В дыхательных путях инородное тело: что делать? Способ извлечения инородного тела из верхних дыхательных путей Способы удаления посторонних предметов из дыхательных путей

28.06.2020

Инородные тела гортани, трахеи и бронхов особенно часто встречаются у детей до 3 лет. Связано это с тем, что дети часто берут в рот монеты, пуговицы и другие мелкие предметы. При вдохе эти предметы могут попасть в гортань и застрять в ней или опускаются в трахею, а затем в бронхиальное дерево.

Попадание инородных тел в гортань характеризуется следующим:

Затруднение вдоха с ощущением нехватки воздуха (иногда кратковременная остановка дыхания вследствие спазма голосовой щели);

посинение лица и судорожный кашель; у детей слезотечение и рвота;

Эти симптомы могут временно исчезать, затем возникают вновь. Выраженность дыхательных расстройств при попадании инородных тел в

гортань зависит от степени сужения просвета гортани:

Небольшое сужение проявляется одышкой с затрудненным (шумным) вдохом, участием в дыхании вспомогательной мускулатуры (втяжением межреберных промежутков, над- и подключичных ямок) при нагрузке, у грудных детей - при сосании, плаче;

При более выраженном сужении затрудненный вдох с участием вспомогательной мускулатуры наблюдается в покое, появляется синюшность кожи вокруг рта при нагрузке, беспокойство;

Угрожающее жизни сужение гортани сопровождается выраженной одышкой в покое с затруднением вдоха и выдоха, беспокойством или заторможенностью, синюшностью вокруг рта в покое, появлением синюшности всего кожного покрова при нагрузке. Если не оказана помощь, возникают потеря сознания, судороги, остановка дыхания.

Попадание инородных тел в трахею характеризуется следующим:

Приступообразный кашель, во время которого иногда слышен хлопающий звук, вызванный смещением инородного тела;

посинение лица; рвота.

Сужение просвета трахеи приводит к дыхательным расстройствам вплоть до асфиксии при полном закрытии просвета трахеи. Асфиксия может наступить также при ущемлении инородного тела в голосовой щели.

Небольшое инородное тело, попавшее в дыхательные пути, может быстро проскочить в бронх соответствующего диаметра.

Возможно длительное бессимптомное пребывание инородного тела в бронхе. Часто в бронхе и окружающей его легочной ткани развивается воспалительный процесс. Если попадание инородного тела в дыхательные пути ребенка прошло незамеченным и инородное тело не диагностировано врачом, проводится длительное безрезультатное лечение воспалительного бронхолегочного процесса.

При подозрении на инородное тело гортани, трахеи и бронхов необходимо срочно госпитализировать пострадавшего.

Случайное внедрение различных инородных тел (чаще всего кусочков пищи, воды или рвотных масс при аспирации из полости рта) в дыхательные пути может чрезвычайно быстро привести к асфиксии, развитию терминального состояния и к смерти, если пострадавшему не будет оказана немедленная помощь. В связи с этим мероприятия, направленные на скорейшее удаление инородного тела из верхних дыхательных путей, относят к реанимационным даже тогда, когда у пострадавшего еще нет нарушений сознания и сохраняется удовлетворительная сердечная деятельность.

Мероприятия по оказанию неотложной помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути взрослого человека, находящегося в сознании, заключаются в следующем:

Пострадавший сам должен попытаться вытолкнуть инородное тело из дыхательных путей приемами самопомощи:

перестать разговаривать, звать на помощь; задержать дыхание; попытаться сделать глубокий вдох;

если сделать вдох не удается, значит инородное тело располагается в области голосовой щели или подскладочном пространстве (ниже голосовых складок), произвести 3-5 резких кашлевых движений за счет остаточного воздуха, который всегда имеется в легких после обычного нефорсированного выдоха;

Если глубокий вдох сделать получилось – так же произвести 3-5 резких кашлевых движений. При этом выдох начинается при закрытой голосовой щели; давление в нижних дыхательных путях при этом резко повышается, и в момент последующего рефлекторного открытия голосовой щели струя воздуха, идущая из голосовой щели с очень большой силой и скоростью, выталкивает инородное тело.

При неэффективности вышеуказанных методов применить следующие приемы самопомощи: обеими руками отрывистыми толчками надавливать на поджелудочную область или резко наклоняться вперед, упираясь животом в спинку стула и перевешиваясь через нее. При этом повышенное давление, создающееся в брюшной полости, передается через диафрагму на грудную полость, что способствует выталкиванию инородных тел из дыхательных путей (рис. 4.29).

Рис. 4.29. Приемы самопомощи при аспирации инородного тела: а - быстрый наклон туловища вперед с упором верхней частью живота на спинку

стула; б - толчкообразное надавливание обеими руками на верхнюю часть живота.

При отсутствии непосредственной угрозы для жизни проводить приемы, направленные на выталкивание инородных тел из дыхательных путей, нельзя, так как инородное тело из трахеи может сместиться и ущемиться в голосовой щели, что приводит к асфиксии (удушению). При развитии дыхательных нарушений, угрожающих жизни (одышка с затрудненным вдохом и выдохом, западением уступчивых мест грудной клетки при вдохе, нарастающая синюшность кожи, беспокойство или заторможенность, учащение пульса), до прибытия врача помощь пострадавшему должна быть оказана любым оказавшимся рядом человеком.

Применяются последовательно два приема взаимопомощи :

встать сзади пострадавшего, поставив свою стопу между его ног. ладонью (ближе к запястью) нанести 3-4 отрывистых удара

посередине спины на уровне верхнего края лопаток

Рис. 4.30. Прием первой помощи пострадавшему, находящемуся в сознании, при аспирации инородного тела:

а - пассивное удаление путем надавливания коленом на верхнюю часть живота; б - нанесение отрывистых ударов проксимальной частью ладони по

межлопаточной области пострадавшего

При отсутствии эффекта, продолжая стоять сзади пострадавшего, охватить его обеими руками за талию.

Сжав кисть одной руки в кулак, прижать ее большим пальцем к животу пострадавшего на средней линии чуть выше пупочной ямки, но ниже мечевидного отростка (реберного угла).

Обхватив сжатую в кулак руку кистью другой руки быстрым толчкообразным движением, толчкообразно нажать на живот пострадавшего по направлению снизу-вверх, снаружи-внутрь (рис. 4.31).

Рис. 4.31. Прием первой помощи пострадавшему, находящемуся в сознании, при аспирации инородного тела: толчкообразное надавливание

обеими руками на верхнюю часть живота пострадавшего.

Толчки следует выполнять раздельно и отчетливо до тех пор, пока инородное тело не будет удалено, или пока пострадавший не сможет дышать и говорить, или пока пострадавший не потеряет сознание.

Если пострадавший потерял сознание, то спустите его на пол по ноге и выполняйте следующую манипуляцию.

Алгоритм действий спасателя по удалению инородного тела из дыхательных путей пострадавшего без сознания:

уложите пострадавшего на спину; при потере пострадавшим сознания и отсутствии дыхательных

движений, приступить к проведению искусственного дыхания методом «рот в рот»;

Выполнить 2-3 вдувания воздуха в легкие пострадавшего, контролируя расширение грудной клетки;

При отсутствии движений грудной клетки пострадавшего во время вдувания воздуха (следует предположить, что это вызвано закрытием просвета дыхательных путей инородным телом), провести следующие приемы:

встать на колени сбоку от пострадавшего, лежащего на спине; повернуть пострадавшего на бок, лицом к себе; взяв за руку

пострадавшего и удерживая его одной рукой в таком положении;

Ладонью второй руки нанести 3-4 отрывистых удара по его спине между лопатками;

Повернуть пострадавшего на спину и проверить, не вышло ли инородное тело в ротовую полость

Ладонью второй руки нанести 3-4 отрывистых удара по его спине между лопатками (рис. 4.32);

Рис. 4.32. Первая помощь пострадавшему, находящемуся без сознания. Нанесение отрывистых ударов ладонью по межлопаточной области

пострадавшего.

извлечь инородное тело из ротоглотки пальцем.

выполнить тройной прием Сафара и попробовать сделать два пробных вдоха;

При признаках эффективности пробных вдуваний, приступить к искусственному дыханию;

Если инородное тело не найдено и при отсутствии эффективности пробных вдохов:

сядьте верхом поперек бедер пострадавшего, упираясь коленями в

Наложите одну руку основанием ладони на его живот вдоль средней линии, чуть выше пупочной ямки, достаточно далеко от конца мечевидного отростка.

Сверху наложите кисть другой руки и надавливайте на живот резкими толчкообразными движениями, направленными к голове, 5 раз

Рис. 4.34. Выполнение реанимационных мероприятий в положении сидя над пострадавшем.

проверить полость рта на наличие инородного тела, удалить его; провести попытку искусственной вентиляции легких; повторять мероприятия в указанной последовательности, пока

пострадавший не начнет самостоятельно дышать или пока не появится возможность хирургического вмешательства, или пока не станут доступны средства для искусственной вентиляции легких. При отсутствии пульса одновременно проводят непрямой массаж сердца.

Внимание! Следует помнить, что при выполнении экстренной помощи содержимое желудка может попасть в рот и далее в дыхательные пути пострадавшего. Чтобы этого не произошло, после каждых 5 надавливаний у пострадавшего необходимо проверять полость рта на наличие рвотных масс и при необходимости их удалять

Методика удалению инородного тела из дыхательных путей у тучных людей и у беременных

Если тучный пострадавший или беременная женщина в сознании: встать позади пострадавшего, поставить свою стопу между его стоп, как бы делая шаг вперед, и обхватить его грудную клетку руками точно на уровне подмышечных впадин;

Кисть одной руки, сжатую в кулак, наложить большим пальцем на середину грудины, подальше от мечевидного отростка и реберного края, обхватить ее кистью другой руки и выполнять толчкообразные движения на себя до тех пор, пока инородное тело не выйдет наружу или пока пострадавший не потеряет сознание;

Если пострадавший потерял сознание, спустить его на пол по ноге и выполнять мероприятия следующего этапа.

4.24. Мероприятия по оказанию неотложной помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути ребенка

Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка.

Производить очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже;

Применять надавливание на живот у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени.

Алгоритм действий спасателя по удалению инородного тела из дыхательных путей ребенка:

если инородное тело видно, удалить его, используя зажим; ребенку до года можно оказать помощь, удерживая его на руке в

позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 4.35):

Рис. 4.35. Освобождение верхних дыхательных путей от инородного тела (прием Хеймлика) у детей до года.

Вверху - перекладывание на правую руку и похлопывание. Внизу - перекладывание на левую руку и нажатие на грудную клетку.

Поместить ребенка на руке спасателя в позиции «всадника» и головой, опущенной ниже туловища лицом книзу, а спинкой кверху, при этом голову поддерживать рукой вокруг нижней челюсти. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища;

Второй рукой быстро нанести четыре удара проксимальной частью (ближе к запястью) ладони по спинке между лопатками;

Уложить ребенка на вторую руку спасателя на спину (животом кверху) так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема;

Второй рукой выполнить четыре надавливания на грудную клетку ребенка.

В случае развития угрожающего жизни состояния у детей раннего возраста можно использовать также следующий прием:

Взять ребенка за ножки и удерживать вниз головой (кратковременно!);

постукивать его по спине в этом положении несколько раз (рис.

Рис. 4.36. Способ удаления инородных тел дыхательных путей у детей раннего возраста

У детей старшего возраста или взрослых использовать прием Хеймлика – серию поддиафрагмальных надавливаний (рис. 4.36).

Рис. 4.37. Прием Хеймлиха у детей

После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии самостоятельного дыхания, приступить к искусственной вентиляции легких

4.25. Первая помощь при обмороке.

Обморок - внезапная кратковременная потеря сознания, вызванная недостаточным снабжением мозга кровью. Обморок может возникнуть даже у

физически крепких и уравновешенных людей, ослабленных интоксикацией, недоеданием, недосыпанием, переутомлением. Иногда причиной обморока может стать длительное неподвижное стояние или резкий переход в вертикальное положение после многодневного пребывания в постели. В некоторых случаях потеря сознания бывает вызвана недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе (например, в условиях высокогорья).

Помимо этого, обморок могут вызвать резкая боль, эмоциональный стресс (конфликтная ситуация, вид крови), применение сосудорасширяющих лекарственных препаратов. Бессознательному состоянию обычно предшествует резкое ухудшение самочувствия: нарастает слабость, появляются тошнота, головокружение, шум или звон в ушах. Затем человек бледнеет, начинает зевать, покрывается холодным потом и внезапно теряет сознание. Зрачки расширены, реакция их на свет замедлена, пульс слабый, дыхание учащено, мышцы расслаблены. Сознание обычно быстро восстанавливается.

Первая помощь должна быть направлена на улучшение кровоснабжения мозга и обеспечение свободного дыхания. Расстегните у пострадавшего воротник рубашки, освободите грудь и живот от стягивающей их одежды. Если пострадавший находится в душном, плохо проветренном помещении, откройте окно, включите вентилятор или вынесите потерявшего сознание на воздух.

Положите человека так, чтобы ноги были приподняты на 20 – 30 см (рис.

Рис. 4.38. Положение пострадавшего при обмороке.

Протрите лицо и шею прохладной водой. Похлопайте по щекам и, если возможно, дайте пострадавшему понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом.

При потере сознания всегда есть опасность западения языка или попадания в дыхательные пути рвотных масс. Поэтому, оказывая первую помощь, надо, прежде всего, обеспечить проходимость дыхательных путей. Для этого пострадавшего, лежащего на спине, необходимо повернуть на бок. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

пострадавшего из положения лежа на спине в

положение лежа

В таком положении улучшается снабжение мозга кровью, а следовательно, кислородом, не западает язык и в дыхательные пути не затекают слизь, кровь, содержимое желудка. Пострадавший быстрее приходит в сознание. Чтобы избежать переохлаждения, укройте его верхней одеждой или одеялом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоит сущность алгоритма ВИЖУ-СЛЫШУ-ОЩУЩАЮ, методика его выполнения.

2. Перечислите признаки клинической смерти.

3. Что означает алгоритм АВС?

4. Перечислите мероприятия по обеспечению восстановления проходимости дыхательных путей у взрослых.

5. В каких случаях нельзя запрокидывать голову пострадавшего?

6. Перечислите методы проведения ИВЛ.

7. Порядок выполнения искусственного дыхания методом «рот в рот».

8. Перечислите признаки эффективно выполняемой искусственной вентиляции легких.

9. Порядок выполнения искусственного дыхания методом «рот в нос».

10.Методика введения ротоглоточного воздуховода.

11.Методика использования дыхательного респиратора типа Амбу.

Чаще всего в дыхательные пути попадают пища (орехи, конфеты, жевательная резинка) и мелкие предметы (шарики, бусинки, части детских игрушек). Естественный кашель является самым эффективным способом при удалении инородных тел. Но в случае, когда дыхательные пути полностью перекрыты, для предотвращения угрозы жизни используют прием Геймлиха. Цель этого приема — резко вытолкнуть из легких воздух, вызвать искусственный кашлевой толчок и освободить дыхательные пути от инородного тела.

Что делать

  • Незамедлительно вызовите скорую помощь.
  • Если оказывающий помощь находится наедине с пострадавшим, а последний уже без сознания, то сначала в течение 2х минут надо провести реанимационные мероприятия (искусственное дыхание и закрытый массаж сердца), а потом вызывать скорую помощь.
  • Приступить к выполнению приемов по удалению инородного тела из дыхательных путей пострадавшего.

Если пострадавшим является ребенок младше 1 года

Ребенок находится в сознании

  • Уложите ребенка лицом вниз себе на предплечье так, чтобы его грудь оказалась на вашей ладони. Положите руку с ребенком на бедро или колено.
  • Голову ребенка опустите ниже его туловища.
  • Ладонью свободной руки нанесите 5 резких ударов между лопатками с интервалом в 1 секунду.
Если инородное тело с помощью этого приема удалить не удалось:
  • Положите ребенка на спину на твердую поверхность или держите его на коленях лицом от себя. Голову ребенка держите ниже его туловища.
  • Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами.
  • Энергично надавливайте на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку. Будьте очень осторожны.
  • Продолжайте выполнение приема до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей, или не прибудет скорая помощь.

Ребенок в бессознательном состоянии

  • Осмотрите полость рта и глотки, если вы видите инородное тело, и оно на выходе — удалите его.
  • Если инородное тело удалить не удалось, приступайте к выполнению приема по его извлечению (прием Геймлиха) в той же последовательности, что и для ребенка в возрасте до 1 года, находящегося в сознании.
  • После каждой серии ударов осматривайте рот и горло ребенка. Если вы видите в горле инородное тело — извлеките его.
  • Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию, а при отсутствии пульса, и к непрямому массажу сердца.
  • Проводите реанимационные мероприятия до приезда скорой помощи.

Если пострадавший — ребенок старше 1 года или взрослый человек

Пострадавший находится в сознании

  • Встаньте за спиной пострадавшего, обхватите его руками. Корпус пострадавшего должен быть слегка наклонен вперед.
  • Сожмите одну руку в кулак и положите ее на живот пострадавшего той стороной, где расположен большой палец, на уровне между пупком и реберными дугами (на эпигастральную область живота).
  • Обхватите кулак ладонью другой руки, быстро сделайте 6−10 толчкообразных надавливаний на эпигастральную область живота по направлению внутрь и вверх к диафрагме.
  • Продолжайте выполнение приема до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или не прибудет скорая помощь.

Если пострадавший без сознания:

  • Положите пострадавшего на спину.
  • Поверните его голову в сторону.
  • Сядьте верхом на бедра пострадавшего, лицом к голове.
  • Положите свои руки — одна на другую — на верхнюю область живота (эпигастральную область) пострадавшего.
  • Используя вес своего тела, энергично надавите на живот пострадавшего по направлению вверх к диафрагме.
  • Продолжайте выполнение приема до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или не прибудет скорая помощь

Если пострадавший не дышит, приступайте к искусственному дыханию, а при отсутствии пульса, и к непрямому массажу сердца.

Самопомощь

  • Сожмите одну руку в кулак и той стороной, где большой палец, положите ее на живот на уровне между пупком и реберными дугами.
  • Ладонь другой руки положите поверх кулака, быстрым толчком по направлению внутрь-вверх кулак вдавливается в живот.
  • Повторите несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Также можно опереться на крепко стоящий горизонтальный предмет (угол стола, стул, перила) и произвести толчок в направлении вверх в эпигастральной области.

Что не надо делать

  • Не приступайте к приему Геймлиха, если пострадавший сильно кашляет.
  • Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший в горле пострадавшего — вы можете протолкнуть его еще глубже, воспользуйтесь пинцетом или другим подручным инструментом.
  • Неумело проведенный прием Геймлиха небезопасен, поскольку он может привести к регургитации, повреждению желудка и печени. Поэтому толчок должен выполняться строго в указанной анатомической точке. Он не производится при поздних сроках беременности, у очень тучных людей и детей до года. В этих случаях применяют сдавление грудной клетки, как при закрытом массаже сердца, и удары между лопатками.

Дальнейшие действия

Пострадавший должен быть обязательно осмотрен врачом — даже при благоприятном исходе.

Информация в статье предоставлена исключительно в ознакомительных целях.

Посоветуйтесь с врачом, прежде чем предпринять какие-либо действия. По материалам

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ
ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ

НЕДОПУСТИМО!
Начинать экстренную помощь с потери времени на осмотр ротовой полости.

НЕДОПУСТИМО!
Пытаться извлечь инородное тело пальцем или пинцетом.

Как правило, под действием слюны роковой кусок колбасы или яблока настолько размягчается, что даже при осторожном извлечении какая-то его часть обязательно оторвется и, как в шланг пылесоса, устремится в гортань. Таким образом, ты потеряешь единственный шанс на спасение.


СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Извлечение шарообразных предметов

ЗАПОМНИ! Если ребенок подавился горошиной, то следует немедленно перевернуть малыша головой вниз и несколько раз постучать ладонью по спине на уровне лопаток.

Сработает так называемый «эффект Буратино». Именно таким образом пытались извлечь спрятанные за щеку монеты из известного проказника.

Разумеется, ни в коем случае нельзя держать маленького пациента, подобно герою сказки, в подвешенном состоянии всю ночь.

Если после нескольких ударов между лопатками инородное тело не выпало на пол, то необходимо немедленно приступить к другим способам его извлечения.

Если рост и вес ребенка не позволяют тебе поднять его за ноги, то вполне достаточно положить ребенка животом на спинку кресла или на твое бедро так, чтобы его голова оказалась как можно ниже.

В этих действиях нет ничего сложного, и, как показывает практика, они достаточно эффективны.

Запомни ! Если инородное тело в виде шарика (горошины, леденцы, кусок откушенного яблока и прочее),то оно легко проскакивает за голосовую щель и так же легко может быть извлечено при быстром переворачивании младенца вниз головой - "эффект Буратино".

Правила извлечения инородного тела способом "БУРАТИНО" у младенца

Правило первое
Положить младенца на своё предплечье.

Правило второе
Ввести в рот два пальца (очень часто дети давятся фантиками и целлофановыми пакетиками). При наличии в ротовой полости фантика и целлофанового пакетика, попытаться извлечь их пальцами.

Правило третье
Осторожно похлопать по спине, при условии, что тело ребенка расположено на предплечье.

Правило четвёртое
Нельзя сильно бить по спине кулаком или ребром ладони. Позвоночник младенца легко травмируется, вплоть до повреждения спинного мозга, что обязательно приведёт к пожизненной инвалидности.

Правило пятое
Нельзя трясти ребенка вниз головой, держа его за ножки, так как у младенца очень слабый связочный аппарат позвоночника.


способом «Буратино»
у взрослого или подростка

Запомни! На попытку извлечения инородного тела из дыхательных путей таким способом можно затратить не более 10-15 секунд. Его эффективность не превышает 30%. Если инородное тело имеет вид пластины или монеты, то извлечь ее способом «Буратино» практически невозможно — «эффект копилки». Монету легко в нее опустить, а вот вытрясти монету из копилки невозможно.

Правило первое
Пол
ожить пострадавшего на своё колено (лучше использовать спинку стула, когда голова упирается в сиденье, а живот в его спинку).

Правило второе
По хлопать 3-4 раза ладонью по спине.

Что делать? Если способ "Буратино" не привел к успеху?
Следует воспользоваться «способом американских полицейских»

ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОПАДАНИИ
МОНЕТООБРАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ

и иных инородных тел

ЗАПОМНИ! При попадании монеты ждать успеха от предыдущего способа не приходится: срабатывает эффект копилки.
Голосовая щель легко пропускает монету во внутрь, но вот вытрясти ее из назад, практически невозможно.

В этой ситуации нужно прибегнуть к методам, направленным на сотрясение грудной клетки. Необходимо заставить инородное тело изменить свое положение. Тогда возможно появится надежда, что в результате сильного сотрясения грудной клетки оно либо повернется вокруг своей оси, освободив проход воздуху, либо, перемещаясь вниз по трахее, в конце концов окажется в одном из бронхов.

В силу анатомических особенностей инородное тело чаще всегооказывается в правом бронхе.Конечно, это затруднит в дальнейшем его извлечение, но зато даст возможность человеку дышать хотя бы одним легким и, следовательно, — выжить.

НЕДОПУСТИМО!
Наносить удары по спине кулаком
или ребром ладони.

Существует несколько способов сотрясения грудной клетки. Самый распространенный из них — постукивание ладонью по спине.

Наиболее эффективныкороткие,но частые удары по межлопаточной области.

ЗАПОМНИ ! Удары по спине можно наносить только раскрытой ладонью.

Другой способ, более эффективный, получил название «способа американских полицейских». Откровенно говоря, авторы не располагают точными данными, насколько американские блюстители порядка «приложили к нему руку», но то, что способ,названный в их честь, спас многие жизни, ни у кого не вызывает сомнений.

Сам по себе он достаточно прост. Для его выполнения необходимо встать позади подавившегося,взять его за плечи и, отстранив от себя на вытянутые руки, резко с силой ударить спиной о собственную грудную клетку.

Такой удар можно повторить несколько раз. Но у этого варианта есть одно существенное ограничение: спасатель должен обладать плоской мужской грудью.

Правила выполнения
"способа американских полицейских»

Запомни! При резком сотрясении грудной клетки инородное тело в виде пластины или монеты может из горизонтального(блокирующего) положения, перейти в вертикальное, и тогда пострадавший сможет сделать два-три вдоха. Такой же эффект происходит и при постукивании раскрытой ладонью по спине. Эффективность способа не превышает 40%.

Правило первое Встать за спиной пострадавшей и взять её за плечи.

Правило второе
Отстранив от себя, с силой ударить её спиной о свою грудную клетку. При выполнении удара следует отстраниться от её затылка.

Запомни! Эффективно выполнить "Способ американских полицейских" смогут только обладатели плоской мужской груди .

Правила извлечение инородного тела
из дыхательных путей ударом под диафрагму
(способ Геймлиха)

Запомни! Это самый эффективный (до 80% успешного извлечения инородных тел из верхних дыхательных путей), но и самый опасный из всех, вышеперечисленных.

Эффективность заключается в том, что при резком ударе под диафрагму из лёгких выталкивается более 300 мл воздуха «мёртвого» пространства, который никогда не используется при дыхании и кашле. Правильное применение этого природного резерва часто спасает жизни подавившихся.

Опасность заключается в том, что резкий удар наносится в «запретную зону» — в область богатую нервными окончаниями (не путать с прекардиальным ударом). Именно удары ниже диафрагмы или сильное сдавление этой области руками (опасное развлечение школьников) часто приводит к рефлекторной остановке сердца. Кроме того, жесткий травмоопасный удар может вызвать тяжёлые травмы внутренних органов и опасное для жизни внутреннее кровотечение.

Запомни! Самый эффективный, но, в то же время, самый опасный способ следует применять только после неудачного использования предыдущих способов.

НЕДОПУСТИМО!
Наносить удар под диафрагму
детям до 3-х лет .

Запомни ! После каждого случая нанесения удара под диафрагму следует обязательно вызвать скорую помощь или обратиться к врачу. Очень велика вероятность разрыва внутренних органов и опасных для жизни внутренних кровотечений.

НЕДОПУСТИМО!
Отрабатывать навыки удара под диафрагму друг на друге
и,особенно, на лицах до 18-ти лет.

Правило первое
Встать позади пострадавшего.

Правило второе
О бхватить его руками, сцепленными в замок, под реберной дугой пострадавшего.

Правило третье
С силой ударить снизу вверх сложенными в «замок» кистями в надчревную область.

Правило четвёртое
После удара не следует сразу же распускать сложенные в замок кисти. В случае рефлекторной остановки сердца следует придержать падающего пострадавшего.

Что делать? Эсли этот способ не привел к успеху? Подготовить все необходимое для экстренной коникотомии.

ЭКСТРЕННАЯ КОНИКОТОМИЯ
ВНИМАНИЕ!
Экстренную коникотомию имеют право делать только медицинские работники.

Эту, простую, на первый взгляд, манипуляцию имеет право делать только хорошо обученный персонал. Требуется всего-то -- проткнуть любым острым (можно нестерильным) предметом кожу между щитовидным и перстневидными хрящами.

Инородное тело никогда не опустится ниже голосовых связок (они располагаются у нижнего края щитовидного хряща), а прокол или надрез конической связки (на схеме он обозначен красной стрелкой, развернутой в горизонтальное положение, в плоскости используемого лезвия) окажется ниже голосовых связок. Как раз над трахеей.

Таким образом, инородное тело больше не станет препятствием для прохождения воздуха в легкие. Неважно, что послужило закупоркой верхних дыхательных путей: инородное тело, отек слизистых или травма хрящей, -- пострадавший будет спасен.

Запомни! Ошибка разреза в миллиметр может стоить пострадавшему жизни. Самое страшное,— хоть чуть-чуть надрезать щитовидную железу. Скорость потери крови при её ранении, как при ранении сонной артерии.

В любых случаях попадания инородного тела в верхние дыхательные пути, сначала следует воспользоваться е го извлечения. А если на месте происшествия оказался специалист, который приступил к проведению экстренной коникотомии, лежащему без сознания человеку, пожалуйста, помоги медицинскому работнику в ее проведении.

Оказание помощи при попадании
на слизистую глотки и гортани

тонкой селёдочной косточки,
ворсинки или волоска.

Запомни! Если это ребёнок не старше 10 лет, то обязательно вызывай Скорую помощь. Слизистая детской гортани очень быстро отекает от малейшего раздражения. В считанные часы отёк может привести к летальному исходу.

Ни в коем случае нельзя!
Давать ребёнку чёрствый хлеб или сухарики.
Они ещё сильнее спровоцируют развитие отёка слизистой гортани.

Запомни! Самое разумное — предложить ребёнку порцию мороженного. Холодная липкая масса уменьшит скорость отёка слизистой и может «утянуть» за собой инородный предмет. (Можно предложить стакан холодной воды, а лучше сладкого сока или ложку варенья).

СХЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ ПОПАДАНИИ ИНОРОДНОГО ТЕЛА
В ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ


НЕДОПУСТИМО!
Пытаться доставать инородное тело пальцами
или пинцетом из пострадавшего, лежащего на спине.

ЧЕТЫРЕ ЗАПОВЕД И :

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОПАДАНИЯ ИНОРОДНЫХ ТЕЛ
В ГОРТАНЬ И ТРАХЕЮ

Отработка навыков извлечения инородного тела
и ротовой полости



Известно уже несколько случаев, когда выпускники наших курсов
спасали жизни своих детей.
Один такой случай произошёл на борту воздушого судна компании
"АЭРОФЛОТ. Российские авиалинии".

РОБОТ-ТРЕНАЖЕР «ГАВРЮША»

Самая трогательная модель роботов-тренажеров пятого поколения



Рост: 52 см
Питание: 4 элемента «АА»
Вес: 5 кг
гарантия: 1 год

Режимы работы

1. Попадание инородного тела в верхние
дыхательные пути .
Сразу после включения робота его губы и носик начинают синеть.
Младенец начинает сипеть и хрипеть.

Если в течение 30 секунд не извлечь инородное тело из ротовой полости,
то лицо побледнеет, и исчезнет пульс на плечевой артерии.

2. Извлечение инородного тела
из верхних дыхательных путей
и ротовой полости
Если в течение 30 секунд повернуть младенца на живот,
опустить его голову ниже таза и пальцем извлечь инородное тело,
то раздастся пронзительный, жизнеутверждающий крик,
который вызывает слезы даже у маститых спасателей.
Лицо робота покраснеет, а пульс на плечевой артерии будет сохраняться
в течение десяти минут.

Обучиться навыкам извлечения инородных тел из верхних дыхательных путей
можно на наших курсах — смотри раздел « ВИДЫ КУРСОВ ».

Студент должен знать:

– причины, приводящие к необходимости проведения ИВЛ;

– причины, приводящие к неэффективности ИВЛ;

– тактику спасателя при проведении ИВЛ пострадавшему с трахеостомой, зубными протезами; повреждением головы, шеи, позвоночника;

– причины, остановки сердца;

– особенности проведения ИВЛ младенцам и детям;

– особенности проведения приема Хеймлиха беременным и тучным пострадавшим;

– особенностях проведения СЛР у детей и младенцев.

Студент должен уметь:

– провести прием «запрокидывание головы - поднятие подбородка»;

– оказать помощь пострадавшему при частичной обструкции дыхательных путей;

– оказать помощь пострадавшему, находящемуся в сознании при помощи обструкции дыхательных путей (взрослому, ребенку, младенцу);

– оказать помощь пострадавшему, находящемуся без сознания при полной обструкции дыхательных путей (взрослому, ребенку, младенцу);

– оказать самопомощь при полной закупорке дыхательных путей;

– определить признаки остановки сердца;

– проводить непрямой массаж сердца (взрослому, ребенку, младенцу);

– проводить СЛР (взрослому, ребенку, младенцу).

ГЛОССАРИЙ

15.1. Первая помощь при дыхательных расстройствах пострадавшему вне лечебного учреждения.

Распознавание признаков дыхательных расстройств и оказание своевременной помощи часто становится предупреждением других грозных осложнений, например, анафилактического шока. Дыхательные расстройства требуют немедленной помощи, иначе могут привести к смерти.

Признаки дыхательных расстройств - поверхностное, частое дыхание. Несмотря на попытку дышать, пострадавший не может вдохнуть достаточно воздуха или начинает задыхаться, появляются признаки удушья, сопровождаемые чувством страха и растерянности. У пострадавшего может быть головокружение, иногда он хватается рукой за шею.

В любом случае оказывая помощь, нужно быть уверенным в собственной безопасности, так как пострадавший может выдыхать токсичные вещества.

Если пострадавший дышит, хотя и с трудом, значит сердце бьется.

Нужно помочь ему удобно сесть, открыть окно, расстегнуть ворот рубашки, ослабить галстук и ремень. Попросить кого-нибудь вызвать «скорую помощь» (если не можете сделать сами) и убедиться, что она вызвана.

Если есть свидетели происшествия, нужно опросить их о случившемся. Пострадавший может подтвердить их рассказ кивком головы или сказать «да», «нет». Нужно попытаться уменьшить тревогу пострадавшего, которая тоже затрудняет дыхание, узнать, какие лекарственные средства помогают ему в этом состоянии (бронхолитические средства и др.), продолжая наблюдать за признаками, свиде­тельствующими о расстройствах дыхания. Следует укрыть пострадавшего, если на улице холодно, перенести (помочь уйти) в тень, если на улице жарко.

Если видно, что частое дыхание вызвано эмоциональным возбуждением, нужно предложить пострадавшему расслабиться и дышать медленно. Часто этого бывает достаточно. Когда пострадавший перестанет дышать, ему требуется искусственная вентиляция легких (ИВЛ) «рот в рот», или «рот в нос».

Искусственная вентиляция легких.

Запомните! Без дыхания (т. е. без поступления кислорода) мозг может жить 4-6 мин (рис. 15.1). При проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в выдыхаемом воздухе содержится 16 % кислорода, которого достаточно для поддержания жизни мозга.

Если вы не видите, не слышите, не чувствуете никаких признаков дыхания, немедленно сделайте два медленных выдоха в дыхательные пути пострадавшего через салфетку (носовой платок). Затем нужно проверить наличие пульса.

Если пострадавший не дышит, но пульс на сонной артерии у него есть, следует начать ИВЛ: делать выдохи, держать дыхательные пути открытыми при запрокинутой голове и поднятом подбородке (рис. 15.2). Запрокинутая голова и приподнятый подбородок не только открывают дыхательные пути, исключая западение языка, но сдвигают надгортанник, открывая вход в трахею.

Рис. 15.1. Время - решающий момент для начала реанимации.

Нужно бережно сжать ноздри пострадавшего большим и указательным пальцами, надавливая ладонью на его лоб. Затем, охватить своим ртом рот пострадавшего и медленно выдыхать в него, пока не будет видно, что его грудная клетка поднимается (рис. 15.3). Каждое дыхание должно длиться около 1,5 секунд с паузами между вашими вдохами. Нужно наблюдать за грудной клеткой при каждом дыхании, чтобы быть уверенным, что ИВЛ действительно проводится. Если подъема грудной клетки не видно, возможно, недостаточно запрокинута назад голова пострадавшего. Нужно запрокинуть голову и попробовать вдохнуть еще раз. Если грудная клетка не поднимается, значит дыхательные пути перекрыты инородным телом, которое необходимо удалить.

поднятие подбородка.

Нужно проверить пульс после первых двух дыханий: при наличии пульса можно продолжать ИВЛ с частотой 1 дыхание каждые 5 с. При счете «раз и», «два и», «три и», «четыре и», «пять и» пройдет 5 с. После этого спасатель должен вдохнуть сам и затем выдохнуть в пострадавшего. Далее продолжать дыхание с частотой 1 дыхание каждые 5 с. Каждое дыхание длится 1,5 с. После одной минуты ИВЛ (около 12 дыханий) нужно проверить пульс и убедиться, что сердце бьется. Если дыхание не появилось - продолжать ИВЛ. Проверять пульс каждую минуту.

Запомните! Прекратите ИВЛ, если:

Пострадавший начал дышать самостоятельно;

У пострадавшего исчез пульс (нужно начинать сердечно-легочную реанимацию);

Другие спасатели пришли вам на помощь;

Приехала «скорая помощь» и продолжает ИВЛ;

Вы исчерпали свои силы.

К сожалению, в нашей жизни малыши могут засунуть себе в рот все что угодно, чтобы родителям не растеряться и оказать первую помощь малышу. Об этом наш материал.


Ребенок первого года жизни

Если ребенок потерял сознание, начните с того, что откройте ему рот:
- верхняя челюсть — указательный палец одной руки;
- нижняя челюсть — большой палец другой руки;
- большой палец одновременно прижимает язык. (Рисунок 1)

Осмотрите полость рта: если видите инородное тело и в состоянии его извлечь — извлеките.
Никогда не пытайтесь удалять инородное тело «вслепую»! Любые попытки извлечения того, чего вы не видите, опасны — реальный риск протолкнуть инородное тело еще дальше.
ТАКТИКА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОМОЩИ ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА!

Ребенок первого года жизни
Малыш лежит на вашей руке животом вниз, туловище выше головы. Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками — направление удара от спины к голове. (Рисунок 2)

Переверните ребенка на спину. Голова по-прежнему ниже туловища. 5 раз быстро надавите двумя пальцами на грудину посередине грудной клетки. При нажатии грудина должна опускаться на 1,5—2 см. (Рисунок 3)

Ребенок дошкольного возраста

Положите ребенка лицом вниз. Голова ниже туловища. Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками — направление удара от спины к голове. (Рисунок 4)

Переверните ребенка на спину. Основание ладони поместите на грудину посередине грудной клетки. Быстро надавите 5 раз. При нажатии грудина должна опускаться на 2,5—3 см. (Рисунок 5)

Ребенок школьного возраста
если ребенок может стоять:
- встаньте сбоку и немного позади;
- наклоните ребенка, придерживая его рукой;
- сделайте 5 резких ударов основанием ладони другой руки между лопатками в направлении от спины к голове. (Рисунок 6)

Если после этого не стало легче:
- двумя руками обхватите ребенка сзади на уровне талии;
- кулак одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонью второй руки обхватите кулак (рисунок 7);

5 раз сильно нажмите вверх и внутрь (способ удаления инородного тела из дыхательных путей посредством нажатия снизу на диафрагму получил название прием Геймлиха (Генрих Геймлих — американский врач) (Рисунок 8)

Если ребенок не может стоять:
- уложите его на пол;
- встаньте на колени так, чтобы ноги ребенка были между вашими ногами;
- основание ладони одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонь второй руки положите на тыльную сторону первой;
- 5 раз сильно нажмите вверх и внутрь. (Рисунок 9)


После того как выполните два приема помощи (удары между лопатками + нажатия на живот), следует осмотреть полость рта — нет ли там инородного тела. Если есть — извлечь.
Если состояние ребенка не улучшается, следует повторять циклы 5 ударов между лопатками — 5 нажатий на живот до прибытия помощи.

ВНИМАНИЕ!
Удары по спине и нажатия на живот — это заменители кашля, это способы создания в дыхательных путях давления, способствующего выходу инородного тела.
Еще раз повторяем: кашель сам по себе эффективнее, чем любые удары и нажатия, поэтому если кашель сохранен, то бить и нажимать не надо.

Профилактика. инородное тело в дыхательных путях:
- учите детей пережевывать пищу.
- не разрешайте детям брать в рот посторонние предметы.
- Ограничивайте разговоры во время еды, не разрешайте ребенку говорить с пищей во рту.
- во время еды не провоцируйте ситуации, которые могут вызвать смех.
- не пытайтесь давать лекарства или кормить ребенка во время плача.
- не давайте ребенку надорванные соски.
- не разрешайте детям активно двигаться с едой или жевательной резинкой во рту.
- не используйте в питании детей до 4 лет плотные, плохо жующиеся продукты. Особая осторожность:
- орехи, семечки;
- твердые овощи и фрукты (яблоко, морковь);
- попкорн;
- леденцы и ириски.
- не давайте детям до 3 лет неочищенные фрукты и фрукты с косточками (вишня, черешня, слива и т. п.).
- не кормите лежа детей, которые уже умеют сидеть.
- следите, чтобы рядом с младенцем не было мелких предметов, которые он может взять в рот.
- не давайте детям до 5 лет игрушки с отсоединяющимися мелкими частями.
-храните мелкие бытовые предметы вне досягаемости детей.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт