Профессия стюардесса. Требования к стюардессам

14.10.2019

Много молодых людей и девушек мечтают посетить множество стран: сесть в самолет, взлететь ввысь и приземлиться в другой стране. А главное, чтобы за это не нужно было платить. Идеальное решение – это стать бортпроводником. Многие полагают, что и работа – «не бей лежачего», да и специальных навыков особых не нужно, что-то похоже на работу официантом. Но большинство молодых людей уверенно, что попасть на работу можно исключительно по блату. Возможно, кто-то так и устроился работать, но все не так уж и призрачно.

Итак, вопрос многих: как стать стюардом или стюардессой в одной из ведущих и не очень компаниях? Ниже мы детально расскажем, как стать бортпроводником, где учат на стюардессу в России и какие навыки необходимо приобрести, чтобы мечту воплотить в реальность.

В этом разделе мы вкратце поговорим о том, какие имеются виды обучения и где можно отучиться на стюардессу или стюарда.

Виды обучения:

  1. Прохождение курсов от авиаперевозчика.
  2. Прохождение курсов в специализированных школах.

Курсы от авиакомпаний. Такие курсы предоставляются, после прохождения собеседования, и компания приглашает вас на работу. Это неоспоримый плюс, что проходить обучение вы будете за счет компании. В некоторых случаях даже выплачивается стипендия. После обучения вы с компанией подписываете контракт на несколько лет, который подразумевает, что увольнение раньше обозначенного срока исключено. Если это все же происходит, с вас взымут штраф и обяжут оплатить курсы. Заявленные школой курсы обучения могут длиться от 2 до 6 месяцев.

Второй вариант – это поступить в школу бортпроводников. В России такие школы существуют на базе:

  • ТУГА в городе Москва;
  • АТУ им. Новикова в Санкт-Петербурге;
  • УГА в Санкт-Петербурге;
  • Учебно-тренировочного центра;
  • НОУ «Школа Бортпроводников»;
  • Jet Service.

Зачастую учащиеся после прохождения курсов всегда могут трудоустроиться. Цена обучения варьируется в пределах 1000 долларов, однако затраченные вложения быстро окупятся. Более того в этих школах вы осваиваете не только базовый курс работы стюардессой/стюардом, но и обучаетесь дополнительным навыкам в обслуживании пассажиров.

Вы спросите, если я выбираю профессию «стюардесса», что нужно для поступления в бортпроводники? Ответ достаточно прост: ваше упорство и стремление, документ об образовании (СО или ВО), направление от авиакомпании или квитанция об оплате курсов.

Важно! Ни один авиаперевозчик не взимает плату за обучение или с целью размещения анкеты. Поэтому будьте бдительны и не попадайтесь к мошенникам. Лучше изначально изучить всю информацию о школе.

Стоит также отметить, что курсы от всех крупных авиакомпаний имеют большой конкурс.

Чтобы стать бортпроводником, нужно:

  1. Желательно получить высшее образование и выучить английский язык. Он понадобится вам, чтобы получить третий уровень по шкале ИКАО.
  2. Пройти врачебно-летную комиссию (ВЛЭК) по 3 графе. Это подразумевает отсутствие разного рода несоответствий в здоровье, рост от 170 см, чтобы свободно дотягиваться до верхних полок, а также стойкость к перегрузкам и, как следствие, головокружениям.

Свидетельство о прохождении курсов выдаются в учебных центрах авиаперевозчиков!

К известным крупным авиаперевозчикам относятся «Аэрофлот», «Трансаэро», так как их парк исчисляется дальнемагистральными воздушными судами, как Боинг. У вас будет возможность посещать множество стран и получать . Авиаперевозчики также предполагают рост по карьерной лестнице от старшего бортпроводника до инструктора полетной смены. Детальнее о том, как стать бортпроводником в указанных выше компаниях, рассказано ниже.

Требования компаний к бортпроводникам

Очень часто девушки спят и видят себя в роли бортпроводницы международных лайнеров, которые рассекают небесными просторами множества стран. Но помимо желания «хочу стать стюардессой», важно , а требования компании к кандидатам выдвигают весьма жесткие, и они могут разниться, но в многом, по сути, они схожи:

  1. Возрастная категория от 18 до 26 лет.
  2. Образование (среднее или ВО).
  3. Отличное здоровье (прекрасное зрение, давление).
  4. Рост от 158 до 190 см. Это необходимо, чтобы свободно доставать до верхней полки, находящейся на расстоянии 212 см от пола.
  5. Красивая презентабельная внешность (соответствие роста с весом). Девушки должны иметь - 46 размер одежды, юноши - 54.
  6. Без пирсинга и татуировок.
  7. Умение держаться на воде, плавать. Проводится экзамен с минимальной дистанцией в 25 метров.
  8. Отсутствие судимостей.
  9. Наличие заграничного паспорта.
  10. Желателен опыт работы по обслуживанию клиентов. Некоторые компании требуют опыт минимум два года.
  11. Хороший английский, как устный, так и письменный. А знание дополнительных языков будет преимуществом.
  12. Адекватность, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Что проходят в процессе обучения

Обучение состоит из двух частей: теории и практики. Большую часть занимает теория. Здесь рассказывается видах известных самолетов, их характеристиках, использовании спасательного оборудования, оказания медицинской помощи, а также проходит обучение, как правильно .

Обучение бортпроводником на международные рейсы предполагает знание английского языка с последующими курсами на международных тренажерах

Программа обучения состоит из:

  1. Аварийно-спасательного комплекса работ (эвакуация пассажиров).
  2. Водная подготовка. Эвакуация пассажиров при падении борта в воду.
  3. Визаж. Необходимо иметь базовые навыки, как правильно создать привлекательный деловой образ.
  4. Экспресс-подготовка английского языка. При достаточно хорошей базе, проводится заучивание определенных фраз, рассматриваются споры и различные ситуативные варианты (около 90 часов занятий).
  5. Медпомощь. На нее делается основной упор. Помощь человеку в различных ситуациях (поднялось давление, разболелось сердце, началось кровотечение и так далее.)
  6. Сервис. Обслуживание пассажиров на высоком уровне вне зависимости, как себя туристы ведут. Готовность к любым стрессовым ситуациям (нужно укладывать выпивших спать, успокаивать тех, кто боится летать, успокаивать заносчивых пассажиров, отвечать на сотни тысяч вопросов), оказывать .

Практика осуществляется на тренажерах. Это имитация настоящих самолетов, проигрывание различных ситуаций, максимально приближенная к реальности. По окончании курсов и успешной сдачи экзаменов подразумевается практика – около 30 часов полетов на лайнерах. После чего в трудовую книжку заносится запись, и вы становитесь полноценным бортпроводником и можно смело начинать работать.

Требования Аэрофлота

Чтобы стать бортпроводником в Аэрофлоте нужно выполнить следующие действия:

  • заходите на электронную страницу компании;
  • заполняете анкету;
  • изучаете требования к соискателям у компании;
  • обращаете внимание возраст, как с наличием опыта, так и без (18-35 лет);
  • гражданство РФ, прописка в Москве или МО.

После этого у вас появится шанс стать бортпроводником международных рейсов.

Если вы интересуетесь, как стать стюардессой в Аэрофлоте на международные рейсы, вам нужно сначала получить свидетельство международного образца. Для получения такого свидетельства следует пройти курсы на иностранных тренажерах. По окончании прохождения таких курсов вы сможете работать на рейсах международных классов. Если же у авиакомпании нет такой формы обучения, приготовьтесь к курсам заграницей.

Как стать стюардессой бизнес авиации

Итак, ваш выбор — профессия стюардесса. Что сдавать, если ваше стремление – это бизнес авиация?

Готовьтесь к тому, что здесь предъявляются самые жесткие требования к соискателям на должность стюардессы.

Помимо массы требований, которые выдвигают компании соискателям, необходимыми критериями являются:

  • возрастная категория от 23 до 40 лет;
  • наличие ВО;
  • владение английским языком на высокопрофессиональном уровне.

Сегодня имеется множество агентств, которые занимаются обучением стюардов бизнес авиации. Подходящее для обучения вы можете подобрать, зайдя на сайт ОНАДА России.

Наличие образования

Не секрет, что авиаперевозчики, занимающиеся обучением с последующим устройством на работу, например как Аэрофлот или Россия, имеют жесткие требования к знанию английского языка. Приоритет отдается тем кандидатам, у кого имеется ВО. Это свидетельствует не только об образованности, но и о культуре человека в целом.

Кроме того, полезно знать, а также схемы салона востребованных моделей, например, .

Подробности

Возраст и внешний вид – это далеко не все требования к бортпроводникам и стюардессам при приеме на работу. Важны и аспекты здоровья, знание языков и другое. Давайте узнаем обо всех требованиях подробнее.

Профессия стюардессы выгодно выделяется среди других престижных и высокооплачиваемых специальностей тем, что от кандидата не нужно почти никаких знаний о будущей работе. Всему, что необходимо, вас научат на подготовительных курсах.

Тем не менее, требования к стюардессам при приеме на работу имеются. Необязательно изучать специальную литературу, иметь особенное образование – достаточно иметь все нужные качества и желание работать.

Но это не значит, что стать стюардессой легко и просто. Нет, свои препятствия на пути к этой профессии имеются. Прежде чем писать заявку в отдел кадров авиакомпании прикиньте и тщательно взвесьте, имеете ли вы нужные склонности, возможности и желание, подходите ли вы для этой профессии, подходит ли профессия вам.

Основные требования к бортпроводникам

Требования к бортпроводникам при приеме на работу несколько отличаются в деталях у разных авиакомпаний, но в основном похожи. Первое, на что нужно обратить внимание, это то, что будущим стюардессам предъявляются требования к внешнему виду. Они не сверхсложные, но нужно их учесть, если у вас, скажем, рост выше среднего или татуировки на лице, то учиться на стюардессу вам не подойдет, лучше попробовать что-нибудь другое.

Итак, какие требования к стюардессам предъявляют авиаперевозчики, что входит в этот перечень?

Конечно, очевидно, что профессия стюардессы требует молодости и хорошего здоровья. Но верхний возрастной предел для приема на работу может варьироваться в рамках от 18 до 35 лет.

Требования к здоровью стюардессы

Упомянутое уже хорошее здоровье также является одним из основных требований для возможности обучения на стюардессу. Если у вас есть хронические болезни, то будь вы хоть семи пядей во лбу, в стюардессы вас не примут. И это абсолютно понятно – постоянные перегрузки, стрессовые условия, напряжение влияют не очень хорошо на организм человека.

Поэтому, требования к здоровью стюардессы предъявляются довольно жесткие, медицинскую комиссию пройти будет непросто. Перед прохождением собеседования стоит озаботиться получением нужных справок. Понадобятся справки из психоневрологического и наркологического диспансеров по месту прописки о том, что вы не имеете болезней соответствующего профиля и можете работать стюардессой.

Также в требования к бортпроводникам входит предъявление выписки из медицинской карты о перенесенных болезнях за последние 3 года.

Требования к внешности стюардесс

К росту стюардесс могут предъявляться различные требования, основной критерий – она должна быть достаточно высокой, чтобы дотянуться до багажной полки и не слишком высокой, чтобы не испытывать дискомфорта в небольшом салоне самолета.

Как правило, интервал нужного роста для девушек от 160 до 170 сантиметров, мужчинам можно быть несколько выше, до 185 см. Размер одежды при этом должен быть, в среднем, у девушек 44-48, у мужчин – до 54.

Также, требования к внешности стюардесс включают отсутствие пирсинга, татуировок, шрамов, других видимых (на лице, руках) повреждений. Желающим иметь яркую, вызывающую внешность придется избрать другую профессию.

В перечень необходимых требований работодателя входит наличие законченного среднего или средне специального образования. Будет плюсом наличие высшего образования, особенно по смежной специальности (лингвистика, психология и т.п.).

Также, большинство авиакомпаний желают видеть у своих потенциальных сотрудников хороший уровень владения иностранным языком. Английский знать обязательно, другие языки будут еще одним преимуществом.

В требования к стюардессам при приеме могут входить умение плавать, наличие опыта работы в сфере обслуживания клиентов. Все это очень индивидуально в каждой авиакомпании. Так как, конкурс «в стюардессы», обычно, довольно большой, каждый плюсик может иметь значение.

И, наконец, кандидат на должность бортпроводника не должен иметь проблем с законом – ни настоящих, ни прошлых. Требуется не иметь судимостей ни условных, ни погашенных. Бортпроводнику понадобится в работе действующий загранпаспорт, его необходимо получить, если ранее не было.

Такие требования к стюардессам при приеме на работу предъявляют российские авиаперевозчики. Как видите, список достаточно внушительный и соответствовать ему непросто. Если, допустим, иностранный язык можно освоить, то проблемы со здоровьем решить сложнее.

Так что, прежде чем мечтать о профессии стюардессы, прочтите этот список и удостоверьтесь, что подходите по всем пунктам.

Каждый знает кто такая стюардесса, но не каждый знает как сложно ей стать. К стюардессам предьявляются различные требования, некоторые из них просто абсурдны! Мы решим какой должна быть самая идеальная стюардесса в мире, и обсудим законность этих требований.

Кто такая стюардесса?
Для начала разберёмся, кто же такая стюардесса, и что входит в её обязанности?

Стюардесса - это рядовой сотрудник на борту авиалайнера, который выполняет обязанности обслуживающего персонала. Прежде всего, такой работник отвечает за безопасность пассажиров и за оказание первой помощи. Раньше для того чтобы стать стюардессой, нужно было иметь образование медсестры. Помимо этого им необходимо было выполнять тяжелую и даже иногда непосильную для женщин работу, которая заключалась в выгрузке багажа, отправке самолета в ангар и т. п. Сегодня данная профессия не предусматривает таких обязанностей, но по-прежнему стать стюардессой достаточно сложно.

Аэрофлот
У Аэрофлота требования стандартны, но тем не менее под них подходит не каждая:
1. Соответствующее высшее образование;
2. Отличное здоровье, которое проверяется на специальной медицинской комиссии;
3. Молодость, так как после 30 лет на данную работу не берут;
4. Желательно, чтобы кандидат на эту должность был небольшого роста, средней комплекции и с приятной внешностью;
5. Четкая речь и дикция, приятный голос;
6. Знание двух языков (родной + английский);
7. Миловидность и улыбчивость.

Delta Air Lines
Это крупнейшая авиакомпания США, услугами которой ежегодно пользуются примерно 311 миллионов пассажиров.
Стюардессы этой авиакомпании, помимо всего прочего, должны обладать рядом дополнительных качеств:
1. Не старше 25 (У нас ещё допускаются некоторые поблажки по поводу возраста, в Америке - ни за что. Если вы хоть на месяц старше 25 лет, вас не возьмут на работу)
2. Рост не менее 165 см. , вес не более 65 кг. (На собеседовании вас обязательно взвесят и измерят)
3. Умение плавать. (Требование разумное, но у нас оно не обязательно)
4. Образование должно быть связанно с медициной. (Требования к образованию - самые жёсткие требования из всех, если ваше образование не подходит, вас даже не пригласят на собеседование)

Emirates
Как не сложно догадаться, авиакомпания относится к Арабским Эмиратам. «Эмирейтс» совершает рейсовые перелеты в страны Европы, Азии, Северной Америки и Африки.
Кроме вышеперечисленных качеств, стюардесса этих авиалиний обязана:
1. Знать историю своей страны (Патриотизм - наше всё)
2. Иметь размер груди не более 75С. (Интересно, что особых требований по поводу размера одежды нет, но есть требование по поводу размера груди и обхвата груди.)
3. Место рождения - Арабские Эмираты (На работу берут только тех, кто родился на территории страны)

Lufthansa
Немецкая авиакомпания. Ежедневно компания отправляет рейсы в десятки стран. Флот компании насчитывает более 265 лайнеров – Боингов и Аэробусов.
Требования интересны тем, что кроме основных, есть такие как:
1. Цвет лака на ногтях. Допустимы только френч,красный лак, и бесцветный. (Если на собеседование вы заявитесь с чёрным лаком, или с розовым - вас не примут на работу)
2. Быть не замужней. (Не совсем обоснованное требование, но если вы замужем и захотите стать стюардессой в Германии - разводитесь)
3. Размер одежды не более 46 (По российским меркам)

China Southern Airlines
Китайские Южные Авиалинии. Авиакомпания обеспечивает перелеты в страны Европы, Африки, Австралии, Северной Америки и Новой Зеландии. Самолетный парк компании состоит из Боингов и Аэробусов и насчитывает около 325 лайнеров.
Интересные пункты требований таковы:
1. Национальная внешность
2. Ровные зубы. (При приёме на работе будут смотреть на форму ваших зубов, если они не ровные - вам откажут в работе, или посоветуют их исправить)
3. Размер ноги не более 36. (У китаянок и так не большие ножки, но требование это есть.)

Aigle Azur
Французская авиакомпания, насчитывает около 243 авиалайнера, и совершает перевозки по всему миру.
Требования их интересны этим:
1. Отсутствие татуировок. (Совсем, если у вас даже маленький дельфинчик на затылке, под волосами - вас не примут на работу)
2. Отсутствие пирсинга. (Везде. Абсолютно)
3. Объём бёдер не более 100 см.
4. Отсутствие аллергий.

British Airways
«Британские Авиалинии» совершают авиаперевозки более чем в 200 направлений по всему миру. Самолетный парк насчитывает более 275 авиалайнеров.
Их требование самые жёсткие, помимо всех перечисленных они ещё требуют от стюардесс:
1. Отсутствие детей. (Это объяснимо, авиаперелёты связаны с риском)
2. Отсутствие судимостей, и вообще каких либо проблем с законом.
3. Волосы не ниже плеч, и демократичного цвета.
4. На собеседование вы обязаны прийти так, как будто вы уже пришли на свой первый перелёт.
5. Минимальный макияж

Итак, давайте составим список требований для ИДЕАЛЬНОЙ стюардессы.
Идеальная стюардесса должна быть не старше 25 лет, с 2 размером груди, с объёмом бёдер не более 100 см и размером одежды не больше 44-го. Зубы должны быть идеально ровными, а размер ноги не превышать 36. Волосы должны быть не ниже плеч. Она должна весить не менее 55 кг, и быть не ниже 165 см. Она обязана иметь медицинское образование, уметь плавать. Она должна знать 2 языка, и историю своей страны. Она не должна быть обременена мужем и детьми, в идеале у неё не должно быть даже домашнего таракана. У неё не должно быть проблем с законом, дикцией, и внешность. Она не должна иметь татуировок и пирсинга. На собеседование она обязана прийти в форме, и с демократичным лаком на ногтях, и с минимальной косметикой на лице.
Если вы подходите по всем критериям - вы обязаны хотя бы попытаться пройти собеседование, ради принципа.

Обратная сторона медали
В 2015 феминистки Великобритании устроили митинг, по поводу требований к женщинам. На этом митинге многие выступали против жёстких требований к стюардессам. Женщины на митинге уверяли, что такие требования не законны, и их стоит отменить. Давайте попробуем разобраться, хотя бы частично, так ли важны эти требования? Не будем конечно рассматривать такие как, цвет лака и длина волос (хотя вряд ли вам хотелось бы видеть стюардессу с распущенными обесцвеченными патлами и ярко-розовым лаком).
1. Внешность.
Стюардесса не может быть не красивой по ряду причин. Она должна создавать доброжелательную обстановку, и в критичной ситуации успокаивать пассажиров своим видом. Она - лицо своей компании перед пассажирами других стран, и не должна отталкивать их. Если у вам не повезло с внешностью, вы можете выбрать другую профессию.
2. Рост,размер и вес.
Ну тут я думаю всё понятно. Стюардесса не должна весить больше, чем половина пассажиров, и не должна быть слишком маленькой, так как работа её предстоит трудная.
3. Отсутствие детей.
Опять же, довольно таки разумное требование. В любом случае работа стюардессы связана с риском, и оставлять детей сиротами не хочется никому. Работая не этой работе, женщина редко бывает дома, и времени на семью у неё просто не остаётся. Не такое уж и ужасное требование, родить можно и после 30.

Работать бортпроводником престижно и интересно. К кандидатам на вакантные должности авиакомпании предъявляют строгие требования. Далее мы расскажем, как стать стюардессой и с чего именно нужно начать.

Требования к кандидатам

Кандидат на должность бортпроводника должен соответствовать определённым требованиям.

Возраст

Минимальная граница возраста для работы бортпроводником - 18 лет. Верхнюю границу каждая авиакомпания устанавливает самостоятельно. Чаще всего без опыта работы принимают молодых людей в возрасте 18–26 лет, а опытных бортпроводников - до 35 лет.

Рост

Рост кандидата должен находиться в пределах 1,6–1,75 м для женщин и 1,7–1,85 м для мужчин. Но это требование не строгое. К тому же у каждой авиакомпании свои мерки. Поэтому лучше открыть сайт интересующей авиакомпании, найти раздел «Вакансии» и прочитать изложенные там требования.

Вес

При приёме на работу предпочтение отдаётся кандидатам среднего или худощавого телосложения. Взвешивать вас никто не будет. А вот на размер одежды обратят внимание. У женщины он должен быть 42–46, у мужчины - 46–54.

Гражданство

В российские авиакомпании принимают на работу граждан Российской Федерации, иногда дают «зелёный свет» гражданам Белоруссии. Гражданам иных стран в трудоустройстве будет отказано.

Военная обязанность

Военнообязанным мужчинам призывного возраста, не прошедшим службу в рядах Российской армии, дорога в авиацию закрыта. Если военный билет у кандидата есть, но в нём стоит отметка «Не годен», то он, вероятнее всего, не пройдёт ВЛЭК. Круг замкнётся.

Судимость

В системе авиаперевозок предъявляют высокие требования к безопасности, поэтому кандидатов на вакантные должности проверяют самым тщательным образом. При наличии судимости кандидата не допустят к работе на воздушном судне.

Здоровье

Кандидат должен обладать крепким здоровьем. Его пригодность к полётам подтверждает или не подтверждает ВЛЭК – «Врачебная лётная экспертная комиссия».

Наличие татуировок, шрамов, пирсинга

На видимых частях тела кандидата не должно быть татуировок, пирсинга или шрамов. Здесь имеются в виду татуировки, которые выступают за пределы униформы (рубашки, юбки, брюк). Небольшие тату, которые не видны под одеждой, не станут помехой.

Знание иностранных языков

Свободное владение иностранным языком откроет кандидату дорогу к международным рейсам. Не владея иностранным языком, можно устроиться на работу в компанию, самолёты которой летают по России и странам СНГ.

Этапы отбора кандидатов

Для начала кандидату нужно составить анкету и отправить её в отдел кадров авиакомпании. Можно отправить анкеты в несколько авиакомпаний.

Российские авиаперевозчики регулярно проводят набор членов кабинного экипажа. К примеру, в «Аэрофлоте» просмотры проводятся регулярно, в течение всего года. Отбор проводится в два этапа: сначала кандидат проходит собеседование, затем осмотр в ВЛЭК.

Собеседование

Собеседование проходит в три этапа. На первом этапе кандидат беседует с членами приёмной комиссии, на втором проходит психологическое тестирование, на третьем сдаёт экзамен по английскому языку.

Во время беседы с кандидатом члены приёмной комиссии могут задать ему следующие вопросы:

  • почему он хочет работать в сфере обслуживания;
  • почему он выбрал именно эту авиакомпанию;
  • что его привлекает в должности бортпроводника и т.д.

Члены приёмной комиссии обратят внимание на внешний вид кандидата, манеру держаться, речь, тембр голоса. На собеседовании лучше рассказать о себе подробнее, упомянуть о том, что занимались спортом, имеете медицинское образование, посещали тренинги по управлению стрессовыми ситуациями - всё это пригодятся в работе. Но главное - показать себя адекватным, открытым, коммуникабельным человеком.

Если собеседование успешно пройдено, кандидата направляют на психологическое тестирование, которое позволит выявить его личностные качества. По результатам тестирования выдаётся заключение о профессиональной пригодности или не пригодности кандидата к работе в должности бортпроводника.

Третий этап - экзамен на знание английского языка. Здесь кандидату придётся справиться с грамматическим тестом, аудированием и побеседовать с экзаменатором на английском языке. Все предложенные задания будут так или иначе связаны с работой бортпроводника. Если кандидат успешно преодолеет три этапа собеседования, то его направят на медицинскую комиссию.

Медицинская комиссия

На медицинскую комиссию кандидат идёт с полным пакетом документов, полученных в медучреждениях по месту жительства. Ему придётся заранее получить справки из наркологического, туберкулёзного, кожно-венерологического и психиатрического диспансеров, а также из санэпидемстанции.

Кроме того, необходимо сдать кучу анализов и пройти узких специалистов (хирурга, стоматолога, лора, окулиста, невропатолога и др.), сделать ЭКГ, флюорографию и ЭЭГ головного мозга. На основании перечисленных справок и заключений представители ВЛЭК принимают решение о вашей медицинской пригодности к работе в должности бортпроводника.

Курсы бортпроводников

Курсы являются обязательным этапом профессионального отбора бортпроводников. Большинство авиакомпаний организуют такие курсы в Москве.

Готовьтесь, что вам придётся обучаться в течение 3 месяцев, в очень плотном режиме (6 дней в неделю, 8 часов в день). Заранее подумайте о том, где вы будете проживать всё это время, и как будете добираться до места обучения.

На курсах будущие стюарды изучают строение самолёта, нормативно-правовые документы, отрабатывают правила поведения во внештатных ситуациях, тренируются на макете салона самолёта и других тренажёрах.

Практика

Бортпроводники, успешно прошедшие обучение, направляются на практику на воздушное судно. Чтобы работать в качестве самостоятельной единицы, молодому специалисту необходимо налетать 30 часов. После окончания практики стюарды сдают внутренний экзамен. Успешно пройденное испытание даёт право приступить к самостоятельной работе в авиакомпании.

Трудоустройство на должность бортпроводника - процесс длительный, но не сложный. Если вы мечтаете работать в авиации - дерзайте, и у вас обязательно получится.

Бортпроводник (стюардесса/стюард) — специалист рядового состава на водных и воздушных судах, который обслуживает пассажиров и обеспечивает их безопасность. Это одна из самых романтичных профессий. Повидать мир, познакомиться с разными странами, увидеть людей другой культуры - об этом мечтают многие, а для проводников воздушного лайнера эти мечты становятся реальностью. Однако при всей своей экзотичности работу бортпроводников легкой назвать нельзя.

Стюарды и стюардессы должны не только приветливо встречать пассажиров у трапа и, улыбаясь, подавать кофе, но и оказывать при необходимости первую медицинскую помощь, поддерживать порядок и чистоту на борту самолета. Особенно тяжело приходилось первым бортпроводникам в 20-30-х гг. XX века. Стюардессам вменялось в обязанности в местах промежуточных посадок носить ведра с топливом для заправки самолета. А после прибытия в конечный пункт они должны были помочь наземному персоналу загнать самолет в ангар. Кроме того, стюардессы должны были взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой багажа, убирать в салоне и пилотской кабине, убирать туалет и даже чистить ботинки пассажирам!

С тех пор многое изменилось, и работа стюардов и стюардесс уже не настолько сурова. Однако специфика профессии все равно накладывает свой отпечаток при подборе кадров. Каждая авиакомпания выдвигает к претендентам на должности стюардесс и стюардов свои требования, но существуют и общие правила. Желательный возраст кандидатов при наборе - 20–24 года (человек уже сложился как личность и вполне отдает отчет своим поступкам), хотя может варьироваться от 18 до 29 лет. Рост для девушек - от 160 до 175 см, для молодых людей - от 170 до 185 см. Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам.

Внешность бортпроводника должна быть приятной, без изъянов. На лице не должно быть родинок и родимых пятен. Не возьмут и тех, у кого есть приметные шрамы, татуировки, блестящие металлические коронки во рту. Избыточный вес, как и худоба, недопустимы. А вот цвет глаз и волос значения не имеют, за исключением совсем уж экстремальных оттенков. У кандидата должен быть приятный тембр голоса и плавная речь без дефектов. Кандидаты должны обязательно обладать крепким здоровьем, что связано с повышенными физическими и психическими нагрузками. Будущему бортпроводнику необходим хороший слух, зрение, вестибулярный аппарат. Заболевания внутренних органов и нервно-психические расстройства также не допустимы.

Язык мой - друг мой

Специального образования от бортпроводников не требуют, главное, чтобы оно было не ниже среднего специального. Однако приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, официант, бармен. В последние несколько лет при наборе бортпроводников авиакомпании предпочитают кандидатов с высшим образованием, особенно медицинским и психологическим. Один из основных критериев отбора - хорошее владение русским языком и одним или двумя иностранными языками (для работы на международных линиях это обязательное требование). Большинство бортпроводников имеют диплом языкового вуза.

Конечно, существуют специальные курсы, где можно на коммерческой основе пройти обучение на профессию бортпроводника, но большинство авиакомпаний предпочитают самостоятельно отбирать и обучать людей. Решение о приеме кандидата на обучение принимает специальная комиссия. Соискателям предстоит пройти ряд собеседований и ответить на вопросы специальных психологических тестов, чтобы выявить, насколько будущие стюарды и стюардессы коммуникабельны, терпеливы, дружелюбны и стрессоустойчивы. Если собеседования и тесты успешно пройдены, и члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). И только после всех успешно пройденных испытаний кандидат зачисляется на должность бортпроводника-стажера и направляется в учебно-тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. В среднем обучение длится около двух месяцев. Если работодатель готовит сотрудников для международных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев.

На курсах будущие бортпроводники осваивают достаточный словарный запас для общения в полете: профессиональную фразеологию, разговорную лексику. Во время теоретического курса студенты изучают международное законодательство, знакомятся с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев. Будущих стюардесс и стюардов учат разбираться в блюдах и напитках, правильно подавать еду и сервировать тележки, знать тонкости различных стандартов обслуживания пассажиров.

По окончании теоретического курса стажер сдает экзамены. Если результаты экзаменов положительны, стажер допускается к практической части курса - стажерским полетам (не менее 30 часов). После стажерских полетов квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает стажеру статус бортпроводника 3-го класса.

Готовы ко всему

В программу обучения бортпроводников обязательно входит изучение отдельных психологических приемов и навыков. Клиенты встречаются разные: и капризные, и нетактичные, и откровенно грубые - могут и обидеть, и оскорбить. Салон самолета - не место для ссор, и бортпроводник обязан быть корректным, как бы ни вели себя пассажиры. Необходимо найти нужные интонации и слова, чтобы правильно отреагировать на ситуацию, упокоить разбушевавшегося пассажира или плачущего ребенка. Особая ответственность ложится на стюардов и стюардесс в России, где пассажиры до сих пор считают нормальным отмечать авиаперелет алкогольными напитками, словно большой народный праздник.

Как бы ни были надежны современные самолеты, а аварии, увы, происходят часто. Кроме того, в современном мире нередки и захваты самолетов террористами. К чему это может привести, показывают события 11 сентября 2001 года в США. Поэтому бортпроводники должны быть готовы ко всему. Основа программной подготовки - действия в аварийных ситуациях, ведь главная задача будущего бортпроводника - обеспечить безопасность пассажиров во внештатных ситуациях. Например, при попадании воздушного судна в зону сильной турбулентности, при пожаре на борту, вынужденной посадке, в случае захвата лайнера террористами и даже просто при попытках хулиганства на борту бортпроводник должен быть во всеоружии.

На курсах подготовки бортпроводники отрабатывают аварийные посадки на сушу и на воду, учатся пользоваться надувными плотами и жилетами, выкидывать спасательный трап, открывать двери и люки самолета. На случай экстренной посадки им рассказывают о флоре и фауне различных стран (например, о клещах и змеях), о возможных способах выживания зимой и летом. Стюарды и стюардессы должны уметь грамотно оказывать первую медицинскую помощь, знать, какие медикаменты следует применить в той или иной ситуации.

Бортпроводники постоянно испытывают нервно-эмоциональное напряжение, связанное с высокими требованиями к исполнению ими служебных обязанностей и строгой дисциплиной. Сказывается частая смена климатических зон и часовых поясов, перепады температуры, давления, физическое напряжение в полете, работа стоя и на ходу, недостаток кислорода и вибрация. Со временем начинает страдать слух, появляются заболевания спины, варикозное расширение вен. Именно поэтому стюардессы выходят на пенсию уже в 45 лет, а мужчины могут летать до 50.

Зарплата бортпроводников составляет в среднем 30–60 тыс. рублей и складывается из должностного оклада и надбавок: за налет часов, присвоенный класс, стаж работы, знание иностранного языка, а также от уровня авиакомпании, на которую они работают. Стюарды и стюардессы имеют все шансы на карьерный рост. Сначала начинающий бортпроводник будет летать на коротких рейсах. По мере роста опыта командировки будут становиться длиннее, а направления - интереснее. Две тысячи часов полета дают право на присвоение бортпроводнику 2-го класса и соответствующую прибавку к зарплате. Для получения квалификации 1-го класса необходимо отлетать шесть тысяч часов.

Опытный специалист может занять вакансию бригадира, инспектора, проверяющего работу бортпроводников. Старший стюард, отлетавший не меньше 5 лет, при наличии первоклассной квалификации и высшего образования имеет шанс занять еще более ответственную должность - бортпроводника-инструктора, которому подчиняются порядка полусотни человек. А опытный инструктор, имеющий высшее образование, со временем может войти в руководящий состав авиапредприятия.

История вопроса

Сегодня профессия стюардессы считается исключительно женской и ассоциируется главным образом с авиаперелетами. Однако задолго до того, как в небо поднялся первый самолет, уже существовала мужская профессия «стюард». Большое распространение она получила в XIX веке с развитием коммерческого мореплавания и началом регулярных пассажирских перевозок. Стюард начал исполнять функцию официанта или буфетчика, будучи посредником между судовым поваром и пассажирами. В дальнейшем на стюардов, равно как и на проводников поезда, лег широкий спектр обязанностей по обеспечению комфортных условий пребывания пассажиров - от разноса блюд до уборки помещений. По мере того как рынок труда стал более открытым для женщин, они все активнее начали осваивать профессию стюарда, не просто потеснив мужчин, а даже заняв в ней лидерские позиции.

Первоначально в пассажирской авиации, как на флоте и железных дорогах, тоже пытались внедрить стюардов-мужчин. Пока пассажирские самолеты были малы, а сами перелеты довольно редки, обслуживанием пассажиров занимался второй пилот. Бортпроводники как отдельные члены экипажа появились в Германии в 1928 году. На эту должность брали либо официантов дорогих ресторанов, либо бывших военных для поддержания порядка на борту. Первые авиа-перелеты были не столько комфортны как в настоящее время, да и пассажиры еще не воспринимали самолеты как нечто само собой разумеющееся.

Первой авиа-стюардессой принято считать американку Эллен Черч. Окончив курсы медсестер, она работала в больнице в Сан-Франциско и в частном порядке брала уроки управления самолетом. В 1929 г. она предложила свои услуги авиакомпании «Boeing Air Transport» в качестве пилота. Однако руководство компании сразу сообразило, насколько увеличится привлекательность авиаперевозок от присутствия на борту женщин-бортпроводниц. Это успокаивало бы пассажиров и их родственников, оставшихся на земле. К тому же навыки медсестры могли пригодиться в полете. Эллен было предложено набрать группу из семи коллег-медсестер не старше 25 лет, не тяжелее 52 кг и ростом не более 160 см. По тем временам стюардессам предлагалась весьма солидная зарплата - 125 долларов. После нескольких месяцев подготовки стюардессы приступили к полетам. Первый полет совершила сама Эллен Черч 15 мая 1930 года. Первой советской стюардессой стала Эльза Городецкая, совершившая свой первый полет 5 мая 1933 года по маршруту Москва-Ашхабад на борту 21-местного самолета «ПС-84». Городецкая хоть и была членом экипажа, но числилась лишь буфетчицей.

Бортпроводников стали включать в состав экипажа лишь с 1938 года. Как и в США, первоначально в стюардессы старались принимать девушек с медицинским образованием, потом стало необходимым также знание поварского мастерства и психологии. Пика популярности профессия стюардессы достигла с началом регулярных международных перелетов. В это же время от стюардесс стало требоваться и знание иностранных языков. В СССР быть стюардессой на международных маршрутах было чрезвычайно престижно - ведь эта работа позволяла хотя бы немного подняться над «железным занавесом» и увидеть мир по другую его сторону.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт