Профилактика срыва. Предотвращение рецидивов Темы индивидуального и группового консультирования

10.01.2024

Профилактика срыва

Мы поможем не дожидаться, чтобы Ваш близкий попал снова в беду и вернулся к употреблению. Ведь бывает и такое, что зависимый пройдя реабилитацию, и находясь в социуме, не может привыкнуть к новой жизни, это может быть оттого, что его эмоциональное состояние не стабильно и ему еще следовало какое то время провести в реабилитации. Прочитайте внимательно, что такое срыв, его развитие и симптомы. Если у Вашего родного начался, какой нибудь из этапов срыва, не дожидайтесь что все наладится само собой, позвоните в наш сертифицированный центр психологической поддержки, наши специалисты Вам помогут!

Процесс развития срыва

Срыв - это процесс нарастания психологического дисбаланса, который проявляется в возвращении к старым привычкам, чувствам, отношениям и поведению, в результате чего происходит рецидив (возврат к употреблению). Общее заблуждение заключается в том, что рецидив (возврат к употреблению) - это внезапное и спонтанное событие, происходящее безо всяких предупреждающих знаков. Правда состоит в том, что существует множество предупреждающих сигналов, предшествующих срыву. Проявление этих сигналов можно описать как процесс последовательных изменений в поведении, чувствовании, желаниях и мышлении со стабильного, конструктивного и направленного на выздоровление, на деструктивный, разрушающий и ведущий к рецидиву.

Процесс развития срыва можно условно разбить на три этапа.

1-й этап – Внутренняя Дисфункция, нарушение внутреннего покоя и стабильности.

Этот процесс обычно начинается с появления внешних или внутренних стрессовых факторов вызывающих дестабилизацию (резкие изменения в жизни или большое количество незначительных изменений), внутреннее напряжение . Внутреннее напряжение в свою очередь приводит к 1-й фазе процесса срыва – нарушению психологической стабильности , с последующим отрицанием проблем, и, как следствию, развитию внутренних изменений в мышлении и эмоциях (2-я фаза). Этот этап характеризуется возможностью контроля над чувствами, поведением, и мышлением. На этом этапе достаточно удалить или минимизировать стрессогенные факторы (уйти из ситуации, уладить конфликт, отдохнуть и т.д.), чтобы прервать развитие срыва. Основными стратегиями совладания с процессом срыва являются планирование выздоровления, своих поведения и психологических реакций в подобных ситуациях в будущем и т.д.

2-й этап – Внешняя Дисфункция , нарушение в поведении и отношениях .

Рост внутреннего напряжения и изменения в мыслях и эмоциях, а так же нежелание как-то реагировать на них (отрицание напряжения), приводит к тому, что частично теряется контроль сознания над психикой. Эти психологические проблемы начинают серьезно мешать в обычной жизнедеятельности, в выполнении повседневных дел и т.д. (изменения поведения – 3-я фаза). Заметно для окружающих меняется поведение (поэтому этот этап называется внешней дисфункцией). На этом этапе человек пока осознает, что плохо, что хорошо, осознает свои ошибки, не дает негативным чувствам и разрушающим мыслям полностью перебрать на себя управление жизнью, но и сопротивляться им в полной мере тоже не может. Основные усилия человека, на этом этапе, обычно направлены на контроль поведения (держать себя в руках, выполнять поставленные задачи и цели, не поддаваться эмоциям и т.д.) и ничего не делать с эмоциями и мыслями, и это является главной ошибкой. Внутренние проблемы на этом этапе уже невозможно решить устранением внешних факторов, как на предыдущем, просто уйти от стресса, так как деструктивный процесс уже идёт внутри. Внутренняя дисфункция заставляет делать человека все новые и новые ошибки, которые нарастают в геометрической прогрессии (нарастание личностного кризиса – фаза 4). На этом этапе все усилия необходимо направить на анализ, минимизацию и устранение внутренних изменений (выговаривание, самоанализ, работа по управлению стрессом и т.д.). Когда выздоравливающий не уделяет особого внимания анализу с последующей стабилизацией внутренних процессов и внешних условий, внутренняя дисфункция возрастает, и на определенном напряжении человек переходит к следующему этапу срыва.

3-й этап – Потеря контроля.

На этом этапе дисфункциональные психологические процессы, негативные эмоции и деструктивные мысли, перебирают на себя управление жизнью человеком. Вначале он еще осознает, что для него сейчас плохо и что хорошо, но уже не может контролировать свое поведение (которым теперь полностью управляют негативные эмоции) и не может не совершать «дурных» поступков (потеря личностного контроля – фаза 5). Двигаясь в срыве далее, наступает последняя фаза этого этапа – потеря контроля над ценностями . Человек уже не осознает, что для него плохо, а что хорошо (деградация – фаза 6). Следующий шаг – употребление алкоголя. Самой распространенной ошибкой выздоравливающих на этом этапе – это попытки самостоятельного решения своих проблем. Но на этом этапе человек уже сам себе помочь не может, (он утратил внутренний контроль над мыслями и эмоциями, и внешний контроль, не управляет своей жизнью, поведением). Теперь для стабилизации состояния ему необходима внешняя помощь .

Развитие срыва можно прервать на любом этапе его развития, вовремя отследив признаки его проявления и предприняв соответствующие меры по предотвращению.

Занятие по профилактике срыва направленно именно на обучение отслеживанию симптомов развития срыва и выработке способов его преодоления.

  • Семейная терапия
  • ЦПП «Благо»
  • Акция по профилактике распространения наркомании в подростково-молодежной среде

Почему выбирают нас

Мы совместили лучшие программы DayTop и 12 шагов!

Лечение наркомании и алкоголизма (под лечением понимается социальная адаптация) - задача, которая требует комплексного решения. То, что делаем мы - дает высокий результат. Можете применять разные методы, но мы предлагаем Вам не рисковать, и получить настоящее решение данной проблемы. Это полный отказ от наркотиков и алкоголя.

Мы выезжаем за пациентом в любую точку России!

Наших сотрудников не испугает расстояние до Вашего места нахождения и стадия зависимости у Вашего близкого человека. Транспортировка осуществляется быстро и без происшествий. Более того - мы умеем убедить пациента в том, что ему нужно избавиться от зависимости, после этого он действительно желает выздоравливать. Этого Вам не предложит никто. Такая услуга называется ИНТЕРВЕНЦИЯ (мотивация зависимого на реабилитацию).

Мы проводим полное юридическое сопровождение!

Мало кто из зависимых чист перед законом. Не волнуйтесь, мы делаем все, чтобы это не мешало прохождению реабилитации и возвращению к нормальной трезвой жизни.

Мы помогаем в трудоустройстве и обучении!

Помогаем воплотить в жизнь те стремления, которые казалось, были погублены многолетним употреблением.

Мы используем индивидуальный подход!

За каждым зависимым закреплен психолог, который ведет его динамику выздоровления. Для каждого составляется индивидуальная программа, из-за разновидностей наркотиков это немаловажный фактор.

ВСЕ, с кем мы начинали работать шли в итоге на контакт и включались в процесс реабилитации.

Мы заботимся о физическом и психологическом состоянии пациента!

Так как зависимые тоже люди им необходимо после адаптации привыкать к трезвой жизни, поэтому для тех, кто приближается к выписке и, конечно же, в сопровождении наших сотрудников, мы организовываем игры в футбол, выезды на природу (пикник), экскурсии, походы в кино, театр.

Мы соблюдаем законодательство РФ!

Работа основывается только на соблюдении всех прав пациента. У нас нет наручников, карцера и других запрещенных методов, которые ломают психику и жизнь человека.

Мы соблюдаем пожарные и санитарно-гигиенические нормы! Круглосуточная охрана УВО по г. Уфа!

Для комфортной реабилитации зависимые и их родственники должны чувствовать себя защищенными и в полной безопасности, поэтому в нашем центре установлена пожарная сигнализация, видеонаблюдение. Соблюдены санитарно гигиенические нормы для размещения резидентов. Центр находится под круглосуточной охраной УВО по г. Уфа в Ленинском районе. Этого нет ни в одном центре.

Круглосуточное медицинское сопровождение врача терапевта!

Для полного восстановления личности важную роль играет и физическое здоровье человека, поэтому центр сотрудничает с ГБУЗ РБ ГКБ №5 г.Уфа, где сдаются все необходимые анализы. В центр выезжает Врач-терапевт для наблюдения за резидентами.

Мы предоставляем поддержку пациенту после прохождения реабилитации!

Данная поддержка необходима для того чтобы человек не чувствовал себя одиноким и брошенным.

Мы предоставляем Родительский день!

Каждую субботу Родственники, указанные при заключении договора могут прийти в гости с 14.00 до 16.00 и лично увидеть какие изменения прошли с его близким человеком.

Мы проводим Семейные сессии с психологом!

Такие мероприятия важны тем чтобы зависимый и его родственники научились заново общаться друг с другом.

Экскурсия по центру!

Если у Вас все же остались сомнения отправлять своего близкого на реабилитацию Вы можете посетить центр с нашим сотрудником, где увидите все своими глазами. Перед этим нужно позвонить на номер 8-800-2222-909 записаться на консультацию с экскурсией.

ЦПП Благо соответствует национальному стандарту Российской Федерации!

  • Вероятнее всего, инсульт. Об этом свидетельствует выявленные при неврологическом обследовании признаки (парез мягкого нёба, нистагм, гемигиперестезия и др.).
  • Виды хозяйственных договоров, их структура, признаки, характеристика.
  • Теренс Горский определил 37 предупреждающих признаков путем клинических исследование 118 выздоравливающих пациентов. Общим у пациентов было:

    1. они завершили 21-28 дневную программу реабилитации от алкоголизма;

    2. они признали, что они выздоравливают и не могут безопасно употреблять
    алкоголь или наркотики;

    3. они были выписаны с сознательным (осознанным) намерением оставаться
    постоянно трезвыми, используя как А.А., так и профессиональные амбулаторные
    консультации;

    4. они в итоге вернулись к пьянству, несмотря на первоначальное твердое намерение
    оставаться трезвыми.

    Эти симптомы разделены на 10 фаз.

    Фаза I Внутренние предупреждающие признаки срыва. В этой фазе выздоравливающие люди чувствуют внутреннюю неспособность функционировать нормально

    1.1 Трудности с ясным мышлением.

    1.2 Трудности в контроле над чувствами и эмоциями.

    1.3 Трудности с памятью.

    1.4 Трудности в контроле над стрессом.

    1.5 Трудности с полноценным сном.

    1.6 Трудности с физической координацией.

    1.7 Стыд, вина, безнадежность.

    Фаза II Возвращение отрицания. В этой фазе выздоравливающие люди становятся

    неспособными признать и честно рассказать другим о том, что они думают или чувствуют.

    2.1 Озабоченностью самочувствием.

    2.2 Отрицание этой озабоченности.

    Фаза III Избегание и защитное (дефензивное) поведение.

    В этой фазе люди не хотят думать ни о чем, что может вызвать возврат болезненных или беспокоящих чувств. В результате они избегать всего, что может заставить их честно посмотреть на себя. Когда им задают прямые вопросы о самочувствии, они склонны к избегающему поведению.

    3.1 Убежденность в том, что никогда не будутпить.

    3.2 Переживание за других, вместо переживания за себя.

    3.3 Избегание и защитное поведение

    3.4 Компульсивное поведение.

    3.5 Импульсивное поведение.

    3.6 Склонность к одиночеству

    Фаза IV Нарастание кризиса. В этой фазе люди начинают испытывать последовательно ряд жизненных проблем, вызванных отрицанием личных чувств, самоизоляцией и пренебрежением программой выздоровления. Даже если они хотят решить эти проблемы и упорно работают над этим, на месте одной решенной проблемы появляются две новые.

    4.1 Туннельное видение.

    4.2 Малая депрессия.



    4.3 Исследование конструктивного планирования.

    4.4 Планы терпят неудачу.

    Фаза V Иммобилизация. В этой фазе человек не способен начать действовать. Он проходит по жизни и управляется ею вместо того, чтобы управлять ей.

    5.1 Мечтательность.

    5.2 Ощущение, что ничего нельзя решить.

    5.3 Незрелое желание быть счастливым.
    Фаза VI Замешательство и чрезмерная реакция

    В этот период у людей есть трудности с ясным мышлением. Они недовольны собой и окружающими. Они становятся раздражительными и чрезмерно реагируют на незначительные вещи.

    6.1 Периоды замешательства.

    6.2 Раздражительность с близкими.

    6.3 Чрезмерная возбудимость.

    Фаза VII Депрессия. В этот период люди находятся в такой депрессии, что испытывают трудности с обычным распорядком дня. Временами могут появляться мысли о самоубийстве, выпивке или употреблении наркотиков, как способе покончить с депрессией. Депрессия является тяжелой и навязчивой и не может игнорироваться или скрываться от окружающих.

    7.1 Ненормальный прием пищи.

    7.2 Отсутствие желания предпринимать что-либо.

    7.3 Ненормальный сон.

    7.4 Потеря режима дня.

    7.5 Периоды глубокой депрессии

    Фаза VIII Утрата контроля над поведением. В этой фаза они ставятся не способными контролировать или регулировать свое поведение и распорядок дня. Существует сильное отрицание и отсутствие полного осознавания выхода из-под контроля. Их жизнь становится хаотичной, во всех сферах жизни и выздоровления, создается много проблем.



    8.1 Нерегулярное посещений собраний А.А. и назначенных приемов у врача-
    консультанта.

    8.2 Появление подхода "А мне все равно".

    8.3 Открытый отказ от помощи.

    8.4 Неудовлетворительность жизнью.

    8.5 Чувство бессилия и беспомощности.
    Фаза IX Признание утраты контроля

    Их отрицание разрушается и они неожиданно осознают насколько тяжелы их проблемы и какой неуправляемой стала их жизнь, как мало у них силы н контроля для решения любой из этих проблем, это осознание очень болезненное и страшное. К этому времени они становятся настолько изолированными, что кажется нет никого к кому можно обратиться за помощью.

    9.1 Жалость к себе.

    9.2 Мысли о контролируемом употреблении алкоголя.

    9.3 Сознательная ложь.

    9.4 Полная потеря уверенности в себе.

    Фаза X Сужение выбора. В этой фазе люди чувствуют себя охваченными болью и неспособностью управлять жизнью. Представляются только три выхода - безумие, самоубийство или употребление. Они больше не верят, что кто-то или что-то может им помочь.

    10.1 Непомерное чувство обиды.

    10.2 Прекращение всякого лечения и членства в АА.

    10.3 Всепоглощающее одиночество, фрустрация, гнев и напряжение.

    10.4 Утрата поведенческого контроля.

    Фаза XI Возврат к употреблению или физический и эмоциональный коллапс.

    11.1 Возврат к контролируемому употреблению.

    11.2 Стыд и вина за употребление.

    11.3 Потеря контроля над употреблением.

    11.4 Проблемы жизни и здоровья.


    Тренинг профилактики срыва
    Тренинг профилактики срыва основывается на модели процесса изменений Дж. Прочаска и К. ДиКлементе.

    Базируется на когнитивно-поведенческих стратегиях, спо­собствующих абстиненции и одновременно оказывают помощь тем, кто находится в состоя­нии срыва. Результаты отдельных исследований свидетельствуют, что навыки, которым кли­енты учатся в рамках терапии срыва , остаются в течение года после завершения лечения. Исходя из модели процесса изменений Дж. Прочаска и К. ДиКлементе, выздоровление предполагает этапность внедрения изменений и проверку их эффективно­сти на практике. Стресс, который испытывает человек, когда меняется, на некоторое время повышает напряжение,и человек нуждается в отдыхе или релаксации. В связи с этим на пути выздоровления встречаются так называемые «точки застревания». Результатом застревания является ощущение диском­форта, которое постепенно усиливается и часто приводит к мысли, что усилия напрасны, программа не решает ни старых, ни новых проблем, которые появляются после прекращения употребления. На­пряжение растет, и человек чувствует, что не выдерживает. Вместо того чтобы анализировать собы­тия, которые привели к застреванию и повышению напряжения, и осуществлять определенные шаги для преодоления напряжения в конструктивном направлении, многие участники Программы возражают против этого и тормозят процесс.

    Отрицание используется неосознанно, поэтому автоматически блокирует осознание того, что то идет не так, то не в порядке. Состояние застревания порождает стресс. Отрицание блокирует осознание наличия стресса и, таким образом, только усиливает его. Человек чувствует себя дискомфортно, но не понимает причин этого состояния и не знает, что делать, чтобы его лишиться. Как след­ствие, обостряются признаки постабстинентного синдрома, человек чувствует себя все хуже и хуже, самооценка снижается, начинают срабатывать неконструктивные защиты.

    Например, человек может говорить себе: «Дело не во мне и в окружающих, мне так плохо, что хуже уже быть не может, - одно­разовое употребление наркотика ничего не изменит и мне не повредит...» Человек возвращает­ся к стереотипным (компульсивным) неконструктивным путям решения проблем. Таким образом, за­пускается процесс срыва, который начинается задолго до факта употребления наркотического веще­ства. Употребление является конечным результатом процесса срыва. Срыв начинается с изменений мыслей и эмоций, поскольку именно они влияют на наше поведение.


    Духовно-нравственное образование (библиотерапия)
    Большую роль в формировании моральных качеств играет внутренний мир человека, его «нравственный стержень», который находится во взаимосвязи с духовной жизнью личности. Духовная жизнь в свою очередь тесно связана с понятием «духовность».

    В светском понимании в основе понятия «духовность» лежит приобщение человека к культурным ценностям разного уровня (этническим, общенациональным, общечеловеческим). В «Большом психологическом словаре» под духовностью понимают поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины.

    В религиозном понимании в основе категории «духовность» лежит представление о человеке как о триаде: тело-дух-душа, причем на первый план выдвигается дух, а все остальное, составляющее человека, рассматривается в зависимости от духа . Интегральным критерием духовной методики помощи лицам с аддиктивным поведением является нравственный критерий.

    Духовность понимается как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовный человек – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения.

    Ключевым понятием, лежащим в основе духовно-ориентированных методик ведения групповой психотерапевтической работы с химически зависимыми лицами, является метанойя , что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к чему-либо противоположному от того, от чего человек отвращается. Возненавидевший грех, которым является, в том числе и потребление наркотиков, обращается к добру, правде, а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.

    Категория «грех и ответственность за грех» не относится к научным категориям. Наука говорит об ошибках, находит методы их предупреждения или исправления .

    В духовной жизни ошибка (греч. αμάρτημα – заблуждение, грех) предполагает нравственную ответственность, формирование которой включено в методику духовной помощи, поэтому является очень важной духовной составляющей Программы являются духовные беседы, они могут быть как общие, с участием всей группы, так и индивидуальные.

    С целью их проведения группа собирается в специально отведенное для этого время вместе и приходящий священник или специально подготовленный православный катехизатор предлагает для разбора одно из мест Священного Писания (Библии). У каждого участника программы есть экземпляр Библии. По очереди зачитывается фрагмент предложенного отрывка. Далее одному из участников занятия предлагается дать свою интерпретацию прочитанного места в Библии, возможно, с собственными примерами из жизни. Затем аналогичная просьба адресуется еще нескольким участникам занятия. После этого ведущий собрания резюмирует сказанное ранее и предлагает свою версию интерпретации прочитанного фрагмента Библии.


    Индивидуальная психотерапия (аутотерапия)
    Помимо различных вариантов групповых психотерапевтических вмешательств, большое значение в реабилитационной программе придается индивидуальной психологической работе с пациентами.

    Для этого используются 2 специально разработанных в Европе пособия, адаптированных для использования в отделении – «Дневник чувств» и «Проводник самопознания и самопомощи».


    «Дневник чувств»
    Является базовым инструментом самоанали­за и самоконтроля поведения. С помощью дневника пациенты изучают соб­ственные мысли, чувства действия в ситуациях употребления наркотических веществ или ситуаци­ях высокого риска, когда имеется тяга к употреблению наркотика. Анализируется эффект от употребления (или воздержание от употребления) наркотиков на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровнях.

    «Дневник чувств» ежедневно заполняется участниками Программы на первых ее этапах. В нем они описывают наиболее важные для них события дня минувшего, какие чувства испытывали на тот момент.

    Дневники пишутся в течение всего дня: запись осуществляется, как только случается более или менее значимое событие, на которое реабилитант обращает внимание.

    Основная задача «Дневника чувств» – научить участника отслеживать взаимосвязь своего эмоционального состояния и своих действий от событий во внешнем и внутреннем мире. От­слеживая и устанавливая такие взаимосвязи в настоящем, участник Программы учится управлять собой в рискованных и стрессовых ситуациях в будущем.

    Ведение такого дневника позволяет научить пациентов грамотно распознавать свои переживания, четко идентифицировать их с помощью психологов-профессионалов, и в дальнейшем оперировать приобретенными навыками, налаживая контакт практически с любым человеком. Таким образом, это может ускорить процесс реабилитации , научив пациентов грамотно управлять своими чувствами. Что, в свою очередь, в будущем может предотвратить наркотический срыв.

    В зави­симости от количества участников ведущий на занятии может выбирать тех, кто прочтет свой дневник полностью (чаще всего новички программы и те, кто имеет проблемы с анализом и формулированием чувств), а кто ограничится только наиболее важными событиями.

    «Дневник чувств» усиливает способность распознавать и дифференцировать собственные чув­ства, расширяет знания о чувствах и эмоциях, развивает способность безоценочного их принятия, формирования умения проявлять эмоции.

    Для данных видов деятельности характерна структурированность, акцент на активности, поддержке и эмпатии. Модуль строится на когнитивных стратегиях психотерапии.

    В начале модуля возможно применение психологического обучения для подготовки клиентов к использованию письменной речи как инструмента вербализации собственных переживаний.

    Многим химически зависимым лицам очень сложно распознавать и идентифицировать собственные чув­ства. У них неразвита способность к рефлексивному самосознанию и его составляющей – самонаблюдения. У лиц, потребляющих наркотики, чрезвычайно затруднен контакт с внешним миром в связи с трудностями в выражении ими своих чувств, вследствие разрушения структуры личности. Для достижения изменений в сфере саморегуляции необходимое обучение навыкам системати­ческого самонаблюдения и анализа проблемных ситуаций, собственных мыслей, чувств и действий. Так как у пациентов на начальном этапе бывают проблемы с формулированием эмоций и чувств, то специалисты им выдают своеобразную «шпаргалку» со списком чувств.

    При этом пациенты должны по возможности правильно называть свои чувства, используя приведенные в начале дневника определения. Затем написанные тексты регулярно прорабатываются на специально организуемых малых группах. Данный процесс дает возможность пациенту под опытным руководством взглянуть на свое душевное состояние как бы со стороны, увидеть свои недостатки и преимущества, что позволяет работать над совершенствованием внутреннего мира.

    Итог анализа своих чувств участник реабилитационной программы проводит в конце каждой недели , отвечая на обозначенные в «Дневнике чувств» вопросы: «Что тебе удалось сделать?», «Что еще осталось сделать?», «Что хочешь изменить в своей эмоциональной жизни?», «Что хочешь оставить в своей жизни без изменений?».
    «Проводник самопознания и самопомощи»
    Правила проведения занятия:


    1. Конфиденциальность – ни с кем не обсуждается после проведения группы;

    2. Честность – говорить обо всем, что чувствуется;

    3. Открытость – высказываются все;

    4. Не перебивают, пока один участник группы говорит;

    5. Не советуют, делятся только своим опытом, говорят о себе;

    6. Не критикуют других;

    7. Не дискутируют по данной другим информации;

    8. Проявляют активность во время занятия;

    9. Не называют ПАВ, избегают наркоманского сленга;

    10. Если появляются неприятные переживания, говорят сразу, чтобы консультант принял решение о продолжении занятия, либо его переносе на следующий день;

    11. Не опаздывают на группу;

    12. Договариваются о конкретном сроке проведения группы заранее, чтобы быть готовым.
    Состоит из 5-ти частей.

    Рецидив (от лат. recidivus — возвращающийся) — возврат болезни, т. е. повторение ее в типичной форме непосредственно после выздоровления или в периоде выздоровления. Как правило, рецидив бывает точным повторением картины недавно перенесенного заболевания; он может протекать короче и легче, чем первое заболевание, но в отдельных случаях при рецидиве наблюдаются тяжелые осложнения, иногда со смертельными исходами. Процесс рецидива (или срыва) — штатная ситуация в выздоровлении, проявлении любой хронической болезни. Частота рецидива, количество возвратов болезни и промежутки между ними бывают различными при отдельных заболеваниях и при одном и том же заболевании.

    Гипертоническая болезнь, бронхиальная астма и ряд других психосоматических заболеваний течет с обострениями, кризами. Химическая зависимость протекает с частыми срывами и рецидивами. Срыв — это всегда обманутые ожидания, какими бы они не были.

    Чем, как правило, характеризуется срывной процесс?

    1. Замедление или прекращение действий по выздоровлению
    2. На пути «срыва» пациент обычно не собирается срываться. У него вполне «благородные» цели, которые он не оценивает как ложные.
    3. Изоляция, отказ от взаимодействия с системой поддержки.
    4. Употребление ПАВ наступает достаточно неожиданно для самого пациента, и не обязательно сразу тяжелое.
    5. Если этот процесс остановить, тогда выздоровление опять оказывается возможным.

    Можно выделить несколько уровней, которые являются «почвой» для очередного срыва:

    • биологический уровень: наследственная отягощенность, сверхчувствительность к раздражителям, астенизация, преморбидные заболевания;
    • психологический уровень: слабое Эго: неумение справляться с трудностями; жесткое суперэго (функция морали), перфекционизм;
    • когнитивный уровень: ошибки мышления;
    • духовный уровень: отсутствие внешней символической опоры; (экзистенциального смысла жизни); нарциссические проблемы; деструктивные аффекты (гнев, вина, обида).

    К внешним пусковым факторам, триггерам («толчкам») относятся следующие факторы:

    • конфликт со значимыми другими, жизненная неудача, потеря близких, резкое изменение жизненных обстоятельств;
    • фрустрация (облом, неадекватное переживание неудачи или несоответствие желаемого и действительного, в том числе реального и идеального образа «Я»);
    • экзистенциальные факторы: моменты выбора, переживания одиночества, потерь, симбиотические взаимоотношения;
    • заниженная самооценка и повышенная самокритичность, комплекс неполноценности, падение самоуважения.

    В англоязычной литературе relapse - рецидив , переводится как повторная ошибка.

    Мы рассматриваем рецидив — как ошибку, которую пациенту необходимо правильно воспринимать, осознавать и использовать как опыт в дальнейшем восстановлении от зависимости. Важнейшей основой нашей модели является проблемный анализ ситуаций срыва, тренировка механизмов совладания со стрессом (копинг-навыков), преодоление ситуаций риска. Срыв всегда начинается в духовной сфере! Если пациент смирит гордыню, поработает над «дефектами характера» и деструктивными (разрушительными) эмоциями, научится альтернативным способам совладать с ситуациями риска, то результатом будет повышение эффективности в процессе преодоления болезни и исчезнет необходимость использовать наркотик или алкоголь в качестве неконструктивного и губительного механизма избегания проблемы.

    Метафорически рецидив можно представить как коррозию организма.

    Для успешного лечения необходимо:

    • прекратить аддикцию (вещество, работа, созависимые отношения, интернет и т.д.);
    • определить срочные меры к восстановлению процесса выздоровления;
    • предпринять активные действия по изменению способа жить, возвращаясь к самому началу процесса выздоровления.

    В первую очередь необходимоперемена ума, изменение сознания, преобразование разума, сожаление, раскаяние о случившемся (метанойя). Главный смысл перемены ума - изменение эгоистической установки сознания вместо внешнего успеха или идеализации отношений на установку любви к высшей силе и ближнему и самому себе.

    Программа «Анализ срыва» рассчитана от двух недель пребывания пациента в стационаре. Время программы «Профилактики срыва» определяется индивидуально при поступлении пациента в стационар (пр. Королева кор.5, отделение психопрофилактики)

    Учебное пособие, которое получает пациент, построено по модульно-блочному типу, содержит информацию и систему аналитических заданий по анализу и профилактике срыва, духовному росту (самый большой раздел программы), обучению управлением поведением и негативными чувствами, поиска ресурсов личности. Психолог (консультант) совместно с пациентом выберет наиболее важные аспекты, «мишени» для совместной работы. Приводим краткий отрывок из методического пособия.

    МОДУЛЬ 1. АНАЛИЗ СРЫВА

    МОДУЛЬ 2.ДУХОВНОСТЬ.

    МОДУЛЬ 3. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

    МОДУЛЬ 4. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ И СИТУАЦИЕЙ.

    МОДУЛЬ 5. САМООЦЕНКА И САМОУВАЖЕНИЕ.

    МОДУЛЬ 6. РЕСУРСЫ ВЫЗДОРОВЛЕНИ

    ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ

    МОДУЛЬ 1. АНАЛИЗ СРЫВА

    Задание 1 . В отдельной тетради напиши 10 причин, благодаря которым ты снова обратился к лечению. Опиши подробно каждое обстоятельство и твое отношение к ним.

    Задание 2 . Описание срыва.

    Напиши в отдельной тетради анализ своего срыва (минимум - последний месяц). Максимально точно и конкретно, постарайся вспомнить, когда он начался, что ты себе говорил, и как объяснял себе свое поведение. Опиши потери, вызванные срывом, какие ценности были поставлены под угрозу, что ты мог потерять, чем пренебрегал: доверие близких, отношения, уважение и т.д.

    Или 10 причин, по которым произошел срыв. К примеру: «нарушение границ, нежелание следовать указаниям и т.д.».

    Задание 3.Саботажи выздоровления.

    Саботаж - это сознательное неисполнение обязанностей.

    Приведите 20 примеров того, как вы саботировали своё выздоровление.

    МОДУЛЬ 2. ДУХОВНОСТЬ

    Духовность - это не только религия и вера. Духовность - это свойство личности, характеризующееся отрешенностью от чувственных и материальных интересов, стремлением к внутреннему совершенствованию, бережным отношением к окружающим людям и миру. Результатом духовного роста является смещение акцента с материальных интересов к внутреннему совершенствованию. Такие высшие функции разума и чувств, как совесть и способность любить, были сильно повреждены употреблением наркотиков (во время болезни). Духовной частью болезни стала полная сосредоточенность на собственном «Я».

    Духовный рост, любовь и сострадание не смогут реализоваться до тех пор, пока мы не поделимся ими с другими. Отдавая другим свою любовь, и не требуя ничего взамен, мы становимся более любящими, а делясь своим опытом выздоровления, мы лучше понимаем, что такое духовность.

    «Дефекты характера» приносят в наши жизни боль и страдание. Если мы не будем осознавать наши дефекты и работать над ними, они "загонят" нас в тупик, из которого мы не сможем выбраться.

    Одиночество.

    Зависимость - это болезнь одиночества. Мы можем быть окружены людьми, но рано или поздно, наша болезнь выстраивает непроходимое препятствие между нами и даже самыми нашими близкими и любимыми.

    Известный психотерапевт И.Ялом выделяет три типа одиночества (изолированности):
    1. Внутриличностное: от себя.
    Человек убегает от какой-то части себя (например, своих сильных и расстраивающих переживаний), возводя барьеры между частями своего Я. Это происходит не только, когда человек хочет защититься от неприятных чувств или мыслей, но и в случаях, когда он отрицает собственные желания, следует за "правильно" или "нужно" и не доверяет себе.
    2. Межличностное: от других.
    Человек убегает от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причин этого может быть несколько и в том числе неумение строить близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений и др.
    3. Экзистенциальное: от жизни.
    Человек прячется в толпе от грусти и тоски, от осознания, что никто и ничто не смогут дать вечного смысла, радости и внимания. У него могут быть сколь угодно хорошие отношения с членами семьи и собой. Однако, он приходит к пониманию, что только он сам несет ответственность за жизнь и что никакие отношения не смогут дать полного понимания и постоянной любви. И эту ситуацию ничего изменить не может. Это связано с тем, что ничто не сможет отменить жизненный факт - наше экзистенциальное одиночество.

    Изоляция или гордое одиночество

    Одиночество, которое человек создаёт себе сам, намеренно уходя в изоляцию. Становясь злым и обиженным на всех и все; отвергая, кто был с ним в хороших отношениях; позволяя себе почувствовать свое превосходство над другими или неполноценность. Такого рода поведение ставит под угрозу духовный рост.

    О таком виде одиночества русский писатель Виктор Астафьев писал: «Гордое одиночество - игра в беду, и ничего нет подлее этой игры! Позволить ее себе могут только сытые, самовлюбленные и психически ненормальные болваны!»

    Задание . Напиши 10 ситуаций, когда ты находился в гордом одиночестве. Как это привело к срыву?

    Уныние

    Уныние проявляется в двух видах - иногда как невыносимая скука, тоска, а иногда как лень и безразличие к духовным занятиям. Уныние иначе именуется «злым разленением». При действии этой страсти, которая в русском языке называется хандрой, в английском сплин - человеком овладевает некая безысходность, безразличие и равнодушие ко всему. Переходит нередко в выраженную депрессию

    Задание 6. Напиши 15 примеров проявления уныния. Как это привело к срыву?

    Самодовольство

    Самодовольство - это сигнал тревоги. Если ощущение самодовольства затянется, процесс выздоровления остановится. Самодовольство лишает нас доброжелательности, любви, сострадания.

    Задание 1 . Напиши 15 примеров проявления самодовольства с выводами, как оно привело к срыву.

    Своеволие

    Своеволие - это коварная привычка выстраивать некое «я», «мне», «мое» на основе практически любой ситуации и жить в реальном мире, руководствуясь этим ограниченным представлением, которое, по сути, есть опасная иллюзия того, что Вселенная вращается вокруг нас.

    Задание 2. В отдельной тетради приведи 15 примеров того, как именно своеволие привело к срыву? Будь конкретен в описании ситуаций.

    Нечестность

    Нечестность, ложь - один из первых симптомов зависимости. Нечестность настолько пропитывает всю жизнь зависимого, что он начинает лгать даже в случаях, когда это бессмысленно.

    Задание 3. Напиши 20 конкретных примеров, когда и при каких обстоятельствах ты проявлял нечестность, и как она привела к срыву?

    Манипуляции

    Задание 4. Напиши 20 конкретных примеров в срыве, как ты манипулировал другими людьми для достижения своих целей, ставил свои потребности выше потребностей окружающих?

    Перфекционизм

    Перфекционизм - убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме - убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем.

    Перфекционизм может проявляться в:

    Стремлении довести любое действие до идеала;

    Скрупулёзности, повышенном внимании к мелочам;

    Чрезмерно высоких стандартах

    Концентрации на ошибках;

    Сомнении в качестве выполнения деятельности;

    Восприимчивости к завышенным ожиданиям;

    Восприимчивости к критике;

    Дисбалансе в оценке себя и других.

    Задание 5. Напиши 20 примеров проявления перфекционизма. С выводами, как он повлиял на срыв.

    Гордыня

    Гордыня - это «кривая гордость». Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов.

    Признаки гордыни:

    • Высокомерие
    • Страх самораскрытия
    • Не может говорить о своих слабостях
    • Не может смеяться над собой
    • Отвергает помощь
    • Отсутствие благодарности
    • Сверхчувствительность
    • Не может простить
    • Не может извиниться или раскаяться
    • Мстительность
    • Предубеждение - отвержение прежде исследования;
    • Негибкость в общении

    Помогает нуждающимся, чтобы себя возвысить

    Не терпит критику

    Обидчивость

    Упрямство

    Зависть

    Не видит свои ошибки

    Эгоизм или самолюбие

    Самоуверенность

    Большое самомнение

    Работа без меры

    Сарказм

    Поиск «своего» пути в выздоровлении по признаку «я знаю, как мне надо

    Задание 7 . Напиши 20 примеров того, как гордыня проявлялась у тебя в срыве?

    Высокомерие

    Высокомерие позволяет быть выше всех остальных: «Никто лучше меня не знает, как надо выздоравливать».

    Задание 8. В отдельной тетради напиши по три примера высокомерия, которое проявлялось у тебя в процессе срыва (из собственного опыта.)

    СМИРЕНИЕ

    Смирение - сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. Смирение - это результат того, что мы стали честными перед собой. Быть по-настоящему смиренными - это значит принять себя и честно стараться быть самими собой. Никто из нас не является идеально хорошим или совершенно плохим. Мы - люди, у которых есть свои хорошие качества и свои недостатки. Настоящее смирение - это просто принятие самих себя такими, какие мы есть.

    Задание 1.

    1.Вспомни и опиши подробно в отдельной тетради те ситуации, в которых тебе необходимо было проявить смирение в процессе твоего срыва.

    2.Напиши, когда ты принимал себя таким, какой ты есть, не стараясь показаться лучше или хуже?

    3.Напиши, когда ты не нуждался в отстаивании своей точки зрения?

    4.Напиши, когда ты вел себя естественно?

    5.Напиши, когда ты получал удовольствие от общения с людьми, не пытаясь их контролировать или манипулировать ими?

    6.В чем я проявлю смирение...

    После выписки у пациента есть возможность : посещать амбулаторную психотерапевтическую группу, воспользоваться индивидуальным сопровождением психолога, проживать на социальной квартире, пройти длительный курс реабилитации в загородном центре.

    Зависимых от наркотиков.
    Рецидив – возврат к употреблению наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ после периода воздержания, сопровождающийся восстановлением симптомов зависимости.

    Проводятся различия между рецидивом и срывом, под которым понимается отдельный случай употребления наркотика или психоактивного вещества.

    Главной задачей лечения и реабилитации наркомании является не только помощь пациенту в прекращении употребления наркотика, но и обеспечение стабильности изменений образа жизни на продолжительное время. Эта точка зрения обусловила проведение ряда теоретических и практических исследований, посвященных поиску детерминант рецидива и создание терапевтических программ, которые должны помочь пациентам противостоять срывам и рецидивам.

    Профилактика рецидива.

    Определены психологические принципы преодоления зависимости от наркотиков, при нарушении которых возникает срыв и развивается рецидив болезни.

    Принцип 1. Саморегуляция.

    Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с повышением возможности пациента самому регулировать мысли, чувства, воспоминания, жизненно важные решения и процесс развития его личности и поведения.

    Принцип 2. Интеграция.

    Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с повышением уровня осознания, понимания и оценки жизненных ситуаций и событий, а также использования стратегий избегания риска возвращения к наркотизации.

    Принцип 3. Понимание.

    Риск срыва будет уменьшаться в соответствии с процессом понимания основных факторов, вызывающих срыв.

    Принцип 4. Развитие .

    Риск срыва будет уменьшаться при постоянном развитии ресурсов личности и стресс-преодолевающего поведения.

    Принцип 5. Социальная поддержка.

    Риск срыва будет уменьшаться при постоянной активности, направленной на построение социально-поддерживающей сети и развитие навыков восприятия и использования социальной поддержки.

    Принцип 6. Социальная компетентность.

    Риск срыва будет уменьшаться при постоянном повышении знаний об окружающей социальной среде, развитии навыков эмпатии и аффилиации.

    Принцип 7. Самоэффективность.

    Риск срыва будет уменьшаться при постоянном развитии стратегий эффективного поведения и понимания себя как эффективной личности.

    Соответствию этим кратким принципам предшествует длительная сложная совместная работа с пациентом, построенная на ряде методологических оснований.

    Теоретическая и методологическая база профилактики рецидивов: концептуальные модели рецидива.

    Определяется несколько моделей рецидива, на основе которых разрабатываются базисные подходы к их предотвращению.

    Психологические модели рецидива.

    Определяются четыре основные психологические модели рецидива: когнитивно-поведенческая модель (Marlat & Gordon, 1985); личностно-ситуационная интеракциональная модель (Litman,1986); модель когнивной оценки (Sanchez-Craig, 1976) и модель самоэффективности и исходов ожиданий (Wilson, 1976; Rollnick & Heather, 1982; Annis, 1986).

    Для практической работы в области профилактики рецидивов необходимо понять содержание базисных принципов каждой из этих моделей.

    В когнитивно-поведенческой модели Marlat & Gordon дано концептуальное понятие рецидива с точки зрения понимания его терапевтом и пациентом. С традиционной дихотомической («черно-белой») точки зрения возобновление употребления наркотиков или алкоголя является «провалом» лечения. Однако такой взгляд имеет массу негативных последствий. Одно из них – то, что после происшедшего срыва пациент прекращает предпринимать попытки к возобновлению процесса восстановления и выхода из зависимости. Более конструктивна противоположная точка зрения на суть рецидива как на ошибку, которую необходимо правильно воспринимать пациенту, осознавать, использовать как опыт в дальнейшем восстановлении от зависимости. Однако важнейшей основой данной модели является профилактика срыва и рецидива, пока он не произошел. Особое место в этой модели уделено самоэффективности, которая развивается на протяжении всего времени абстиненции и ситуациям высокого риска срыва, а также формированию и эффективному использованию копинг-навыков для преодоления ситуаций риска. Если пациент не способен использовать эффективное копинг-поведение, когда он сталкивается с ситуациями риска, то результатом этого будет снижение ощущение самоэффективности в процессе преодоления болезни и использование наркотика или алкоголя в качестве деструктивного копинг-механизма избегания проблемы. Если результаты работы по преодолению зависимости оцениваются пациентом как эффективные, наркотик и алкоголь менее вероятно будут использованы. Данная модель получила дальнейшее развитие с позиций теории стресса и копинга Lazarus (1966) в работах Annis & Davis (1988, 1989), Shiffman (1989), Tucker, Vuchinich & Harris (1985), Vuchinich & Tucker (1991). В этих моделях, имеющих больше сходств, чем различий, особое значение приобретает рассмотрения факторов риска срыва как ответа на эмоционально стрессовых ситуаций. От эффективности копинг- поведения человека в этих ситуациях зависит исход . Само же копинг – поведение зависит от того, как воспринимается пациентом ситуация риска, как она оценивается, каков уровень развития копинг-ресурсов (уверенности в себе, компетентности, понимания проблемы, умения осознавать и контролировать свои эмоции, нести ответственность за выбор своего поведения.)

    Когнитивано-поведенческая модель имеет много общего с личностно-ситуативной моделью, определяющую важность индивидуального репертуара копинг-навыков у человека, находящегося в ситуации риска и его индивидуального восприятия своих навыков как эффективных или неэффективных. Модель когнитивной оценки, фокусируется на индивидуальном восприятии и оценке ситуации риска. В контексте данной модели важнейшим является умение когнитивно оценивать стрессовые, проблемные и рисковые ситуации. Все эти модели базируются на теории социального научения и самоэффективности Bundura (1977, 1982).

    Психобиологические модели рецидива еще более расширяют понимание факторов, способствующий ему. Например, психобиологические направления определяют важную роль в возникновении рецидива процессам, препятствующим выздоровлению, и недостаточному уровню приобретенной мотивации (Solomon, 1980), потере или снижению субъективного контроля над своим поведением (Ludvig & Wikler, 1974), влечению к наркотику (Wise, 1988; Tiffany, 1990), постабстинентному синдрому в под острой фазе и изменениям лимбической системы, возникающим в абстиненции (Mossberg, Liljeberg & Borg, 1985; Gorski & Miller, 1979).

    Таким образом, когнитивно-поведенческая модель процесса рецидива выглядит следующим образом. На ситуацию высокого риска срыва индивид может давать эффективный копинг-ответ, направленный на преодоление своего влечения в данной ситуации. В результате этого у него повышается ощущение самоэффективности и уменьшается риск срыва. В противном случае индивид может не давать эффективного копинг-ответа, в результате чего у него уменьшается ощущение самоэффективности в преодолении болезни и усиливаются позитивные ожидания от приема наркотика. Он употребляет наркотик и получает в результате эффект абстиненции и интрапсихический конфликт, вызванный когнитивным диссонансом между желаемым самоотшением и восприятием себя, как потерявшего контроль. В результате этого нарастают проблемы рецидива.

    В профилактике рецидивов используются следующие специфические стратегии:

    Повышение уровня знаний о ситуациях высокого риска;

    Тренинг навыков преодоления ситуаций высокого риска;

    Повышение самокомпетентности и умения понимать и контролировать процессы, связанные с изменениями в сфере своего Я в ситуациях высокого риска;

    Работа с самоидентификацией себя как человека, эффективно преодолевающего зависимость;

    Тренинг когнитивной оценки проблемных стрессовых ситуаций и ситуаций высокого риска;

    Работа над повышением внутреннего контроля над своим поведением;

    Тренинг избегания ситуаций высокого риска.

    В случае отсутствия эффективного копинг-ответа на ситуацию высокого риска используется релаксационный тренинг;

    Обучение управлять стрессом и обучение навыкам копинг-поведения в стрессовых ситуациях параллельно с развитием ресурсов копинг-поведения;



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт