Сетевое обучение. Современные проблемы науки и образования

29.09.2019

Доброго времени суток для работы, друзья! Решил заняться латанием одного пробела. Не столь существенного, но не дающего мне покоя. Работаю сейчас на текстом статьи про сетевое обучение для сетевой энциклопедии. Текст получается сыроватый, но рассчитываю (очень!) на Вашу помощь. С тем, чтобы достичь очень простой цели: получить одобрение модераторов проекта и получить в его "общедоступном пространстве" место для словарной статьи.

В тексте поста вводная часть статьи. Очень рассчитываю на Ваши внимание и посильную помощь. Буду рад как замечаниям, так и готовым вариантом формулировок. И, конечно, ссылкам на источники, сетевые и бумажные (с указанием страниц).

Спасибо!

Итак, сетевое обучение...

... относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.

== Концептуальные основы ==

Сетевое обучение основано на идеях "горизонтальной" (или "децентрализованной") учебной деятельности и взаимного обучения (т. е. учения и обучения по модели "равный к равному"). В отличие от традиционной дидактики и андрагогики, одной из основополагающих установок в которых является наличие педагога или фасилитатора, весь функциональный репертуар которого ориентирован на создание учебного контекста, а также оптимальных условий для учения и самообучения, взаимное обучение делает упор на перенос этих функций в учебное сообщество. Так, например, задача фасилитации распределена между участниками учебного процесса или же "встроена" в создаваемые совместными усилиями учебные и методические материалы. Иными словами участники взаимного обучения, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями, осуществляют "непрерывное совместное производство общей учебной среды" и "создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования"." (Корнели, Д. Данофф, Ч. (2011) / Парагогика: синергия самостоятельнойи организованной учебной деятел...).

На Западе этот подход рассматривается как перспективная область теоретических и практических разработок, способная изменить подходы к обучению, особенно в высшем профессиональном образовании и в корпоративном секторе. В этом случае речь идёт об «управляемой» коммуникации посредством сетевых технологий между участниками учебного процесса с целью освоения образовательных программ учебных организаций. Модель " равный к равному" может реализовываться здесь в форматах обучения, требующих активного взаимодействия учащихся. Подходы и принципы сетевого обучения также могут быть реализованы в неформальной образовательной среде, когда люди создают и поддерживают сеть обучения для своих собственных интересов, для ситуативного обучения " на работе" , или для научно-исследовательских целей.

== Определение ==

На сегодняшний день нет устоявшегося определения сетевого обучения.

Специалисты Центра информации и инноваций Бизнес школы Открытого университета (Великобритания) считают определюящим, что "обучение строится вокруг учебных сообществ и взаимодействия, расширяя доступ за пределы времени и пространства, и способствуя повышению эффективности". (Salmon, G. ChangingLearning Environments], Association of Learning ... ).

Специалисты Центра изучения современных образовательных технологий (Centre for Studies in Advanced Learning Technology,CSALT), исследовательской группы Ланкастерского университета (Великобритания), связанная с организацией серии конференций по сетевому обучению (Networked Learning Conference), определяют сетевое обучение, как "обучения, в котором информационные и коммуникационные технологии используются для содействия установлению связей: между учащимися, между учащимися и преподавателями (тьюторами), между учебным сообществом и его учебными ресурсами, что позволяет учащимся углублять свои знания и расширять возможности, которые они считают важными и которые могут самостоятельно контролировать". ( .

Существует также термин, совместное сетевое обучение (collaborative networked learning), подразумевающий совместную учебную деятельность автономных участников (self-directed) посредством электронного диалога (Findley, Charles A. 1988. Collaborative Networked Learning: On-line Facilitation and Software Support, Digital Equipment Corporation. Burlington, MA).

Таким образом, сетевое обучение основано на признании потенциала и возможностей компьютерных технологий и совместного (коллективного, группового) обучения.

В этой связи возникает вопрос о том, как соотносятся сетевое и совместное (коллаборативное) обучение. Чёткого разграничение между этими видами обучения нет. Часто, совместное обучение ( c ollaborative learning) используется как общий термин для обозначения различных подходов в образовании, которые предусматривают совместные интеллектуальные усилия учащихся и учителей, когда группы учащихся работают вместе для поиска понимания, смыслов, решения проблем, создания артефактов или продуктов их обучения (Smith , B . L ., & MacGregor , J . T . (1992). What IsCollaborative Learning? National Center on Postsecondary Tea...). Подобный процесс предполагает, что люди работают в группах над общим заданием или проблемой, в решение которой они вносят общий (равный) вклад. Таким образом, подразумевается, что участники имеют общий уровень подготовки, имеют навыки и компетенции, имеют ясные разделяемые цели и координируют свою совместную работу. Для совместного обучения определяющим является совместная формулировка (определение) целей обучения, совместное планирование обучения (договорённости по содержанию и срокам), обмен информацией, её обсуждение и совместное принятие решений. В условиях совместного обучения учащиеся могут критиковать взгляды и мнения друг друга, а также сторонние точки зрения. Они могут обращаться друг к другу за разъяснениями, за критикой и, таким образом, стимулировать себя и других на совершение интеллектуальных усилий. Кроме того, они могут мотивировать и помогать друг другу в доведении работы до завершения (Harding-Smith, T. (1993). Learning together: An introduction to collaborative learning. New York, NY: HarperCollins College Publishers).

Определяющим в сетевом обучении является то, что информационно-коммуникационные технологии опосредуют не просто взаимодействие учащихся, а их работу в режиме учебного сообщества по совместному созданию учебных ресурсов, разделяя между собой зоны ответственности (McConnell,D. Lally, V. Banks, S.Theory and Design of Distributed Ne... .

Комментарий

Комментарий от: Марина Литвинова , Октябрь 5, 2012 в 12:20am

Татьяна, поддерживаю)

"но я бы обучила сетевых педагогов, как сделать активными 70%. Сначала бы разработала технологию, а затем обучила бы:)"

Комментарий от: Владимир Нюренберг , Октябрь 4, 2012 в 4:02pm Комментарий от: Tatyana , Октябрь 4, 2012 в 3:30pm

Марина, конечно, можно ориентироваться на 10 %, но я бы обучила сетевых педагогов, как сделать активными 70%. Сначала бы разработала технологию, а затем обучила бы:)

А подскажите, есть ли какие то еще западные или наши профессора, которые занимаются Сетевым обучением? ч

Комментарий от: Марина Литвинова , Сентябрь 26, 2012 в 10:27pm Комментарий от:
Отвечая на Ваш вопрос: стихийность, наверное, вобще не подходящий термин. Хотя наше с Вами взамодействие имеет, определенную долю стихийности, я бы мог сказать, что в нем есть элементы сетевого обучения, поскольку мы ведем диалог га равных, используем социальные сервисы и это нас так или иначе двигает в понимании.
Для полноценного учения нам не хватает только общего контекста. Я нахожусь в ситуации работы над своей статьей (и кто меня дернул))), вы в контексте своих профессиональных задач. Если бы сейчас мы с Вами попытались в общую "калию" встать, то это бы уже следующим этапом в развитии нашего взаимодействия стало и оно бы начало приобретать черты взаимообучения.

Поэтому я делаю еще один шаг: мне вот интересно было бы о Вашем опыте создания групп в соц сетях узнать. Попробуйте это как кейс описать... Что- то я Вас агетировать начал. Вы уж простите мою беспардонность, но честно интересно было бы от Вас пост прочесть. :)

Комментарий от: Tatyana , Сентябрь 25, 2012 в 11:23pm

Владимир, безусловно нам нужно разграничить понятия дистанционного обучения и сетевого.

для меня ДО - это обучение, которое проходит на одной платформе, курс проходят индивидуально, каждому даны задания, и каждый в своем рабочем кабинете видит результаты. иногда встречаются в чатах или вебинарах. Это любой университет. курс, корпоративный курс, школьный.

для меня сетевое обучение - это обучение, ресурсом которому служат любые сетевые приложения. В сетевом обучении как таковых тестов/ зачетов нет, но есть совместная работа и ее представление другим участникам, результаты не в виде оценок, а в виде приобретенных навыков, знаний ты не отсеиваешь что то прошел что нет - педагог выстроил так программу, что сам отслеживает, что превратилось в навык (или хорошо запомнилось, понялОсь), а что нет.

при этом сетевое обучение может быть формальным (целенаправленным, с применением пед. моделирования и пр), и неформальным - когда собралась группа людей и один из них организовал некий процесс, благодаря которому участники обогащаются знаниями.

Владимир, а вы считаете (и ваши источники говорят о том де), что только стихийное обучение, обмен знаниями может называться сетевым обучением?

Марина, спасибо за ссылки.
И все же интересны какие нибудь результаты исследований, напр - что чувствует участник обучения на расстоянии - нужно ли ему общение, готов ли он делиться информацией, на каком этапе обучения участник начинает раскрываться и активно работать, какая оптимальная группа для сетевого обучения
опять таки роль языкового барьера...

вот например, на курсере обычно сразу активисты предлагают сформировать группы в фейсбуке, в скайпе - группа - отдельная тема обучения. я тоже сформировала такую группу в скайпе. из 17 человек - где то 8 общаются, это примерно 10 %. Значит ли это, что в сетевом обучении примерно 10% активно готовы обмениваться информацией и совместно расти? это просто частный случай, Хотелось бы исследований
в тренинге тоже в начале готовы работать10%, но от тренера зависит, чтобы остальные захотели работать также как эти 10. И мне кажется можно это в сети делать - строить так сетевой курс, чтобы работали 90%

Так что Владимир, если есть какие нибудь исследования, давайте и на англ. мой средний уровень и гугл дадут возможность расшифровать записи))

Общая характеристика

Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» (или «децентрализованной») учебной деятельности и взаимного обучения (то есть учения и обучения по модели «равный к равному»). В отличие от традиционной дидактики и андрагогики, одной из основополагающих установок в которых является наличие педагога или фасилитатора, весь функциональный репертуар которого ориентирован на создание учебного контекста, а также оптимальных условий для учения и самообучения, взаимное обучение делает упор на перенос этих функций в учебное сообщество. Так, например, задача фасилитации распределена между участниками учебного процесса или же «встроена» в создаваемые совместными усилиями учебные и методические материалы. Иными словами участники взаимного обучения, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями, осуществляют «непрерывное совместное производство общей учебной среды» и «создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования» .

На Западе этот подход рассматривается как перспективная область теоретических и практических разработок, способная изменить подходы к обучению, особенно в высшем профессиональном образовании и в корпоративном секторе. В этом случае речь идёт об «управляемой» коммуникации посредством использования методик (в том числе на основе сетевых технологий), требующих активной самостоятельной работы и взаимодействия учащихся. Примером подобного подхода может быть используемая Эриком Мазуром и его коллегами методика «преподавания учащимися» («Peer Instruction») при изучении физики. Методика предполагает вовлечение студентов в активную деятельность по изучению концепций и теорий с последующим объяснением их своим сверстиникам .

Подходы и принципы сетевого обучения также могут быть реализованы в неформальной образовательной среде, когда люди создают и поддерживают сеть обучения для своих собственных интересов, для ситуативного обучения «на работе», или для научно-исследовательских целей.

Концептуальные основы сетевого обучения

Определение термина

На сегодняшний день нет устоявшегося определения сетевого обучения.

Специалисты Центра информации и инноваций Бизнес школы Открытого университета (Великобритания) считают определюящим, что «обучение строится вокруг учебных сообществ и взаимодействия, расширяя доступ за пределы времени и пространства, и способствуя повышению эффективности» .

Существует также термин, совместное сетевое обучение (collaborative networked learning), подразумевающий совместную учебную деятельность автономных участников (self-directed) посредством электронного диалога .

Таким образом, сетевое обучение основано на признании потенциала и возможностей компьютерных технологий и совместного (коллективного, группового) обучения. Ряд исследователей считает определяющим в сетевом обучении то, что информационно-коммуникационные технологии опосредуют не просто взаимодействие учащихся, а их работу в режиме учебного сообщества по совместному созданию учебных ресурсов, разделяя между собой зоны ответственности .

Сетевое и совместное обучение

В этой связи возникает вопрос о том, как соотносятся сетевое и совместное (коллаборативное) обучение. Чёткого разграничение между этими видами обучения нет.

Часто, совместное обучение (collaborative learning) используется как общий термин для обозначения различных подходов в образовании, которые предусматривают совместные интеллектуальные усилия учащихся и учителей, когда группы учащихся работают вместе для поиска понимания, смыслов, решения проблем, создания артефактов или продуктов их обучения . Подобный процесс предполагает, что люди работают в группах над общим заданием или проблемой, в решение которой они вносят общий (равный) вклад. Таким образом, подразумевается, что участники имеют общий уровень подготовки, навыков и компетенций, ясные разделяемые цели и координируют свою совместную работу. Для совместного обучения определяющим является совместная формулировка (определение) целей обучения, совместное планирование обучения (договорённости по содержанию и срокам), обмен информацией, её обсуждение и совместное принятие решений. В условиях совместного обучения учащиеся могут критиковать взгляды и мнения друг друга, а также сторонние точки зрения. Они могут обращаться друг к другу за разъяснениями, за критикой и, таким образом, стимулировать себя и других на совершение интеллектуальных усилий. Кроме того, они могут мотивировать и помогать друг другу в доведении работы до завершения .

Совместное обучение основывается на ряде важных принципов и представлений об учащихся и о процессе обучения :

Концепция взаимного обучения на основе модели «равный равному» отнюдь не являются чем-то новым. Несмотря на то, что подобные принципы до сих пор не стали решающими в современной культуре образования, эти идеи достаточно глубоко осмысленны в педагогической мысли, а некоторые из них реализованы на практике.

Корреспондентская сеть и учебные объекты в педагогике Селестина Френе

В основе образовательной практики французского педагога Селестена Френе лежала идея расширения горизонтов взаимодействия учащихся. Его теория трудового воспитания подразумевала замену «индивидуального труда» под надзором на кооперацию, предполагающую «объединение усилий, распределение заданий, благоприятные условия для сотрудничества, высокое качество инструментов, … заинтересованность всей группы в конечном результате» .

Кооперация основывалась на целом ряде принципов организации учебного процесса:

  • Нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза
  • Нет учебных заданий, есть постоянно задаваемые вопросы
  • Нет оценок, но отличаются личные предложения
  • Нет ошибок - есть недоразумения
  • Нет учебных планов, есть индивидуальное и групповое планирование
  • Нет учителя, но есть учитель организации общего дела
  • Педагог не воспитывает, а решает общие проблемы
  • Нет класса, есть сообщество.
  • Сообществом правят нормы общежития, принятые самими учащимися

Для того, чтобы реализация идеи кооперации стала возможной учащиеся должны уметь взаимодействовать, а для этого круг общения школьников должен быть как можно шире. Для решения этой задачи была создана школьная корреспондентская сеть. Учащиеся вели личную переписку с учениками из других школ, обменивались информацией, картинками, игрушками, фотографиями. Кроме того, школы-корреспонденты обменивались школьными газетами и создаваемыми учащимися собственными средств обучения («учебными карточками», содержащими учебный материал или учебное задание, «свободными текстами», сочинениями на волнующую ученика тему), а также вопросами по определенным темам, на которые могли ответить корреспонденты. Вся эта работа рассматривалась как способ создания контекста «живого общения», в котором ученик может путём проб и ошибок вырабатывать свой собственный язык для общения с другими людьми .

Инструментальная педагогика Джона Дьюи

Таким образом, определяющим является не только совместная деятельность, но и взаимодействие (общение, коммуникация, диалог) по поводу этого общего дела. При этом каждое сообщество имеет определённую культуру и обладает своими механизмами социализации, обеспечивающими устойчивость существования сообщества. Благодаря этим двум элементам, существуют сообщества, члены которых почти не имеют непосредственных контактов друг с другом: художники, литературный и ученый мир. Эти люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определенному сообществу, поскольку имеет общие цели и в своей деятельности ориентируется на созданное другими его членами.

Эта «образовательную среда» сообществ имеет определённую ценность. Сам Дьюи соотносит её с ценностью для общества в целом, однако при этом он говорит и о ценности для участников сообществ, поскольку эта среда «вырабатывает умственные и эмоциональные установки поведения у личностей путём вовлечения их в деятельность, которая порождает и усиливает определённые побуждения». «То или иное участие в жизни тех, с кем человек связан, неизбежно, поэтому общественная среда непременно осуществляет своё образовательное или складывающее влияние, она делает это бессознательно и вне зависимости от каких-либо особо поставленных целей». В связи с этим особое значение приобретает то, как среда может повлиять на человека, а значит, ценность определяется двумя факторами: «насколько многочисленны и разнообразны интересы, осознанно разделяемые членами данной группы, и насколько полна свобода взаимодействия группы с другими видами общественных объединений». Они взаимосвязаны: степень разнообразия интересов прямо пропорционально влияет на интенсивность взаимодействия с другими сообществами, а значит и ориентацию сообщества на «переустройство и развитие через более широкие отношения» .

Эти мысли тесно связаны с другой основной идеей Дьюи, о том, что знания создаются в процессе приобретения и осмысления опыта. Следовательно, основной целью учебной и образовательной деятельности вообще "постоянная переустройство и перестройка опыта, которая ведёт к «увеличению способности выбирать направление для поиска нового опыта и возможности управлять им» .

Идеи инструментализма оказали влияние на конструктивизм, теорию учебной деятельности, исходящую из того, что обучение - это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Когда человек сталкивается с чем-то новым, он должен соотнести новое со своим предыдущим опыт и имеющимися знаниями, которые в итоге могут быть изменены, либо новая информация будет отброшена, как неуместная. Конструктивизм акцентирует внимание на руководящей роли преподавателе не как источника знаний, которые должны быть запомнены и воспроизведены учащимися. Его основная функция помогать учащимся самостоятельно строить знания, предоставляя в их распоряжение все необходимые средства: проблемные ситуации, основанные на исследованиях, учебные мероприятия, в ходе которых учащиеся, формулируют и проверяют свои идеи, делают заключения и выводы, обобщают и передают свои знания в процессе совместной работы .

Связь с идеями конструкционизма

Положения конструктивизма об обучении как об активном процессе перестройки опыта были дополнены и развиты в подходе Сеймура Пейперта , получившем название конструкционизм. Сеймур Пейперт говорил о важности создания учебной среды в сообществах, в которых новички становятся значимыми участниками совместной деятельности или получают возможность создать что-то важное для них самих или их окружающих. В этих условиях учащиеся создают новое знание особенно эффективно.

Эта среда важна, поскольку в ней человек осваивает язык, на котором участники сообщества обсуждают не только и не столько результаты деятельности, сколько о процессе создания этих результатов. В процессе обсуждения ошибок и трудностей у учащихся «развивается способность выделять и концентрировать внимание на тех языковых средствах, которыми пользуются, чтобы точнее выразить, в какого типа помощи они нуждаются». Такая способность является важной составляющей обучения в сообществах, поскольку, «когда просьба о помощи может быть точно выражена, помогающему не требуется профессиональной подготовки для того, чтобы оказать ее». В результате владение таким языком создаёт особую культуру внутри группы учащихся, которая «не только обогащает и облегчает взаимодействие между всеми участниками обучения, но и открывает возможности для более выразительных, эффективных и честных отношений между обучаемыми и обучающими. Эта культура вводит нас в ситуацию, в которой стирается грань между учащимися и учителями» .

Таким образом, в методических разработка Пейперта акцент смещается на поиск объектов (продуктов-моделей), работа над которыми позволяет учащимся проверить личные «гипотезы» на практике, осуществляя конструктивные действия и осмысляя их.

Идея сообществ, в которых участники обмениваются результатами своей деятельности и обсуждают их, является ключевой для конструкционизма.

«Учебная паутина» Ивана Иллича

Под «паутиной возможностей» Иллич понимал «сетчатую структуру взаимного доступа» к каждому из четырех «различных каналов учения или полей обмена знаниями». Этим каналами являются:

1. Служба рекомендации образовательных объектов, которая облегчает доступ к предметам или процессам, используемым для формального учения. Этими образовательными объектами могут быть носители данных и информации, оборудование и техника, посредством которых может происходить обучение. Важной задачей при создании учебной сети Иллич считает именно расширение доступа к такого рода образовательным ресурсам, которые должны стать «подлинной общественной собственностью» именно в целях расширения возможностей обучения.

2. Служба обмена навыками, которая позволяет людям перечислить имеющиеся у них навыки, условия, на которых они согласны служить моделью для тех, кто хочет этим навыкам научиться, и адрес, по которому их можно найти. Для её функционирования необходимы институты, обеспечивающих свободное и недорогое использование информации и справочной службы, осуществляющих тестирования и сертификацию, помогающих созданию законодательства и защите от монополистической практики.

«Образец навыка» - это человек, который обладает навыком и готов продемонстрировать его на практике. При этом сертификация выступает вовсе как не обязательное требование, поскольку учащиеся с высокой мотивацией, часто не нуждается ни в какой помощи, «кроме показа того, чему он хочет научиться». Диагностика трудностей в учении также должна быть делом самих учащихся. Преграду на пути развития «рынка» навыков как раз и возводит требование сертификации носителей навыков. Подобного рода дефицит создаётся и множеством корыстных интересов, в том числе и самих носителей навыков. Поэтому для них должны быть созданы побудительные мотивы. Иллич видит следующий путь преодоления этих затруднений: - Создания свободных и открытых центров навыков, в которых будет доступно приобретение «фундаментальных» навыков, то есть тех, которые составляют основу для овладения ремеслом («чтение, печатание, счетоводство, иностранные языки, программирование на компьютере и численные вычисления, специальные навыки, такие, как язык электрических цепей, работа на определенных машинах и т. д.»). - Введение образовательной валюты, пригодной для посещения центров приобретения навыков. Минимальный базовый кредит на получение «фундаментальных» навыков может быть дополнен теми, кто зарабатывает распространением навыков. («Только те, кто передавал навык другим, будут иметь право быть более продвинутыми учителями. Так будет создаваться новая элита, элита тех, кто зарабатывает свое образование, делясь им с другими»).

3. Служба подбора партнеров - коммуникационная сеть, которая позволяет людям описать учебную деятельность, в которой они хотят участвовать, и найти партнера для совместного исследования. Эта служба должна функционировать подобно клубам, сводя вместе людей имеющих общие интересы и возможности, стремящихся вместе упражняться и улучшать имеющиеся навыки.

В традиционной образовательной системе человека также окружают партнёры-сверстники, которые иногда помогают друг другу овладевать основами определённой предметной области. «Группа сверстников всегда формируется вокруг цели учителя. Однако хорошая образовательная система должна позволять каждому человеку самому определять вид деятельности, для которой он ищет партнера». Такой выход за пределы мест проживания и учебных заведений потребует от учащихся особого типа грамотности: умения искать, встречать и оценивать «новых партнеров для новых усилий».

4. Служба рекомендации преподавателей, которые могут быть перечислены в справочнике, дающем адреса и резюме профессионалов с высшим образованием, профессионалов без высшего образования и «свободных художников» вместе с условиями доступа к их услугам. По мнению, Иллича с увеличением автономности учащихся побудит их искать «независимых» наставников, основная задача которых «поддержать новичка в его образовательном предприятии».

Важную роль будут играть, «администраторы сетей», которые «сосредоточатся преимущественно на создании и поддержании в рабочем виде путей доступа к ресурсам» на создании (проектирования) образовательных сетей. Другую важную функцию будут выполнять «педагогические советники», специалисты в сфере эффективного оперирования этими сетями, помогающие «ученикам находить пути, которыми они быстрее всего достигнут своих целей»: помощь в постановке новых целей, выбрать наиболее подходящие методы, учебники, время, пригодное для занятий.

Коннективизм

Коннективизм (англ. Connectivism ) - относительно молодая теория, рассматривающая существенные характеристики и специфику процесса обучения в эпоху цифровых технологий. Основы теории разработаны Джорджем Сименсом (Канада).

Дж. Сименс исходит из того, что экспоненциальный рост знаний требует нелинейных моделей для учёбы (процесс) и знания (состояние). Расширение доступа к знаниям в век сетевых технологий требует пересмотра того, как мы учим, учимся, и приходим к знанию. Для коннективизма, характерно несколько основных взглядов на процесс обучения и учения, в отличие от традиционных представлений:

Дж. Сименс также сформулировал ряд принципов коннективизма:

Примечания

  1. Корнели, Д. Данофф, Ч. (2011) Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности . Пер. И. Травкина
  2. Crouch, C.H., Mazur, E. (2001). «Peer instruction: Ten years of experience and results». American Journal of Physics 69. p. 970-977.
  3. Salmon, G. (2001). Changing Learning Environments , Association of Learning Technology (ALT) Conference.
  4. Goodyear, P. Banks, S. Hodgson, V. and McConnell, D. eds (2004). . London: Kluwer Academic Publishers
  5. Findley, Charles A. (1988). Collaborative Networked Learning: On-line Facilitation and Software Support, Digital Equipment Corporation. Burlington, MA.
  6. McConnell, D. Lally, V. Banks, S. (2004).

Новый закон «Об образовании» предусматривает сетевое обучение студентов . Это означает, что обучающиеся могут получать образование на базе нескольких высших учебных заведений одновременно. Такой опыт уже есть в России, к примеру, в Томском Государственном Университете, где существуют совместные с французскими ВУЗами магистратуры и специальные программы по некоторым предметам.

Ректоры всех учебных заведений поддержали идею формирования новых методов обучения, задача которых – научить ВУЗы общаться между собой. Заместитель министра образования и науки Александр Климов считает, что сетевое обучение не только повысит уровень образования, но и увеличит возможности студентов, которые смогут одновременно учиться в России и за рубежом. В Минобрнауки высказали готовность создать нормативную базу для сетевого обучения, но финансировать эту программу отказались, так как на сетевые программы деньги не выделяются.

Некоторые преподаватели реализуют сетевое обучение студентов посредством личных веб-ресурсов. В качестве примера можно привести учебно-методический комплекс по педагогическим дисциплинам на сайте преподавателя Сидорова С.В. Ресурс содержит статьи по педагогике и психологии, учебно-методические материалы, студенческие исследования, афоризмы и многое другое.

Сетевое обучение развивается во многих странах. Система обучения может выстраиваться по-разному, например, в виде вебинаров. Есть также и такой механизм совмещения обучения, когда студент проходит базовое обучение в одном ВУЗе, но может поехать в другой университет на один семестр. Благодаря такой системе, студент имеет возможность пройти стажировку в других регионах, а также получить несколько дипломов.

Сейчас все федеральные университеты предлагают сетевое обучение. В рамках сетевого сотрудничества уже разработано 12 бакалаврских и 15 магистерских программ. Но это не значит, что в каждом университете есть такие программы. В одной программе могут принимать участие от 2 до 8 ВУЗов. Если раньше была академическая мобильность, то сейчас можно говорить о виртуальной мобильности.

На сегодняшний день ВУЗы уже готовы к сотрудничеству, но пока еще не решен вопрос о том, какой статус будут иметь студенты, обучающиеся в нескольких учебных заведениях одновременно, и какой документ об образовании они получат. Также для сетевого обучения студентов нужно разработать методы контроля, подобрать перечень литературы, составить учебные программы и планы, а также обеспечить ВУЗы необходимыми интернет-технологиями.

Что касается обмена студентами в рамках сетевых программ обучения, федеральные ВУЗы решили поделить расходы: один оплачивает проезд, другой – проживание. Но с местами в общежитиях для «сетевых» студентов есть проблемы, и их тоже нужно решать.

Информатизация системы образования предусматривает активное использование коммуникаций, технологий и сетевых форм обучения для повышения эффективности взаимодействия преподавателя и обучающегося. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» , «образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации».

Рассмотрим более детально подходы современных ученых-педагогов к трактовке нового для российского образования термина «сетевое обучение». Рассмотрим некоторые подходы к определению данного термина.

А.Н. Богомолов рассматривает сетевое обучение в контексте дистанционного обучения и считает, что информационно- коммуникационные технологии раскрывают свой потенциал в дистанционном обучении (ДО). Под дистанционным обучением в данной концепции понимается «целенаправленный синхронный или асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-телекоммуникационных технологий» .

А.Н. Богомолов выделяет следующие составляющие дистанционной формы обучения .

1. Технологическая составляющая. Основывается на материально-технической базе: аппаратные средства, программное обеспечение, техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и содержания.

3. Организационная составляющая. Отвечает за организацию и проведение учебного процесса с использованием различных моделей дистанционного обучения.

Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя образовательный процесс, его информационное содержание, управление этим процессом и современные педагогические технологии.

А.Н. Богомолов приводит следующую классификацию моделей дистанционного обучения, при которой каждая модель имеет свою структурную организацию и специфические способы взаимодействия участников образовательного процесса между собой и средой обучения .

Модель 1 «Сетевое обучение» представлена в виде автономного курса или курсов дистанционного обучения, программное обеспечение которых размещено в сети Интернет, и в виде виртуального центра. Для его функционирования необходимо создать структурированную информационно-образовательную среду, в которой будут содержаться все курсы дистанционного обучения, предусмотренные учебным и храниться все работы обучающихся. Также эта среда должна иметь информационно-дидактическое обеспечение и предоставлять возможность диалогового обмена информацией между всеми субъектами образовательного процесса. Отдельные научные исследования в области педагогики отождествляют данную модель дистанционного обучения с очной формой обучения и полагают, что ее достаточно для получения качественного образования.

Модель 2 «Интегрированное/комбинированное обучение» представляет собой сочетание дистанционной и очной формы обучения, т.е. при очном занятии с обучающими преподаватель использует учебные материалы, созданные на базе интернет-технологий и/или кейс-технологий. В первом случае используются размешенные в сети учебные материалы. Во втором случае в образовательном процессе используются уже изданных учебники или учебные пособия, размещенные в сети. Это самая распространенная модель, и, по мнению некоторых ученых-педагогов, наиболее перспективная.

Модель 3 «Распределенный класс» строится на организации образовательного процесса в режиме реального времени или отсроченного доступа на базе видеоконференций, интерактивного телевидения или специально созданной программы в форуме. Главным преимуществом этой модели является то, что преподаватель может заниматься с обучающимися в аудитории одновременно с «удаленными» студентами при помощи интерактивных технологий. Все это делает данную модель доступной для большинства вузов.

Сетевое обучение, по мнению А.Н. Богомолова, «протекает в виде самостоятельной индивидуальной работы обучающихся и в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами учебного процесса».

Структура информационно-образовательной среды курса, построенного на модели сетевого обучения, представлена следующими инвариантными компонентами .

  • База данных учебной информации, которая должна содержать в себе сетевую обучающую программу курса, регистрационную форму для пользователей курса, рекомендации для обучающихся, форум, службу технической поддержки курса, ссылки на рекомендуемые печатные учебники и образовательные порталы, анкеты и рекомендации для преподавателей по работе с материалами курса.
  • Административный блок, с помощью которого можно просматривать и изменять базы данных обучающихся и преподавателей: распределять обучающихся по группам, назначать преподавателей, мониторинг процесса обучения, просматривать выполненные работы и вести документацию образовательного процесса.
  • База данных преподавателей, с помощью которой тьюторы могут просматривать информацию о своих студентах, осуществлять с ними обмен информацией, вести журнал.
  • База данных разработчиков позволяет управлять образовательным процессом.

А.Н. Богомолов выделил три формы организации сетевого обучения .

  1. Самостоятельная индивидуальная работа без тьютора. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует только со средой обучения, которая позволяет студенту самостоятельно организовать образовательную деятельность без помощи преподавателя. Система осуществляет контроль правильности выполнения заданий, показывает контекстные подсказки и рекомендации виртуального преподавателя.
  2. Самостоятельная индивидуальная работа с тьютором. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует со средой обучения и с преподавателем. В курсах этой среды представлены интерактивные типы заданий и возможность обратной связи между обучающимися и преподавателем, поэтому образовательный процесс можно организовать не только из самостоятельной работы обучающихся, но и диалогового обмена информацией с преподавателем, который использует различные роли: консультант, координатор образовательной деятельности.
  3. Самостоятельная работа в мини-группе с тьютором. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует со средой обучения, с преподавателем и другими обучающимися этого курса. Образовательный процесс проходит в виртуальной аудитории, где обучающиеся взаимодействуют друг с другом, а преподаватель становится координатором.

Немного другая точка зрения отражена в работах И.А. Нагаевой , которая считает, что «основой сети является сообщество, ресурсы имеют вторичное значение». Обучение представляет процесс трансформации знаний в смысл и взаимодействия его участников друг с другом.

По мнению И.А. Нагаевой , сетевое обучение реализует два подхода к обучению: индивидуальное и персональное.

Индивидуальное обучение – модель организации образовательного процесса, при которой преподаватель взаимодействует лишь с одним обучаемым, учитывая его личностные особенности, создавая психолого-педагогические условия для его развития. При таком обучении преподаватель выступает в роли наличие наставника, который направляет студента, помогает ему обработать большой массив информации, находящейся в сети. Преимуществом такого обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы образовательного процесса к индивидуальным особенностям обучающегося, который в свою очередь может контролировать затраченные силы и время работы.

Персональное обучение – модель организации образовательного процесса, при которой обучающийся осознает необходимость в освоении какой-либо дисциплины для получения важной для себя информации.

Преимущества такой модели для обучающегося:

  • управление процессом обучения происходит самостоятельно;
  • постановка необходимых целей в образовательном процессе;
  • выбор собственного темпа работы;
  • выбор обучающимся только необходимых дисциплин (составление собственного учебного плана);
  • индивидуальное общение с преподавателем;
  • проверка полученных знаний, умений и самоконтроль.

И.А. Нагаева формулирует основные принципы сетевого обучения через дистанционное обучеие.

1. «Коллективный контекст в движении» – при этом принципе раскрываются способы пополнения и изменения контента обучаемыми, способствующие их самообразованию.

2. «Мета-учение как источник знания» – при этом принципе полученная информации используется для прогнозирования успеваемости обучающихся и их достижений.

3. «Все равны, но при этом все разные» – при этом принципе в образовательный опыт включается осмысление противоположных точек зрения, т.е. объединение мнений обучающихся и преподавателей.

4. «Учебная деятельность распределена и не линейна» – при этом принципе определяется собственная траектория обучения в образовательной среде.

5. «Осуществление мотивации и переход к следующей цели» – при этом принципе рассматривается измерение информации после совместной деятельности.

На основе рассмотренных выше принципов было создано сетевое сообщество для изучения небольших курсов уровня вуза. Обучающиеся, работая в группах, вместе занимаются поиском и изучением информации, выполняют задания. Для оценки результатов деятельности обучающихся приглашают эксперта, который предлагает итоговые задания и оценивает их выполнение. В данном сетевом сообществе выделяют три вида курсов: собственно курс, учебная группа и испытание. На курсе типа испытание обучающемуся предлагают создать индивидуальный проект. После обсуждения общих для всех обучающихся заданий и обмена результатами разрабатывается совместный продукт.

Эти инновационные образовательные технологии используются при индивидуальном обучении. При персональном обучении применяется ризоматическое обучение, при котором студент/слушатель изучает только то, что для него интересно или важно в данное время.

Таким образом, обучение с применением дистанционных образовательных технологий происходит в открытом доступе, из-за чего появляются дополнительные возможности для анализа результатов образовательной деятельности.

А.С. Соколова в своих работах рассматривает сетевое или так называемое взаимное обучение, которое основывается «на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников».

В данном контексте сетевое обучение представляется как индивидуальный процесс обучения, который основан на самодисциплине обучающихся. При построении сетевого обучения идея децентрализованной образовательной деятельности является основополагающей. Таким образом, сетевое взаимное обучение, по мнению автора, представляет собой модель «равный к равному» .

Отличительной чертой взаимного обучения является то, что функции педагога выполняются учебным сообществом. При этом участники взаимного обучения осуществляют «непрерывное совместное производство общей учебной среды» и «создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования» .

А.С. Соколова считает, что модель сетевого (взаимного) обучения постепенно вводится в практику образовательного процесса, так как получения новых знаний без отрыва от работы является актуальным. Особенно такой подход востребован в непрерывном образовании.

Тогда подходы и принципы сетевого обучения можно реализовать в неформальной образовательной среде, в которой обучающие дополняют ее контингент для научно-исследовательских целей.

По мнению А.С. Соколовой, в сетевом обучении процесс взаимодействия происходит по следующим шаблонам :

  1. «учащийся – учащийся»,
  2. «учащийся – преподаватель»,
  3. «учебное сообщество – учебные ресурсы».

А.С. Соколова дает определение совместного сетевого обучения. «Совместное сетевое обучение – это совместная учебная деятельность автономных участников посредством электронного диалога» .

Сетевое обучение состоит из нескольких стадий: обновление информации до актуального состояния в настоящий момент времени; непосредственное использование данной информации; обмен информацией с другими обучающимися.

Сетевое обучение помогает обрабатывать постоянно растущее объемы информации, приводить потоки информации в упорядоченный вид, накапливать знания.

М.В. Озерова в своих работах рассматривает сетевое обучение как одну из форм реализации профильного образования. Сетевая форма профильного обучения (СФПО) представляет собой образовательную среду, созданную за счет объединения ресурсов нескольких образовательных учреждений. В ходе исследования автором делается вывод, что «сетевая форма профильного обучения создает условия для формирования образовательных потребностей старшеклассников и позволяет удовлетворить их в рамках школы» .

М.В. Озерова выделяет ряд преимуществ сетевой формы профильного обучения :

  • развитие склонностей и способностей обучающихся;
  • сотрудничество нескольких школ и вуза в рамках одной образовательной программы;
  • облегчение перехода обучающихся к следующим уровням образования.

На основе рассмотренных подходов выполним построение модели сетевого обучения (рис. 1). При данной модели обучающийся сам выбирает временя и место своего обучения. Она представляет собой самостоятельную работу студентов по изучению теоретического материала и выполнению практических заданий, нацеленных на формирование компетенций. Обязательным элементом этой модели является система тестов, которая позволяет контролировать процесс обучения (текущий и промежуточный контроль) и производить оценивание уровня знаний, имений и навыков обучающихся. Главным условием данного обучения являются сетевые взаимодействия: форумы, чаты, общение по электронной почте и др.

Рис. 1 Модель сетевого обучения

Рассмотрим основные требования к модели сетевого обучения.

1. Дидактические:

  • образовательный объект определяется как информационный ресурс, предназначенный для многократного использования в целом или отдельными компонентами;
  • компактность и четкость изложения материала;
  • оптимальное, с точки зрения педагога, разбиение учебного материала на модули/ блоки;
  • возможность формирование и редактирование контента с сохранением предыдущих вариантов изложения;
  • центральным компонентом образовательного процесса является инструментальная среда;
  • оптимальное сочетание средств мультимедиа для представления информации;
  • возможность сочетания онлайн и оффлайн обучения;
  • возможность проведения промежуточного и итогового контроля с использованием образовательной среды;
  • хранение данных о результатах обучения и возможность формирования аналитических отчетов в разрезе нескольких параметров.

2. Коммуникационные:

  • взаимодействие участников процесса обучения осуществляется посредством инструментальной среды;
  • основным каналом передачи данных контента является глобальная или локальная сеть;
  • увеличение скорости взаимодействия осуществляется за счет технических возможностей (например, архивации данных, установка определенных параметров для передаваемых файлов, использование облачных хранилищ);
  • использование различных форм коммуникаций (например, форумы, чаты, беседы, видеоконференции, вебинары, электронная почта);
  • обеспечение определенного уровня безопасности при работе с контентом и базой персональных данных.

В современном образовании происходят процессы, стирающие четкие грани между традиционными и инновационными формами и технологиями обучения. При этом только грамотное и оптимальное сочетание различных подходов и концепций, традиций и инноваций, моделей и форм обучения позволит осуществить переход от принципа «обучение на всю жизнь» к принципу «обучение на протяжении всей жизни».


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 18.11.2016).
  2. Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе // Русский язык за рубежом. – 2006. – № 1. – С. 36–44.
  3. Нагаева И.А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2013. – № 3. – С. 31–37.
  4. Соколова А.С. Сетевое (взаимное) обучение: особенности, принципы //Nauka-Rastudent.ru. – 2014. – № 7 (07). – С. 7.
  5. Озерова М.В. Сетевое профильное обучение: социологический анализ результатов внедрения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – Т. 1, № 4. – С. 82–86.


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт