Сестринский уход за пациентом с бронхиальной астмой, план и рекомендации по работе. «Сестринский процесс при бронхиальной астме Сестринское обследование при бронхиальной астме

24.08.2019

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:


Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

  1. Планирование.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

Видео: Елена Малышева «Причины бронхиальной астмы»

Сестринский уход при бронхиальной астме состоит из множества нюансов. Медсестра должна выстроить план своих действий, чтобы помочь пациенту скорее оправиться от болезни и добиться стойкого рецидива впоследствии .
Для этого необходимо выявить жалобы и проблемы заболевшего, организовать режим дня, выполнять все врачебные назначения, проводить разъяснительные беседы. Особую внимательность следует соблюдать в ведении маленьких пациентов с таким недугом.

Этапы сестринского процесса

Сестринский процесс при бронхиальной астме, как и при любом другом заболевании, состоит из 5 основных этапов.

Осуществление сестринского обследования

Конечно, при первичном обращении заболевшего человека в больницу, осмотр проводит специалист с высшим медицинским образованием. Однако чтобы выстроить тактику ухода, медицинской сестре необходимо определить тяжесть состояния пациента самостоятельно.

Что нужно выявить на этом этапе:

  • частоту, интенсивность удушающих приступов ;
  • в какое время суток заболевание проявляет себя чаще всего;
  • что предпринимает больной для купирования удушья;
  • какие аллергические заболевания имеются в анамнезе;
  • когда в первый раз была диагностирована бронхиальная астма.

Во время осмотра медсестра оценивает психологическое состояние пациента, а также положение тела (вынужденное или нет), наличие кашля, одышки.

Осуществляются исследования, которые помогают выстроить тактику ухода: измерение пульса и артериального давления, осмотр кожных покровов на наличие цианоза или бледности .

Постановка сестринского диагноза

Этот этап не менее важен, так как он помогает выявить основные потребности пациента, а затем приступить к их решению. Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, имеют не только физиологические, но и социальные трудности.

Помимо ухудшения состояния, человека беспокоят страхи, от ограничения деятельности он может чувствовать вину или злость. Грамотный медицинский работник должен найти подход к астматику, помочь ему выздороветь и адаптироваться после очередного обострения .

Основные физиологические проблемы:

  • сбои в дыхании - патология сопровождается усиленной респираторной одышкой, кашлем, приступами удушья;
  • проблемы со сном - поскольку ухудшение состояния у астматиков наблюдается в вечерний и ночной период, это не способствует полноценному отдыху;
  • невозможность осуществлять необходимые нагрузки - из-за болезни человек временно теряет работоспособность, так как любая двигательная активность ухудшает состояние;
  • принуждение соблюдать диету - запретными могут становиться самые любимые продукты, что также доставляет дискомфорт.

Психологические проблемы, с которыми придётся столкнуться:

  • страх смерти;
  • жалость к себе;
  • подавленность, отсутствие настроения;
  • временный выход из привычного режима и социума;
  • депрессия из-за пожизненного диагноза;
  • злость на себя, а иногда и на медицинский персонал;
  • отсутствие полноценного общения из-за постоянной одышки.

Со всеми этими проблемами придётся работать сестре. От того, как медицинский работник выстроит план дальнейшего ухода, зависит не только скорость выздоровления, но и психологическое состояние пациента .

К слову, в развитии бронхиальной астмы немалую роль играет именно психика, особенно у детей. Конечно, не обходится без аллергической составляющей.

Подготовка плана ухода и его реализация

Когда состояние заболевшего выявлено и обнаружены его все первоочередные потребности, медсестра выстраивает дальнейший план ухода за астматиком. Он включает в себя множество пунктов.

Какие действия следует предпринять на этом этапе:

  • Осуществлять выполнение всех врачебных назначений

Немало зависит от медикаментозного лечения, поэтому медицинская сестра должна точно выполнять все рекомендации доктора . Следует своевременно делать инъекции и ингаляции, следить за пероральным приёмом препаратов. Также нужно наблюдать за состоянием астматика после использования лекарственных средств. Если имеется ухудшение, необходимо сообщить об этом лечащему врачу.

  • Организовать режим отдыха и бодрствования, следить за его выполнением

Больному необходимо пояснить тактику дальнейшего лечения, рассказать о важности нахождения в стационаре, профилактике болезни, напомнить о вреде курения с такой патологией.

  • Следить за нормализацией питания больного
  • Способствовать организации досуга пациента

Медицинский работник обязан провести беседу о том, что важно не зацикливаться на проблеме и заниматься возможными видами деятельности. Так нормализуется эмоциональный фон человека, благодаря чему решается сразу несколько психологических проблем.

  • Создать в палате подходящие условия

Сестра контролирует проведение регулярных проветриваний, осуществление тщательной влажной уборки, своевременную смену постельного белья.

  • Оказать помощь в проведении гигиенических мероприятий, если она требуется

Рекомендуется ненавязчиво предложить её пациенту. Таким способом удовлетворяется физиологическая потребность человека в чистоте. Объяснить важность соблюдения гигиены не только для избавления от физических проблем, но также от психологического дискомфорта.

  • Обеспечить регулярный контроль над состоянием больного

Медсестра должна ухаживать за больным, проводить регулярные осмотры, измерять пульс, температуру тела, артериальное давление, контролировать эффективность терапии . Следует регулярно спрашивать о самочувствии, а также выраженности одышки, кашля.

Оценка эффективности ухода

Оценивать эффективность от сестринского ухода необходимо после выполнения каждого этапа терапии. Здесь нужно следить за динамикой состояния подопечного.

Осуществление подготовленного плана способствует скорейшему выздоровлению человека с астмой . В дальнейшем, всё будет зависеть только от него. Если все беседы проведены, медицинский работник подробно разъяснил пациенту причину болезни и методы борьбы с ней, можно добиться стойкого рецидива патологии.

Помощь во время приступа удушья

Сестринская заключается не только в осуществлении ежедневных мероприятий. Она должна знать, как помочь человеку, если неожиданно появились приступы удушья .

Что необходимо сделать во время приступа:

  • обеспечить доступ свежего воздуха в палату, усадить человека поближе к окну, расстегнуть давящую одежду;
  • устранить аллерген, который вызвал приступ;
  • подготовить необходимые лекарственные средства (бронхорасширяющие, антигистаминные);
  • осуществить отвлекающую ванночку для ног;
  • организовать постоянный доступ тёплого питья.

Во время приступа, за пациентом необходимо постоянно наблюдать, выполнять тщательный уход. При отсутствии терапевтического эффекта от бронхорасширяющих средств, следует обратиться к лечащему врачу . Если удушье удалось купировать самостоятельно, на утреннем обходе всё равно рекомендуется рассказать о нём доктору.

Обучение пациента

Информирование заболевшего человека также является очень важным этапом в уходе за ним. Пациент должен понимать, что с ним происходит и как с этим бороться, чтобы избежать паники от очередного приступа нехватки воздуха .

Какие беседы проводятся:

  • вред курения;
  • нормализация питания;
  • необходимость поддержания бодрого настроя, отсутствие зацикленности на болезни;
  • правила пользования карманным ингалятором, пикфлоуметром;
  • важность полноценного сна;
  • необходимость отказа от контакта с пушистыми питомцами;
  • соблюдение гигиены в квартире, рекомендуемой влажности, температуры воздуха;
  • поднимается вопрос о рассмотрении смены деятельности, если она является ключевым звеном в развитии БА.

Эта информация поможет астматику вести подходящий образ жизни исходя из тех ограничений, которые накладывает на него болезнь. Владение недостаточным количеством информации в некоторых случаях может способствовать быстрому развитию рецидива.

Правила пользования ингалятором:

  1. Приобрести тот ингалятор, который порекомендовал лечащий врач.
  2. Очистить ротовую полость от остатков пищи, утилизировать жвачку.
  3. Следует повернуть баллончик распылителем вниз.
  4. Положить указательный палец на металлическое дно, а большой - на верхнюю часть ингалятора.
  5. Затем необходимо снять с мундштука защитную крышку.
  6. Слегка встряхнуть лекарство.
  7. Выдохнуть, поместить распылитель между губ.
  8. Нажать указательным пальцем на баллон, одновременно делая вдох.
  9. Задержать дыхание на счёт до 10.

После всех манипуляций на основание распылителя следует надеть крышку, затем убрать лекарство в подходящее для хранения место. Нужно использовать столько доз, сколько выписал лечащий доктор.

Пикфлоуметр


Представляет собой ручной аппарат, который помогает контролировать астматику пиковую скорость выдоха
. Это способствует своевременному выявлению наступления очередного приступа удушья и принятию соответствующих действий для его устранения.

Правила пользования пикфлоуметром:

  1. Принять ровное положение тела, сидя или стоя.
  2. Проверить, чтобы индикатор находился на нуле.
  3. Сделать максимально возможный глубокий вдох.
  4. Поместить мундштук в ротовую полость, крепко обхватить его губами.
  5. Следить за тем, чтобы язык не закрывал просвет мундштука.
  6. Выдохнуть воздух в прибор быстро и так сильно, насколько это возможно.
  7. Вынуть пикфлоуметр изо рта.

Измерение форсированного выдоха следует проводить дважды за один раз . Все показания рекомендуется записывать для дальнейшего обсуждения с лечащим врачом. Осуществлять домашнюю диагностику следует дважды в сутки, утром и вечером.

Уход в астматическом статусе

Астматический статус представляет собой тяжелейшее состояние пациента, во время которого происходит нарастание бронхообструкции . Определить его можно по свистящему дыханию, цианозу кожи, сильной экспираторной одышке.

Симптоматика наблюдается на протяжении всего дня, дыхательная недостаточность развивается при малейшей физической нагрузке или разговоре.

Основные действия медицинской сестры при астматическом статусе:

  • сообщить пульмонологу, который наблюдает больного;
  • выполнять врачебные рекомендации в использовании лекарственных средств для купирования приступов;
  • осуществлять другие медицинские мероприятия, по назначению доктора для выведения человека из астматического статуса.

В тяжёлых ситуациях проводится искусственная вентиляция лёгких. Показанием к ней является потеря сознания, генерализованный цианоз, резкое ослабление экскурсии дыхательной клетки и падение артериального давления.

Что ещё делает медицинская сестра:

  • осуществляет подачу увлажнённого кислорода в лёгкие ;
  • своевременно обеспечивает астматика всеми необходимыми лекарственными препаратами (муколитики, бронхорасширяющие средства, антигистамины);
  • сообщает доктору обо всех изменениях в состоянии здоровья пациента.

Иногда больного приходится госпитализировать в реанимационное отделение для дальнейшего осуществления интенсивной терапии.

Особенности ведения детей с БА

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей отличается тем, что маленьким пациентам следует уделять гораздо больше внимания для нормализации психоэмоционального фона. Это становится актуальным в том случае, если ребёнок лежит в стационаре без родителей, и они приходят его навещать .

Госпитализация и так является для малыша серьёзной моральной травмой, но свой отпечаток накладывает страх во время приступа бронхиальной астмы.

Действия медицинской сестры помимо основных манипуляций:

  • побеседовать с родителями на тему возможности госпитализации вместе с ребёнком;
  • следует успокоить кроху во время очередного приступа, объяснить, что он находится в том месте, где ему помогут;
  • организовать досуг малыша (попросить родственников принести новые книги, игры или любимую игрушку, с которой привык спать ребёнок);
  • быть ласковой и обходительной, если есть такая возможность, некоторые лечебные мероприятия необходимо подавать в виде игры ;
  • провести все нужные разъяснительные беседы с родителями, подчеркнуть важность ограничения контакта с животными, осуществления гипоаллергенной диеты и нормализации микроклимата в детской комнате.

Большинство людей с бронхиальной астмой очень пугают приступы удушья, поэтому от действий медицинской сестры зависит немало. Если она будет доброжелательно разговаривать с заболевшим человеком, осуществлять контроль над ходом терапии и выполнять все врачебные рекомендации, заболевание отступит на длительный период. Возможно, даже навсегда, если речь идёт о маленьком пациенте. В книге «Клиническая фармакология. МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» под редакцией Т. С. Зананян, Н. И. Морозовой дан ряд полезных рекомендаций, которые хорошо бы изучить каждой медсестре при уходе за больными с бронхиальной астмой.

Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно. Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме. Каковы его принципы и особенности?

Что такое бронхиальная астма

Несколько слов о самой болезни. относится к Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии - это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:

Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.

Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:

  • Соблюдение диеты.
  • Проведение медикаментозной терапии.

В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.

Этапы сестринского процесса

Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента.Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни.

Хочется отметить, что сестринский уход может быть:

  • Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.
  • Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.
  • Независимым. Медсестра действует самостоятельно.

Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные:

  • В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников.
  • Выявление сопутствующих патологий у пациента.
  • Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников.
  • Непереносимость лекарственных препаратов.
  • Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка.
  • Характер кашля в утренние и ночные часы.

2. Проводят осмотр пациента:

  • Занятая поза пациента.
  • Состояние кожных покровов.
  • Имеются ли хрипы.
  • Каков характер отдышки.

Характер сердечного ритма.

В конце осмотра производят замер артериального давления, пульса.

3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента:

  • Нарушение дыхания.
  • Отсутствие аппетита.
  • Проблемы со сном.
  • Имеется ли отдышка.
  • Кашель с вязкой мокротой.
  • Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.

4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.

5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.

6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.

Сестринский уход при бронхиальной астме в стационаре

Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:


Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.

Решение проблем пациента при бронхиальной астме

Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:


Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?

При кашле с мокротой действия должны быть следующими:

  • Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
  • Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
  • Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
  • Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
  • Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.

Действия при панике у больного бронхиальной астмой.

В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:


Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

Действия при удушье и дыхательной недостаточности

Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.

Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:


Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.

Особенности сестринского ухода за детьми

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:

  • Необходимо провести о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
  • Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
  • Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
  • Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
  • Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
  • Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
  • По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.

Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.

Особенности сестринского ухода за взрослыми

Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослыхзаключается в следующем:


Оказание неотложной помощи при приступе

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

  • Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
  • Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором "Хлорида натрия".
  • Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
  • Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
  • Ингаляции с увлажненным кислородом.
  • Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.

Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Астматический статус

Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки:

  • Дыхательная недостаточность.
  • Бронхолитики не оказывают должного эффекта.
  • Дыхание шумное.
  • Синюшность кожных покровов и слизистой.
  • Одутловатость лица.
  • Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия.
  • Также можно заметить заторможенность пациента.

При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем:

  • Запретить применение карманного ингалятора.
  • Провести кислородную терапию.
  • Провести инфузионную терапию.
  • Ввести «Эуффилин» внутривенно.
  • «Гепарин» внутривенно.
  • «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.

Особенности сестринского ухода при бронхиальной астме заключаются в умении сохранять спокойствие, выполнять указания врача, не допускать состояния паники у пациента. Также сестра должна уметь обращаться с инновационными техническими средствами и применять новые методики в оказании помощи.

Для того чтобы проводить реанимационные действия, она должна иметь специальное образование.

Цель сестринского ухода при бронхиальной астме

Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:

  • Снизить или исключить приступы в ночное время.
  • Исключить обращения за неотложной помощью.
  • Обострения снизить до минимума.
  • Нормализовать функцию легких.
  • Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
  • Достигнуть долгого периода ремиссии.

Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.

Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:

  • Улучшение качества жизни пациента.
  • Облегчение состояния.
  • Подготовка пациента к возможным методам исследования.
  • Выполнение врачебных предписаний.
  • Устранение внешних раздражителей.
  • Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
  • Помощь в адаптации в социуме.
  • Проведение профилактических мер обострения заболевания.

Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.

Сестринский уход при бронхиальной астме является важной составляющей лечения больных любого возраста. Роль среднего медицинского персонала особенно велика при уходе за пациентами со средней и тяжелой степенью болезни, которые сопровождаются приступом удушья.

Сестринский процесс при бронхиальной астме направлен на улучшение общего состояния больного, наступление ремиссии, а также недопущение развития осложнений. Вмешательство медсестры может быть зависимым (исполнение распоряжений лечащего врача), взаимозависимым (в составе медицинской бригады) и независимым (измерение физических параметров, рекомендации по диете).

Особенностью процесса при данной болезни является значительная роль среднего медицинского персонала в установлении причин обострения болезни, нарушений предписаний и потребностей пациента.

С пациентом необходимо проводить беседу о болезни, симптомах, жалобах

Сестринский процесс при бронхиальной астме включает в себя:

  • Подготовку больного. Подготовку к лабораторным, инструментальным и дополнительным методам исследования, а также перед консультацией специалиста.
  • Беседы. С пациентом, его родственниками и близкими о болезни, симптомах, жалобах, правилах диетического питания.
  • Контроль. Контролируется исполнение назначений врача.
  • Планирование. Медицинская сестра должна сформировать оптимальный план ухода за больным.

Обязанности медсестры

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает вмешательства медперсонала по нескольким направлениям.

Сбор и анализ информации

Собираются и анализируются первичные сведения, то есть пожелания и жалобы пациента, составляется история болезни, определяется ее начало. Выявляются провоцирующие факторы.

Проводится первичный осмотр пациента, фиксируются основные данные.


При бронхиальной астме проводится первичный осмотр пациента

Первичные действия

Производятся действия по результатам анализа собранной информации – устраняются выявленные потенциальные источники проблем. Это могут быть как внешние раздражители, так и проблемы с удовлетворением естественных нужд организма – питания, отдыха, сна, дыхания.

Алгоритм действий также должен включать в себя шаги по уменьшению риска осложнений.

Непосредственный уход в стационаре

В стационаре пациент обеспечивается соответствующей гипоаллергенной диетой
  • Режим. Организуется, доводится до пациента и контролируется режим дня. Также на данном этапе в обязательном порядке проводятся разъяснительные беседы с родными пациента о болезни, ее особенностях и механизмах терапии.
  • Питание. Пациент обеспечивается соответствующей гипоаллергенной диетой на все время нахождения в больнице.
  • Условия. Обеспечиваются и контролируются условия, в которых содержится больной. В обязательном порядке обеспечивается ежедневное проветривание и влажная уборка дважды в сутки. Контролируется нормальное эмоциональное состояние больного, наличие у него средств развлечения (игры, компьютер, телевизор). Обеспечиваются условия для ежедневной гигиены.
  • Лечение. Контролируется исполнение прописанных процедур, до больного и его родственников доводятся необходимость точного исполнения предписаний врача, вероятные побочные эффекты, если они имеются. Также проводится обучение как пациента, так и его родных навыкам обращения с ингалятором.
  • Наблюдение. Фиксируется ход лечения, реакция пациента на терапию. Обеспечивается оперативное информирование лечащего врача об изменении состояния.

Сестринский процесс при лечении детей

Сестринский процесс при бронхиальной астме при лечении пациентов детского возраста отличается необходимостью более активной работы с родителями ребенка.

При лечении детей соблюдается режим дня, тишины и ночного отдыха
  • Беседы. Необходимо разъяснить родителям и ребенку причины болезни, особенности ее лечения и методы профилактики осложнений. Следует убедить родителей в обязательности стационарного лечения и строгого исполнения предписаний врача. Особое внимание уделяется щадящему режиму работы органов дыхания, нервной системы.
  • Питание. Родителям и ребенку объясняется важность соблюдения диеты в больнице, а также после выписки.
  • Досуг. Следует объяснить родителям важность устойчивого эмоционального состояния ребенка, для чего посоветовать передать ему любимые игрушки, книги.
  • Контроль. Строго контролируются условия содержания пациента, положенная уборка, проветривание, а также соблюдение режима дня, тишины и ночного отдыха. Контролируется исполнение пациентом гигиенических процедур.
  • Лечение. Следует обучить родителей ребенка и его самого правилам пользования ингалятором, методикам контроля состояния и ведения дневника. Необходимо сопровождать родителей во время медицинских процедур и исследований, а также контролировать усвоение ими полученных навыков.
  • Выписка. После окончания лечения ребенка в стационаре следует разъяснить ребенку и его родителям обязательность и особенности режима дня, диеты и регулярных консультаций педиатра.

Помощь медсестры при приступе удушья

При начале приступа медсестра должна немедленно вызвать врача, а также оказать первую помощь до его прибытия. Алгоритм действий медицинской сестры при наступлении приступа бронхиальной астмы включает в себя следующие шаги:

При приступе удушья желательно провести кислородотерапию
  1. Вызов врача. Следует немедленно вызвать дежурного врача (для детей – дежурного педиатра).
  2. Успокоить пациента. Особенно важным это является для детей.
  3. Положение. Перевести пациента в полусидячее положение для облегчения дыхания.
  4. Воздух. Обеспечить доступ свежего воздуха, снять тугую одежду с груди, при возможности – провести кислородотерапию.
  5. Теплое питье. Подготовить теплое питье и напоить пациента.

Резюме

Роль медсестры в процессе лечения больного бронхиальной астмой велика.

Клиника данной болезни очень зависима от строгого исполнения врачебных предписаний, недопущения переутомлений и нервного перевозбуждения, исключения внешних раздражителей.

Все это, а также первая помощь при приступе, обеспечивается средним медицинским персоналом.

30. Основная причина инфекционно-аллергической бронхиальной астмы:

1) переохлаждение

2) стрессы

3) хронический бронхит

4) авитаминоз

31. Приоритетная проблема пациента при бронхиальной астме:

1) сухой кашель

2) кашель с мокротой

3) приступы удушья

4) боли в грудной клетке

32. Основная причина возникновения атопической бронхиальной астмы:

1) авитаминоз

2) аллергия

3) частые стрессы

4) ожирение

33 Приступ удушья развивается в результате:

1) воспаления

2) переохлаждения

3) бронхоспазма

4) сухого надсадного кашля

34. В патогенезе приступа удушья присутствует:

1) отек слизистой бронхов

2) высокая температура тела

3) наличие гнойной мокроты

4) непродуктивный кашель

35. Характер мокроты при бронхиальной астме:

1) слизистая

2) слизисто-гнойная

3) гнойная

4) стекловидная

36. Один из распространенных бытовых аллергенов:

1) антибиотики

2) продукты пчеловодства

3) дерматофагоидные клещи

4) апельсины, мандарины

37. При бронхиальной астме наиболее часто затруднен:

2) выдох

3) вдох и выдох

4) выдох через нос

38. Приоритетная проблема пациента при бронхиальной астме:

1) головная боль, цианоз

2) приступ удушья

3) боли в области сердца

4) надсадный сухой кашель

39. Положение пациента в постели в момент приступа удушья:

1) Фаулера

3) сидя с упором на руки

40. Дыхание в момент приступа удушья:

1) везикулярное

2) жесткое

3) шумное, с хрипами

4) резко ослабленное

41. При аускультации в легких в момент приступа выслушивается:

1) шум трения плевры

2) влажные хрипы

3) крепитация

4) сухие разнообразные хрипы

42. При перкуссии звук над легкими при бронхиальной астме:

2) тимпанический

3) коробочный

43. В мокроте кристаллы Шарко-Лейдена обнаруживаются при:

1) хроническом бронхите

2) бронхиальной астме

3) крупозной пневмонии

4) бронхоэктатической болезни

44. Признаки нарушения бронхиальной проходимости определяются при:

2) рентгенографии легких

3) спирографии

4) бронхоскопии

31. Спирали Куршмана в мокроте выявляются при:

1) очаговой пневмонии

2) хроническом бронхите

3) бронхиальной астме

4) абсцессе легкого

45. Самое тяжелое осложнение бронхиальной астмы:

1) абсцесс легкого

2) астматический статус

3) легочное кровотечение

4) экссудативный плеврит

35. В патогенезе астматического статуса ведущая роль принадлежит:

1) диффузному нарушению проходимости бронхов

2) эмфиземе легких

3) развитию «легочного сердца»

4) отеку легких

37. При лечении атопической бронхиальной астмы в первую очередь следует:

1) принимать антибиотики

2) устранить контакт с аллергеном

3) проводить щелочные ингаляции

4) заниматься дыхательной гимнастикой

46. При тяжелом приступе удушья пациенту назначают:

1) беротек, дитек в ингаляторе

2) папаверин, платифиллин

3) преднизолон, гидрокортизон

4) сульфокамфокаин, мезатон

44. При атопической астме приступ удушья можно купировать введением:

1) беротек, сальбутамол

2) реополиглюкина

3) ципрофлоксацина

4) аминокапроновой кислоты

1) верошпирон, фуросемид

2) бисептол, сульфален

3) теопек, теофилонг

4) амоксициллин, амоксиклав

48. Для подбора эффективного препарата при бронхиальной астме используют:

1) спирометр

2) небулайзер

3) пикфлоуметр

4) ингалятор

49. Аппарат, определяющий пиковую скорость выдоха:

1) спирограф

2) пикфлоуметр

3) спирометр

4) спейсер

50. Приоритетная проблема пациента при пневмотораксе:

1) сильная боль в грудной клетке, одышка

2) высокая температура тела

3) кровохарканье

4) приступ удушья

51. При пневмотораксе дыхание на пораженной стороне:

1) жесткое

2) не проводится

3) крепитация

4) везикулярное

52. Пневмоторакс может осложниться:

1) почечной недостаточностью

2) легочным кровотечением

3) сердечной недостаточностью

4) экссудативным плевритом

«Сестринское дело в терапии 150

СП в терапии

53. Субъективный метод исследования - это:

а) осмотр

б) пальпация

в) перкуссия

г) расспрос пациента

54. Объективные методы исследования - это:

а) осмотр, пальпация

б) расспрос пациента

в) рентгенография, бронхография

г) ЭКГ, ЭхоКГ

55. К патологическим типам грудной клетки относится:

а) нормостеническая

б) астеническая

в) гиперстеническая

г) эмфизематозная

5. Перкуссия – это метод обследования пациента с помощью:

а) выстукивания

б) выслушивания

в) ощупывания

г) осмотра

56. Для выявления патологических изменений в легочной ткани применяют:

а) топографическую перкуссию

б) сравнительную перкуссию

в) поверхностную пальпацию

г) глубокую пальпацию

57. Для определения границ легких применяют

а) топографическую перкуссию

б) сравнительную перкуссию

в) поверхностную пальпацию

г) глубокую пальпацию

58. Число дыхательных движений в норме:

а) 16-20 в мин

б) 20-30 в мин

в) 60-80 в мин

г) 12-14 в мин

59. При аускультации легких у здорового человека выслушивается:

а) везикулярное дыхание

б) жесткое дыхание

в) крепитация

г) сухие хрипы

60. Патологически усиленное везикулярное дыхание называется:

а) бронхиальное

б) жесткое

в) амфорическое

г) крепитация

61. Частота сердечных сокращений в норме:

а) 16 – 20 в мин.

б) 60 – 80 в мин .

в) 40 – 60 в мин.

г) 80 – 120 в мин.

62. К рентгенологическим методам исследования относится:

а) бронхография

б) ректороманоскопия

в) цистоскопия

г) лапароскопия

63. На общий анализ мокроту собирают:

а) в чистую широкогорлую банку с крышкой

б) в стерильную пробирку

в) в стерильную чашку Петри

г) в стерильную банку

64. На чувствительность к антибиотикам мокрота собирается:

а) в чистую широкогорлую банку

б) в стерильную пробирку

в) в стерильную чашку Петри

г) в темную чистую посуду

65. К методу функциональной диагностики при заболеваниях легких относится:

б) спирография

в) измерение АД

г) рентгенография

66. Апноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

67. Тахипноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

68. Брадипноэ – это:

а) учащенное дыхание

б) замедленное дыхание

в) остановка дыхания

г) прерывистое дыхание

69. При экспираторной одышке затрудняется:

а) выдох

в) вдох и выдох

г) носовое дыхание

70. При инспираторной одышке затрудняется:

б) вдох

в) вдох и выдох

г) носовое дыхание


Похожая информация.




© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт