Психологические особенности людей пожилого возраста. Особенности пожилого возраста: к чему готовиться и как сделать старость счастливой Большинство пожилых людей состоит в сложных, разнообразных отношениях с семьёй, друзьями и соседями. Между тем идеал су

23.03.2021

Проблема выделения границ старости является довольно сложной, так как границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Один из основоположников отечественной геронтологии – И. В. Давыдовский – категорически заявлял, что «никаких календарных дат наступления старости не существует». Как правило, когда говорят о пожилых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но он далеко не одинаков в разных странах, в различных профессиональных сферах, для мужчин и женщин. По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную возрастную границу.

В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 года до 74 лет, у женщин- с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 60- летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.

Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к количеству прожитых лет. Количественные показатели возраста очень приблизительно фиксируют физиологическое и социальное «качество» человека и его самочувствие. Биологический возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей или поведения в соответствующем возрасте. Но календарный возраст человека часто не совпадает с социальным.

Главной особенностью данного возраста является старение, которое является генетически запрограммированным процессом и сопровождается определенными возрастными изменениями в организме.

Изменения при старении происходят на всех уровнях. На биологическом уровне, когда организм более уязвим, ослаблен, возрастает вероятность смерти. На социальном уровне, когда человек выходит на пенсию меняется его социальный статус, социальные роли, его поведение. Также на психологическом, когда человек осознает происходящие изменения и старается приспособиться к ним.

Прежде всего, происходит постепенное ослабление деятельности организма. Люди, достигшие пожилого возраста, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится значительно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Утрачивается живость тканей организма. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи. Она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, теряет мягкость и приобретает матовый оттенок.

Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, замедление реакции организма на внешние воздействия. Человеку требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить ту или иную информацию.

Снижение слуха отчетливо отмечаются у трети пожилых людей. Обычно эти потери слуха бывают легкими или умеренными и выражаются в снижении способности человека различать на фоне шумов голоса или другие звуки.

У людей, достигших пожилого возраста, могут возникнуть нарушения зрения. Довольно часто наблюдается уменьшение способности фокусировать взгляд на предметах из-за потери эластичности хрусталика. Становится трудно воспринимать резкие контрасты и рассматривать мелкие детали.

На психологическом уровне также происходит ряд изменений. Обзор личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. Мы приведем в пример наиболее известные из них:

Ф. Гизе выделяет три типа стариков и старости:

1) старик-негативист, (пожилой человек отрицает у себя какие-либо признаки старости);

2) старик-экстравертированный, (относящиеся к этому типу пожилые люди признают наступление старости, наблюдая за внешними изменениями, такими как, расхождение во взглядах с молодежью, смерть близких людей, изменения своего положения в семье, новшества в области техники, социальной жизни и т.п.);

3) интровертированный тип, (для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, зациклен на воспоминаниях о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр.)

Также широко в психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д. Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:

1)Конструктивное отношение человека к старости. Пожилые люди внутренне уравновешены, пребывают в хорошем настроении, контактируют с окружающими. Они в меру критичны к себе и терпимы к недостаткам других людей. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, возможность смерти воспринимают как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Они не проявляют агрессии, подавленности, строят планы на будущее, с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока.

2)Отношение зависимости. Зависимая личность – это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от своего ребенка. Не имея высоких жизненных претензий, охотно уходит из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать враждебности и страха.

3) Оборонительное отношение. Для него характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности». Пожилые люди этого типа избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся сомнениями и проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда даже по отношению к семье: если имеются какие-то претензии – они их не выражают. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4)Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверчивы и подозрительны, избегают контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Люди, принадлежащие к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха. Враждебно относятся к молодым людям, ярко выражен страх смерти.

5)Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, безропотно принимают свою старость. Недостаток любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. Также присутствует чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично: завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

И. С. Кон выделяет следующие социально – психологические типы старости:

1) активная творческая старость, когда ветераны продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодёжи и т. п.;

2) пенсионеры занимаются делами, на которые у них раньше не хватало времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т. д. Для этого типа также характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя;

3) данную группу составляют преимущественно женщины, которые находят главное приложение своих сил в семье, в домашнем хозяйстве; удовлетворённость жизнью у этой группы ниже, чем у первых двух;

Наряду с благополучными типами старости И. С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития:

а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными

Характеризуя социальный статус людей старшего поколения в России, выявляется распространенность одиночества и вызываемые им проблемы. В настоящее время, проблемы одиноких пожилых людей вышла на первое место по степени актуальности. И, госпитализация одиноких престарелых людей часто обусловлена не медицинскими, а социальными показаниями, т.к. многие люди пенсионного возраста не имеют близких родственников и требуют к себе особого внимания со стороны медицинских и социальных работников. Пожилые люди с неудовлетворительным состоянием здоровья чаще чувствуют себя социально изолированными и нуждаются в постоянной профилактической, лечебной и социальной помощи.

Социальные ресурсы пожилых включают такие факторы, как наличие семьи, друзей, привычного окружения. Важна доступность этих ресурсов, с этими факторами тесно связана психосоциальная деятельность пожилых и старых людей, т. е. эмоциональное благополучие в социальном и культурном контекстах.

Итак, пожилые и старые люди не составляют одной монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Изменения, происходящие в пожилом и старческом возрасте, зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Часто наблюдается сохранение высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и другие. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

С учетом вышеуказанных особенностей в России была разработана нормативно-правовая база, регламентирующая социальную работу с лицами пожилого возраста.

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Напомним, что существуют различные классификации онтогенеза, в том числе и классификации инволюционных периодов.

Выделение периода онтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин. Один из демографических признаков на планете Земля – это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в Лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в XX в., упала по сравнению с концом XVIII в. в четыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет вполне очевидна. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.п. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80 - в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет - за 55 дней, в 60 лет - за 100 дней и далее - по нарастающей.


Многие исследования свидетельствуют о старении сердечнососудистой, эндокринной, имунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к более глубокому пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. Заметно усиление и специализация действия закона гетерохронии (неравномерности); в результате этого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с этим происходит ускоренная, с различными темпами инволюция других систем, что объясняется той ролью, значимостью, которую они играют в основных, жизненно значимых процессах. Например, изменения в стволе мозга более значительны и существенны, чем в мозжечке в обоих полушариях. Чем сложнее нервная структура у человека, тем у нее больше возможностей для своей сохранности. В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Однако экспериментальным путем показано, что у молодых и старых людей - от 20 до 104 лет - условные двигательные рефлексы изменяются по-разному, в зависимости от подкрепления. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Ориентировочно-исследовательский рефлекс на появление картинок с различным содержанием вырабатывается быстро в 20-65 лет и сохраняется долго; после 68 лет вырабатывается, но непрочный и т.д. С возрастом стареют прежде всего тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция страдает меньше. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой старости сохраняют очень высокий показатель латентного (скрытого) времени речевой реакции; разница в сторону лучше - хуже может составлять 20 раз.

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются разные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это позволяет считать, что период позднего онтогенеза – новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Учеными доказано, что сушествуют различные пути повышения биологической активности разных структур организма (поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.

Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов. Это осуществляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза.

Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразований) должно усиливаться.

По данным исследований отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом сохраняется лучше, чем механическое запечатление; основой прочности в старом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая.

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом (подробнее на этом остановимся при характеристике возможностей активного долголетия). Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров – многие невербальные функции; немолодые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности - главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся.

В связи с вышеизложенным, в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже до 65-70 лет. Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическими навыками работы в отдельных сферах производства просто незаменимы и сегодня. Возможно, что именно трех-поколенная структура в трудовом коллективе – деды, отцы и дети-внуки – наиболее оптимальна с точки зрения обеспечения преемственности в развитии производственной сферы общества, передачи социального и профессионального опыта. Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает их жизненный опыт и мудрость, а старики через энергию молодежи способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики. Что можно сказать об изменениях в личности пожилого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Так уж повелось, что чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический портрет пожилого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому, отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе – эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д.

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, людям, себе.

К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день – мои мысли добрей и светлей». Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения.

Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Познакомимся с основными его типами. В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости:

1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;

2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.п.);

3) интровертный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр.

И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости.

Первый тип – активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности.

Второй тип старости – пенсионеры занимаются тем, на что раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа стариков также характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия главным образом направлена на себя.

Третий тип (а это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух.

Четвертый тип – это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития:

а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями;

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая тем самым себя глубоко несчастными.

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложил Д.Б. Бромлей. Он выделяет пять типов приспособления личности к старости.

Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Но, пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу, они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высокая.

· Отношение зависимости. Зависимая личность - это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий с профессиональной работы. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

· Оборонительное отношение, для которого характерны: преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к самообеспеченности и неохотное принятие помощи от других. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в ее адрес, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность через силу, постоянная подпитка внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

· Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, принадлежащие к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодежи, иногда с переносом этого отношения на весь новый, чуждый мир. Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

· Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви – причина депрессий, печали и претензий к себе. С этими состояниями соединяется чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни – смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

Заметим, что представленные основные типы старости, отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной (исследовательской или практической) работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Основными стрессорами пожилых и старых людей можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром опустошения гнезда; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором в старости является одиночество. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин одиночество имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания его дум, размышлений может быть исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражаются в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни, с другой - он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от старых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающими кроется в нарушении их связей с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Более того, нередким сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.

Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. Известный американский врач и основатель Института соматических исследований Томас Ханна пишет: Прославление молодости – это оборотная сторона ненависти к старению... Презирать факт старения – это то же самое, что презирать жизнь. Это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни. Молодость - это не то состояние, которое надо сохранить. Это - состояние, которое надо развить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт – это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность помогает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и принимать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Молодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оценить их свершение и выполнение. Молодость – это время сеять и обрабатывать посевы, но это не время сбора урожая. Молодость – это время невинности и незнания, но это - не время мудрости и знания. Молодость – это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития... Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и прогресса, то мы не поймем основные принципы жизни....

Автор этого высказывания считает, что возраст сам по себе не может быть причиной здоровья или заболевания; возраст может не иметь никакого отношения к тысячам проблем, которые на него списывают. Вот довольно типичный вопрос: Доктор, почему вы не можете мне помочь? И столь же типичный ответ: Ведь вы не молодеете. Вы должны чувствовать себя именно так. А далее не менее типичный совет: Теперь, когда вы стареете, вы должны немного сбавить ход. Т. Ханна считает такой совет смертоносным, который открывает путь, ведущий прямо к поражению. Как исследователь и практикующий врач, избавивший сотни людей от физических страданий, причиняемых невралгией, сколиозом, кифозом, остеопорозом, сжатием дисков и т.д., он обнаружил, что многие неприятности связаны с сенсорно-моторной амнезией, с неполадками в чувствительно-двигательной системе, являющейся основой человеческого опыта и поведения. Бесспорным является тот факт, что, как только человек перестает выполнять определенные физические действия, он постепенно утрачивает саму способность действовать. (Здесь уместно сравнение с обилием и разнообразием движений и действий в детстве и минимумом таковых у взрослого.) Человек утрачивает ту или иную функцию, потому что головной мозг, являясь очень чувствительным органом, как бы приспосабливается к потере этой активности. Если какие-то движения, действия перестают быть частью его поведения, то мозг просто вычеркивает их. Иными словами, ежедневное осознание того, как происходят эти движения и действия, утрачивается, исчезает, забывается. Это и есть сенсорно-моторная амнезия, которая может наступить не обязательно в преклонном возрасте, но может быть и в 40 лет, и в 30, и даже в 20 лет. Такого заболевания, как старение, по мнению автора, нет. Огромные возможности человеческого мозга позволяют овладеть искусством управлять внутренними процессами, происходящими в организме. Этому нужно только научиться. Основываясь на работах Г. Селье (теория стресса) и М. Фельденкрайса (метод телесного переобучения), Т. Ханна разработал и доказал на практике высокую эффективность и доступность каждому программы соматических упражнений, позволяющей справиться с последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потерей памяти на ощущения и движения, вернуть гибкость и здоровье, овладеть искусством не стареть.

Гармонирует с таким пониманием процесса старения и позиция академика Н.М. Амосова, доказавшего своей собственной жизнью и деятельностью ее бесспорную ценность. В свои 83 года он и сегодня поражает и удивляет тем, с какой легкостью справляется с огромными физическими нагрузками.

В книге «Преодоление старости» автор пишет, что он захотел усиленными физическими нагрузками повысить тренированность, а падение мотивов от исчерпания потребностей компенсировать мотивами от убеждений, от идеи. Использовать уникальное качество человеческого разума: создать идею и так ее натренировать, чтобы она смогла частично заменить биологические потребности, угасающие при старении. Ученый излагает содержание эксперимента по преодолению старости, его итоги и резюмирует свою книгу так: Природа человеческая прочна - нужно ей доверять, не суетиться по поводу легких болезней и не пить зря лекарства. Признаки тяжелой болезни требуют проверки у врача, но и в этом случае не следует попадать в полную зависимость от медицины.

Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые необходимо реагировать. В современной науке о старости центральное место занимает конкретно-практическая задача поддержания жизни человека на определенном стабильном уровне, расширения сроков индивидуальной жизни, изменения сроков наступления нетрудоспособной старости и изменения характера старения. В современном мире человек, достигнув возраста 70-80 лет, стоит в преддверии биологического лимита времени, определяемого видовыми, наследственными и индивидуальными свойствами, которые не поддаются пока точному раскрытию.

Тем важнее становится исследование фактов и факторов человеческого долголетия и долгожительства, т.е. возраста свыше 90 лет. Выдвигалось много гипотез, теорий, которые в конечном итоге объясняли причины долголетия особенностями личности, климатических условий проживания, спецификой труда, быта и взаимоотношений (общения) с окружающими людьми, наследственностью и т.д.

По мнению выдающихся русских ученых И.И. Мечникова, А.А. Богомольца, И.П. Павлова, естественная продолжительность жизни человека составляет свыше ста лет, а долголетие и долгожительство – это не исключение, а естественное физиологическое явление. При исследовании феномена долгожительства и анализе природно-экологических, климатических факторов ученые указывают на особое значение высокогорья, так как именно в горных районах наиболее часто встречаются долгожители. На земном шаре известны три горных места, знаменитых своими долгожителями: Кавказ, Вилькамбамба в Южной Америке, Хунза в Гималаях (Пакистан). Антропологи и геронтологи, побывавшие в этих районах, приводят много данных о конкретных людях, их образе жизни, а также максимальном возрасте долгожителей этих мест. На Кавказе на каждые 20 тыс. населения 14 человек достигают возраста старше 100 лет, в Хунзе на 20 тыс. человек приходится 3 жителя старше 100 лет. Жителям названных трех мест свойственно активное долголетие; продолжительность жизни там намного превышает средние цифры на планете Земля.

Отмечается значение физиоморфологических особенностей. Долгожители – это, как правило, худые, активные люди, любители свежего воздуха, у них нет старческих недугов, органических заболеваний. Жизнь завершается естественным образом. Констатируется также, что долгожители бывают довольно скромными в отношении своего материального обеспечения, они малограмотны или совсем безграмотны, не избалованы хорошими гигиеническими условиями и легкой физической работой. Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, придается его творческой деятельности.

Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой степени одаренных людей.

Творческая деятельность в известной степени выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия. История науки сохранила имена таких долгожителей-гигантов, как Софокл - древнегреческий поэт, драматург (ок. 496-406 до н.э.); Гиппократ - древнегреческий врач, реформатор медицины, известный в психологии в связи с учением о темпераменте (ок. 460- ок. 370 до н.э.); Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.); Джахиз Абу Усман Амн ибн Бахр - арабский писатель (ок. 767-868).

А вот примеры из века минувшего и нынешнего. Крылов Алексей Николаевич (1863-1945) - выдающийся русский математик и механик, инженер и изобретатель, труды которого были посвящены в основном кораблестроению и теории корабля, замечательный педагог и популяризатор научных знаний, выполнявший многогранную деятельность в области точных наук, проявлял горячий интерес к гуманитарной сфере, выразившийся в его участии в развитии русской речи и охране ее правильности. Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956) - известный геолог и географ, неутомимый путешественник, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии, автор фундаментальных трудов, посвященных этим регионам, а также научно-фантастических, приключенческих и научно-популярных книг (всего около 24 тыс. страниц); Герой Социалистического Труда, академик.

Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии и широте интересов творческих личностей. Их интересы носят активный характер, реализуясь не только в разных формах профессиональной деятельности, но и в других социально значимых сферах, что увеличивает шансы в реализации разнообразных потенциальных возможностей личности в период геронтогенеза. Исследование личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества - трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому, к ребячливости). Специфика заключается в том, что уровень рефлексируемой креативности не зависит от пола научных работников, что говорит о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека, резервов его организма и личности.

Очень многие люди относятся с большим интересом к вопросам продолжительности жизни и особенно активного долголетия, характеризующегося высокой работоспособностью без болезней. Один из современных исследователей здоровья и долголетия Гущо Юрий Петрович - мастер спорта, спортивный тренер, профессор, доктор технических наук, изобретатель России, президент международной ассоциации Личность, экология, мир, руководитель кругосветного ралли по всем континентам планеты – считает, что при определении рейтинга долголетия необходимо учитывать, как развиваются процессы старения и антибиостарения, и выделяет двенадцать контролируемых показателей, которые влияют на эти процессы (т.е. процессы старения и антибиостарения организма). Перечислим эти показатели: наследственность; время и место рождения; условия и культура дыхания; водно-питьевой режим; физическая культура; питание; нравственное и психическое состояние; очищение организма и сон; социальное положение; условия труда; медицинское и лекарственное обслуживание; вредные привычки.

Таким образом, период геронтогенеза – итог всего жизненного пути человека – младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ранней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Престарелый возраст – финальная стадия жизненного цикла человека, для которой характерны изменения во внешности, ухудшение физического состояния, психического здоровья. Признаки старости отличаются у разных народностей. В настоящее время она приходит в более позднем возрасте, чем несколько столетий назад.

Особенности пожилой возрастной категории

Разные признаки свидетельствуют о переходе в категорию пожилых людей.

Это могут быть рождение внуков, ухудшение состояния здоровья, выход на пенсию, получение особых льгот.

Отношение к старости отличается у разных народов. Одни приписывают пожилым людям авторитет, относятся к ним с особым почтением. В этих странах меньше стесняются возраста. Другие народы считают стариков немощными, неспособными к труду и здравым суждениям. В этом случае пожилые люди стесняются себя, изменений во внешности.

Характеристики пожилых людей

Физические

Изменения здоровья:

  1. Кости становятся ломкими, особенно у женщин, изнашиваются суставы.
  2. Появляются хронические нарушения: гипертония, артрит, заболевания сердца и сосудов.
  3. Ухудшается зрение: возникают трудности с чтением, распознаванием объектов, катаракта.
  4. Слух снижается, возможна полная глухота.
  5. Нарушается или утрачивается способность передвигаться.
  6. Возникают постоянные хронические боли, например ревматоидные.
  7. Нарушаются регенеративные возможности клеток, что приводит к ухудшению работы различных органов.
  8. Появляется бессонница.
  9. Изменяется голос, связки ослабевают, появляется хрипота.

Перемены во внешности:

  1. Волосы истончаются, седеют, мужчины часто лысеют.
  2. Клетки утрачивают способность восстанавливаться, кожа теряет эластичность, становится сухой, морщинистой.
  3. Меняется походка, общая неуклюжесть повышает риск падений и травм.
  4. Возникают стоматологические проблемы – чаще развиваются инфекции, зубы разрушаются.

Преклонный возраст связан со снижением иммунитета, что ведет к частым респираторным инфекциям. Возможен постоянный мокрый кашель, недержание мочи. Зачастую нарушается пищеварение: пища хуже усваивается, возникают запоры, возможны кишечные кровотечения. Аппетит часто снижается, появляются трудности с глотанием. Легкие и сердце к концу жизни работают все хуже, поэтому клетки и ткани организма плохо снабжаются кислородом.

Психологические

  1. Возникают чувства бесполезности, утраты компетентности, одиночества.
  2. Повышается осторожность, антипатия к риску.
  3. Переоценка ценностей часто ведет к подавленности вплоть до депрессии.
  4. Если в молодости была склонность к самоубийствам, к старости она усиливается.
  5. Развивается панический страх перед несчастными случаями.
  6. Тревога по поводу потери здоровья.
  7. Происходят изменения в эмоциональной сфере. Нередки психические расстройства, физическая агрессия, психоз, повышенная возбудимость, ранимость.
  8. Снижаются умственные способности, ухудшается память.

Общественные

Современное общество живет в условиях, отличных от тех, в которых жили люди тысячу и даже сотню лет назад. Сегодня больше, чем когда-либо ценятся скорость реакции, эстетическая привлекательность, чистоплотность, активность, способность к риску, ценность личного опыта. Это сказывается на отношении к пожилым людям.

Молодежь по отношению к старикам проявляет:

  1. Брезгливость из-за неряшливой внешности, проявлений болезни.
  2. Сарказм по поводу необычного внешнего вида, чудачеств.
  3. Игнорирование – чужой опыт больше не считается авторитетным.
  4. Презрение, нежелание досматривать, проявлять заботу, обеспечивать финансово.
  5. Нетерпимость к медлительности, неспособности принимать решения.

Неприятие молодых расстраивает пенсионеров. Они стараются как можно дольше сохранить самодостаточность, продолжать работать, даже пренебрегая государственной помощью.

Все больше пожилых людей продлевают молодость средствами эстетической хирургии.

Официальный статус пожилого по ВОЗ

Пожилой и старческий возраст по ВОЗ начинается в 60 лет.

Классификация:

  • 25-44 – молодость;
  • 44-60 – средний возраст;
  • 60-75 – пожилые;
  • 75-90 – старость;
  • после 90 – долгожители.

Согласно ВОЗ прожитые годы – не единственный критерий старости на сегодняшний день. Неспособность работать, приносить пользу, вносить активный вклад в сообщество – эти признаки гораздо больше влияют на признание человека молодым или немощным.

Есть ли точная классификация возрастных категорий

С точки зрения геронтологии (науки о старении) пожилой возраст делится на несколько этапов. Ранняя старость длится от 60 до 69 лет, поздняя – от 70 до 79. После 80 наступает преклонный возраст, а после 90 наступает долгожительство.

Другие исследователи распределили три основных этапа старения иначе: 65-74, 75-84 и от 85 лет. Геронтологи из Британии добавили еще четвертую отдельную подгруппу – период активного выхода на пенсию, что усиливает значение социального фактора.

Улучшение условий жизни, увеличение ее продолжительности привело к тому, что старшие люди все еще способны работать, приносить пользу обществу, дольше оставаться здоровыми.

Паспортный возраст все чаще не совпадает с биологическим. Это затрудняет деление людей на молодых и пожилых, заставляет пересматривать традиционные определения.

Возрастные границы пожилого возраста - с 55/60 (женщины/муж- чины) до 74 лет, старческого (преклонного) возраста - с 75 до 90 лет.

В качестве задач развития в пожилом возрасте и старческом возрасте можно выделить:

необходимость осознания ценности своей личности вне профессиональной роли;

  • - поддержание разных видов активности (двигательной, сексуальной, интеллектуальной, социальной, творческой);
  • - передача социального опыта новому поколению;
  • - сопоставление жизненных планов и их реализации (подведение итогов жизни).

Осознание ценности своей личности вне профессиональной роли связано с разрешением пенсионного кризиса.

Ананьев подчеркивал, что влияние жизненного пути человека в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы.

В процессе старения особое место занимает постепенное, не фронтальное, гетерохронное развертывание инволюционных процессов. Среди них можно выделить снижение способности выдерживать физическую и нервную нагрузку, утрату живости тканей организма, снижение чувствительности органов чувств, старение сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной и других систем.

Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Большую роль здесь играют процессы самоорганизации и саморегуляции, которые имеют индивидуальный характер.

Заметно усиление и специализация действия закона гетерохронии, в результате которого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с этим происходит ускоренная инволюция других систем. При этом очень важна роль и значимость, которую эти системы играют в основных, жизненно важных процессах. Чем сложнее нервная структура, тем у нес больше возможностей для своей сохранности.

Те же закономерности обнаружены и при изучении процесса старения восприятия, мышления, памяти: лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая.

Опираясь на ряд данных и, в частности, на исследования английского геронтолога Д. Б. Бромлея, Ананьев писал о том, что в процессе геронтогенеза особенно примечателен противоположный ход развития некоторых вербальных (информированность, определение слов) и невербальных (практический интеллект) функций. Снижение невербальных функций становится резко выраженным к 40 годам жизни. Между тем, вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Несомненно, что речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций.

Другими словами, на сохранность и дальнейшее развитие психических функций в период старения существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. С уровнем образования тесно связана скорость речи, эрудиция и логическое мышление. Люди пожилого возраста также характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были активно включены в профессиональную деятельность .

Поддержание разных видов активности выступает в качестве фактора долголетия, в том числе и психологического.

Отношение общества к людям пожилого и старческого (преклонного) возраста зачастую обусловлено «эйджизмом» - негативным стереотипом восприятия пожилого человека (немощный, слабоумный, «обуза» и пр.), что создает определенные страхи в ожидании данного возраста .

В теории и методике физической культуры представлены особенности занятий физическим упражнениями с лицами пожилого и старческого (преклонного) возраста. Большой потенциал в этом ракурсе имеет АФК. Большую популярность в качестве современного вида двигательной активности для людей данного возраста приобрела скандинавская (северная) ходьба.

В процессе занятий физической культурой и спортом необходимо учитывать следующие возрастные психологические особенности людей пожилого и старческого (преклонного) возраста:

  • необходимо применять общепсихологические правила общения (слушать внимательно, корректно формулировать вопросы и пр.);
  • спокойно повторно (многократно) объяснять и показывать технику выполнения двигательного действия;
  • отмечать успехи, в конце занятия выразить уверенность в следующей встрече (невольное обязательство для человека);
  • по возможности уточнить, какое обращение предпочитает занимающийся (по имени-отчеству, имени, имени с приставкой «тетя»/
  • не обижаться, если обращаются к инструктору па «ты».
  • См.: Рыбалко Е. Ф., Головой Л. А. Геронтогенез // Психология: учебник / под ред.А. А. Крылова. М., 1998.
  • См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001.

Продление жизни, борьба со старостью - благороднейшая задача, поставленная перед медицинской наукой. В борьбе за нормальное долголетие несомненно важную роль играет физическая культура.

Академик А.А. Богомолец считает, что физкультура в равной степени важна и для растущего организма, и для организма в расцвете его сил, и для организма, который уже перешел через вершину своей жизни, но которому физкультура может и должна помочь подольше удержаться вблизи этой вершины. В гериатрии физические упражнения используются для лечения болезней старости и представляют собой лечебную физическую культуру. В геронтологии основная задача физической культуры - замедление процессов старения, продление активного долголетия, оздоровление организма. Это сложная, но весьма перспективная проблема медицины.

Старение - это не просто увядание, это сложная перестройка всего организма, закономерный биологический процесс, при котором возрастные изменения организма приводят к постепенно нарастающему сокращению его приспособительных возможностей. Известно, что в процессе старения, одновременно с развитием характерных изменений со стороны всех органов и систем возникают своеобразные компенсаторно-приспособительные реакции. Это является весьма важным моментом, так как позволяет активно воздействовать на замедление развития процесса старения.

Занятия физической культурой помогают стимулировать, тренировать эти компенсаторные механизмы и таким образом замедлять процессы старения, увеличивать продолжительность жизни, а главное - продлевать активную старость.

Мышечная деятельность по принципу моторно-висцеральных рефлексов является естественным и наиболее мощным стимулятором обменных процессов, анаболизма, функций всех вегетативных органов и систем, адаптационных возможностей организма. Поток афферентных импульсов с проприорецепторов мышц поддерживает оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии пожилого человека, что проявляется в ощущении бодрости и жизнерадостности. Улучшению функции центральной нервной системы способствует также усиление кровоснабжения головного мозга при выполнении физических упражнений.

Систематическое выполнение физических упражнений влияет на формирование положительных условно-рефлекторных связей, одновременно ослабляя и даже ликвидируя те временные связи, которые лежат в основе раннего старения организма.

Усиление обмена веществ, окислительных процессов при мышечной деятельности предупреждает накопление излишков жировой ткани, снижает уровень липидов в крови, препятствует отложению холестерина в стенках сосудов и развитию атеросклероза. Физические упражнения стимулируют нормальную жизнедеятельность различных органов и систем: повышается сократительная способность миокарда, улучшается коронарный кровоток за счет раскрытия резервных капилляров, увеличивается легочная вентиляция и улучшается газовый обмен в легких, уменьшаются застойные явления в малом круге кровообращения, поддерживается нормальная подвижность грудной клетки, стимулируется моторика гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта. Укрепляя мышцы, связочный аппарат, сохраняя нормальную подвижность в суставах, физические упражнения помогают длительное время поддерживать высокий уровень работоспособности.

Велико значение физических нагрузок в «обновлении» гормонального фона. Под их влиянием активизируется функция всех эндокринных образований, что способствует омолаживанию организма.

Вся работа в области физической культуры должна строиться на научных основах. Пользу может принести только строго дозированная, оптимальная для конкретного человека нагрузка, которая, так же как и другие методы лечения, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача. Если назначить недостаточную дозу - ожидаемого эффекта не будет, если передозировать - можно принести существенный вред.

Дозировка физических нагрузок у пожилых людей представляет собой сложную задачу. Следует помнить, что ее оптимальность должна соответствовать объективным показателям состояния здоровья и физической подготовленности, а не основываться на самочувствии пожилого человека. Многие заболевания до определенного времени могут не проявляться никакими субъективными ощущениями. Прежде всего это относится к атеросклерозу коронарных и мозговых сосудов. Афоризм, что человеку столько лет, на сколько он себя чувствует, - не может быть принят за основу при подборе физических нагрузок у пожилых людей. Пренебрежение тщательным обследованием перед занятиями физкультурой у пожилого человека может привести к трагическому исходу.

Первоочередными задачами врача при решении вопроса о возможности занятий физической культурой пожилым человеком являются определение его биологического возраста, выявление скрыто и латентно протекающих заболеваний, а также осложнений и остаточных явлений, связанных с ранее перенесенными болезнями, оценка физической работоспособности. После тщательного врачебного осмотра рекомендуется направить обследуемого в одну из четырех групп для занятий физической культурой.

К первой группе относят лиц с хорошей физической подготовленностью без патологических отклонений.

Во вторую группу включают пожилых людей с незначительными отклонениями при хорошей компенсации.

В третью - входят пациенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, но которые не препятствуют выполнению трудовой деятельности, а также со слабой физической подготовкой.

Четвертую группу составляют люди с различными заболеваниями, которым можно заниматься только лечебной физкультурой под наблюдением врача.

С пациентами, отнесенными по состоянию здоровья к первым трем группам, можно заниматься оздоровительной физической культурой, однако к людям, вошедшим в третью группу, следует отнестись с определенной осторожностью. Занятия оздоровительной физкультурой должны быть умеренной интенсивности, нагрузку следует увеличивать постепенно, причем она должна соответствовать функциональным возможностям занимающихся, сохраняя при этом определенный резерв, так называемый запас прочности.

С учетом особенностей пожилого организма из занятий следует исключить упражнения, требующие быстрых движений, резких наклонов туловища и головы, быстрой перемены положения тела, что при наличии склеротических изменений в кровеносных сосудах может вызвать головокружение, шум в ушах, потерю равновесия, падения и травмы. Необходимо избегать также упражнений, сопровождающихся натуживанием и задержкой дыхания, что повышает давление в малом круге кровообращения, в сосудах головного мозга, затрудняет приток крови к сердцу, может способствовать развитию эмфиземы легких. Затруднительны для пожилых людей и такие упражнения, при выполнении которых приходится совершать малознакомые движения, часто менять положение тела.

Упражнения для людей пожилого возраста следует подбирать таким образом, чтобы в нагрузку вовлекались все суставы и мышечные группы. Все они должны выполняться ритмично, в спокойном темпе, плавно, не сопровождаться слишком большими усилиями со стороны сердечно-сосудистой системы. Дыхание при этом должно быть ритмичным, свободным, пациент должен стараться избегать задержки дыхания и натуживания.

Интенсивность занятий должна возрастать постепенно и всегда соответствовать функциональным возможностям занимающихся. Пожилые люди, как правило, быстро утомляются, поэтому следует включать в занятия более частые и продолжительные интервалы отдыха. Сами же занятия должны строиться эмоционально и разнообразно с использованием элементов спортивных игр.

Физическую культуру у пожилых лиц рекомендуется проводить в следующих формах: в виде ежедневной утренней гигиенической гимнастики (8-10 нетрудных упражнений для всех мышечных групп); в виде занятий физической культурой 2-3 раза в неделю по 45-60 минут самостоятельно или лучше в группе здоровья; ежедневные прогулки; для отдельных подготовленных лиц допустимы занятия спортом (теннис, городки, плавание, лыжи и т. д.) и даже участие в соревнованиях. Занятия, проводимые в группах здоровья, могут включать общеукрепляющие упражнения без применения снарядов и со снарядами (гантели, булавы, гимнастические палки, медболы и др.); упражнения на гимнастической скамейке, стенке, на равновесие и координацию, дыхательные, можно использовать вело- и другие тренажеры. Наиболее физиологичными для пожилых людей являются: ходьба обычная и ускоренная, лыжи, коньки, езда на велосипеде, плавание и гребля в спокойном темпе, игра в теннис, бадминтон, городки, волейбол по облегченным правилам.

Осторожно надо относиться к бегу трусцой, так как при этом создается большая нагрузка для суставов нижних конечностей и позвоночника, что может привести к болевым ощущениям. Более целесообразна для лиц пожилого возраста спортивная ходьба, сопровождающаяся большими энерготратами, чем бег, так как в нагрузку вовлекаются все мышечные группы конечностей, тазового и плечевого пояса, корпуса, но в то же время не создающая вертикальных сотрясений, травмирующих суставы.

Прекрасным способом физической тренировки в пожилом возрасте являются танцевальные занятия.

Пожилые люди, по состоянию своего здоровья отнесенные к первой и второй функциональной группе, могут участвовать и в спортивных соревнованиях. Ho в этом случае они не должны ставить перед собой цель показать высокий результат, а сами соревнования не должны быть связаны с большими физическими и эмоциональными нагрузками. He следует соревноваться на скорость и время. В третьей и четвертой группах и вообще людям в старческом возрасте соревнования противопоказаны.

По окончании занятий должно появляться чувство приятной усталости, удовлетворения, хорошее настроение. Однако не всегда можно доверять кажущемуся хорошему самочувствию. Желательно проводить регулярный контроль во время занятий пациента и тщательное врачебное обследование не реже двух раз в год.

Лица, занимающиеся физической культурой, должны уметь контролировать свой пульс, не допускать его учащения до пороговой для них величины. Желательно вести дневник наблюдения за своим состоянием. Определение пороговой величины пульса рекомендуется проводить не реже одного раза в год с помощью велоэргометрии с записью ЭКГ в кабинетах функциональной диагностики лечебных учреждений или физкультурных диспансеров. При невозможности провести такое обследование можно рекомендовать для ориентировочного определения пороговой величины пульса для лиц 1 и 2 функциональных групп формулу: 200- возраст, а для лиц 3 и 4 групп: 180 - возраст.

Врачебное обследование должно включать обычные клинические методы. Из функциональных проб следует применять пробу с 20 приседаниями, а также ортостатическую, координационные пробы и т. п. Для пожилых людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, отдельными видами спорта, рекомендуется определение показателей физической работоспособности непрямым методом (максимальное потребление кислорода и физическая работоспособность при пульсе 150-170 ударов в минуту).

Необходимо помнить, что эффективны только систематические занятия физическими упражненениями. Нельзя, например, целый год находиться в условиях гиподинамии, а во время отпуска пытаться это компенсировать энергичными физическими упражнениями, спортивнымй играми и т. п. Это может закончиться трагически. Существует даже термин «отпускной инфаркт», возникающий в такой ситуации.

Нельзя согласиться и с теми, кто считает, что вполне достаточно той физической нагрузки, которую пожилые люди имеют во время работы на своем огороде или дачном участке, а также при выполнении домашних дел. Такой труд не всегда физиологичен вследствие преобладания однообразных движений, перегружающих одни мышечные группы при недогрузке других, часто выполняемых в позах, затрудняющих работу сердца и легких. Людям пожилого возраста во время работы на дачных участках следует избегать длительного пребывания в однообразной позе, особенно с наклоном туловища и головы вниз, стараться чаще менять характер выполняемой работы, чтобы вовлечь в нагрузку различные мышечные группы, а также чаще отдыхать, при этом желательно выполнять упражнения в расслаблении для мышц, на которые приходится статическая нагрузка, дыхательные, легкие упражнения для мышц, не принимающих участия в работе.

При организации занятий по физической культуре для лиц пожилого возраста крайне важен индивидуальный подход как в выборе отдельных упражнений, так и в определении величины общей нагрузки, ее продолжительности. Если у здоровых людей молодого и зрелого возраста уже сам возраст характеризует физиологические особенности организма и в известной степени определяет их работоспособность, то среди лиц старшего и пожилого возраста степень различия в уровне работоспособности может быть очень значительной. Так, есть немало пожилых людей, сохраняющих работоспособность на уровне молодых и даже выше, участвующих в соревнованиях, требующих огромной выносливости (марафонский бег, дальние заплывы, лыжные гонки, гребля и т. д.). В то же время в этом возрасте большинство людей отмечают значительное снижение работоспособности, которое связывают с физиологическими изменениями в организме, уменьшением двигательной активности, ослаблением общего состояния здоровья.

Поэтому подбор и назначение физических нагрузок у этого контингента лиц должен проводиться только после консультации с врачом, исключительно индивидуально и осторожно, с учетом основного принципа медицины - не навреди!




© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт