Система менеджмента в организации. Самообучающиеся быстроразвивающиеся компании. Какие есть системы менеджмента качества

22.09.2019

Система менеджмента - понятие, на первый взгляд, абсолютно понятное. Однако, как показывает практика, для многих система менеджмента ассоциируется только со стандартами по системам менеджмента: и т.д. Многие ошибочно полагают, что если в организации не внедрена система менеджментав соответствии с одним или несколькими стандартами, то и системы менеджмента нет как таковой.

До внедрения системы менеджмента в соответствии с каким-либо стандартом необходимо сначала провести сравнительный анализ существующей системы менеджмента на соответствие этому стандарту (), о чем сразу предупреждаю организации. Довольно часто я слышу в ответ, что, собственно, пока изучать нечего, т.к. система менеджмента еще не внедрена.

Начну с того, что система менеджмента (система управления ) в том или ином виде присутствует в каждой организации, а точнее - ее неотъемлемая часть (независимо от вида деятельности, численности, формы собственности, прибыльности и т.д.). Иными словами, если организация работает на рынке, все еще не закрылась, то она, конечно же, имеет систему (ы) менеджмента. Насколько эта система менеджмента (система управления ) эффективна и результативна – это уже другой вопрос.

Как правило, система менеджмента любой организации в той или иной степени соответствует требованиям стандартов по системам менеджмента. Например, большинство таких стандартов требуют, чтобы ответственность и полномочия сотрудников были установлены и доведены до сведения сотрудников. В организациях постсоветского пространства широко практикуется разработка должностных инструкций сотрудников, что является ярким примером реализации данного требования. В мировой практике были случаи, когда уже на начальном этапе внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 (или в ходе GAP анализа) было установлено практически полное соответствие существующей системы управления требованиям данного стандарта. Яркий пример – военная или космическая промышленность.

Таким образом (обобщу все выше сказанное):

1.У каждой организации имеется своя система менеджмента (или системы менеджмента);

2.Каждая система менеджмента , как правило, в той или иной степени соответствует требованиям стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и т.д.

Система менеджмента - это очень обширная тема, которую я продолжу в других сообщениях на моем блоге. Если Вам понравилась эта статья (или не понравилась) или Вы не согласны со мной, пишите, буду рада комментариям. Задавайте Ваши вопросы, я обязательно на них отвечу.

Реферат по курсу «Стратегический менеджмент»

на тему: Системный и ситуационный менеджмент

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы…………3

2. Значение системного подхода в управлении……………………………….5

3. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению…………...7

4. Основные положения ситуационной теории управления…………………11

5. Отличие ситуационного менеджмента от системного менеджмента…….13

Список литературы…………………………………………………………......15

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.

Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода.

Системный подход как обще методический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых, можно вывести общесистемные закономерности .

Определим черты системного подхода :

·системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам;

·иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - «нижестоящий» уровень;

· системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и

отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

С учётом сказанного определим понятие системного подхода:

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы .

2. Значение системного подхода в управлении

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций.

Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как :

 менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

 руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

 менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

 системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления .

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

3. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению

Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Так, например, Питер Дракер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Новым в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.

Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности.

Таким образом, возникновение концепции «ситуационного подхода» прямо связывается с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их «непрактичность», за «оторванность от реального мира», неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство .

Р. Моклер считает, что «в самом лучшем случае можно разработать условные или ситуационные принципы, которые являются полезными в определенных конкретных деловых ситуациях» . Эта исходная посылка становится сегодня наиболее распространенной в американских исследованиях в области организации и управления. Она начинает также постепенно доминировать в системе подготовки и переподготовки менеджеров. Новый подход в исследованиях и в системе подготовки управленческих кадров выразился в том, что акцент стал переноситься на изучение действительных условий, конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма, и разработку на этой основе специфической, уникальной, если это необходимо, организационной структуры, отвечающей конкретным условиям и требованиям.

И.Г.Альтшулер, Теория систем и системный менеджмент. Программа курса

Часть 1. Введение

От кирпичей – до замысла зодчего. Невозможное возможно. Лишние элементы системы. В клетке собственных представлений. Истории 3 спутников и ГЭС. Плюсы и минусы «теневой» экономики. Философские методы. Диалектический анализ. Законы диалектики и законы развития. Семь стратегических изменений. От наблюдений – к пониманию и от него - к действиям. От событий до ментальных моделей.

Часть 2. Системное мышление и теория систем

Ключевые термины. Общая классификация систем. Соотношение теории систем, теории организации и кибернетики. Конфигурация теории систем. Надсистемы, подсистемы, функции, свойства и признаки. Что такое система? Основные принципы системности. Пример – система образования. О важности критериев. Границы системы. От аналитического к системному мышлению. Перспектива «большой картины». Шесть типов мышления для 21 века. Эффективное слушание и вопросы. Что важно для системного мыслителя? Стереотипы мышления и «паралич идей». Особенности системного мышления. Четыре основных положения системной методологии. Пространство и время, эксперименты с пространственными и временными рамками. Циклы и пределы. Истории как ключ к пониманию взаимосвязей. Пример из истории железных дорог США. «Трагедия» общин и самоограничения. Чем определяется поведение системы? Статистическое мышление и вариации. Системное и локальное вмешательство. Чем грозит непонимание теории вариабельности? Л.Берталанфи - когда применимы аналитические процедуры? Восемь уровней сложности систем по К.Боулдингу. жесткий и мягкий системные подходы, их составляющие и истории развития. Тест на нетривиальное мышление.

Часть 3. Подходы, сценарии, модели

Функционально-структурный подход. Объектно-структурный анализ. Процедуры системного анализа. Хаос и порядок. Силы развивающие, поддерживающие и ослабляющие. Системный подход и интуиция. Методы исследования будущего. Сценарий будущего от Shell. Сценарный анализ. Как проявляется кризис в области образования и познания? Управление образовательными системами, принципы управления, «петля качества» для образовательных услуг. О моделях и «модельном» управлении. Вычислительные эксперименты. Информационные модели. Дерево текущей реальности. Примеры системных, концептуальных и ментальных карт. Программы и сценарии.

Часть 4. Ключевые понятия, законы, теории

Объемные и полифоничные модели, юмор как способ сдвига шаблонов. Человек как многоуровневая система с многоуровневыми шкалами измерений и ценностей. Внутренняя парадоксальность целей. Системы знаков. Разрывы коммуникации. Пример – снег у эскимосов. Системные понятия – цели, границы, внешней среды, неопределенности. Система как цепь. Элементы и связи – усиливающие и уравновешивающие. Примеры реализации закона самосохранения. Закон необходимого разнообразия. Принцип эмерджентности. Принцип внешнего дополнения. Закон обратной связи. Пример петли: невнимание к жалобам. Петли обратных связей. Различия и масштабы. Фон Нейман: надежные системы из ненадежных элементов. Теория хаоса. Теория катастроф и «флаги» катастроф. «Фабрики мысли».

Часть 5. Информация и управление

Управление – контроль – наблюдение. Системный подход в менеджменте. Ситуация или структура? Основные понятия управления. Систематизация. Проблемы управления предприятиями. Роли менеджмента. Ценности и управление. Понятие проблемы, решения, точности решения. Взаимодополняющие способности. Различные точки зрения на проблему. Рефрейминг и другие подходы к решению проблем. Технология решения проблем: от диагностики до реализации решений. Проблемы команды (группы). Преимущества игровых подходов. Свойства управляемости объекта. «Решенология» С.П.Никанорова. Как возрастает количество возможных решений. Управляемость и изменения. Почему не была создана в СССР общегосударственная АСУ? Абстракция как следствие управленческой немощи. Что нужно знать, чтобы управлять объектом? Системные целостности. Почему возрастает роль целеориентированного управления? Осуществимы ли комплексные программы реформ? Как организовать процесс выработки и принятия решений? Как управлять сложными объектами во время комплексного кризиса? Сравнительные характеристики моделей управления компаниями в 20 и 21 веке. Капризы неопределенности. Индикативная нормативность, польза и вред точности. Ментальная палитра. Централизация и децентрализация, синергетический эффект и синергетический дефект. Эффект рычага и подготовка к встрече с «пределом». Стратегический вопрос – «почему?». Организация как целостная система, а не совокупность разрозненных процессов. Иерархия сил, подрывающих конкурентное преимущество. Процесс изменений или как оторваться от прошлого? Сравнительный анализ методов внедрения изменений. Тенденции развития современного менеджмента. Что такое менеджмент? Четыре способности быстродействующих организаций. Пример Тойоты. Способ управления неопределенностями, ожиданиями и неожиданностями. Сложная система как паутина. Стрессовые испытания систем. Какими должны быть в идеале производство и поставка? Эволюция управленческих систем. Возможен ли бюрократический порядок в жизненных ситуациях? Примеры из военной и бизнес-практики. Теория ограничений Голдратта и пять направляющих шагов. Классификация производственных инноваций по глубине. Признаки современного конкурентоспособного университета. Информация и разнообразие. Источники информации. Информационная перегрузка и информационные системы. Примеры: карта рисков проекта, дорожные карты образовательных проектов, уровни проектирования, фазы жизни проекта. Управление как умение отрабатывать возмущения.

Часть 6. Стратегическое управление и ресурсная теория

Прессинг 4С (конкуренции, перемен, рынков и компьютеризации). Глобальные факторы и виды целеполагания. Эволюция проблем и методов стратегического управления. Двойственности проблем стратегического управления. «Треугольник» корпоративной стратегии. Пространство бизнес-инноваций. Всегда ли нужна оптимальность? Сущность стратегического управления. Отличие стратегического и оперативного подходов. Четыре компонента анализа для формулирования стратегии. От стратегического планирования – к стратегическому управлению. Три основных метода стратега. Принципы стратегического управления по К.Омае и М.Линдгрену. Четыре уровня стратегий. «Колесо» бизнеса. Семь взаимосвязанных областей инноваций. Организационные инновации. Корпоративное и венчурное управление. Мышление – обучение –действие. Три золотых правила фирмы Dell. Устойчивое конкурентное преимущество. Пять внешних двигателей перемен. Зачем нужна системная креативность в управлении? Бытие фирм как конкуренция. Ресурсная теория: от реактивности – к проактивности. Концепция динамических способностей как идея перманентной трансформации. Когда применимо стратегическое планирование?

Часть 7. Системные дефекты и патологии, ограничения подхода

Примеры: коммунистическая система, система коррупции. Патологии: в строении организаций, в организационных отношениях, в управленческих решениях. Патологии управленческих команд и командообразования. Дезорганизация как нарушение правил порядка. Ограничения системной методологии. Несистемные подходы. Контрсистемные элементы.

Часть 8. Заключение, выводы, литература

Выдающиеся ученые и практики, внесшие вклад в теорию систем. О системах и системном подходе. Об изменениях и управлении. О проблемах и решениях. О ценностях и стратегии. Расширение горизонта – от «как?» к «зачем?». Рекомендуемая литература. Сведения об авторе.

Приложение 1. Основы инженерного консалтинга

Приложение 2. Аутсорсинг. 10 заповедей.

Приложение 3. Архитектура изменений

Приложение 4. Системный подход в менеджменте

Приложение 5. Механические и органические организации

Приложение 6. Теории хаоса и катастроф, синергетика

Приложение 7. Универсальные технологии управления

Приложение 8. Management in the Knowledge Economy

В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления.

Для этого взаимодействия характерно то, что:
субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;
объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации.

Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие - объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения - объекты управления.

Субъект управления - это звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собранием акционеров. В зависимости от этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных - группа лиц, подразделение, орган управления.

В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые,
информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно в качестве объектов управления - ресурсов могут выступать:
- товарные запасы;
- финансовые ресурсы;
- информационный массив;
- персонал организации.

В любой организации протекает множество процессов, начиная с процесса управления и до производственного процесса. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим в качестве объектов управления - процессов могут выступать:
- производственный процесс;
- торгово-технологический процесс;
- маркетинговая деятельность предприятия;
- материально-техническое снабжение предприятия и т. д.

К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации продукции, затраты, качество продукции и т. д. Соответственно в качестве объектов управления - результатов могут служить:
- качество производимых товаров или оказываемых услуг;
- результаты управленческой или производственной деятельности;
- производительность труда;
- производственные или управленческие затраты и т. д. Небезынтересно привести также другие определения управления. Так, видный исследователь П. Друкер (США) считает, что управление - это "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу". Американский ученый К. Киллен определил управление как "выполнение работы чужими руками". Ф. Тейлор считал, что управление - это "искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом".

Следует заметить, что отечественные авторы управление нередко определяют как воздействие субъекта на объект, т. е. его сводят в значительной мере к деятельности субъекта управления. При этом управление рассматривается как одностороннее действие, направленное на объект, что приводит к неверным выводам о сущности управления. В результате подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта их субординационным расположением за пределами рассмотрения остается, в частности, движущее начало управления - противоречие между субъектом и объектом. Поэтому как бы полно ни учитывались возможность и готовность объекта управления выполнять управленческие команды, если они рассматриваются только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет не адекватной фактическим возможностям осуществления управления. Следовательно, нельзя рассматривать управление исключительно с позиций субъекта управления.

Кроме того, следует заметить, что в настоящее время господствует подход к управлению, согласно которому результат управляющего воздействия прямо пропорционален приложенным усилиям. Однако это имеет место только в случае, когда управляемая система находится в равновесном состоянии с окружающей средой и внутренними процессами.

Если система находится в сильно неравновесном состоянии, она начинает подчиняться законам нелинейного характера (отклик системы непропорционален силе воздействия на нее).

В то же время для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.

Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т. п.), во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т. е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.

Так, если объект управления не является собственником средств производства, то его готовность выполнять управленческие команды зависит от того, насколько его потребности будут удовлетворены в результате этого, а его возможность выполнять команды связана с его производственными возможностями. В этом случае для того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать механизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют.

Необходимо заметить, что существует значительное количество видов управления. Видовое разнообразие управления можно характеризовать набором бифуркационных признаков, иногда обозначаемых словами-антонимами. В табл. 2.1 приведены главным образом противостоящие по противоположным качествам дихотомические виды управления.

Разнообразие видов управления этим не исчерпывается. Так, вне поля зрения остались многочисленные разновидности управления, связанные с его функциональной специализацией, такие, как управление персоналом, сбытом, запасами, транспортом, трудом, издержками, качеством, инвестициями, финансами и т.д.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

Следует вспомнить, что система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы:
- целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;
- структурности;
- взаимозависимости структуры и среды;
- иерархичности;
- множественности описания каждой системы. Возвращаясь к системе управления, следует заметить, что такая система обладает соответствующей структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые целостные свойства, называемые эмерджентными.

Система управления современной организацией (предприятием) должна отвечать следующим основным требованиям:
обладать высокой гибкостью;
быть адекватной сложной технологии производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;
оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;
учитывать конкуренцию на соответствующем рынке товаров (услуг);
учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;
обеспечивать высокую эффективность управления предприятием;
способствовать развитию организации;
обеспечивать внедрение достижений науки и передовой практики;
обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) быстро фиксировались (в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались контрмеры, возвращающие систему управления в прежнее нормальное состояние.

Непременным элементом любой системы управления является связь. Связь можно определить как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает воздействие.

Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т. д.

Прямая связь - это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т. д.

Обратная связь - это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. Как правило, обратная связь выступает важным регулятором в системе управления.

Приведенные прямые и обратные связи относят к вертикальным. Кроме них существуют также горизонтальные связи, позволяющие реализовать неформальные отношения, способствующие передаче знаний и навыков, обеспечивающие координацию действий субъектов одного уровня по достижению системой управления поставленных перед ней целей.

Систему управления можно представить в общем, элементарном виде, состоящем из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.

Существуют разные представления о системе менеджмента современной организации. Так, О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют в системе управления три подсистемы . Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление. Данную подсистему можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называется структурно-функциональной и выступает как бы в роли "остова" системы управления.

Вторая подсистема - информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются: управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления; интересы и поведенческие нормы участников процесса управления; информация и коммуникации в системе управления.

Совокупность данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую подсистему, хотя у отдельных систем управления могут быть и дополнительные блоки, например блоки национальных интересов, национальных управленческих стереотипов и т. д. В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации резко возрастает роль данной подсистемы.

Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, распространению и практическому воплощению.

Данная подсистема может быть разделена на две части: первая - ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие, вторая - обеспечивает ее развитие.
В нашем представлении система управления (менеджмента) современной предпринимательской организации должна включать пять подсистем (рис. 2.2):
- обеспечивающую;
- целевую;
- производственную;
- развития;
- сбытовую (рыночную).

В представлении профессора Р. А. Фатхутдинова система менеджмента организации включает четыре подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.

При этом компонентами целевой подсистемы системы менеджмента организации являются: повышение качества выпускаемых товаров и услуг, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

Обеспечивающая подсистема системы менеджмента организации включает: методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение и правовое обеспечение.

Функциональная подсистема включает следующие компоненты: маркетинг, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование.

Управляющая подсистема системы менеджмента организации включает: управление персоналом, социологию и психологию менеджмента, разработку и реализацию управленческих решений, анализ в принятии решений, прогнозирование в принятии решений.

Управление персоналом - это один из самых сложных элементов регулирования в организации. Ведь сотрудники имеют свой потенциал, свои интересы, эмоции, умение самостоятельно принимать решения или критиковать приказы руководства. Поэтому невозможно предугадать реакцию на применение

Чтобы существование организации было длительным и поставленные перед ней цели достилались, необходимо создать правильную систему управления.

Система - это упорядоченность всех составляющих и объединение их в единое целое для достижения общей цели. Другими словами, это упорядоченность и подчиненность главной задаче.

Управление включает в себя функции: планирование, мотивацию, организацию и контроль. С их помощью и достигается выполнение поставленных задач.

Системы управления - это упорядоченные процессы планирования, организации, мотивации, контроля. Они направлены на выполнение задач производства и достижение главной цели существования организации.

Составляющие системы управления

Система управления организацией включает в себя все происходящие процессы, а также все службы, подсистемы, коммуникации предприятия. Коллектив на предприятии можно разделить на две группы. Первая - управляемая, вторая - управляющая.

Рассмотрим их. В управляемую группу входят элементы, которые задействованы в процессе создания материальных и духовных благ или оказания услуг. Это подчиненные. Управляющая группа осуществляет все функции, необходимые для выполнения поставленных перед организацией задач, для этого она должна обладать необходимыми ресурсами: материальными, трудовыми, финансовыми. Она координирует работу всех сотрудников и владеет всеми техническими средствами, например, такими, как связь, техника, также отвечает за работу производства и процесс дальнейшего совершенствования организации.

В зависимости от структуры организации и количества подчиненных, руководителей может быть несколько, при этом они все подчиняются одному главному менеджеру.

Выделяют такие этапы управляющей подсистемы:

  • планирование - показывает, какого результата можно достичь;
  • регулирование - поддержание оптимального установленного режима работы;
  • маркетинг;
  • учет;
  • контроль.

Системы управления - это системы, объединяющие в себе все указанные составляющие для достижения высшей цели организации.

Субъект и объект

Любая концепция имеет свой субъект и объект. Рассмотрим, какие они у системы управления персоналом.

К объектам относятся:

  • работники;
  • служащие;
  • группы сотрудников;
  • трудовой коллектив.

Субъект системы управления представлен различными структурами управленческого персонала.

Виды руководства

Координирование работы в организации может происходить в четырех формах:

  • Линейной, когда каждый нижестоящий руководитель подчинен вышестоящему. Их действия согласованы и направлены на выполнение конкретных целей. Чаще используется для низших уровней организации.
  • Функциональной. Существует несколько групп органов руководства, при этом каждый отвечает за какой-то конкретный вид деятельности. Например, один - за планирование, другой - за техническую базу. Однако бывают сложности, когда к работникам «спускается» несколько разных задач и требуется их быстрое выполнение. Идеальный вариант существования такой системы - в комплексе с линейной.
  • Линейно-штабной. При линейных руководителях создаются штабы. При этом никаких решений они не принимают, а только советуют, направляют сотрудников. Они созданы для уменьшения и распределения обязанностей линейного руководителя.
  • Матричной. Управление происходит и по горизонтали, и по вертикали. Такие структуры применяются для управления на стройках, где каждый комплекс разбит на узлы, которые имеют своего руководителя.

Пример структуры координирования на предприятии

Рассмотрим пример системы управления цехом на производстве.

Цех - одно из главных звеньев, отвечающих за функционирование всего производства. Для достижения целей организации необходимо создать правильную систему управления.

В цеху директор назначает начальника и его заместителей, которые должны организовать выполнение полученных от высшего руководителя заданий. При этом руководитель цеха должен сам контролировать отношение персонала к производственным ресурсам. Возможен вариант, когда эта функция поручается специально назначенному работнику. Так, например, контролируются расход сырья, соблюдение правил безопасности и санитарного содержания цеха.

Структура координирования включает в себя наличие бригадиров, которые получают задания от мастера и распределяют его между рабочими. Также они организовывают их выполнение, осуществляют профессиональную помощь, при необходимости помогают мастеру осуществлять контроль.

Управление современным предприятием

В нынешних условиях координирование работы персонала требует особого мастерства от руководителя. К этому приводят нестабильная экономическая ситуация, конкуренция. Поэтому, создавая современные системы управления, менеджер должен знать принципы их построения.

Чтобы предприятие функционировало и развивалось, выпускаемая им продукция должна быть конкурентноспособной. Это во многом зависит от того, какая будет выбрана стратегия управления. Для предприятия она должна быть уникальной - это основной признак успешного существования.

Чтобы компания существовала долго и приносила прибыль, продукция должна выдерживать конкуренцию. Для повышения качества надо:

  • Иметь необходимые ресурсы: сырье, материал, комплектующие.
  • Совершенствовать производственные линии: обновлять оборудование, добиваясь повышения качества выпускаемой продукции.
  • Периодически повышать квалификацию персонала.
  • Реализовать выпускаемую продукцию.

Первое, с чего должен начать профессиональный менеджер, - это провести развитие систем управления, сделать анализ предприятия, рассмотреть, каких элементов не хватает для достижения цели, и выяснить, как их достичь. Разрабатывая стратегию развития надо учитывать:

  • долговременные цели развития предприятия;
  • ресурсы;
  • технологии;
  • систему управления.

То есть для достижения своих целей предприятию надо обладать всеми необходимыми ресурсами, качественными технологиями, которые будут эти ресурсы обрабатывать, и грамотно построенной системой управления.

При этом стратегия должна быть не монолитной, а уметь видоизменяться в зависимости от внешних и внутренних факторов. И задание системы управления - это контроль и своевременное внесение поправок в стратегические цели организации.

Таким образом, эффективное руководство современным предприятием должно быть мобильным и зависеть от окружающих факторов.

Виды систем управления

Системы менеджмента - это такие области управленческой деятельности, которые связаны с решением конкретных задач, направлены на успешное функционирование предприятия.

Выделяют две основные категории:

  • общая - управление компанией в целом;
  • функциональная - руководство определенными звеньями компании.

Система управления - это комплексное сотрудничество общего и функционального видов для достижения поставленных целей.

Существует несколько форм систем управления, рассмотрим некоторые из них:

  • стратегическое планирование;
  • управление: менеджерами компании, служащими, внутренней и внешней коммуникацией, производством;
  • консультирование.

При таких видах руководства перед предприятием сначала ставятся стратегические цели, для достижения которых надо уметь координировать работу менеджеров. Это позволяет добиться усовершенствования структуры управления. Координация работы служащих позволяет направить их деятельность в правильное русло. При этом существует взаимодействие компании с внешней средой: поставщиками, клиентами, работниками.

Виды систем управления также определяются объектами управления и различаются по содержанию. Например, по содержанию можно выделить такие:

  • нормативный;
  • стратегический;
  • оперативный.

Каждым из этих видов управления решаются только ему свойственные задания.

Системе координирования надо совмещать все положительные моменты, с которыми будет легче развиваться организации. Тогда поставленная стратегическая цель будет достигнута.

Проектирование систем управления происходит с учетом демократического централизма, гармоничного сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, творческого потенциала сотрудников.

Принципы построения руководства

Создание систем управления должно опираться на такие основные принципы:

  • оптимальное разделение структуры организации на отдельные элементы;
  • иерархичное строение с правильным распределением полномочий;
  • органичная взаимосвязь всех уровней организации;
  • расположение целей в порядке важности;
  • согласованность звеньев структуры при выполнении поставленных задач;
  • оперативность принятия управленческих решений, если возникает такая необходимость;
  • все этапы жизненных циклов продукции, иерархичность структуры, различные мероприятия по управлению должны существовать в комплексе;
  • систематичность - все работы по управлению выполняются постоянно и действуют длительный срок;
  • нужно перенимать опыт успешных производств зарубежных компаний;
  • следует использовать в системе управления зарекомендовавшие себя научные методы;
  • автономность подсистем;
  • экономические функции - при проектировании закладывать снижение затрат на управление;
  • перспективность развития;
  • обсуждение управленческих решений и выбор лучшего;
  • устойчивость и способность выживать в условиях конкурентности;
  • создать комфортные условия труда, чтобы сотрудники могли полностью выкладываться на работе;
  • правильно распределять трудовые затраты на выполнение конкретных задач производства;
  • приспособляемость системы организации к внешним и внутренним изменениям;
  • замкнутость управленческого процесса.

Выполнение принятого решения должно пройти все стадии: планирование, организация, координация, контроль.

Важно: управленческое решение должно быть внятным и доходчивым, необходимо проконтролировать, что служащий понял его правильно. Это избавит работника от лишних движений и направит весь его потенциал на выполнение конкретной задачи.

Рассмотрим системы и технологии управления.

Технологии руководства персоналом

Технология управления - это инструмент, с помощью которого происходит руководство персоналом. К ним относятся средства, цели, способы, с помощью которых происходит воздействие на сотрудников с цель направления их к выполнению необходимых заданий.

Системы и занимаются:

  • организацией ;
  • оценкой квалификации сотрудников;
  • их обучением;
  • продвижением по карьерной лестнице;
  • управлением и разрешением конфликтных ситуаций;
  • социальным развитием персонала;
  • управлением безопасностью персонала.

Использование этих принципов зависит также и от формы собственности предприятия, стиля деятельности.

Разработка систем управления проводится с учетом профессионализма и компетентности специалистов, которые работают в сфере кадрового менеджмента.

Функции менеджера

Чтобы внедрение прошло легко и было принято сотрудниками, управляющий должен выполнять такие основные функции:

  • Планирование.

Менеджер непрерывно планирует решения, которые необходимы для достижения главной цели предприятия. При изменении цели решения тоже должны своевременно меняться. Планирование направляет развитие организации в нужном направлении и прогнозирует задачи, которые необходимо выполнить сотрудникам.

  • Организация.

Для лучшего достижения поставленных перед компанией целей, планов, работа коллектива происходит организованно, при этом она правильно распределена по вертикали и горизонтали. Каждый занимается решением конкретно своих задач, сотрудничая с остальными работниками.

  • Мотивация.

Для стимулирования рабочих к лучшему выполнению своих обязанностей менеджеры используют мотивацию. Она может быть двух видов: внешняя и внутренняя (психологическая).

Внешняя - включает в себя получение материальных благ: премий, бонусов, а психологическая - моральное поощрение, улучшение рабочего места, отношений в коллективе.

  • Контроль.

Чтобы выполнение задач происходило качественно, непосредственный руководитель должен осуществлять наблюдение.

Контроль включает в себя:

    • отслеживание запланированного;
    • проверка промежуточных результатов;
    • сравнение полученных результатов с запланированными;
    • корректировка обнаруженных несовпадений и отклонений от прогнозируемых.

Действие этих четырех функций должно осуществляться в комплексе.

Заключение

Таким образом, системы управления - это упорядоченность основных принципов построения, функционирования и контроля развития организации. Делается это с целью выполнения поставленных перед компанией задач. Проектирование и внедрение систем управления имеют большое значение в успешном развитии предприятия. Без правильно построенного руководства существование и развитие предприятия будет невозможным.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт