Снятие свечей зажигания. Самостоятельная замена свечей зажигания
Автомастер Сергей Рогачев рассказывает, как правильно
менять и обслуживать свечи зажигания.
Снятие и установка свечей
Техническое обслуживание
Моменты затяжки свечей (НМ)
Материал головки блока
размер резьбы
чугун
алюминиевый сплав
Свечи с плоским
уплотнением
М14х1.25
20-40
20-30
М18х1.5
3-45
20-35
Свечи с коническим
уплотнением
М14х1.25
15-25
10-20
М18х1.5
20-30
15-25
Обратите внимание на то, что рекомендуемые моменты затягивания
свечей различаются в зависимости от типа уплотнения (коническое
или плоское), материала головки блока цилиндров и диаметра
резьбы. Данные приведены для "сухих" резьбовых соединений. При
использовании смазки моменты следует уменьшить на 1/3
Многих автомобилистов интересует вопрос «Как менять свечи зажигания? » и всё, что связано с этим – технология замены, какие свечи нужно менять и когда это нужно делать, какие свечи нужно приобретать взамен испортившихся и тому подобные вопросы.
Интерес к этой проблеме понятен: свечи зажигания являются одним из важнейших компонентов двигателя, отвечая за создание искры, с помощью которой воспламеняется топливно-воздушная смесь и отводя ненужное тепло из камеры сгорания, препятствуя таким образом возникновению слишком сильного возгорания.
В данной статье мы рассмотрим все этапы замены свечей, а также причины, по которым свечи следует заменять, и расскажем о наиболее надёжных свечах.
Инструменты, необходимые для работы
Решение вопроса «Как менять свечи зажигания?» не требует особых навыков ремонта и технической смекалки – весь процесс осуществляется ровно в два этапа.
При выполнении работы понадобится совсем немного инструментов: торцевого ключа, карданного шарнира (применяется для получения доступа к свечам, расположенным в удалённых от поверхности двигателя местах) и специальных свечных головок, которые бывают двух видов (на 16 мм и на 21 мм , перед покупкой таких головок нужно узнать, какие головки для свеч подходят для вашего автомобиля).
Снятие свеч с двигателя
Первым этапом работ по замене данного типа запчастей является снятие отработавших своё свеч зажигания с силового агрегата. Стоит отметить, что свечи зажигания сегодняшнего дня имеют достаточно большой ресурс (50.000-60.000 км. пробега), и менять их раньше нет никакой необходимости (кроме случаев выхода строя в результате аварии ).
Также необходимо помнить, что во избежание подключения проводов не к той свече, к которой нужно, необходимо доводить работу с одной свечой до конца, и только потом переходить к снятию следующей свечи. Сам процесс снятия свечей с двигателя довольно прост и состоит из следующих этапов:
- Очищение места съёма . Для предотвращения забивания грязью стенок цилиндров двигателя перед стартом работы необходимо обработать место съёма свечей сжатым воздухом (или, если такой возможности нет, протереть поверхности цилиндров ветошью со спиртом);
- Отсоединение провода . Чтобы снять свечу с двигателя, необходимо найти провод, подключённый именно к той свече, которая подлежит к съёму в первую очередь, и потянуть за его колпачок (тянуть за сам провод нельзя, так как при этом можно его повредить);
- Снятие свечи . После отсоединения провода, который был соединён со свечой, можно приступать непосредственно к снятию данной запчасти. Для снятия понадобится торцевой ключ, которым необходимо открутить свечу, вращая ключ против направления движения часовой стрелки (если ключ вращается плохо, можно попробовать воспользоваться карданным шарниром, чтобы изменить угол, под которым откручивается запчасть, если же и это не помогает, лучше обратиться в сервис – автомеханики обладают гораздо более разнообразным набором для откручивания неподдающихся свечей);
- После завершения снятия свеч необходимо проверить состояние резьбы и при необходимости протереть её ветошью.
Установка
Установка новых свечей также проста и понятна даже неискушённому в делах ремонта машин автолюбителю.
Закручивание свечи . Перед началом на неё необходимо нанести антизадирное средство – в результате такой обработки свеча будет лучше вкручиваться в гнездо. Чтобы закрутить свечу, необходимо взять саму запчасть, вставить её в гнездо и несильно провернуть свечу против часовой стрелки, а затем начать закручивать деталь по направлению часовой стрелки.
Важно, чтобы свеча сидела в гнезде достаточно плотно (затянуть её можно ), но ни в коем случае нельзя допускать чрезмерной затяжки свечи.
Установка колпачка . Чтобы свеча была защищена от воздействия внешних факторов, на неё необходимо надеть колпачок. Если колпачок,идущий в комплекте поставки со свечой, изготовлен из пластика, установить его будет легко – достаточно просто вести колпачок вниз до щелчка.
Если колпачок выполнен из резины, то его установка несколько сложнее – перед установкой колпачка такого типа необходимо обработать внутреннюю плоскость детали специальной смазкой, не проводящей электричество.
Опытный автолюбитель знает, что своевременная замена свечей зажигания избавит его от множества серьезных проблем. Эту процедуру нельзя откладывать на потом. Такая беспечность может грозить ускоренным износом других комплектующих бензинового мотора и приводить к необходимости проведения дорогостоящего капитального ремонта ДВС.
Признаки износа
Большинство производителей, прописывая в инструкции рекомендуемый интервал замены свечей зажигания, не учитывают условия эксплуатации на просторах России, а потому четко придерживаться схемы, предложенной заводом – изготовителем не всегда целесообразно. Потеря ресурса этой важной детали одной из систем двигателя в реальности происходит гораздо раньше. Чтобы не упустить момент нужно научиться вовремя, реагировать на сигналы, подаваемые самой машиной.
О том, что настала пора установить на место старых элементов, отвечающих за искрообразование, новые, скажут следующие признаки:
- Повышенный расход топлива . Наряду с этим явлением могут появиться и другие, а именно потеря динамики, падение мощности ДВС.
- Сбои в работе двигателя . Водителем явно ощущаются подергивания, вибрация или на холостых оборотах, или во время движения. Мотор может троить и не заводиться с первой попытки.
- Увеличение количества отработавших газов , изменение их цвета и плотности. В большинстве случаев у владельцев машины, по истечении гарантированного периода службы свечей (а чаще раньше) создается впечатление, что из выхлопной трубы его машины валит густой черный дым.
- Явные дефекты . Для того, что определить, не подошел ли срок замены свечей зажигания, можно воспользоваться органами чувств. Визуальный осмотр поможет прояснить ситуацию. Свеча, покрытая нагаром (белым или черным), мокрая, с признаками повреждений (трещинами, расслоениями на керамическом изоляторе или металлическом корпусе) должна быть заменена в ближайшее время.
Правильный выбор
Контролировать периодичность замены свечей зажигания – это только часть дела. Не менее важен и правильный выбор товара этой категории.
Основная классификация подразумевает разделение по двум параметрам, а именно:
- Конструктивные особенности
. Речь идет о количестве электродов, предусмотренных устройством детали. Выделяют свечи:
— двухэлектродные (классический подход, при котором искра, воспламеняющая топливо – воздушную смесь возникает между двумя электродами: боковым и центральным);
— многоэлектродные (более инновационная схема, предусматривающая наличие нескольких боковых электродов, обеспечивающих более стабильное искрообразование, стоимость таких изделий выше, но и служат они дольше). - Применяемые материалы
. Важен металл, который был использован для изготовления наконечника электродов. Есть три варианта:
— медь или никель хромовый сплав (такие детали выигрывают у остальных типов только в ценах, стоят они порядка 100 рублей и «ходят» соответственно);
— платина (более совершенная версия, позволяющая увеличить интервал между заменами до 50 тыс. км. пробега);
— иридий (что может дать замена классических свечей иридиевыми, как минимум, 100 тыс. км. пробега без проблем и улучшенные характеристики мотора).
Все остальные параметры, касающиеся подбора свечей зажигания по автомобилю (калильное число, величина зазоров и прочее), указаны в технической документации от завода — изготовителя. Их нужно придерживаться строго.
Алгоритм действий, при замене
Автолюбители часто задаются вопросом, как заменить свечи зажигания. Прибегнуть к помощи профессионалов или воспользоваться собственными навыками и умениями. Если учесть, сколько стоит данная услуга в автосервисе, то решение о ремонте своими руками покажется более привлекательным. Тем более что данная процедура – это одна из простейших операций по обслуживанию автомобиля. Весь процесс условно можно разделить на три этапа:
- Подготовка . Перед тем, как поменять свечи зажигания нужно обязательно отсоединить высоковольтные провода, а также предварительно очистить рабочую зону. Счистить пыль, грязь, следы работы двигателя (грязевые масляные наросты). Сделать это можно при помощи подручных средств (щетки, компрессора высокого давления, тряпки, смоченной в спирте).
- Снятие . Старые детали выкручивают при помощи специальной насадки (головки под свечу) или свечного ключа, по направлению «против часовой стрелки». Как правило, это действие не требует особых усилий. Если же свеча «прилипла», то можно воспользоваться смазкой «WD – 40». Чрезмерная физическая сила здесь не уместна, она может привести к повреждению резьбы.
- Установка . Первое, что нужно сделать – это проверить зазоры (обычно на новых изделиях они уже выставлены, но сравнить их со снятым образцом или с параметрами, указанными в прилагаемой к авто технической документации, не помешает). Второе, нанести смазку на резьбовую часть и аккуратно закрутить свечу (сначала руками, затем ключом, но не слишком туго).
Для того чтобы избежать неприятностей в работе бензинового двигателя и сэкономить на его ремонте, автолюбителю стоит запомнить три совета специалистов, касающихся следующих моментов:
- Периодичность . В российских реалиях элементы системы зажигания, о которых идет речь, желательно менять каждые 35 тыс. км , в переводе на временной период, как минимум, дважды в год. Своевременная диагностика системы зажигания, проведенная в преддверии межсезонья (весны или осени) позволит исключить возможность перерастания незначительной неисправности (износа свечи) в серьезную проблему (утрату двигателем своих эксплуатационных свойств, вернуть которые под силу только капитальному ремонту ДВС).
- Гарантированное качество . Предпочтение нужно отдавать оригинальным деталям проверенных производителей. Отличные результаты показывают свечи зажигания NGK, Bosch, Brisk, DENCO, Champion. Их стоимость может показаться несколько высокой, но она вполне оправдана. Выбор в пользу изделий, выпущенных под брендом этих мировых марок, на все 100 % отрабатывают потраченные на их покупку деньги. Их дешевые аналоги не характеризуются ни долгим сроком службы, ни улучшением технических характеристик мотора.
- Простое решение . Перед тем, как предпринять самостоятельную попытку монтажа новых деталей на автомобиль желательно более подробно ознакомиться с тонкостями и нюансами процесса. Найти нужные сведения
В первом материале « » мы узнали о видах свечей, правилах их выбора и особенностях эксплуатации. Сегодня мы поведаем о том, в какие сроки нужно менять свечи и как это сделать своими руками.
Срок замены свечей зажигания указан в руководстве по эксплуатации автомобиля. Надо помнить, что производитель, рекомендуя сменить свечи, допустим, через 50 000 км, не учитывает особенностей, при которых работает двигатель автомобиля (климатические условия, низкое качество топлива и так далее). Поэтому важно периодически проверять состояние свечей и следить за работой двигателя. Если на свечах образовался заметный нагар, а — их следует как можно быстрее заменить.
Для самостоятельно замены свечей понадобятся свечной ключ с головками нужного диаметра, чистая ветошь, перчатки, карданный переходник для гаечного ключа (если свечи в двигателе установлены в труднодоступном месте) и сами свечи.
Для тех, кто умеет самостоятельно выставлять нужный зазор свечи, пригодится специальный инструмент с градуировкой, при помощи которого можно измерить величину зазора и выставить определенный параметр. Вооружившись этими инструментами, заглушив мотор и дав ему остынуть, приступаем:
- Открываем капот, снимаем с мотора защитный кожух. Сверившись с инструкцией по эксплуатации, определяем местонахождение свечей. У двигателей современных авто свечи расположены в труднодоступных местах, и заменить их можно, разобрав чуть ли не полдвигателя. Если не уверены, что сможете сами извлечь старые свечи и заменить их новыми – обратитесь на СТО;
- Осторожно снимаем со свечей колпаки с высоковольтными проводами, взявшись непосредственно за колпачок (за провода тянуть нельзя, чтобы не оборвать их). Важно запомнить последовательнос ть снятия свечных колпаков, чтобы при монтаже новых свечей не перепутать их местами. Для этого можно использовать цветной скотч, на котором маркером сделать соответствующие пометки;
- Выкручиваем старые свечи – предварительно на один оборот, продуваем их гнезда при помощи насоса, протираем ветошью для удаления пыли и следов нагара, затем извлекаем свечи из гнезд;
- По необходимости, выставляем рекомендуемый для вашего мотора зазор между боковым и центральным электродами, предварительно замерив его величину при помощи специнструмента с градуировкой. Большинство современных свечей зажигания изготавливаются с фиксированным зазором, который выставлен под определенный двигатель. Именно поэтому производитель рекомендует приобретать «свои» свечи для каждой модели авто;
слева — старая свеча, справа — новая
- Смазываем резьбу новых свечей графитовой или медной смазкой. Это нужно, чтобы не допустить химической реакции между разнородными металлами гнезда и самой свечи, которая может вызвать окисление поверхностей, что впоследствии затруднит выкручивание отработавших свой ресурс свечек;
- Вкручиваем новые свечи в гнезда в установленной заранее последовательнос ти, надеваем на них свечные колпачки с высоковольтными проводами, устанавливаем на место кожух двигателя.