Сны фараона. Будьте аккуратнее с бумагами

13.06.2019

Сон фараона

Книжн. О необходимости быть бережливым. /i> По библейскому мифу, Бог возвестил фараону во сне о семи годах изобилия и семи годах голода в земле египетской. БМС 1998, 542.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Сон фараона" в других словарях:

    Сонъ Фараона (о семи коровахъ тучныхъ и семи коровахъ тощихъ). Бытіе. 41; 17 24, 25 32. Упоминаютъ объ этомъ словѣ, какъ о предупрежденіи въ смыслѣ: береги денежки на черный день … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (о семи коровах тучных и семи коровах тощих) Бытие. 41; 17 24, 25 32. Упоминают об этом слове как о предупреждении в смысле: береги денежки на черный день …

    Лиха сна не знать. Сиб. Не беспокоиться, не волноваться о чём л.; жить беззаботно, вольготно. ФСС, 83; СФС, 100. Своего сна не знать. Пск. Не иметь понятия о чём л. (чаще о том, в чём человека обвиняют). СПП 2001, 71. Во сне Бога молить. Народн.… … Большой словарь русских поговорок

    Дочь фараона … Википедия

    - (нем. Nazarener), прозвище группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 в Вене Союз св. Луки (Lukasbund). Полуироничное наименование Назарейцев произошло от алла назарена традиционного названия причёски с длинными… … Художественная энциклопедия

    ИОСИФ, библейский патриарх, любимый сын Иакова (см. ИАКОВ) и Рахили. История его рассказывается в книге Бытие. Еще в родительском доме выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой… … Энциклопедический словарь

    Ср. Сухощавый поляк... весьма похожий на тощую фараонову корову, которая поглотила тучную, не став от того сытее, что то с жаром проповедовал... Марлинский. Вечер на кавказских водах. Ср. Сон фараона о семи коровах и семи колосьях. Бытие. 41 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Фридрих Овербек, «Италия и Германия», 1811 1828 Назарейцы (нем. Nazarener … Википедия

    ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

    «ИАННИЙ И ИАМВРИЙ» - [греч. ᾿Ιαννῆς (᾿Ιάννης) κα ᾿Ιαμβρῆς (᾿Ιάμβρης)], ветхозаветный апокриф. Заглавие произведения и античные свидетельства Текст получил название по именам главных героев егип. магов, к рые выступили против прор. Моисея (см., напр.: 2 Тим 3. 8; в… … Православная энциклопедия

Книги

  • Расписание школы жизни , Усанин А.. Основой всех древних учений было учение о трех разных вкусах – трех представлениях о счастье, о чем речь пойдет в этой книге и дальше. Низший вкус жизни – стремление к неодушевленным вещам –…
  • , Кристиан Жак. Зловещая надпись над склепом гласила: "Тех, кто потревожит сон фараонов, постигнет смерть" . Но свет факела уже проник в гробницу. Спустя несколько часов Говард Картер и граф Карнарвон…

"По прошествии двух лет фараону снилось..."

(Быт.39:21)

Двор царский весь в смятеньи.
Гудит, как улей, в эти дни.
Из уст в уста передают с волненьем,
Что видел фараон престраннейшие сны!

Их было два, но он считает,
Что оба сна лишь об одном.
И знать немедленно желает,
О чём в тех снах предупреждён.

У реки стоял он, как обычно,
А из воды вдруг вышли семь коров.
Семь крупных, тучных непривычно...
Пастись пошли средь тростников.

Прохладно было. Солнце грело.
Стояла тишина вокруг, покой.
И даже птицы присмирели,
От странной тишины такой.

Вновь из реки выходят
семь коров, но тощих.
И в тростники, за тучными пошли.
Там съели их, хоть и не мощны.
Проснулся фараон.
- Что сном мне предрекли?..

С трудом заснул,
но снова сон приходит.
Стоит средь поля стебель
и на нём
Семь тучных колосков
размером превосходят
Те, что видел на полях,
"живьём".

А рядом вырос стебель иссушЁнный.
Семь тощих колосков на нём.
И съели они тучных озлоблённо.
На этом завершился его сон.

Сны фараона привели в смущенье.
Волхвов он, мудрецов велел созвать,
Чтоб объяснили суть виденья.
Каких ему событий ждать?

Их объясненья ясность не внесли.
И не могли понять они - какие
Сулили беды фараону сны?
К чему готовиться, к войне, к стихии?

Стремясь не вызвать его гнев,
Витиевато, долго изъяснялись.
Себя запутали и всех,
Пока в бессильи полном не признались.

Нет среди них того,
кто б объяснил
Смысл необычных снов и грозных.
Тут вспомнил виночерпий: -
Есть один!
Сон разгадает самый сложный!

Он к фараону бросился. Молил
Простить его за то, что снова
Пред ним бесчестье сотворил.
Достоин наказания - любого.

Прости! Без гнева выслушай меня!
Есть человек один! Он может
Раскрыть тебе всю тайну сна,
Которая всех нас тревожит!

Сидит давно в темнице Потифара
Еврей один, неведомо за что.
Он обладатель удивительного дара:
Предвидит то, что многим не дано!

Ты помнишь, я и главный хлебодар
Всерьёз прогневали тебя?..
Нас заключил в темницу Потифар,
А тот еврей сидел там зря.

Вот ночью нам приснился сон.
Обоим, в одну ночь приснился.
Мы были в ужасе, а он
Помочь нам сразу согласился.

Раскрыл без трудности смысл сна.
И то, что предсказал -
Всё в точности сбылось тогда.
Как будто всё он знал!

Прошу, быстрей освободи еврея!
Ты сможешь убедиться сам,
Насколько мудрый он на деле,
Особенно по вещим снам!

Два года помощь ждал Иосиф.
И по прошествии двух лет,
Ему благую весть приносят:
- Ждёт фараон! Услышать хочет
Чтоб мудрый получить совет!

Иосифа стригут и моют, одевают,
Стараются придать парадный вид.
Все ждут... Сам фараон желает
О снах услышать.
Как их разъяснит!?

И вот он перед фараоном
Пал ниц, не смея и взглянуть.
Услышал голос приглушённый,
Негромко объясняющий в чём суть.

Мне донесли, что ты владеешь
Искусством толкованья снов чужих?..
Посмотрим, как ты преуспеешь
В истолкованьи снов моих?

Не я толкую сны. Сам Бог
Даёт советы, коль прошу.
Даст и сегодня, чтобы смог
Истолковать. Услышать их хочу.

Внимал словам Иосиф, слушал,
Стараясь ничего не упустить.
Затем промолвил:
- Бог проговорил мне в уши,
Что должен фараон свершить.

Тот сон - один!
Действительно один.
Он извещает фараона:
Придут в Египет тягостные дни...
Ждут испытанья, непогода!

Семь лет в Египте будет урожай,
Какого никогда не знали люди.
А следом засуха семь лет...
И край
Охвачен голодом свирепым будет.

Забудут люди годы изобилья
И истощится полностью земля.
Все убедятся в собственном бессильи
Спасти от страшной гибели себя.

И обратят все взоры к фараону,
Моля от голода их уберечь.
Единственной опоре в мире оном,
Надеясь с ним осилить смерть.

Всевышний повторил тот сон,
Как утвержденье, он - от Бога!
И в жизни подтвердится он.
Ждать перемен уже не долго.

Но выбор может сделать фараон:
Отдать себя на волю Бога,
Приняв за истину сей сон,
Иль ложной посчитать тревогу.

Коль верит Богу фараон -
Пусть мудрого назначит мужа,
Чтоб управлял в Египте он.
Стране послужит, фараону, людям!..

Создаст огромные хранилища в стране
В период буйных урожаев.
Излишки хлеба скупит все,
В складЫ надёжно загружая.

Когда наступит засуха, прострит
КрылА голодной смерти,
Тогда правитель разрешит
Хлеб продавать на месте.

Народ Египта он спасёт,
казну обогатит,
И славу царству принесёт,
И веру укрепит!

Иосиф смолк внезапно. Тишина
Повисла в гулком зале.
Тень смерти явственной была.
Решенья фараона ждали.

Ну, что ж, - ответил фараон, -
Был мудрым твой совет.
Я верю, что от Бога он
И кОрысти в нём нет!

Не вижу смысла я искать
Мудрей тебя в стране.
Не надо время зря терять.
Вручаю власть - тебе!

"И сказал фараон Иосифу:
так как Бог открыл тебе всё сие,
то нет столь разумного и мудрого,
как ты;
Ты будешь над домом моим, и твоего
слова держаться будет весь народ мой;
только престолом я буду больше тебя.
...я поставлю тебя над всею землёю
Египетскою."

В детстве жизнь Иосифа была идеальной! Бог посылал ему вдохновляющие сны, а отец любил больше других сыновей, но как-то раз его жизнь сделала неожиданный поворот. Завистливые братья Иосифа бросили его в ров (Бытие 37:22), продали в рабство (Бытие 37:27), а потом Иосиф оказался в тюрьме (Бытие 39:19-20). Во всех испытаниях Иосиф сохранял веру в Бога. Бог помог ему растолковать сны фараона, и правитель Египта сделал его своей правой рукой. Жизнь Иосифа доказывает, что даже когда все плохо, нужно уповать на Бога и верить, что Господь позаботится о нас даже в самых сложных ситуациях (2 Фессалоникийцам 3:3).

Иосиф хотел быть хорошим слугой Потифару, но жена Потифара оклеветала Иосифа. За это Потифар бросил Иосифа в тюрьму. Иосифу было очень обидно. Но он не озлобился, а наоборот доверял Богу даже в тюрьме. В результате: "Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы" (Бытие 39:21-23). Начальник темницы поставил его над всеми узниками. Бог благословил его во всех делах. Учись у Иосифа. Не лги. Смело говори правду. Не мсти тем, кто говорит про тебя неправду. Иисус научил нас: "Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного " (Матфея 5:44-45).

Да! В Библии сказано, что Бог обращается к нам по-разному, в том числе и во снах. Но все, что мы считаем посланием от Бога, нужно тщательно проверять и искать тому подтверждение в Библии. В Деяниях 2:17 апостол Петр цитирует ветхозаветного пророка Иоиля: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения". Таким образом Бог будет обращаться к нам и являть нам свою волю. В Библии в Иова 33:14-15 сказано: "Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе". Бог обещает, что мы услышим Его голос (Иоанна 10:27), а сны Он использует, чтобы мы хорошо Его расслышали.

Каждому человеку на Земле Бог дал право выбирать между добром и злом. Такое же право было дано Адаму и Еве в Едемском саду (Бытие 3). Когда одни люди выбирают зло, другие от этого страдают. Поэтому очень важно поступать правильно и выбирать добро. В послании Иакова написано: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение" (Иакова 1:2-3). Мы живем в грешном мире, где одни люди причиняют зло другим. Но, если мы будем доверять Богу и прощать обидчиков, Господь может обернуть зло на добро. Апостол Павел нам говорит: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Римлянам 8:28).

Господь открыл Иосифу: на то, чтобы Иосиф попал в Египет, была Его воля, пускай даже исполнить ее пришлось через его братьев. В Бытие 45:7 Иосиф говорит братьям: "Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением". Нам иногда кажется, что плохие события не могут входить в Божьи планы. Когда Иосифа продали в рабство, когда его предали и бросили за решетку, он наверняка спрашивал у Бога, за что ему это. Но позднее он понял, что во всех несчастьях Бог преследовал одну цель - исполнить обещание, которое Он дал Аврааму. Бог защитит тебя в любой беде, доверься Ему. В псалме 17:3 сказано: "Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое". Поэтому, когда тебе тяжело, благодари Бога за Его любовь и за то, что Он все обернет тебе во благо.

Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Сны фараона.

Сны фараона.

К сожалению, как это часто бывает, счастливый виночерпий, сделавшись опять большим сановником, забыл похлопотать перед фараоном об Иосифе, который предсказал ему возвращение на свободу. Иосиф еще два года томился в темнице и потерял уже всякую надежду, что неблагодарный сдержит свое слово. И трудно предвидеть, как сложилась бы судьба Иосифа, если бы фараону не приснились в одну и ту же ночь два странных и таинственных сна.

Вот видит фараон во сне, как из реки вышли семь тучных коров и стали пастись на прибрежном лугу, в тростнике. Но вот вслед за ними из воды вышли семь тощих коров и пожрали тучных. Необыкновенное сонное видение разбудило фараона, но вскоре он опять заснул и увидел другой сон. В другом сновидении ему представилось, что на одном стебле выросло семь хороших колосьев, налитых зерном, но рядом выросли другие семь колосьев пустых, иссушенных раскаленными ветрами Аравийской пустыни. Эти пустые колосья пожрали семь колосьев хороших, но от этого не стали полными. Загадочные сны привели фараона в смятение. Он созвал со всего Египта самых лучших волхвов и мудрецов, умеющих толковать сны, но никто из них не смог открыть фараону тайну этих снов.

И вот только теперь главный виночерпий вспомнил об Иосифе. Он рассказал фараону про молодого еврея, который когда-то в темнице истолковал ему и хлебодару вещие сны. Эти сны впоследствии исполнились точно так, как об этом им предсказал молодой узник. Фараон приказал немедленно привести Иосифа во дворец. Узника остригли, переменили ему одежду и ввели к фараону. Обращаясь к Иосифу, фараон сказал: «Мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны» (Быт. 41:15). В ответ на эти слова Иосиф смиренно сказал: «Это не мое; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт. 41:16). Тогда царь рассказал ему свои сны о коровах и колосьях. Иосиф внимательно выслушал фараона, и, вдохновленный Духом Божиим, сказал, что посредством этих снов Бог открывает фараону будущую судьбу его страны. Вот наступают в Египте семь лет «великого изобилия», за которыми последуют семь лет сильного и большого голода. Однако Иосиф не ограничился одним только предсказанием, а посоветовал фараону немедленно назначить мудрого управителя, который бы в годы изобилия собрал в амбары большие запасы хлеба, чтобы затем продолжительный голод не довел страну до разорения. Вдохновенное толкование снов и разумный совет Иосифа понравились фараону и всем его придворным. «Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» - сказал фараон и тут же, при общем одобрении, назначил Иосифа своим наместником и отдал в его руки управление всем Египтом (Быт. 41:38).

Иосифу исполнилось тридцать лет, когда он неожиданно из самых низин падения своего был возведен на вершину успеха и великолепия. Согласно принятому придворному ритуалу Иосифа облекли властью в чрезвычайно торжественной обстановке. Сидя на позолоченном троне, фараон вручил ему регалии, соответствующие высокой должности: золотой перстень, драгоценную цепь на шею и великолепные одежды. А затем он произнес священную фразу: «Я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской» (Быт. 41:44). Кроме того, фараон дал ему в жены Асенефу, дочь Потифара, влиятельного жреца из города Он (греческий Гелиополис), обеспечив Иосифу таким путем поддержку могучей греческой касты.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Сны фараона. Быт. 41К сожалению, как это часто бывает, счастливый виночерпий, сделавшись опять большим сановником, забыл похлопотать перед фараоном об Иосифе, который предсказал ему возвращение на свободу. Иосиф еще два года томился в темнице и потерял уже всякую надежду,

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1069: Слова Аллаха Всевышнего: «Привёл Аллах в пример тем, кто уверовал, жену фараона. Вот она сказала: “О Господь мой, построй мне дом в раю (поблизости) от Тебя, и избавь меня от фараона и избавь меня от людей несправедливых!” (И привёл Он в пример) Марйам, дочь ‘Имрана,

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

1. Основные обязанности фараона Искусство управления государством – искусство распоряжаться жизнью своего народа – в Египте зиждилось на не совсем обычных принципах. Если властитель (да будет он Жив, Здоров и Силен!) был достойным отпрыском божественной плоти и

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

11. Заветы фараона Долгое царствование и различные неприятные происшествия вроде описанного в предыдущей главке могли пробудить в фараоне естественное желание поведать о своем богатом опыте грядущим поколениям. Некоторые властители, в том числе Аменмес I, отец

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

ВЕЛИЧИЕ ФАРАОНА Говорил равви Леви Ицхак: «Завидую я фараону! Какое прославление Божественному Имени сотворило его

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава 41 Возвышение Иосифа на степень первого вельможи фараона и правителя Египта. Сны фараона 1. По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи со ст. 23 гл. 40, от освобождения виночерпия, или же эта дата может

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Сны фараона Спустя два года фараону приснился сон: стоит он на берегу Нила, 2 и вот, семь коров, тучных, прекрасных видом, выходят из реки и начинают пастись в тростнике. 3 Тут же выходят из реки семь уродливых коров - кожа да кости - и становятся рядом с ними на берегу Нила. 4

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Дочь фараона Как рассказывается в Библии, Рамсес II приказал умертвить всех еврейских младенцев мужского пола, и, когда у одной женщины из колена Левия родился сын, она попыталась спасти его. Взяв маленькую тростниковую корзину (или «ковчег»), она пропитала ее смолой, чтобы

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

И поразил Творец Фараона /17/ И ПОРАЗИЛ ТВОРЕЦ ФАРАОНА И ДОМ ЕГО БОЛЬШИМИ ЯЗВАМИ ПО ПОВОДУ САРАЙ, ЖЕНЫ АВРАМА.– Вдруг человек начинает замечать, что эти эгоистические свойства, на самом деле, начинают проявляться в нем не так, как он предполагал. Они приносят ему ощущение

Из книги Исход автора Юдовин Рами

Сны фараона После этого прошло два года, и фараону приснилось, будто он стоит на берегу Нила и оттуда одна за другой выходят семь коров, красивых и упитанных, и пасутся в прибрежных тростниках. Вслед за ними из воды выходят семь других коров, безобразных и тощих. И они

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Прием у фараона И отправился Израиль со всем, что ему принадлежало, в Египет. Пришел он в Беер–Шебу и принес там жертву Всесильному отца своего Исаака. И в ночном видении явился Израилю Всесильный и сказал:- Иаков! Иаков!- Вот я! - отозвался он.- Я Всесильный отца

Из книги автора

У фараона Придя к фараону, Моисей и Аарон сказали:- Так говорит Йахве, Бог Израиля. Отпусти мой народ, и он совершит в Мою честь жертвоприношение в пустыне.- Кто такой Йахве, чтобы я его слушался и отпустил Израиль? Не знаю я его и Израиль не отпущу.- Йахве, - пояснили

Из книги автора

Колесницы фараона В Исходе 14:7 написано: «и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников (шалишим) над всеми ими». Египетская колесница (Мемфисский храм).Фараон мобилизовал все быстроходные колесницы, чтобы преследовать сынов Израиля. В

Из книги автора

Моисей у фараона Вернулся Моисей в Египет. По дороге присоединился к нему его брат Аарон, который за свое красноречие призван был, по Божьему внушению, стать «устами Моисея». Народ поверил не только Аарону, передавшему все, что сказал Господь, но и тем знамениям, которые

По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки - Слово «еор» - река, употребляется в Библии только как обозначение реки Нил, за исключением Дан.12:5-7, где оно обозначает реку Тигр. Оно заимствовано из египетского «иру» и только с наступлением восемнадцатой династии оно стало произноситься «иру». Поскольку это еврейское слово имеет свое происхождение от более поздней формы, то из этого видно, что Моисей стал писать книгу «Бытие» не раньше правления 18 династии, которое началось в 1680 году до Р.Хр.

И паслись в тростнике - Еврейское слово «аку», переведенное здесь «тростник» так же египетского происхождения. Это видоизмененная форма от египетского «икуй» т.е. «тростник» или «трава». Это слово встречается только в Быт.41:2,18 и Иов.8:11, что служит одним из доказательств в пользу того, что та и другая книга принадлежит одному автору.

Но вот, после них вышли из реки семь коров других - Семь коров других были неприятны на вид (Быт.41:19). Более того, они были худые, тощие плотью.

Но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром - Знойный восточный ветер, дующий из арабской пустыни, иссушает как посевы, так и землю. Арабы различают два вида восточного ветра:

  1. Шамсын, дующий весной в течение 50 дней.
  2. Самум, который может появиться в любое время. Хотя дует он недолго, всего несколько часов, но своим разрушительным действием напоминает сильную бурю, причиняя немалый ущерб людям, животным и растениям.

И проснулся фараон и понял, что это сон - Сны были похожи на действительность, только проснувшись, фараон понял, что это сон. Хотя это были два разных сна, тем не менее они рассматриваются ка один (ст.8,15,25,32) вследствие их сходства между собой, а также в виду того, что оба они относились к одному и тому же событию. Весть Божия была послана фараону дважды, в виду ее важного значения (ст.32).

И призвал всех волхвов Египта - Кроме Пятикнижия это слово от «чартумим» употребляется еще в Дан.1:20, 2:2. Оно происходит от египетского слова, означающего «произносить магическое заклинание», «произносить имя на магическом языке» и относящегося к священникам, как владеющими этим искусством, иероглифической письменности, астрономии, астрологии, толкованием слов и предсказанием событий, связанных с волхвованием и заклинанием, и считались хранителями оккультных наук. Одним словом, это были египетские мудрецы. Поскольку Нил, на берегу которого паслись как тучные, так и тощие коровы, рассматривался египтянами как источник всякой жизни и плодородия, то мудрецы недоумевали, чтобы значили эти сны, и не могли предложить царю такое толкование, которое бы удовлетворило его. И это несмотря на то, что фараон мог рассказать им, что ему снилось не так, как впоследствии царь Навуходоносор, который так и не мог припомнить снов своих (Дан.2:4-7). То, что они не могли объяснить фараону сны, облеченные в символику того времени, поставило в недоумение как этих египетских мудрецов, так и царя. Ибо «Божьего никто не знает кроме Духа Божьего, а нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10-11). Мудрость Божия безгранична, и потому может в любое время посрамить мудрость человеческую.

Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону - На древне египетских картинах и рельефах азиаты изображены длинноволосыми и бородатыми, хотя известно, что египтяне стриглись. Египетское сказание о «Сину» представляет собой интересную параллель к приведенному эпизоду из жизни Иосифа. В этом сказании один придворный, живший 300 лет до Иосифа, рассказывает о своем возвращении в фараонов дворец после долгого изгнания в Ханаанской земле. В его рассказе есть такие слова: «Меня постригли м причесали мне волосы… Одели в пышные одежды и помазали самым дорогим елеем».

И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое - В полном смирении Иосиф направил внимание фараона от себя к Небесному Богу, подобно тому, как два года назад он указал на Истинного Живого Бога двоим, бывшим с ним в темнице (Быт.40:8).

Бог даст ответ во благо фараону - По придворному обычаю сны царю должны были иметь доброе истолкование. Иосиф прожил в Египте достаточно долго, имея общение с царскими сановниками. Поэтому он хорошо усвоил придворную речь, с которой обычно обращались в присутствии царя.


И сказал фараон Иосифу: мне снилось:
- Оба сна переданы в основном теми же словами, что и в ст.1-7. Однако Моисей избегает однообразного повторения, в одном месте он добавляет несколько слов, в другом - использует синонимы.

Что Бог сделает, то Он возвестил фараону - Иосиф прежде всего объяснил, что оба сна имеют одинаковое значение, заметив при этом, что их автором является Бог, Который таким образом желает предостеречь фараона и его подданных от грядущих событий. Число семь, игравшее в обоих снах столь большую роль, указывало в том и в другом случае на семилетний период. Тучные коровы и тучные колосья изображали семь урожайных лет. Голодные последуют за урожайными по всей земле египетской и голод усилится, так что не будет заметно прежних семи лет изобилия. Иосиф пояснил, что сон был послан дважды для того, чтобы подчеркнуть неизбежность принятия неотложных мер для борьбы с голодом. Уверенность Иосифа в истолковании сна, события которого должны исполниться в будущем через 14 лет, и растерянность египетских мудрецов - все это не мог не заметить царь. Объяснение Иосифа произвело на него большое впечатление.

И ныне да усмотрит фараон мужа - Объяснив значение сна, Иосиф советует фараону поставить над всей землей начальника продовольствия и надзирателей для исполнения его повелений. Далее Иосиф советует в течение семилетнего изобилия собирать пятую часть урожая в качестве оброка и делать запасы по всей земле.

Пятую часть [всех произведений] земли Египетской - Тот факт, что ежегодно достаточно собирать пятую часть урожая показывает, что даже в неурожайные годы страна не оставалась без хлеба. Плодородие египетской земли зависело от ежегодного разлива реки Нил. Дождей в этих местах практически не бывает. До сооружения на реке Нил в XX веке Асуанской плотины нормальный уровень в реке поддерживался с помощью дамб. Он был на 25-26 футов выше уровня в засушливый год. Если уровень при наводнении достигал 27 футов, то дамбы смывались. Если же он достигал 30 футов, тогда разрушались селения и погибали люди. С другой стороны, при уровне наводнения в 23 фута вода не достигала полей, лежащих в двух милях от реки. И эти поля были подвержены засухе. О разливе Нила Плиний в свое время писал так: «Обычный уровень наводнения - 16 локтей. Если уровень оказывается ниже, тогда вода не может напитать всю землю. А если уровень выше, то вода долго не может сойти с полей. В первом случае вода не насыщена, а во втором - вода так долго держится на земле, что время посева проходит. Властям об этом хорошо известно. При уровне воды в 12 локтей голод неизбежен. Даже при уровне в 13 локтей голод не отступает. Уровень в 14 локтей вызывает всеобщую радость, а в 15 локтей у людей появляется чувство уверенности, а в 16 - чувство изобилия».

Так как Египет производил зерна больше, чем необходимо для нужд страны, то он имел возможность экспортировать его в большом количестве. Сбор в 200% зерна гарантировал от голода и в то же время означал накопление огромных запасов. Требовать больший процент было бы неразумно. В таком случае фараон лишился бы доброго расположения земледельцев. В годы же изобилия они без труда могли оплатить этот налог, не считая себя ущемленными.

И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? - Совет Иосифа показался настолько разумным и приятным фараону и его советникам, что он поставил его заведовать снабжением продовольствия по всей стране и наделил его знаками полномочия. Предполагается, что сам фараон был гиксосом, а последние принадлежали к семитским народам. Отсюда нетрудно понять, почему он так высоко оценил Иосифа, называя его человеком, в котором Дух Божий (Элохим). В каком именно смысле фараон понимал слово «Элохим» - множественное от «Элоа», не ясно… Этим словом Библейские писатели обозначают как истинного Бога, так и языческие божества. Что имел в виду фараон под слово «Элохим» - Бога Иосифа или собственных богов, неизвестно, хотя, говоря о Боге, Иосиф употребляет глагол в единственном числе. Так как фараон был идолопоклонником и чтил многих богов, то он естественно понял, что Иосиф говорит не о Боге, а о богах. В таком случае его слова звучат так: «Человек, в котором был бы дух богов».

И твоего слова держаться будет весь народ мой - Эти слова долгое время толковались комментаторами по-разному, пока они не пришли к выводу, что в основе приведенного текста лежит египетское выражение. В таком случае приведенная часть стиха звучит так: «По слову твоему будет падать ниц весь народ мой». В разговорном египетском языке глагол «падать ниц» означает так же «есть». Первые читатели книги «Бытие», современники Моисея, выросшие в Египте, несомненно понимали, что имел в виду Моисей, получивший свое образование в Египте. Если же приведенное выражение все же еврейского происхождения, то его можно передать такими словами: «Быть зависимым, послушным».

И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою - После некоторого раздумья царь объявил свое решение поставить Иосифа на самую высокую должность во всем государстве. Он должен был отныне считаться первым заместителем самого фараона.

И снял фараон перстень свой с руки своей - Многочисленные рельефы, изображающие введение в должность египетских высокопоставленных правителей, вполне согласуется с кратким упоминанием о назначении Иосифа. Во время церемонии назначения царь обычно стоял у окна дворца, наделяя предстоящего пред ним знаками полномочия. Перстень, данный Иосифу, несомненно содержал камень в виде скарабея, на котором было выгравировано имя царя. Этот перстень служил царской печатью при заверении документов.

Одел его в виссонные одежды - Ему была дана виссонная одежда, какую носили цари и священники. В Египетском сказании о «Сину» (ст.14) так же упоминается виссон, в который был переодет герой сказания при своем возвращении в Египетский дворец.

Возложил золотую цепь на шею ему - На картинах, изображающих введение в должность высших правителей, как правило, можно видеть золотое ожерелье, возложенное на шею назначенному правителю. Некоторые из таких ожерелий сохранились по сей день. Их можно встретить в музеях. Они являются замечательными произведениями искусства, выполненными из золота и самоцветов. Спереди на ожерелье висит надпись с именами и титулами царя.

Велел везти его на второй из своих колесниц - Это слова соответствуют времени правления гиксосов, которые в Египте ввели в обиход лошадей и колесницы (Быт.39:1).

Провозглашать пред ним: преклоняйтесь! - Это призыв глашатаев, следующих впереди колесницы Иосифа, когда он объезжал страну или участвовал в официальной церемонии. Еврейское «ябрек» (преклоняйтесь) - транслитерация египетского выражения, которое толкуется по-разному. Наиболее удовлетворительное толкование дает Бругш. Указанное выражение он связывает с египетским глаголом «берек», что значит «восхвалять», «оказывать почтение». Тогда еврейское «абрек» соответствует египетскому повелительному «иаберек», следовало бы перевести словами: «Восхвали!» или «Окажи почтение!».

И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах - Имя, данное Иосифу фараоном уже давно признано египетским, однако его значение и по сей день остается неизвестным. Это имя было недавно обнаружено на надписи, принадлежащей династии Бувастидов (IX век до Р.Хр.). На ней написано по-египетски: «Бог дарует ему жизнь». В имени Иосифа, по-видимому, отражены текущие события, связанные со сном царя в истолковании Иосифа, в котором Бог обещал сохранить жизнь царя, жизнь Иосифа и всех остальных.

И дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского - Иосиф получил не только египетское имя, но и жену египтянку, дочь знатного священника. Посредством этого брака фараон видимо хотел возвысить честь и достоинство Иосифа. Это видно из того, что сами цари брали себе жен из священнических семей. Имя «Асенефа» означает «принадлежащая богине Неф». Имя ее отца совпадает с именем прежнего господина Иосифа (Быт.37:36). Хотя в еврейской транслитерации этих имен есть небольшая разница. Тот факт, что оба эти имени совпадают, не говорит о том, что оба они относятся к одному и тому же лицу. Прежний господин Иосифа был начальником царских телохранителей, в то время как его тесть был жрецом Илиопольским в городе, где стоял великий храм солнцу, в нескольких милях от Мемфиса, на восточном берегу Нила. Позднее греки назвали этот город Илиополисом. Поклонение в храме солнцу «Он» оказывало на египетскую религиозную жизнь сильное влияние в течение многих веков, пока не заменилось поклонением в XV веке до Р.Хр. и в последующих веках богу «Амен», а затем богу «Амен-Ре» из Фив. Посредством женитьбы на дочери одного из самых влиятельных египетских семейств общественное положение Иосифа значительно укрепилось.

Женитьба Иосифа на египетской женщине по-видимому нисколько не ослабила его верности по отношению к Богу его отцов. Его сыновья Ефрем и Манассия были воспитаны в еврейской религии. Они были родоначальниками двух израильских колен и в этом отношении получили равенство со своими дядями, братьями Иосифа. Непоколебимая верность Иосифа своему Богу, по-видимому, сыграла роль в обращении его жены. Больше того, не следует забывать, что рука Божия, с помощью которой он был так возвышен после своего унижения, так же ограждала его на этом высоком посту, чтобы он не впал в язычество.

Какую перемену совершил Бог в жизни Иосифа! Его оковы сменились золотой цепью, лохмотья узника - виссоном, келья - колесницей, темница - дворцом. Раб Потифара стал его господином, а звон цепей возвещал: «поклонитесь!» Славе предшествует смирение. Страдание и унижение - шаги на пути к высокой чести. За свою верность и терпение раб Божий получил великое воздаяние.

Иосифу было тридцать лет от рождения - Когда Иосиф был продан в Египет (Быт.37:2) ему было 17 лет. Теперь ему исполнилось 30. Из этого видно, что он провел в рабстве 13 лет.

Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти - предсказание Иосифа исполнилось в точности. Хлеб рос «горстями» и Иосиф 20% из него отправлял в житницы страны. Поступление в царские житницы было столь огромно, что вести точный учет стало делом весьма трудным. В качестве сборщиков налогов, по-видимому, требовалось большое число опытных писцов.

До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына - Иосиф нарек своим двум сыновьям соответственно милостивому провидению Божию.

И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия - Буквально «заставляющий забыть». Это имя Иосиф дал своему первородному сыну в знак благодарности Богу за то, что Он помог ему забыть свое прежнее состояние рабства и сильную тоску по родному дому. Он был признателен Богу за то, что Бог воздвиг ему дом, хотя и в стране, где ему пришлось быть изгнанником. Его бывшее несчастье не могло повредить его нынешнему благополучию, ибо враждебные замыслы были обращены во благо.

Часто задают вопрос, почему Иосиф достигнув столь высокого положения не постарался сразу установить связь со своим отцом? Неужели он забыл любовь своего отца и не чувствовал своего долга известить седовласого старца о том, что он еще жив? Нет, про свой отчий дом он не забыл. Об этом свидетельствует его не только нежная встреча с братьями и отцом, о чем пойдет речь ниже, но и слова, которые он произнес при рождении Ефрема, характеризующие Египет как страну постигшего его бедствия. Тот факт, что Иосиф не сразу рассказал в доме фараоновом о своем отце и не сразу пошел известить о себе домой, в Ханаанскую землю, можно объяснить тем, что он не решался открыть своему отцу то злодеяние, в котором были повинны его братья, но возможно так же и внутреннее побуждение от Бога подсказывало ему, что время рассказать обо всем этом еще не настало…Во всяком случае в поведении Иосифа нет ничего такого, что бы противоречило его благочестию, о котором столь красноречиво свидетельствовала его жизнь. Если Богу угодно было, что бы он был в Египте, он должен был оставаться в Египте.

А другому нарек имя: Ефрем - То есть «изобилие вдвойне». В этих словах выражена признательность Иосифа Богу за то, что Он даровал ему, которому было суждено провести всю жизнь в рабстве, счастливую семью и двух сыновей.

В имени Ефрем выражена глубокая, сердечная радость и чувство благодарности.

И был голод во всех землях - Как и предсказал Иосиф семь лет изобилия сменились семью годами голода, который охватил не только Египет, но и все соседние страны. Голод в Египте наступает тогда, когда Нил не выходит из своих берегов (см. ст. 34). А это в свою очередь объясняется недостатком дождей в горных долинах Эфиопии.

И отворил Иосиф все житницы - Когда Египтяне съели все свои запасы продовольствия, они обратились к фараону, несомненно помня о специальном налоге на зерно, который они должны были платить в течение семи урожайных лет. Фараон направлял их к Иосифу, который заведовал всеми продовольственными фондами страны. Иосиф открыл житницы как для египтян, так и для чужеземцев, приходивших в Египет за хлебом. Между прочим, в некоторых иероглифических летописях, найденных в Египте, упоминается о голоде. Могильные надписи рассказывают, о том, что некоторые высокопоставленные лица облегчали страдания бедных и голодных во время бедствия. «Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, нагого одевал и вводил под кров того, кому негде было укрыться», - говорится в одной из надписей. Один из правителей 12 династии (XX век до Р.Хр.) вспоминает: «Когда наступило время голода, я вспахал все поля и в провинции Орикс… сохранив людей от гибели и распределяя между ними пищу таким образом, что никто из них не остался голодным». Мудрость Иосифа как управляющего стала очевидной для всех. Если кто-то и сомневался в его хозяйственной политике, состоявшей в том, что он из года в год копил огромные запасы зерна, то теперь все видели в ней только благоразумие. Что мог бы сделать в таком случае фараон, чужеземный правитель с этим голодающим народом? Как бы он мог предотвратить свержение собственной династии, если бы не предусмотрительность Иосифа? Этот юный еврей, бывший раб, сделался спасителем престола, всего Египта и всех окружающих народов.

И стал продавать хлеб Египтянам - Иосиф не стал раздавать всем голодающим хлеб даром. И не без основания. Людям несомненно было дано предостережение о надвигающейся опасности. При заботливом отношении и экономии они могли бы кое-что сберечь для дней нужды. Так как людям пришлось хлеб покупать, то это воспитывало в них бережливость и экономию. В таком случае запасов продовольствия вполне хватило на семь длинных лет. Кроме того, такая политика давала возможность Иосифу облегчить положение других народов, погибающих от голода. Тот факт, что хлеб продавался за деньги, показывает, что он был собран в виде налога, а не в виде общественных услуг, оказанных фараоном.

По материалам библейского комментария АСД



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт