Прослушивание аудио во сне: реально ли что-то запомнить? Можно ли учиться во сне Правда ли что во сне лучше запоминается

20.06.2020

Сну издревле приписывали самые разные свойства: от вполне обычной функции отдыха до магических и даже описания того, что во время сна душа покидает тело. Но одним из самых распространённых современных убеждений является, пожалуй, то, что во сне можно выучить огромные объемы информации. И вот, как пишет журнал Nature Communications, группе французских ученых удалось получить доказательство правдивости этой теории.

Физиологи выделяют две фазы сна: быстрый сон и медленный. Практически сразу после засыпания наступает фаза медленного сна, в ходе которой организм постепенно «отключается» и восстанавливает силы. Затем наступает фаза быстрого сна, когда мозг активизируется, а мышечная система, напротив, становится не активной. В этот момент происходит хаотичное движение глаз и активная работа мозга.

Многие нейрофизиологи считают, что восприятие сигналов из внешнего мира будет мешать консолидации памяти, поэтому мозг будет активно подавлять их, делая «внутренние» воспоминания (то есть сны) более яркими и игнорировать информацию из внешних источников.

Группа ученых из Франции решила проверить, воспринимает ли мозг информацию во время сна. В рамках эксперимента несколько добровольцев провели ночь в лаборатории. Участникам опыта во время сна включали особую аудиозапись, представляющую собой белый шум со «спрятанной» последовательностью звуков. должны были запомнить эти звуки и назвать их после пробуждения. В состоянии бодрствования с этой задачей справляется практически любой человек, однако большинству для успешного решения требуется несколько прослушиваний звуков.

Исследователи решили проверить, сможет ли человек распознать эту комбинацию звуков быстрее, если она проигрывается во сне. Добровольцы были разделены на несколько групп, и их подключили к электроэнцефалографам.

В итоге люди, слушавшие эти звуки во время медленного сна, в несколько раз быстрее определяли последовательность звуков, чем им это удавалось сделать тем, кто ничего не слушал во сне. А вот проигрывание аудиозаписей во время фазы быстрого сна ухудшало процесс запоминания. Такие результаты говорят о том, что человек не полностью «отключается» от внешнего мира во время сна и продолжает воспринимать и запоминать информацию. Как говорит один из авторов исследования, Томас Андриллон из университета Пьера и Марии Кюри,

«Вопрос того, может ли спящий человек запоминать новую информацию, будоражит умы ученых уже несколько десятилетий. Нам удалось показать, что неосознанные, скрытые воспоминания все же могут формироваться во время сна, но только во время быстрого сна и переходного периода между быстрым и медленным сном. Аналогичная стимуляция в фазе медленного сна, наоборот, приводит к противоположным эффектам».

Основано на материалах РИА «Новости»

Осипян Кристина, 9а класс

Данная работа посвящена исследованию состояния человека во сне, автор работы пытается дать ответ на проблемный вопрос - можно ли запоминать информацию во сне?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение ………………………………………………… стр. 2

II. Теоретическая часть

Как человек запоминает………………………………. стр.4

Развитие памяти во сне……………………………….. стр. 6

Фазы сна……..………………………………………… стр. 7

III. Практическая часть

Результаты анкетирования…………………………………… стр. 9

Проведение эксперимента……………………………………. стр. 10

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. стр. 11

Литература … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 12

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …стр. 13

I. ВВЕДЕНИЕ

Каждые сутки мы проводим около восьми часов, или треть всей вашей жизни, во сне. Это непреложный закон нашей жизни. Он относится и к животному, и к растительному миру. Сон - это божественный закон, и очень часто мы находим ответы на волнующие нас проблемы именно в то время, когда спим. Многие выступали в защиту теории, что в течение дня в нас накапливается усталость и нам надо лечь поспать для того, чтобы отдохнуло тело, и что во время сна происходит процесс восстановления сил. Это не так. Ничего не отдыхает во время сна. Пока мы спим, наше сердце, легкие и все жизненно важные органы тела продолжают функционировать. Если вы перед сном поели, значит, работает желудок, пища переваривается и усваивается. Кожные железы выделяют пот, а ваши ногти и волосы продолжают расти. Наше подсознание никогда не отдыхает и не спит. Оно всегда находится в активном состоянии и контролирует все жизненные силы. Процесс выздоровления, заживления ран происходит гораздо быстрее во время сна, так как нет вмешательства со стороны сознательного разума. Во сне вы получаете замечательные ответы на все волнующие вас вопросы.

Доктор Джон Байглоу, знаменитый авторитет по исследованию сна, доказал, что ночью во время сна вы получаете множество впечатлений, свидетельствующих об активной работе нервов глаз, ушей, носа и органов осязания, и весь ваш мозг продолжает свою активную деятельность. Ученый утверждал, что главной причиной сна является потребность «более благородной части души объединиться с абстрактностью нашей более высокой сущности и приобщиться к мудрости и предвидению богов».

Доктор Байглоу констатирует далее: «Результаты моих исследований не только укрепили убеждение, что предполагаемый отдых от дневного труда и забот не является главной целью сна, но также более четко прояснили и мое убеждение, что ни один аспект человеческой жизни не заслуживает такого внимания к ее симметричному и безукоризненному духовному развитию, чем тот промежуток времени, когда человек спит». И так, человеческий организм во время сна продолжает работать и обрабатывает информацию, накопленную за день.

Каждый день на человека обрушивается много важной информации, которую нужно запомнить. Как лучше её запомнить? Можно ли запомнить информацию во время сна? Этот вопрос заинтересовал меня, и я решила провести исследование: Можно ли запоминать во сне?

Цель моей работы :

Исследовать, способен ли человек запоминать информацию во время сна.

Я поставила перед собой следующие задачи :

Изучить научную литературу по данной теме;

Изучить различные способы запоминания информации

Провести эксперимент по запоминанию во сне

Исследовать может ли сон, быть способом запоминания информации.

Гипотеза : информацию можно запомнить во время сна путем неоднократного прослушивания информации во время стадий быстрого сна.

В своей работе я использовала методы : социологический опрос, эксперимент, анализ.

II. Теоретическая часть.

II.1. Как человек запоминает.

Если кто-то пожелает освежить в своей памяти воспоминания о местах, которые посетил, где побывал во время последней поездки, совершенной во время отпуска, он может собрать необходимую информацию, просмотрев фотографии, которые сделал сам. Каждая фотография содержит полную и конкретную информацию о том или ином моменте. Однако это - недостаточно хороший способ, чтобы понять принцип функционирования памяти. Процесс запоминания не сводится к рассматриванию альбома с объектами для запоминания, как если бы речь шла о фотографиях. Это - скорее активный и направляемый процесс, в ходе которого происходит отбор наиболее важных данных и их хранение в кодированной форме.

Во время запоминания осуществляются 3 различных операции: получение информации, ее складирование и восстановление. В действительности запоминание нуждается в осуществлении всех 3-х действий, которые обеспечивают деятельность различных зон головного мозга. Можно увидеть, что проблемы памяти в большинстве случаев обусловлены трудностями, которые возникают в фазе восстановления и являются результатом неисправной кодификации. В этих случаях причина расстройств памяти кроется в плохом восприятии или неправильном складировании информации.

Очевидным является тот факт, что восстановление информации - более сложный процесс, чем ее восприятие. В действительности каждый день человек получает большой объем разнообразной информации, и тем не менее в памяти задерживается достаточно ограниченный объем данных. Какой бы полезной ни казалась информация, действительно нужной будет только ее часть. В этом заключается принцип мотивации отбора данных, которые будут находиться в хранилище нашей памяти. Хорошо понимая механизм функционирования процессов, участвующих в деятельности памяти, человек может улучшить ее производительность и составить более полное представление о ее возможностях. Существует множество методов запоминания информации. Существует целое направление в науке, называемое мнемоникой.

Мнемоника - это совокупность методов и правил, служащих для улучшения производительности памяти, основными принципами которых являются упорядочение информации, применение ассоциативного подхода и создание мысленных образов.

Когда в информации есть смысл, она запоминается с легкостью. С другой стороны, иногда требуется запомнить такую информацию, как направление движения, дата или номер телефона. Мнемоника используется для запоминания именно этого вида данных, а также для усиления общей способности к удержанию информации.

Самыми элементарными формами мнемоники являются ритм и рифма . Ритм - это естественный принцип упорядочения информации, многие люди непроизвольно применяют его. Они раз за разом повторяют данные, придерживаясь одного и того же ритма или одновременно подбирая рифмы к ним. Несомненно, подобным образом заучивается таблица умножения или названия рек вашей страны. Самым удивительным образом ритм и рифма для запоминания были использованы в устных культурных традициях стран, на тот момент не обладавших письменностью, например в гомеровской эпопее. Однако нужно обратить внимание на то, что запоминание с использованием ритма и рифмы не гарантирует понимания информации, обеспечивается только ее запоминание.

Другой простой формой мнемоники является использование акронимов, принцип которых состоит в создании слова из начальных элементов, которые требуется запомнить. Например, чтобы лучше запомнить название 3-х греческих архитектурных стилей: ионического, дорического и коринфского, можно образовать акроним ИОДОКО. В конечном счете, техники запоминания придают смысл информации, которая ранее им не обладала, тем самым облегчая процесс запоминания.

II.2. Развитие памяти во сне.

До появления в свет книги Лурия А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти" все приемы укрепления памяти назывались "мнемотехникой". Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова "эйдос", с греческого- образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении). В своей книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.

Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Во многих зарубежных школах учат, как правильно запоминать. Опыт многих наших отечественных ученых убеждает, что запоминать мы и так умеем, надо учиться не запоминать, а воспроизводить.

Развивая воображение, делая работу мозга более пластичным, учеников нужно учить легко припоминать и воспроизводить информацию. Акцент надо делать не на умении запоминать, а на умении воспроизводить. Во многих же книгах учат запоминать. А как научиться воспроизводить? Надо посмотреть, как делают это одаренные люди, как происходит сверхвоспоминание в гипнозе (гипермнезия), как проявляется этот феномен во время стресса (известны случаи сверхвоспоминания во время войны). И в гипнозе человек может вспомнить давно забытые имена, события, прочитанные книги. Точно так же во время гипноза находились пропавшие ключи, спрятанные драгоценности, вспоминались приметы преступников. А состояние гипноза можно сравнить с состоянием быстрого сна. Какие же существуют фазы сна и что такое быстрый сон?

II.3. Фазы сна.

Результаты исследований Н. Клейтмана и Ю. Азеринского показали, что во время сна мозг не бездействует, а демонстрирует различные виды активности. Причем, активность мозга во время сна не хаотична, а имеет ярко выраженный цикличный характер. За 8 часов сна (продолжительность, рекомендованная для полноценного отдыха организма взрослого человека), наблюдается в среднем 5 циклов длительностью 90-100 минут, при этом в рамках каждого из циклов отмечаются две фазы сна – фаза медленного и фаза быстрого сна.

Фаза медленного сна. На долю медленного сна приходится порядка 75% общей протяженности ночного отдыха человека. В фазе медленно сна наблюдается уменьшение частоты дыхания, снижение ритма сердцебиения, расслабление мышц и замедление движения глаз. Однако, фаза медленного сна не является неким однородным процессом. Внутри нее выделяют четыре стадии, каждой из которых свойственны различные биоэлектрические характеристики и показатели глубины сна или пороги пробуждения. По мере углубления медленного сна постепенно снижается активность человека, все сложнее становится его разбудить. При этом в глубоких стадиях фазы медленного сна возрастает сердечный ритм и частота дыхания, которые компенсируют уменьшение глубины дыхание и снижение артериального давления. С точки зрения физиологии именно в фазе медленного сна происходит реабилитация и оздоровление организма – восстанавливаются клетки, структура тканей, происходит мелкий ремонт внутренних органов человека, восстанавливается энергетический баланс. Первая стадия медленного сна называется дремотой. Во время дремоты человеку свойственно «домысливать» и «допереживать» те идеи, которые были особенно актуальными для него на протяжении дня. Мозг интуитивно продолжает искать ответы на вопросы, которые не были разрешены, появляются полусонные мечтания, иногда человек видит сноподобные образы, в которых реализуется успешное решение его проблемы. Электроэнцефалограмма на первой стадии медленного сна показывает существенное снижение, практически до минимальных показателей, альфа-ритма, который является основной характеристикой состояния бодрствования человека. На смену дремоте приходит сон медленной глубины. Эта стадия характеризуется учащенным альфа-ритмом или ритмом «сонных веретен». Отключение сознания начинает чередоваться с порогами высокой слуховой чувствительности. Примерно 2-5 раз в минуту человек находится в состоянии, когда его очень легко разбудить. На третьей стадии медленного сна «сонных веретен» становится значительно больше, затем к участившемуся сну медленной глубины добавляются дельта-колебания. По мере возрастания амплитуды ритм колебаний замедляется, и наступает четвертая стадия, которую принято называть глубоким сном (дельта-сном) фазы медленного сна. В стадии дельта-сна человек начинает видеть сновидения, сенсорная активность притупляется, и разбудить спящего становится довольно сложно. Чтобы восстановиться физически, человеку достаточно порядка 3-4 часов медленного сна. Примерно через час-полтора после засыпания, непосредственно за четвертой стадией фазы медленного сна наступает фаза быстрого сна.

Фаза быстрого сна (быстроволновой или парадоксальный сон). Быстрый сон, так же известный как быстроволновой или парадоксальный сон, характеризуется существенными изменениями в поведении спящего. Наблюдения позволяют сделать выводы, что для стадии быстрого сна характерно усиление деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем. При этом частоте сердечных сокращений, равно как и дыханию, свойственна некоторая аритмичность. Мышечный тонус падает, диафрагма рта и шейные мышцы полностью обездвиживаются, но при этом активный и выраженный характер приобретают движения глазных яблок под сомкнутыми веками. Именно в этой фазе человек видит сны, более того, если разбудить спящего «быстрым сном», он, скорее всего, будет отчетливо помнить и сможет рассказать о том, что ему приснилось.

Фаза быстрого сна становится более продолжительной от цикла к циклу, но одновременно с этим уменьшается глубина сна. Несмотря на то, что быстрый сон в каждом последующем цикле все больше приближается к порогу бодрствования, разбудить человека, пребывающего в парадоксальном сне значительно сложнее.

Каким образом происходит чередование фаз сна? Если продолжительность ночного сна человека составляет 8 часов, длительность фаз от цикла к циклу меняется. При этом, в первом 90-100 минутном цикле, преобладает медленный сон, а фаза быстрого сна может отсутствовать. В следующем цикле, медленный сон становится чуть менее продолжительным, уступает свое место быстрому сну, который может длиться буквально несколько минут. При переходе к третьему циклу, доля быстрого сна увеличивается, а к моменту завершения сна, быстрый сон откровенно преобладает над медленным. Ученые утверждают, что именно поэтому, человек, проснувшийся не от воздействия раздражителя, например, будильника или телефонного звонка, всегда отчетливо помнит свои сновидения.

III. Экспериментальная часть.

III.1. Результаты анкетирования.

Перед тем как начать эксперимент, я провела анкетирование учащихся нашего класса. Вопросы анкеты были следующие:

Считаете ли вы, что сон нужен для отдыха? Что организм отдыхает во время сна?

Знаете ли вы, что такое быстрый и медленный сон?

Считаете ли вы, что во время сна можно запоминать?

Пробовали вы использовать эту методику?

Если пробовали, то когда информация запоминается лучше: во время сна или во время бодрствования?

По результатам опроса(см. приложения1-5) из 28 респондентов:

18 считают, что сон нужен для отдыха, и что организм отдыхает во время сна. 10 человек считают, что организм не отдыхает во время сна;

10 имеют понятие о быстром и медленном сне, 18 - не знают чем медленный сон отличается от быстрого;

26 респондентов считают, что во время сна можно запомнить информацию, двое считают, что во время сна запомнить невозможно;

5 респондентов в своей практике пытались использовать методику запоминания во сне, 23 не использовали её.

Из 5 респондентов, которые использовали методику запоминания во сне, двое считают, что информация запоминается во время сна, а остальные считают, что информация лучше запоминается во время бодрствования и во время сна запомнить невозможно.

По результатам анкетирования, можно сделать следующие выводы:

1.Большая часть опрошенных не имеют представления, чем медленный сон отличается от быстрого,

2.Большинство респондентов не использовали методику запоминания во сне,

3. Для более эффективного использования данной методики, нужно знать, когда человек способен лучше запоминать информацию - во время быстрого или медленного сна.

III.2. Проведение эксперимента

Исследование запоминания во сне я проводила как во время стадии медленного сна, так и во время быстрого сна. Во время медленного сна эксперимент я проводила с младшим братом, когда он крепко заснул. Стадия медленного сна наступает после того как человек заснул. Эксперимент заключался в следующем: я обычным голосом читала вслух художественное произведение «Утопленница», которое моему брату было задано по литературе. При этом брату я не сказала, что буду проводить эксперимент. Я прочла отрывок из произведения дважды. Наутро я спросила брата, запомнил ли он то, что я читала. Он информацию не запомнил, мало того, он даже её не слышал, и о чем я читала, не знает.

На стадии быстрого сна (утренние часы перед просыпанием) эксперимент был проведен со мной. В проведении эксперимента мне помогала мама. Она рано утром, пока я еще спала, включила магнитофонную запись с главой «Белла»-М.Ю. Лермонтова, (повесть «Герой нашего времени»). Затем, когда я проснулась, мама спросила меня содержание главы. Конечно, были небольшие погрешности, но результат всё таки был.

На мою удачу, на следующий день, когда мы пришли на урок, один мой одноклассник, нецеленаправленно погрузился в стадию быстрого сна(дремоту), в это время нам объясняли новый материал. После урока я подошла к однокласснику и спросила, запомнил ли он что-нибудь? Ответ был положительным. После этого, я задала ему несколько вопросов. Так же присутствовали погрешности, но материал был усвоен.

Можно сделать вывод, что для выполнения любой задачи наяву или во сне, необходимо настроить организм, как бы дав ему указание, что необходимо делать. Таким образом, информация запоминается лучше во время стадии быстрого сна.

IV. Заключение.

Перед проведением исследования, я выдвинула гипотезу: информацию можно запомнить во время сна путем неоднократного прослушивания информации во время стадий быстрого сна. В результате проведенного эксперимента эта гипотеза подтвердилась частично.

При проведении эксперимента выяснилось, что в этом, казалось бы, легком опыте, содержатся неожиданные трудности. И самая главная из них: как научиться просыпаться, продолжая спать и читать нужные нам страницы. Выяснилось, что как только начинаешь видеть сновидение, то тут же просыпаешься, потому что слишком пристально "всматриваешься" в сон. Ведь ты начинаешь анализировать текст, задавать себе вопросы. Или делаешь слишком настойчивые усилия, чтобы изменить или продолжить сон. В любом случае волевое усилие все портит. Итак, мы выяснили, что не надо делать. А что надо? Есть один небольшой секрет в управлении сновидениями. Этот секрет - дремота. Это состояние нашего мозга, которое бывает в момент засыпания или пробуждения. Ты вроде еще не спишь, но уже и не бодрствуешь. Мысли текут вяло, путаются. Ты постепенно погружаешься в сон. И в этом коридоре между реальностью и темнотой надо задержаться, побыть в нем подольше. Как это сделать? Как не оказаться сразу во власти сна? Первое, это сделать вид, что ты что-то забыл в этом коридоре и вот-вот найдешь. Эти что-то может быть твое желание увидеть любимый мультфильм или представить осуществленным желание, которое не удалось выполнить днем. Цепляясь мысленно за желаемое, ты незаметно входишь в царство сновидения и начинаешь видеть то, что заказывал перед засыпанием. Точно такая же тактика должна быть в момент пробуждения. Однако очевидно, что существует единственная фаза сна, во время которой становится возможным запоминание информации. Это - так называемая фаза быстрого сна или быстрого движения глаз, во время которой имеются условия, необходимые для усвоения новой информации. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Необходимо использовать различные методы запоминания, которые являются наиболее оптимальными в конкретных условиях;

С методикой запоминания во сне знакомы не все или не имеют представления об особенностях её использования;

Данную методику можно использовать с учетом фазы сна;

Запоминание информации происходит в период быстрого сна.

V. Литература

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%ED

«Сборник рефератов по биологии» 9 класс, издатель «ЭКСМО»2003

«Физиология человека» Учебная литература для студентов медицинских институтов Г.И.Косицкого 1985

VI. Приложение

Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение) ) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.

Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы - затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.

На чем же авторы строят свои гипотезы

Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.

Результаты эксперимента от Mosalingua

Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.

Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:

Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.

Что обычно предлагается изучать

Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.

Типичные алгоритмы запоминания во сне

Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:

  1. Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
  2. Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна - это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
  3. Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
  4. Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.

Методика Близниченко

А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:

  1. Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  2. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
  3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Как наш мозг работает в течение суток

Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.

Послеполуденное время - это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.

Вечер - это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.

Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие - это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать. Что полезного можно почитать на эту тему:

  • «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» - Геннадий Кибардин.
  • «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - Павлов И. П.
  • «Как работает мозг» - Пинкер Стивен.

Так возможно ли вообще обучение во сне

И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.

– VAndrey

Если вы действительно хотите освоить новый навык, вам стоит лечь спать сразу же после занятия. Невероятно, но если спать под музыку или при свете ароматической свечи, то можно лучше запомнить выученное в течение дня. Конечно, сон под музыку вряд ли заменит ночь зубрёжки, но определённую пользу он всё же может принести.

Хотя у ученых до сих пор нет полной картины процессов, происходящих в человеческом организме во время «обучения во сне», некоторые довольно эффективные методики такого сна уже применяются по всему миру.

Известно, например, что люди могут лучше запомнить местоположение какого-либо предмета, если во время сна они слушают мелодию, которую они слышали, когда клали этот предмет на место. Аналогичный приём может быть использован при изучении иностранных языков. Можно засыпать под аудиозапись со словами, изученными в течение дня.

Предполагается, что дальнейшие исследования позволят улучшить методику «учебного сна», позволяющую улучшить память и повысить обучаемость, но уже сейчас она нашла ряд практических применений.

1. Во сне можно учить иностранные слова

Недавно учёные проводили исследования в группе немцев, изучающих голландский язык с нуля. Группу разделили на две части. Участникам одной из них, пока они спали, включали аудиозапись с недавно выученными словами, причём не говорили им об этом. Вторая половина спала в тишине. Успехи в изучении новых голландских слов были выше в первой половине группы.

Чтобы убедиться, что данная методика эффективна именно за счёт того, что аудиозапись слушают во сне, была набрана третья группа испытуемых – они слушали новые слова во время прогулки. Результаты участников третьей группы уступили результатам участников первой.

В чём же секрет этого феномена? Наиболее убедительный ответ на этот вопрос заключается в следующем. Сон человека подразделяется на фазы, называемые периодами быстрого и медленного сна. Во время медленного сна мозг усиленно работает, сохраняя наши кратковременные воспоминания в область долговременной памяти.

В группе изучавших голландский язык были проведены исследования активности мозга с помощью энцефалографии. Результаты тех студентов, которые слушали аудиозаписи новых слов во сне, показали большую активность медленных волн.

Большая активность медленных волн, по мнению учёных, свидетельствует о более активных процессах запоминания новых слов.

2. Сон под музыку способствует обучению игре на музыкальных инструментах

Описанный метод эффективен не только для запоминания новых слов. Таким же образом можно запоминать и мелодии.

Недавно исследователи работали с группой людей, обучающихся игре на гитаре по методике, заимствованной из видеоигры Guitar Hero. После занятий участникам эксперимента предлагали поспать.

Участников не предупредили, что их разделили на две подгруппы. Участникам из первой подгруппы, пока они спали, играли ту же мелодию, которую они перед этим репетировали. Участники из второй спали в тишине. Затем участникам из обеих подгрупп предлагалось сыграть мелодии, которые они разучивали на последнем занятии. Результаты участников из первой подгруппы были существенно лучше, чем из второй, несмотря на то, что они не знали, что спали под музыку.

3. Прослушивание определённых звуков во сне способствует улучшению памяти

Мы забываем огромное количество информации, особенно часто даты и то, что кажется нам малозначительным. Наш мозг использует специальную систему маркировки, чтобы различать важную и несущественную информацию. Информация с пометкой «важно» сразу записывается в долговременную память. Воспоминания без этой пометки хранятся в кратковременной памяти и довольно быстро заменяются новыми.

Что делать, если что система маркировки не сработала и то, что для вас на самом деле важно, не попало в долговременную память?

Ученые недавно обнаружили, что люди, которые услышали какой-нибудь звук при запоминании даже того, что не показалось им важным, запоминали этот факт гораздо лучше.

Они исследовали группу добровольцев, участникам которой было предложено размещать иконки в определённых местах на экране компьютера. Компьютер был запрограммирован воспроизводить определенный звук, соответствующий каждой иконке, при её размещении. Так, при размещении значка с изображением кошки воспроизводилось мяуканье, а при размещении значка с изображением колокольчика – его звон. После этого участникам исследования предлагали вздремнуть. В то время как они дремали, ученые воспроизводили звуки, соответствовавшие некоторым значкам (как и в предыдущих исследованиях, добровольцы не знали, что это происходило).

Интересный факт: люди, которые слушали звуки, даже один из звуков, смогли лучше вспомнить все объекты. Другими словами, один звук вызывал различные воспоминания.

Результаты описанных исследований совпадают с результатами проведённых ранее, в которых ученые использовали запах вместо звука. Так, исследование 2007 года показало, что люди, вдыхавшие аромат розы во время учёбы, запоминали изученный материал лучше, если спали в помещении, наполненном тем же самым ароматом.

Осознанные сновидения описывал еще Аристотель, создатель логики и «Метафизики» — и такая двойственность сопровождает эту тему вплоть до нашего времени. С одной стороны, состояние, при котором (по словам Аристотеля) «нечто в сознании спящего указывает ему, что он находится во сне», демонстрируется экспериментами. С другой, им увлекается множество безнадежных «спиритуалистов», так что и на ученых, занятых осознанными сновидениями, коллеги нередко смотрят с долей сомнения.

Разделение сна на циклически повторяющиеся фазы — медленную (продолжительностью чуть больше часа) и быструю (от 10−15 минут до получаса) — известно еще с 1950-х. Быстрый сон характеризуется резкими всплесками электрической активности мозга и беспорядочными движениями глаз под закрытыми веками: считается, что именно в это время нам снятся сны. На рубеже 1970-х проводились успешные эксперименты, участники которых, по показаниям электроэнцефалографа, оставались в фазе быстрого сна, но при этом могли сознательно совершать заранее обговоренное движение, например глазами.

Из-за противоречивой репутации осознанных сновидений такие опыты получили окончательное признание лишь в 1980-х, после того как работавший тогда в Стэнфорде психофизиолог Стивен Лаберж усовершенствовал методику и фактически наладил канал коммуникации со сновидцами, давая им задания, которые те выполняли во сне, пока экспериментаторы следили за активностью их мозга и движениями глаз. Впоследствии Лаберж выступил основателем Института осознанных сновидений, где было разработано несколько аппаратов, стимулирующих такое состояние.


Засыпаем

Первая задача будущего сновидца состоит в том, чтобы приобрести здоровые привычки: нормальную продолжительность и регулярность сна в комфортной тишине и темноте. Следует держать наготове ручку и блокнот, записывая все, что удастся вспомнить о приснившемся. Впоследствии собранная «база данных» позволит выделить признаки, которые часто проступают именно во сне. Маркером может быть встреча с определенным человеком или предметом, характерное ощущение или что-то еще, за чем следует следить и в бодрствовании.

«Сплю ли я?» — периодически задумывается будущий сновидец, стараясь заметить признаки нереальности происходящего. Привычка фиксировать их рано или поздно сработает во сне, и человек осознает его, получив власть над всем, что происходит внутри фантазии. Полетать, выступить с любимой группой, свернуть пространство трубочкой — ему, как мы знаем по кинохиту «Начало», который обыгрывает тему осознанных сновидений, под силу что угодно.

Желающих освоить эту технику можно адресовать к книге Лабержа, которая переведена на русский язык и подробно описывает все этапы. Вместе с тем механизмы этого феномена остаются плохо понятными. Похоже, что мозг при этом находит необычный баланс между активностью и бездействием определенных областей, связанных с работой сознания и памяти. Например, возбуждается передняя кора, которая в обычном сне отключена: человек удерживается в гипнагогии, на границе между бодрствованием и бессознательностью. Такое состояние возникает и спонтанно, при засыпании, но переход в осознанное сновидение происходит в фазе быстрого сна, когда мозг, как считается, ведет консолидацию памяти и закрепление нового опыта.


В апреле 2018 года разработчики знаменитой MIT Media Lab представили новую систему для осознанных сновидений Dormio. Электроэнцефалограф и встроенные в перчатку датчики давления регистрируют изменения активности мозга и расслабление мышц, чтобы в нужный момент подать звуковой сигнал, позволяющий войти в контролируемое сновидение.

Вспоминаем

Увлечение осознанными сновидениями полезно хотя бы потому, что оно формирует привычку ко сну в здоровой обстановке, нормализует функцию мелатонина, который контролирует суточные ритмы активности. Некоторые психологи обращаются к осознанным сновидениям, помогая пациентам встретиться с источниками неврозов и страхов, побороть их и сделать более спокойным бодрствование. Но самое интересное их приложение связано с работой памяти и обучением.

По большому счету их действие мало отличается от обычной работы мозга с восприятием сенсорных сигналов и формированием команд двигательной системе. Воспоминание о том, как мы едем на велосипеде, удерживаем руль и крутим педали, активирует те же нейроны моторной коры, которые включаются в работу при реальной езде на велосипеде, разве что сигнал их на мускулы не поступает. Память можно назвать переживаниями, закрепленными в связях нейронных сетей, и повторение — мать учения — заставляет эти связи фиксироваться еще надежнее.

Ряд исследований показал, что для улучшения моторного навыка необязательно даже двигаться — достаточно воспроизводить движения мысленно. В периоды быстрого сна сигналы моторной коры блокируются, лишь достигая ствола мозга, так что для самого мозга это эквивалентно действию. Мартин Дреслер проводил томографию мозга людей, которые во время осознанного сновидения поочередно мысленно сжимали то один, то другой кулак, продемонстрировав чередующуюся активизацию соответствующих нейронов в моторной коре. Дело за малым: войти в сновидение — и начать тренировку.

Владимир Дорохов, сомнолог, доктор биологических наук, заведующий Лабораторией нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

«Научные исследования осознанных сновидений, как и практическое их применение, осложняются редкостью самого феномена. Прежде чем заниматься спортом во сне, придется уделить ему немало внимания наяву, и все равно эта нестабильная форма быстрого сна редко продолжается дольше нескольких минут. Ну а чтобы вынести вердикт об эффективности осознанных сновидений в общем случае, необходимо больше исследований способов вхождения в эти состояния и удержания в них».

Учимся

Действенность такой практики подтвердили эксперименты немецкого физиолога Даниеля Эрлахера: уже после однократной тренировки в осознанном сновидении люди демонстрировали заметное улучшение точности бросания монеток в стакан. Специализируясь на спортивной медицине, Эрлахер предлагает использовать это состояние для дополнительной подготовки атлетов — без лишнего риска получить травму или перестараться накануне соревнований. Можно представить и другие направления для обучения в осознанном сновидении — например, адаптацию и подготовку к действиям в условиях сильного стресса для людей соответствующих профессий.

Такой подход сродни обучению с помощью виртуальной реальности, которое практикуют при подготовке пилотов или хирургов. «Обсчетом» при этом занят сам мозг, пока что остающийся самой мощной графической станцией в мире, что придает переживанию ощущение настоящей подлинности. Однако при этом он способен пользоваться лишь уже имеющимся опытом. Осознанный сон позволяет усовершенствовать несложный моторный навык или пережить опасную ситуацию без риска катастрофы. Но для получения новых знаний, например, чтобы выучить китайский язык или освоить дифференциальные уравнения, придется выбраться из постели и заняться делом в настоящем мире.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт