Результат внедрения здоровьесберегающих технологий в доу. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в доу. Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

17.01.2024

Одна из главных задач дошкольного учреждения - предоставление условий, которые будут гарантировать формирование и укрепление здоровья детей. Здоровье является актуальной проблемой всех времен и народов, а сегодня она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни давно подтверждена статистикой.

Отечественные и иностранные ученые установили, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от системы здравоохранения, на 50% - от образа жизни. Воспитывать и развивать уважительное отношение к своему здоровью нужно уже в раннем детстве. Специалисты считают, что 75% болезней человека закладываются в дошкольном возрасте. И сегодня именно педагоги могут сделать для здоровья детей не меньше, чем врачи.

Воспитатель должен знать и уметь использовать психолого-педагогические технологии, которые будут помогать ему работать так, чтобы во время занятий не наносить ущерба здоровью воспитанникам. Образовательная среда должна соответствовать требованиям здоровьесбережения и здоровьеукрепления.

В понятие "здоровьесберегающие технологии" входят направления деятельности ДОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии - это:

Условия обучения ребенка (адекватность требований и методик обучения и воспитания, отсутствие стресса);

Рациональная организация учебного процесса (согласно половым, возрастным особенностям и гигиеническим требованиям);

Соответствие нагрузки физической и умственной возрастным возможностям дошкольников;

Достаточный, необходимый и рациональный двигательный режим.

Целью технологий здоровьесбережения является обеспечение высокого уровня здоровья детей и воспитание культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни, валеологической компетентности, которая позволит ребенку решать самостоятельно и эффективно задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказывать медицинскую и психологическую самопомощь.

Что такое здоровье детей?

Выделяют следующие составные компоненты здоровья:

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек способен реализовать свой потенциал, может справляться со стрессами в жизни, плодотворно и эффективно работать, вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Социальное здоровье - это система ценностей, мотивов поведения и установок к социальной среде.

Физическое здоровье - текущее состояние функциональных возможностей систем и органов организма.

Одной из важнейших составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Это необходимое условие для полноценной деятельности и развития человека на протяжении всей жизни.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой строится работа педагогов, определенных условий ДОУ, профкомпетентности воспитателей, показателей заболеваемости детей.

Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в ДОУ

В дошкольном учреждении классификация технологий здоровьесбережения определяется по доминированию целей и задач, ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педпроцесса в учреждении.

На основании этого выделяют виды технологий здоровьесбережения:

Медико-профилактические технологии, гарантирующие сохранение и приумножение здоровья дошкольников под руководством медперсонала ДОУ согласно существующим медицинским нормам и требованиям, с применением медицинских средств (создание рекомендаций по оптимизации здоровья детей, мониторинг здоровья дошкольников; контроль питания в детском саду, физического развития, закаливания воспитанников; организация профилактических мероприятий в ДОУ; организация контроля и помощь в соблюдении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).

Физкультурно-оздоровительные технологии, которые нацелены на укрепление здоровья и физическое развитие дошкольника: развитие двигательной активности, физических качеств, становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, закаливание, самомассаж и массаж, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, оздоровительные процедуры в воде (бассейн), на тренажерах, воспитание привычки к физической активности каждый день и заботе о здоровье. Эти технологии реализует в основном педагог по физическому воспитанию, воспитатели с помощью специальных форм оздоровительной работы.

Технологи обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, которые обеспечивают социальное и психическое здоровье дошкольника. Главная данных технологий - гарантия эмоциональной комфортности и положительного психологического самочувствия ребенка в ходе общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном учреждении, в семье, обеспечение эмоционального и социального благополучия дошкольника. Осуществлением этих технологий занимается психолог путем организации встреч с детьми, воспитатель и специалисты дошкольного образования в педагогическом процессе. К данному типу технологий относятся технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в педагогическом процессе.

Технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов ДОУ, нацеленные на развитие культуры и здоровья педагогов детского сада, культуры их профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Главный показатель, отличающий здоровьесберегающие технологии - это регулярная диагностика состояния детей и наблюдение параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что дает возможность делать выводы о состоянии здоровья.

Реализация здоровьесбережения в ДОУ

Для планирования системы здоровьесбережения необходимо решить целый комплекс задач:

Поиск эффективных подходов к моделированию оздоровительной и педагогической деятельности;

Создание эффективной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ;

Определение педагогических условий, которые будут обеспечивать максимальную эффективность деятельности.

В основе разработки здоровьесберегающей среды заложено:

Формирование здоровья детей на базе системного и комплексного применения средств физвоспитания, доступных для конкретного учреждения, оптимизации двигательной деятельности на улице;

Применение в образовательном процессе духовно-нравственного и культурного потенциала города, окружающей среды, воспитание детей на базе традиций русской культуры;

Партнерство семьи, коллектива педагогов и детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;

Обеспечение активной позиции детей в процессе обучения здоровому образу жизни.

Среди средств, позволяющих решать эти задачи, можно отметить:

  • Обучение детей простейшим приемам здорового образа жизни (пальцевая, оздоровительная, дыхательная, корригирующая гимнастика, самомассаж) и элементарным навыкам оказания первой медицинской помощи при ссадинах, порезах, укусах, ожогах; привитие детям культурно-гигиенических навыков;
  • Реабилитационные мероприятия (кислородный коктейль, фитотерапия, ароматерапия, лечебная физкультура, витаминотерапия, психогимнастика, функциональная музыка, массаж, тренинги);
  • Специально организованная двигательная активность воспитанника (оздоровительная физкультура, физкультминутки, спортивно-оздоровительные праздники, подвижные игры, экскурсии, выход на природу).
  • Эффективность положительного воздействия на дошкольников в процессе оздоровительных мероприятий определяется грамотной "слаженностью" приемов и методов в общей системе, направленной на здоровьесбережение воспитанников и педагогов.

Практическое осуществление мероприятий здоровьесбережения в ДОУ

В детском саду необходимо создавать условия для укрепления здоровья воспитанников. В ДОУ должны быть спортивные площадки, залы, оснащенные стандартным и нестандартным оборудованием, которое необходимо использовать для развития ребенка. В каждой группе должны быть оборудованы уголки физической культуры, оснащенные оборудование согласно возрасту воспитанников.

В каждой группе должен быть составлен режим двигательной активности, должна функционировать система закаливания, учитывающая возраст детей, время года.

В каждом виде деятельности должны быть игры и упражнения, нацеленные на укрепление и сбережение здоровья детей. Темп и дозировка упражнений и игр зависят от возраста и настроения детей.

Итак, важно, чтобы каждая технология обладала направленностью на оздоровление, и все технологии использовались в комплексе. Деятельность педагогов в дошкольном учреждении, направленная на сбережение здоровья детей, должна формировать у ребенка устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни, неосложненное и полноценное развитие.

Список литературы:

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПБ: Детство Пресс, 2014 г. - С. 352.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика //Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: 1997. - с. 3-5.

3. Гудонис В.П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. - 2000 г. - № 1 - С. 108-121.

4. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. М.: Просвещение, 2003 г.

5. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Ж. Дошкольное воспитание. - 1999 г. - № 12 - С. 92-100.

Инновационный проект.

«Реализация здоровьесберегающих

образовательных технологий в ДОУ»

Тема. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ.

Актуальность: Здоровье нации – одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьезным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому здоровьесберегающие образовательные технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Цель. Сохранение и укрепление здоровья. Оздоравливание и закаливание детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Объект . Здоровьесберегающие технологии, используемые в учебном процессе в ДОУ

Предмет: Создание условий для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

Гипотеза : Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если: учитываются состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения; ведется структурирование занятия в зависимости от уровня умственной работоспособности воспитанников; используются здоровьесберегающие элементы для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.

Задачи: 1.Изучение философской, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме (изучить уровень разработанности проблемы внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ). 2.Разработать и научно обосновать модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ. 3.Разработать на основе модели здоровьесберегающий педагогический проект и апробировать его на практике с целью проверки эффективности; база исследования: п. Сосновка МАДОУ «Детский сад «Алёнушка».

Этапы реализации. Первый этап - включал в себя изучение философской, научной, психолого-педагогической и методической литературы, выявление основных противоречий и проблем здоровьесбережения дошкольников в системе образования. На втором этапе - проводился анализ здоровья дошкольников, здоровьесберегающего потенциала ДОУ, особенностей образа жизни воспитанников, отношения педагогов к здоровью и здоровому образу жизни, атакже - констатирующий эксперимент, на основе результатов которого определить состояние проблемына практике. На основе анализа была разработать модель реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ. На третьем этапе - опробуется разработанная модель для реализации данного проекта. Четвертый этап /заключительный/ - проводится контрольный эксперимент и анализируются полученные результаты.

Ресурсы. - Нормативно-правовое обеспечение (Закон РФ об образовании. Санитарные нормы и правила,утверждение совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.Типовое положение о ДОУ. Устав образовательного учреждения.);- психолого-педагогическое обеспечение;- материально-техническое обеспечение (спирометр, динамометр);- кадровое обеспечение;- социально-партнерское обеспечение.

Риск. Недостаточный уровень валеологической грамотности педагогов, воспитанников и их родителей. Предупреждение риска: организация здоровьесберегающей среды ДОУ. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных исубъективных критериев здоровья методами диагностик. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлениюдетей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Критерии эффективности. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных наукрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей впоиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя идетей. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактическихзадач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получениенеобходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастаи уровня физического развития детей.

Продукт. Создание банка данных психологической, педагогической и методической литературыпо проблеме; разработанная и научно обоснованная модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ.

Ожидаемый результат: 1. Снижение уровня заболеваемости. 2. Повышение уровня физической подготовленности. 3.Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. 4. Благотворное влияние на расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья. Участники и партнеры: дети, педагоги, родители.

Введение. В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования кчеловеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетныепозиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольногоучреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма квредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологическиадаптирован.В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивныйрост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки ипривычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, безкоторых невозможен здоровый образ жизни. Концепция здоровьесберегающего образования. Здоровьесбережение - это важнейшая составная часть гуманного типа образования, являющегосяолицетворением нового века и нового тысячелетия. Принципиальной особенностью данного типаобразования является ориентация на человека, удовлетворение его познавательных потребностейи интересов, развитие в нем таких личностных (социально-значимых) качеств, которые позволяютему быть здоровым, успешным и счастливым. Возникает вопрос, что и как нужно сделать длятого, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло иразвивало здоровье человека. Концепция здоровьесберегающего образования включает следующие направления деятельности: здоровьесберегающее обучение (построение занятия на здоровьесберегающей основе); активизация физической деятельности; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил; пропаганда здорового образа жизни.В связи с концепцией здоровьесбережения понятие здоровья рассматривается с различных сторон.Педагогика здоровья как самоценная область научных знаний в настоящее время оказалась особенно актуальной. Практика здоровьесберегающего обучения постепенно накапливает опыт, опираясь на различныеметодологические основания. Понимая «здоровье» как целостность, разные авторы и научныеколлективы предлагают различные модели его интерпретации: трех компонентный «цветок здоровья» (физическое, психическое, социальное) – первоеопределение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), четырехкомпонентный цветок (добавляется нравственный компонент) - второе определение ВОЗ. Семикомпонентное наполнение модели (по органам и системам жизнеобеспечения) предлагает профессор М.Л. Лазарев, один из наиболее активных медиков, использующих возможности и искусство, в частности, музыку для лечения детей в процессе обучения.В международной практике в настоящее время получила распространение 6-компонентная модель«цветка здоровья». Каждый компонент отражает один из аспектов здоровья: физический - согласованная работа органов и систем; психоэмоциональный - способность человека выражать эмоции, проявлять их, управлять ими; интеллектуальный - способность работать с информацией; личностный - самооценка (восприятие себя как личности и на отношения окружающих к себе) самозначимость; социальный - половой аспект Я (модель поведения); взаимоотношения с социумом вразличных ситуациях; духовный - стержень человека (отношение к непреходящим ценностям, нравственныепринципы, вопросы веры и. т. д.).

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечениеусловий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующихсохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивнойучебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда икультуре здорового образа жизни личности. Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ: гибкий режим, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, концепция здоровьеразвивающего и здоровьеукрепляющего обучения детей дошкольного имладшего школьного возраста В.Ф. Базарного,социально-оздоровительная технология XXI века, гимнастика пробуждения, артикуляционная гимнастика, остеопатииииическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, звуковая гимнастика, игровая гимнастика, логоритмика, биоэнергопластика, арттерапия, ароматерапия, корригирующая гимнастика, гимнастика для глаз, адаптивная физкультура;медико-профилактические технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников;разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питаниядетей раннего и дошкольного возраста; физического развития дошкольников, закаливания;организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; физкультурно-оздоровительные технологии: развитие физических качеств, двигательнойактивности; становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж исамомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитаниепривычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка; технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культурыпрофессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни; технологии валеологического просвещения родителей: папки-передвижки, беседы, личныйпример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы(практикумы) и другие формы работы.

Модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ. Профилактическое /обеспечение благоприятной адаптации/ - выполнение сангигиенического режима; проведение обследования по скринг-программе и выявление патологий; решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифическойпрофилактики;проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространениюинфекционных заболеваний; организационное - организация здоровьесберегающей среды ДОУ; определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных исубъективных критериев здоровья методами диагностик;изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлениюдетей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников; лечебное - коррекция отдельных отклонений в физическом (плоскостопие, нарушения осанки) и психическомразвитии; витаминотерапия;оказание скорой помощи при неотложных состояниях. Данная модель является средством реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе, она основана нарезультатах комплексного изучения и экспертизы здоровьесберегающей среды и потенциала МАДОУ и позволяет наиболее полно отразить единое пространство проектирования здоровьесберегающей деятельности, образованное подпространствами: целевым, содержательным, деятельностным, результативным.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ исходя из определения здоровья данного Всемирной организацией здравоохранения - это физическое и психическое здоровье детей.

Констатирующий эксперимент.

Цель. Выявить уровень физической подготовленности, затем определить уровень сформированности психических функций ребенка. Программа обследования детей в МАДОУ:1 этап - доврачебное обследование. Анкетный тест – опрос родителей (Приложение №1).Оценка физического развития - 2 этап - осмотр врачом педиатром.Комплексная оценка состояния здоровья детей.Психодиагностическая работа в ДОУ.Психологический запрос.Беседы с родителями и воспитателями.Определение типа темперамента детей (для использования в дальнейшей работе) (Приложение№2). Для решения поставленной цели, всю работу вести с двумя группами детей: контрольной иэкспериментальной. А для этого необходимо знать уровень физических навыков и качеств дошкольников. (Приложение №5). В первую очередь, провести анализ карт индивидуального развития детей и анализзаболеваемости. (Приложение №6 ).Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группе пофизическому и попсихическому развитию заносятся в таблицу, а потом сравнивать. Далее проводим формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент. Цель. Апробирование разработанноймодели для реализации данного проекта. Для достижения поставленных целей будем использовать следующие технологии: сохранение и стимулирование здоровья, обучение здоровому образу жизни, коррекционные технологии. Методы и методики: игры-драматизации с медитацией, релаксационные комплексы, восточная гимнастика Раевский А.В., элементы йоги, сеансы самооздоровления Кудрявцева В.Т., виброгимнастика Микулина А.А., лечебно-оздоровительные игры Алямовской В.Г., босоножье, энергетическая гимнастика Семеновой Н., адаптированный вариант методик спецзакаливанияА.Уманской и К. Динейки. На базе группорганизовать клубы /типа «Здоровый ребенок»/. План работы клуба согласовать сзаведующей МАДОУ, медсестрой МАДОУ и заведующей амбулатории. (Приложение№8). На базе детского сада организован консультационный пункт «Воспитываем вместе».(Приложение №9) Для достижения поставленной цели необходимо: организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированиювариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка; создать условия для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формировать удетей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности. Контрольный эксперимент.Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанной модели реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ. Для определения эффективностипроделанной работы использовать диагностический материал. Параметры:/экспериментальная группа, контрольная группа/ антропометрические данные, мышечная сила, бег, метание, прыжки в длину. Это по физическому развитию. По психическому развитию - параметры: /экспериментальная группа, контрольная группа/ внимание, память, мышление эмоционально-волевая сфера. Дальше анализ и сравнение по таблицам. Сравнительная таблица результатов контрольного эксперимента. ВыводТаким образом, мы можем констатировать, что нам дала используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, сформировала ли у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Применение в работе ДОУ разработанной модели внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностныеориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Создан банк данных психологической, педагогической и методической литературы по проблеме.

Дети – это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей ив наших силах выполнить данные требования. Данное исследование не претендует на полнотувсестороннего раскрытия исследуемой проблемы. Оно позволит обозначить перспективы дальнейшей еѐ разработки. Дальнейшие исследования могут касаться конкретизированной разработки отдельных компонентов рассматриваемой модели, изучение и разработка технологий здоровьесбережения педагогического персонала, разработка предметных приемов, способов и средств здоровьесберегающего обучения. Исследование названных и других вопросов может способствовать сохранению здоровья всехсубъектов образовательного процесса.

Список литературы . Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированныйподход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам – М.: Владос, 2004.Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми. – М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000Леви-Гориневская Е. Г. , Быкова А. И. «Закаливание детского организма» М. , 1962 г.Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развитиядетей в ДОУ» М. , 2001; «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. , 2002 г. Пpаздников В.П. Закаливание детей дошкольного возpаста - М., 1988. С. 220.Раевский А.В. Восточная гимнастика // Обруч. – 2003. – № 6Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000;htt://www.neftekumsk/com, htt://copy/yandex/net,htt://ds82/ru.

Приложение №1 .Анкета для родителей. «Здоровый образ жизни».1. Каково состояние Вашего здоровья? а) очень хорошее, б) хорошее, в) нормальное, г) плохое.2. Каково состояние здоровья Вашего ребенка? а) хорошее, б) нормальное, в) плохое.3. Когда в последний раз проверяли состояние своего здоровья? а) в этом месяце, б) в этом полугодии, в) в этом году, г) более года назад, д) не помню.4. Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка? а) в этом месяце, б) в этом полугодии, в) в этом год.5. Вы занимаетесь физкультурой и спортом? а) постоянно, б) часто, в) очень редко, г) не занимаюсь.6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом? а) постоянно, 6) часто, в) очень редко, г) не занимается.7. Считаете ли Вы свое питание рациональным? а) да, б) отчасти, в) нет, г) затрудняюсь ответить.8. Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным? а) да, б) отчасти, в) нет, г) затрудняюсь ответить.9. Как Вы проводите свой отпуск? а) на море, б)дома, в)в санатории, г) в деревне, д) когда как.10. Как Ваши дети проводят досуг? а) у бабушки, б) гуляют во дворе, в) смотрят телевизор, г) с друзьями.11. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни? а) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.12. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни? а) из специальных книг, б) из средств информации, в) из беседы с……, г) в д/саду.13. Вы ведете здоровый образ жизни? а) да, б) отчасти, в) нет, г) затрудняюсь ответить.14. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям? а) да, б) затрудняюсь ответить.15. Если прививаете, то каким образом? а) с помощью бесед, б) личным примером, в) совместно.6. Как вы считаете, почему ваш ребенок болеет? а) хронические заболевания, б) слабое здоровье, в) мало уделяем внимание закаливанию.17.Какие виды закаливания вы используете дома? а) утренняя гимнастика, б) в летнее время загорание, воздушные ванны, гуляем босиком по земле, в) в зимнее время прогулки.18. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка?

Анализ результатов анкет позволит сделатьзаключение о том, какое здоровье у испытуемых здоровье. Дополнительно можно разработать модель стратегии итактики работы воспитателя с родителями по этапам: ознакомительный (собеседование, анкетирование, наблюдение)/, общепрофилактический(стенды, памятки),встречи со специалистами, беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок (тренинги, беседы); индивидуальная работа;интегративный /совместные мероприятия/; перспективный /совместное обсуждение планов на будущее/.

Приложение 2. Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой


Флегматик с вариантами

Холерик с вариантами

Сангвиник с вариантами

Меланхолик с вариантами

На улице

Отпускает руку взрослого

Отпускает руку взрослого

Отпускает руку взрослого

Не отпускает

Эмоции

Почти не плачет, при боли кривится, редко громко смеется, чаще улыбается, не сердится, не дерется, не мстит

Упорно плачет с криком, в гневе дерется, любит отомстить за обиду, смеется очень громко, хохочет

Плачет громко, но недолго; смеется очень часто, не гневлив, не драчлив, обижается ненадолго

Не кричит, плачет беззвучно, долго, горестно; смеется редко, очень обидчив и долго помнит обиды

Ласки

Не любит нежничать

Не любит нежничать

Очень любит нежности, ласки, объятия, сам много ласкается

Любит нежности, но сам мало ласкается

Наиболее частые причины плача (крика)

Не плаче, не кричит

Упорно кричит при невыполнении желаний, запретах

Кричит и плачет недолго в любых ситуациях

Плачет при расставаниях сблизкими, резком тоне, обидах, угрожающих ситуациях

Мимика лица

Спокойная, мало изменчивая

Резкая, нечасто изменчивая

Быстро изменчивая, очень живая, веселая

Мало изменчивая, грустная

Выражение лица (наиболее часто)

Спокойно-созерцательное

Боевое, драчливое, сердитое, сосредоточенное, деловитое

Веселое, смешливое, игривое

Задумчивое, внимательное, грустное, обиженно-плаксивое, встревоженное

Голос

Спокойный, негромкий, ровный

Резкий, громкий, пронзительный

Живой, веселый, звонкий

Тихий, просительный, изредка дрожащий

Речь

Неразговорчив, говорит медленно

Говорит быстро, требовательно

Болтлив, “трещетка”

Говорит мало; с близкими чаще

Движения

Медленные, размеренные, неповоротливы; усидчив, осмотрителен

Резкие, неосторожные, порывистые, расшибается

Быстрые, легкие, мягкие, ловкие; неусидчив, вертляв, попрыгун

Не цепкие (роняет), неуверенные, с задержками, неплавные, неловкие; усидчив.

Желания

Несильные, не напряженные, но устойчивые

Сильные, устойчивые, упорные, отказ усиливает желание

Изменчивые, неустойчивые, не упорствует; отказ ослабляет желание

Очень слабые, ненапряженные; мягкий запрет снимает желание

Воспитателям подчиняется

Спокойно, с задержкой выполнения; бывает упрям

С сопротивлением, иногда делает назло, сильное упрямство

Охотно без сопротивления, но нередки капризы, шалости, непослушание

Охотно с готовностью, но страдает и обижается при жестких требованиях

Любит выполнять поручения

Самостоятельно

Самостоятельно

С участием взрослого

С помощью взрослого

Предпочитает игры-занятия

Сидячие, спокойные, малоподвижные (напр., строительные)

Подвижные, озорные, соревнования, борьбу

Подвижные, забавы, пение, танцы, выступления “артиста”

Сидячие волнующие (сказки, музыка, рассматривание)

Дольше всего занимается

Спокойной сидячей игрой (конструктором, строительной)

Подвижной игрой спортивного типа

Подвижной игрой и художественно-ролевой

Сидячей игрой типа художественного созерцания; куклами

Предпочитает играть

В одиночку, реже в парах-группах

Коллективно, соревновательно

Коллективно с речевым и эмоциональным общением

В паре, но часто и в одиночестве


Излюбленные игрушки

Строительно-конструкторский материал, машины

Машины, мячи, оружие, палки

Куклы, мячи, скакалки

Куклы, животные

Игрушки

Свои бережет, неохотно отдает, у чужих не отбирает

Отбирает чужие, не отдает свои, часто ломает

Любит меняться, легко отдает, не бережет, забрасывает, ломает

Очень бережет, привязан к любимым игрушкам, не отбирает

В коллективной игре

Подчиняется легко; независим

Командует, заводила; не подчиняется

Инициатор, но не командует; легко подчиняется

Подчиняется с трудом и не командует; обижается

Соревноваться

Любит, но не азартен

Любит, азартен, сердится при проигрыше

Радуется соревнованию и при проигрыше

Не любит, избегает соревнования

В конфликте с другим ребенком

а) спокойно медленно, уступает (Ф); б) спокойно упорно сопротивляется, молча дерется (ХФ); в) уступает с готовностью (ФМ)

а) дерется упорно с громким криком, азартно гоняется, не уступает, мстит (Х); б) уступает с громким долгим плачем, угрозами и жалобами, замахивается, но не дерется (ХМ); в) гоняется без крика и дерется (ХХФ)

а) уступает весело с недолгим плачем (С); б) сопротивляется, но спокойно, без плача, не дерется (СФ); в) дерется с недолгим криком, но также и уступает без угроз (СХ)

а) уступает со слезами и обидой, без плача (М); б) уступает с плачем, жалобой, обидой, но не угрожает (СМ)

К похвале

Равнодушен и сам не хвалится

Хвалится сам, не переносит, когда хвалят других

Часто хвалится сам, ценит похвалу

Не хвалится, но очень отзывчив на похвалу

Быть в центре внимания и распоряжаться (командовать)

Не стремится

Постоянно стремится командовать (Х, ХХС, ХХМ). Важничает, но не командует (ХХФ).

Очень любит и стремится выступать, быть в центре (с). умеет весело командовать (СХ)

Боится, стесняется

В групповом общении с детьми

Мало активен

а) дразнит, нередко толкает (Х); б) обижает, бьет, угрожает (ХХМ)

а) затейник, подражает, веселит, развлекает (С); б) защищает, ласкает, обнимает (СМ)

Оберегается, не подражает

Среди новых детей

Сдержан, молчит

Независим, задирист

Повышенно жизнерадостен, оживлен, разговорчив

Робеет, теряется, подавлен, испуган

При знакомстве с новым взрослым человеком

Спокоен, равнодушен

Отворачивается, переживает неприязнь, смотрит исподлобья

а) проявляет живую симпатию, удовольствие (С); б)застенчиво-приветлив (СМ)

Очень робеет, готов расплакаться, прячет лицо

Опеку взрослых

Переносит спокойно

Не терпит, сопротивляется

Любит

Очень любит

Страшные впечатления

Переносит спокойно

Возбуждают

Очень волнуют, вызывают слезы, но быстро успокаивается

Очень волнуют и оставляют долгий след (плохо спит)

Волнующие сны

Не снятся

редко

Часто снятся приятные сны

Часто снятся устрашающие

Аппетит

Хороший, непереборчив

Повышенный, нетерпелив к отсрочке еды

Непостоянный; любит разнообразие, лакомка

Пониженный

Для проведения исследования нами была выбрана группа детей в количестве 23-х человек. Затем, с целью определения темперамента детей, было проведено анкетирование их родителей по методике Т. А. Блюминой (см. приложение. Таблица результатов с типами темпераментов дошкольников экспериментальной группы выглядит следующим образом:
Приложение 3. Распределение детей по типам темперамента.



Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Темперамент

1

Агасиева Алина

3

холерик

2

Алимурзаева Амина

1

холерик

3

Афанасьва Катя

1

сангвиник

4

Величко Денис

1

сангвиник

5

Гусейнова Даша

1

холерик

6

Данилов Ваня

1

холерик

7

Димитриева Стелла

1

сангвиник

8

Ермолина Яна

1

сангвиник

9

Желтоногов Владик

2

холерик

10

Зворыгина Диана

1

сангвиник

11

Ильдеркина Ангелина

1

холерик

12

Калашников Максим

2

меланхолик

13

Каськова Алена

2

холерик

14

Каськова Катя

2

меланхолик

15

Кононов Дима

1

холерик

16

Маслянчук Никита

1

сангвиник

17

Мищенко Данил

2

сангвиник

18

Остапенко Софья

1

сангвиник

19

Паршева Настя

1

холерик

20

Салятин Женя

1

сангвиник

21

Сусликова Снежа

1

сангвиник

22

Сандакова Ксюша

1

сангвиник

23

Тютюнников Никита

1

холерик

Приложение 4 .Уровень развития физических навыков и качеств дошкольников в ДОУ.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Автор статьи: Шихалева Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МКДОУ "Детский сад № 25" города Шадринска
Статья «применение здоровьесберегающих технологий в доу» предназначена для воспитателей и других работников дошкольных образовательных учреждений, которые используют в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. В статье описана работа клуба для родителей по ознакомлению со здоровьесберегающими технологиями.

«Здоровье – это то,
что люди больше всего стремятся
сохранить и меньше всего берегут»
Жан де Лабрюйер

Здоровье ребенка зависит от здоровья родителей, здоровья (психологического и физического) педагога и от среды проживания (дом и детский сад).
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?
В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству технолого-педагогических приемов и методов работы, технологий.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Мы в своем детском саду тоже имеем опыт применения здоровьесберегающих технологий:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)
Гимнастика динамическая

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия
Проблемно-игровые: игротренинги, игро- терапия
Коммуникативные игры
Серия занятий «Уроки здоровья»
Точечный самомассаж

3.Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия
Песочная терапия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Психогимнастика

Важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность.
Со здоровьесберегающими технологиями мы знакомим родителей в клубе, на консультациях, раздаем памятки, размещаем информацию на сайте ДОУ, проводим совместные спортивные праздники.
В нашем детском саду создан клуб для родителей «7 шагов к здоровью». В процессе проведения заседаний активно используются инсценировки, разнообразные игры, элементы тренингов, ИКТ (просмотр презентаций, видеозаписей).
По итогам работы дети и родители получают домашние задания и памятки по организации оздоровительной работы с детьми с целью закрепления полученных на заседании знаний, умений и навыков. Результаты выполнения домашнего задания обсуждаются на последующих заседаниях.
Девиз нашего клуба «Здоровье детей в наших руках». У нашего клуба имеется своя эмблема, у педагогов – футболки с эмблемой клуба, песня:
1.Семь шагов – клуб
встречает вас, друзья
Припев: Ты в клубе нашем занимайся
И здоровым будь всегда
2. Семь шагов – это здорово,
когда не болеет, не болеет детвора
В 2014 году наш клуб занял первое место в городском конкурсе «Лучший семейный клуб» в номинации «Задорные семьяне!» Для этого конкурса согласно плану клуба было проведено заседание на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома. Влияние цвета на здоровье».
Цель: Дать родителям представления о здоровьесберегающих технологиях и положительном влиянии цвета на здоровье ребенка.

Родители и дети путешествовали по стране цветов на волшебном паровозе. Станции были такими: желтая, красная, зеленая, синяя. Путешественники играли, пели песни, участвовали в эстафете. Родители узнали: как на здоровье детей может влиять тот или иной цвет и получили памятки «Цветотерапия».


Каждая группа ДОУ оформила газету «ЗОЖ», а также была оформлена выставка нетрадиционного оборудования.


Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

Маркевич Юлия Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ "Детский Сад № 235"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательны процесс ДОУ.
Дата публикации: 11.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 235» г. Саратова. Утверждаю ____________Е.В.Абрашина
Консультация для воспитателей на тему:

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-

образовательный процесс ДОУ».

Дата проведения:
9.12.2016
Составила и провела:
инструктор по физической культуре Маркевич Юлия Павловна. 2016.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-

образовательный процесс ДОУ.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки,
воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Понятия.
Прежде чем начать говорить о здоровьесбережении, определим понятия.  Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).  Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
 гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)  детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)  тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации). В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ
 Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
 Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
 медико-профuлактические;  физкультурно-оздоровительные;  технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;  технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;  валеологического просвещения родителей;  здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ-
обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, коррекция возникающих функциональных отклонений, отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья), реабилитация соматического состояния здоровья, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика. санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии -
направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Задачи этой деятельности: - развитие физических качеств; - контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, - формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно- двигательного аппарата; - воспитание привычки повседневной физической активности; - оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка.
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально- эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов -
технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Валеологического просвещения родителей -
это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеология - наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании здоровья, управлении ним. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и норма укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду -
это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные педагогические здоровьесберегающие

технологии
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни. 3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Виды здоровьесберегающих

технологий

Время проведения в

режиме дня

Особенности методики

проведения

Терренкур
- ходьба в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста по размеченным маршрутам Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Ритмопластика
позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться. Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Подвижные и спортивные игры
направлены на общефизическое развитие детей Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр
Релаксация
- произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную музыку, звуки природы
Гимнастика утренняя
- это целый комплекс физических упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивного настроения на целый день. Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.
Гимнастика бодрящая
помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах Различные варианты проведения
Гимнастика пальчиковая
для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга С младшего возраста в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени
Гимнастика для глаз -
улучшает кровообращение глаз, что способствует уменьшению утомляемости глаз. Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно- оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
возраста
Гимнастика дыхательная
способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика корригирующая -
для профилактики и лечения нарушения осанки. В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Динамические паузы
для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Технологии эстетической

направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Технологии обучения здоровому образу жизни

Виды здоровьесберегающих

технологий

Время проведения в

режиме дня

Особенности методики

проведения

Физкультурное занятие
- основная форма организованного обучения физическим упражнениям и овладения основными видами движения. 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Проблемно-игровые (игротреннинги

и игротерапия)
- предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы. В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Коммуникативные игры
– игры для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками приобретение навыков общения с окружающими людьми - как взрослыми, так и сверстниками. 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье»
- занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Коррекционные технологии проводят специалисты.

Виды здоровьесберегающих

технологий

Время проведения в

режиме дня

Особенности методики

проведения

Технологии музыкального

воздействия
для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя В различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия
- это направление практической психологии, использующее ресурсы сказочной истории для воспитания, образования, развития личности ребенка 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии воздействия цветом
Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Технологии коррекции поведения
- это деятельность, которая направлена на исправление и изменение особенностей поведения у ребенка, его особенностей психологического развития, с помощью специальных средств психологического воздействия Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:

 различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);  комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);  физкультурные занятия всех типов;  оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);  организация рационального питания;  медико-профилактическая работа с детьми и родителями;  соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;  комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.  Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.  Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.  Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.  Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.  Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.  Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. Для определения уровня сформированности здорового образа жизни воспитанников можно рассматривать следующие критерии: 1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека; 2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам); 3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях. В соответствии с выделенными критериями можно установить уровни сформированности здорового образа жизни у детей, например старшей группы: - низкий уровень: ребенок имеет бессистемные представления о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит. - средний уровень: ребенок имеет приблизительное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека; имеет небольшое представление о вредных привычках; называет полезные привычки, с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и окружающей средой, наличием вредными и полезными привычками, при помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению. - высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроен на здоровый образ жизни; соблюдает правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях. 2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками. 3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ. 4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников. 5. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;  Участие детей и взрослых в совместной деятельности: физкультурно -оздоровительные занятия, праздники, досуги, кратковременные проекты.  Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
 Повышение профессиональной компетентности педагогов.  Создание физкультурно-оздоровительной среды силами родителей, детей и педагогов. 6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников. Это видно на посещаемости детей.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
 Соблюдайте режим дня!  Обращайте больше внимания на питание!  Больше двигайтесь!  Спите в прохладной комнате!  Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!  Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!  Гоните прочь уныние и хандру!  Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!  Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!  Желайте себе и окружающим только добра!
Список литературы
 Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии о бу ч е н и я: индивидуально-ориентированный подход,2000.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.  Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”  Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.  Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Слайд 6 из презентации «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» к урокам физкультуры на тему «Здоровьесберегающие технологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке физкультуры, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 93 КБ.

Скачать презентацию

Здоровьесберегающие технологии

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» - Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Задача: Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Здоровье - сберегающие технологии на уроке математики. Ответ: 20 и 62. Можно выполнить с детьми вертикальные движения глаз вверх - вниз; горизонтальные вправо - влево; вращение глазами по часовой стрелке и против.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках» - Внутришкольные факторы влияющие на здоровье. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса. Субъект-субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. Физкультминутки.

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» - Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Понятие «здоровье». Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

«Здоровьесберегающие уроки» - Чередование поз. Каждый ребенок имеет право чего-то не знать! Число видов преподавания. Наличие мотивации к учебной деятельности у учащихся. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации и инициативы учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Чередование видов преподавания.

«Здоровьесберегающий урок» - Ваши жизненные ценности. Традиционные педагогические технологии проведения урока разрушают здоровье. Мозговой штурм. Что такое здоровьесберегающие технологии? Соблюдение этапов урока. «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках». 2 группа: Структура современного здоровьесберегающего урока.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт