительство Литвы во главе с Юозасом Амбразявичюсом, которое с самого начала поддерживало тесные контакты с немцами. Однако после прихода гитлеровцев Временное правительство и его органы были распущены, многие деятели арестованы. Литва была включена в Рейхскомиссариат Остланд, в рамках которого ей была предоставлена некоторая автономия. Оккупационную администрацию («доверительный совет») возглавлял генерал Пятрас Кубилюнас. В 1941-1944 годах Литва была оккупирована нацистской Германией. В 1944 году Красная Армия разгромила немецкие войска, освободив территорию Литовской ССР.

После восстановления советской власти в свыше 300000 жителей Литовской ССР подверглись как репрессиям (ссылкам и заключениям в лагеря), так и были осуждены за военные преступления и тотальный геноцид еврейского населения, совершенные ими в годы оккупации в составе литовских охранных батальонов и специальных отрядов СС. Вооружённое сопротивление советским властям продолжалось до 1952 года, при этом за 1944-1952 годы было уничтожено 20100 литовских партизан. От их рук за тот же период погибло 9267 гражданских лиц. По другим подсчётам, в период между 1949 годом, когда было создано централизованное Движение борьбы за свободу Литвы („Lietuvos laisvs kovos sjdis“), и 1953 годом, когда массовое вооружённое сопротивление было сломлено, партизанами было убито несколько тысяч гражданских лиц (более 1000 детей и 200 учителей), 615 работников госбезопасности, вооружённых советских активистов, бойцов истребительных отрядов; потери партизан составили 3070 человек. Отдельные стычки происходили вплоть до 1957 года.

При советской власти проводилась индустриализация Литовской ССР, а также развитие и совершенствование инфраструктуры, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства (сопровождавшееся ликвидацией хуторов и «неперспективных деревень»), развитие культуры и системы образования. После восстановления независимости, Советское правительство блокировало экономические связи Литвы с Советскими Республиками, в том числе и возможность доставки энергоносителей и большинство промышленных предприятий, созданных во время СССР, попали в очень трудную экономическую ситуацию, потеряв производственные связи, и многие из них были закрыты (как и во всех странах Балтии).

11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской Республики провозгласил Акт о восстановлении независимости Литвы. В феврале 1991 года восстановленная независимость Литовской Республики была признана Исландией, в августе 1991 года - Россией и международным сообществом.

В 2001 году вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В 2003 году был подписан договор о вступлении Литвы в Европейский союз, который был подтверждён гражданами Литвы на референдуме. 1 мая 2004 года Литва вступила в Европейский союз.

Украинский кризис 2014 г. не обошел стороной отношения России со странами Балтии. В контексте этого кризиса все чаще внимание экспертов и средств массовой информации привлекает Литва, которая из всех прибалтийских государств проявила наиболее активное участие как в процессе организации сорванного в итоге подписания Ассоциации Украины с Евросоюзом, так и в целом в рамках развития программы Восточное партнерство. Негативные политические аспекты отношений России и Литвы оказывают и уже не первый год мощное воздействие на развитие двусторонних экономических и политических отношений, а 2014 г. стал, пожалуй, самым проблемным в этом плане, и перспектив разрешения сложившейся ситуации пока не просматривается.

Президентские выборы: мифы против фактов

Ключевым событием внутриполитической жизни Литвы 2014 г. стали президентские выборы, которые, несмотря на то, что Литва не является президентской республикой, имели большое значение. Во внешнеполитическом контексте это было связано, в первую очередь с перспективой отношений с Россией, ведь кандидаты от левых партий и партий национальных меньшинств воспринимались как более лояльно относящиеся к России, в отличие от действующего президента Д. Грибаускайте.

В ходе президентских выборов неожиданности не произошло, и президент была переизбрана на новый срок, набрав в первом туре 46 процентов голосов. Многие российские эксперты, заточенные на критику нынешнего руководства Литвы, оценили этот результат как недостаточный. Однако любой более или менее объективный анализ показывает, что для государственного деятеля, находящегося не первый год на вершине власти, получить в первом туре такой большой процент – это несомненный успех. При этом в ходе предвыборной кампании необычно важным аспектом была позиция кандидатов по внешнеполитическим вопросам. Грибаускайте в отличие от «левого» кандидата Бальчитиса или лидера литовских поляков Томашевского резко критиковала Россию и более радикально высказывалась в поддержку Украины, что вызывало недовольство некоторых кандидатов, обвиняющих своего главного конкурента в преувеличении российской угрозы.

По сути дела именно антироссийская риторика во многом способствовала успеху Грибаускайте, традиционно ей оказали поддержку консервативные регионы, прежде всего, бывшая столица - Каунас. Меньшую поддержку президент получила в регионах с высокой долей польского населения, где большой процент получил Томашевский, лидер поляков Литвы, который упрочил свои позиции на волне критики национальной политики Литвы, Сейм которой так до сих пор и не принял важнейший закон о нацменьшиснтвах. Характерно, что в период президентского срока Грибаускайте осложнились отношения между Польшей и Литвой, не в последнюю очередь именно в результате своеобразной национальной политики Литвы, которая не идет на уступки меньшинствам, к примеру, в вопросе о названиях улиц на польском языке. Интересно, что Томашевский получил серьезный процент голосов, будучи поляком, в районах компактного проживания русских, а значит, воспринимался как протестный кандидат.

Во внешнеполитическом плане победа Грибаускайте приведет, и фактически сегодня это мы уже видим, к дальнейшему обострению отношений Литвы с Россией, а также следует ожидать еще более тесного следования Литвы в фарватере политики США, попыток наладить более тесные отношения со странами Скандинавии и преодолеть негативные тренды, существующие в отношениях Варшавы и Вильнюса. Литва, очевидно, будет и дальше играть более активную роль по сравнению с другими странами Балтии в глобальных внешнеполитических вопросах, таких как украинский кризис или процесс введения санкций против России, настаивая на их расширении и ужесточении.

Итоги президентских выборов продемонстрировали непонимание или нежелание объективно анализировать внутрилитовские процессы многими российскими экспертами, которые выдавали желаемое за действительное. Сначала делались попытки предсказать успех социал-демократов, затем 46 процентов, полученных действующим президентом, объявлялись не очень удачным результатом, потом высокий процент объяснялся отсутствием Р.Паксаса а в предвыборной гонке и популизмом литовского лидера. Все это показало недостаток непредвзятой оценки внутриполитической ситуации, и чрезмерное преуменьшение степени популярности действующего президента.

Итоги президентских выборов продемонстрировали резкий контраст действительности и прогнозов и привели многих к бесперспективным попыткам поиска иррациональности в выборе литовского общества, что невозможно воспринимать без иронии. При этом зачастую делались безосновательные попытки представить дело так, что левые, в отличие от консерваторов изменили бы внешнеполитический курс, однако и это утверждение кажется сомнительным. Несмотря на то, что в случае победы левых степень напряженность между Москвой и Вильнюсом была бы несколько меньше, общий вектор на стремление обрести полную экономическую независимость от России, непременно сохранился бы, что можно наблюдать по тем мерам, которые в последние недели предпринимает литовское правительство во главе с социал-демократом Буткявичюсом.

Ситуация в сфере энергетики и попытки добиться энергонезависимости

Помимо сугубо политических вопросов главное в отношениях России и Литвы - экономика и основа экономических отношений двух государств - энергетика. В этом плане ключевая задача Литвы - добиться энергетической независимости от России и страна готова пойти на определенные лишения ради достижения этой национальной задачи. В этих целях реализуется целый ряд проектов.

Висагинская АЭС

Следует отметить, что в рамках СССР Литва была одной из немногих республик - обладательниц атомной электростанций. АЭС в Игналине была закрыта по требованию Евросоюза. При этом демонтаж оборудования, осуществляемый немецкой компанией Nukem, происходил в постоянных противоречиях с литовским правительством по вопросам финансирования и сроков работ. До 2009 г. Литва полностью обеспечивала себя электроэнергией. А уже в 2012 г. Россия экспортировала в Литву 4,78 млрд. киловатт часов, - 56 процентов литовского импорта, при этом Литва импортирует электроэнергию и из Эстонии и Белоруссии.

Литовское правительство полностью не отказалось от атомной энергии. При этом проекты участия в импорте энергии из Балтийской АЭС в Калининградской области были отвергнуты. Запланировано построить новую более современную Висагинскую АЭС. Однако и этот проект также не обошли стороной проблемы. После того как был наконец найден подрядчик - японская фирма Hitachi(мощность станции была определена в 3400 мегаватт и стоимость в 5 млрд. евро) состоялся референдум, на котором 60 процентов населения высказались против строительства АЭС. Проект был видоизменен, и новое литовское руководство вернулось к нему, мотивируя это тем, что народ голосовал именно за старый конкретный проект, а новый представляет собой иное техническое решение. В реализации проекта и с технической точки зрения есть ряд узких моментов. Висагинская АЭС строится с одной стратегической целью - снять энергетическую зависимость от России, но тогда необходимо выйти из стети BRELLто есть уйти из постсоветской электрической сети и стать интегральным элементом североеропейской сети. Для этого необходимо строить не такую мощную АЭС, ведь известно, что система может функционировать только тогда, когда один элемент системы не превосходит 3 процентов от ее общей мощности, а общее число элементов не превосходит 40 единиц.

В этом контексте многие эксперты из самой Литвы, представители движения зеленых говорят о необходимости мощного соединения со Швецией с одновременным строительством терминала сжиженного природного газа, что даст боле эффективный рычаг для получения энергетической независимости от России. В любом случае, важно понимать, у кого покупать резерв, а также по какой цене будет продаваться электроэнергия, ведь Литва не может себе позволить продавать ее по цене намного более низкой, чем та, по которой продают электроэнергию в ЕС.

Тем не менее, курс консерваторов на продолжение строительства взят. Hitachi создала промежуточную компания по реализацию проекта, очевидно следует ожидать попыток вновь интегрировать в проект балтийских соседей, а также убедить население в его необходимости через аргументацию об изменение сути проекта, мощности АЭС, тем более что проведенный референдум с отрицательным результатом имел совещательное значение.

Строительство представляет определенную угрозу для электроэнергетической безопасности Калининградской области, где Россия вынуждена реализовывать проект изолированной системы посредством строительства новых электростанций и регазификационного СПГ-терминала.

Мажейкяский НПЗ и сланцевый газ

Мажейкяйский НПЗ был частью нефтегазового комплекса СССР. На нём перерабатывалась сибирская нефть, которую поставляли на Запад по нефтепроводу «Дружба». В конце 90-х годов НПЗ был приватизирован. Затем его контрольный пакет акций достался «Юкосу». В 2006 г. польский концерн PKN Orlen выкупил акции НПЗ у «Юкоса» и правительства Литвы (90% за 2344 млн. долларов). Эта сделка носила не только экономический характер, но имела и большое политическое значение, так как фактически блокировала попытки российских компаний купить НПЗ. На базе НПЗ была создана компания Orlen Lietuva. Мощность НПЗ - 12 млн. т сырья в год. Объём переработки нефти в последние годы - 8–9 млн. т. Пропускная способность терминала - 10 млн. т в год. Нефть стала перевозиться танкерами из Ирака, Колумбии, Норвегии, Венесуэлы и Анголы на Бутингский терминал. Затем нефть транспортируется по Биржайскому нефтепроводу на НПЗ. В 2009 г. Orlen Lietuva по результатам своей деятельности получила убытки. В 2013 г. чистый убыток компании составил 94 млн. долларов. Это неудивительно в виду крайне неудачной логистики. В этих условиях руководство Orlen Lietuva объявило весной 2014 г. о сокращении персонала. В настоящий момент ввиду неэффективности рассматривается вопрос о продаже за символические деньги НПЗ литовскому правительству.

В 2014 г. также активно обсуждался вопрос о разведке и добыче сланцевого газа в Литве. Американская компании Chevronотказалась от идеи разведки и добычи газа, но на реализацию концепции энергетической безопасности правительство Литвы вновь намерено объявить соответствующий конкурс. Уход Сhevron нанес сильный психологический удар, оказалось, что запасов сланцевого газа вовсе не так много, как, например в соседней Польше и американцы отказалась участвовать в заранее невыгодном для них проекте, признав свою ошибку. Если несколько лет назад запасы сланцевого газа в Литве оценивались в 120 млрд. кубометров, а сейчас только в 10.

Терминал сжиженного газа

Строительство терминала сжиженного газа - самый главный энергетический проект Литвы. Идея заключается в том, что в Корее построено судно-преработчкик газа, которое будет располагаться в порту Клайпеда, куда газ будут доставлять газовозы, а после переработки газ будет транспортироваться в энергетическую систему Литвы. Соответствующие кредиты под строительство Литве предоставил Евросоюз. С одной стороны, эта идея вполне реальна и достижима, но имеется и ряд проблемных параметров, ведь даже в случае соглашения с норвежской Statoilо ценах ниже, чем среднемировые, Литве все равно придется серьезно переплачивать, так как есть еще амортизационные расходы по переводу СПГ в трубный газ, а также необходимо арендовать судно-хранилище. Газ СПГ окажется дороже газа«Газпрома» и вполне вероятно может стать своеобразной данью в обмен на энергетическую независимость. Вместе с тем, использование терминала, это реальный шаг к диверсификации и энергетической независимости, учитывая соглашение с норвежцами и долгосрочный характер проекта, в то время какГазпром ушел с литовского рынка, продав свои доли по37,06% в литовской газотранспортной компании Amber Grid и газораспределительной Lietuvos Dujos.

Литва и санкции

По все оценкам как российских, так и европейских экспертов, Литва несет наибольшие убытки по сравнению с другими странами в результате введенных Россией продовольственных санкций. Особенно активно апокалипсические прогнозы дают российские СМИ, отмечая, что экономике Литвы грозит полный коллапс.

Литва поставляет в Россию молочную продукцию, мясо, животные корма. Общая стоимость литовского импорта, попавшего под запрет, оценивается примерно в 270 млн.евро. Экспорт молочной продукции Литвы в Россию за пять месяцев этого года составил 67,5 млн. евро. Запрет на ввоз в Россию продукции ряда сельскохозяйственных отраслей наиболее негативно сказался на молочных кооперативах Литвы, поскольку около 33% молочников Литвы столкнулись с проблемой сбыта, об этом в частности говорится в заявлении главы Литовской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Ю.Довиденене. Для Литвы воздействие российских санкций по подсчетам министерства хозяйства, приведет к замедлению роста внутреннего валового продукта страны в этом году на 0,2%, и потерям бюджета около 115 млн. евро, что все же заметно меньше некоторых прогнозов.

Что касается мяса, то в начале нынешнего года Россия ввела полный запрет на экспорт литовского мяса, объясняя это вспышкой в Литве вируса африканской чумы свиней. Поэтому местные переработчики с весны этого года также активно занимаются поиском новых рынков. Уже за одно первое полугодие этого года экспорт продуктов животного происхождения уменьшился почти на 12 процентов, как и экспорт готовых продуктов питания. Все это остро ставит вопрос о поиске альтернативных рынков - крупных европейских стран и мусульманских стран, для экспорта в которые надо отменить запрет на ритуальный убой скота. В целом санкции наносят серьез ущербе отдельным отраслям, пусть и важным, но далеко не факт, что они способны привести к коллапсу национальной экономики Литвы.

События 2014 г. в российско-литовских отношениях позволяет сделать ряд выводов неутешительного характера. Литва, особенно после президентских выборов и победы действующего президента продолжит курс на активное участие в давлении на Россию, как по украинскому вопросу, так и в целом в контексте современной международной ситуации в Центральной Европе, одновременно с этим стремясь еще теснее сблизиться со скандинавскими странами и вероятно с Варшавой. Литовская элита консолидирована в этом вопросе, и речь может идти только о деталях, но стратегический курс Вильнюса твердый и определенный, а результаты выборов отчетливо показали страх перед российской политикой и доверие к жесткому курсу Грибаускайте.

Ключевой вопрос для Литвы - отказ от энергозависимости и реализовать эту идею литовское руководство готово даже ценой потерь, ведь российский газ в любом случае был бы дешевле, чем норвежский.

Российские санкции оказывают довольно заметное влияние на экономику Литвы. Хотя в России и склонны преувеличивать их влияние, но следует признать, что отдельные отрасли они затронут в немалой степени, что потребует диверсифицировать рынки.

Политика Литвы, если посмотреть на нее сугубо с тактической точки зрения, не носит прагматичного характера. Куда проще было бы не рушить связи с Москвой и иметь гораздо больше выгод, но если посмотреть на вопрос стратегически, то идеологизированность в политике Литвы во многом носит характер реакции на российские действия, и здесь обе стороны грешат тем, что в последнее время геополитические аргументы берут верх над экономическим расчетом. В этих условиях Литва стремится стать одной из первых, кто опровергнет аргумент о вечной привязке к российским энергоносителями и на своем примере продемонстрирует излишнюю уверенность России в том, что энергоресурс позволит долгие годы держать под контролем внешнеполитические тренды малых европейских стран, воздействовав через профильный бизнес внутри этих стран на их политические элиты.

Вполне вероятно, что Литве, во многом благодаря строительству терминала и более плотную завязку на норвежский газ удастся это сделать вне зависимости от того, будет или нет продолжаться дальше санкционная гонка. В любом случае, на данном этапе надежды на финляндизацию политики Литвы остаются призрачными и отодвигаются в далекое будущее. Несмотря на тесные связи стран Балтии с Финляндией, следовать ее курсом в отношении России страны Балтии, и в частности Литва с ее харизматичным и экспансивным лидером, явно не готовы.

Александр Гущин - заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета

Российско-литовские отношения

В текущих реалиях Балтийский регион представляется для России весьма сложным в контексте построения политических, экономических, военно-технических отношений. Литва не является исключением. На протяжении совместного существования в СССР государство наряду с Латвией, Эстонией проявляла “отстраненность” от общих совместных дел, демонстрируя неприятие и нежелание смиряться с диктуемыми реалиями. После распада СССР был выбран жесткий курс на европеизацию, обличение грехов социалистического режима.

Поэтому построение нового дискурса взаимоотношений между Россией и Литвой представлялось через призму прошлого наследия и современной сложной политической ситуации. Необходимо было расширить рамки почившего Советского Союза, в которых прибывали связи двух стран, заключающиеся в существовании Империи и крошечной периферийной республики, полагающей себя “похищенной” из западного сообщества; преодолеть парадокс, объясняющийся тем, что новой России в основном удалось наладить отношения с большинством стран враждебного в годы «холодной войны» западного сообщества в отличие от новых балтийских соседей, включая Литовскую республику.

На 1 января 2011 г. в стране проживало около 165 тыс. этнических русских. Среди национальных меньшинств Литвы русская община занимает второе место, уступая лишь полякам. Две наиболее крупные этнические группы российской диаспоры (русские и татары) имеют статус национальных меньшинств. Немногим менее 90% российских соотечественников имеют литовское гражданство, а 10,6% (17,5 тыс. чел.) – гражданство России .

Политические взаимоотношения

Официально признанная независимость Литвы (ЛР) была признана Постановлением Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г. Спустя месяц — 9 октября 1991 г были установлены дипломатические отношения между государствами. Тем не менее, следует отметить, что первый двусторонний договор между РСФСР и Литовской республикой был заключен 29 июля 1991 г. в Москве, когда подписывается Договор об основах межгосударственных отношений, ставший предтечей и основой дальнейших контактов.

Однако наличие нормативной базы не упрощало всю сложность новых реалий. Для России, безусловно, стало вызовом резкая переориентация балтийских государств на Запад. Несмотря на меньшую по сравнению с Эстонией и Латвией российскую диаспору, вопросы гражданства не раз вставали на повестку дня государственных сношений наряду с проблемами границ, обусловленные тем, что после войны не было официальных документов о присоединении территорий к Литве (Клайпедский край).

В результате подписанные еще в октябре 1997 г. Договор о российско-литовской государственной границе и Договор о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море вступили в силу только в августе 2003 г. Не до конца урегулированной остается проблема «калининградского транзита», хотя она была частично решена подписанием двусторонних межправительственных соглашений о взаимных поездках граждан (2002 г.) и о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (2003 г.) .

Касательно непосредственно личных контактов, следует отметить, что первый визит Президента Литвы (В.Адамкус) состоялся в 2001 г. Из официальных документов МИД РФ можно проследить хронологию дальнейшего развития отношений – в 2009 г. состоялись телефонный разговор (18 августа) и краткая беседа в Берлине (9 ноября) президентов Российской Федерации и Литовской Республики Д.А.Медведева и Д.Грибаускайте, 10 февраля 2010 г. в Хельсинки прошла встреча Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с литовским лидером, а 26 марта 2010 г. в Москве – с Премьер-министром Литовской Республики А.Кубилюсом .

Регулярный характер носят контакты министров иностранных дел двух стран. Главы внешнеполитических ведомств России и Литвы, в частности, встречались 4 июня 2009 г. в Хельсингере, Дания («на полях» министерской сессии СГБМ), 29 октября 2009 г. в Москве, 17 июля 2010 г. в Алма-Ате («на полях» СМИД ОБСЕ). Также прилагаются усилия по развитию межпарламентских связей между представителями главы палат Федерального Собрания (ФС) Российской Федерации и Сейма Литовской Республики. 14-15 октября 2009 г. в Москве находился председатель группы Сейма Литвы по связям с ФС России, председатель комитета Сейма по вопросам обороны и безопасности А.Анушаускас. Межпартийные связи регулярного характера не носят и ограничиваются контактами «Единой России» с партией экс-премьера К.Прунскене (ранее – Союз крестьян-народников Литвы, сейчас – Народная партия Литвы).

Особое внимание в российско-литовских отношениях уделяется вопросам устойчивого жизнеобеспечения Калининградской области (КО) России. Главные усилия в этой сфере российская сторона направляет на обеспечение максимально благоприятных условий для осуществления пассажирского, грузового и воинского транзита в/из КО через территорию Литвы, а также свободы приграничного перемещения жителей области .

Однако, даже при условии наличия определенных политических инициатив и воли, остаются нерешенными целый ряд задач, в первую очередь проблема “советского наследия”. Литва на официальном уровне требует признания прошлого соседства в рамках СССР как преднамеренного захвата собственной территории. Своеобразным апофеозом стало принятие 15 июня 2010 г. поправок в Уголовный кодекс Литовской Республики, установивших уголовное наказание за отрицание так называемой советской оккупации. Необходимостью признания Россией оккупации литовские политики и дипломаты все чаще обусловливают прогресс двустороннего диалога .

Страницы: 1



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт