Роберт бош биография. Бизнес на службе Рейха. Как компания «Бош» помогала ковать тевтонскую мощь. Личная и общественная жизнь

17.12.2023

Bosch - крупнейший в мире частный промышленный концерн. Представленная в РФ сетью региональных представительств, группа Bosch предлагает широкую гамму высококачественных продуктов: от автомобильных запчастей, диагностического оборудования и электроинструментов до бытовой техники, систем безопасности и промышленного оборудования.

С 2014 г. штаб-квартира Группы компаний Bosch в странах СНГ, Украине и Грузии размещается в городе Химки Московской области.

Деятельность группы компаний Bosch в 2017 году ведется по четырем бизнес-направлениям:

  • Решения для мобильности
  • Промышленные технологии
  • Потребительские товары
  • Строительные технологии и энергетика.

Одним из направлений Bosch является подразделение Bosch Security Systems - производитель решений в области безопасности, охраны и коммуникаций.

Активы

На 2017 год ООО "Роберт Бош" курирует деятельность группы Bosch в России , в Казахстане, в Белоруссии, в Грузии и на Украине.

Россия

Группа компаний Bosch представляет в России гамму высококачественных продуктов и услуг в сфере автомобильного, диагностического оборудования и запчастей, электроинструментов, садовой и измерительной техники, термотехники, систем безопасности, промышленного оборудования и интегрированных системных решений для автоматизации производственных процессов. На май 2019 года на территории России расположены семь собственных производств Bosch:

  • завод бытовой техники по производству стиральных машин и холодильников в Ленинградской области (ООО «БСХ Бытовые Приборы »),
  • заводы электроинструментов, автокомпонентов, отопительного оборудования и радиаторов в г. Энгельс Саратовской области (ОАО «Роберт Бош Саратов» и ООО «Бош Пауэр Тулз»),
  • завод автокомпонентов в Самарской области.

Казахстан

Группа компаний Bosch в Казахстане представлена с 2008 г. дочерней структурой ТОО «Роберт Бош».

Белоруссия

Представительство группы компаний Bosch в Белоруссии открыто в 1993 г.

Украина

Группа компаний Bosch представлена на украинском рынке с 1993 г. и является крупнейшим поставщиком решений для автомобильной промышленности и вторичного рынка запчастей, а также промышленной и бытовой техники.

Грузия

Показатели деятельности

2018: Снижение продаж до 1,2 млрд евро (91 млрд руб)

Оборот группы Bosch в России в 2018 финансовом году составил 1,2 млрд евро (91 млрд рублей). В России в компании Bosch работает 3700 человек, а объем инвестиций Группы в развитие и модернизацию производственных мощностей в 2018 году достиг 21 млн евро. В 2019 году Bosch ожидает замедления экономического развития. Несмотря на сложные условия в значимых для Bosch отраслях и регионах, компания ожидает, что уровень продаж в 2019 г. несколько превысит показатели 2018 г.

«В продолжающейся непростой экономической ситуации в 2018 году Bosch удалось сохранить свои позиции на рынке РФ. Выбранная нами стратегия развития локального производства дает отличные результаты», - говорит президент Группы компаний Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе Хансъюрген Оверштольц. - В 2019 году мы планируем продолжить стратегию укрепления локализации в России. Для Bosch Россия остается рынком с высоким потенциалом развития, а локализация производства и сотрудничество с региональными партнерами являются основой глобальной стратегии компании. В 2019 году мы планируем продолжить расширять нашу партнерскую сеть и сотрудничать с российскими научно-исследовательскими и образовательными организациями в сфере цифровых технологий и Интернета вещей ».

Бытовая техника

В 2018 году компания «БСХ Бытовые приборы» запустила два важных новых канала розничных продаж: онлайн-магазин bosch-home.ru и флагманский магазин Bosch в Москве .

В 2018 году продолжилось развитие производственной площадки БСХ Россия в Санкт-Петербурге. Вслед за запущенным в 2017 году участком окраски на фабрике холодильников в 2018 году вошёл в строй аналогичный участок на фабрике стиральных машин. Наряду с другими проектами эти два участка внесли существенный вклад в повышение неуклонно растущей доли локализации производимой продукции.

На заводе в Энгельсе в 2018 году была запущена линия по производству больших угловых шлифовальных машин LAG. Произошло расширение линейки профессионального аккумуляторного инструмента на 12 и 18 Вольт, а подразделение Оснастки Bosch в 2018 году показало уверенный рост продаж.

В Home and Garden ключевой областью развития стали аккумуляторные системы инструмента для дома и сада с напряжением в 12 и 18 Вольт. В сегменте измерительной техники был представлен новый лазерный дальномер ZAMO 3-го поколения, а также оснащенный камерой дальномер GLM 120 C. Марка Dremel представила новую линейку инструментов Art&Craft для различных задач: от резьбы по дереву до тюнинга современной компьютерной техники и авиамоделизма. В 2019 году Dremel планирует выпустить две модели 3D-принтеров: Dremel Idea Builder 3D40 и Dremel Idea Builder 3D45.

Решениями подразделения системы безопасности было оснащено более 10 аэропортов, в число которых входит терминал B аэропорта Шереметьево (Москва), международный аэропорт Казань , аэропорт Емельяново (Красноярск) и аэропорт Витязево (Анапа). Подразделение увеличило обороты по сервисному направлению более чем в два раза, оказывая поддержку партнерам и конечным заказчикам на всех стадиях проектов.

Также Bosch продолжила сотрудничество со Сколковским институтом науки и технологий (Сколтех) в направлении внедрения решений на базе платформы BIS: пожарная сигнализация объекта состоит из 16 центральных панелей и более 14 000 извещателей. Для круглосуточного мониторинга и видеонаблюдения используются 1500 охранных извещателей и 600 камер, а СКУД включает около 2000 бесконтактных считывателей. Бесперебойную работу системы оповещения обеспечивают 3300 громкоговорителей.

Исследования и разработки

Bosch сотрудничает с инновационным центром Сколково в области технологий, основанных на искусственном интеллекте (ИИ). Это одна из ключевых экспертиз компании. В ближайшие десять лет все продукты Bosch будут либо иметь встроенный ИИ, либо будут разработаны или созданы при помощи него. В 2018 году Bosch заключила соглашение о сотрудничестве в сфере ИИ, прикладной математики и информационной безопасности с несколькими российскими университетами и научно-образовательными учреждениями, среди которых Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), СПбГУ и СПбПУ (Политех). Среди задач для совместных разработок - анализ тормозных систем и дорожных повреждений на основе данных сенсоров, применение компьютерного зрения и глубокого обучения для обнаружения дефектов внутри материала и автоматизации производства, кибербезопасность, генерация эстетически привлекательных продуктов на основе ИИ и умное сельское хозяйство.

Объем инвестиций в регион в 2016 году составил 25 млн евро, при этом основной упор делался на модернизацию производственных мощностей. За последние пять лет инвестиции Группы Bosch составили 250 млн евро.

Все четыре бизнес-направления Bosch продемонстрировали в 2016 году высокие результаты в СНГ. Показатели бизнес-направления Решения для мобильности росли быстрее рынка и по сравнению с 2015 годом. Завод по производству автокомплектующих в Самаре более 50% продукции экспортирует в Румынию и Испанию . На заводе внедряются решения Промышленности 4.0: на всех линиях по производству ABS/ESP установлено программное обеспечение Promaster для ежедневного сбора и сравнения данных по производительности на 11 заводах по всему миру, что позволяет снизить время простоя линий на 20%. Предприятие в Энгельсе занимает лидирующую роль в развитии автомобильных технологий и международной производственной сети свечей зажигания. Развитие этих двух заводов вывело бизнес-направление в регионе на международный уровень. Сеть Бош Авто Сервис насчитывает 395 станций Бош Авто Сервис и 66 станций Бош Дизель Сервис/Бош Дизель Центр.

В бизнес-направлении Потребительские товары Группа Bosch продолжает сосредотачивать усилия на локализации производства. Более 90% стиральных машин и холодильников для российского рынка производятся внутри страны; в то же время объем экспорта бытовой техники постоянно растет. БСХ Россия вышла на третье место по объемам продаж в России, реализовав около 4 млн единиц бытовой техники. В России компания запустила первый в мире онлайн-магазин эксклюзивной бытовой техники Neff и планирует открытие магазинов и других брендов подразделения.

Бизнес-сектор Промышленные технологии вновь демонстрирует положительную динамику, прежде всего в области решений для автоматизации производственных процессов. Специалисты ООО «Бош Рексрот» внедрили интеллектуальные решения по управлению системой точечной роботизированной и ручной сварки на линии изготовления Volkswagen Tiguan Kaluga (проект Tiguan NF). Успешная реализация проекта позволила полностью локализовать промышленную сборку нового поколения модели Tiguan в Калуге. Группа Bosch является одним из ведущих в мире производителей технологических и упаковочных решений для фармацевтической отрасли, пищевой промышленности, кондитерского производства и отдельных сегментов индустрии напитков - упаковочное оборудование и расходные материалы активно поставляются на рынки России, Беларуси и Казахстана.

Бизнес-направление Строительные технологии и Энергетика ведет работу по подготовке объектов к крупным спортивным мероприятиям. В сентябре 2016 года завершился проект по внедрению решений Bosch на новом стадионе ФК «Краснодар » вместимостью около 34 300 мест. Его технические возможности позволят проводить крупнейшие футбольные матчи. В проекте использовалось оборудование Bosch, хорошо себя зарекомендовавшее на рынке систем безопасности: более 30 контроллеров, 1 200 считывателей, 1 300 охранных панелей, детекторы и извещатели, в том числе более 1 000 камер систем видеонаблюдения с объемом хранилища в 864 Тб (хранилище подобного объема вмещает более 200 тысяч фильмов в формате Full HD или 10 миллионов фотографий), система пожарной сигнализации, а также система оповещения и музыкальной трансляции.

Завод по производству радиаторов в Энгельсе вышел на плановую производственную мощность, благодаря чему продажи стальных панельных радиаторов увеличились в 4 раза. Успешный вывод на рынок новой модели Buderus GB172i серии Titanium line обеспечил рост продаж настенных конденсационных котлов. Идет активное сотрудничество с местными производителями по созданию перспективных решений с учетом тенденций локального рынка, в том числе с местными поставщиками стали и труб, изоляционных материалов, резины и пластиковых деталей.

Россия: развитие производства и рост экспорта

На заводе в Самаре запущены линии по производству гидравлических систем рулевого управления и систем рулевого управления для коммерческого транспорта (HPS, Servocom). Завод автозапчастей в Энгельсе также нарастил объемы выпуска свечей зажигания.

В 2016 году завод «Бош Отопительные Системы» в Энгельсе начал производить промышленные отопительные котлы мощностью от 770 до

12 600 кВт. В 2017 году будет реализован следующий этап модернизации, который позволит выпускать котлы мощностью до 19 200 кВт.

Контактный центр Bosch в Казани продолжил демонстрировать высокое качество работы. В 2016 году специалисты центра провели около 860 000 телефонных консультаций и решили порядка 206 000 запросов технического характера. Количество предпродажных консультаций составило 30 020, а эффективность работы сотрудников увеличилась на 18%.

Украина : положительная динамика в секторе Строительные технологии и Энергетика

Стабилизация финансовой системы, рост ВВП и ориентация на новые экспортные рынки обусловили существенное увеличение оборота Bosch на

В 2015 году компания открыла сразу два производства: в Самарской области была запущена первая очередь завода по производству автокомпонентов, а в Энгельсе открыт завод по производству отопительных радиаторов.

2012: Запуск производства стиральных машин в Ленобласти

В 2012 году стартовало производство стиральных машин в г. Стрельна Ленинградской области.

2008: Основание сервисного центра в Петербурге

В 2008 году в Санкт-Петербурге был основан сервисный центр.

1996: Создание СП в Саратове и завод свечей зажигания в Энгельсе

Bosch сфокусировался на локализации производства в России и в 1996 году стал соучредителем совместного предприятия в Саратове по выпуску компонентов для электронных систем управления автомобильными двигателями. Тогда же был открыт завод свечей зажигания и компонентов систем бензинового впрыска в городе Энгельс. К 2018 году эта промышленная площадка включает 4 завода разных профилей и считается одной из градообразующих структур.

1993: Открытие представительства в России

Российская региональная организация Bosch начала работу в 1993 г.

1904: Появление продукции Bosch в России

Продукция Bosch появилась на российском рынке еще в 1904 году.

История компании «Бош» началась в 1886 г., когда организовал в Штутгарте «Мастерскую точной механики и электротехники», в которой работали один механик и один подмастерье. Но в середине 1890-х фирма расцвела на заказах по электрификации родного города. «Коньком» была электронная «зажигалка» - магнето. Сначала её использовали в промышленности, но настоящий триумф случился, когда Роберт Бош получил заказ приспособить магнето для трёхколёсной коляски с двигателем внутреннего сгорания. Он успешно справился с задачей. Со временем эта трёхколёсная коляска превратилась в «Мерседес», а бошевская система зажигания стала незаменимой в автомобилестроении.

Роберт Бош. Фото: www.globallookpress.com

Компания Роберта Боша, которая уже носила имя своего основателя и хозяина, кроме магнето стала делать практически всё электрооборудование для автомобилей. Это уже был глобальный бизнес, заводы «Бош» работали в США и многих европейских странах, а продукция продавалась по всему миру. К 1926 г. он отошёл от прямого управления компанией, но продолжал контролировать стратегию бизнеса. В эти годы Бош резко расширил сферу деятельности, превратив фирму из производителя деталей для автомобильной промышленности в электротехнический концерн широкого профиля.

Третий рейх

Компания «Бош» активно развивалась, но в 1933 г. случилось то, что и должно было случиться. К власти в Германии пришли нацисты, и компания включилась в тевтонский суперпроект Третьего рейха: бошевская электронная начинка помогала двигаться не только мирным автомобилям, но и практически всей военной технике, включая и авиацию. Компания получала не только выгодные госзаказы, но и бесплатную рабочую силу. На её предприятиях работали военнопленные, их принудительный труд помогал наращивать мощь германской армии.

Могло ли тогда быть иначе? Могло. Хуго Юнкерс , основатель и владелец знаменитого авиастроительного концерна, не согласился, и его компанию отобрали, превратив в государственную. Роберт Бош предпочёл сохранить компанию и включиться в военное производство, а также в финансирование НСДАП - Национал-социалистической рабочей партии Германии. Сам Роберт не участвовал в знаменитой встрече деловых кругов страны с Гитлером в феврале 1933 г., когда был заключён союз между бизнесом и фашистами. Благодаря союзу Третий рейх сделал мощнейший рывок в промышленности и науке и создал самую совершенную и мощную армию в мире. Но в этой встрече участвовал его родной племянник Карл Бош - известнейший организатор промышленности, нобелевский лауреат по химии и глава суперконцерна «ИГ Фарбениндустри». В те годы Карл входил в десятку самых влиятельных людей Германии. По сути, в 1930-х гг. он стал руководителем всей военной экономики страны. «Фарбениндустри» выпускала 85% всей химической продукции, которую использовали в производстве взрывчатки, боеприпасов и военной техники. Узники концлагерей, трудившиеся в этом химическом концерне, производили ещё и печально известный газ «Циклон Б», с помощью которого их уничтожали в газовых камерах. После окончания Второй мировой войны «Фарбениндустри» расформировали, создав на её основе 12 компаний, названия многих из них хорошо известны и сегодня. Но сам Карл Бош не дожил до этого, он скончался от сердечного приступа в начале Второй мировой, в 1940 г.

В узком кругу

Его дядя Роберт прожил чуть больше, почив в 1942-м в возрасте 80 лет. Но созданные им промышленные гиганты продолжали ковать тевтонскую мощь. Страна оценила таланты Роберта Боша, наградив его к 80-летию почётным званием «Пионер труда». Свой юбилей он встречал в узком кругу друзей в Баден-Бадене, среди которых был и Ялмар Шахт , один из крупнейших финансистов фашистской Германии, рейхминистр экономики, глава Рейхсбанка. Именно он был организатором той знаменитой встречи финансовых и промышленных кругов с Гитлером в 1933 г., на которой присутствовал племянник Роберта Боша, и именно благодаря ему фашисты получили мощнейшую поддерж-ку со стороны бизнеса. Узок круг этих людей, и похоже, они имели мощные связи не только с военной верхушкой Третьего рейха, но и с мировой финансовой и деловой элитой. Через их фирмы и банки она накачивала Германию деньгами, так нужными ей для осуществления своих агрессивных планов, а нередко помогала и технически. Это кажется удивительным, но ещё в 1940 г., когда англосаксонский мир начал с Гитлером войну, американская авиакорпорация «Бендикс Эвиэйшн» передала компании «Бош» технологии производства стартёров для авиа- и дизельных двигателей, так нужных Германии для военной техники. И потом «Бендикс» долго получала с них отчисления за помощь.

Почетный караул у гроба Роберта Боша. 18.03.1942 год. Фото: www.globallookpress.com

Белое на чёрном?

Сейчас много говорят, что дядя и племянник Боши не были идейными поклонниками Гитлера , что они спонсировали не только НСДАП, но и антифашистов, что защищали евреев. Наверно, всё это тоже было - мы и сейчас видим, как бизнес «кладёт яйца в разные корзины», спонсируя весь спектр политических партий. Более того, фирма «Бош» была причастна к заговору по убийству Гитлера. Но ведь всё это было в 1944 г., когда его поражение, а значит, и конец их бизнеса казались неизбежными, а не в 1934-м, когда они помогали ему подчинять своим бредовым идеям страну. Скорее всего, этот заговор был попыткой сохранить бизнес и рычаги управления в своих руках. Интересно, что среди заговорщиков был и тот самый Ялмар Шахт. Если бы заговор удался, то канцлером Германии должен был стать Карл Гёрделер , крупная фигура в компании «Бош». Планировалось, что он начнёт переговоры с антигитлеровской коалицией, и тогда компания наверняка не пострадала бы после войны. Но получилось иначе.

Интересно, что в истории Роберта Боша была и коммунистическая «интрижка». В 1890 г. после смерти мужа Клара Цеткин вернулась на родину в Штутгарт и стала издавать социал-демократическую газету Gleichheit («Равенство»). Её сосед и начинающий предприниматель Роберт Бош спонсировал издание. Они дружили семьями - Клара устраивала музыкальные вечера, а их дети много общались друг с другом. В гостях у неё бывали видные деятели коммунистического движения, включая и Ленина . Возможно, Роберт Бош встречался даже с ним. Спонсировал ли он Владимира Ильича? Вопрос без ответа, но к 1917 г. отношения между Робертом и Кларой стали напряжёнными. Её муж, известнейший художник Георг Цундель , влюбился в Паулу - дочь Роберта Боша. Пламенная революционерка, которая была на 18 лет старше своего второго супруга, долго не давала развода. Георг и Паула смогли официально пожениться только в 1927 г. Отец невесты подарил им шикарное поместье «Бергхоф», теперь в нём располагается музей Георга Цунделя.

И ещё одна потрясающая деталь: в 1932 г., когда фашисты выиграли выборы, старейший член рейхстага Клара Цеткин официально передала бразды правления немецким парламентом Герману Герингу , призвав его в своей речи бороться с фашизмом. Что было дальше, вы уже знаете.

Материал из Энциклопедия журнала "За рулем"

Роберт Бош
Robert Bosch
1861 - 1942 Германия

(23.09.1861 – 12.03.1942)
Механик, изобретатель и предприниматель. Родился в Альбеке под Ульмом. Был одиннадцатым из двенадцати детей в семье. Родители занимались сельским хозяйством и держали гостиный двор на дороге между Нюрнбергом и Ульмом.
С осени 1869 года до конца сентября 1876 года учился в Ульмской реальной школе. С 1 октября 1881 года по 1 октября 1882 года проходил в Ульме добровольную военную службу в 13-м инженерном батальоне. С осени 1882 года до лета 1883 работал в фирме Зигмунда Шуккерта в Нюрнберге, занимавшейся изготовлением вольтметров и амперметров. В 1883 – 1884 годах в качестве вольного слушателя посещал лекции в Техническом институте в Штутгарте.
В 1884 году уехал в Северную Америку, где нашел работу в «Эдисон Мэшин Уоркс» (Edison Machine Works). Весной в1885 года переехал в Англию и устроился в фирму Siemens Brothers. С января 1886 года работал в компании Buss, Sombart & Co в Магдебурге.
После смерти отца, получив свою долю наследства, 15 ноября 1886 года открыл в городе Штутгарте собственную фирму, выпускавшую и ремонтировавшую электрические приборы. Называлась она «Мастерские точной механики и электротехники».
В 1887 году Бош начал выпуск усовершенствованных им магнето низкого напряжения. В системах зажигания с магнето низкого напряжения искра в цилиндрах двигателя возникала при размыкании контактов, расположенных внутри камеры сгорания. Зажигание от магнето Роберта Боша использовалось в стационарных низкооборотных двигателях внутреннего сгорания . В 1897 году Роберт Бош установил магнето низкого напряжения на двигатель трицикла De Dion Bouton. Опыт показал, что для работы на высокооборотном двигателе конструкцию магнето необходимо изменить. Задача была успешно решена, и на новую конструкцию фирма получила патент.
Система зажигания с магнето низкого напряжения имела недостаток – механизм размыкания контактов в камере сгорания являлся уникальным для каждой модели двигателя. Следующим шагом стало изобретение в 1902 году магнето высокого напряжения. В новой системе искра проскакивала между контактами свечи зажигания , соединенной с магнето высоковольтным проводом. Система зажигания с магнето высокого напряжения легко монтировалась на любой двигатель, что способствовало ее массовому распространению. В 1909 году у компании появился собственный рекламный герой – «Мефистофель». Этот персонаж был нарисован художником Юлиусом Клингером по заказу Роберта Боша. Прообразом для «Мефистофеля» явился бельгийский гонщик Камиль Женатци по прозвищу «Рыжий дьявол».
В период до Первой Мировой войны Роберт Бош целенаправленно работал над расширением международной сети своей компании. За его действиями стояло ясное понимание того, что сбыт единственного перспективного продукта BOSCH - систем зажигания – целиком зависел от автомобильной промышленности. Господство на автомобильном рынке занимали американцы, первыми освоившие методы массового производства. Поэтому в 1913 году около 88% продукции BOSCH продавалось за пределами Германии, а более 50 % активов компании приходилось на иностранные представительства и фабрики во Франции и Соединенных Штатах.
Получая солидные прибыли, Бош смог обеспечить своим рабочим благоприятные условия труда. Так, в 1906 году был введен восьмичасовой рабочий день, а с 1910 года рабочий день в субботу сократили наполовину и ввели систему оплачиваемых отпусков.


В 1913 году компания начала выпуск автомобильной системы освещения Bosch – Licht, состоявшей из фар , генератора , реле-регулятора и аккумулятора . С 1921 года система Bosch – Licht была адаптирована для мотоциклов. Производство собственных аккумуляторов было освоено в 1922 году, а до этого времени они приобретались у поставщиков.
Позже ассортимент продукции пополнили электрический клаксон (1921 год), стеклоочиститель (1926 год), механический указатель поворота (1928 год).
Электрические стартеры в Соединенных Штатах производились с 1910 года. По мнению Роберта Боша, наиболее перспективной конструкцией отличался стартер с муфтой свободного хода, выпускавшийся компанией Rushmore. Вскоре фирма была куплена немецким концерном вместе со всеми патентами и торговыми правами, и с тех пор подобные стартеры продавались под маркой BOSCH. В 1914 году их производство решено было начать на новой фабрике в г. Плейнфилд, штат Нью-Джерси.
Первая мировая война имела катастрофические последствия для Германии. Все иностранные представительства компании Роберта Боша, а также фабрики во Франции и Соединенных Штатах перешли под внешнее управление как имущество неприятеля и, в конечном итоге, были конфискованы. Но отличная репутация и высокое качество продукции оказались самым важным активом, и к середине 20 годов прошлого столетия международная сеть компании оказалась, шире, чем до войны.
В начале 20-годов стало ясно, дизельный двигатель имеет определенные достоинства и достаточно перспективен. В распространении дизельных двигателей Роберт Бош увидел угрозу для будущего своей компании, так как дизельный двигатель не нуждался в системе зажигания от магнето . Выходом из ситуации должна была стать разработка оборудования для дизельного двигателя. С 1921 года в фирме Роберта Боша велась разработка топливного насоса для дизельного двигателя . Наряду с собственным опытом, компания активно использовала знания других ведущих разработчиков дизельного оборудования. В 1924 году состоялись испытания топливных насосов на первых немецких дизельных грузовиках, а к концу 1927 года топливный насос BOSCH был готов к серийному выпуску.
В 1926 году в автомобильной промышленности произошел первый крупномасштабный кризис сбыта. Роберт Бош, незадолго до этого отошедший от повседневного управления компанией, рекомендовал своим преемникам провести реструктуризацию, которая должна была превратить специализированную фирму по производству автомобильных комплектующих в транснациональный электротехнический концерн. Успешно выполнить рекомендации основателя компании удалось как благодаря собственным разработкам в сфере электроинструментов и техники для дома, так и за счет целенаправленного приобретения других компаний – фирмы по производству газовых водонагревателей Junkers, компании по выпуску радиоаппаратуры Ideal-Werke (впоследствии – Blaupunkt) и предприятия по изготовлению кинопроекторов Bauer.
В годы расцвета своего бизнеса Бош уделял много внимания благотворительной деятельности и активно выступал за мир и сотрудничество в Европе. С приходом к власти национал-социалистов неоднократно помогал лицам, преследуемым по политическим соображениям. Его имя увековечено в «Зале автомобильной славы» (Automotive Hall of Fame) в Детройте.
Источники:
1 Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. Издательство «За Рулем».
2. Вестник истории BOSCH. Роберт Бош. Жизнь и деятельность.
3. Вестник истории BOSCH Техника BOSCH для автомобилей. Краткая история развития.

Роберт Бош
Robert Bosch
Дата рождения 23 сентября (1861-09-23 )
Место рождения Альбек (ныне - часть Лангенау) (Германский союз)
Дата смерти 12 марта (1942-03-12 ) (80 лет)
Место смерти (Третий рейх)
Подданство Королевство Вюртемберг
Род деятельности промышленник, инженер, изобретатель
Супруга Анна Бош [d]
Дети Паула Цундель [d] , Маргарита Фишер-Бош [d] и Роберт Бош [d]
Автограф
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Ранние годы

Роберт Бош, одиннадцатый ребёнок в семье из двенадцати, родился в 1861 году в городке Альбек (ныне - в составе Лангенау), неподалеку от города Ульм . Его отец, Сервациус Бош, был зажиточным крестьянином и считался очень образованным и начитанным человеком для своей социальной среды. Он владел собственной гостиницей и пивоварней, а также располагал отдельным участком земли, за проезд по которому собирал пошлину .

Основание компании

Система зажигания от магнето

Расширение компании

Своё расширение компания Боша начала с начала XX века: сначала в Великобритании , а затем и в других европейских странах. В 1910 году в Спрингфилде (штат Массачусетс) была построена первая фабрика Боша в США , а в 1914 году ещё один завод был открыт в Плейнфилде (штат Нью-Йорк). Представительства BOSCH были также открыты в Южной Америке , Азии , Африке и Австралии . Благодаря этому к 1913 году около 88 % продукции компании продавалось за рубежом .

После войны все иностранные представительства компании были конфискованы, но вскоре ей удалось воссоздать свою международную коммерческую сеть . Крупным достижением того времени стало создание компанией Боша дизельного насоса .

Политическая деятельность

Роберт Бош всегда был политически активен и не скрывал своих либеральных взглядов. В 1920-30-е годы его основное внимание было уделено вопросу перемирия Германии и

Рано или поздно практически перед каждым человеком встает проблема замены или покупки нового холодильника. Какой лучше взять: наш/белорусский подешевле или немецкий/японский подороже? А если не наш, то стоит ли переплачивать за европейскую сборку или можно купить немецкую марку отечественной сборки? И в чем вообще различия в холодильниках различных сборок?
Сегодня попробуем ответить на некоторые из этих вопросов, посетив завод ООО «БСХ Бытовые Приборы» в Стрельне, собирающий холодильники марки Bosch.

01.
Завод располагается в питерской Стрельне, вдалеке от местных промышленных гигантов и в то же время вблизи от порта. Такое месторасположение дает некоторую свободу в подборе рабочего персонала и облегчает логистику.

02.
Возьмем быка за рога и пройдем сразу в цеха.
На заводе не отверточная сборка, а полный производственный цикл. На 50% эти холодильники состоят из отечественных комплектующих. Почему только на 50, спросите вы? Все дело в жестком отборе поставщиков. Они должны удовлетворять международным требованиям компании. Т.е. поставщик, к примеру, металла для корпуса должен предоставлять точно такой же материал, что и поставщик в Германии и чисто теоретически они могут друг друга заменять.

03.
Если театр начинается с вешалки, то завод начинается с проходной. В среднем, на территории завода фура находится два часа. Это оформление бумаг, подача машины, разгрузка материала или погрузка готовой продукции.

04.
А холодильники начинаются с гранулята.Вот эта пыль ABS через несколько минут превратится сначала в листы пластика, а потом в формованные камеры холодильников и морозильников.

05.
Листы изготавливаются на экструзионной линии. Этакий прокатный стан для пластика.

07.
Термоформовочная машина это такая огромная горячая штуковина. С одной стороны в нее подаются листы пластика, а с другой выходят уже готовые корпуса камер. Лист предварительно нагревается, а потом, «пшшшш», принимает нужную форму.

08.
В правом верхнем углу готовая камера выползает из термоформовочной машины, далее она обрезается под точные размеры на гильотине, а потом поступает на дальнейшую сборку.

09.
Отличительной особенностью этого пластика является то, что все обрезки поступают в измельчитель и используются повторно. Как вы понимаете, с утилизацией после завершения срока службы так же проблем нет. Кроме того, этот пластик не пахнет и не желтеет от времени, идеально для деталей, контактирующих с пищей.
Несколько камер из партии отбирается для контроля качества. Образцы расчерчиваются по специальной карте по зонам и в каждой зоне происходит замер толщины пластика и качества литья.

10.
Тут мы подошли к секретному роботу, собирающему испарители. Смотреть на его работу можно бесконечно, а вот показывать пока что нельзя. Суть в том, что оклеенную металлизированным материалом камеру берет «рука» робота и равномерно обматывает ее трубкой, в которой позже будет находится хладагент. Получается вот такая деталь.

11.
На длинном конвейере происходит предварительная сборка холодильников. Операций очень много и обо всех рассказывать смысла нет.

12.
Белые коробочки обрастают трубками. Все соединения пропаиваются. Этот способ соединения обеспечивает наилучшую герметизацию, так как используемый хладагент очень летуч, его молекулы намного меньше молекул воздуха.

13.
Еще один сложный и важный процесс — запенивание корпуса холодильника изолирующей массой. Корпус помещается в пресс-форму, в которую под давлением подается технологическая пена. Пена, кстати, смешивается тут же.

14.
Очень интересно смотреть, как автомат подачи раствора ездит вдоль восьми постов и по установленной программой очереди останавливается напротив одного из них, выдвигается вглубь, подсоединяется к камере и заливает раствор. Чем-то напоминает кадры из «Матрицы».

15.
Процесс термоизоляции довольно долог и использование восьми постов для запенивания позволяет использовать машину в одном ритме со всем производством и не тормозить конвейер.

16.
Если вы забыли, в каком городе находитесь, небольшие детали напомнят Привет Боярскому, тысяча чертей!

17.
Еще до запенивания корпуса обкладываются специальной фольгированной бумагой и облицовываются металлическими стенками корпуса. Постепенно холодильник принимает привычный нам облик, правда, пока что без задней стенки и дверей.

18.
Двери собираются на параллельной линии конвейера. Технология почти что такая же. Из пластика формируется внутренняя стенка, которая соединяется с внешней металлической. Металлообработка находится в этой же линии.

19.
Дверцы так же запениваются термоизолирующей пеной. На верхней створке машины закреплены двери для запенивания, а снизу рабочие забирают уже готовые. Через пару секунд створки сомкнутся и двери запенятся.

20.
Hand made.

21.
На дверцы монтируются рамки уплотнителя.

22.
Резиновый уплотнитель делается тоже из гранулята и обрезки так же поступают в повторную обработку. Из машины выходит бесконечная полоса уплотнителя, которая режется на части определенного размера. В уплотнитель вставляется магнитная лента (именно поэтому дверцы холодильника плотно прилегают с корпусу и герметичны) и спаиваются в рамки.

23.
Вернемся к корпусам на финальную стадию сборки. Тут встречаются все детали — корпуса, двери, внутренние полки, элементы управления и компрессоры.

24.
Собирается задняя стенка. Форма решетки конденсатора не вертикальная, как у большинства холодильников, а горизонтальная. Таким образом увеличивается охлаждающая поверхность и снижаются затраты на преодоление хладагентом гравитации, а это увеличивает энергоэффективность и уменьшает нагрузки на компрессор.

25.
Кстати, компрессоры — одна из немногих импортируемых деталей. Уже несколько лет Bosch пытается подтянуть одного известного производителя холодильных компрессоров до своих стандартов, но пока что безрезультатно. Таким образом получается, что применяя жесткий отбор поставщиков комплектующих, концерн работает не только на свою репутацию и надежность, но и на благо других потребителей этих комплектующих. Ведь если, допустим, тот же производитель компрессоров дотянет качество своей продукции до требований Bosch, то выиграют в качестве и другие заводы по производству холодильников, использующие эти компрессоры.

26.
Осталось совсем немного и холодильник будет готов к последней операции — заправке хладагентом.

27.
Установка электронной начинки. Блоки и панели управления тоже зарубежного производства.

28.
Последний пост — из контура откачивается воздух и создается вакуум, а потом туда закачивается хладагент.

29.
Трубки завальцовываются и запаиваются. Все, холодильник готов!

30.
Но это не значит, что его сейчас упакуют и отправят на склад. Начинается один из самых больших участков производства — зона контроля качества. Каждый холодильник проходит через этот участок. Происходит визуальный осмотр, проверка герметичности камер и контуров.

31.
Пост проверки электробезопасности. На электрическую схему холодильника кратковременно подается напряжение в 1700 V. Этакая репетиция отгорания нуля в подъездном стояке. Конечно же, холодильники должны это испытание выдержать, и конечно же не должно быть пробоев на корпус.

32.
Примерно 8-10% продукции попадает на второй этаж, в зону AWP. Тут специалисты департамента управления качеством проводят тестирования холодильников, которые могут продолжаться до 24-х часов.

33.
Проводится полноценный тест работы холодильника: замеряется время охлаждения камер, потребляемая мощность, время сохранения холода после отключения и другие параметры.

34.
Но самым главным тестом является тест на магниты. Выдержит ли дверца массу магнитов? Не прогнуться ли петли? Как магнитное поле повлияет на продукты внутри и не ослабнут ли из-за противофазы магнитные ленты в уплотнителях дверей?

35.
Конечно, это шутка. Заключительным этапом является процесс упаковки. Это ответственный этап — холодильники расходятся по всей территории СНГ и зачастую условия перевозки оставляют желать лучшего. Там же каждый холодильник получает индивидуальную маркировку — штрих-код.

36.
Упаковочный автомат натягивает на коробку плотный полиэтиленовый пакет, холодильник заносится в базу и уезжает на склад.

37.
Склад находится в огромном соседнем помещении. Коробки разгружаются на транспортеры, проходят через ворота автоматической регистрации и распределяются в группы для последующего хранения.

38.
Погрузчик одновременно может взять двенадцать холодильников.

39.
Информация о местонахождении каждого холодильника заносится в базу. Найти его потом не составит труда.

40.
Говорят, работники склада отличаются особой неторопливостью и флегматичностью.

41.
Еще бы. Своей бескрайностью склад напоминает библиотеку Незримого Университета из произведений Пратчетта.

42.
Отсюда же производится отгрузка партий холодильников. Обратите внимание: упаковка позволяет безболезненно класть верхний ряд на заднюю сторону коробки.

43.
Процесс погрузки стандартной фуры занимает примерно двадцать минут. В среднем, со склада уходит 40-60 фур в день. Завод покрывает потребности всей территории СНГ.

44.
Я уже достаточно подробно рассказал про контроль качества, но это проверка уже готовой продукции. А как планируется этот уровень качества? Ведь мало отследить исполнение, надо еще и грамотно заложить это качество на уровне разработки продукта.

45.
Это отдел контроля качества. В специальных помещениях тут создаются экстремальные условия для работы. В широком диапазоне изменяется температура окружающей среды и влажность. В тот момент в камере была температура в 43 градуса. Несколько холодильников работали в различных режимах, один даже с открытыми дверцами.

46.
А в этой звукоизолированной камере замеряется уровень шума работающего холодильника. Специальные экраны из оргалита направляют звуковую волну в сторону вращающегося на штативе микрофона.

47.
Этот холодильник специально роняли и замеряли изменение геометрии. Как и в хорошем автомобиле, после краш-теста дверь должна открываться. А то вдруг человек останется без еды?

48.
Предыдущий холодильник роняли с большой высоты и без упаковки. Упаковка так же проходит несколько жестких тестов. Например, падение с высоты пятнадцати сантиметров на угол.

49.
Или полчаса на вибростенде, изображающим российские дороги. Тяжелый холодильник подпрыгивает как мячик для пинг-понга. Или боковой удар об стенку, имитирующий перевозку в железнодорожном вагоне.
После всех этих издевательств холодильник распаковывается и тщательно изучается на предмет повреждений. Упаковка так же исследуется.

50.
Проходят испытания и все подвижные части, как то полки, выдвижные ящики, двери, петли и ручки. К примеру, эта дверь откроется 20000 раз, а ящик выдвинется 40000 раз.

51.
Мы уже выяснили, что российская сборка от европейской ни качеством комплектующих, ни качеством монтажа не отличается. Так есть ли отличия вообще? Чтобы выяснить это, пойдем в гости к инженерам. На производстве в Стрельне работают как российские специалисты, так и приглашенные, по-русски говоря, экспаты. Такая схема позволяет обмениваться опытом и обучаться прямо на производстве, в процессе. Интересно, что обмен опытом происходит обоюдно, нашим специалистам тоже есть, чем удивить коллег.
Так вот, все новые модели холодильников проходят тщательное изучение и адаптацию под реалии бывшего Советского Союза. К примеру, в Европе нет проблем со скачками электричества, более щадящий климат, в конце концов, не надо хранить пятилитровую кастрюлю борща и трехлитровые банки. А у нас все эти особенности надо учитывать еще до начала производства.

52.
К тому же, чаще всего кухня для нас это не только место приготовления и приема пищи, а место для посиделок и своего рода гостиная. Соответственно, и к дизайну надо подходить немного с другой стороны. Сейчас Bosch выпускает интересную золотую серию четырех цветов (шоколад, карамель, ваниль, молоко). Говорят, эти холодильники должны органично вписаться в любую кухню. Выглядят они и правда красиво.

53.
Ну что ж, теперь я знаю, что при покупке холодильника марка играет не самую последнюю роль. В первую очередь, это гарантия качества. И покупая «фирменный» холодильник совершенно не обязательно переплачивать за европейскую сборку. Скорее всего, модель будет не адаптирована для России. Согласитесь, будет обидно купить прибор в полтора раза дороже российской сборки и потерять его при первом же скачке напряжения или лишиться возможности хранить в нем крынку молока от любимой бабушки.
Хочу сказать большое спасибо ООО «БСХ Бытовые Приборы» за возможность съемки и лично Антону Рассадину за интереснейший рассказ.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт