Смотреть что такое "ямб" в других словарях. Стихосложение

23.09.2019

Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

Двусложная стопа

Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

ПрУдом тИхим тУт и тАм,

ВскОльзь, гулЯя пО волнАм...

Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что примеры:

КогдА зимОй бушУет вьЮга,

А сЕрдце мОлится о дрУге,

СпосОбном дУшу защитИть...

ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

ОтпУстят пАльцы тетевУ...

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в "отчеканивании" стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,

Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,

А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок

При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой - в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложная стопа

К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий - второй, анапест - третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

ВЕтви своИ,

В вОду ронЯя,

ПьЕт она нЕбо

РАнней порОй...

Амфибрахий:

КогдА же на мИр, что во мнЕ,

ПадЕт непокОй, по веснЕ...

ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст...

Стихотворный размер

Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

К примеру:

БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

БросАет во снЫ мои взОры свОи...

Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих

Примерах:

ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

КудА идУ. И знАть ли вАжно...

Этот стих написан Он же узнается и в бессмертном "Евгении Онегине", А. С. Пушкина.

Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем "Горе от ума":

НельзЯ кричАть молИтв,

МолИтвамИ молчАт...

Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что - дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.

В данной статье мы расскажем вам о ямбе, а также вкратце о других стихотворных размерах. Определимся сначала с ключевыми понятиями, которые будут использоваться в тексте.

Ритм представляет собой звуковое строение, которое имеет стихотворная строка. Это общая упорядоченность стихотворной речи. Метр является частным случаем ритма. Это упорядоченное чередование безударных и ударных слогов (слабых и сильных мест) в стихотворении, общая схема его звукового ритма.

Размер представляет собой определенный способ звуковой организации стихотворного произведения; это частный случай уже описанного нами метра. Например, ямб теоретически может в себя включать варианты от одностопного до двенадцатистопного, а также вольный. Размер в силлабическом стихосложении мы можем определить по количеству слогов, в тоническом - посчитав число ударений, а в силлабо-тоническом и метрическом - числом стоп и метром (ямб, хорей, амфибрахий и др.).

Этимология слова "ямб"

Ответим на вопрос о происхождении интересующего нас термина. Слово "ямб" - это древнегреческое наименование музыкального инструмента. Оно обозначает в античной метрике двусложную, простую, трехморную стопу (короткий + долгий слог). В стихосложении силлабо-тоническом (русском, например) - это безударный + ударный слог. Также ямбом называют стих, который состоит из ямбических метров.

Этимология в точности не установлена. Ямбические песнопения, как известно, являлись специальных праздников плодородия, которые устраивались в честь Деметры.

Данный термин связывали с именем Ямбы, служанки Келея, элевсинского царя. Согласно мифу, девушка непристойными стихотворениями развеселила Деметру, которая безутешно везде искала свою дочь Персефону. Не исключено также, что имя Ямба - это отзвук древнего слова, имеющего обсценное значение.

Ямб в античности

В поэзии античности самыми распространенными видами ямбов был триметр и сенарий. Сенарий включает шесть ямбических стоп. Второй вид, триметр, также имеет в своем составе шесть ямбических стоп, которые попарно сгруппированы (сдвоенные стопы назывались диподиями). Два легких слога в античном стихосложении могли заменяться тяжелым одним, а также наоборот, тяжелый можно было заменить двумя легкими. В реальной практике из данной предпосылки рождалось огромное разнообразие поэзии ямбической. Стихи, написанные данным размером, походили более всех остальных на обыденную речь и использовались поэтому в основном не в а в драме и лирике (в комедиях, трагедиях, баснях).

В греческой метрике ямб - это двусложная стопа, состоящая из первого краткого слога и второго долгого. Не предполагала анакрусы музыкальная нотация древних греков, и поэтому ритм был либо восходящим (то есть ямбическим), либо нисходящим (то есть хореическим).

Ямб и хорей

Ямб и хорей у древних метриков объединялись под общим названием стоп с ямбическим ритмом на основании того, что ямб встречался чаще (и встречается до сих пор), чем хорей.

Хорей - это также древнегреческий термин, происходящий от слова "плясовой", а также обозначающий "размер", "хоровую стопу". В силлабо-тоническом стихе самые употребительные - четырехстопный и шестистопный, а с середины 19 века начинает применяться также пятистопный хорей.

И ямб, и хорей представляют двусложные размеры. В хорее ударение ставится на первый слог, в ямбе - на второй.

Трехсложные стихотворные размеры

Двусложные размеры мы рассмотрели. Скажем теперь пару слов и о трехсложных. Амфибрахий состоит из трех стоп, с ударением на втором слоге. Самый частый размер отечественного силлабо-тонического стихосложения - четырехстопный (с начала 19 века), а также трехстопный (начиная с середины 19 века). Дактиль - это также трехсложный размер, но с ударением на первом, а анапест - на последнем из трех.

Ямб в русской литературе

Первое упоминание о нем в литературе нашей страны мы находим в изданной в 1619 году книге М. Смотрицкого под названием "Грамматика...". Однако как термин поэтики, который относится к конкретному стихотворному размеру, ямб начал фигурировать в нашей стране только после теоретических работ, проведенных Нет стихотворений у русских силлабистов, написанных данным размером. В России первые ямбические стихи были созданы Тредиаковским.

Ямб этот был четырехстопным. Затем традиция использования размера была продолжена. Например, Ломоносов сочинил оду, в которой использован ямб, - стихи, посвященные взятию Хотина, турецкой крепости.

Четырехстопный ямб

До сегодняшнего дня из всех ямбических размеров в русской поэзии самый излюбленный - именно четырехстопный. Примерно 80-85 процентов стихотворений отечественных поэтов написаны именно им. Этот размер стиха приобрел широчайшую популярность не столько благодаря ритмической емкости формы, которая была приспособлена к поэтической речи на русском языке, сколько из-за установившейся традиции систематического массового употребления ее первыми великими поэтами - В. Петровым, М. Ломоносовым, Г. Державиным, а чуть позже и А. Пушкиным и Е. Баратынским (см. фото).

Был популярен также в 18 и начале 19 веков шестистопный ямб, характеризующийся плавным торжественным ритмом. Он менее принят в отечественной лирике, зато в театральных пьесах - канонический размер стиха (с отсутствием рифмы). Исключения составляют "Горе от ума" Грибоедова, а также драма "Маскарад", принадлежащая перу М. Лермонтова, которые написаны вольным стихом. Размер ямб у футуристов, встречающийся у них довольно редко, характеризуется грубым противоположением различных гомофонических ходов, а также отчеканенными фонемами. Ямб пятистопный употребляется в стихотворениях, характеризующихся твердой формой, таких как октава, сонет и др. Довольно редко встречается трехстопный (в основном у поэтов, относящихся к периоду первой трети 19 века). Наиболее разработана в стиховедческой литературе теория именно Можно отметить исследования Г. Шенгели, Б. Томашевского, А. Белого.

Существуют ли двустопные и одностопные ямбы в силлабо-тоническом стихосложении?

Двустопных и одностопных ямбов не существует, поскольку они невозможны ритмологически: илюзия двустопности или одностопности создается из-за укороченной рифмовки. Например, поэт В. Брюсов считал ошибочно одностопными ямбами свое стихотворение.

Ямб в действительности был амфибрахием. Произошло это, вероятно, из-за того, что если эти стихи записать по признакам рифм отдельными строками, то получится зрительно подобие одностопного ямба.

Многостопные ямбы

Шестистопный ямб - это обычно второй шестидольник с односложной анакрузой.

Многостопные, в основном, были сконструированы Александром Сергеевичем Пушкиным.

Можно утверждать, что до него не существовало пятистопного ямба. Стихотворение (ямбическое) "Гаврилиада" - первое произведение, написанное им. Александр Сергеевич был очень ригористичен по отношению ко всему, что касалось введения в стих разговорного языка. Любопытно, что современники отзывались о Кантемире с похвалой именно из-за того, что для стиха он брал разговорный язык современного ему времени.

Аналоги ямбическому размеру в народной поэзии

Хотя размер ямб был введен в отечественную литературу благодаря реформе Тредиаковского и Ломоносова, народная поэзия выработала независимо от влияний книжной или запада самобытные размеры, среди которых имеется формально близкий к ямбу четырехстопному. Называется он четырехдольник второй. Таким стихом написана поэма, созданная Некрасовым, под названием "Кому на Руси жить хорошо".

Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, - это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.

Стихотворные размеры

Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.

Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).

Какими бывают стихотворные размеры?

Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.

К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.

Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.

В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.

И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.

Ямб

Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.

Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.

По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.

Примеры использования ямба

Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.

Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.

В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.

Хорей

Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Дактиль

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Амфибрахий

Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.

Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.

В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.

Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".

Анапест

Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.

В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.

В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.

Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".

Гекзаметр

Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.

Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.

Гекзаметр использовал Гомер при написании "Иллиады" и "Одиссеи". Есть понятие и "современный гекзаметр", которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

Которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги .

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - четырёх- и шестистопный, с середины XIX века - пятистопный.

Примеры

Вы хожу́ оди́н я на доро́ гу;
Сквозь тума́н кремни́с тый пу́ть блести́т ;
Ночь тиха́ . Пусты́ ня вне́м лет Бо́ гу,
И звезда́ с звездо́ ю го вори́т .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хорей" в других словарях:

    Греч. choreios, от choros, хор. Стопа из одного долгого и короткого слога. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ХОРЕЙ иначе: трохей, в стихосложении стопа из двух … Словарь иностранных слов русского языка

    Хорей - ХОРЕЙ стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (см. Ипостаса), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о… … Словарь литературных терминов

    Или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий. | Хорей, архан., самоед. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    1. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [греч. choreios плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо тоническом стихосложении (например: Мчатся / тучи, / вьются / тучи). 2. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [от ненецк. харед погоняй] Длинный … Энциклопедический словарь

    хорей - хорей. Произносится [хорэй] и [хорей] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (греч. choreios букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха (Я пропАл, как звЕрь в загОне, Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо… … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Ушакова

    1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… … Толковый словарь Ушакова

    ХОРЕЙ 1, я, м. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ХОРЕЙ 2, я, м. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ХОРЕЙ, я, муж. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. хореический, ая, ое. II. ХОРЕЙ, я, муж. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Три русских лирических размера , Бейли Джеймс. Русскому читателю предстоит познакомиться с теоретическими основами и методами анализа русского народного стиха, предложенными американским стиховедом, фольклористом Джеймсом Бейли. На основе…


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт