Рдс 1 типа у недоношенных. Профилактика респираторного дистресс-синдрома (РДС) при преждевременных родах. Кортикостероидная (глюкокортикоидная) терапия при угрозе преждевременных родов. Противопоказания к гормональной терапии. Приложение В. Информация для

26.02.2019

Многие молодые мамы сталкиваются с неожиданной проблемой — как научить ребенка жевать? Заботливо перетертые овощные и фруктовые пюре малыш принимает с удовольствием не потому, что они вкуснее. Он просто к ним привык! Что делать, если зубки уже появились, а жевательные навыки пока не сформировались?

Многие неопытные мамочки упускают момент развития жевательных навыков у грудничка, а потом удивляются, почему уже двухлетний малыш выплевывает твердую еду! Приучить двухлетнего ребенка жевать довольно проблематично, но вопрос не только в этом.

Отсутствие жевательного рефлекса или слабый артикуляционный тонус (неактивные мышцы лица) грозит довольно серьезными проблемами в развитии малыша.

Польза вовремя закрепленного жевательного рефлекса:

  • крепкие зубки;
  • сбалансированная работа ЖКТ;
  • четкая артикуляция;
  • полноценное психическое развитие.

Несвоевременное развитие жевательного рефлекса приведет к формированию неправильного прикуса, что неизбежно скажется на изменении овала лица. Молоденькие зубки без дозированной нагрузки на десны могут выпадать.

Если кишечник будет перерабатывать лишь пюреобразную пищу, это приведет к вздутиям животика и запорам. Если ребенок будет есть только такую пищу, которую можно спокойно проглотить, организм не сможет вырабатывать необходимые ферменты. Для правильного формирования ферментов пища должна обильно смачиваться слюной, а это невозможно при простом проглатывании пюре и каш!

Неумение жевать, глотать и есть твердую пищу до года неизбежно приведет к проблемам речи.

Логопеды связывают задержку развития речи или ее отсутствие с несвоевременно выработанным жевательным рефлексом. Малыш молчит, потому что ему трудно проговаривать некоторые звуки из-за сниженного артикуляционного тонуса.

Привычка есть только протертую пищу закрепляет навык лености. Ребенок не умеет трудиться, ему не хочется жевать! Вот уже малышу год, второй пошел — а он все еще на кашах и пюре. Мамочки объясняют это жалостью к малышу, стремлением облегчить ему жизнь! Но так ли это? Может, мама себе облегчает жизнь, сокращая время на приготовление и прием пищи малышом? В результате кроха научится манипулировать родителями, почувствовав слабинку. А это уже серьезный сигнал: капризы лишь увеличатся с взрослением и могут аукнуться в подростковом возрасте «бунтом против родителей».

Что будет, если давать малышу до года резиновое или силиконовое колечко, а не твердые кусочки пищи «почесать десны»? У него не выработается жевательный рефлекс, и пищевод не приучится принимать и переваривать твердую пищу. Колечко малыши тоже грызут и кусают активно, но не связывают это с приемом пищи. Колечко не вкусное, его нельзя проглотить!

Почему малыш не умеет жевать

Кто научит кроху жевать, как не родители? Но молодые мамы и папы либо не знают, как научить ребенка жевать, либо пускают все на самотек. Причины неумения деток жевать:

  1. кормление из баночек;
  2. использование блендера;
  3. резкий переход на «твердое» питание;
  4. раннее прекращение грудного скармливания;
  5. упущенное время.

Фирмы, выпускающие детское питание, всегда указывают, для какой возрастной категории предназначен продукт. С увеличением возраста ребенка уплотняется консистенция пюре и каш. Однако молодые мамочки не задумываются о том, чтобы взглянуть на рекомендации производителей. А ведь смеси для годовалого малыша (и даже раньше) содержат в своем составе уже твердые комочки пищи.

Использование блендера для приготовления быстрого и вкусного обеда — благо и наказание цивилизации. Маме ведь так удобно: через минутку вкусное пюре готово! Такое загляденье наблюдать, как кроха поглощает ложечку за ложечкой. Вот и насытился! Это так, но жевательный рефлекс не вырабатывается.

Другой ошибкой молодых мам является резкий перевод малыша до года на твердую еду. Это стресс для крохи, ведь он привык к определенному легкодоступному рациону и научился быстро глотать мягкие пюре и каши.

Чтобы приучить жевать твердые кусочки, нужно постепенно замещать кашки твердыми продуктами. Сначала на четверть, потом на треть и так далее.

Раннее прекращение грудного вскармливания атрофирует мышцы лица (артикуляционный тонус) и приучает добывать еду легким усилием. Чтобы получить молочко из материнской груди, кроха активно трудится, работает мышцами щек и челюстью. Получение молочка из бутылочки не требует никаких усилий! Все это приводит к выработке неправильных рефлексов.

Упустить время закрепления жевательного рефлекса — нажить себе проблемы с кормлением ребенка. Он будет отказываться есть пищу в твердом состоянии. Важно не упустить правильное время и давать крохе жевать не резиновую грушу «почесать десны», а кусочек печенья или яблочка. Если ребенку уже исполнился год, это будет сделать гораздо сложнее.

Когда начинать учить жеванию

Малыш сам подсказывает родителям, когда пришла пора есть твердую пищу: в это время он начинает тянуть в рот все, что попадает под руку. Молодые мамы думают, что у ребенка просто чешутся десны. Но это не совсем правильно! Именно в это время малыш готов принимать пищу твердой консистенции.

Что дать малышу в ручки в это время? Хорошо подойдет печенье, бублики или сухофрукты. Эту пищу многие мамы дают деткам до года, и правильно делают! Некоторые мамочки боятся, что ребенок может подавиться или проглотить пищу целиком. Но это напрасные опасения. Малыш крепко держит в ручке вкусное печенье и с удовольствием «мусолит» его деснами.

Обязательно давайте крохе печенье, сушку или сухарик, чтобы постепенно замещать сосательный рефлекс жевательным. Это необходимо делать еще до появления первых зубиков: ведь молочными зубками малыш не жует, а кусает. Жевать он должен учиться деснами.

В возрасте 4-7 месяцев природная любознательность будет хорошим помощником в закреплении жевательного рефлекса: грудничок все тянет в рот, и в это время мама дает ему кусочки яблочка или печенья.

Во время жевания деснами малыш учится:

  • делать боковые движения язычком;
  • продвигать язычком пищу к зубкам;
  • глотать пережеванное.

До года кроха должен полностью овладеть искусством справляться с твердыми кусочками пищи и есть самостоятельно. Но это не произойдет само собой: родители должны вовремя помочь малышу.

Учим взрослого малыша

Специальной методики обучения грудничков жеванию не существует, ведь этот процесс запрограммирован самой природой.

Первый жевательный рефлекс появляется у крохи уже на четвертом-пятом месяце жизни, а вовсе не в год! Если в это время не приучить малыша есть твердые кусочки, жевательный рефлекс будет не закреплен.

Как научить ребенка жевать, если вы упустили нужный момент? Чем раньше мама спохватится и начнет исправляться, тем лучше. Рекомендации по обучению деток жеванию не сложные:

  1. Давайте малышу играть ложкой, пусть привыкнет брать ее в рот самостоятельно.
  2. Разминайте пюре из фруктов и отварных овощей вилкой, а не блендером: малыш будет привыкать к небольшим кусочкам еды и жевать их.
  3. Если вы пользовались блендером для приготовления блюд, не переходите резко на размельчение пищи вилкой: постепенно замещайте пюреобразную еду размятой с помощью вилки.
  4. С ребенком после года можно ходить в кафе и предлагать твердую еду: малыш быстро научится есть «взрослую» пищу, глядя на окружающих. Здесь вам поможет подражательный рефлекс, который заложен природой. Этим объясняется тот факт, что в совместное столование группы детей быстро приучает кушать все, что находится на столе в тарелках.

Помните, что нервничать и злиться на ребенка во время питания категорически нельзя! Если вы по своей вине упустили момент развития жевательных мускулов до года, малыш в этом не виноват. Злиться вы должны сами на себя, а малышу — помочь справиться с трудной для него задачей.

Как избавиться от растяжек после родов?

Многих молодых родителей волнует вопрос: как научить ребенка жевать? Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Жевательный рефлекс проявляется приблизительно к полугоду. Можно заметить, дав в этом возрасте малышу сушку, что он энергично пытается ее кусать.

Некоторые считают, что так ребенок пытается чесать десны, но чаще ребенок тянет в рот твердые предметы при просыпающемся жевательном рефлексе. Так малыш учится жевать. Нужно не упустить этот момент, так как через пару месяцев, как только у ребенка появятся зубки, жевание для него будет сложной задачей. Поэтому нужно развить навыки жевания еще до того, как покажется первый зубик.

Природой заложены многие рефлексы, в том числе и сосательный. Однако даже при кормлении грудью малышу не сразу удается правильно сосать. Так же и с жевательным рефлексом, нужно тренировать его, давая малышу сначала боле густую пищу, чем обычно, чтобы он постепенно учился глотать ее, проталкивая язычком и работая челюстями.

Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Пищеварительный тракт развивается вместе с остальными органами и системами, усовершенствуется ферментация, мышечные волокна желудка, кишечника, и через некоторое время он готов переваривать и мелкие кусочки еды.

Если малыш привык есть протертую пищу, его пищеварительная система начинает «лениться», затрудняя усваивание еды. Жевательные мышцы не развиваются, а это, как говорят специалисты, может привести к недоразвитию овала лица, а также неправильно сформировать прикус. Ортодонты, конечно, помогут исправить эту проблему, но лучше предупредить все возможные нарушения, чем потом с трудом исправлять их.

Некоторые мамы жалуются, что малыш отказывается жевать. Нужно ли его обучать этому? Почему он ленится жевать? А причина может быть банальной - многие молодые мамочки чаще всего используют для питания ребенка специальные протертые готовые пюре. Это очень удобно, не требует времени и дети отлично растут, питаясь подобной пищей. Ребенок здоров, и никто не обращает внимания до поры до времени, что он ест только протертую однородную еду. Но если к двум годам наблюдается такая же картина, родители начинают волноваться и ищут решение проблемы.

Специальных методик, обучающих жеванию, нет. Самое главное для родителей - вовремя создать условия для того, чтобы малыш постепенно осваивал навык жевания, развивал его и со временем научиться справляться с твердой едой.

Детям сложно осваивать навык жевания еще и потому, что это время обычно сопровождается болезненными ощущениями в деснах, так как режутся зубки.
Как только появились первые зубки, малыш в состоянии пережевывать не очень твердую пищу.

Молодым мамочкам, которые предпочитают пюре промышленного производства, советуем читать на этикетках, для какого возраста предназначен тот или иной продукт. Каждый продукт, будь то пюре или каша быстрого приготовления, различаются по возрастной направленности. Каждая стадия «взросления» продукта различается степенью измельчения. Детям постарше предназначаются продукты более густые, содержащие небольшие кусочки пищи, чтобы ребенок начинал учиться работать челюстями и язычком, стимулируя жевательный рефлекс. Эти продукты уже требуют начинать переходить с соски к кормлению из ложечки, что немаловажно для привития навыков, приучающих к обычной «взрослой» еде.

С 8-месячного возраста можно давать малышу протертую кашу с добавлением более густых комочков, пусть пытается жевать твердую сушку, размачивая ее слюной. Сушка - довольно обычный продукт, в ней мало содержится питательных веществ, но она вкусно пахнет и состоит из натуральных продуктов, поэтому это - идеальный «тренажер» для приучения к жеванию. Смоченные слюной кусочки сушки ребенок в состоянии проглотить и оценить их вкус. Сушка не должна быть посыпана маком, кунжутом или содержать изюм. Когда малыш что-то ест, за ним необходимо присматривать, чтобы он не подавился и суметь вовремя оказать помощь.

Все дети отличаются, это не проходит и мимо их вкусовых предпочтений. Некоторые очень легко переходят на густую пищу, другие едят лишь кусочки из тарелки, пробуя их на зубок, а другие совсем не проявляют интереса ни к какой еде, кроме протертой.

Попробуйте посадить малыша за стол вместе со всей семьей, пусть все едят одинаковую еду, например, легкий суп - вермишелевый, овощной. Дайте ребенку попробовать котлету, приготовленную на пару или фрикадельки, пусть он их пробует под вашим неусыпным контролем. Подайте ему разложенные цветные кусочки овощей, пробуйте их сами и хвалите их вкус. Малыш всегда склонен к подражанию, поэтому тоже обязательно возьмет кусочек. Пусть он поначалу не будет съедать все, докармливайте его привычной пищей. А со временем он сам попросит другой, «взрослой» еды.

Респираторный дистресс-синдром новорожденных вызывается недостаточностью сурфактанта в легких детей, рожденных в сроке гестации менее 37 недель. Риск возрастает со степенью недоношенности. Симптомы респираторного дистресс-синдрома включают одышку, участие дополнительных мышц в акте дыхания и раздувание крыльев носа, возникающие вскоре после рождения. Диагноз ставится на основании клинических данных; пренатально риск можно оценить с помощью тестов на зрелость легких. Лечение включает терапию сурфактантом и поддерживающую терапию.

Что вызывает респираторный дистресс-синдром новорожденных?

Сурфактант - это смесь фосфолипидов и липопротеинов, которые секретируются пневмоцитами II типа; он снижает поверхностное натяжение водной пленки, которая покрывает изнутри альвеолы, снижая таким образом склонность альвеол к спадению и работу, необходимую для их наполнения.

При недостаточности сурфактанта в легких развиваются диффузные ателектазы, что провоцирует развитие воспаления и отека легких. Так как кровь, проходящая через участки легкого с ателектазами, не оксигенируется (формируя праволевый внутрилегочный шунт), у ребенка развивается гипоксемия. Эластичность легких снижается, поэтому увеличивается работа, затрачиваемая на дыхание. В тяжелых случаях развиваются слабость диафрагмы и межреберных мышц, накопление СО2 и респираторный ацидоз.

Сурфактант не вырабатывается в достаточных количествах до относительно поздних сроков беременности; поэтому риск респираторного дистресссиндрома (РДС) увеличивается со степенью недоношенности. Другие факторы риска включают многоплодную беременность и сахарный диабет у матери. Риск снижается при гипотрофии плода, преэклампсии или эклампсии, гипертензии у матери, позднем разрыве плодных оболочек и приеме матерью глюкокортикоидов. Редкие причины включают врожденные дефекты сурфактанта, вызванные мутациями генов белка сурфактанта (БСВ и БСС) и АТФсвязывающего кассетного транспортера A3. Большему риску подвержены мальчики и белые.

Симптомы респираторного дистресс-синдрома

Клинические симптомы респираторного дистресс-синдрома включают быстрые, с одышкой и хрипами дыхательные движения, возникающие сразу после рождения ребенка или в течение нескольких часов после родов, с втяжением податливых мест грудной клетки и раздуванием крыльев носа. С прогрессированием ателектазов и дыхательной недостаточности проявления становятся более тяжелыми, появляются цианоз, заторможенность, нерегулярное дыхание и апноэ.

У детей с массой при рождении менее 1000 г могут быть настолько ригидные легкие, что они оказываются неспособны начать и/или поддерживать дыхание в родзале.

Осложнениями респираторного дистресс-синдрома являются внутрижелудочковое кровоизлияние, перивентрикулярное повреждение белого вещества мозга, напряженный пневмоторакс, бронхолегочная дисплазия, сепсис и смерть новорожденного. Внутричерепные осложнения связаны с гипоксемией, гиперкапнией, гипотензией, колебаниями АД и низкой перфузией головного мозга.

Диагностика респираторного дистресс-синдрома

Диагноз основывается на клинических проявлениях, включая определение факторов риска; газовом составе артериальной крови, демонстрирующем гипоксемию и гиперкапнию; и рентгенографии органов грудной клетки. На рентгенограмме органов грудной клетки видны диффузные ателектазы, классически описываемые как вид матового стекла с заметными воздушными бронхограммами; рентгенологическая картина тесно связана с тяжестью течения.

Дифференциальный диагноз проводят с пневмонией и сепсисом, вызванными стрептококком группы В, транзиторным тахипноэ новорожденных, персистирующей легочной гипертензией, аспирацией, отеком легких и врожденными легочно-сердечными аномалиями. Как правило, у пациентов необходимо взять посевы крови, ликвора и, возможно, аспирата из трахеи. Клинически поставить диагноз стрептококковой (группа В) пневмонии крайне сложно; поэтому обычно в ожидании результатов посевов начинают антибактериальную терапию.

Возможность развития респираторного дистресс-синдрома можно оценить пренатально с использованием тестов на зрелость легких, при проведении которых измеряют сурфактант, полученный при амниоцентезе или взятый из влагалища (если плодные оболочки уже разорвались). Эти тесты помогают определить оптимальное время для родов. Они показаны при отдельных родах до 39-й недели, если тоны сердца плода, уровни хорионического гонадотропина и УЗИ не могут подтвердить срок гестации, и при всех родах между 34-й и 36-й неделями. Риск развития респираторного дистресс-синдрома ниже, если отношение лецитин/сфингомиелин более 2, присутствует фосфатидил инозитол, индекс стабильности пены = 47 и/или отношение сурфактант/альбумин (измеренное методом флюоресцентной поляризации) более 55 мг/г.

Лечение респираторного дистресс-синдрома

Респираторный дистресс-синдром при лечении имеет благоприятный прогноз; летальность менее 10 %. При адекватной респираторной поддержке со временем начинается продукция сурфактанта, при этом респираторный дистресс-синдрома разрешается в течение 4-5 дней, однако тяжелая гипоксемия может привести к полиорганной недостаточности и смерти.

Специфическое лечение заключается во внутритрахеальном введении сурфактанта; при этом необходима интубация трахеи, что также может быть необходимо для достижения адекватной вентиляции и оксигенации. Менее недоношенным детям (более 1 кг), а также детям с более низкой потребностью в дотации кислорода (фракция О [Н ] во вдыхаемой смеси менее 40-50 %) может быть достаточно только поддержки 02

Терапия сурфактантом ускоряет выздоровление и снижает риск развития пневмоторакса, интерстициальной эмфиземы, внутрижелудочкового кровоизлияния, бронхолегочной дисплазии, а также госпитальной летальности в периоде новорожденности и в 1 год. В то же время младенцы, которые получали сурфактант по поводу респираторного дистресс-синдрома, подвержены более высокому риску развития апноэ недоношенных. Возможности по замещению сурфактанта включают берактант (жировой экстракт бычьих легких, дополненный протеинами В и С, кольфосцерила пальмитатом, пальмитиновой кислотой и трипальмитином) в дозе 100 мг/кг через 6 часов при необходимости до 4 доз; порактант альфа (модифицированный экстракт измельченных свиных легких, содержащий фосфолипиды, нейтральные жиры, жирные кислоты и протеины В и С) 200 мг/кг, затем до 2 доз в 100 мг/кг при необходимости через 12 часов; кальфактант (экстракт легких телят, содержащий фосфолипиды, нейтральные жиры, жирные кислоты и протеины В и С) 105 мг/кг через 12 часов до 3 доз при необходимости. Эластичность легких может быстро улучшиться после введения сурфактанта; чтобы уменьшить риск синдрома утечки воздуха из легких, может потребоваться быстро снизить пиковое давление на вдохе. Другие параметры ИВЛ (FiО2 частота) также может потребоваться снизить.

Как предотвратить респираторный дистресс-синдром?

Если роды должны произойти в сроке гестации 24-34 недели, назначение матери 2 доз бетаметазона 12 мг с перерывом 24 часа или 4 доз дексаметазона 6 мг внутривенно или внутримышечно через 12 часов как минимум за 48 часов до родов стимулирует образование сурфактанта у плода респираторный дистресс-синдром развивается реже или уменьшает его тяжесть.

Дыхательная функция является жизненно необходимой, поэтому при рождении она оценивается по шкале Апгар наряду с другими важными показателями. Проблемы с дыханием иногда приводят к серьезным осложнениям, в результате которых в определенных ситуациях приходится в полном смысле бороться за жизнь.

Одной из таких серьезных патологий является респираторный дистресс-синдром новорожденных - состояние, при котором развивается дыхательная недостаточность в первые часы или даже минуты после рождения. В большинстве случаев проблемы с дыханием возникают у недоношенных детей.

Существует такая закономерность: чем меньше гестационный срок (количество полных недель от зачатия до рождения) и вес новорожденного, тем большая вероятность развития респираторного дистресс-синдрома (РДС). Но почему так происходит?

Причины возникновения и механизм развития

Современная медицина на сегодняшний день считает, что главной причиной развития дыхательной недостаточности остается незрелость легких и пока еще несовершенная работа сурфактанта.

Может быть и так, что сурфактанта достаточно, но существует дефект в его строении (в норме он на 90% состоит из жиров, а остальное приходится на белки), отчего он не справляется со своим предназначением.

Увеличить риск развития РДС могут следующие факторы:

  • Глубокая недоношенность, особенно это касается детей, родившихся раньше 28-й недели.
  • Если беременность многоплодная. Риск существует для второго малыша из двойни и для второго и третьего из тройни.
  • Родоразрешение путем кесарева сечения.
  • Большие кровопотери в родах.
  • Тяжелые заболевания у матери, такие как сахарный диабет.
  • Внутриутробная гипоксия, асфиксия при родах, инфекции (внутриутробные и не только), такие как стрептококковая, способствующая развитию пневмонии, сепсис и т. д.
  • Аспирация мекониевыми массами (состояние, когда ребенок заглатывает околоплодные воды с меконием).

Важная роль сурфактанта

Сурфактант представляет собой смесь поверхностно-активных веществ, ложащуюся ровным слоем на легочные альвеолы. Он играет незаменимую роль в процессе дыхания, уменьшая поверхностное натяжение. Чтобы альвеолы слаженно работали и не спадались во время выдоха, им необходима смазка. В противном случае ребенку при каждом вдохе придется затрачивать много усилий на расправление легких.

Сурфактант жизненно необходим для поддержания нормального дыхания

Находясь в материнской утробе, малыш «дышит» через пуповину, но уже на 22-23-й неделе легкие начинают готовиться к полноценной работе: запускается процесс выработки сурфактанта, и говорят о так называемом созревании легких. Однако достаточно его вырабатывается лишь к 35-36 неделе беременности. Детки, рожденные раньше этого срока, попадают в группу риска по развитию РДСН.

Виды и распространенность

С респираторным дистрессом борются примерно у 6 % детей. РДС наблюдается приблизительно в 30-33% у недоношенных малышей, в 20-23% ‒ у родившихся позже срока и только в 4% случаев ‒ у доношенных.

Различают:

  • Первичный РДС - возникает у недоношенных на фоне дефицита сурфактанта.
  • Вторичный РДС - развивается вследствие наличия других патологий или присоединения инфекций.

Симптомы

Клиническая картина разворачивается непосредственно после родов, через несколько минут или часов. Все симптомы указывают на острую дыхательную недостаточность:

  • Тахиапноэ - дыхание с частотой выше 60 вдохов в минуту, с периодическими остановками.
  • Раздувание крыльев носа (вследствие пониженного аэродинамического сопротивления), а также втяжение межреберных промежутков и в целом грудной клетки при вдохе.
  • Синюшность кожных покровов, посинение носогубного треугольника.
  • Дыхание тяжелое, на выдохе слышны «хрюкающие» шумы.

Для оценки тяжести симптомов используют таблицы, например шкала Даунса:


При оценке до 3-х баллов говорят о легком расстройстве дыхания; если же баллов набирается > 6, то речь идет о тяжелом состоянии, требующем незамедлительных реанимационных мер

Диагностика

Респираторный дистресс-синдром у новорожденных - это, можно сказать, симптом. Чтобы лечение было эффективным, необходимо установить истинную причину подобного состояния. Вначале проверяют «версию» о возможной незрелости легких, нехватке сурфактанта, а также смотрят, есть ли врожденные инфекции. Если эти диагнозы не подтвердились, обследуют на наличие и других заболеваний.

Чтобы поставить правильный диагноз, учитывают следующую информацию:

  • Анамнез беременности и общего состояния матери. Обращают внимание на возраст роженицы, есть ли у нее хронические заболевания (в частности, диабет), инфекционные болезни, как протекала беременность, ее срок, результаты УЗИ и анализов во время вынашивания плода, какие лекарства мама принимала. Есть ли многоводие (или маловодие), какая беременность по счету, как протекали и закончились предыдущие.
  • Родовая деятельность была самостоятельная или путем кесарева сечения, предлежание плода, характеристика амниотической жидкости, время безводного промежутка, частота сердечных сокращений у ребенка, была ли у матери лихорадка, кровотечение, делали ли ей анестезию.
  • Состояние новорожденного. Оценивается степень недоношенности, состояние большого родничка, выслушиваются легкие и сердце, проводится оценка по шкале Апгар.

Также для диагностики используют следующие показатели:

  • Рентген легких, очень информативен. На снимке присутствуют затемнения, обычно они симметричные. Легкие уменьшены в объеме.
  • Определение коэффициента лецитина и сфингомиелина в околоплодных водах. Считается, что если он меньше 1, то очень велика вероятность развития РДС.
  • Измерение уровня насыщенного фосфатидилхолина и фосфатидилглицерина. Если их количество резко снижено или веществ нет вообще, существует большой риск развития РДС.

Лечение

Выбор терапевтических мероприятий будет зависеть от ситуации. Респираторный дистресс-синдром у новорожденных - это состояние, требующее проведения реанимационных мер, включающих обеспечение проходимости дыхательных путей и восстановаления нормального дыхания.

Сурфактантотерапия

Одним из эффективных методов лечения считается введение сурфактанта недоношенному ребенку в трахею в первый так называемый золотой час жизни. Например, используют препарат Куросурф, являющийся натуральным сурфактантом, полученным из легких свиньи.

Суть манипуляции заключается в следующем. Перед введением флакон с веществом нагревают до 37 градусов и переворачивают его вверх дном, стараясь не встряхивать. Данную суспензию набирают с помощью шприца с иглой и вводят в нижний отдел трахеи через интубационную трубку. После процедуры выполняется ручная вентиляция на протяжении 1-2 минут. При недостаточном эффекте или его отсутствии повторную дозу вводят спустя 6-12 часов.

Подобная терапия имеет неплохие результаты. Она повышает выживаемость новорожденных. Однако у процедуры есть противопоказания:

  • артериальная гипотония;
  • шоковое состояние;
  • отек легких;
  • легочное кровотечение;
  • пониженная температура;
  • декомпенсированный ацидоз.


Один из препаратов сурфактанта

В таких критических ситуациях прежде всего необходимо стабилизировать состояние младенца, а потом уже приступать к лечению. Стоит отметить, что наиболее эффективные результаты сурфактантотерапия дает в первые часы жизни. Еще один недостаток - дороговизна препарата.

CPAP-терапия

Это метод создания постоянного положительного давления в респираторных путях. Применяется при легких формах РДС, тогда, когда только развиваются первые признаки дыхательной недостаточности (ДН).

ИВЛ

Если CPAP-терапия оказывается неэффективной, ребенка переводят на ИВЛ (искусственное вентилирование легких). Некоторые показания к ИВЛ:

  • нарастающие приступы апноэ;
  • судорожный синдром;
  • оценка больше 5 баллов по Сильверману.

Необходимо учитывать, что применение ИВЛ в лечении детей неизбежно приводит к повреждению легких и таким осложнениям, как пневмонии. При проведении ИВЛ обязательно ведется мониторинг жизненных показателей и функционирования организма малыша.

Общие принципы терапии

  • Температурный режим. Чрезвычайно важно не допустить потери тепла у ребенка с РДС, поскольку охлаждение способствует уменьшению выработки сурфактанта и учащению приступов апноэ. Младенца после рождения заворачивают в теплую стерильную пеленку, промокают остатки околоплодных вод на коже и помещают его под лучистый источник тепла, после чего транспортируют в кувез. На голову обязательно нужно надеть шапочку, так как с данной части тела идут большие потери тепла и воды. При осмотре ребенка в кувезе следует избегать резких перепадов температур, поэтому осмотр должен быть максимально коротким, с минимальными прикосновениями.
  • Достаточная влажность в помещении. Ребенок теряет влагу через легкие и кожу, и, если он родился с маленькой массой (
  • Нормализация показателей газового состава крови. С этой целью используют кислородные маски, аппарат для ИВЛ и другие варианты поддержания дыхания.
  • Правильное кормление. При тяжелой форме РДС новорожденного в первые сутки «кормят» путем введения инфузионных растворов парентерально (например, раствора глюкозы). Объем вводится совсем небольшими порциями, поскольку при рождении наблюдается задержка жидкости. Грудное молоко или адаптированные молочные смеси включают в рацион питания, ориентируясь на состояние малыша: насколько развит у него сосательный рефлекс, есть ли длительные апноэ, срыгивания.
  • Гормонотерапия. Используют препараты глюкокортикоиды с целью ускорения созревания легких и выработки собственного сурфактанта. Однако на сегодняшний день от такой терапии отходят в виду многих побочных эффектов.
  • Антибиотикотерапия. Всем детям с РДС назначается курс антибактериальной терапии. Это связано с тем, что клиническая картина РДС очень похожа на симптомы при стрептококковой пневмонии, а также с использованием в лечении аппарата для ИВЛ, применение которого нередко сопровождается инфицированием.
  • Применение витаминов. Назначается витамин E для снижения риска развития ретинопатий (сосудистых нарушений в сетчатке глаза). Введение витамина А помогает избежать развитие некротизирующего энтероколита. Снизить риск возникновения бронхолегочных дисплазий помогает назначение рибоксина и инозитола.


Помещение ребенка в кувез и бережный уход за ним - один из основных принципов выхаживания недоношенных

Профилактика

Женщинам, у которых существует угроза прерывания беременности на 28-34 неделях, назначается гормонотерапия (обычно используют дексаметазон или бетаметазон по схеме). Также необходимо своевременное лечение имеющихся хронических и инфекционных заболеваний у беременной.

Если врачи предлагают лечь на сохранение, не стоит отказываться. Ведь увеличение срока беременности и недопущение преждевременных родов позволяет выиграть время и снизить риск возникновения респираторного дистресс-синдрома при рождении.

Прогноз

В большинстве случаев прогноз благоприятный, и ко 2-4 дню жизни наблюдается постепенное выздоровление. Однако роды на маленьких сроках гестации, рождение младенцев с массой тела меньше 1000 г, осложнения из-за сопутствующих патологий (энцефалопатии, сепсиса) делают прогноз менее радужным. При отсутствии своевременной медицинской помощи или наличии перечисленных факторов ребенок может погибнуть. Летальный исход составляет приблизительно 1%.

В виду этого беременной женщине следует ответственно относиться к вынашиванию и рождению ребенка, не пренебрегать обследованием, наблюдением в женской консультации и своевременно лечиться от инфекционных болезней.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт