Признаки и характеристики политической элиты. Признаки политической элиты

22.09.2019

Элитарность в демократическом обществе

Элитарность общества современного периода является доказанным фактом. Устранение политической элитарности возможно только посредством общественного самоуправления. Но на настоящем этапе развития человеческой цивилизации самостоятельное управление народа является идеалом.

Замечание 1

Для демократической страны первостепенной значимостью обладает не борьба с элитарностью, а создание более полезной, результативной для общества элиты, обеспечение ее социальной представленности, своевременное обновление качества, предотвращение тенденций олигархии, обращения в господствующую привилегированную касту замкнутого типа.

Взаимное отношение политической элиты и общества показано в теориях демократического элитизма, утверждающих что элите необходимо править, дабы народная власть выжила.

Исходя из этого положения, демократия является правлением элит, одобряемым народом. Основы этого понимания демократии заложены М. Вебером в начале 20-го столетия. Элита, в соответствии с Вебером, является слоем профессиональных политиков, которые облечены народным доверием. Элита посредством системы выборов находится в зависимости от населения, и потому стремится к завоеванию симпатии тех, кем избирается.

Политолог немецкого происхождения ограничивал формы политического участия масс только выборами, так как не верил в возможности существования мудрого народа. Идеи Вебера обрели последующее развитие в теориях элитарной демократии:

  • С. Липсета;
  • Й. Шумпетера;
  • Дж. Сартори;
  • Р. Даля.

В их трудах разрабатывалась теория полиархической демократии. В толковании Дж. Сартори, демократия представляется селективной полиархией, избираемой на основании достоинств.

Идеологии политических элит в демократических обществах

Во второй половине двадцатого столетия к дискуссиям о сути элит присоединились дискуссии по их составу. Выделилось два подхода к этому вопросу:

  1. Идея плюрализма, согласно которой общество является множеством групп интересов политики, каждая из которых выделяет собственную элиту и осуществляет ее контроль; разделение на массу и элиту обладает условным характером; элиты являются «открытыми» для включения в собственные ряды более способных, активных и результативных представителей масс.
  2. Леволиберальную концепцию элит, связанную с именем американского политолога Миллса, проповедующего идеи о гомогенности элиты. Гомогенность элиты, согласно Миллсу, определена схожестью биографий, общим стилем жизни, одинаковой системой ценностей. Миллс обращает внимание на следующие средства консолидации элиты: образование; брачные узы; членство в аристократических клубах. Политолог делает вывод о невозможности открытых элит: рекрутирование в элиту реализуется из собственной среды.

Любая из названных теорий подверглась критике со стороны множества политологов.

Роль политической элиты в обществах демократического типа

Замечание 2

Демократия требует, чтобы элиты трактовали политику как искусство договора меж собой. Главным признаком этой стабильности признана общность взглядов элит на ценности существования институтов демократии.

Элиты играют независимую и активную роль в общественных процессиях, но в собственных действиях они все же имеют зависимость от масс. Например, политическая элита обладает нуждой поддержки со стороны широких общественных кругов. Это означает, что ее автономность определяется некой сферой, выступив за границы которой, политическая элита обретает риск утраты власти или шансов ее получения.

В этой связи элиты и общественность взаимодействуют так: с одной стороны, представители какой-либо элиты пытаются обрести поддержку граждан (на референдумах, выборах), а с иной - модифицировать их убеждения или же сформировать новые. В собственную очередь граждане либо их ассоциации делают попытки повлиять на элиты так, чтобы они приняли такие решения, отвечавшие интересам граждан и их обществ. Это очень динамичный и сложный механизм взаимного действия элит и граждан может проживать так долго, сколько существует согласованность меж интересами граждан и политикой элиты.

Если разногласия меж массами и элитой достигли критической отметки, когда элита уже не является способной обеспечивать себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан, описанный механизм рушится, и место прежней элиты занимает новая. В связи с этим политическая общественная стабильность во множестве находится в зависимости от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их общностей.

Современная российская элита не имеет четкого осознания своих прямых обязанностей по отношению к государству и обществу. Одной из причин этого является наличие некоторых черт новейшей элиты России, которые были унаследованы ещё из советского общества: корпоративность, замкнутость, но совместно с этим нежелание действовать совместно. Эта ситуация начала проявляться в советский период, а свойства эти предопределялись еще в Московское царство. На сегодняшний день в России осуществляет действие элита, которую можно определить как антиобщественную, антинародную, антипатриотическую, элиту не способную выработать идеологию для оздоровления общества и государства. Отсутствие патриотически-настроенной элиты поспособствовало образованию кризиса в государстве: у новой российской элиты «культ портфеля» гораздо сильнее любви к Отечеству.

Во взаимных отношениях «элита - общество» преобладание получили элитократические тенденции. Собственный вклад в них вносит и политическая, и административно-политическая, и бизнес элита России. Важно отметить усиление данной тенденции за последние годы. Она может свидетельствовать как о тяге к аристократизации, так и о медленном угасании тенденций демократии, которые позволили на волне «демократической революции» пройти элите к власти и овладеть собственностью.

Центровая роль элиты в политике современного этапа обуславливается тем, что конкретно она имеет соотношение с состоянием народа. Вопросы о том, как она может это реализовывать в демократическом обществе, представляются одними из основных проблематик образования элиты.

1. Лидер наиболее влиятельной оппозиционной партии входит в состав ___________ элиты:
государственно-властной
высшей
бюрократической
контр-
правящей
политической

2. С точки зрения ___________, господство элиты определяется невозможностью прямого участия масс в управленческих процессах.
В. Парето
А. Тойнби
Р. Михельса
Г. Моски
Й. Шумпетера

3. Наиболее общие функции политической элиты:
выработка политического курса
встречи с зарубежными лидерами
борьба с коррупцией
принятие политических решений
создание механизмов реализации политических целей
протекционизм крупным нефтяным компаниям

4. Источники бюрократической власти:
высокий общественный статус
коррупция
доступ к телу политика
административное нормирование
специализация чиновников
всенародное избрание

5. _______________, по мнению ______________, неизбежная тенденция в мире организаций, в том числе политических партий.
Р. Миллса
олигархия
Р. Михельса
плутократия
демократия
В. Ленина
В. Парето
Охлократия

6. Парето определял элиту как …
совокупность формальных и неформальных лидеров
олигархическую группировку
класс, который правит
совокупность лиц с наиболее высокими показателями и достижениями

7. Доступ в «политический класс», по мнению Г. Моски, открывают:
связи в высших кругах
происхождение
военная доблесть
богатство
генетический фактор
благоприятное стечение обстоятельста

8. В соответствии с трактовкой Г. Моски, правящий класс – это …
люди с наиболее высокими показателями
класс, монополизирующий власть
совокупность олигархических групп
совокупность всех политиков и чиновников

9. Укажите среди нижеперечисленных концепций современные теории элит:
ситуационные теории
ценностные теории
телеологические концепции
технократические концепции
концепции плюрализма элит
теория конституентов

10. Главы крупнейших парламентских фракций относятся к ________________ политической элите.
олигархической
средней
высшей
административной
законодательной
правящей

11. Отличительные признаки политической элиты:
высокий интеллект
непосредственное участие в принятии политических решений
осуществление властно-политических функций в обществе
владение искусством управления
замещение руководящей должности
богатство

12. Какая из нижеперечисленных функций не выполняется политическим лидером …
мобилизация масс на достижение политических целей
коммуникация власти и масс
политического целеполагания
принятие законов
выработка политических решений

13. По мнению ___________, обновление политического класса за счет наиболее способных к управлению представителей низших слоев характеризует ________________ тенденцию функционирования элиты.
К. Мангейма
плюралистическую
демократическую
аристократическую
либертаристскую
Г. Моски
В. Парето
Р. Михельса

14. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы свойственно для …
организационно-управленческих трактовок
макиавеллистской школы
технократических концепций
функциональных теорий

15. По мнению Г. Моски, к вырождению правящего класса может привести _____________ тенденция в его развитии.
демократическая
авторитарная
автократическая
аристократическая
тираническая

16. Лидерство И. Сталина можно рассматривать как …
нейтральное
традиционное
харизматическое
рационально-легальное

17. Небольшой, относительно закрытый круг селектората характерен для _____________ системы рекрутирования элит.
номенклатурной
партократической
селективной
меритократической
антрепренерской
гильдейской

18. Критика жесткой элитарности общества с демократических позиций была высказана ____________ в рамках ______________.
Т. Вебленом
макиавеллистской школы
Г. Моской
теорий плюрализма элит
ценностных теорий
Б. Беллом
Р. Миллсом
леволиберальных концепций

19. Утверждение о том, что политическими лидерами становятся лица с определенными свойствами характера, является основополагающим для …
психологической концепции
теории конституентов
ситуационной теории
теории личностных черт
факторно-аналитической концепции

20. «Правящая элита» — это …
представители власти
лучшие представители общества
крупные предприниматели
лица с наивысшим коэффициентом интеллекта
работники в органах государственной власти
высший привилегированный слой, осуществляющий политико-властные функции

21. С точки зрения ______________, манипулятивный метод управления, включающий компромиссы и демагогию, присущ элите ____________.
В. Парето
Г. Моски
Р. Михельса
львов
мышей
лис
змей

22. С точки зрения ____________, элита служит защитником демократических ценностей и ограничителем идеологического иррационализма масс
концепции плюрализма элит
леволиберальных теорий
теории менеджеризации элит
ценностных теорий
теории демократического элитизма

24. Согласно типологии К. Ходжкинстона, лидеры, действующие в интересах представляемых ими граждан, — это …
лидеры-поэты
лидеры-техники
лидеры-карьеристы
лидеры-политики

25. Наиболее распространенное определение коррупции …
злоупотребление должностными полномочиями в корыстных целях
дача взятки должностному лицу
мздоимство в особо крупных размерах
клептомания
должностные правонарушения
уголовные преступления чиновников

26. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства является свойством ___________ системы рекрутирования элиты
антрепренерской
номенклатурной
масонской
кастовой
аристократической
наследственной

27. По мнению _____________, все правящие классы стремятся стать _______________ если не по закону, то фактически.
В. Парето
Г. Моски
Р. Михельса
легитимными
наследственными
богатыми
господствующими
олигархическими

28. Личностные отношения между главой государства и чиновниками свойственны __________________ бюрократии.
харизматической
коррумпированной
патримониальной
традиционной
рациональной
сословной

29. По мнению В. Парето, революции происходят из-за …
гедонизма элиты
деградации высших страт общества
фаворитизма в среде элитных слоев
войн и стихийных бедствий
обнищания низших классов

30. Члены политической элиты:
Президент РФ
ректор университета
лидер крупной политической партии
директор завода
начальник департамента районной администрации
высшее должностное лицо субъекта РФ

31. Функция политического лидера — …
коммуникативная
организация политических партий
захват власти
защита интересов высших слоев
укрепление демократии
подчинение масс

32. Преимущественное применение лидером санкций и угроз — характерная черта _____________ стиля лидерства.
импульсивного
компульсивного
угрожающего
принуждающего
тиранического
авторитарного

33. Непосредственно осуществляет процесс управления и руководства государством ____________ политическая элита.
антрепренерская
меритократическая
правительственная
правящая
государственно-властная

34. ____________ утверждает, что лидерство формируется на основе соответствия имиджа лидера ожиданиям его последователей.
теория черт
ситуационная концепция
теория конституентов
психологическая теория

35. По мнению Г. Моски, главная причина властного могущества «правящего класса» — …
внутренняя организованность и сплоченность
владение недвижимостью
монополизация управленческих функций
владение репрессивным аппаратом
пренебрежительное отношение к управляемым

36. Бюрократизм – это …
профессиональное заболевание чиновников
дисфункции в работе госаппарата
власть аппарата управления
механизм государственного управления
неэффективная госслужба

37. Карьерные государственные служащие действуют в соответствии с принципом …
службы своим начальникам
подчинения специалистам
политического нейтралитета
административного нормирования
наследования своих должностей
делания карьеры

38. В состав экономической элиты современной России входят:
М. Фридман
К. Собчак
Р. Абрамович
С. Глазьев
Б. Грызлов
Е. Плющенко

39. Расположите в хронологическом порядке по убыванию основные этапы развития теории бюрократии
1) постнеклассические теории
2) системный подход
3) поведенческий подход
4) школа «человеческих отношений»
5) «классическая школа»
6) концепции В. Вильсона и М. Вебера

40. «Универсальным законом истории» Парето назвал …
неминуемую деградацию элиты
войну между элитой и контрэлитой
циркуляцию элит
приход к власти пролетариата
наличие класса управляемых и управляющих

41. ____________ заложил основы _____________ направления, рассматривающего элиту как группу управляющих, выполняющих определенные социальные обязанности
В. Парето
Р. Михельс
Г. Моска
М. Вебер
аристократического
функционального
менеджериального

42. Небольшое число институциональных фильтров свойственно для ___________ системы рекрутирования элит
гильдейской
демократической
антрепренерской
плюралистической
номенклатурной

43. В соответствии с типологией М. Херманн, лидеры, обладающие способностью убеждать других людей и внушать им свои идеи, называются …
торговцами
служителями
пожарниками
знаменосцами

44. Самый точный и надежный метод определения состава правящей элиты …
статусный
децизионный
репутационный
институциональный

45. __________ является основоположником ___________ направления в элитологии, поскольку делал акцент на индивидуальных качествах представителей элит
Г. Моска
Д. Бернхэм
В. Парето
Р. Миллс
структурно-функционального
партократическог
личностного
аристократического

Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.

Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.

Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:

Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;

Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;

Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;

Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;



Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;

Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Функциональные роли политической элиты.

Функции политической элиты определяются ее ролью и местом в социально-политической жизни общества. Сформулируем некоторые из них.

1. Принятие и контроль за реализацией политических решений. Выработка и принятие стратегических и тактических решений по ключевым проблемам жизни общества и разработка механизмов их осуществления – первейшая задача правящего класса.

2. Формирование, формулирование и презентация групповых интересов различных социальных слоев, т. е. представительство потребностей и интересов общества.

3. Обеспечение социальных коммуникаций предусматривает эффективное налаживание и поддержание каналов связи и взаимодействий между социальными группами и властью, опосредованное политическими интересами.

4. Продуцирование политических ценностей, способных активизировать членов общества, придавая им гражданские качества. Формирование на базе этих ценностей идеологических установок, социальных мифов и проектов способствуют мобилизации и консолидации общества.

5. Социальная интеграция заключается в укреплении стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

6. Манипулирование общественным мнением выражается в использовании элитой различных способов формирования и управления общественным сознанием.

Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.

Политическая элита - это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:

Психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

Законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

Высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

Политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы. Функции политической элиты:

- стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

- организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

- интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью),оппозиционную (т.е. контрэлиту),высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

16. Типология и структура элит.

Политическую элита - группа лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определенных политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений.

В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:

1. Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:

- высшая элита - ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно небольшой слой людей принимает все важнейшие решения;

- средняя элита (примерно 3-5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы), региональные лидеры (губернаторы, мэры крупных городов);

- местная элита - ведущие политические фигуры местного уровня. Нижний структурный уровень элиты часто обозначается термином "субэлита";

- административная элита - высший слой государственных служащих - чиновники министерств, департаментов и других государственных органов. Это элита менее зависима от результатов выборов, а поэтому менее проницаема для общественного давления и контроля.

2. Группы, различающиеся по степени своей интегрированности в политическую систему:

- правящая элита характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;

- оппозиционная элита при интегрированности в систему власти (оппозиция может быть представлена в парламенте) выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы. Представители этой элиты могут быть отнесены к лояльной или умеренной оппозиции;

- контрэлита - исключена из системы властных отношений и отвергает существующую политическую систему. Это так называемая нелояльная, непримиримая оппозиция.

3. Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:

- наследственная элита , имеющая влияние в силу фактора "крови";

- ценностная элита - базирует свое влияние на интеллектуальном и моральном авторитете;

- функциональная элита : в качестве источника влияния выступает наличие профессиональных знаний и способностей, необходимых для выполнения управленческих функций.

4. Группы, различающиеся по способу своего формирования и доступности для давления общественного мнения:

- открытая элита . Этот тип элиты формируется посредством выборов, принадлежность к ней определяется профессионализмом, известностью, политическим статусом, экономическим влиянием. Заботясь о своем авторитете, элита стремится убрать из своей среды нерезультативные или скомпрометировавшие себя в глазах общественного мнения элементы;

- закрытая элита . Отбор в элиту осуществляется из "круга себе подобных". Главным достоинством кандидата выступает исполнительность и готовность следовать установленному кодексу поведения. Эта элита не проницаема для общественного мнения, что неизбежно сказывается на ее способности управления общественными процессами.

Введение

  1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит
  2. Типология элит и система их рекрутирования
  3. Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В регулировании политических процессов, в определении стратегии, целей и приоритетов политики важная роль принадле-жит специфическому субъекту политики — политической элите. Она концентрирует в своих руках власть путем монополизации права на принятие политических решений.

В качестве объекта властвования политической элиты выступают рядовые граждане общества, политические группы и партии, общественно-политические движения и организации. Их готовность к подчинению зависит от собственных качеств политической элиты, ее легитимности, а также от тех средств воздействия, которые она применяет в конкретных политических ситуациях.

Превращение элиты в самостоятельную политическую силу связано с существенными трансформациями политической системы, с формированием соответствующих объективных факторов ее появления. Сущностный анализ этих факторов впервые был дан в классических теориях элиты.

1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит

В последние десятилетия термин «элита» не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite — лучший, отборный, избранный. В политологии элитой именуются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством.

Элита — это, прежде всего статус и интеллект, неординарность мышления и поступков, культура и прочность нравственных позиций. Это реальная, а не мнимая возможность прямо или опосредованно распоряжаться материально-техническими ресурсами и людским потенциалом страны, это, наконец, власть, обеспечивающая возможность участия «в решениях, имеющих по меньшей мере общегосударственное значение». Представленная модель элиты, конечно, идеал, своеобразный ориентир, по которому общество должно двигаться в сторону формирования достойного и эффективного государственного регулирования. Это своеобразная установка на то, что должно быть.

Политическая элита — это не просто группа высокопоставленных должностных лиц и политиков с определенными деловыми, профессиональными, политико-мировоззренческими и моральными качествами. Это социальная общность, концентрирующая в своих руках значительный объем политической, прежде всего государственной власти, обеспечивающая выражение, субординацию и воплощение в управленческих решениях коренных интересов различных (прежде всего господствующих) классов и слоев общества и создающая соответствующие механизмы реали-зации политических замыслов и концепций.

Теория элит стала активно разрабатываться на рубеже XIX-XX вв. такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое В. Парето называл «элитой», а Г. Моска «политическим классом», осуществляет руководство «некомпетентными» массами.

Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в “Основах политической науки” он писал: “Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма”.

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен.

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848—1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В “Трактате по общей социологии” он писал; “Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально”. Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — “лис” (гибких руководителей, использующих “мягкие” методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и “львов” (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование “лис”, эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты (“львов”), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой.

Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует “железный закон олигархических тенденций”. Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.

Из действия “закона олигархических тенденций” Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности.

Во второй половине XX в. складываются современный подход к исследованию проблемы элитарности обшества.

Макиавеллистская школа признает

  • элитарность любого общества, что вытекает из естественной природы человека и общества.
  • элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием
  • групповая сплоченность
  • легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство
  • структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны
  • формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Тоталитарный элитизм. Элита номенклатуры. (М.Джилас, М.Восленский). За определенное время формируется правящий слой, кровно заинтересованный в сохранени тоталитарной системы, обладающий множеством привилегий. Формирование кадров жестко регламентируется на основе принципа отрицательного отбора - порядочному, высокоморальному человеку практически невозможно пройти сквозь сито номенклатурной селекции.

Концепции плюрализма элит (Р.Дай, С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кто оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

Теория элитной демократии. Неоэлитизм (Р. Арон, Дж. Пламетац, Дж.Сартори, П. Бахрах) понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательной кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Американские историки политической науки обычно не делают различий между теориями элитного плюрализма и демократического элитизма, хотя эти отличия и существуют, и связаны они в конечном счете с расхождением идейных позиций их сторонников, тяготеющих к либеральному (теории элитного плюрализма) или консервативному (неоэлитизм) полюсам идейно - политического спектра.

Радикальный элитизм. Леволиберальные концепции (Р.Михельс, Р.Миллс). Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Правление народа технически неосуществимо: непосредственная демократия невозможна по крайней мере в странах с большим населением, а представительная неизбежно приводит к утрате народом части своего суверенитета, отчуждаемого в пользу избранных представителей которые в силу определенных закономерностей превращаются в элиту.

Решение вопроса - может ли общество функционировать без политической элиты возможно как на уровне политической философии, так и политической социологии. В рамках политической философии, являющейся преимущественно нормативной теорией, можно говорить об обществе без элиты как идеале общества, в котором высокая политическая культура населения позволяет добиться максимальной вовлеченности членов общества в управлении всеми общественными делами (т.е. поднять уровень масс до уровня элиты) . В условиях информационного общества, его компьютеризации возможна эффективная система прямой и, главное, обратной связи между органами управления и всеми членами общества, позволяющая непосредственно и немедленно выявлять и учитывать мнение всех членов общества по всем вопросам социального управления. Не случайно ряд современных политологов и социологов признает, что широкое внедрение ЭВМ (особенно будущих поколений) может способствовать децентрализации политических решений, возрождению прямой демократии. Информационное общество создает условия для реализации тенденции расширения участия масс в управлении политической жизнью общества, для формирования компетентного информированного гражданина.

2. Типология элит и система их рекрутирования.

В современной политологии выделяются следующие классификации элит по типам на основании тех или иных критериев:

1) В зависимости от источников влияния и авторитета элиты подразделяются на: а) наследственные, т.е. получившие свой статус по наследству (например, рыцарство или дворянская аристократия); б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет обладания ценными для общества качествами (образование, авторитет, высокая нравственность); в) властные - за счет обладания властью; г) функциональные - в зависимости от профессии, выполняющей определенную функцию в обществе;

2) По отношению к государственной власти:

а) властная, в которую входят все те, кто обладает властью, т.е. "партия власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные группы, отстраненные от власти и стремящиеся к ней вернуться.

3) По характеру отношений с обществом: а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых разных слоев своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых членов из состава собственной группы или слоя (например, дворянство);

4) По отношению к тому или иному уровню управления: а) высшая - государственные руководители, непосредственно участвующие в принятии важных политических решений; б) средняя - члены общества, обладающие высоким статусом, элитной профессией или образованием (в среднем около 5 % населения любой страны); в) маргинальная - лица, обладающие высокими показателями лишь по одному или двум из вышеназванных признаков: например, качественное образование без высокого дохода, или высокий доход без престижной должности или образования;

5) По стилю управления и характеру отношений с обществом: а) демократическая - выражающая мнения и интересы большинства, допускающая участие широких масс в управлении; б) авторитарная - навязывающая большинству свою волю и не допускающая членов общества к осуществлению управления; в) либеральная - учитывающая мнения управляемых и допускающая их к участию в обсуждении принимаемых решений;.

6) По роду деятельности:

а) политическая элита - т.е. те, кто непосредственно принимает политические решения (первые лица государства) и способен эффективно воздействовать на политику в своих интересах (участвующие в политике ведущие бизнесмены, лоббисты и др.);

б) экономическая - крупные собственники, владельцы монополий, директора и управляющие крупнейшими частными компаниями;

в) бюрократическая - чиновники высшего и среднего уровня аппарата государственной власти;

г) идеологическая - ведущие деятели науки и культуры, представители духовенства и журналисты, оказывающие значительное влияние на общественное мнение.

В числе условий, обеспечивающих успешное функционирование и сильные политические позиции правящей элиты, обычно называют:

1) Представительность - прочная связь определенного сегмента элиты с той группой, которая ее "породила" и выдвинула - например, связь профсоюзных "боссов" с рядовыми членами своего профсоюза, партийных лидеров - с низовыми ячейками и рядовыми партийцами;

2) Эффективность - т.е. способность правящей элиты успешно решать стоящие перед обществом проблемы; 3) Интеграция - т.е. объединение различных групп правящей элиты общества либо соглашение по поводу определенных ценностей или "правил игры" с целью сохранения собственных позиций и стабильности в обществе (пакты, договоры о согласии, консенсус);

4) Полноценное рекрутирование элиты, т.е. пополнение ее состава, отбор в нее новых членов с учетом определенных требований к ним.

Политологи выделяют две основных системы рекрутирования элит - система гильдий и т.н. антрепренерская (предпринимательская) системы. Особенностями системы гильдий являются:

1) Закрытость от общества, ограничение доступа в элиту новых членов;

2) Новые члены рекрутируются в основном из нижестоящих слоев самой же этой элиты;

3) Наличие большого ограничений и требований (фильтров) для вступающих в элиту новых членов: образование, происхождение, лояльность, партийная принадлежность, стаж, характеристика руководства;

4) Ограниченность числа (круга) лиц, отбирающих в состав элиты новых членов; 5) За счет рекрутирования (отбора) себе подобных сохраняются основные социально - психологические черты существующего типа элиты.

Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются: преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты, отсечение потенциальных оппозиционеров и внутренняя стабильность. Ее очевидные минусы - бюрократизм, конформизм, затрудненность продвижения "наверх" талантливых и способных инициировать необходимые перемены людей, застойность и неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы.

Особенностями антрепренерской (предпринимательской) системы рекрутирования соответственно являются:

1) Открытость, широкие возможности для выходцев из самых широких слоев общества войти в состав элиты;

2) Сравнительно незначительное число ограничений и требований для рекрутируемых в элиту новых людей (одаренность, компетентность, инициативность, соответствие моральным требованиям и др.);

3) Широкий круг лиц, отбирающих в элиту новых членов (в рамках демократии к ним относится большинство общества, все избиратели страны);

4) Острое соперничество, конкуренция за право занять руководящие посты;

5) Большое значение при отборе имеют личные качества и индивидуальные заслуги претендента на место в элите.

Подобная система рекрутирования существует в странах с устоявшейся демократической формой правления. Плюсы антрепренерской системы состоят в том, что она ценит одаренных и незаурядных людей, открыта для новых лидеров и нововведений, и в целом подконтрольна обществу. Столь же очевидны ее недостатки: большая степень риска и угроза возникновения нестабильности, опасность острого противоборства и раскола в элите, возможность выбора на руководящий пост не ответственного перед обществом профессионала, а демагога и популиста. При этом следует помнить, что даже в условиях демократии наряду с элементами антрепренерской присутствуют элементы гильдейской системы отбора: им подчинено формирование высших эшелонов, продвижение на "верхних этажах" власти и комплектование силовых структур (армии, полиции) и спецслужб.

В политической истории России XX - начала XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям. Первая существенная по выражению С.А.Грановского «революционно-политическая трансформация» произошла в октябре 1917 г., когда к власти пришла партия профессиональных революционеров. Большевики монополизировали власть и установили диктатуру пролетариата. После смерти В.И.Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием, победителем которой стал И.В.Сталин. Еще при Ленине был создан особый правящий класс - номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами). Однако, именно Сталин довел до совершенства процесс воспроизводства советской элиты. Номенклатура была построена по строго иерархическому принципу с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группировками. В середине 1980-х гг. в правящей элите усилились процессы структурной дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному ценностному и кадровому конфликту, связанному с изменением политического курса. К концу 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различных демократических движений, представители творческой и научной интеллигенции. В это же время происходит смена механизма рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного принципа утверждается демократический принцип выборности.

Немецкий ученый Э. Шнайдер, изучающий политическую систему современной России, считает, что новая российская политическая элита образовалась в недрах старой советской системы как вид контрэлиты в различных группах на федеральном уровне. Начало было положено 29 мая 1990г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991 г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС. Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты - выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. То есть Э.Шнайдер связывает процесс формирование новой российской политической элиты с выборным процессом, что стало характерным для постсоветской России.

Важным фактором, который имел далеко идущие последствия для правящей элиты, был запрет КПСС в 1991 г., который вызвал ликвидацию традиционных институтов советской власти, ликвидацию института номенклатуры, передачу полномочий союзных органов власти российским.

Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О. Крыштановская - автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной.

«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В. Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.

Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита России представлена президентом, премьер-министром, членами правительства, депутатами Федерального собрания, судьями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, аппаратом администрации президента, членами Совета безопасности, полномочными представителями президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высшим дипломатическим и военным корпусом, некоторыми другими государственными должностями, руководством политических партий и крупных общественных объединений, другими влиятельными лицами.

По данным тех же исследований, основными поставщиками в правящую элиту в 1991 г. была интеллигенция (53,5%) и хозяйственные руководители (около 13%). В переходный период ельцинского правления (1991-1993) падала роль рабочих, крестьян, интеллигенции, хозяйственных руководителей, сотрудников министерств и ведомств. Значение других, наоборот, возрастало: региональных администраций, сотрудников силовых и правоохранительных ведомств и, особенно, бизнесменов.

В отсутствии государственной поддержки слабые социальные группы - рабочие, крестьяне - были почти полностью вытеснены из политического поля, резко упала доля женщин и молодежи, высокий процент участия во власти которых прежде искусственно поддерживался КПСС.

Средний возраст регионального руководителя при Л.Брежневе составлял 59 лет, при М.Горбачеве - 52 года, при Б.Ельцине - 49 лет, при В.Путине - 54 года.

Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и характер образования. Брежневская элита была технократи-ческой. Подавляющее большинство руководителей партии и го-сударства 1980-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяй-ственное образование. При М.Горбаче-ве процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет роста доли партийных работников, получивших выс-шее партийное образование. И, наконец, рез-кое снижение удельного веса лиц, получивших техническое обра-зование (почти в 1,5 раза), произошло при Б.Ельцине. Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в Рос-сии, где по-прежнему большинство вузов имеют технический профиль.

При В.Путине в правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11,2%, при В.Путине - 25,1%). Такая тенденция совпала с ожиданиями общества, так как репутация военных как честных, ответственных, политически не ангажированных профессионалов выгодно отличала их от других элитных групп, имидж которых связывался с воровством, коррупцией, демагогией. Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине - 52,5%, при В.Путине - 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел).

Можно выделить две волны обновления высших слоев. Первая из них была связана с вторжением реформаторов. Вторая же ознаменовала приход контрреформаторов, действия которых следует рассматривать как нормальное завершение реформенного цикла. В классических образах это выглядит так: «молодых львов» вытесняют «старые лисы».

Ускорение циркуляции российских элит является очевидным фак-том. Оно началось еще при правлении М.Горбачева за счет выдвижения наверх многочисленных представителей так называемых предноменклатурных групп из разных общественных секторов (в основном речь идет о бывших руководителях среднего звена - начальниках отделов, подразделе-ний, служб).

Как показывают исследования , по большинству показателей характер назначений и отставок при В.Путине претерпел незначительные изменения: возраст входа и выхода, среднее число лет пребывания в должности, удельный вес лиц пенсионного возраста среди отставников примерно такие же, что и при предыдущем президенте. Но главным является то, что изменилась атмосфера: растущая уверенность в себе политической элиты, основой которой является высокий уровень доверия населения к президенту.

Исследователи выражают обеспокоенность сложившимся стратегическим потенциалом элиты, которая призвана защищать общество и повышать уровень его благосостояния. Так, Т. Заславская полагает, что элите «удалось создать такие правила игры, которые обеспечивают ей бесконтрольность и безответственность перед обществом. Результатом является углубление взаимного отчуждения власти и общества, проявляющегося, с одной стороны, в равнодушии власти к бедам народа, а с другой - в тотальном недоверии народа к представителям и институтам власти».

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что явление элит характерно для политического опыта всех стран и политических систем. Определенным способом оно отражает свойства всей политической практики и ее связь с другими сферами общественной жизни. Особенность политических элит состоит в том, что, будучи выражением политического отчуждения, они склонны углублять и укреплять отчуждение.

Но одновременно нельзя не отметить и позитивную роль потенциальных элит в политической практике. Их существование обеспечивает соответствующее влияние различных общественных секторов на течение политических процессов, равно как и возможность формировать сравнительно прочные и ответственные руководящие команды.

Иначе говоря, в состав элит входят лишь избранные, но те, кто к ней принадлежит, действительно влияют на ход событий, на характер и результаты общественных процессов. Политическая элита - та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти. Как бы то ни было следует осознать, что политические элиты - это реальный факт.

Список используемой литературы

  1. Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004.
  2. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004.
  3. Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.
  4. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.
  5. Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие.- М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.
  6. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.

Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию, РГИУ, 2000

Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию, РГИУ, 2000

Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.

Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С.97.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.211.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С.235.

Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.289.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С.17-18, 146-153.

Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.294-295.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт