Снятие свечей зажигания. Самостоятельная замена свечей зажигания

03.10.2018


Автомастер Сергей Рогачев рассказывает, как правильно менять и обслуживать свечи зажигания.

У некоторых читателей наверняка возникает вопрос: стоит ли рассказывать о таких простых вещах? Специально для таких "любознательных" мы заготовили встречный вопрос: "Знаете ли вы, что такое футорка?" Ага, задумались! Так вот, этим неблагозвучным словом называют резьбовую втулку, которую устанавливают в свечное отверстие головки блока цилиндров с целью восстановления резьбы, безнадежно испорченной в результате неграмотного монтажа свечи. Кстати, далеко не во всех случаях можно решить проблему таким способом, и тогда грядет неприятная процедура - замена головки блока. В сравнении с этим поломка изолятора, деформация корпуса или повреждение резьбы свечи, а также прочие "радости жизни", такие, как повреждение высоковольтных проводов, кажутся сущим пустяком. Вот к каким последствиям может привести самонадеянность, основанная на недостатке знаний.

Снятие и установка свечей

Д емонтаж и установка свечей производятся на холодном двигателе при выключенном зажигании. Основные этапы и приемы работы показаны на иллюстрациях. Следует иметь в виду, что двигатель, который мы используем в качестве объекта для демонстрации, достаточно удобен с точки зрения работы со свечами. Они все хорошо доступны, а свечные ниши не слишком глубоки. Зачастую ситуация бывает сложнее. Тогда для снятия и установки свечей могут потребоваться специальные инструменты: удлинители с карданными шарнирами, особо высокие свечные головки, клещи для снятия наконечников высоковольтных проводов. Автомеханикам, которым приходится регулярно обслуживать свечи, следует иметь в своем арсенале эти инструменты. Сняв свечи, разложите их в соответствии с номерами цилиндров и промаркируйте. В дальнейшем это поможет вам определить, как протекает рабочий процесс в каждом из цилиндров и выявить некоторые проблемы, если таковые существуют. Мы устанавливаем новые свечи. Те же процедуры следует провести и со свечами, бывшими в употреблении, если они работоспособны и еще послужат. Внимательно осмотрите резьбу, тепловой конус изолятора и электроды на предмет наличия механических повреждений и износа. Чтобы облегчить вворачивание свечи и предотвратить ее пригорание, можно нанести на резьбу слой графитовой смазки. Обратите внимание на то, что при наличии смазки изменяются рекомендуемые моменты затягивания. Современные свечи с никелированным корпусом в применении смазки не нуждаются, хотя это тот самый случай, когда кашу маслом не испортишь. Если при заворачивании свечи "от руки" она идет очень туго, необходимо поправить резьбу в свечном отверстии. Для этого используют специальные комплекты метчиков, которые можно приобрести в магазинах. Существует и "старый солдатский способ": можно взять старую свечу с неизношенной резьбой и проделать ножовкой или абразивом четыре продольных паза на ее резьбовой части, перпендикулярно ниткам резьбы. В результате получится своеобразный метчик, пригодный для исправления резьбы в свечном отверстии. После установки свечей проведите визуальный осмотр высоковольтных проводов и наденьте их в прежнем порядке. И в путь!
Моменты затяжки свечей (НМ)

Материал головки блока

размер резьбы чугун алюминиевый сплав
Свечи с плоским
уплотнением
М14х1.25 20-40 20-30
М18х1.5 3-45 20-35
Свечи с коническим
уплотнением
М14х1.25 15-25 10-20
М18х1.5 20-30 15-25
Обратите внимание на то, что рекомендуемые моменты затягивания
свечей различаются в зависимости от типа уплотнения (коническое
или плоское), материала головки блока цилиндров и диаметра
резьбы. Данные приведены для "сухих" резьбовых соединений. При
использовании смазки моменты следует уменьшить на 1/3

Техническое обслуживание

Т ехническое обслуживание свечей зажигания заключается в осмотре, очистке, регулировке зазора и проверке бесперебойности искрообразования. Заниматься этим следует через каждые 10 тыс. км пробега. Основными причинами, приводящими к выходу свечи из строя, являются: - нагарообразование на поверхности теплового конуса изолятора свечи; - образование между электродами электропроводного мостика, состоящего из неполностью сгоревших частиц топлива, масла, пыли, оседающих в искровом промежутке в форме еле различимого на глаз волоска, закорачивающего электроды; - увеличение зазора выше допустимого вследствие электроэрозионного износа поверхности электродов; - механические повреждения изолятора, электродов, корпуса свечи; - нарушение герметичности соединений свечи. При проверке свечи выворачиваются, проводится их визуальный осмотр. У нормально работающей свечи изолятор имеет светло-коричневый или сероватый оттенок. Если свеча чрезмерно загрязнены, следует их очистить. Удалить нагар можно несколькими способами: - очистить в бензине, используя медную или латунную щетку; - подвергнуть пескоструйной обработке в аппарате для очистки свечей; - нагреть загрязненные поверхности до температуры 700-800°С. Последним методом следует пользоваться осторожно, особенно если свеча герметизирована стеклосплавом. Ни в коем случае не нужно нагревать весь корпус свечи. Используя направленное пламя, нагревают только прилегающую к искровому зазору зону. После очистки свечи щупом проверяют величину зазора между электродами. При необходимости регулируют его, подгибая боковой электрод. Для этого можно использовать небольшую отвертку. Если зазор меньше необходимого, боковой электрод вначале отгибают, действуя отверткой как рычагом. Допускается упирать отвертку в корпус свечи, но ни в коем случае не в центральный электрод или изолятор. Затем зазор понемногу уменьшают, подбивая боковой электрод и периодически контролируя процесс щупом. Следует также проверить центровку бокового электрода относительно центрального и при ее нарушении подогнуть боковой электрод пассатижами. Затем свечи проверяют на бесперебойность искрообразования, что позволяет выявить скрытые дефекты, не обнаруженные при внешнем осмотре. В условиях мастерской это делают при помощи специального прибора для проверки свечей зажигания. Автолюбителям можно порекомендовать приобрести недорогой пьезоэлектрический тестер. При отсутствии тестера проверить свечу на искрообразование можно следующим способом. На вывернутую из двигателя свечу надеть высоковольтный провод, соединенный с системой зажигания. Взяв свечу пассатижами с изолированными рукоятками, надежно соединить ее корпус с корпусом автомобиля (можно с минусовой клеммой аккумулятора). Кратковременно провернув двигатель стартером, визуально проконтролировать появление искры в искровом промежутке. При этом соблюдайте меры предосторожности: из открытого свечного отверстия будет выбивать топливную смесь! Необходимо учесть лишь то, что в этом случае проверка производится не при реальном давлении, поэтому нельзя дать полную гарантию исправности свечи. Своевременное выполнение этих мероприятий обеспечит длительную надежную работу свечей. Чувствуете, сколь грамотно мы с вами организовали процесс познания? В соответствии с указаниями классиков движемся от теории к практике. "А что же дальше?" - спросите вы. А дальше - секрет. Но имейте в виду, что процесс познания бесконечен.
  1. Свинтите со свечи высоковольтный провод. Взявшись рукой за наконечник, вытягивайте его, в то же время покручивая из стороны в сторону. Ни в коем случае не тяните за провод! Это может привести к его повреждению.
  2. Если вы решили менять свечи не по одной, а все сразу, не забудьте промаркировать любым удобным способом высоковольтные провода. Это позволит избежать ошибок в определении порядка зажигания.
  3. При выворачивании свечи грязь, скопившаяся в свечной нише, может попасть в резьбовое соединение или в камеру сгорания. Удалите ее струей сжатого воздуха. Можно воспользоваться велосипедным насосом или кистью.
  4. Для работы со свечами используйте только специальный свечной ключ. Накидная головка ключа, как правило, имеет увеличенную длину, углубление или сквозное отверстие под головку свечи и резиновую втулку для исключения повреждения изолятора. Аккуратно накиньте на шестигранник свечной ключ и ослабьте резьбу.
  5. Если дальнейшее отворачивание свечи происходит с большим усилием, и есть опасность "закусывания" резьбы, можно смочить резьбу каплей керосина или другой смазывающей жидкости, добиваясь легкого проворачивания "от руки", после чего окончательно вывернуть свечу.
  6. Перед установкой новой свечи внимательно осмотрите ее на предмет наличия каких-либо дефектов. Проверьте, имеет ли уплотнительное кольцо (для свечей с плоским коническим уплотнением). Свечи с коническим уплотнением кольца не имеют, наверните контактную гайку, сориентировав ее заходным конусом "от свечи".
  7. Проверьте величину искрового зазора и при необходимости отрегулируйте его. Производители свечей рекомендуют пользоваться специальными проволочными щупами. Если их нет под рукой, измерьте зазор при помощи плоского щупа, который должен плотно, с легким усилием входить между центральным и боковым электродом.
  8. Вставьте свечу в отверстие и поймайте "заход" резьбы. Не торопитесь, чтобы не повредить резьбу. Если свечи расположены так, что наживить их рукой не удается, можно воспользоваться куском резинового шланга подходящего диаметра, натянув его на изолятор свечи и пользуясь им как удлинителем. Заверните свечу до упора "от руки".
  9. При затягивании свечей используют динамометрический ключ. Рекомендуемые моменты затяжки приведены в таблице. Если динамометрического ключа нет, пользуйтесь правилом: после заворачивания "от руки" новые свечи с плоским уплотнением дотыгивают на 90° (бывшие в употреблении - на 30°), с коническим уплотнением - на 15°.

Многих автомобилистов интересует вопрос «Как менять свечи зажигания? » и всё, что связано с этим – технология замены, какие свечи нужно менять и когда это нужно делать, какие свечи нужно приобретать взамен испортившихся и тому подобные вопросы.

Интерес к этой проблеме понятен: свечи зажигания являются одним из важнейших компонентов двигателя, отвечая за создание искры, с помощью которой воспламеняется топливно-воздушная смесь и отводя ненужное тепло из камеры сгорания, препятствуя таким образом возникновению слишком сильного возгорания.

В данной статье мы рассмотрим все этапы замены свечей, а также причины, по которым свечи следует заменять, и расскажем о наиболее надёжных свечах.

Инструменты, необходимые для работы


Решение вопроса «Как менять свечи зажигания?» не требует особых навыков ремонта и технической смекалки – весь процесс осуществляется ровно в два этапа.

При выполнении работы понадобится совсем немного инструментов: торцевого ключа, карданного шарнира (применяется для получения доступа к свечам, расположенным в удалённых от поверхности двигателя местах) и специальных свечных головок, которые бывают двух видов (на 16 мм и на 21 мм , перед покупкой таких головок нужно узнать, какие головки для свеч подходят для вашего автомобиля).



Снятие свеч с двигателя


Первым этапом работ по замене данного типа запчастей является снятие отработавших своё свеч зажигания с силового агрегата. Стоит отметить, что свечи зажигания сегодняшнего дня имеют достаточно большой ресурс (50.000-60.000 км. пробега), и менять их раньше нет никакой необходимости (кроме случаев выхода строя в результате аварии ).

Также необходимо помнить, что во избежание подключения проводов не к той свече, к которой нужно, необходимо доводить работу с одной свечой до конца, и только потом переходить к снятию следующей свечи. Сам процесс снятия свечей с двигателя довольно прост и состоит из следующих этапов:

  • Очищение места съёма . Для предотвращения забивания грязью стенок цилиндров двигателя перед стартом работы необходимо обработать место съёма свечей сжатым воздухом (или, если такой возможности нет, протереть поверхности цилиндров ветошью со спиртом);
  • Отсоединение провода . Чтобы снять свечу с двигателя, необходимо найти провод, подключённый именно к той свече, которая подлежит к съёму в первую очередь, и потянуть за его колпачок (тянуть за сам провод нельзя, так как при этом можно его повредить);
  • Снятие свечи . После отсоединения провода, который был соединён со свечой, можно приступать непосредственно к снятию данной запчасти. Для снятия понадобится торцевой ключ, которым необходимо открутить свечу, вращая ключ против направления движения часовой стрелки (если ключ вращается плохо, можно попробовать воспользоваться карданным шарниром, чтобы изменить угол, под которым откручивается запчасть, если же и это не помогает, лучше обратиться в сервис – автомеханики обладают гораздо более разнообразным набором для откручивания неподдающихся свечей);
  • После завершения снятия свеч необходимо проверить состояние резьбы и при необходимости протереть её ветошью.


Установка


Установка новых свечей также проста и понятна даже неискушённому в делах ремонта машин автолюбителю.

Закручивание свечи . Перед началом на неё необходимо нанести антизадирное средство – в результате такой обработки свеча будет лучше вкручиваться в гнездо. Чтобы закрутить свечу, необходимо взять саму запчасть, вставить её в гнездо и несильно провернуть свечу против часовой стрелки, а затем начать закручивать деталь по направлению часовой стрелки.

Важно, чтобы свеча сидела в гнезде достаточно плотно (затянуть её можно ), но ни в коем случае нельзя допускать чрезмерной затяжки свечи.

Установка колпачка . Чтобы свеча была защищена от воздействия внешних факторов, на неё необходимо надеть колпачок. Если колпачок,идущий в комплекте поставки со свечой, изготовлен из пластика, установить его будет легко – достаточно просто вести колпачок вниз до щелчка.

Если колпачок выполнен из резины, то его установка несколько сложнее – перед установкой колпачка такого типа необходимо обработать внутреннюю плоскость детали специальной смазкой, не проводящей электричество.

Опытный автолюбитель знает, что своевременная замена свечей зажигания избавит его от множества серьезных проблем. Эту процедуру нельзя откладывать на потом. Такая беспечность может грозить ускоренным износом других комплектующих бензинового мотора и приводить к необходимости проведения дорогостоящего капитального ремонта ДВС.

Признаки износа

Большинство производителей, прописывая в инструкции рекомендуемый интервал замены свечей зажигания, не учитывают условия эксплуатации на просторах России, а потому четко придерживаться схемы, предложенной заводом – изготовителем не всегда целесообразно. Потеря ресурса этой важной детали одной из систем двигателя в реальности происходит гораздо раньше. Чтобы не упустить момент нужно научиться вовремя, реагировать на сигналы, подаваемые самой машиной.

О том, что настала пора установить на место старых элементов, отвечающих за искрообразование, новые, скажут следующие признаки:

  1. Повышенный расход топлива . Наряду с этим явлением могут появиться и другие, а именно потеря динамики, падение мощности ДВС.
  2. Сбои в работе двигателя . Водителем явно ощущаются подергивания, вибрация или на холостых оборотах, или во время движения. Мотор может троить и не заводиться с первой попытки.
  3. Увеличение количества отработавших газов , изменение их цвета и плотности. В большинстве случаев у владельцев машины, по истечении гарантированного периода службы свечей (а чаще раньше) создается впечатление, что из выхлопной трубы его машины валит густой черный дым.
  4. Явные дефекты . Для того, что определить, не подошел ли срок замены свечей зажигания, можно воспользоваться органами чувств. Визуальный осмотр поможет прояснить ситуацию. Свеча, покрытая нагаром (белым или черным), мокрая, с признаками повреждений (трещинами, расслоениями на керамическом изоляторе или металлическом корпусе) должна быть заменена в ближайшее время.

Правильный выбор

Контролировать периодичность замены свечей зажигания – это только часть дела. Не менее важен и правильный выбор товара этой категории.

Основная классификация подразумевает разделение по двум параметрам, а именно:

  1. Конструктивные особенности . Речь идет о количестве электродов, предусмотренных устройством детали. Выделяют свечи:
    — двухэлектродные (классический подход, при котором искра, воспламеняющая топливо – воздушную смесь возникает между двумя электродами: боковым и центральным);
    — многоэлектродные (более инновационная схема, предусматривающая наличие нескольких боковых электродов, обеспечивающих более стабильное искрообразование, стоимость таких изделий выше, но и служат они дольше).
  2. Применяемые материалы . Важен металл, который был использован для изготовления наконечника электродов. Есть три варианта:
    — медь или никель хромовый сплав (такие детали выигрывают у остальных типов только в ценах, стоят они порядка 100 рублей и «ходят» соответственно);
    — платина (более совершенная версия, позволяющая увеличить интервал между заменами до 50 тыс. км. пробега);
    — иридий (что может дать замена классических свечей иридиевыми, как минимум, 100 тыс. км. пробега без проблем и улучшенные характеристики мотора).

Все остальные параметры, касающиеся подбора свечей зажигания по автомобилю (калильное число, величина зазоров и прочее), указаны в технической документации от завода — изготовителя. Их нужно придерживаться строго.

Алгоритм действий, при замене


Автолюбители часто задаются вопросом, как заменить свечи зажигания. Прибегнуть к помощи профессионалов или воспользоваться собственными навыками и умениями. Если учесть, сколько стоит данная услуга в автосервисе, то решение о ремонте своими руками покажется более привлекательным. Тем более что данная процедура – это одна из простейших операций по обслуживанию автомобиля. Весь процесс условно можно разделить на три этапа:

  1. Подготовка . Перед тем, как поменять свечи зажигания нужно обязательно отсоединить высоковольтные провода, а также предварительно очистить рабочую зону. Счистить пыль, грязь, следы работы двигателя (грязевые масляные наросты). Сделать это можно при помощи подручных средств (щетки, компрессора высокого давления, тряпки, смоченной в спирте).
  2. Снятие . Старые детали выкручивают при помощи специальной насадки (головки под свечу) или свечного ключа, по направлению «против часовой стрелки». Как правило, это действие не требует особых усилий. Если же свеча «прилипла», то можно воспользоваться смазкой «WD – 40». Чрезмерная физическая сила здесь не уместна, она может привести к повреждению резьбы.
  3. Установка . Первое, что нужно сделать – это проверить зазоры (обычно на новых изделиях они уже выставлены, но сравнить их со снятым образцом или с параметрами, указанными в прилагаемой к авто технической документации, не помешает). Второе, нанести смазку на резьбовую часть и аккуратно закрутить свечу (сначала руками, затем ключом, но не слишком туго).

Для того чтобы избежать неприятностей в работе бензинового двигателя и сэкономить на его ремонте, автолюбителю стоит запомнить три совета специалистов, касающихся следующих моментов:

  1. Периодичность . В российских реалиях элементы системы зажигания, о которых идет речь, желательно менять каждые 35 тыс. км , в переводе на временной период, как минимум, дважды в год. Своевременная диагностика системы зажигания, проведенная в преддверии межсезонья (весны или осени) позволит исключить возможность перерастания незначительной неисправности (износа свечи) в серьезную проблему (утрату двигателем своих эксплуатационных свойств, вернуть которые под силу только капитальному ремонту ДВС).
  2. Гарантированное качество . Предпочтение нужно отдавать оригинальным деталям проверенных производителей. Отличные результаты показывают свечи зажигания NGK, Bosch, Brisk, DENCO, Champion. Их стоимость может показаться несколько высокой, но она вполне оправдана. Выбор в пользу изделий, выпущенных под брендом этих мировых марок, на все 100 % отрабатывают потраченные на их покупку деньги. Их дешевые аналоги не характеризуются ни долгим сроком службы, ни улучшением технических характеристик мотора.
  3. Простое решение . Перед тем, как предпринять самостоятельную попытку монтажа новых деталей на автомобиль желательно более подробно ознакомиться с тонкостями и нюансами процесса. Найти нужные сведения

В первом материале « » мы узнали о видах свечей, правилах их выбора и особенностях эксплуатации. Сегодня мы поведаем о том, в какие сроки нужно менять свечи и как это сделать своими руками.

Срок замены свечей зажигания указан в руководстве по эксплуатации автомобиля. Надо помнить, что производитель, рекомендуя сменить свечи, допустим, через 50 000 км, не учитывает особенностей, при которых работает двигатель автомобиля (климатические условия, низкое качество топлива и так далее). Поэтому важно периодически проверять состояние свечей и следить за работой двигателя. Если на свечах образовался заметный нагар, а — их следует как можно быстрее заменить.

Для самостоятельно замены свечей понадобятся свечной ключ с головками нужного диаметра, чистая ветошь, перчатки, карданный переходник для гаечного ключа (если свечи в двигателе установлены в труднодоступном месте) и сами свечи.


Для тех, кто умеет самостоятельно выставлять нужный зазор свечи, пригодится специальный инструмент с градуировкой, при помощи которого можно измерить величину зазора и выставить определенный параметр. Вооружившись этими инструментами, заглушив мотор и дав ему остынуть, приступаем:

  • Открываем капот, снимаем с мотора защитный кожух. Сверившись с инструкцией по эксплуатации, определяем местонахождение свечей. У двигателей современных авто свечи расположены в труднодоступных местах, и заменить их можно, разобрав чуть ли не полдвигателя. Если не уверены, что сможете сами извлечь старые свечи и заменить их новыми – обратитесь на СТО;


  • Осторожно снимаем со свечей колпаки с высоковольтными проводами, взявшись непосредственно за колпачок (за провода тянуть нельзя, чтобы не оборвать их). Важно запомнить последовательнос ть снятия свечных колпаков, чтобы при монтаже новых свечей не перепутать их местами. Для этого можно использовать цветной скотч, на котором маркером сделать соответствующие пометки;


  • Выкручиваем старые свечи – предварительно на один оборот, продуваем их гнезда при помощи насоса, протираем ветошью для удаления пыли и следов нагара, затем извлекаем свечи из гнезд;


  • По необходимости, выставляем рекомендуемый для вашего мотора зазор между боковым и центральным электродами, предварительно замерив его величину при помощи специнструмента с градуировкой. Большинство современных свечей зажигания изготавливаются с фиксированным зазором, который выставлен под определенный двигатель. Именно поэтому производитель рекомендует приобретать «свои» свечи для каждой модели авто;


слева — старая свеча, справа — новая

  • Смазываем резьбу новых свечей графитовой или медной смазкой. Это нужно, чтобы не допустить химической реакции между разнородными металлами гнезда и самой свечи, которая может вызвать окисление поверхностей, что впоследствии затруднит выкручивание отработавших свой ресурс свечек;
  • Вкручиваем новые свечи в гнезда в установленной заранее последовательнос ти, надеваем на них свечные колпачки с высоковольтными проводами, устанавливаем на место кожух двигателя.


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт