Владимир Маяковский — Необычайное приключение: Стих

23.09.2019

Цель занятия: раскрыть понятие активной жизненной позиции, познакомить с героями наших и прошлых времен, знакомство c художественными и музыкальными произведениями.

Воспитательные задачи: воспитание активной яркой личности, небезразличной к судьбам людей, Родины, воспитание чувств патриотизма, гражданственности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

– Здравствуйте, ребята! Добрый день всем! Мы начинаем наш сегодняшний разговор об активной жизненной позиции, который будет называться: «Светить всегда, светить везде».
Пройдет немного времени, и вы уйдете из школы, войдете в большую взрослую жизнь. Мне хотелось бы услышать ваше мнение по поводу следующих вопросов:

– Как вы считаете – люди активной жизненной позиции – это непременно взрослые люди или это могут быть и школьники?
– Как вы думаете, люди активной жизненной позиции особенно нужны в сегодняшнее время или таковые нужны всегда, в любые времена; а может быть сейчас они и вовсе не нужны?
– А что вы скажете по поводу активной жизненной позиции террористов, людей сбывающих наркотики, девушек определенного поведения на дорогах?

Высказывания ребят

– Итак, во все времена ценились в человеке такие качества как: самостоятельность, энергичность, активность, гражданственность, независимость, демократизм. И, конечно, люди, для которых на первом месте в системе ценностей стоят такие задачи, как процветание родной страны, Родины. Да, все мы любим о России поговорить, при этом, повозмущаться да погоревать, поудивляться и похвалиться. Но кроме слов – есть еще дела. Есть конкретная цена нашей любви к нашему Отечеству. И вершить дела всегда труднее, чем говорить. В нашей истории немало людей, для которых цена любви оказалась ценой их собственной жизни. Вот некоторые из них, о которых мне сегодня хочется вам рассказать. (На экране – портреты: К.Васильев, О.Романова, А. Соломатин, А.Сахаров, И.Тальков, М.Горький, М.Джалиль, А.Макаревич.)

Москва. 2002 год, Дубровка, Театральный центр.
Тревожной ночью рослый, широкоплечий человек в форме российского офицера выходит из дома. Удостоверение офицера российской армии помогло ему проникнуть в центр. Боевик в маске преградил путь. Офицер изложил свою просьбу: « Освобождение детей. Я готов остаться здесь вместо них». Его убили. С множеством огнестрельных ран его тело бросили в подвале Театрального центра. Уже после штурма оно было найдено и стало известно имя этого российского офицера – Константин Васильев, 35 лет.

Подвиг российского воина, шедшего на верную смерть за детей под прицел бандитского дула достоин светлой памяти. Туда же, в Театральный центр, в одиночку направилась Ольга Романова, двадцати шести лет, чтобы потребовать немедленного прекращения террора. Боевики не церемонились с девушкой. Они не стали даже ее слушать, стали бить прикладами: по лицу, по рукам. А потом раздался выстрел. Подруга Ольги рассказывала, что к ней всегда можно было прийти с любой бедой, она за всех всегда переживала.

Следующий герой – герой России Александр Соломатин.

Первый ученик. Его деды были военными. Саша о другой профессии и не мечтал. И сам вызвался служить в Чечне, хотя мог вмешаться против этого его отец – генерал-лейтенант. 8 человек разведгруппы сдерживали движение полка боевиков – около 600 человек. Они приняли бой. Незаметно один за другим бойцы стали скрываться, Александр тоже бы вышел, но потерял руку. Ему кричали «Сдавайся», а он продолжал стрелять. Когда боевики решили взять его живым, он встал во весь рост, пошел на них, не выпуская из уцелевшей руки пулемета, а потом дотянулся до гранаты и взорвал себя вместе с бандитами.
Разве эти ребята не достойны, чтобы их помнили? Разве они не отдали самое дорогое?
Шла война, чеченская война. Разве могла жить страна, смеяться, ходить на концерты, когда лейтенант без руки, продолжая стрелять, умирал на поле брани?
О бессмысленности войн говорил в 70-80-е годы ХХ века мудрый, проницательный человек – академик Андрей Сахаров.

Второй ученик. Андрей Сахаров – яркая личность. Он считал своим долгом добиться справедливости, создать такое государство, где каждый человек имел бы право на жизнь, свободу, счастье. Он не был ярким оратором, но его слова обладали весомостью, правдивостью, потому что опирались на совесть и интеллект. Его выступления часто не принимались, они не были угодны правительству. Именно поэтому в 1980 году после его выступления, где он осудил введение Советских войск в Афганистан, он был сослан в Нижний Новгород на 6 лет. Здесь он был лишен права с кем-либо общаться, выезжать, находился под постоянным контролем. Его рукописи были изъяты и уничтожены. Но не- смотря на это, он продолжал верить в свои силы и надеяться, никогда не отходил от своих жизненных позиций.

– Ребята, а мне среди этих имен особенно дорого имя Игоря Талькова . Он был музыкантом, поэтом и певцом. А значит, он острее чувствовал происходящее вокруг. Тальков в своих песнях и стихах говорил о своей боли за Россию.

Родина моя
Скорбна и нема…
Родина моя,
Ты сошла с ума…

Но Тальков говорил о Родине и тихо, и нежно, и лирично. (Звучит песня в исполнении И.Талькова «Чистые пруды».)
Время, когда жил Тальков – это время свободы слова, открытия ранее закрытой информации о нашей истории. (Звучит запись песни Талькова, на экране слова)

Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты могла себя отдать
На растерзание вандалам.
О, генеральская тетрадь,
Забытой правды возрожденье
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью.

Он не стал диссидентом, он был русским человеком, а потому не представлял себя вне своего народа. Он чувствовал дисгармонию жизни, ощущал ее как состояние войны – власти и народа.

Я мечтаю вернуться с войны
На которой родился и рос,
На руинах нищей страны
Под дождями из слез.

Дестабилизация по всем направлениям жизни государства ослабила Россию, но не поставила на колени. И прежде всего потому, что основная масса населения, несмотря на всевозможные тяготы, настроена патриотично. Тальков верил в будущность России. И этот оптимизм отличал Талькова от тех, кто всячески ругал ее, не принимал ее сути, истории и народа.
Он предчувствовал свою трагическую кончину: «Меня убьют при большом стечении народа, и убийцу не найдут».

Пророчить не берусь
Но точно знаю, что вернусь
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а гениев…
И поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения страны,
Вернувшейся с войны.

Ребята, об активной жизненной позиции, о готовности к духовному подвигу, к самопожертвованию ради спасения жизни других говорили и продолжают говорить поэты, писатели, музыканты.

Вы видите здесь портрет Максима Горького . Кто еще в литературе ярче и образнее рассказал о таких людях, чем Горький в рассказе «Старуха Изергиль» в легенде о Данко. Эту же тему в свое время продолжил Муса Джалиль в стихотворении «Один совет», где есть такие строки:

«Свети потомкам нашим как маяк,
Свети как человек, а не светляк».

Ну и напоследок одна из песен из репертуара группы «Машина времени». Называется она «Костер». Послушайте начало песни. (Запись)

Все отболит. и мудрый говорит:
Каждый костер когда-то догорит.
Ветер золу развеет без следа.
Но до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит.
Если беда и если холода,
Раз ночь длинна, жгут едва-едва
И берегут силы и дрова
Зря не шумят и не портят лес.
Но иногда найдется вдруг чудак,
Этот чудак все сделает не так
И его костер завьется до небес.
Еще не все дорешено,
Еще не все разрешено,
Еще не все погасли краски дня
И бог хранит меня.

– Вам понятно содержание песни? Скажите, на чьей стороне окажетесь вы?

А вот как отвечает сам Андрей Макаревич далее в песне:

Тот был умней,
Кто свой огонь сберег,
Он обогреть других уже не мог,
Но без потерь дожил
До теплых дней.
А ты был не прав
Ты все спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час стало
Всем теплей.

Высказывания ребят

– Что ж, думайте и решайте сами, как вам жить. А между тем жизнь будет постоянно ставить вас перед решением таких задач.

Поэт Сергей Островой тоже размышлял об этом, вот что он говорит нам в своем стихотворении:

В жизни по-разному можно жить
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать,
И, помышляя, о чуде
Рукой, обожженное солнце достать,
И подарить его людям.

Я верю, ребята, что в жизни вы будете не тлеющими угольками, а яркими искорками, лучиками солнышка, тепло которого вы подарите людям. Потому как мы родились для того, чтобы: «Светить всегда, светить везде» – а кто знает продолжение?

До дней последних донца
Светить и никаких гвоздей –
Вот лозунг мой и Солнца.

Звучит песня «Молодежь страны» в исполнении ребят.


Цель урока 1. Начать знакомство учащихся с личностью В.В. Маяковского 1. Начать знакомство учащихся с личностью В.В. Маяковского 2. Помочь осмыслить своеобразие, 2. Помочь осмыслить своеобразие, значение личности поэта и его произведений значение личности поэта и его произведений 3. Развивать навыки анализа поэтического текста 3. Развивать навыки анализа поэтического текста


1. Слово о В. Маяковском () За свою недолгую, За свою недолгую, но яркую жизнь но яркую жизнь В. В. Маяковский В. В. Маяковский создал большое создал большое количество произведений для количество произведений для взрослых и детей. взрослых и детей. Среди них- «Необычайное приключение»… Среди них- «Необычайное приключение»…


2. История создания стихотворения. Работая в Телеграфном Агентстве в Москве, Работая в Телеграфном Агентстве в Москве, поэт жил в Подмосковье и часто любовался поэт жил в Подмосковье и часто любовался закатом. Однажды Маяковский сказал: закатом. Однажды Маяковский сказал: «Солнце всходит и заходит, а вот зашло бы «Солнце всходит и заходит, а вот зашло бы ко мне на чай».Так появилось в 1920 году стихотворение с длинным и интригующим названием … ко мне на чай».Так появилось в 1920 году стихотворение с длинным и интригующим названием …


3. Беседа по стихотворению. Как охарактеризовать событие, которое рисует поэт? Как охарактеризовать событие, которое рисует поэт? В каких строчках стихотворения поэт формулирует свое призвание? В каких строчках стихотворения поэт формулирует свое призвание? В чем сходство назначения Определите стихотворный размер этого произведения. В чем сходство назначения Определите стихотворный размер этого произведения. В чем особенность рифмы у В. Маяковского? В чем особенность рифмы у В. Маяковского? Найдите слова-неологизмы. Поэзии и Солнца? Найдите слова-неологизмы. Поэзии и Солнца? Встреча и разговор с солнцем фантастическое событие, а поэт рисует его как реальное. Встреча и разговор с солнцем фантастическое событие, а поэт рисует его как реальное. «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца». «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца». Поэзия и Солнце несут людям радость и свет. Поэзия и Солнце несут людям радость и свет. Трех- и четырехстопный ямб. Трех- и четырехстопный ямб. Поэт рифмует не только концы строк, но и середины. Поэт рифмует не только концы строк, но и середины. «Занежен», «златолобо», «взором», «трезвонится». «Занежен», «златолобо», «взором», «трезвонится».




Свет поэзии В. В. Маяковского является для нас нравственным ориентиром Свет поэзии В. В. Маяковского является для нас нравственным ориентиром Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца! В. В. Маяковский В. В. Маяковский


Что значит «светить всегда, светить везде» для В. Маяковского 1. Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось 1. Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяковский. Дружная семья и тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяковский. Дружная семья и великолепная природа Кавказа повлияли на формирование характера великолепная природа Кавказа повлияли на формирование характера будущего поэта. Переехав в Москву, Владимир Владимирович так определил будущего поэта. Переехав в Москву, Владимир Владимирович так определил цель своей жизни: «Хочу делать социалистическое искусство». Он считал, что цель своей жизни: «Хочу делать социалистическое искусство». Он считал, что все силы поэт должен отдать своей Родине. все силы поэт должен отдать своей Родине.


2. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского и его предшественников 1. А.С. Пушкин. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 1. А.С. Пушкин. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 2. М. Ю. Лермонтов. Поэзия – «колокол на башне вечевой 2. М. Ю. Лермонтов. Поэзия – «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». во дни торжеств и бед народных». 3. Н. А. Некрасов. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином 3. Н. А. Некрасов. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». быть обязан». 4. В. В. Маяковский. 4. В. В. Маяковский.Поэтвсегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени…


3. В. В. Маяковский о роли поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Светить всегда, Светить всегда, светить везде, светить везде, до дней последних донца, до дней последних донца, светить- светить- и никаких гвоздей! и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – Вот лозунг мой – и солнца! и солнца!






6. Каково значение творчества В. В. Маяковского? Поэзия В. Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы. Он оставил людям свой дар поэта, заставил спорить, размышлять … Грядущие люди! Грядущие люди! Кто вы? Кто вы? Вот- я, весь боль и ушиб. Вот- я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души! Моей великой души!




ContentURL" src="http://images.myshared.ru/20/1241183/slide_18.jpg" width="800" align="left" alt="Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяковский. Дружная семья и тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяк" title="Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось Из биографии поэта. Небольшое селение Багдади в Грузии прославилось тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяковский. Дружная семья и тем, что в 1893 году в нем родился В. В. Маяк">


2. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского и его предшественников. 1. А.С. Пушкин. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 1. А.С. Пушкин. Роль поэта – «глаголом жечь сердца людей». 2. М. Ю. Лермонтов. Поэзия – «колокол на башне вечевой 2. М. Ю. Лермонтов. Поэзия – «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». во дни торжеств и бед народных». 3. Н. А. Некрасов. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином 3. Н. А. Некрасов. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». быть обязан». 4. В. В. Маяковский. 4. В. В. Маяковский.Поэтвсегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени…


3. В. В. Маяковский о роли поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Светить всегда, Светить всегда, светить везде, светить везде, до дней последних донца, до дней последних донца, светить- светить- и никаких гвоздей! и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – Вот лозунг мой – и солнца! и солнца!


4. Каково лексическое значение слова «светить»? 1. Светить – излучать свет, направлять свет так, чтобы 1. Светить – излучать свет, направлять свет так, чтобы было видно.(С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый было видно.(С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. словарь русского языка. Российская академия наук. М: Азбуковник, 2002 г.) М: Азбуковник, 2002 г.)


5. Какие синонимы можно подобрать к слову «светить»? Светить- излучать свет, сверкать, гореть, лучиться, сиять. Светить- излучать свет, сверкать, гореть, лучиться, сиять. (З. Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. (З. Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. Издательство «Советская энциклопедия».М г. Издательство «Советская энциклопедия».М г.




6. Каково значение творчества В. В. Маяковского? Поэзия В. Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы. Он оставил людям свой дар поэта, заставил спорить, размышлять … Грядущие люди! Грядущие люди! Кто вы? Кто вы? Вот- я, весь боль и ушиб. Вот- я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души! Моей великой души! Использованная литература. 1. В. В.Маяковский. Лирика. Поэмы: Анализ текста. 1. В. В.Маяковский. Лирика. Поэмы: Анализ текста. Автор-сост. Л. Д. Страхова.- М.: Дрофа, 2000 г. Автор-сост. Л. Д. Страхова.- М.: Дрофа, 2000 г. 2. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни.- М.: 2. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни.- М.: Дрофа, 1984 г. Дрофа, 1984 г. 3. В. Маяковский. Стихотворения, поэмы, статьи. 3. В. Маяковский. Стихотворения, поэмы, статьи. Книга для ученика и учителя. М.: Дрофа, 1996 г. Книга для ученика и учителя. М.: Дрофа, 1996 г.

Маяковский. . … - Пушкино - дачная местность под Москвой (теперь город Пушкин), которую Маяковский описал в одном из своих самых популярных стихотворений "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром...

НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
10 кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
20 И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
"Слазь!
довольно шляться в пекло!"
30 Я крикнул солнцу:
"Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!"
Я крикнул солнцу:
"Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
40 ко мне
на чай зашло бы!"
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать -
50 и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
60 "Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чай гони,
гони, поэт, варенье!"
Слеза из глаз у самого -
жара с ума сводила,
но я ему -
на самовар:
"Ну что ж,
70 садись, светило!"
Черт дернул дерзости мои
орать ему, -
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, -
и степенность
забыв,
80 сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
"Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
90 светить
легко?
- Поди, попробуй! -
А вот идешь -
взялось идти,
идешь - и светишь в оба!"
Болтали так до темноты -
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На "ты"
100 мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
"Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
110 у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты - свое,
стихами".
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма -
сияй во что попало!
Устанет то,
120 и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится;
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
130 и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mayakovskogo

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Владимир Маяковский

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Анализ стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче », которое было написано поэтом летом 1920 года, очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом . Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. Однако автор посчитал, что солнце, каждый день путешествующее по небу одним и тем же маршрутом, является бездельником и тунеядцем, которому попросту нечем себя занять.

Однажды, наблюдая за тем, как оно «медленно и верно» спускалось за деревню, Маяковский обратился к небесному светилу с гневной речью, заявив, что «чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!». И – оказался сам не рад такому предложению, так как солнце действительно явилось к Маяковскому в гости, опалив его своим жаром: «Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!». В итоге небесное и поэтическое светила провели за одним столом целую ночь, жалуясь друг другу на то, как трудно им живется. И Маяковский осознал, что он в любой момент может отказаться от своих стихов и сменить перо, к примеру, на обычный рубанок. Однако солнце лишено такой возможности, и ему каждый день необходимо вставать и освещать землю. На фоне откровений небесного гостя автор почувствовал себя весьма неуютно и понял, что только такой самоотверженный труд может действительно изменить этот мир, сделать его светлее и чище.

В заключительной части стихотворения «Необычное приключение» Маяковский призывает каждого человека не только следовать своему призванию, но и любое дело выполнять с максимальной самоотдачей . Иначе смысл существования попросту теряется. Ведь люди приходят в этот мир с определенной миссией, которая заключается в том, чтобы «светить всегда, светить везде до дней последних донца». Поэтому нет смысла жаловаться на усталость и сетовать на то, что кому-то судьбой определен более легкий жизненный путь. Беря пример со своего гостя, Маяковский заявляет: «Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!». И этой простой фразой подчеркивает, насколько важное значение имеет работа каждого из нас, будь то поэт или же обычный труженик села.

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче
(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Анализ стихотворения «Необычайное приключение…» Маяковского

Стихотворение «Необычайное приключение…» было написано Маяковским в 1920 г. В его основу легли впечатления от действительного пребывания поэта на даче Румянцева.

В произведении в фантастической форме Маяковский выражает свои идеалистические взгляды. Революция представлялась автору зарей нового мира. Члену коммунистического общества должна быть подвластна вся природа. Коммунизм провозглашал неограниченные силы и возможности человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автор может запросто обратиться к самому солнцу. В этом взгляде также заложено отрицание религии и всех суеверий. В патриархальном обществе солнце обожествлялось. Крестьянин в царской России относился к нему, как к высшему существу, от которого напрямую зависела его жизнь. Христианство ставило на это место единого Бога, но солнце, как одно из творений Высшей силы, все равно было недоступно.

Материализм давал научное объяснение существования всех космических тел. Это уже значительно принижало положение солнца. Оно представлялось просто одной из бесконечного множества звезд, причем далеко не самой яркой. Во время Маяковского люди уже мечтали о полетах в космос, поэтому расстояние до солнца «сокращалось».

Поэт – человек нового общества. Ему по плечу любая задача или проблема. Разозлившись на солнце (!), он смело приглашает его к себе в гости. Маяковский даже упрекает светило. Он занят работой, а солнце каждый день беззаботно гуляет по небу. Несмотря на самоуверенность, поэт все же испытывает невольный страх, когда видит, что солнце действительно направляется к нему в дом. Но этот страх постепенно проходит, потому что гость также признает в поэте равного себе. В этом заключается еще одно жизнеутверждающее положение коммунизма. В мире не существует невыполнимых задач. Человека останавливает лишь неуверенность в собственных силах. Нужно без сомнений браться за любое дело, и это неизменно приведет к успеху.

Поэт и солнце ведут спокойный неторопливый разговор. Они делятся своими проблемами. Лирический герой понимает, что солнце также выполняет нелегкий работу. Это еще больше их сближает. При коммунизме ценность человека напрямую зависит от его трудового вклада. Очень характерно, что в приливе дружеских чувств солнце обращается к поэту «товарищ». В финале Маяковский сравнивает свои стихи с сиянием солнца и утверждает, что их совместный лозунг – светить всегда и везде.

Таким образом, Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение…» излагает свою утопическую мечту – слияние в едином трудовом порыве человеческих и природных сил, что неизбежно приведет к счастливому будущему.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт