Сестра медицинская детского стационарадолжностная инструкция. Особенности работы медицинской сестры в детской больнице при выхаживании недоношенных Обязанности медсестры реанимации новорожденных

20.07.2019

Современная организация перинатальной (в том числе неонатальной) помощи предусматривает три уровня сложности.

Первый уровень - оказание простых форм помощи матерям и детям: первичная помощь новорождённому, выявление состояний риска, ранняя диагностика заболеваний и направление пациентов в другие ЛПУ.

Второй уровень - обеспечение всей необходимой медицинской помощью при нормально протекающих и осложнённых родах. Учреждения этого уровня должны располагать высококвалифицированным персоналом и специальным оборудованием. Здесь решают задачи, обеспечивающие короткий курс ИВЛ, клиническую стабилизацию состояния тяжелобольных и глубоко недоношенных детей и направление их в стационары третьего уровня.

Третий уровень - оказание медицинской помощи любой степени сложности. Такие учреждения требуют целенаправленного обеспечения кадрами высокой квалификации, лабораториями и современной аппаратурой.

Несмотря на то, что центральным звеном данной системы является ПЦ (третий уровень), родильный дом или родильное отделение общего типа (первый уровень) также играют очень важную роль.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННЫХ РОДИЛЬНОГО ДОМА

Отделение для новорождённых в родильных домах имеет количество коек, равное 110% от акушерских послеродовых коек. В физиологическом и обсервационном послеродовых отделениях новорождённые располагаются в палатах типа «мать и дитя». Это обусловлено тем, что многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о благоприятном влиянии раннего контакта матери и ребёнка на формирование биоценоза у новорождённого, становление его иммунитета, формирование материнских чувств и психологической связи между матерью и ребёнком. Кроме того, в физиологическом и обсервационном отделениях выделяют и отдельные палаты для новорождённых (при противопоказаниях для совместного пребывания, например, для детей от кесарева сечения, которых на одни сутки отделяют от матерей). Однако современный отечественный опыт показывает, что как после кесарева сечения, так и при нетяжёлых заболеваниях матери и ребёнка совместное пребывание не только возможно, но существенно улучшает прогноз для женщин и детей.

В физиологическом отделении выделяют палату интенсивной терапии новорождённых (ПИТН) для недоношенных, для детей, родившихся в асфиксии, новорождённых с клиникой церебральных поражений, дыхательных нарушений, перенёсших хроническую внутриутробную гипоксию. Сюда же помещают детей, родившихся от переношенной беременности, с клинической картиной гематологической резусной и групповой сенсибилизации. В рядовых родильных домах число коек для такого поста соответствует 15% числа коек послеродового отделения.

Число коек для новорождённых обсервационного отделения соответствует числу послеродовых коек и должно составлять не менее 20% общего числа коечного фонда в стационаре. Обсервационное отделение (палата) следует располагать так, чтобы оно не имело связи с другими отделениями новорождённых (лучше на разных этажах). Здесь находятся дети, рождённые необследованными матерями, поступившие в родовспомогательное учреждение после родов, произошедших вне родильного дома. Сюда же помещают новорождённых, переведенных из физиологического отделения в связи с заболеванием матери, детей с тяжёлыми некурабельными пороками развития, «отказных» детей, подлежащих усыновлению или переводу в лечебные стационары и дома ребёнка. В обсервационном отделении хтя таких пациентов выделяют изолятор на 1-3 койки. Дети с гнойно-воспалительными заболеваниями подлежат переводу в больничные стационары в день постановки диагноза.

Принципиально важно выделить в отделении новорождённых отдельные помещения для пастеризации грудного молока (в физиологическом отделении), гранения вакцины БЦЖ, вакцины против гепатита. В, хранения чистого белья и матрацев, санитарные комнаты и комнаты для хранения инвентаря. Сестринские посты отделений новорождённых целесообразно полностью изолировать друг от друга, размещая их в разных концах коридора, максимально удаляя от туалетных комнат и буфетной.

При раздельном пребывании для соблюдения цикличности детские палаты должны соответствовать материнским; в одной палате помещают детей одного и того же возраста (допускается разница до 3 сут). С общим коридором детские палаты сообщаются через шлюз, где устанавливают стол для медицинской сестры. Два стула и шкаф для хранения суточного запаса автоклавированного белья. Каждый медицинский пост должен иметь разгрузочную палату для детей, матери которых задерживаются после выписки основного контингента новорождённых и родильниц.

Организация медицинской помощи новорождённым начинается с родильного блока, где для этой цели необходимо выделить манипуляционно-туалетные комнаты при родовых палатах. Поскольку в этих помещениях производится не только уход за новорождёнными, но и реанимационные мероприятия, они должны иметь специальное оборудование. Сюда относится пеленальный стол с подогревом и приспособления для оказания первичной и реанимационной помощи. Оптимальным вариантом обеспечения теплового комфорта являются источники лучистого тепла, которыми снабжены современные реанимационные и пеленальные столы.

Рядом с пеленальным столом располагают столик с предметами ухода за новорождённым: банки с широким горлом и притёртыми пробками для 95% этилового спирта. 5% раствора калия перманганата, флаконы со стерильным растительным маслом в индивидуальной расфасовке по 30 мл, лоток для отработанного материала, стерильные пинцеты и корнцанги. Предпочтительно использовать одноразовые пластиковые зажимы для пуповины.

Вблизи пеленального стола размещают тумбочку с весами - лотковыми или электронными. Использование последних очень удобно для взвешивания новорождённых с очень низкой (менее 1500 г) и экстремально низкой (менее 1000 г) массой тела.

Для оказания экстренной помощи новорождённому необходимо иметь оборудование для отсасывания слизи из верхних дыхательных путей:

Баллончик или приспособление типа Mucus Extractor, катетер De Lee;

Катетеры для отсасывания № 6, 8,10;

Желудочные зонды № 8;

Тройники;

Электроотсос (или механический отсос). Оборудование для респираторной терапии:

Источник кислорода;

Ротаметр;

Увлажнитель кислородно-воздушной смеси;

Соединительные кислородные трубки;

Саморасправляющийся мешок типа «Амбу»;

Лицевые маски;

Аппарат для механической искусственной вентиляции легких типа Neo-Puff для проведения вентиляции с помощью Т-адаптера и маски.

Оборудование для интубации трахеи:

Ларингоскопы с прямыми клинками № 0 для недоношенных и № 1 для доношенных новорождённых;

Запасные лампочки и элементы питания для ларингоскопа;

Эндотрахеальные трубки размером 2,5; 3,0; 3,5; 4,0;

Проводник (стилет) для эндотрахеальной трубки. Медикаменты:

Раствор адреналина гидрохлорида 1:10 000;

0,9% раствор натрия хлорида;

Раствор гидрокарбоната натрия 4%;

Стерильная вода для инъекций. Инструментарий для введения медикаментов:

Шприцы объёмом 1, 2, 5,10, 20, 50 мл;

Иглы диаметром 25, 21,18 G;

Пупочные катетеры № 6 и 8;

Спиртовые тампоны.

Кроме того, для оказания первичной и реанимационной помощи необходимы часы с секундной стрелкой или Apgar- time, стерильные перчатки, ножницы, лейкопластырь шириной 1-1,5 см, фонендоскоп.

В шкафу или на отдельном столе помещают биксы со стерильным материалом: пакеты вторичной обработки пуповины, пипетки и ватные шарики (для вторичной профилактики бленнореи новорождённых), наборы для пеленания детей, медальоны и браслеты, собранные в индивидуальные пакеты. В набор для вторичной обработки пуповины входят завёрнутые в пелёнку ножницы, две металлические скобки Роговина, зажим для скобок (предпочтительно использовать пластиковые зажимы), шёлковая или марлевая лигатура диаметром 1 мм и длиной 10 см, марля для покрытия культи пуповины, сложенная треугольником, деревянная палочка с ватой, 2-3 ватных шарика, лента для измерения новорождённого. В европейских странах полагают, что наложение повязки на культю пуповины замедляет её подсыхание и способствует инфицированию.

В манипуляционно-туалетной комнате для новорождённых должны быть ёмкости с антисептиками для обработки рук персонала. Пеленальный стол, весы и кроватки перед поступлением каждого нового пациента обрабатывают ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе.

Обслуживание новорождённого в манипуляционно-туалетной комнате осуществляет акушерка, которая после тщательной санитарной обработки рук проводит вторичную обработку пуповины. Среди известных методов этой обработки предпочтение следует отдать способу Роговина или наложению пластикового зажима. Однако при резус- отрицательной крови матери, изосенсибилизации её по системе АВО, объёмной сочной пуповине, затрудняющей наложение скобки, а также при малой массе тела (менее 2500 г), при тяжёлом состоянии новорождённых на пуповину целесообразно накладывать шёлковую лигатуру. В этом случае сосуды пуповины легкодоступны для проведения инфузионной и трансфузионной терапии.

Вслед за обработкой пуповины акушерка стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным или вазелиновым маслом, проводит первичную обработку кожных покровов, удаляя с кожи ребёнка кровь, слизь и меконий. После обработки кожу осушают стерильной пелёнкой и производят антропометрические измерения.

Профилактика инфекционных заболеваний глаз у новорождённых проводится во время первичного туалета новорождённого путём однократного закапывания в конъюнктивальный мешок раствора серебра нитрата 2%, раствора сульфацил-натрия 20% (трижды с интервалом 10 мин) или закладыванием за нижнее веко тетрациклина гидрохлорида 1% или эритромицина фосфата 10 000 ЕД в 1 г (глазная мазь, полоска длиной до 1 см). Кроме того, допустимо однократное закапывание в конъюнктивальный мешок раствора протаргола 1% или раствора колларгола 1% (глазные капли).

На браслетах и медальоне акушерка записывает фамилию, имя, отчество, номер истории родов матери, пол ребёнка, массу и длину его тела, час и дату рождения. Новорождённого пеленают, укладывают в кроватку, наблюдают в течение 2 ч; после осмотра педиатра акушерка переводит его в отделение для новорождённых. Все большее распространение получает методика выкладывания ребенка на живот матери и раннего прикладывания к груди.

В родильном зале врач проводит первый осмотр новорождённого, после чего заполняет историю развития новорождённого. Все медицинские манипуляции с новорождённым проводятся после получения письменного информированного согласия матери.

Перевод ребёнка из родильного зала в отделение новорождённых зависит от его состояния. При приёме новорождённого в детское отделение медицинская сестра сличает надписи на браслетах и медальоне с историей родов матери, вывешивает на кровати ребёнка номер. В истории развития новорождённого отмечает дату и час поступления, пол ребёнка, массу тела, состояние и температуру. Аналогичная запись проводится в журнале регистрации отделения новорождённых.

Перед обработкой и пеленанием каждого новорождённого персонал должен мыть руки и обрабатывать их антисептиком. Ежедневный туалет новорождённого проводится медсестрой в определённой последовательности: умывают лицо ребенка тёплой водой, обрабатывают глаза, нос, уши. Складки кожи обрабатывают стерильным вазелиновым или растительным маслом. Область ягодиц и промежность обмывают тёплой проточной водой с детским мылом (лучше со специальным гелем для мытья новорождённых во флаконе с дозатором), подсушивают промокательными движениями стерильной пелёнкой и смазывают стерильным вазелиновым маслом. Глаза новорождённых обрабатывают стерильными ватными стариками, смоченными в дистиллированной воде. Туалет носовых ходов осуществляют с помощью стерильных фитильков, смоченных стерильным вазелиновым маслом; ушей - сухими стерильными шариками.

Уход за остатком пуповины осуществляют открытым способом, повязку снимают на следующий день после рождения. Обработка остатка пуповины является врачебной процедурой - именно с этого врач начинает ежедневный осмотр. Культю пуповины обрабатывают 70% этиловым спиртом или 3% раствором водорода пероксида, затем 5% раствором калия перманганата или бриллиантового зелёного. После отпадения остатка пуповины (чаще на 4-6-й день жизни) пупочную ранку обрабатывают раствором 3% водорода пероксида с последующим применением 5% калия перманганата или бриллиантового зелёного. Обработку пупочной ранки проводят ежедневно до полного заживления. Корочки пупочной ранки подлежат удалению при обработке. Хирургическое иссечение пуповинного остатка - потенциально опасная процедура, поэтому её не рекомендуют. Использование препаратов йода для ежедневного туалета новорождённого и обработки пупочной ранки исключено из-за возможности резорбции препарата и риска угнетения функции щитовидной железы.

В отделении новорождённых родильного дома используется только стерильное бельё; новое бельё предварительно стирают и автоклавируют. Пеленание новорождённых проводят не менее 6-7 раз в сутки, т.е. перед каждым кормлением, применяя «широкое пеленание». Тугое пеленанание ребёнка нарушает микроциркуляцию крови, поэтому рекомендуется нетугое пеленание со свободными ручками. Ежедневно в определённое время перед кормлением проводят взвешивание ребёнка. Температуру тела измеряют 2 раза: в 5.00-6.00 и в 17.00-18.00 каждый день. Температура воздуха в палатах для новорождённых должна быть 22-24 °С, а в палате для недоношенных - 24-26 °С. Палаты должны быть обеспечены тёплой водой, стационарными бактерицидными лампами, подводкой кислорода. Палаты следует регулярно проветривать (в промежутках между кормлениями) и кварцевать (по 30 мин 5-6 раз в день).

Все изделия медицинского назначения, в том числе инструменты, применяемые для ухода за новорождёнными (глазные пипетки, шпатели и др.), подлежат дезинфекции и стерилизации. Лекарственные формы для новорождённых используют в мелкой или однократной расфасовке. Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделениях новорождённых является непременным условием работы. Особенно важно уделять внимание мытью рук персонала. Важным элементом уменьшения возможности инфицирования новорождённых является применение персоналом латексных или полиэтиленовых перчаток.

В последнее время менее жёсткими стали требования в отношении масочного режима. Использование масок целесообразно лишь в условиях эпидемически неблагоприятных ситуаций (например, эпидемия гриппа в регионе) и при проведении инвазивных манипуляций. Ослабление масочного режима при соблюдении прочих санитарно- эпидемиологических правил не привело к сколько-нибудь заметному росту неонатальных инфекций.

Послеродовое физиологическое отделение.

Совместное пребывание матери и ребёнка

Совместное пребывание родильницы и новорождённого в палате послеродового отделения родильного дома имеет преимущества перед раздельным пребыванием: снижается заболеваемость внутрибольничной инфекцией и интенсивность циркуляции госпитальных штаммов, колонизация различных биотопов ребёнка осуществляется материнскими штаммами.

Койки послеродового физиологического отделения следует по возможности располагать в палатах совместного пребывания матери и ребёнка. Возможна организация таких палат в обсервационном отделении. Противопоказания к совместному пребыванию определяются в каждом конкретном случае врачами акушером-гинекологом и неонатологом. Для совместного пребывания матери и ребёнка предназначаются одно- или двухместные палаты. Заполнение палаты происходит в течение одних суток. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимотделения соответствует режиму физиологического отделения с раздельным пребыванием. При совместном пребывании матери и ребёнка по желанию родильницы допускается использование для новорождённых подгузников промышленного производства.

Вне зависимости от условий пребывания новорождённого (совместно или раздельно с матерью) следует избегать использования в рационе новорождённых иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

Грудное вскармливание, вскармливание «по требованию ребёнка» является наиболее рациональным и должно пропагандироваться во всех родовспомогательных учреждениях.

Распорядок дня отделения новорождённых

4.30-6.00 Утренний туалет детей, взвешивание, измерение температуры тела, подготовка к кормлению, выполнение назначений. Влажная уборка коридора и подсобных помещений

6.00-6.30 Первое кормление детей. Влажная уборка палат

7.00-8.00 Стерилизация предметов ухода, обработка пеленального стола, медицинских столиков, весов 8.45-9.30 Пеленание детей

9.30-10.00 Второе кормление детей, получение чистого белья. Приготовление дезрастворов

10.00-13.00 Врачебный обход. Обработка и пеленание детей

13.00-13.30 Третье кормление детей. Влажная уборка палат. Смена кувезов

13.30-15.00 Выполнение дневных назначений. Оформление историй развития новорождённых и

Другой медицинской документации. Выписка детей домой 15.00-15.45 Сбор и передача матрацев в дезкамеру после выписки детей. Заливка палат (экспозиция 2 ч) 15.45-16.30 Пеленание детей. Измерение температуры тела 16.30-17.00 Четвёртое кормление детей

17.30-18.45 Мытьё палат после заливки. Обработка кувезов и предметов кислородотерапии 18.45-20.00 Пеленание и вторичная обработка детей 20.00-20.30 Пятое кормление детей. Влажная уборка палат 20.30-21.30 Мытьё клеёнчатых чехлов и фартуков

21.30-23.30 Пеленание детей. Выполнение назначений. Влажная уборка коридоров и подсобных помещений 23.30-24.00 Шестое кормление детей. Влажная уборка палат

Комната для сбора, пастеризации и хранения грудного молока

В послеродовых физиологических отделениях выделяют помещения для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Перед каждым кормлением медсестра раздаёт матерям стерильную посуду и собирает её со сцеженным после кормления молоком.

Молоко от матерей с трещинами сосков и от родильниц обсервационного отделения сбору не подлежит. Собранное грудное молоко разливают в бутылочки по 30-50 мл для индивидуального использования, закрывают и пастеризуют на водяной бане (не более 5-7 мин от закипания воды), уровень воды в которой должен быть не ниже уровня молока в бутылочках. Пастеризованное молоко, молочные смеси и питьевые растворы используют для новорождённых только по назначению врача при наличии показаний. Бутылочки с молоком после пастеризации охлаждают до комнатной температуры и раздают для кормления детей или хранят в холодильнике не более 12 ч. Вода и растворы для питья должны быть в стерильной индивидуальной разовой расфасовке.

Запрещается кормление нескольких детей из одной бутылочки. Докармливание или допаивание при показаниях осуществляется из индивидуального разового сосуда или ложки Скрининг новорождённых

Весьма важным элементом работы отделения новорождённых является проведение тотального скрининга на ФКУ, врождённый гипотиреоз (ВГ), АГС, муковисцидоз и галактоземию. Основным условием эффективности скрининга является соблюдение сроков - возраст ребёнка должен достигать 3 сут.

Желательно проведение аудиологического и офталъмологигеского скрининга на врождённую и раннюю неонатальную патологию слуха и зрения у детей. Идеальной моделью аудиологического скрининга новорождённых является регистрация и анализ задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ). При проведении офтальмологического скрининга целесообразно использовать следующее оснащение и приборы: бинокулярный или панорамный офтальмоскоп, лупы силой +16 и +20 диоптрий, стерильные пружинные векорасширители, глазные капли для расширения зрачка, стерильные пипетки.

Вакцинация против гепатита В

В рамках Национального календаря профилактических прививок профилактика гепатита В новорождённым проводится путём трёхкратной прививки в первые 12 ч после рождения ребёнка, в 1 мес и в 6 мес. Детям, родившимся у матерей-носительниц вируса гепатита В или заболевшим вирусным гепатитом В в III триместре беременности, вакцинацию проводят по следующей схеме: в первые 12 ч после рождения, в 1 мес, 2 мес и 12 мес. Одновременно с первой прививкой ребёнку рекомендуется ввести иммуноглобулин человека против гепатита В. Новорождённым и детям младшего возраста вакцину вводят только внутримышечно в переднебоковую область бедра. Не рекомендуется вводить вакцину внутримышечно в ягодичную область, а также подкожно или внутрикожно, так как это может привести к низкому иммунному ответу. При заболеваниях свёртывающей системы крови вакцина может быть введена подкожно. Вакцина против гепатита В представляет собой рекомбинантную суспензию для внутримышечного введения. Доза для новорождённых составляет 0,5 мл (10 мкг). Вакцинация против гепатита В проводится всем здоровым новорождённым обученной медицинской сестрой с письменного информированного согласия родителей.

Вакцинация против туберкулёза

Вакцинацию проводят на 4-7-й день жизни здоровым доношенным новорождённым. Специфическую профилактику туберкулёза можно проводить только зарегистрированными в РФ препаратами - вакциной туберкулезной сухой для внутрикожного введения (БЦЖ) и вакциной туберкулезной сухой для щадящей первичной иммунизации (БЦЖ-М).

Для вакцинации новорождённых внутрикожным методом в отдельном помещении (кабинете или комнате) родильного дома необходимо иметь:

Холодильник для хранения вакцины БЦЖ и БЦЖ-М при температуре не выше -8 °С;

Шприцы на 2,0 мл и 5,0 мл одноразового применения для разведения вакцины - 2-3 шт.;

Шприцы одноразовые туберкулиновые вместимостью 1,0 мл с хорошо пригнанным поршнем и тонкой короткой иглой с коротким косым срезом - не менее 10-15 шт. на один день работы;

Иглы инъекционные № 840 для разведения вакцины - 2-3 шт.;

Этиловый спирт 70% (этанол), антисептическое средство;

Дезинфицирующий раствор (для замачивания использованных игл, шприцев, ампул).

Все необходимые для внутрикожной вакцинации предметы должны храниться под замком в отдельном шкафчике. Использование их для каких-либо других целей категорически запрещается.

Прививку БЦЖ проводит специально обученная медицинская сестра. Перед вакцинацией необходимо информировать родителей ребёнка об иммунизации и местной реакции на прививку - и получить информированное согласие в письменной форме. Согласие родителей на вакцинацию заносится в историю развития новорождённого. Проведение вакцинации в родильном доме допускается в детской палате в присутствии врача после осмотра им ребёнка. Вакцину БЦЖ-М применяют внутрикожно в дозе 0,025 мг в 0,1 мл растворителя.

В роддоме прививают недоношенных новорождённых с массой тела 2000 г и более (при условии восстановления первоначальной массы тела) за день до выписки домой.

В день вакцинации во избежание контаминации никакие другие парентеральные манипуляции ребёнку не проводят.

На сегодняшний день чётко разработаны противопоказания к применению вакцины БЦЖ, соблюдение которых позволяет избегать постпрививочных реакций.

В связи с ранней выпиской из акушерских стационаров, при отсутствии противопоказаний вакцинация новорождённых против туберкулёза может проводиться с 3-х суток жизни, выписка возможна через час после вакцинации (при отсутствии постпрививочной реакции).

При неосложнённом течении послеродового периода у родильницы и раннего неонатального периода у новорождённого, а также при положительной динамике прибавки массы тела мать с ребёнком могут быть выписаны домой на 4-6-е сутки после родов. Для выписки детей в роддоме должны быть две выписные комнаты (отдельно для физиологического и обсервационного отделения). После выписки родильниц и новорождённых в освобождённой палате проводится заключительная дезинфекция с обязательной камерной обработкой постельных принадлежностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЁННЫМ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Зарубежный опыт и тенденции развития здравоохранения в России подсказывают необходимость перехода к новой для нашей страны организационной форме охраны материнства и детства - перинатальным центрам. Эта форма производит впечатление наиболее прогрессивной и перспективной. Медицинская помощь в таких учреждениях, где находятся беременные высокого риска, начинается на уровне плода и продолжается после рождения в ОРИТН. Одна эта организационная мера позволяет в два раза и более снизить риск смертности среди новорождённых с очень низкой массой тела. Известно, что в нашей стране более половины пациентов, умерших в неонатальном периоде, погибают в первые сутки жизни. Таким образом, организационная стратегия должна заключаться в максимальном приближении высококвалифицированной реанимации и интенсивной терапии к первым минутам и часам жизни. Несмотря на то, что первичная помощь и реанимация новорождённых независимо от организационного уровня родовспомогательного учреждения работают по единой схеме (приказ № 372 МЗ РФ от 28.12.95), наибольшие возможности для её эффективного осуществления имеются в перинатальном центре. При своевременной и адекватной реанимационно- интенсивной помощи, как правило, удаётся восстановить адекватное дыхание, нормальную частоту сердечных сокращений (ЧСС) и цвет кожных покровов, после чего ребёнка переводят в ОРИТН для последующего лечения. Туда же поступают новорождённые с неадекватным самостоятельным дыханием, шоком, судорогами и разлитым цианозом, недостаточностью кровообращения, нарушениями сердечного ритма, гипербилирубинемией и другими метаболическими расстройствами.

Современная концепция интенсивной терапии и реанимационной помощи новорождённым в перинатальном центре предусматривает организацию двух реанимационно-интенсивных блоков, расположенных на территории первого и второго этапов лечения. Выделение двух блоков позволяет разделить потоки детей, родившихся в перинатальном центре и переведенных из других акушерских стационаров. Предполагается не более чем десятидневное пребывание новорождённых в отделении реанимации первого этапа. В случае необходимости продолжения реанимационной помощи такие пациенты переводятся в отделение реанимации второго этапа. Подобное разделение позволяет существенно снизить риск внутрибольничной инфекции и повысить эффективность реанимационной помощи новорождённым.

Отделения решают следующие задачи:

Оказание высококвалифицированной помощи новорождённым, родившимся как в перинатальном центре, так и переведённым из других родовспомогательных учреждений;

Проведение реанимационно-интенсивного лечения новорождённым с хирургической патологией в пред- и послеоперационном периоде;

Организация консультативно-транспортной ургентной службы в регионе;

Обеспечение санитарно-противоэпидемических мероприятий на современном уровне и профилактики госпитальной инфекции;

Проведение санитарно-просветительской работы с матерями и родственниками новорождённых и оказание им эмоциональной поддержки.

Для успешного решения поставленных задач ОРИТН должно в полной мере владеть следующими лечебно- диагностическими и профилактическими технологиями:

Обеспечение комфортного лечебно-охранительного режима, в том числе для пациентов в критическом состоянии, включая детей с экстремально низкой массой тела;

Мониторинг жизненно важных функций с использованием полифункциональных мониторов;

Проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований, включающих биохимические, микробиологические и иммунологические методы, рентгенографию органов грудной и брюшной полости, эхокардиографию (ЭхоКГ), допплерометрию кровотока в магистральных сосудах, УЗИ внутренних органов;

Респираторная терапия (все современные модификации ИВЛ, включая высокочастотную осцилляторную и триггерную, методики спонтанного дыхания под постоянным положительным давлением, ингаляцию оксида азота);

Искусственное вскармливание (ИВ) специальными смесями, в том числе зондовое вскармливание недоношенных детей, проведение полного или частичного парентерального питания (ПП);

Фототерапия, в том числе интенсивная;

Инфузионно-трансфузионная терапия, в том числе использование компонентов донорской крови, аутокрови и проведение операций обменного переливания крови;

Иммунозаместительная терапия;

Коррекция гемостаза, в том числе физико-химических нарушений;

Анестезиологическое пособие при хирургических вмешательствах у новорождённых;

Ранняя диагностика и лечение ретинопатии недоношенных (РН) в условиях ОРИТН;

Проведение скрининга на врождённые и перинатальные инфекции, генетические аномалии;

Дистанционный контроль за состоянием пациентов в других ЛПУ территории;

Предтранспортировочная стабилизация состояния новорождённых и их транспортировка «на себя».

Оптимальная мощность блока реанимации и интенсивной терапии новорождённых первого этапа - 12 коек, второго этапа - 18 коек. При этом следует учитывать, что потребность в реанимационно-интенсивных койках при условии занятости коечного фонда на 80-85% составляет 4 койки на каждую 1000 живорождённых детей.

Для успешного выполнения перечисленных выше технологий необходим следующий штат.

Врач анестезиолог-реаниматолог из расчета один круглосуточный пост на 6 коек + 1,5 ставки дополнительно.

Врач детский хирург - 1,5 ставки.

Врач клинической лабораторной диагностики из расчёта один круглосуточный пост на ОРИТН.

Заведующий отделением - врач-анестезиолог, имеющий сертификат по неонатологии.

Медицинская палатная сестра из расчёта один круглосуточный пост на 2 койки.

Медицинская сестра процедурного кабинета из расчёта один круглосуточный пост на 6 коек.

Медицинская сестра-анестезистка - один круглосуточный пост.

Операционная медсестра -1 ставка.

Фельдшер-лаборант из расчёта один круглосуточный пост на 6 коек.

Старшая медицинская сестра - 1 должность.

Младшая медицинская сестра из расчёта один круглосуточный пост на 6 коек.

Сестра-хозяйка - 2 должности.

С учётом высокой доли церебральной патологии в структуре перинатальной заболеваемости и смертности представляется целесообразным включение в штат ОРИТН врача-невролога.

Долечивание, выхаживание и первичная реабилитация новорождённых, прошедших экстремальные условия патологии неонатального периода, проводят в отделении патологии новорождённых, откуда большую часть пациентов выписывают домой. Наблюдение за ними продолжает консультативная поликлиника ПЦ, что завершает цикл оказания перинатальной помощи.

Приложение к приказу МЗ России № 149 от 05.05.2000 г. Изменения в «Инструкции по организации и проведению профилактических противоэпидемических мероприятий в акушерских стационарах». Пункт 4.3.12.

Акушерско-гинекологическаяпомощь. Руководстводляврачей/Подред.В.И. Кулакова. - М.: Медпресс, 2000.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 372 от 28.12.95 г. «О совершенствовании первичной и реанимационной помощи новорождённым в родильном зале».

Руководство по организации и деятельности ПЦ / Под ред. Н.Н. Володина, В.И. Кулакова, Р.А. Хальфина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

Интересна и востребована, хотя трудна и гиперответственна стационара. Именно от высокой квалификации и организованности педиатрической медицинской сестры зависит, в каком ритме проходит режим работы отделения. В детские отделения госпитализируются пациенты в возрасте до 18 лет с различными заболеваниями и острой патологией. Новорожденные и маленькие дети могут госпитализироваться с родственниками или опекунами, чаще — с мамами.

Профессиональная подготовка педиатрической медицинской сестры

Для работы в детском отделении медсестра должна пройти специализацию «Сестринское дело в педиатрии». Знания, умения и навыки, необходимые при работе с детьми, должны быть безупречными. Педиатрические медицинские сестры глубоко изучают детские болезни и анатомо-физиологические особенности детей разных возрастов. Обязательны навыки проведения реанимационных доврачебных мероприятий.

Личные качества

Работа медицинской сестры детского отделения требует максимальной внимательности, сосредоточенности, четкости в выполнении лечебных, диагностических и неотложных мероприятий. Кроме того, педиатрическая сестра должна быть добрым, чутким, милосердным человеком. Необходимо относиться к вверенным вам детям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вашим родным деткам.

Работа в отделении

Медицинская сестра в любом отделении педиатрии участвует в лечебном процессе, а также ведет санитарно-просветительскую работу среди детей и их родителей.

Лечебные мероприятия включают в себя организацию вскармливания и питания старших детей и родителей по уходу, проведение медицинских манипуляций по назначению врача, раздачу лекарств и контроль их правильного приема, организацию и проведение гигиенических мероприятий, антропометрии, термометрии.

Инвазивные манипуляции медицинская сестра педиатрии должна проводить быстро, аккуратно и наименее болезненно. лекарства детям нужно давать «из рук медсестры в рот ребенка».

Внутримышечные и внутривенные инъекции, внутривенные капельные вливания проводятся в процедурном кабинете либо в палате со строгим соблюдением правил асептики и антисептики. При этом важно найти подход к ребенку и к маме, чтобы процедура доставляла наименьший дискомфорт.

Большое внимание следует уделять приему и сдаче дежурств, которые должны осуществляться у постели больного, с описанием состояния детей, температуры тела и других показателей. Медицинская сестра ежедневно снимает назначения из истории болезни ребенка, делая отметку в листах назначения.

Санпросветработа складывается из разъяснения содержания палаты в чистоте, необходимости соблюдения личной гигиены, режима отделения. Родителей медицинская сестра обучает правилам ухода за больным и здоровым ребенком, разъясняет необходимость точного выполнения врачебных назначений.

Периодически каждая медицинская сестра педиатрии должна выпускать санитарный бюллетень либо информационный листок на актуальную для отделения тему.

Конкретно работа медсестры детского отделения регламентируется должностной инструкцией. Но основные моменты в данной статье мы разобрали.

Через 30 минут после рождения забирает ребенка в отделение для новорожденных.

При партнерских родах возможно нахождение ребенка в детской кроватке или на руках у папы рядом с прооперированной женщиной.

Клинический протокол ведения здорового новорожденного в физиологическом отделении новорожденных

ГБУ «Перинатальный центр» РО

I. Медицинская сестра отделения новорожденных

1. Забирает ребенка в кроватке из палаты совместного пребывания матери с ребенком в детскую палату.

2. Удаляет чрезмерную первородную смазку стерильным вазелиновым маслом.

3.Обрабатывает кожные складки и ногтевые ложа 1% раствором йодопирона.

4. Пеленает в стерильные пеленки.

5. Вносит данные о ребенке в журнал поступления, при необходимости выписывает заявки в лабораторию.

6. Выкладывает ребенка в индивидуальную кроватку и отвозит к матери в палату.

7. Дает полную информацию матери о санитарно-эпидемиологическом режиме:

Раковина для мытья рук матери;

Раковина для подмывания ребенка;

Бак для сброса подгузников;

Бак для грязных пеленок;

Тумбочка для хранения чистых пеленок.

8. Учит мать навыкам кормления и пеленания.

9. Осматривает новорожденного в первые сутки жизни каждые 3 часа. Вносит результаты осмотра в медицинскую документацию (лист наблюдения новорожденного: цвет кожных покровов, срыгивание, диурез, стул, общее состояние).

II. Врач- неонатолог совместно с медсестрой ежедневно:

- осуществляют мытье рук согласно приказу о мытье рук;

Надевают стерильный комплект одежды(халат, шапочка, маска);

Медсестра накрывает манипуляционный стол-каталку (стерильный лоток, индивидуальные стерильные пинцеты, индивидуальный пакет с стерильным материалом, одноразовые средства по уходу за ребенком);

Врач оценивает общее состояние ребенка: спонтанную двигательную активность, ее симметричность, цвет кожных покровов, пропорциональность телосложения, мышечный тонус, физиологические рефлексы, подсчитывает число дыханий и сердцебиений в течении минуты;

Осмотр по системам: осмотр слизистой оболочки полости рта, пальпация головы, швов и родничков, ключиц, аускультация грудной клетки, пальпация живота, определение размеров печени и селезенки, осмотр половых органов, определение объема движений в тазобедренных суставах;

Ежедневно взвешивает ребенка медсестра, врач контролирует физиологическую потерю массы тела и ее прирост;



Физиологический уход за пуповинным остатком: врач ежедневно обрабатывает остаток пуповины до его самостоятельного отпадения или пупочную ранку 70 % спиртом и 5% раствором перманганата калия.

Медсестра обрабатывает кожные складки (шейную, подмышечные, паховые) и ногтевые ложа 1 % раствором йодопирона в первые 3 суток ежедневно, в последующие – 1 раз в три дня.

Обработку глаз осуществляют стерильными ватными тампонами, смоченными в растворе стерильной воды, используя для каждого глаза отдельный тампон (от наружного угла глаза к внутреннему);

III. Процедурная медицинская сестра отделения новорожденных

1. Через 12 часов после рождения и осмотра новорождённого неонатологом, постовая медсестра в ночное время, а в дневное время процедурная медсестра в палате проводит термометрию новорожденного и при отсутствии противопоказаний вакцинирует против вирусного гепатита «В».

2. На 3-и сутки жизни при отсутствии противопоказаний вакцинирует против туберкулеза в прививочном кабинете. Непосредственно перед прививкой проводит термометрию. Проводит беседу с матерью о правилах ухода за местом введения вакцины, о поствакцинальных реакциях после выписки из роддома.

3. На 4-е сутки жизни у доношенных детей, у недоношенных детей в день выписки проводит забор крови из пятки на наследственные заболевания обмена в процедурном кабинете.

4. Всем новорожденным проводит аудиологическое исследование при выписке или переводе в ОПН.

Должностная инструкция медицинской сестры педиатрического отделения

I. Общая часть

На должность медицинской сестры педиатрического отделения назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование, сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии». Назначается и увольняется главным врачом больницы но представлению главной медицинской сестры в соответствии с действующим законодательством. В своей работе руководствуется настоящим Положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам здоровья населения, а также распоряжениями и указаниями вышестоящих органов и должностных лиц. Постоянно совершенствует свои знания и умения.

II. Обязанности

1. Проводит санитарно-просветительную работу среди детей, их родственников и населения, консультирует по вопросам здорового образа жизни, питания, грудного вскармливания, соблюдает правила медицинской этики и деонтологии при общении с персоналом, родителями и детьми.

2. Обучает родителей уходу за здоровым и больным ребенком, выполнению санитарно-эпидемиологических требований ухода за детьми. Осуществляет патронажную работу в семье, собирает информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях его характера, привычках для успешного осуществления ухода за ним.

3. Обеспечивает доврачебную медицинскую помощь детям при неотложных состояниях, организует правильную транспортировку пострадавших.

4. Обеспечивает доврачебный этап профилактических осмотров детей различного возраста на основе скринирующих программ.

5. Планирует вакцинопрофилактику и осуществляет контроль за ее проведением.

6. Осуществляет контроль за выполнением ребенком и родителями рекомендаций и назначений врача.

7. Выполняет программу лечебно-профилактической помощи ребенку, назначенную врачом. Планирует и осуществляет сестринский уход за пациентами в соответствии с приоритетами потребностей.

8. Осуществляет:

Прием пациентов в лечебно-профилактическом учреждении (отделении);

Осмотр на наличие педикулеза, обеспечение больного индивидуальными предметами ухода;

Сбор материала от больных для лабораторного обследования;

Выборку назначений врача из историй болезни;

Подготовку пациентов к инструментальным методам исследования;

Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отношении ребенка, родственников и себя лично;

Контроль за питанием ребенка в условиях лечебно-профилактического учреждения и дома, качеством и соответствием передач, принесенных родителями, разрешенным ассортиментом;

Составление порционных требований на диетостолы;

Контроль за состоянием больного с регистрацией любых изменений, принятие решений в соответствии с уровнем своей компетенции.

9. Представляет врачебному персоналу своевременную информацию об ухудшении состояния пациента, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций.

10. Регулярно повышает квалификацию.

III. Права

1. На основе норм медицинской этики и деонтологии требовать от детей и их родителей соблюдения рекомендаций врача и режима лечебно-профилактического учреждения (отделения).

2. Получать необходимую информацию для четкого выполнения своих обязанностей.

3. Вносить предложения но совершенствованию работы младшего и среднего медицинского персонала отделения учреждения.

4. Проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий.

5. Участвовать в мероприятиях, проводимых для средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.

6. Повышать свою квалификацию.

IV. Ответственность

Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Данная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности "Сестра медицинская детского стационара ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78. Здравоохранение. (С изменениями, внесенными в соответствии с приказами Министерства здравоохранения N 131-О от 18.06.2003 г. N 277 от 25.05.2007 г. N 153 от 21.03.2011 г. N 121 от 14.02.2012 г.)", который утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины 29.03.2002 г. N 117. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Сестра медицинская детского стационара" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - неполное высшее образование (младший специалист) или базовое высшее образование (бакалавр) по направлению подготовки "Медицина", специальности "Сестринское дело", "Лечебное дело" или "Акушерское дело". Специализация по профилю работы. Без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- действующее законодательство об охране здоровья и нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
- права, обязанности и ответственность медицинской сестры детского стационара;
- организацию работы детского стационара (роддома);
- анатомо-физиологические особенности детского возраста;
- нервно-психическое и физическое развитие детей;
- основы психологии здорового и больного ребенка;
- основы общемедицинских и клинических дисциплин;
- клинику наиболее распространенных детских заболеваний;
- правила ухода за больными детьми и новорожденными;
- особенности ухода за недоношенными детьми и детьми из группы риска;
- принципы рационального вскармливания;
- фармакологическое действие наиболее распространенных лекарственных веществ, их совместимость, дозирования, методы введения;
- основные принципы проведения санитарно-профилактической работы с детьми и родителями;
- организацию санитарно-противоэпидемического и лечебно-охранительного режима;
- правила асептики и антисептики;
- правила безопасности во время работы с медицинским инструментарием и оборудованием;
- правила оформления медицинской документации;
- современную литературу по специальности.

1.4. Сестра медицинская детского стационара назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Сестра медицинская детского стационара подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Сестра медицинская детского стационара руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Сестра медицинская детского стационара во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководствуется действующим законодательством Украины об охране здоровья и нормативно-правовыми актами, которые определяют деятельность учреждений здравоохранения.

2.2. Принимает участие в лечебно-диагностическом процессе.

2.3. Выполняет врачебные назначения.

2.4. Проводит манипуляции и процедуры в соответствии с профилем работы.

2.5. Обеспечивает медицинский уход за больными детьми.

2.6. Присматривает за кормлением детей.

2.7. Проводит профилактические мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний и своевременное их обнаружение.

2.8. Владеет приемами реанимации, в состоянии оказать помощь при травматическом повреждении, кровотечения, коллапсе, отравлении, утоплении, механической асфиксии, анафилактическом шоке, ожогах, отморожении, аллергических состояниях.

2.9. Владеет методами асептики и антисептики.

2.10. Ведет медицинскую документацию.

2.11. Принимает активное участие в распространении медицинских знаний среди населения по профилактике заболеваний и их осложнений.

2.12. Придерживается принципов медицинской деонтологии.

2.13. Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень.

2.14. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.15. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Сестра медицинская детского стационара имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Сестра медицинская детского стационара имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Сестра медицинская детского стационара имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Сестра медицинская детского стационара имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Сестра медицинская детского стационара имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Сестра медицинская детского стационара имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Сестра медицинская детского стационара имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Сестра медицинская детского стационара имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Сестра медицинская детского стационара имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Сестра медицинская детского стационара несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт