Практикум для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми. Воспитание толерантности обучающихся: сущность, принципы

22.09.2019

«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого - дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

. содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
. способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО - Югра

Введение

1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности

1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие

1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности

2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста

2.1 Возрастные особенности младшего школьника

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П.Гаврилова, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе и толерантности.

Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих диссертационных работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P.Валитова, В.Жанкелевич, В.М.Золотухин, Ж.Лессэ, Дж.Локк, А.П.Мчедлов, Э.Нарагхи, Н.К.Рерих, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Тишков, Л.Н.Толстой, Б.Уильяме и др.; психологи: А.Г.Асмолов, В.Е.Кемеров, Е.Ю.Клепцова, И.В.Крутова, Ф.М.Малхозова, В.Г.Маралов, А.П.Оконешникова, Г.У.Солдатова и др.

В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; социальные педагоги не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.

Таким образом, тема нашего исследования - Толерантность как принцип социально-педагогической деятельности.

Объектом исследования выступают принципы социально-педагогической деятельности.

Предмет исследования - принцип толерантности как принцип социально педагогической деятельности.

Выдвинута гипотеза: толерантность как принцип социально педагогической деятельности будет продуктивна если:

Применение принципа толерантности будет целенаправленно;

Будут учитываться возрастные особенности;

Будет показана связь принципа толерантности с жизнью;

Будет уважительное отношение к личности ребенка;

Будет опора на положительный опыт ребенка;

Будет учитываться социальная обусловленность процесса воспитания толерантности;

Будет завуалированы педагогические воздействия на активность ребенка;

Будет создана толерантная среда в образовательном учреждении;

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.

2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.

3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.

4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, обозначены объект, предмет, выдвинутая гипотеза, цель и задачи исследования. В первой главе - теоретические аспекты социально педагогической деятельности в СОШ, рассмотрено понятие толерантность, содержание социально-педагогической деятельности в СОШ, методы и приемы применения принципа толерантности в социально-педагогической деятельности. Во второй главе рассмотрены возрастные особенности младших школьников, содержание социально-педагогической деятельности по применению принципа толерантности в начальной школе и выявлены условия социально-педагогической деятельности, которые способствую эффективному применению принципа толерантности, а так же разработаны рекомендации по применению принципа толерантности в условиях начальной школы. В заключении подведен итог по всей работе, в списке литературы представлены библиографические данные по проработанной литературе.

1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности

1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», массовые волнения в Москве, теракт в аэропорту Шереметьево… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть.

Тем не менее, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.

Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

Главным шагом в развитие толерантного общества было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы толерантности общества. Так же были приняты Федеральные Целевые программы. Одна из них: Федеральная Целевая программа «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ».

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие куль­туры мира на Земле.

В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:

Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

Обучение пониманию необходимости отказа от насилия,

Использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

Прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существова­ния в различных культурных и социальных контекстах.

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI-XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и же­стоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах».

Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и со­гласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».



В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и цен­ностям других людей.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важ­но знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потреб­ностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толе­рантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толеран­тного человека. В психологии искреннее сопереживание эмо­циональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в предлагаемой разработке уделено особое внимание.

Толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантно­сти или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кон­чая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблю­дателям.

7.2.1 Критерии толерантности:

Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим воз­можностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

Сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств;

Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом. Многие люди надеются на утверждение этой модели, следуя которой, современное общество сможет разрешить проблемы, связанные с толерантностью. Модель либерального плюрализ­ма предполагает два полюса. На одном - разнообразные убеждения нравственного и религиозного характера, которых придерживаются различные группы внутри общества. На другом - беспристрастное государство, подтверждающее права каждого гражданина на справедливое отношение, включая и право вырабатывать и выражать свои убеждения. Эта модель описывает присущее толерантности сочетание убежденности и согласия: люди получают прибежище для своих убеждений в группах или сообществах, стоящих ниже государства, тогда как принятие мно­гообразия заключено в структуре самого государства.

Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающими потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

В сегодняшней школе классному руководителю необходимо знать, что цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Важными принципами толерантности признаются:

Отказ от насилия , как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности его убеждений. Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен».

Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы.

Толерантность в европейском понимании задает отношения безропотного подчинения законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественным потребностям. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства, представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении.

Принятие Другого , который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Деятельность по формированию установок толерантности нам кажется более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели только просветительским путем.

В качестве основных целей обучения правам человека, которое должно носить непрерывный характер (начиная с этапа дошкольного образования), выдвигаются следующие цели:

Воспитание человеческого достоинства;

Формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

Трансляция знаний о правах человека в национальном и международном измерении;

Воспитание понимания неразрывной связи прав человека и поддержания мира на планете.( Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования// Педагогика.,1999, № 2.С.5)

Важной частью поликультурного образования являются различные системы свободного воспитания, базирующиеся на принципах многофакторности и полифункциональности педагогического процесса. Так, в настоящее время уже получили распространение школы вальдорфской педагогики, диалога культур, педагогики «нового гуманизма».

Обучение толерантности в современной школе включает следующие направления педагогической деятельности:

ü толерантность - признание прав других на жизнь и достоинство;

ü узнавание - доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителей других групп;

ü отношение к различиям - признание позитивных аспектов разнообразия;

ü понимание уникальности - умение ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей;

ü дополнительность как принцип отношения к различиям - способность сочетать различия так, чтобы они обогащали и укрепляли общество;

ü взаимность как основание для стремления к сотрудничеству - способность видеть общие, взаимовыгодные для различных групп цели и интересы и добиваться их достижения; культура мира - признание взаимозависимости человеческого существования и универсальности ряда ценностей.

ü осуществление усилий по конструктивному взаимодействию различных социокультурных групп.

Вся работа по воспитанию толерантности должна основываться на следующих подходах:

Личностно-ориентированный:

· признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

· признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

· опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;

индивидуально – деятельностный подход:

· опора на активность, сознательность и самостоятельность;

· ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

· обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

· построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

В основу работы по воспитанию толерантности должны быть положены следующие принципы:

Принцип целенаправленности .

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка).

Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей, развитие интереса к проблеме толерантности, а также ряда других:

· развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;

· четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

· постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

· ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

· Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) (Роберт Кайл. Тайны психики ребенка, СПб-Москва, 2002, стр. 322). При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир, развить толерантность как средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толерантности.

· тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

· организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);

· определять методы, приемы и формы воспитания толератности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

· минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;

· включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь

1

Эффективная система менеджмента качества на уровне вуза должна опираться на систему критериев, социальный и педагогический смысл которых обращен и к образовательной деятельности, и к ее текущим результатам, включая компетенции выпускников. Известны различные системы критериев, которые используются в практике деятельности вузов, однако каждая из них неполна. Кроме того, большинство критериев основано на рассмотрении частных аспектов деятельности вуза (учебный процесс, воспитательный процесс и др.), а не на анализе интересов прямых «потребителей» образования. В то же время анализ этих интересов позволяет определить основополагающие принципы аксиологической ориентации профессионального образования . Рассматривая образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон Российской Федерации «Об образовании» ), в указанной работе было, в частности, получено, что интересы общества олицетворяют следующие принципы: а) гуманизм образования; б) демократизм образования; в) толерантность в образовании. В совокупности указанные принципы реализуют такие социальные ценности, как человечность, равенство, ответственность.

Для дальнейшего анализа каждый из этих принципов следует рассматривать как теоретический базис, на основе которого конкретизируются адекватные критерии характера образовательного процесса и его результатов. При формировании системы таких критериев необходимо: а осмыслить указанные признаки и сформировать максимально широкое поле частных следствий из них, проявляющихся в деятельности и ее результатах; б) преобразовать совокупность таких проявлений в критерии образовательного процесса и его результатов.

Рассмотрим принцип толерантности, обеспечивающий устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в социальном взаимодействии, и учтем его специфику в сфере образования. Принцип толерантности, в первую очередь, заключается в понимании того, что современная цивилизация должна базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, а также на требовании ко всем людям проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. Понятно, что реализация данного принципа является необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов .

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность означает отказ от догматизма, от абсолютизации истины, активное утверждение норм, установленных в российских и международных правовых актах в области прав человека. Толерантность ‑ это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. С морально-этических позиций толерантность ‑ это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии, правопорядка и ни при каких обстоятельствах не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Психологические установки толерантного сознания определяют устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп.

«На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. В интересах международного согласия... важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества» .

Образование может лишь частично повлиять на процессы, предопределяющие толерантность человека, причем такое влияние проистекает, прежде всего, из того, насколько образовательная деятельность организуется на основе принципа толерантности.

Толерантность необходима и в отношениях между отдельными людьми, и на уровне семьи, общины, общности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому принцип толерантности в образовании означает, что во всех образовательных учреждениях, а также в неформальном образовании должен укрепляться дух толерантности и формироваться отношения открытости, внимания друг к другу, солидарности. Образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» .

Отметим, что в настоящее время образование в духе толерантности рассматривается в качестве безотлагательного императива. Это означает защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства. Это означает всемерное поощрение методов обучения толерантности, не только раскрывающих разнообразные источники нетерпимости, насилия и отчуждения, но и способствующих формированию навыков независимого мышления, критического осмысления, самостоятельной выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Освоенность человеком принципа толерантности формируется в различных сферах его жизнедеятельности. Отсюда следует, что профессиональное образование может лишь частично повлиять на реальное принятие человеком принципа справедливости, причем такое влияние проистекает, прежде всего, из того, насколько толерантно реализуется сама образовательная деятельность.

Представленное выше поле смыслов принципа толерантности и следствий из него позволяет сформулировать совокупность соответствующих критериев. Эта совокупность неоднородна, она содержит следующие пять групп критериев.

1. Критерии качества условий образовательной деятельности.

  • Аксиологические основания образовательной деятельности, способствующие становлению и укреплению духа толерантности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
  • Условия образовательной деятельности, формирующие гармонию в многообразии проявлений человеческой индивидуальности участников.
  • Условия образовательной деятельности, способствующие формированию психологических установок толерантного сознания участников.
  • Условия образовательной деятельности, содействующие взаимопониманию, терпимости и дружеским отношениям между всеми участниками вне зависимости от их расовой и религиозной принадлежности.
  • Условия образовательной деятельности, способствующие активному утверждению в образовательной деятельности прав человека.
  • Условия образовательной деятельности, предоставляющие возможности для личностного и профессионального развития участников без какой-либо их дискриминации.

2. Критерии качества совместной деятельности участников.

  • Организация совместной деятельности, обеспечивающая свободу мысли, совести и убеждений участников.
  • Формирование в совместной деятельности отношений открытости, внимания друг к другу и солидарности.
  • Утверждение в совместной деятельности прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии, правопорядка, предотвращение любых посягательств на эти основные ценности.
  • Согласованность принципов, которыми руководствуются участники образовательного процесса, с нормами, установленными в российских и международных правовых актах в области прав человека.
  • Формирование в совместной деятельности уважения, признания, принятия и правильного понимания многообразия культур современного мира.
  • Всемерное поощрение в совместной деятельности методов обучения толерантности, способствующих формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и самостоятельной выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

3. Критерии оценивания хода и результатов деятельности.

  • Справедливость и беспристрастность правил, процедур и критериев оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.
  • Отказ от догматизма и от абсолютизации истины, в том числе, от признания в качестве истины мнений, соображений и заключений кого-либо из участников образовательной деятельности при оценивании ее хода и результатов.
  • Уважение, признание, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности в образовательной деятельности.

4. Критерии безопасности участников.

  • Защищенность всех участников образовательного процесса как носителей национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.
  • Защищенность всех участников образовательного процесса от воздействия разнообразных источников нетерпимости, насилия и отчуждения.

5. Критерии качества участников.

  • Устойчивость поведения в обществе отдельных участников и групп участников образовательного процесса.
  • Отказ от догматизма и от абсолютизации истины, в том числе, от признания в качестве истины собственных мнений, соображений и заключений.

Представленные критерии совместно с критериями реализации принципа гуманизма образования (см. в ) и принципа демократизма образования (см. в ) могут быть положены в основу нормативной модели качества образовательного процесса, оцениваемого с позиций общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гринкруг, Л.С., Фишман, Б.Е. Основополагающие принципы аксиологически ориентированного образования//Высшее образование в России. - 2006. ‑ №12, с. 26-32.
  2. Декларация принципов толерантности / Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. ‑ Электронный ресурс /http://www.investreal-uk.com/_rus/gb/impressions/graveyard/index_tolerance_1.htm.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Книга сервис, 2005. - 48с.

Библиографическая ссылка

Гринкруг Л.С. ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ И КРИТЕРИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 68-70;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2619 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Билет 1

Ключевым положением концепции П. Николсона является толерантность «есть благо, поскольку она - необходимое средство или условие внутренне благого, то есть слагаемое блага». И таким благом, по его мнению, могут быть свобода, справедливость, цивилизация, истина либо же некоторое их сочетание.

Рассматривая толерантность в религиозно-философском аспекте, следует отметить, что ряд исследователей, в частности Дж. Ньюмен, формулируют ее дефиницию следующим образом: индивид должен толерантно относиться не столько к какому-то религиозному верованию, сколько в первую очередь принять возможность для другого человека иметь его инакость.

Опасности толерантности, в определенном смысле «терпимость к чужому - дорога к утрате своего» .

А. В. Перцев определяет толерантность и как «позицию неустойчивого равновесия». Это, по его мнению, детерминировано тем, что «устойчивость в отношениях между людьми не может основываться на одной только доброй воле и рациональных этических соображениях.

3. Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

Билет 2

1. Различные определения термина «толерантность»

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСК), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Толерантность - это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение.

Толерантность - это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.

Толерантность - 1) терпимость, снисходительность к чему - либо; 2) принцип политического плюрализма.

Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность

Билет 3

Понятия толерантности и его различные характеристики

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

У понятия толерантности и его различных характеристик есть свой круг понятий, составляющих понятийное поле толерантности. Важнейшие среди них:

– компромисс;

– ненасилие;

–непротивление;
– неосуждение;

Незлословие.

– нейтралитет;

– равнодушие;

Обратные им понятия, как нетерпимость, одержимость, фанатизм.

Проблемами толерантности являются также более широкие, общечеловеческие ценности, такие как мир и любовь, которые по содержанию связаны с толерантностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность в современной научной литературе понимается в нескольких аспектах: прежде всего, как терпимость к людям, отличающимся от нас, а также как отказ от права на абсолютную истину, на право быть судьей. А так же отказ от насилия как средства навязывания своей точки зрения

Билет 4

Билет 5

Миробеспечивающая

Определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

Регулирующая

Ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Психологическая

Служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

Воспитательная

Обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

Коммуникативная

Развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

Культуросохраняющая

Обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативная

Обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

Фелицитологическая

Позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.

Группа

Приём «Эстафета».

Приём «Взаимопомощь».

Приём «Акцент на лучшее».

Группа

Приём «Ролевая маска».

«Встречные вопросы

Приём «Импровизация на свободную тему».

Группа

Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.

Приём «Любимые книги товарища».

Билет 6

Нравственная толерантность

В отличие от моральной, нравственная толерантность предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность.

Билет № 7

Научная толерантность

Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Билет № 8

Этническая толерантность

Этническая толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.

Воспитание толерантности

воспитание толерантности это процесс воспитания терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям, религиозным взглядам.

Сегодня толерантность выступает и как одна из целей образования, и как результат воспитания, и как критерий выбора методов педагогического взаимодействия, и как ориентир в образовательной деятельности.

Ведущими педагогическими условиями формирования толерантности являются:

Позитивный эмоциональный фон всего образовательного учреждения как основа толерантного пространства.

Установка на толерантность, состоящая в готовности и способности понимать партнеров по общению.

Личностно-ориентированное обучение.

Взаимодействие педагога и учащихся.

Группа

Приём «Эстафета». Приём «Взаимопомощь». Приём «Акцент на лучшее».

Группа

Приём «Ролевая маска». «Встречные вопросы» и др. Приём «Импровизация на свободную тему».

Группа

Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др., Приём «Любимые книги товарища».

3. Развитие толерантности как направленность личности в процессе образования

В современном мире возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной.

Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мульти-культурализм, плюрализм идеологий. Поскольку формирование такого типа личности происходит в системе образования и воспитания, то педагогическая толерантность является одной из форм социокультурного бытия толерантности.

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие опереться. Выделяют две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные.

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т.д.

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, а также уважение к другим.

Билет № 9

Билет № 10

Билет № 11

Светская Культура

Тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе. Короче говоря, светская культура не опирается на сверхъестественное начало, религию и т.д., а опирается на научные данные, знания и т.д.

Билет № 12

Антирелигия толерантности

Билет № 19

Человек – человек

Толерантную личность можно рассматривать с нескольких позиций. И одна из таких позиций

Человек - человек. Принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!

Билет № 20

1. Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности .

Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира.

Политика и деятельность АНК, Это казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия; межкультурный диалог – основа формирования новой казахстанской гражданственности; этноязыковой контекст; международно-региональный аспект и евразийская интеграция.

Билет № 21

Первый Президент РК

Апреля 1990 года, президентом Казахстана является Нурсултан Абишевич Назарбаев.

В работах Президента нашло свое место теоретическое обоснование концептуальных принципов национальной политики страны – «Единство через многообразие».

Характерной чертой политического почерка Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента создания особого социально-культурного и общественно-политического института.

В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, что придало ему высочайший статус и общественное признание.

Нурсултан Абишевич особо подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов.

Проявилась другая черта стиля Президента: решать проблемы фундаментально, посредством конкретных механизмов.

Назарбаев развивает собственную стратегию единства, основанную на демократической модели межэтнической толерантности, стимулировании развития новой гражданской идентичности.

Глава государства отмечает, что «единство национальных культур нашей страны является базой зарождения нового культурного феномена в пространстве срединной Азии. Это колоссальное богатство, которое мы должны сохранить и передать нашим потомкам».

Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана, справедливо заслужившие благодарность не только нашего народа, но и широкое международное признание.

Билет № 22

1. Историческая заслуга Н.А. Назарбаева в формировании казахстанской модели толерантности.

Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов. Земля Казахстана издавна стала родным домом для представителей более 130 национальностей и различных вероисповеданий.

Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана.

Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике, недостижимый для многих и сегодня. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира, которая на практике обернулась многомиллиардными инвестициями в республику.

Характерной чертой политического почерка Нурсултана Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента в трудных условиях 90-х стала идея создания особого социально-культурного и общественно-политического института, о котором впервые было заявлено в 1992 году – на Первом форуме народов Казахстана.

Н. А. Назарбаев отметил, – своей основной задачей считаю обеспечение общественной стабильности и межнационального согласия».

В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. А тот факт, что Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, изначально придал ему высочайший статус и общественное признание.

Выработанная веками уникальная толерантность казахского народа позволила гармонично интегрировать этническое, культурное и языковое многообразие Великой степи. Она удивительно ярко проявилась в отношении репрессированных народов, с которыми казахи делили последний кусок хлеба из своего небогатого достатка. И была не просто сохранена, но и получила дальнейшее развитие в политике Главы нашего государства.

Билет № 23

1. Взгляды Н.А. Назарбаева об уважении и развитии лучших традиций ислама, других мировых религий, построения светского государства

Казахстан – уникальное многонациональное государство, находящееся в центре Евразийского континента. Выступая своеобразным мостом между Востоком и Западом, христианским и мусульманским миром, славянскими и тюркскими народами, Казахстан вобрал в свою культуру духовные ценности, гуманные идеи и лучшие традиции мировых культур и религий. Он стал родным домом для многих национальностей, по воле судьбы оказавшихся на нашей земле. Территория Казахстана объединяет более чем 130 этносов, представителей различных вероисповеданий.

Мы смогли превратить в силу такие общечеловеческие ценности, как толерантность, миролюбие и взаимоуважение.

Для многонационального Казахстана достижение и укрепление социальной стабильности, отрицание экстремизма и ксенофобии являются основой государственности и главным достоянием в политике сохранения мира, единства и согласия в обществе. Принцип толерантности стал нормой политической культуры и одним из ключевых принципов построения гражданского и демократического общества Казахстана.

В Казахстане насчитывается более 600 этнокультурных и более 4 000 религиозных объединений. Выпускаются периодические издания на 11 языках, действуют несколько десятков школ, где обучение проводится на языках братских народов Казахстана, работают несколько национальных театров, в своем роде единственных на пространстве СНГ. Подтверждением серьезных намерений руководства страны в области укрепления межконфессионального согласия не только в Казахстане, но и во всем мире стали проведенные в Астане под председательством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева I, II и III-й съезды лидеров мировых и традиционных религий в 2003, 2006 и 2009 годах. Эти форумы явились логическим продолжением взвешенной межконфессиональной политики Казахстана, экстраполированной на мировой уровень. В целом государственная политика Республики Казахстан в сфере религии базируется на следующих правовых принципах:

Во-первых, все религии и религиозные объединения равны перед законом, законодательство закрепляет одинаковые права и обязанности для них.

Во-вторых, религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству.

В-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления.

В-пятых, государство проводит активную политику по установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

В-шестых, запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях.

Мировые и традиционные религии сыграли выдающуюся роль в социально-культурном прогрессе и в становлении человека как духовного существа, а не только как представителя одного из биологических видов.

В Казахстане наиболее крупными конфессиями являются ислам и православие. Уже более тысячи лет наша страна считается частью исламского мира, а мусульманство суннитского толка – неотъемлемой частью идентичности его населения. Приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.

Уважая и поддерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, Казахстан строит современное светское государство. Религия не вторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь, государство не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь. Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулирует развитие диалога между ними, способствуя полноценной реализации ими своих функций.

Билет № 24

Билет № 25

Учреждение постоянного Форума мира и стабильности для продвижения диалога

Следующим этапом диалога стала прошедшая в той же Алма-Ате 13-14 февраля 2002 года первая Международная конференция "Мир и солидарность". В ней приняли участие главы государств и правительств, общественные и политические деятели, главы религиозных общин более чем из 20 стран, в их числе президенты Киргизии и Таджикистана, а также представители правительств и неправительственных организаций из Турции, Афганистана, Азербайджана, более 70 руководителей еврейских организаций из США, Израиля, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и представители практически всех крупнейших американских и российских еврейских организаций, которые обычно крайне трудно усадить за один стол. Приветствие участникам форума прислали президенты США, Украины, Турции, премьер-министр Израиля, группа сенаторов США.

Еще одной функцией конференции стало "прощупывание" представителями транснациональных корпораций ситуации в Центральной Азии. В кулуарах еврейские и не только еврейские бизнесмены откровенно говорили, что большой бизнес устал от непредсказуемости стран Персидского залива и предпочел бы инвестировать средства в экономику Казахстана.

Участники конференции приняли итоговую декларацию "К миру и стабильности". "Признавая право каждого свободно следовать своим религиозным убеждениям и высоко оценивая вклад, внесенный религиозными лидерами в дело поддержания мира и стабильности", участники конференции одновременно отвергают использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей и обязуются совместно работать во имя мира и безопасности.

В качестве основы для диалога предлагается использовать общие для всех религий ценности, сходные взгляды на проблемы добра и зла, справедливости и равенства людей. Для продвижения диалога был учрежден постоянный Форум мира и стабильности.

По единодушному мнению участников форума, ряда представителей СМИ и аналитиков, в мире появился новый авторитетный форум, который уже может рассматриваться в качестве инструмента в решении международных проблем не только в региональном, но и в глобальном масштабе.

Форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий, и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития.

Сенсацией стало подписание совместного меморандума ЕАЕК и Духовного Управления мусульман Казахстана, в котором осуждается терроризм и подчеркивается, что между иудаизмом и исламом нет принципиальных противоречий и приверженцы обеих религий рассматривают друг друга как партнеров по совместному поиску духовных начал в нашем мире. В меморандуме также выражается надежда, что начатый диалог продолжится и обретет новое качество в рамках единого авраамического мировосприятия.

Билет № 26

Цель и задачи АНК

Цели и Задачи:

· равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

· всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;

· расширения интеграционных связей с международными организациями;

· формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;

· формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

Выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

Формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

Обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

Поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Билет № 27

Билет 28

Билет 29

Билет 30

Принципы толерантности

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Принцип отказа от насилия - как средства общения и убеждения.

В общении, как и в споре, мы должны признавать:

Добровольность выбора,

Свободу совести

И верить в искренность убеждений собеседника, оппонента.

Принцип не принуждения - быть требовательным к себе, а не к другим.

Быть требовательным к себе, а не пытаться менять других людей. Мы можем повлиять на другого, только своим примером. Страх и принуждения не изменят человека.

Важно самим следовать здоровым законам, традициям и обычаям, существующим в обществе.

Но это не имеет ничего общего с потакание авторитаризму, деспотизму и не справедливости.

Принцип принятия - человек имеет право быть другим.

Толерантный человек умеет принимать другого человека, который может отличаться от него по разным признакам:

Особенности характера

Национальным,

Расовым,

Культурным,

Религиозным и т.д.

Толерантность в этом смысле способствует развитию гармоничного общества.

2. Обучение толерантности

3. Изучение и поддержка другой культуры.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

Содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;

Способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

· Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

· Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

Билет 1

1. Определение дефиниции толерантности;

Дифференцированное понимание феномена толерантности

Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение).

Дефиниции толерантности рассматриваются в различных аспектах (этимологическом, социально-философском, религиозно-философском, этическом и психологическом)

Спектр этимологических определений толерантности может быть достаточно широк - начиная от терпимости к чужим взглядам, убеждениям и поведению, способности нести какую-то нагрузку, быть при этом морально или психологически устойчивым и заканчивая умением терпеливо переносить (терпеть) чье-то воздействие.

Дефиниции толерантности разнообразны. По мнению одних ученых, благодаря толерантности проявляется максимум уважения к общечеловеческим ценностям. Другие полагают, что она вообще не присуща человеку как homo sapiens . Обе эти точки зрения полярны. Между ними расположено множество других мнений о толерантности. Толерантность «должна быть разной, поскольку взаимодействуют различные культуры, а общим местом для них является взаимодействия».

Ряд зарубежных и отечественных исследователей полностью отождествляют толерантность с терпимостью. Терпимость представляет собой терпимое отношение к ложным убеждениям, предрассудкам друг друга.

Другие ученые еще больше конкретизируют степень тождественности толерантности и терпимости. Они считают, что толерантность не есть «все дозволяющая терпимость», сколько «индивидуальная мера терпимости и нетерпимости».

По мнению Коноваловой, толерантное отношение к иному является не только моральным долгом, но также «политическим и правовым требованием».

Представляют интерес и дефиниции толерантности, изложенные в концепции П. Николсона. Толерантность «добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства в мнения или действия другого.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт