Угол поля зрения объектива. Типы фотообъективов по углу поля зрения (фокусному расстоянию)

24.09.2019

Угол поля зрения объектива характеризует пространство, которое охватывает объектив при съемке. Объектив, как и человеческий глаз, способен воспринимать объекты в ограниченном угле зрения. Если за объективом поместить большое матовое стекло, то на нем получится изображение в пределах круга с размытыми, затемненными краями (рис. 29)

Рис. 29. Угол поля зрения 2a и угол поля изображения 2w объектива

Этот круг называется полем зрения объектива. Можно провести круг, в пределах которого изображение будет удовлетворительным. В границах круга с достаточно хорошим качеством изображения должен быть размещен прямоугольный или квадратный кадр заданного формата. Угол 2w с вершиной в задней главной точке объектива, опирающийся на диагональ кадра, называется углом поля изображения. Его значение указывается в паспорте объектива. Угол поля зрения объектива обозначается символом 2a.

При расчете объективов исходят из заданного формата кадра и фокусного расстояния для получения нужного угла поля изображения. В зависимости от угла поля изображения объективы могут быть широкоугольными, нормальными и узко угольными (рис. 30). Такое деление объективов условно. Нормальным обычно считают объектив, у которого угол поля изображения близок к углу зрения человеческого глаза и составляет в угловой мере 45-55°. Такой угол можно получить тогда, когда фокусное расстояние объектива примерно равно диагонали кадра фотоаппарата. Объективы с большим углом поля изображения считаются широкоугольными, а с меньшим углом поля изображения - узко угольными. Объективы, различающиеся углом поля изображения и предназначенные для использования в одном фотоаппарате с кадром определенного размера, будут различаться и фокусным расстоянием, как это показано на рис. 31. Широкоугольный объектив будет иметь фокусное расстояние меньшее, чем нормальный и тем более узкоугольный, если они рассчитаны на кадр одинакового формата.

Рис. 30. Различные углы поля изображения объективов с одинаковыми фокусными расстояниями f: а - широкоугольный; б - нормальный; в - узкоугольный

Рис. 31. Схема объективов с различными углами поля изображения, рассчитанных для одного фотоаппарата: а - широкоугольный; б - нормальный; в - узкоугольный

Для многих фотоаппаратов промышленность выпускает наборы сменных объективов, различающихся углами поля изображения и фокусными расстояниями. Набор объективов обычно состоит из трех-четырех объективов, оправа которых позволяет быстро заменить один объектив другим.

Полем зрения (углом поля зрения) называется та часть пространства предметов, которая видна или изображается с помощью данной оптической системы. Поле зрения оптических систем принято характеризовать в угловой мере. Так, рассматривая какой либо предмет, о его размере судим по тому углу, под которым он виден. Угол зрения объектива понимается как телесный угол (конический) угол, образованный линиями, соединяющими переднюю главную точку объектива с краями изображаемого пространства. Выражают угол зрения величиной плоского угла, вращение которого образует данный конический угол.

Изображение, даваемое объективом, не обладает одинаковым качеством по всему полю, наибольшая резкость и освещенность изображения наблюдаются в центре поля. По мере удаления от центра резкость и освещенность заметно снижаются, а у границ поля изображение весьма расплывчатое и тусклое. Так на изображении, полученном при помощи простой линзы, границы поля зрения невозможно даже установить из-за значительной потери резкости и освещенности к краям поля.

Центральная часть поля зрения объектива, в пределах которой изображение обладает степенью резкости, достаточной для фотографических целей и которая фактически используется в фотосистеме для получения изображения на светочувствительном материале, называют полем изображения объектива. Размер поля изображения определяет размер кадра. Диагональ кадра равна диаметру поля изображения.

Угол, образованный лучами, соединяющими крайние точки поля изображения с задней главной точкой объектива, называется углом изображения объектива β:

где d – диагональ кадра, f - фокусное расстояние.

Поле зрения ограничивается полевой диафрагмой, которая обычно имеет форму круга в наблюдательных приборах (бинокли) и прямоугольную форму – в фотоаппаратах. Размер полевой диафрагмы определяется величиной резкого и достаточно освещенного изображения, заметно неухудшенного аберрациями, пригодного для практических целей.

Рис. Угол поля зрения

Рис. Угол поля зрения и круг изображения кадра 24*36 мм

Классификация объективов по углу изображения

В зависимости от соотношения диагонали кадра и фокусного расстояния объектива различают следующие основные типы объективов:

    нормальноугольный- объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра;

    узкоугольный - объектив, у которого фокусное расстояние значительно превышает диагональ кадра, имеет небольшой угол изображения и предназначен для съёмки удаленных предметов;

    широкоугольный- объектив, у которого фокусное расстояние заметно меньше диагонали кадра; предназначен для съёмки в ограниченном пространстве;

    сверхширокоугольный объектив(«рыбий глаз») - объектив, у которого угол изображения больше 140° или даже 180°. Имеет очень большие геометрические искажения и используется, в основном, для художественной съёмки.

    объектив с переменным фокусным расстоянием, так называемый трансфокатор(иногда их также называютзумм-объектив , или простозум ).

5. Разрешающая спообность (сила) объектива.

Разрешающей способностью называется способность оптической системы изображать раздельно две линии или точки, характеризуется максимальным числом прозрачных и непрозрачных штрихов, равных по ширине, различаемых на 1 мм длины изображения. Определяется по специальным штриховым тестам:

    визуально - рассматриванием в микроскоп оптического изображения штриховой миры, построенного объективом, на оптической скамье, не фотографируя его на пленку, полученное значение принято называть разрешающей силой объектива.

    фотографически - фотосъемкой теста. При анализе полученного изображения применяют термин "фотографическая разрешающая способность ".

Величину разрешающей силы определяют ряд факторов: 1) дифракция света на круглых отверстиях оправ, в которые вмонтированы линзы и другие компоненты объектива; 2) остаточныеаберрационные погрешности оптической системы объектива; 3) светорассеяние в объективе; 4) контраст миры.

Разрешающая сила объективов неоднородна по полю изображения, центральные лучи, идущие вблизи главной оптической оси перпендикулярно плоскости пленки, обеспечивают наибольшее разрешение. Изображение на краях снимка строится наклонными лучами и имеет меньшее разрешение из-за наличия у объективааберраций, которые на краях всегда больше, чем в центре.

Разрешающая сила максимальна при определенном значенииотносительного отверстия (диафрагмы).

На практике важно понятие угла поля зрения объектива, связанное с фокусным расстоянием. Введу новое понятие с помощью двух примеров.

Чем больше фокусное расстояние, тем более далёкий от меня объект я могу запечатлеть. Например, снимая объективом с фокусным расстоянием равным 18 мм, я смогу запечатлеть птицу, сидящую на ветке дерева в нескольких метрах от меня. Однако, она получится на фотографии маленькой. Если я воспользуюсь объективом с фокусным расстоянием равным 180 мм, то размер птицы на фотографии получится в 10 раз больше. При этом я буду фотографировать в том же месте. Таким образом, объективы с большим фокусным расстоянием позволяют снимать объект, удалённый от фотографа на большое расстояние. Это актуально в репортажной съёмке спортивных мероприятий, например, футбольных матчей, в съёмке дикой природы, где у меня не будет возможности подойти близко к осторожному животному. Теперь приведу другой пример.

Я фотографирую в небольшом помещении группу из 10 человек. Снимая с объективом с фокусным расстоянием равным 180 мм, мне придётся отойти от группы так далеко, чтобы все люди «попали» в кадр. Но в помещении это не всегда выполнимо – ограничивают стены. В этом случае мне необходимо воспользоваться объективом с меньшим фокусным расстоянием равным, например,18 мм. Располагаясь близко к портретируемым, я смогу сфотографировать всю группу целиком. Это актуально при съёмке в ограниченном пространстве, интерьерной фотографии.

Таким образом, фокусное расстояние объектива влияет на дистанцию съёмки. А именно, чем ближе я хочу подойти к снимаемому объекту, тем объектив с меньшим фокусным расстоянием мне нужен. Почему так? Потому что, чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше угол поля зрения.

Поле зрения объектива – это изображаемая объективом часть снимаемой сцены . Углу поля зрения можно дать следующие определение. Двойной (умноженный на 2) угол между оптической осью объектива и линией, соединяющей самую крайнюю изображаемую точку снимаемой сцены с оптическим центром объектива, называется углом поля зрения объектива.

Также, введу понятие угла поля зрения через построение. Представьте прямоугольный кадр-изображение. Проведите диагональ между противоположными вершинами кадра. Угол между двумя линиями, одна из которых проходит через одну вершину и оптический центр объектива, другая – через другую вершину и оптический центр объектива, можно обозначить как угол поля зрения.

Угол поля зрения измеряется в градусах.

Замечание. Для угла поля зрения объектива существует строгое определение, но оно требует более развитой понятийной базы. Вы можете «окунуться» в неё в книге из списка литературы, приведённого в конце статьи, а познакомиться со строгим определением на стр. 50. Возможно, простым для восприятия и понимания для Вас будет определение из книги , приведённое на стр. 196 («Угол зрения»).


Зависимость угла поля зрения от фокусного расстояния демонстрирует рис. 7. Точка съёмки, ракурс, параметры съёмки остаются неизменными для всех 9-ти снимков, изменяется лишь фокусное расстояние объектива. На снимке, сделанном с фокусным расстоянием равном 24 мм, слева изображена серая дверь. При фокусном расстоянии равном 35 мм её в кадре нет: угол поля зрения уменьшился и объектив больше не «охватывает» какую-то часть сцены. Обзор сузился. На 3-ёх последних снимках, сделанных с фокусными расстояниями равными 105 мм и выше, трудно сказать, какая обстановка окружает фотографа.

Рис. 7. Зависимость угла поля зрения от фокусного расстояния объектива.

Обратите внимание, что с увеличением фокусного расстояния, не только уменьшается угол поля зрения, но и увеличивается размер изображаемого объекта (изображение объекта масштабируется). Размер белой карточки и расстояние до неё оставались неизменными на всех снимках. Однако, размеры изображённого объекта относительно размера кадра увеличились с ростом фокусного расстояния.

Угол поля зрения не обозначается на объективе. Его можно узнать из инструкции к объективу или его спецификации. Знание угла поля зрения помогает мне при подготовке к постановочной съёмке, когда я заранее планирую кадр. Вот каким образом.

В некоторых студиях из-за их маленькой площади я не могу использовать объектив с большим фокусным расстоянием. А по соображениям, о которых я расскажу далее и в третьей части «основ», это желательно. Рассчитав минимальную дистанцию съёмки для портрета в полный рост, я выбираю один или несколько объективов с подходящими фокусными расстояниями.

Искажение перспективы

Объективы создают перспективное изображение. Другими словами, трёхмерное пространство проецируется объективом на плоский светочувствительный слой по законам центральной перспективы.

Перспектива – это способ изображения трёхмерного пространства, объёмных тел на плоскости. Центральная перспектива предполагает наличие центра проекции. Центр проекции, условно, совпадает с оптическим центром объектива.

Перспектива остаётся неизменной при любом фокусном расстоянии, соответственно, она не зависит от угла поля зрения. Однако, её ощущение наблюдателем зависит от фокусного расстояния объектива, размера светочувствительного слоя, размера фотографии и дистанции, с которой зритель рассматривает фотографию.

Если Вы хотите подчеркнуть реалистичность сюжета, то Вы можете подобрать такое фокусное расстояние, при котором перспектива будет ощущаться натуральной, неискажённой, естественной. Помимо фокусного расстояния необходимо знать на каком расстоянии будет просматриваться Ваша фотография, и какого она будет формата.

И наоборот. Вы можете заведомо исказить восприятие зрителем снимаемого объекта, уменьшить или увеличить кажущуюся глубину пространства. Обычно, на малых фокусных расстояниях глубина пространства «увеличивается», фон «отдаляется», на больших фокусных расстояниях глубина «уменьшается», пространство «уплощается», фон «приближается».

Пример. Если Вы будете смотреть на портрет (рис. 8) на расстоянии примерно 35 см от монитора, то перспектива будет ощущаться Вами неискажённой (так, словно Вы находитесь на месте фотографа). Это справедливо при условии, что разрешение Вашего монитора равно 1366 х 768

точек и масштаб изображения равен 100%. Если разрешение Вашего монитора равно 1920 х 1080 точек, то расстояние просмотра, при котором перспектива ощущается естественной, равно 25 см.

Рис. 8. Лицевой портрет, сфотографированный на объектив с фокусным расстоянием равным 50 мм.

Аналогично, портрет на рис. 8 не будет казаться искажённым, если Вы приблизитесь к экрану на неудобное расстояние – 16 см.

Рис. 9. Лицевой портрет, сфотографированный на объектив с фокусным расстоянием равным 24 мм.

Эффект «большого носа», который на больших («удобных») расстояниях от экрана Вы можете наблюдать на рис. 8, называется дисторсией. Это геометрическое искажение. Оно свойственно объективам с малыми фокусными расстояниями. Эффект возникает потому, что центр перспективы находится близко к лицу человека. Кончик носа модели расположен ближе, чем её веки и брови к центру перспективы, поэтому последние кажутся меньшими по размеру, чем нос.

Обобщу вышесказанное. Подобно полю зрения объектива, благодаря которому Вы можете строить кадр (помещать или исключать объекты из кадра), в Ваших руках находится ещё одно выразительное средство. Меняя фокусное расстояние и дистанцию съёмки, Вы можете управлять ощущением перспективы у зрителя, «приближать» или «отдалять» фон в снимаемой сцене.

Некоторые объективы искажают центральную перспективу благодаря специфической оптической схеме. Пример искажения представлен на рис. 10. Снимок сделан с помощью объектива, который за особенное изображение назвали «рыбий глаз» (англ. fisheye). Угол поля зрения такого объектива

близок к углу поля зрения рыбьего глаза – 180 градусов. Фокусное расстояние объектива, с помощью которого создана фотография на рис. 10, равно 10,5 мм.

Рис. 10. Искажение перспективы объектива fisheye (с англ. «рыбий глаз»).

Также, искажение форм изображаемых объектов происходит, когда оптическая ось направлена к объекту под углом, отличным от прямого. Например, фронтальная часть здания, обычно, запечатлевается искажённой («прямоугольник» фасада превращается в трапецию, сужаясь к верху),

потому что, обычно, точка съёмки находится на уровне первого этажа здания. Чтобы поместить здание целиком в кадр, я поднимаю объектив вверх. Оптическая ось перестаёт быть перпендикулярной фасаду здания.

Такое искажение вызывает трудности в архитектурной фотографии. Оно может быть исправлено путём подъёма точки съёмки, например, я могу занять позицию в здании напротив. Либо можно наклонить плоскость резкости, которая в обычном объективе перпендикулярна его оптической оси. Наклон фокусировочной плоскости можно осуществлять, например, с помощью специального объектива, называемого, тилт-объективом (от англ. tilt – «наклонять»).

Подробнее о перспективных эффектах объектива Вы можете узнать, например, из книги на страницах 275 – 277.

Перед тем, как ввести следующий параметр объектива – светосилу – сделаю промежуточное резюме.

Фокусное расстояние – основной параметр объектива. Несмотря на то, что оно имеет конкретное значение и единицу измерения – миллиметр – оценить его с помощью линейки будет непросто, потому что оптический центр объектива нередко находится за пределами тубуса . Этого и не нужно делать. На практике важны связанные с фокусным расстоянием параметры: углы поля зрения и искажение перспективы.

Первый параметр – больше технический . Хватит ли мне поля зрения, чтобы «охватить» в кадре комнату целиком или модель в полный рост? Второй параметр – больше художественный. Что зритель будет ощущать, если я покажу невероятно длинными ноги модели, сидящей в кресле? Насколько явным будет производимый эффект? Или. Как мне показать модель в окружении тенистого леса и реки, обвивающей каменистый ландшафт на заднем плане? («Приблизить» задний план).

Поле зрения объектива

По́ле зре́ния объекти́ва - круг всего изображения, даваемый фотографическим объективом . Он состоит из круга резкого изображения, так называемого поля изображения объектива , окружённого кольцом более тёмного и менее резкого изображения, постепенно переходящего в полную темноту. Поле зрения зависит от конструкции фотообъектива и не изменяется при диафрагмировании. В отличие от угла изображения объектива практического значения поле зрения не имеет.

Литература

  • Яштолд-Говорко В. А. Фотосъёмка и обработка. Съёмка, формулы, термины, рецепты. Изд. 4-е, сокр. М., «Искусство», 1977.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Поле зрения объектива" в других словарях:

    Круг резкого изображения, даваемый фотографическим объективом. При диафрагмировании объектива резкость изображения по краям поля возрастает. Поле изображения определяет формат фотографического изображения, который должен вписываться в него, т.е.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Поле зрения объектива. Поле зрения угловое пространство, видимое глазом при фиксированном взгляде и неподвижной голове. Среднестатистический человек имеет поле зрения: 55° вверх, 60° вниз,… … Википедия

    Оптической системы, часть пространства (или плоскости), изображаемая оптич. .системой. П. з. определяется контурами оптич. деталей (такими, как оправы линз, призм), диафрагмами и т. п., к рые ограничивают световые пучки. Величина П. з.… … Физическая энциклопедия

    поле зрения (телевизионной камеры) - поле зрения Параметр телевизионной камеры, определяет ширину высоту или диаметр сцены, которая может быть отображена на мониторе. Определяется фокусным расстоянием объектива, размером ПЗС матрицы, и расстоянием до объекта наблюдения. Обычно… …

    Оптической системы, часть пространства (плоскости), изображаемая этой системой. Величина П. з. определяется входящими в систему деталями (такими, как оправы линз, призм и зеркал, диафрагмы и пр.), которые ограничивают пучок лучей света.… … Большая советская энциклопедия

    Угол в пространстве предметов между двумя внеосевыми лучами, проходящими через объектив и ограниченный диагональю кадрового окна (полевой диафрагмой). Это не означает, что, применив к данному объективу фотоприёмник большего формата, можно… … Википедия

    Оптической системы (ранее наз. поле зрения) часть пространства (или плоскости), изображаемая оптич. системой. П. определяется контурами оптич. деталей (такими, как оправы линз, призм), диафрагмами и т. п., к рые ограничивают световые пучки.… … Физическая энциклопедия

    формат телевизионной камеры и объектива - Формат камеры равен формату примененной в ней ПЗС матрицы. Существенно влияет на поле зрения (угол обзора) камеры. При одном и том же объективе, чем меньше размер ПЗС матрицы, тем уже поле обзора камеры. При выборе объектива необходимо учитывать… … Справочник технического переводчика

    Objective field of view - Поле зрения объектива … Краткий толковый словарь по полиграфии

    Объектив - – обращенная к объекту съемки (фото, кино, теле) часть оптической системы или самостоятельная оптическая система, формирующая действительное изображение объекта. Содержание изображения определяется визуально через окуляр. Конструктивно… … Энциклопедический словарь СМИ

Норма́льный объекти́в (Полтинник) — объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно размеру диагонали кадра. Нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм, хоть диагональ такого кадра равна 43 мм. Угол поля зрения нормального объектива от 40° до 51° включительно (часто около 45°). Считается, что восприятие перспективы снимка, сделанного нормальным объективом, наиболее близко к нормальному восприятию перспективы окружающего мира человеком.

Варианты нормальных объективов для разных форматов сенсора цифрового фотоаппарата:

Тип сенсора Размеры изображения Диагональ кадра Фокусное расстояние

нормального объектива

1/3.6" 4.0 × 3.0 мм 5.0 мм 5 мм
1/3.2" 4.5 × 3.4 мм 5.7 мм 5.7 мм
1/3" 4.8 × 3.6 мм 6.0 мм 6 мм
1/2.7" 5.4 × 4.0 мм 6.7 мм 6.7 мм
1/2.5" 5.8 × 4.3 мм 7.2 мм 7 мм
1/2" 6.4 × 4.8 мм 8.0 мм 8 мм
1/1.8" 7.2 × 5.3 мм 8.9 мм 9 мм
1/1.7" 7.6 × 5.7 мм 9.5 мм 9.5 мм
2/3" 8.8 × 6.6 мм 11.0 мм 11 мм
1" 12.8 × 9.6 мм 16.0 мм 16 мм
Four Thirds 17.3 × 13 мм 21.63 мм 22 мм
4/3" 18.0 × 13.5 мм 22.5 мм 23 мм
APS-C 22.7 × 15.1 мм 27.3 мм 27 мм
23.7 × 15.8 28.4 мм 28 мм
Полнокадровый

(аналог 35 мм)

36 × 24 мм 43.3 мм 50 мм
(6 × 5 см) 49.0 × 36.7 мм 61.2 мм

Широкоугольный объектив(Ширик) — объектив , у которого фокусное расстояние меньше, чем диагональ плёночного кадра или матрицы, с углом поля зрения от 52° до 82° включительно.

Таким образом для узкоплёночного фотоаппарата все объективы с фокусным расстоянием меньше 44 мм будут широкоугольными. На цифровых зеркальных камерах с кроп-фактором 1,5-1,6 это уже объективы с фокусным расстоянием менее 28 мм.

Объективы с фокусным расстоянием меньше, чем малая сторона кадра называются cверхширокоугольными . Нормальные штатные зум-объективы обычно охватывают диапазон типа 35-70, 28-90 или даже до 140 мм (для узкой плёнки типа 135), то есть самое широкое положение нормального зума является широкоугольным. Широкоугольные объективы создают оптические искажения преимущественно по краям кадра.

Часто используется для съёмки в ограниченном пространстве , например интерьеров .

Широкоугольными объективами обычно принято снимать:

  • Архитектуру
  • Пейзаж

Сверхширокоугольный объектив (Ширик — объектив , у которого угол поля зрения 83° и более, а фокусное расстояние меньше чем малая сторона плёночного кадра или матрицы.

Таким образом для 35 мм фотоаппарата все объективы с фокусным расстоянием менее 24 мм будут сверхширокоугольными так как размер кадра 24×36 мм.

Этот термин также часто применяется для объективов, фокусные расстояния которых меньше чем у широкоугольного положения штатного («китового») зума.

  • Для APS-C полукадрового сенсора объективы с фокусным расстоянием меньше 15 мм являются сверхширокоугольными
  • Для 35-мм плёнки или полнокадрового сенсора — менее 24 мм
  • Для 6×4.5 — менее 41 мм
  • Для 6×6 и 6×7 — менее 56 мм
Глубина резко изображаемого пространства ри съёмке сверхширокоугольными объективами очень велика. Благодаря этому можно не стараться навестись на резкость в большинстве случаев, а снимать на гиперфокальном расстоянии .
Благодаря маленькому фокусному расстоянию, такими объективами можно снимать на более длинных выдержках, не боясь сотрясения камеры. Это позволяет снимать более «тёмным» объективом и диафрагмируя его до оптимальной по разрешающей способности диафрагмы.
При съёмке сверхширокоугольной оптикой небо занимает существенную долю площади кадра, и возникает необходимость его притемнить. Для этого следует использовать поляризационный или градиентный фильтр . При этом надо учитывать, что поляризованный свет занимает ту часть кадра, где нет солнца, поэтому поляризационные фильтры на широкоугольных объективах могут давать нежелательный градиент на небе, усиливая естественный.

Сверхширокоугольные объективы обладают преувеличенной передачей перспективы и часто используются для придания изображению дополнительной выразительности .
Используется для пейзажей , архитектурной съёмки , съёмки интерьеров , а в ряде случаев и для жанровой фотографии.

Рыбий глаз фишай (fish-eye) — сверхширокоугольный фотографический объектив , который имеет угол изображения , близкий к 180° или больший.

Изображение пейзажа с углом 180° даёт круговую картинку, но кадр (плёнка или матрица) представляют из себя прямоугольник. Есть два способа устранения этого несоответствия, и три типа «фишаев»:

  • Циркулярный mdash; на полученном кадре изображение занимает не всю его площадь, а лишь вписанный круг. Такой объектив имеет угол зрения 180° в любом направлении (справа-налево, сверху-вниз, и т.п.). С помощью такого объектива можно сделать снимок, на котором будет изображён, например, весь небосвод
  • Диагональный или «полнокадровый») — полученный кадр целиком занят изображением, однако 180° угол зрения соответствует лишь диагоналям кадра. Другими словами, полный круг, который даёт циркулярный тип, этот объектив не изображает в кадре. В данном случае наоборот: кадр вписывается в круговое изображение
  • С кругом изображения более 180° mdash; обычно имеют также круглое изображение и угол зрения может составлять 220°.

Использование объектива «рыбий глаз» наиболее часто находит свое отражение в съемках уличных экстремальных видов спорта (паркур, скейтбординг, ВМХ и т.д.). Можно сказать, что он является «главным» объективом в таких съёмках, позволяя запечатлеть с короткой дистанции как самого «райдера», так и используемую архитектуру при выполнении трюков. Так же использование объектива «рыбий глаз» очень распространено в съемке сферических панорам , поскольку позволяет минимальным количеством кадров получить полную сферу панорамы.

Портретный объектив — если данный термин применяется к диапазону фокусных расстояний, то обычно подразумевается диапазон от диагонали кадра до трёхкратного её значения. Для 35-мм плёнки портретным считается объектив с фокусным расстоянием 50—130 мм и углом поля зрения 18—45°. Понятие портретного объектива условно и относится кроме фокусного расстояния к светосиле характеру оптического рисунка в целом.

Телеобъекти́в(телевик) — фотографический объектив, имеющий относительно большое фокусное расстояние при небольшом заднем отрезке . Такая конструкция объектива позволяет получать изображение в более крупном масштабе, чем объективом, нормальным для данного формата Телеобъектив, длиннофокусный фотографический объектив , в котором расстояние от поверхности первой линзы до задней фокальной плоскости уменьшено по сравнению с длиннофокусными объективами др. типов, что позволяет сократить габариты фото- и кинокамер. Т. обычно применяют при съёмке удалённых объектов в крупном масштабе , а также пр портретной съёмке .

Длиннофокусный объектив (часто и некорректно именуемый телеобъективом — объектив, у которого фокусное расстояние значительно превышает диагональ кадра. Имеет угол поля зрения от 10° до 39° включительно, предназначен для съёмки удаленных предметов .

Сверхдлиннофокусный объектив — объектив, угол поля зрения которого 9° и менее.

Трансфока́тор (Ва́риообъекти́в , Панкрати́ческий объекти́в или «Зум » от англ zoom ) — объектив с переменным фокусным расстоянием .

Существуют объективы с коэффициентом увеличения 10 и более, но это как правило либо ведёт к существенному увеличению стоимости либо к потере качества и всегда к потере светосилы (например Canon EF35-350 mm f/3.5-5.6L USM). У зумов всегда существенно выше дисторсия и хроматическая аберрация по сравнению с дискретными объективами ого же ценового диапазона (однако практически у всех современных зумов (сделанных известными брендами) даже при тестах эти искажения незаметны на глаз).

В большом формате (листовая плёнка от 9×12 см до 18×24 см) нет зум объективов, в среднем формате линейке обычно один неширокоугольный нормальный зум, в формате 6×4,5 см в линейке объективов бывает ещё зум портретного диапазона. В формате 24×36 мм зум объективов множество, но коэффициент увеличения редко превышает 7. В полукадровом и меньшем формате существуют зумы с коэффициентом увеличения более 18.

Практически все современные «мыльницы » оснащены несъёмным зум-объективом. При покупке фотоаппарата многие начинающие фотолюбители руководствуются кратностью зума. Однако стоит знать некоторые скрытые аспекты. Исключая из рассмотрения цифровой зум , возможность использования которого лишь портит снимки, об оптическом зуме следует знать следующее:

  • Фотоаппараты с высокократным зумом удобнее, но, как правило, качество их ниже, чем у низкократных. Стоит ограничиться зумом кратностью 3 × или 4 × . Практически у любых зум-объективов наилучшие по качеству снимки выходят при использовании среднего положения зума.
  • Одинаковые в прочих отношениях фотоаппараты могут давать разную картинку. Дело в том, что сама кратность зума говорит лишь о том, насколько крупнее можно получить картинку наибольшего приближения относительно наименьшего. Исходя из кратности зума невозможно судить о степени приближения или широте угла зрения фотоаппарата. Вместо кратности зума стоит руководствоваться эквивалентным фокусным расстоянием , указанным на светочувствительной матрицы . См. таблицу в статье «кроп-фактор ».

  • В большинстве современных «мыльниц» (исключение составляют очень дорогие модели) при увеличении кадра с помощью зума падает светосила . Прямым следствием будет увеличение выдержки для снимка, а следовательно и большая вероятность получить смазанный, нечёткий снимок. Следует обратить внимание на указанные диафрагменные числа. Например: 1:2,8—1:4 или (другая форма записи) f/2,8—f/4. Первое число указывает на диафрагменное число при наименьшем зуме, второе — при наибольшем. В приведенном примере, при максимальном зуме, света попадает через объектив вдвое меньше, чем при минимальном. Таким образом, в условиях недостаточной освещённости (сумерки, съёмка в помещении) вдвое труднее будет получить хороший снимок пользуясь максимальным зумом. Приведённый пример — типичное для средней «мыльницы» значение. Числа меньше — лучше (например, 1:2—1:3,5), больше (например, 1:3—1:5,6) — хуже.

  • Как правило, камера с повышенной кратностью зума может сильнее приближать объекты (на длинном фокусе), при этом почти никогда не увеличивается угол обзора на коротком фокусе, что для рядового потребителя значительно важнее. Часто суперзум ограничивает возможности широкоугольной съёмки.

  • Делать снимки на более «длинном» зуме тяжелее. Для больших фокусных расстояний придётся либо увеличивать выдержку и получать смазанный снимок из-за дрожания рук, либо повышать светочувствительность и получать зашумлённое фото.

  • Зачастую (а у недорогих камер - почти всегда) объектив не имеет достаточной разрешающей способности ля сильного приближения. Другими словами - степень детализации изображения удаленных предметов возрастает в меньшей степени, чем возрастает масштаб изображения при зуммировании. Субъективно это воспринимается как некоторое снижение резкости на больших увеличениях. Производители обычно не приводят в документации к камерам информации о разрешающей способности объектива. Потенциальный покупатель может узнать этот параметр, только изучив результаты тестирования специализированными организациями, например, по заказам общества защиты прав потребителей. Также, при наличии навыков и знаний, можно провести самостоятельное тестирование.

  • Практика показывает, что на большом увеличении меньше сюжетов для съёмки.

Ультразум (лат. ultra — сверх, чрезмерно, англ. zoom) — трансфокатор с большой кратностью зума (>9×). Также ультразумом ошибочно называю беззеркальные цифровые фотоаппараты с ультразум-объективами.

Учитесь видеть. Широкие углы охватывают целые сцены, телефото выбирает детали. Нормальный просто... смотрит. Полтинник — объектив человеческого масштаба, поэтому ищите вещи человеческого масштаба. Если вы легко можете видеть что-то, есть шансы что это же сможет и Полтинник.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт