Тайная вечеря. Какие иконы должны быть дома

15.10.2019

Сюжет и значение иконы тайная Вечеря. Символизм.

Одно событие — две традиции: Евхаристия и Пасха.

Тайная Вечеря — трапеза Иисуса Христа с апостолами, последнее событие в Его земной жизни, которое описали синоптики (от греч. «синопсис» - обозрение, общий обзор) в своих Евангелиях (первые три книги Нового Завета от Матфея, Марка и Луки).

Иисус днём отправил Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить пасху. Ветхозаветная Пасха (дренеевр. «избавление») праздновалась за 1500 лет до Христа в связи с освобождением древних Иудеев от рабства Египта.

Вечером, в соответствии с древним обычаем, он опоясался полотенцем и омыл ноги ученикам, в том числе Иуде, хотя знал, что он предатель (предсказал, что один из учеников предаст Его). На изумлённый возглас Петра, последовал ответ, что по Его примеру они должны тоже мыть ноги друг другу, так как раб, не выше господина, а посланник «не больше» пославшего. Таким образом, Он показал истинное христианское смирение.

Во время трапезы с двенадцатью апостолами Спаситель раздал хлеб ученикам и сказал, что это Его Тело, а в чашах — Его кровь, которую Он прольёт за многих во искупление грехов. Он установил Новый Завет — Евхаристию (благодарение), Таинство причащения. Христос сказал, кто ест Его плоть и пьёт Его кровь, тот становится един с Ним. Он благословил учеников совершать это таинство до скончания века, так как это таинство — залог жизни в Нём и с Ним, пребывания в Боге сейчас и в будущем веке. Иуда тоже причастился, а потом первый покинул Вечерю, чтобы привести воинов и указать им своим поцелуем Учителя.

После вечери Иисус пошёл в Гефсиманский сад, взяв с собой только братьев Заведеевых и Петра. Он молился, скорбел и тосковал; просил Отца, если можно, чтобы миновала «чаша сия», но делай, «как ты хочешь, а не как Я». В этом эпизоде заложен смысл, что Христос — Бог, но Он и истинный Человек, которому не чужды человеческие страдания.

Установление таинства Евхаристии Православной Церковью вспоминается в Великий Четверг. А также ежедневно на литургии в молитве Иоанна Златоуста вспоминаются события Тайной Вечери.

Таинство причащения в церкви (благодарения Спасителя за пролитую кровь для спасения человечества от первородного греха) совершается ежедневно, кроме будней Великого поста. Чашу с Телом и Кровью Христа выносят к народу для причащения через Царские врата. Над Царскими вратами в иконостасе находится или Причащение Апостолов.

Праздник Новозаветной Пасхи апостолы наполнили новым смыслом — победой над смертью. В V веке Церковью были разработаны сроки и правила празднования Пасхи, упорядочив прежние каноны и обряды. Было принято, Пасха — праздник Воскресения Христа, а не воспоминание о смерти, как прежде. День празднования переходящий, так как происходит в первое воскресения после полнолуния, которое следует после весеннего равноденствия.

Множество икон и картин написано на сюжет Тайной Вечери. Одно из самых знаменитых произведений — фреска на стене трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие в Милане, написанная Леонардо да Винчи.

Иконы отличаются большим разнообразием сюжета. На некоторых иконах, подчёркивая предательство Иуды, он только один изображён без нимба, иногда он изображается с кошельком. На других, акцентируя внимание на Причащении апостолов, нимб только у Иисуса.

На данной иконе Иисус Христос — в центре с крестчатым нимбом. Остальные двенадцать апостолов без нимбов, Иуда ничем не отличается от других (подчёркивается его двуличие). Иоанн Богослов, самый юный апостол, припал к груди Иисуса. Видно, что апостолы обсуждают сказанное Христом.

Значение иконы « Тайная Вечера» трудно переоценить, так как она повествует и постоянно напоминает о том, что последовало после этого события: страдания Христа, Смерть, Воскресение. Кроме того, это событие способствовало актуализации Церкви, началом практической деятельности. Церковь жива Телом и Кровью Христа. Поэтому икона находится над Царскими вратами, а за Литургией совершается Евхаристия, данная Господом на Тайной Вечере.

На иконе Тайная вечеря изображена последняя земная трапеза Господня. Величие и трагизм последней Вечери Его вдохновлял иконописцев и художников всех исторических эпох. В восточной традиции точную дату самых древних икон историкам определить не удалось, но те, что датированы, восходят к XIV – XV векам. Имена их создателей неизвестны, кроме немногих – классический извод Симона Ушакова, незабываемое полотно Николая Ге. Более поздняя западная традиция оставила нам имена да Винчи, Гирландайо, Рафаэля, Фра Анжелико, другие, работы Дюрера, Пуссена, Джотто и даже гениальный насмешник Дали создал свою художественную версию Тайной вечери.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед, говорит, что хотя евангелисты достаточно верно описывают иудейскую предпасхальную трапезу, никто не упоминает о жертвенном ягненке, агнце, который по традиции должен быть заклан, чистой душе, которая должна быть умерщвлена в дань греху…

На той Тайной вечере Агнцем Божием был Он Сам – Сын Божий и Сын человеческий, Иисус Христос. Пастырь и жертва, Он раздал ученикам из рук Своих Свою Плоть и Свою Кровь в виде вина и хлеба, навсегда тем самым отменяя кровавое приношение между людьми. Его кровь скоро станет последней кровью, пролитой перед последней дохристианской Пасхой, а Он – отвергнутый и осужденный как злейший преступник, толком не понятый пока даже Его учениками будет оплакан немногими у подножия Его распятия.

Наша тайная вечеря на таинстве причастия, как о том говорил Владыка Антоний, только слабый блик той, иерусалимской. Она не освобождает нас от греха, который мы ежечасно в себе носим, сообщая лишь предчувствие полной победы Царства Божия. Однако, причастившись Святых даров, что делать дальше, чтобы она наступила? Или всё далее само устроится и, выйдя за церковный порог, можно продолжить обычную жизнь по известному принципу «не согрешишь – не покаешься»?

Те, кто вкушал трапезу Господню на Тайной вечери истинно последовали за Ним, став Его апостолами, когда Его уже не было меж ними. Они, следуя Его путями, вкусили то одиночество, то страдание, ту отверженность – все оплеухи мира, которые в полной мере вкусил Он, и, подобно Ему, в подавляющем большинстве своем приняли мученическую смерть. И выходя из храма после Божественной литургии, не задуматься ли о смысле иконы Тайная вечеря не только в предвкушении пасхальной радости, а как о продолжении собственного крестного пути – с Ним, понимая, что прежде всего Он шел не к нашедшим Его – но к заблудшим, не к благополучным – но к убогим, спускался со светом Любви – во тьму Ненависти. Ведь если помнить тот хлеб и то вино и слова Его призыва совершать эту трапезу в память о Нем, то каждое Причастие действительно станет и для нас малой толикой Тайной вечери Гоподней, обретая всю глубину своего евангельского значения.

Значение иконы
Что сказать о значении этой иконы? Событие, изображенное на ней, – одно из важнейших в духовной истории человечества, когда величайшее из таинств – евхаристия было даровано каждому, кто стал на путь следования за Христом как за Солнцем Правды, приняв Его заповеди как главный жизненный ориентир, выравнивая свою жизнь по Его Истинам. Эта икона – центр иконографических откровений, изображающих двунадесятые праздники. Они в сумме – Евангелие в красках, и «Тайная вечеря» едва ли не самая волнующая духовный мир верующего икона из тех, где отражены события Страстной седмицы. Тайная вечеря – переломный момент самого начала всей грядущей истории Нового Завета.

Святое причастие – при-частие... Причаститься – это значит стать пусть малейшей, но частью Церкви Христовой. Вслушаемся и вдумаемся в эти слова. Быть при-частным – значит стать частью чего-либо, а осознав и приняв величие той трапезы – частью той эпохи, того события, в очередной раз Промыслом Божиим соединившего Небеса и землю.

Образ «Тайной Вечери» известен каждому православному человеку. Возможно, кто-то не знает его правильного названия, но каждый видел над Царскими вратами в центре храмового иконостаса, там, куда обычно смотрит человек в молитве, изображение Христа с апостолами. Приглядевшись, можно заметить, что Христос восседает в центре стола, за которым сидят Его ученики, а сбоку виден уходящий от них — Иуда. Этот сюжет также известен всему миру по картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Неудивительно, что многие люди интересуются этой иконой, задаваясь вопросом, например, о чем молиться перед этой иконой. В нашей статье мы расскажем о великом событии, изображенном на иконе «Тайная Вечеря» — установлении Таинства Причастия, его значении, о том, как правильно причащаться и где повесить образ.

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ИКОНЕ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ПОЧЕМУ ОНА ТАК НАЗЫВАЕТСЯ

Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница. Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю. За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия. Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю. Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

ИКОНОГРАФИЯ И ДЕТАЛИ ИКОНЫ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Иконы Тайной Вечери начали создавать много веков назад. Известно, что в начале II тысячелетия нашей эры такой образ начал становиться более детальным. В XVII веке икона заняла не только свое обычное место над Царскими вратами в русских храмах, но и место на стене трапезной русских царей. Евангелисты не описали бытовые детали Тайной Вечери, но историки восстанавливают их по документам того времени: ни стульев, ни столов тогда не было, Господь с учениками, по обычаю, полулежали на лавках или на полу, опираясь на подушки. Тем не менее, на иконе Тайной Вечери всегда присутствует и стол, и сидения для участников Трапезы. Они имеют символическое значение: стол становится прообразом престола в алтаре храма. Единичное событие показывается в перспективе истории, напоминает о ежедневной Литургии почти в каждом православном храме. Из еды обычно на иконе изображается только стоящая на столе Чаша для Причастия и Хлеб. Это также символы: вероятнее всего, ужин был обычным, но главным в этот день было Небесное Угощение. Однако на многих иконах и картинах, написанных в течение веков, можно увидеть и детальное изображение блюд обычного ужина. Отличается на разных иконах и интерьер, и форма стола, и позы апостолов, неизменным остается присутствие Евхаристической Чаши и, конечно, выделяющаяся центральная фигура Господа Иисуса Христа. Отражено в «Тайной Вечери» обычно и предательство Иуды. Он уже принял решение о предательстве, взял пресловутые тридцать сребренников и думает не о словах Христа и Евхаристии — кстати, перед ней он и уходит за фарисеями, а о предательстве. Господь ждет нашего раскаяния до последнего часа земной жизни, так и Иуде дал Он время покаяться, призывая его к Царствию Небесном вместе с остальными учениками. На иконе «Тайной Вечери» силуэт Иуды также выделен своей дерзостью — он тянется от края стола к его центру — или, напротив, темнотой, он бывает показан уходящим. Итак, икона «Тайная вечеря» показывает нам начало Нового Завета в отношениях Бога и человека, новой эры истории. Вот почему этот образ расположен в каждой православной церкви над Царскими вратами алтаря. Хлеб и вино же приносятся в жертву по сей день, и никогда христиане не приносят в жертву Богу мясо, потому что кровь животных для Бога не проливается — все искуплено Господом Иисусом Христом.

ЧТО ЗНАЧИТ ПРИЧАСТИЕ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТА В ЦЕРКВИ

После слов Христа: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя», — по благодати Спасителя хлеб и вино, имея свой прежний внешний вид, перестали тогда и перестают ныне за каждой Литургией быть вещами земными. Они становятся, по Евангельскому слову, хлебом, то есть пищей жизни — Плотью Христа, которую Он отдает ради прощения всех грехов людских. Апостолы смогли понять и принять это Таинство, ведь они уже видели, как насыщалось множество людей благословленными Господом малыми земными хлебцами. Они понимали, что земные вещи перестают быть таковыми по слову Христа. Святитель Иоанн Златоуст, записавший и зафиксировавший на все последующие века церковное последование Святой Литургии, начатое еще апостолами, отметил, что Ветхий Завет имел кровь овец и тельцов, а Новый имеет Кровь Божию: «Это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая ради прощения грехов» — сказал Сам Христос, подавая Чашу с вином ученикам. Под земным видом хлеба и вина Господь дал ученикам Божественное Тело и Божественную Кровь, которые на следующий день после Тайной Вечери Он добровольно отдаст на истязания и смерть. Он благословил апостолов совершать Причастие в Его воспоминание во все времена. Так до конца времен и Страшного Суда Таинство Причащения будет совершаться во всех храмах православных. Здесь земные вещи чудесно изменяются Духом Святым в Тело и Кровь Спасителя, чтобы каждый человек мог зримо соединиться с Богом, прощающим его грехи и направляющим его жизнь. И принятие Святого Причащения — долг и необходимость каждого православного христианина, ведь каждый истинно верующий человек стремиться соединиться с Богом, идти по пути Истины.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ

Икона «Тайная Вечеря» особенно почитается в Великий (Чистый) Четверг накануне Пасхи. В этот день образ полагается посередине храма, поется тропарь, где вспоминаются события Тайной Вечери. Церковь издавна создала особые традиции Великого Четверга, когда произошло не только установление Таинства Евхаристии, но и, что отражено на некоторых иконах «Тайной Вечери», омовение ног учеников Христом в знак Его смирения, и предательство Иуды.

Тайная вечеря началась с омовения ног апостолов: Творец мира, Бог-Сын совершает рабский обряд, омывая апостолам ноги. Апостолы были потрясены такими действиями Учителя и молча приняли смиренный жест Христа. Он же еще раз подчеркнул, что самый человек, чувствующий себя сильным, должен принижать себя и заботиться о других. И сегодня в Великий Четверг существует удивительное архиерейское богослужение обряда омовения ног. Не во всех епархиях оно проводится. После завершения Литургии в храме громко читаются слова Евангелия об омовении ног, и сам архиерей, глава епархии, по примеру Христа омывает ноги священников, подчиненных ему. В этот день Церковь освящает святое миро. В древней Церкви этот обряд был установлен потому, что Крещение новых христиан обычно проводилось в Великую Субботу и на Пасху. Сегодня он проводится, следуя обычаю. В Русской Православной Церкви Ее глава, Святейший Патриарх, освящает в Великий Четверг миро — масло оливкового дерева со смесью драгоценных ароматов. Оно варится все в первые будние дни Страстной седмицы по особому древнему способу, а после освящения рассылается по всем приходам Церкви. Без мира неполным остается Таинство Крещения, соединенное с Таинством Миропомазания — через миро новокрещаемый обретает дары благодати Святого Духа. В церквях Византии и иногда сегодня омывают престол в воспоминание подготовки трапезного стола апостолами. Эта традиция дала рождение народным обычаям называть Великий четверг Чистым. Люди всего мира готовятся к Светлому празднику Пасхи, моются и убирают дома, готовят куличи и праздничную трапезу. В четверг Страстной седмицы во всех храмах обязательно совершается Божественная литургия — ведь это память дня ее рождения. Все верующие стараются, следуя за апостолами, принять Евхаристию из рук Христа и соединиться с Ним в Таинстве Причастия.

ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ — ЕДИНЕНИЕ С БОГОМ И ТАИНСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Самая сильная молитва — это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь. Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога. Вот почему для спасения, для жизни вечной со Христом и верного земного пути каждому человеку нужно бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПРИЧАСТИЮ

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить. Подготовка, называемая по-церковнославянски говением, включает чтение особых молитв, пост и покаяние:

    • Готовьтесь двух-трехдневным постом дня. Ограничьте разнообразие в пище, откажитесь от мясной пищи, лучше — от мяса, молока, яиц, если вы не имеете тяжело болезни и не беременны.
    • Старайтесь в течение этих дней читать утреннее и вечернее молитвенное правило постоянно и с вниманием. Читайте духовную литературу.
    • Откажитесь от шумных развлечений, посещения мест активного отдыха.
    • За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (есть текст молитвы, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
    • Примиритесь с людьми, если у вас есть серьезные конфликты.
    • Лучше посетить вечернее богослужение перед Литургией. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
    • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.
    • Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники, бывает, не могут отследить этого большого греха. Господь наказывает людей за дерзость скорбями.
    • Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.
    • В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи!
    • Также нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ПРИЧАСТИЯ?

Подготовка проведена, вам все понятно. А вот о том, как конкретно принимать Святое Причастие и как же понять, что Причащение началось, в книгах часто нет информации. Итак:

    • После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.
    • Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.
    • У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть святыню. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите. Идите к столику с «теплотой», чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие. Оно не должно оставаться во рту, чтобы вы случайно не выплюнули Его. Теперь можно перекреститься на икону «Тайной Вечери» над алтарем и поклониться.
    • До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома. Постарайтесь не заниматься делами в этот день, отдохните спокойно, за просмотром интересных добрых фильмов и чтением книг, общением.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Перед этой иконой можно читать любые молитвы, в том числе ко Причастию, утренние и вечерние — Церковь благословляет читать молитвы ежедневно, они есть в любом молитвослове и онлайн. Молитвенно обращайтесь ко Господу с любыми просьбами:

    • О верной подготовке к Причастию;
    • Об истинном покаянии;
    • Если образ висит на кухне — о приготовлении хорошей пищи, ведь освященная молитвой еда будет вкусной и полезной;
    • Молитесь перед и после еды в благодарность за хлеб насущный и с просьбой о пользе его;
    • Исповедуйте Господу Иисусу Христу ежедневные грехи и благодарите за милость. Подведение итогов дня — совет каждого психолога, а молитвенная благодарность и покаяние за день перед Богом — уже не просто душевная работа, но и духовное делание;
    • Перед Причастием молитесь у иконы «Тайная Вечеря» дома и в храме, чтобы достойно и со вниманием приступить к Таинству, соединиться с Богом неосужденно.

ГДЕ В ДОМЕ МОЖНО ПОВЕСИТЬ ИКОНУ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Икону можно поставить в «красный угол», где обычно располагается домашний иконостас. Так называют место на стене напротив двери или у окна, куда на полку ставятся иконы Господа, Божией Матери и далее, по вашему желанию, почитаемых семьей святых, например, тезоименитых покровителей дома или великих святых. Можно приобрести полку в иконной лавке, а можно просто поставить иконы на книжную полку — лучше рядом с изданиями о духовной жизни. В одном ряду с иконами не должно быть фотографий родных, вырезок из газет, тем более портретов неких «звезд».

    • По обычаю вы можете повесить икону «Тайная Вечеря» над другими образами, по подобию церковного иконостаса.
    • Еще одной традицией является размещение иконы «Тайная Вечеря» в столовой, где обычно кушает семья, или кухне. С молитвой можно будет обратиться ко Господу и перед приготовлением, и перед приемом пищи. Всегда можно кратко сказать: «Господи, благослови» или прочитать «Отче наш» — и освятить свою трапезу Именем Господним.
    • Храните любые иконы в чистоте и со вниманием, а обветшавшие, за невозможностью реставрации, отнесите в храм, чтобы там с благоговением предали их огню. Можете самостоятельно сжечь икону, чье изображение уже стерлось, в печи. Священные предметы — иконы, лампады, огранки свечей после молитвы — нельзя смешивать с обычным мусором.
О достойном Причастии и в воспоминание установления Евхаристии перед иконой Тайной Вечери молятся Господу Иисусу следующей молитвой, можно читать ее на русском языке: Твоей Тайной Вечери сейчас, о Сын Божий, причастника (причастницу) меня прими: не скажу тайны Твоим врагам, не прикоснусь к Тебе поцелуем Иуды, но как разбойник исповедовать буду Тебя: вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем. Пусть не как приговор и не как осуждение будет мне Причастие Святых Твоих Тайн, о Господи, но для исцеления души и тела. Аминь. Перед иконой Тайной Вечери можно читать онлайн тропарь Великого четверга, описывающий события Тайной Вечери и прославляющий Господа: Когда славные ученики просвещались через омовение на Вечери, тогда Иуда неправедный помрачался недугом сребролюбия и предавал беззаконным судьям Тебя, Судью праведного. Видишь, стремящийся к богатству удавившегося ради него! Беги от голодной до денег души, дерзко покусившейся на Божественного Учителя! О Господи, для всех Благой, слава Тебе! Да хранит вас Господь и Бог наш Иисус Христос!

Икона Господа "Тайная Вечеря"

Великий четверг - священнейший для всех христиан день


Тайная вечеря - это последняя трапеза Иисуса Христа с апостолами. Христос подытожил то, чему Он учил, и дал последние наставления Своим ученикам. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".

Он посвятил их в таинство Причащения: благословив хлеб, Он преломил его и раздал со словами: "примите, ядите: cue есть Тело Мое" а затем, взяв чашу с вином, сказал: пейте из нее все, ибо "cue есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

Тайная Вечеря. Конец XIV в. Андрей Рублёв


Он сказал, что один из учеников предаст Его, и что Петр трижды отречется от Него еще сегодня. "Рука предающего Меня со Мною за столом, впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению...". "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему..." Спаситель приуготовил апостолов к служению. "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" - сказал Христос в своей молитве Отцу. Тайная вечеря, которая происходила в горнице одного из домов Иерусалима, обрела вселенское значение и непреходящий смысл.

Древний вышитый покров, Евхаристия - Таинство Причащения Апостолов

После вечери Христос пошел с апостолами в Гефсиманию. "...посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сынов Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими". Смысл этого эпизода огромен: Иисус Христос - истинный Бог, но Он и истинный Человек, и смертная тоска не была чужда Ему и посетила Его. Но Он поборол ее во имя спасения людей. Апостолы же не смогли победить всего лишь сонливость и засыпали трижды, несмотря на просьбу Учителя бодрствовать...


Трапеза. Христос только что сказал, что один из апостолов предаст Его. Ученики недоуменно и испуганно смотрят друг на друга. Кто предаст Христа? Предатель указан - Иуда, наклонившись, протягивает руку за хлебом. Его поза повторяет позу Иоанна - любимого ученика Христова, со смирением и теплотой склонившегося к Учителю. Преданность и предательство - как различить их за внешне одинаковыми движениями и позами? Это дается только духовным зрением...


Икона в киоте "Тайная вечеря"

Христос омывает ученикам ноги. Своим поступком он учит безоговорочному отрицанию гордыни. Смиренными должны пойти апостолы в мир, как Учитель. Сын молит Отца о чаше: ...впрочем не как Я хочу, но как Ты. И вот со множеством народа пришел Иуда. Иуда целует Христа. Апостолы в страхе отворачиваются. С этого момента начинаются страсти Господни...

Икона Тайная Вечеря.

Мозаика над Царскими вратами

главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г.

По оригиналу С. А. Живаго (1805-1863)

Лицо Иуды на иконе не отмечено какими-либо неприятными чертами. Иконописец не считает себя вправе судить. Да и само предательство потому и является самым низким обманом, что прячется под маской преданности. Лицо Иуды - "как у всех"...

Тайная вечеря. Омовение ног. Конец ХV - начало XVI века

Тайная вечеря. Около 1497 г.

Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды.

Клейма иконы "Воскресение" Дионисия Гринкова. 1568


После омовения ног Христос возлёг с учениками за стол для вкушения пасхального агнца. Во время вечери он объявил ученикам, что один из них предаст его. Все поочерёдно спрашивали: " Не я ли, Господи?" В ответ Иуде Искариоту Христос тихо ответил: "Что делаешь, делай скореее" На этой вечере Христос установил таинство Причастия, в котором христиане под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь христовы. Христос занимает за столом первое место слева. Иуда простирает руку к чаше - символу искупительной миссии.



В Западной Европе с освоением концепции свободы воли утвердилось бесспорное осуждение Иуды: он мог не предать Христа, но в свободе своего выбора пошел по пути предательства. Это сразу же нашло свое выражение в живописи. Иуду стали изображать так, что по его отталкивающему лицу сразу же становилось ясно - он предатель. Одним из первых таким изобразил Иуду Джотто...

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт