Пожарные собаки (быль). Пожар – Лев Толстой

16.06.2019

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На неё садились мухи и кусали её. Она закрыла голову полотенцем и заснула.

Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла.

Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала:
- Глянь, Килюска, какую я печку вздула.Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала.
Старший мальчик Ваня (ему было восемь лет) был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонок ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом.
Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше:
- Беги, сгоришь!
Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжёл и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше:
- Тащи его за голову! - а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.

Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку.

Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.

Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Воробей и ласточка

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые - озимями и травой, гуменники - хлебными зернами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, о орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали, но трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страза метаться из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад о своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха рыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

Заяц-русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ужо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.

Зайцу нужна опять было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.

Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы их были потные, и у поту пристал иней. Лошади толкались в хомутах, ныряли, выныривали в ухабах. Мужи догоняли, обгоняли, обгоняли, били кнутами лошадей. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.

Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по субоям; зайцев задержали субои, а собака на десятом прыжке завязала в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну. По дороге он, на зеленях, встретил двух зайцев. Они кормились и играли. Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег, поел озими и пошел дальше. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышали плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Они поиграл с ними на расчищенном току, поел овса из начатой кладушки, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу.

На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.

Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз поде дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и полетел к морю.

Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, - нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

Урок внеклассного чтения 2 класс.

Учитель - Кильдибекова И.И.

Тема: Л.Н.Толстой «Пожар».

Цели: Образовательная - продолжить знакомство с литературными жанрами на основе произведения Л.Н.Толстого «Пожар»; повторить произведения известных авторов про пожар; учить выборочному чтению.

Развивающая - развивать устную речь, учить рассуждать,

развивать мышление через анализ поступков героев, умение сравнивать, делать выводы; расширять кругозор учащихся через использование дополнительной информации и литературы, интерес к литературе.

Воспитывающая –аккуратное обращение с огнём, доброжелательное отношение друг к другу, культуру речи.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Постарайтесь всё понять

Много нового узнать.

2.Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадку.

Бежит- сверкает, мерцает, переливается,

А заденешь - жжет, кусается? (Огонь).

Ребята, а вы знаете,как появился огонь на Земле?

А хотите узнать? Об этом нам расскажет Егор (огонь из молнии, как люди поддерживали огонь, священность огня).Рисунок огня на доску.

Есть ещё легенда о появлении огня на земле. С ней вы можете познакомиться в данной книге «Мифы Птолемей», которую можно взять в школьной библиотеке.

Ребята, а кто из вас знает, как можно получить огонь?

(при трении, при ударе камень о камень)

С давних времен люди учились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям?

Какую пользу приносит огонь? (ответы детей)

На доску вывешиваются слова: - обогревает

Освещает

Приготовление пищи

Молодцы, ребята.

А только ли пользу приносит огонь? (нет)

А о том, какой вред может нанести огонь,вы вспомните сами из известных вам произведений.

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание (отрывок из стихотворения).

С.Я.Маршак. «Пожар».

Приоткрыла дверцу Лена-

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам.


С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки ребёнок

Протягивал к ним.

К.И.Чуковский «Путаница».

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!!

Помогите, помогите!»

Спасибо! Молодцы!


Что общего, во всех трёх произведениях? (тема пожара)

В каком произведении, прочитанном вами дома, встретилось

Слово ПОЖАР?

Кто написал это произведение?(Л.Н.Толстой).

К какому жанру относится это произведение? (Стих-е, рассказ, басня, былина), (рассказ, он повествует о событии, которое произошло).

3.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, о чем пойдёт речь на уроке? (Мы будем работать над произведением Л.Н.Толстого «Пожар» и узнаем, всегда ли огонь нам друг).

4. Физ. Минутка. Зарядка для глаз. Под музыку.

5.Словарная работа.

Глазки открываем. - Что изменилось? (появились слова на доске).

Чем мы сейчас будем заниматься и зачем это нужно?

(разберём непонятные, сложные слова)

ЖИТВО

СЕНИ

СВЯСЛА

СНОПЫ

ОШАЛЕЛА

Как и где можно узнать значение данных слов?

Кто сможет объяснить значение данных слов?

(показать снопы, по Толковому словарю Ожегова находим значение слова ошалела-потеряла соображение от испуга, сильного удивления)

6.Проверка усвоения прочитанного.

Дома вы ознакомились с содержанием текста. – Понравился ли вам этот рассказ?

Почему этот рассказ называется «Пожар»?

Кто является главными героями этого произведения?

Какова главная мысль этого рассказа?

Что такое ПОЖАР? (это беда, гибель природы, людей)

В словаре даётся такое объяснение данного слова –непреднамеренное возгорание предметов по неосторожности, из-за небрежного обращения с огнём.

А что же случилось в рассказе?

А кто в этом виноват?

Как звали эту девочку?

7.Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.

Найдите в тексте ответ и зачитайте.

Почему Маша этим занялась?

(ей было скучно, интересно, любопытно) за чтение ставится оценка.

Как повели себя дети, когда начался пожар? Зачитать. Оценка.

В чём была ошибка детей?

(разбудить бабушку и выбежать из дома)

Давайте найдём отрывок, в котором рассказывается о героическом поступке старшего брата Вани. Зачитать. Оценка.

8. Итог урока.

Все рассказы Л.Н.Толстого обязательно чему-то нас учат. Чему же научил этот рассказ?

Какой вывод для себя сделали вы?Ответы ребят.

Когда огонь может стать не другом, а врагом и от кого это зависит?

А знаете ли вы по какому номеру нужно позвонить в такой ситуации?

Кто придёт нам на помощь?

Картинка пожарника телефон 01

Почему нам приходится обращаться к людям данной профессии,

вы сейчас увидите.

ИНСЦЕНИРОВКА (два ученика)

Д.-Чем бы нам заняться? М.- Что бы такого сделать?

Ой, я, кажется, придумал!

(достаёт из кармана спички, пытается зажечь)

Давай мы с тобой костёрчик разведём.

Д.- Вот здорово! Давай! Загорится огонёк, огонёк!

Появляется взрослый.

Взр.- Ой, что это вы делаете?

Ну что вы кричите, пожар что ли?

Взр. – Не останови я вас вовремя – пожара не миновать!

Ой-ой-ой! Из-за какой-то малюсенькой спички пожар? Ну, вы насмешили!

Взр. – Да! – Правда, ребята!?Мы то знаем, что спички - это не игрушка. Когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом!Хоровое чтение последней фразы.

Большое спасибо нашим артистам.Оценивание.

Рефлексия. Продолжи предложение –

Я узнал…..

Японял….

Я задумался…

Мне понравилось….

Мне захотелось….

На следующем уроке мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и поговорим о пьесе «Любите обижающих вас».

Вас заинтересовало название? А хотите узнать о чём эта пьеса?

Чем пьеса отличается от других литер жанров?

9. Д. З. с.72-74 чит. Выписать и найти объяснение сложным словам. Подобрать пословицы.

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На нее садились мухи и кусали ее. Она закрыла голову полотенцем и заснула. Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла . Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала. Старший мальчик, Ваня (ему было восемь лет), был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонков ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше: «Беги, сгоришь!» Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше: «Тащи его за голову!» – а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт