Внешнеэкономическая деятельность организации. Что такое внешнеэкономическая деятельность предприятия

22.09.2019

Развитие рыночных отношений в России требует от руководителей предприятий умения управлять не только производством, но и сбытом своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим к традиционным видам деятельности предприятий производственной, социальной, финансовой, технической, научной, маркетинговой, добавляется внешнеэкономическая деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов.

К видам внешнеэкономической деятельности относятся: внешняя торговля товарами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью; международная производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно определяют вид внешнеэкономической деятельности, выбор формы зависит от их реальных возможностей.

Все сферы деятельности регулируются сложной системой законодательных актов, которые обеспечивают правовое управление процессами ВЭД. Система государственного регулирования включает: законодательно-правовую базу; организационную структуру регулирования; государственное планирование ВЭД; квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; сертификацию импортных товаров; регистрацию экспортных контрактов; обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров; таможенное регулирование; валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование ВЭД осуществляется на основе следующих принципов: единство внешнеэкономической и национальной (внутренней) экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности РФ и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

К органам, регулирующим ВЭД в Российской Федерации, относятся:

Президент РФ – осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой;

Государственная Дума и Совет Федерации – разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД;

Правительство РФ – проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ, участвует в организации и проведении международных переговоров, в формировании экспортного и импортного режимов, регулирует размеры ставок таможенных тарифов, принимает конкретные меры по защите интересов отечественного рынка от иностранной конкуренции.

Кроме того, вопросами ВЭД занимаются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Торгово-промышленная палата РФ и ряд других государственных органов.

Начало формирования правового механизма регулирования ВЭД было положено Указом Президента РСФСР “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” от 15 ноября 1991 г. В соответствии с принятым указом была отменена действующая почти 3 года обязательная регистрация предприятий и организаций как участников ВЭД;

отменены ограничения на бартерные операции;

банкам, уполномоченным на ведение валютных операций, было разрешено открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам;

отменены ограничения на покупку наличной валюты;

Центральному Банку было предложено принять меры к развитию валютного рынка, расширению сети обменных пунктов;

Правительству РСФСР было предложено существенно сократить перечень лицензируемых и квотируемых товаров;

установлено, что курс рубля к иностранным валютам будет определяться на основе спроса и предложения на межбанковском валютном рынке.

Глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере России, направленные на переход к открытой экономике, были неразрывной составной частью радикальной экономической реформы, осуществляемой в России.

Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.

За годы реформ были заложены основы правовой инфраструктуры ВЭД, приняты важнейшие законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.

Важнейшей сферой внешнеэкономической деятельности являются валютные операции. В связи с этим 9 октября 1992 г. был принят Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.

В 1993–1994 гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: спи­сок квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования (таможенные тарифы и налоги) дополнялись обязательной сертифика­цией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.

21 мая 1993 г. был введен в действие Закон РФ “О таможенном тарифе”. Закон определил место таможенного тарифа в системе государственных методов регулирования ВЭД и послужил основой для последующих изменений в сфере формирования нормативной базы. С 21 июня 1993 г. начал действовать Таможенный Кодекс РФ. Одним из главных его достоинств является то, что он соответствует международным стандартам.

В течение второй половины 1994 г. и в начале 1995 г., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:

продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными “извне”, т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;

товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.

Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования ВЭД произошли в 1995 г., когда вступил в действие Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Его законодательная база определила: принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; разграничение сферы компетенции Федерации и ее субъектов; методы государственного регулирования внешнеэкономических связей.

В 1996 г. были полностью отменены экспортные пошлины и введена единая система обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров.

В 1998 г. был принят закон “О лизинге”, который определил формы и порядок осуществления операций по международному лизингу. С 1998 г. активизируется переговорный процесс по присоединению России к Всемирной торговой организации, реализуется соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В этом же году Россия присоединяется к Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сообществу.

1 января 1999 г. вновь введены экспортные таможенные пошлины на широкий круг товаров. Новый закон “Об иностранных инвестициях” способствовал привлечению в экономику РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта и создал условия соответствующие нормам международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

Эволюция, которую претерпел механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в последние годы, сводится в основном к следующему:

ликвидация высокомонополизированной системы внешней торговли, при которой экспортно-импортные операции были сосредоточены в руках достаточно ограниченного круга специализированных внешнеторговых объединений;

весьма значительное расширение числа субъектов, участвующих во внешней торговле, в том числе и в качестве посредников;

упразднение жесткого централизованного воздействия на объем, структуру и географическое направление внешнеторгового оборота;

сглаживание и использование действующих, а не формально существующих, как это было раньше, экономических регуляторов экспорта и импорта – ставок таможенного тарифа и курса рубля, а также организация внутреннего валютного рынка, что предоставляет хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам;

уменьшение роли государства в финансировании внешнеторговых операций.

Формы внешнеэкономической деятельности

Средством реализации различных видов внешнеэкономической деятельности являются коммерческие операции.

Внешнеэкономическая коммерческая операция – это комплекс действий по подготовке, заключению и выполнению международной сделки (договора).

Договор признается международным, если заключен между сторонами, находящимися на территории разных государств. Международные коммерческие операции подразделяются на основные , осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками операций, и вспомогательные, связанные с продвижением товара покупателю (табл. 11.1).

Внешнеэкономическая деятельность предприятия определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (нравами на них).

Внешнеэкономические операции предприятия в современных условиях хозяйствования являются неотъемлемой частью его деятельности и представляют собой форму торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений.

Внешнеэкономическая деятельность основана на международном разделении труда. Поэтому предприятия ориентируются не только на внутренний, но и на внешний рынок. Это объясняется неравномерностью развития отдельных отраслей национальной экономики. Для реализации продукции необходимо соблюдение определенных пропорций в темпах развития производств, которые по отношению друг к другу являются поставщиками и потребителями исходных материалов, полуфабрикатов, машин, механизмов и оборудования. Очевидно, что при таких условиях капитал, функционирующий в ускоренно развивающихся отраслях, обращается к внешнему рынку. Необходимость в осуществлении внешнеэкономической деятельности вызывается еще и узостью внутреннего рынка ввиду ограниченного платежеспособного спроса. Это усиливает роль внешних рынков и обостряет конкурентную борьбу.

Неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности предприятия является внешнеторговая деятельность , включающая таможенное дело и таможенное регулирование, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в федеральном ведении. Оно заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и 01раничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Основными целями установления и совершенствования таможенного тарифа являются:

  • рационализация структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе и вывозе товаров на таможенную территорию РФ. Ее ставки устанавливаются таможенным законодательством РФ. В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым на ее таможенную территорию товарам могут временно применяться особые пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная).

Специальная пошлина - специальная защитная мера но ограничению возросшего импорта, которая применяется посредством введения импортных квот.

Антидемпинговая пошлина противодействует импорту товаров но заниженным ценам.

Компенсационная пошлина - это мера но нейтрализации материального ущерба какой-либо из отраслей российской экономики. Она призвана предотвратить сокращение объема производства аналогичного отечественного товара и объема его реализации, снижение рентабельности его производства, негативное воздействие на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики.

Кроме того, иногда применяются сезонные пошлины , срок действия которых не может превышать шести месяцев в году.

Ставки таможенных платежей и порядок их применения установлены едиными для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Они не зависят от видов сделок и других факторов. Применяются следующие виды таможенных ставок пошлин:

  • адвалорные , начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные , сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Определение таможенной стоимости товаров , ввозимых на территорию РФ, основывается на принципах, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов:

  • но стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • метод вычитания;
  • метод сложения;
  • резервный метод.

Равными субъектами внешнеэкономической деятельности являются государство, юридические и физические лица, общественные организации и объединения. Вместе с тем государство оставляет за собой право регулирования важнейших аспектов этой деятельности, закладывая правовые основы и определяя административные и экономические методы воздействия. Проводниками государственной политики в области внешнеэкономической деятельности являются Министерство экономического развития РФ, а также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по тарифам.

Формами внешнеэкономической деятельности являются экспорт, импорт и реэкспорт, направлениями внешнеэкономической деятельности - совместное предпринимательство и внешнеторговые контракты. Экспортно-импортные операции могут проводиться напрямую или через посредников посредством договоров поручения, комиссии И Т.Д.

Главной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание механизма, формирующего положительный инвестиционный климат, способного привлечь иностранных инвесторов.

Рис. 19.1.

Рис. 19.2. Характеристика форм внешнеэкономической

деятельности

Рис. 193.

Рис. 19.4.

Рис. 19.5.

Рис. 19.6.

Рис. 19.7.

Выводы

  • 1. Внешнеэкономической деятельностью занимается огромное количество российских предприятий. Этому способствует международное разделение труда. Предприятие, принимая решение о вступлении во внешнеэкономические отношения, обязано наметить цели и задачи, которые не должны вступать в противоречие с его основным видом деятельности, его экономическим и научно- техническим развитием.
  • 2. Государственная система регулирования внешнеэкономической деятельности призвана устанавливать правила, требования, определять способы и методы взаимодействия отечественных предприятий с иностранными партнерами, очерчивая направления и виды сделок в рамках совместного предпринимательства или на основе заключения внешнеторговых контрактов.
  • 3. Контракт - это юридический документ, свидетельствующий о международных экономических контактах. Он включает следующие сведения: общие положения, описание предмета контракта, цены, сроки поставки товара, условия платежа, требования к упаковке и маркировке, порядок подачи претензий и разрешения споров, санкции и штрафы, перечень форс-мажорных обстоятельств.
  • 4. Привлекательность инвестирования иностранными партнерами средств в нашу экономику достигается путем создания благоприятного инвестиционного климата. Для этого применяются социально-экономические, правовые и политические методы, например, в форме заключения соглашений о разделе продукции или создания свободных экономических зон.
  • 5. Стратегия и тактика осуществления внешнеэкономической деятельности основаны на принципах функционирования внешнего рынка, под воздействием которых формируется экспортно- импортный ассортимент, устанавливаются темпы обновления экспортной продукции, уровень качества, объем гарантий, цены и порядок сервисного обслуживания.
  • 6. Расчеты по экспорту осуществляются в форме оплаты и передачи платежных, а также товаротранспортных документов, сопровождающих груз. На эффективность внешнеэкономических действий существенное влияние оказывает налог на экспорт и импорт, который обычно предстает в виде таможенной пошлины. Различают адвалорные, специфические и комбинированные таможенные ставки.

WhatsApp +79169906144.

Если Вы студент , пишите курсовую (дипломную) работу,вас интересует тема ВЭД (экспорт, импорт, трансфер технологий). Напишите WhatsApp +79159633383, и мы поможем вам с материалами, которые будут отражать практическую сторону ВЭД.

  • Лучшие работы мы опубликуем бесплатно.
  • Предоставим рекомендацию международного сообщества.
  • Пригласим на практику (стажировку)
  • Поможем с трудоустройством.

Стратегии ВЭД

Приглашаем Вас к сотрудничеству по стратегическому планированию и оптимизации внешнеэкономической деятельности (). Сеть международных экспертов «Союзконсалт» сопровождает проекты:

  1. для оптимизации .
  2. , сопровождение проектов.
  3. Интеграция продукции в (экспорт, импорт).
  4. Трансфер технологий и локализация на рынки покупателя.
  5. Организация бизнес-миссии, .
  6. Организация стажировок и прохождение практики .

Консультации по внешнеэкономической деятельности

  • Выбор перспективных рынков по таможенному коду ТН ВЭД.
  • Динамика экспорта по годам.
  • Ключевые страны импортеры.
  • Зеркальные поставки.
  • Интеграция в цепочки поставок.
  • Стратегии и поиск партнеров, дистрибьюторов.
  • Справка о стране, компании, персоналии.
  • Подготовка, проведение переговоров.
  • Сопровождение сделки.

Что такое ВЭД?

Внешнеэкономическая деятельность предприятия () — это внутренние и внешние бизнес-процессы реализующие возможности развития предприятия за счет вывода продукции (товаров, услуг) на внешние рынки.

Экономика становится глобальной и информационной, и для того чтобы быть успешным в сложившихся условиях владельцу бизнеса требуется

  1. Стратегия ВЭД, для глобального развития своего предприятия.
  2. Инфраструктура, которая позволит оперативно определять рынки, находить партнеров, выстраивать логистику, сопровождать сделку.
  3. Создавать инструменты торгового финансирования.

Сущность , виды и факторы развития ВЭД

  • внешняя торговля - обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
  • технико-экономическое сотрудничество - содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
  • научно-техническое сотрудничество - обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ;
  • вывоз капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.

Направления развития ВЭД

Основными направлениями ВЭД на сегодняшнем рынке услуг можно считать внешнеторговую деятельность (экспорт, импорт), производственную кооперацию (субконтрактацию, трансфер технологий), а также инвестиционное сотрудничество (прямые и технологические инвестиции) и различные финансовые операции (торговое финансирование).

Внешнеторговая деятельность обусловлена глобальным международным разделением труда, когда одни страны в силу своей сырьевой и промышленной специфики производят гораздо более дешевые и качественные товары, чем другие. Спрос на эти товары подталкивает предприятия к дальнейшей оптимизации и расширению своего производства.

Производственная кооперация является одним из важнейших условий глобального международного разделения труда и заключается в разделении производственных функций между предприятиями различных стран и регионов. Такой вид кооперации, когда производственные функции разделяются между предприятиями с учетом их промышленных и технологических возможностей , неизменно приводит к оптимизации производства в целом и удешевлению производимых товаров.

Контрольная

Макроэкономика

Внешнеэкономическая деятельность предприятия Основные понятия Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отно...


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73019. ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ 1.2 MB
Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора. Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.
73020. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕТАЛЕЙ ШТАНГЕНИНСТРУМЕНТАМИ 1.44 MB
Цель работы: изучить назначение, особенность конструкции и область применения штангенинструмента; научиться правильно производить измерения геометрических параметров деталей. Приборы и инструменты: штангенциркуль; штангенглубиномер; щтангенрейсмас.
73021. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕТАЛЕЙ МИКРОМЕТРИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ 1.23 MB
Особенности конструкции и принцип работы микрометрического инструмента. Навертывая гайку 6 на коническую часть хвостика можно уменьшить осевой люфт микрометрического винта 7 который перемещается внутри стебля по резьбовой поверхности с шагом резьбы.
73022. ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ 479.5 KB
Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер. Задание: составить блоки плиток по заданным размерам. Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении.
73023. СОЗДАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДАННЫХ В IDEF1X 306 KB
Она включает сущности и взаимосвязи отражающие основные бизнес-правила предметной области. Такая диаграмма не слишком детализирована в нее включаются основные сущности и связи между ними которые удовлетворяют основным требованиям предъявляемым к ИС.
73024. Ввод, редактирование и форматирование текста в Word 61 KB
Изучить основные приемы ввода редактирования и форматирования текста; Контрольные вопросы Каково назначение программы Word Как изменить формат слова формат абзаца Как удалить ненужную часть текста Как изменить параметры страницы Как переместить и скопировать текст...
73025. Работа с таблицами в Word 130 KB
Таблица представляет собой сетку из столбцов и строк, образующих ячейки, в которые можно поместить тексты и рисунки. Небольшие таблицы создают с помощью кнопки Добавить таблицу на панели инструментов
73026. Ввод, форматирование данных и составление формул 126 KB
Цель работы: С помощью команды Формат Ячейки отформатируйте данные столбца D денежным форматом без десятичных разрядов. С помощью кнопки Формат по образцу скопируйте формат столбца D в E. Кнопками панели Форматирования задайте в столбце F процентный формат с двумя разрядами после запятой.
73027. Построение и редактирование диаграмм в Excel 160 KB
Научиться строить диаграммы с помощью Мастера; Научиться редактировать диаграммы. Контрольные вопросы Каково назначение диаграмм Какие виды диаграмм вам известны Как построить диаграмму на отдельном листе Как изменить тип диаграммы Как удалить диаграмму...

Внешнеторговая деятельность является одним из важнейших факторов развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. В настоящее время нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеторговой деятельности.

На всех исторических этапах развития государства внешнеторговая деятельность оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства на рынке в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеторговая деятельность воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеторговая.

Внешнеторговая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеторговая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеторговых связей. Рациональная внешнеторговая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеторговая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеторговая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеторговая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.

Развитие внешнеторговой деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

  • · свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
  • · свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
  • · свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего коммерческим интересам предприятия;
  • · свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
  • · включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеторговой деятельности предприятия от внутриторговой заключаются в том, что внешнеторговая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства.

На внешнеторговую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеторговую деятельность.

Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность. Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеторговой деятельности» всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеторговой деятельности без специальной регистрации.

Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и другие).

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеторговой деятельности являются рыночные возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеторговой деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия - участники ВЭД являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью.

Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении.

За неисполнение обязаельств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций.

В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

Основными формами ВЭД предприятий в России является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и / или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

Среди прочих форм ВЭД российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями.

Международная кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ.

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют:

  • · отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества;
  • · ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран;
  • · отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства.

На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд среднего предприятия. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания среднего предприятия наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов среднего предприятия.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием. Когда предприятие создается полностью за счет иностранного инвестора, то не возникает вопрос о правильной оценке российского вклада. И в этом смысле такие предприятия даже предпочтительнее средних предприятий.

Говоря о состоянии внешнеэкономической деятельности России есть все основания считать, что ситуация на мировых рынках в обозримой перспективе не будет особо благоприятной для большинства российских товаров.

Во-первых, хотя и замедлившийся, но, тем не менее, продолжающийся процесс глобализации будет способствовать увеличению численности игроков на рынке в секторе предложения.

Во-вторых, вопреки прежним прогнозам, в большинстве экономически развитых стран платежеспособный спрос не проявляет серьезных признаков оживления, а в ряде случаев даже продолжает снижаться. В-третьих, в ряде экономически развитых регионов будет усиливаться стремление минимизировать российский экспорт, возводя на его пути дополнительные преграды.

Очевидно, что в этих условиях неизбежно должна возрастать роль государственных институтов как гаранта успешной внешнеэкономической активности российских производителей.

Предварительно можно обозначить несколько направлений организационной деятельности в данной области:

  • 1. Разработка на уровне правительства концептуальной, системной внешнеэкономической программы на обозримую перспективу, которая бы предусматривала как оптимальные объемы внешней и внутренней торговли по конкретным видам продукции, так и предпочтительную ориентацию товаропотоков.
  • 2. Политическая защита внешнеторговых интересов российских экспортеров. Любые существенные внешнеполитические контакты должны содержать постановку вопроса о предоставлении России статуса наибольшего благоприятствования в торговых отношениях и отмену существующих дискриминационных мер против товаров российского происхождения. Отсутствие позитивных сдвигов в этой области должно автоматически вызывать введение адекватных мер торговой защиты.
  • 3. Оказание экспортно-ориентированным производителям эффективной и доступной информационной поддержки. Целесообразно не создавать для выполнения этой задачи новые государственные органы, а возложить выполнение этой функции на существующие институты, например, Торгово-промышленную палату РФ).
  • 4. Регулирование объема и направления экспортных товаропотоков. При этом вовсе не обязательно использовать финансовую поддержку соответствующих экспортеров. Такая поддержка может иметь негативные последствия, в частности, введение странами-импортерами запретных мер под предлогом противодействия демпингу.

Экспансия российского предпринимательства за границу представляет собой важный фактор наращивания экономического потенциала страны путем расширения экспорта, перевода доходов из-за рубежа, включения российских компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Ключевыми моментами экономического развития российского экспорта являются:

  • 1. Увеличение масштабов и совершенствование отраслевой структуры внешнеэкономического присутствия России на зарубежных рынках, с ростом доли компаний обрабатывающего сектора и услуг;
  • 2. Предотвращение контрпродуктивной конкуренции между российскими компаниями, производящими сходную продукцию, на внешних рынках; заключение между ними стратегических соглашений о совместной реализации проектов международной экспансии;
  • 3. Образование стратегических объединений российских и зарубежных компаний для совместной деятельности на внешних рынках с целью разработки, производства и реализации конкурентоспособной продукции.

Таким образом, в современных условиях развития международных экономических связей базовыми приоритетами внешнеторговой деятельности России на федеральном уровне являются, прежде всего, политика активной поддержки национального экспорта, которая подразумевает под собой не только финансовую, но и административную поддержку, повышение качества экономического роста, повышение эффективности бюджетных расходов и подготовка квалифицированных кадров.

Предпринимательская деятельность в России реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу.

В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития в следствии:

  • · организационно-технологической мобильности;
  • · высокого темпа внедрения инноваций;
  • · активной конкурентной политики;
  • · отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкогоуправленческого аппарата;
  • · создания новых рабочих мест;
  • · быстрой реакции на потребности рынка;
  • · возможности государства получать доход от их налогообложения.

Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:

  • 1) В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры;
  • 2) В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство).

Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства.

Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.

Были выявлены основные трудности на пути развития индивидуального предпринимательства в России (таблица 1).

Таблица 1. Основные проблемы на пути развития индивидуального предпринимательства в России

Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса.

Участниками процесса развития предпринимательства являются:

  • · государство;
  • · руководители государственных предприятий;
  • · персонал государственных предприятий;
  • · персонал предпринимательской единицы.

Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на рис. 1.3.

Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:

  • · Повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей.
  • · Создание новых рабочих мест.
  • · Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества.
  • · Повышение благосостояния населения.

Целью предприятия является:

  • · Получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства.
  • · Создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах.
  • · Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей. Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей.

Цели предпринимательской единицы и предпринимателя идентичны:

  • 1. Экономическая эффективность бизнеса.
  • 2. Социальное положение, престиж и т.п.

Цели персонала предпринимательской единицы:

  • 1. Экономическое благополучие.
  • 2. Сохранение рабочих мест.

Развитие предпринимательства в определенной степени позволило реализовать поставленные цели (рисунок 1, приложение 1).

В настоящее время в России около 900 тыс. малых предприятий. Развитие малых предприятий позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости для 15 млн. человек и довести долю малых и средних предприятий во внутреннем валовом продукте до 10%. Причем отдача вкладываемых средств в малых и средних предприятий вдвое выше, чем в целом по российской экономике.

В то же время, если сравнивать возможности и достижения малых предприятий в мире и в России, очевидно, что возможности реализованы явно недостаточно:

  • · так в Германии на 1000 жителей 37 малых и средних предприятий, в США - 74 малых и средних предприятий, а в России - 6 малых и средних предприятий;
  • · доля малых и средних предприятий в общей численности занятости в Германии 46%, в США - 54%, в России - 10%;
  • · доля малых и средних предприятий в Германии - 53%, в США - 51%, в России - 11%.

В настоящее время существует пропасть, которая разделяет применяемые сегодня подходы при решении проблем управления предприятиями от понимания того, какие подходы реально приведут к повышению эффективности систем управления.

На мой взгляд, следует проследить зависимость между следующими группами явлений:

  • · проблемами российских предприятий, которые директора называют основными;
  • · существующими подходами в решении проблем управления предприятиями;
  • · истинными причинами болезней предприятий, лечение которых реально привело бы к положительным результатам.

Наглядность такого сопоставления хорошо представлена в таблице, где перечислены проблемы и подходы к их устранению.

Мною были изучены материалы по анализу деятельности более чем 20 предприятиях (большинство промышленных, несколько предприятий, оказывающих услуги), расположенных на Урале, в Сибири, Поволжье, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Москве численностью от 300 до 20 тыс. работников.

Руководители этих организаций - лучшие директора в России, поскольку возглавляемые ими предприятия удержали объемы выпускаемой продукции в период 2008-2010 на прежнем уровне, а по некоторым направлениям даже увеличили объемы продаж. Усредненный портрет современного российского директора, возглавляющего успешное предприятие, следующий: умный, болеющий за свое предприятие, опытный, великолепно разбирающийся в технологиях своего производства.

В начале, директор обычно не допускает даже мысли о возможности существования управленческих ошибок на его предприятии, он сетует исключительно на правительство, на поставщиков, на своих рабочих, на отсутствие нормальных законов в России. После обсуждения конкретных случаев некачественной работы его предприятия и, в частности аппарата управления, он соглашается с тем, что недостатки в системе управления есть, но утверждает, что хорошо знает проблемы и их причины, полон уверенности, что разберется с теми из них, которые в его силах. Желание директора скрыть проблемы своего предприятия от стороннего взгляда столь естественное и сильное, что вызывает уважение. Иногда, правда, трудно отделаться от ощущения, что это желание того же рода, что и у студента, который стремится скрыть от преподавателя свой уровень непонимания предмета.

Например, многие российские руководители считают отсутствие оборотных средств одной из основных причин всех своих проблем и пытаются лечить ее путем поиска инвестиций или новых заказов. Но на всех этих предприятиях, без исключения, идет значительное дублирование различных операций и функций, а также постоянное пересечение деятельности различных подразделений. По некоторым направлениям деятельности вовсе не учитываются расходы, например, ни разу еще не видел, чтобы где-нибудь в России подсчитали эффективность работы отдела качества или отдела маркетинга. При таком разбрасывании ресурсов, при издержках, которые позволяют себе российские предприятия, никакие оборотные средства не помогут. В российской экономике продолжает действовать принцип натурального хозяйства. Предприятия во времена административно-командной системы заводили вспомогательные производства для того, чтобы обезопасить себя от низкого качества продукции смежников, быстрее и в нужном количестве получать требуемые комплектующие. Сегодня ситуация изменилась, но предприятия не считают эффективность вспомогательных производств, а потому не знают, какие придется закрывать, а какие надо оставить.

Предприятие, получив долгожданные финансовые средства, тратит их на нужды, кажущиеся первоочередными, заключает договоры, не вчитываясь в их текст, не видя в них двусмысленностей и грамматических ошибок. (Первоочередными для руководителей являются расходы на те мероприятия, которые отмечены в 3-м столбце таблицы.) Все руководители уверены, что решить возникшие проблемы в арбитражном суде практически невозможно, жалуются на трудность взимания долгов с неплательщиков, на недобросовестность партнеров, не задумываясь о том, что само предприятие тоже может что-нибудь сделать для уменьшения числа неплатежей, для повышения своевременности платежей.

Таблица 2

Проблемы в формулировке руководителей

Подходы и методы, применяемые для устранения этих проблем

Реальные причины проблем

Ухудшение качества комплектующих и материалов, поступающих от поставщиков

Введение 100%-ного входного контроля. Внедрение системы оценки поставщиков, попытки ранжировать поставщиков

Отделы снабжения предприятий находятся вне систем управления. Отсутствует сотрудничество с поставщиками по созданию у них эффективных систем качества для повышения качества их продукции и снижения ее себестоимости

Слабая подготовка руководителей различных уровней в вопросах менеджмента. Недостаток менеджеров

Курсы общего менеджмента. Подбор новых менеджеров

Отсутствие четких требований к результатам работы менеджеров. Контроль управленческой деятельности проводится от случая к случаю

Отсутствие управленческого учета. Деятельность аппарата управления непрозрачна. Автоматизация привела к лишним неоправданным расходам

Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности предприятий с помощью своих программистов либо с помощью приобретения информационных технологий

Бизнес-процессы не описаны, не определены ключевые процессы. Предприятия не ориентированы на управление процессами. Не определены все виды расходов, нет системы учета издержек. Система учета «затрат на качество» не соответствует требованиям: не подсчитаны многие типы затрат на «плохое качество»

Недостаток оборотных средств

Создание дочерних фирм. Оптимизация налогообложения. Поиск инвестиций. Продажа и сдача в аренду недвижимости и оборудования

Неэффективная система управления качеством. Дублирование операций, функций и производств порождает чрезмерные расходы, невероятные издержки

Постоянный пересмотр организационной структуры не приводит к положительным результатам

Создание новых отделов, дробление или укрупнение существующих подразделений

Принципы управления не пересмотрены. Используется на всех российских предприятиях самый неэффективный тип организационной структуры - функциональный

Уменьшение числа потребителей некоторых видов продукции

Усиление отдела сбыта. Сертификация системы качества по ИСО 9001. Поддержка убыточных производств за счет бюджетов различного уровня

Незнание предприятием проблем и пожеланий своих потребителей. Отсутствие обратной связи с потребителями. Не определены: полный перечень потребителей; все типы продуктов предприятия; секторы и рыночные ниши, занимаемые продукцией

Нечетко определена ответственность руководителей

Разработка матрицы ответственности на основе существующей организационной структуры

Не определены и не измеряются количественные и качественные показатели деятельности менеджеров. Не установлены требования к работе управленцев

Неравномерное распределение ресурсов среди подразделений и направлений деятельности

Волюнтаристическое администрирование при перераспределении ресурсов между расходами различных подразделений

Борьба отделов друг с другом за ресурсы. Отсутствуют учет и контроль расходования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия

Оборудование изношено и морально устарело

Приобретение нового оборудования

Не измерена производительность существующих производственных участков и оборудования. Не исследуется предполагаемая эффективность закупаемого оборудования

Длительный цикл разработки новой продукции

Приобретение информационных технологий в области проектирования

Проектный стиль управления неизвестен. Отсутствует практика управления процессами

Низкие цены на продукцию российских предприятий. Выпуск морально устаревшей продукции

Создание отдела маркетинга для поиска потенциальных клиентов. Проведение выставок и издание рекламных материалов

Длительный цикл разработки новой продукции. Эффективность рекламных мероприятий не прогнозируется, не оценивается

Руководство предприятия не является дружной командой

Тренинги и деловые игры с целью образования команды руководителей

Цели руководителей различны и не согласованы. Отсутствует стратегия предприятия

Недостаток у работников информации о деятельности их предприятия

Приобретение информационных технологий для автоматизации документооборота

Отсутствие обратной связи с персоналом. Руководство не знает об информационном голоде сотрудников. Отсутствует практика учета мнений персонала

Частая смена посредников-поставщиков

Постоянный поиск новых поставщиков

Отсутствует контроль собственников предприятия за процессами закупок

Неплатежи

Взаимозачеты. Бартер. Внедрение заменителей денег

Редко и не полностью проводится «анализ контракта». Неэффективная организационная структура не позволяет оперативно принимать решения и управлять ситуацией

Плохие законы, слабое правовое поле. Всевластие надзорных, регулирующих, а также сертифицирующих органов. «Ограничительные» законы зарубежных рынков по отношению к российской продукции

Считается почти невозможным решить эту проблему на уровне предприятия. (ОАО «Планета» из Новгорода имеет три сертификата на свою систему качества от трех разных органов - двух российских и одного зарубежного)

Отсутствие культуры работы с текстами различных документов. Отношение к документированию как к процессу, который не стоит смешивать с непосредственной деятельностью. Допустимо руководителю не информировать персонал по основным вопросам. Отсутствуют попытки решить проблемы до их возникновения, например, ИСО 9001:2000 будет внедряться в России с таким опозданием, которое окончательно закроет для России экспорт продукции

Следующие проблемы, на первый взгляд, не связанные между собой, являются следствием всех вышеперечисленных, но руководители часто называют их как факторы, которые мешают развитию системы управления: «низкое качество продукции - это низкая цена, что приводит к очень маленькой заработной плате у рядовых сотрудников предприятия. Из-за низкой зарплаты работники не могут участвовать в деятельности по повышению качества продукции, саботируют процессы создания систем качества предприятий»

Низкое качество выпускаемой продукции

Поиск инвестиций.

Соотношение доходов и ответственности у рабочих и руководителей обратно пропорционально, что не позволит повысить качество выпускаемой продукции, не даст построить эффективную систему управления предприятием

Российские работники недовольны, прежде всего, низкой зарплатой, из-за чего и не хотят повышать качество продукции

Приобретение нового оборудования. Поиск новых заказчиков. Ужесточение контроля изготовления продукции

Рассмотрим таблицу соответствия причин, подходов и проблем. Некоторые проблемы одновременно являются причинами других проблем, они расположены в разных столбцах и в разных строках таблицы. Проблемы помещены в таблице в случайной последовательности, задача определения приоритетов проблем автором пока не поставлена. Перечень проблем, скорее всего, неполон, поскольку в таблице помещены только те из них, которые чаще всего звучали из уст руководителей. Отличия между иллюзиями руководителей в вопросах улучшения систем управления (2-й столбец) и эффективными подходами (3-й столбец) предлагаю определять самим читателям.

В таблице сосуществуют понятия «система качества» и «система управления», так как сегодня при обсуждении вопросов управления качеством говорить можно и нужно уже не о «системе качества», а более широко о «системе управления предприятием». Любые управленческие проблемы касаются сегодня вопросов управления качеством. Вся деятельность по созданию и развитию систем качества предприятий сливается с развитием систем управления этими предприятиями.

Отсутствие поддержки отечественного производителя со стороны правительства и парламента, как проблема наших предприятий, которую руководители называют одной из основных, не имеет отражения в таблице. Это серьезная проблема, но ее решение находится не на уровне предприятий.

Сегодня руководители мыслят в основном только в категориях 2-го столбца таблицы. Улучшение систем управления происходит исключительно с помощью старых, непроверенных методов, которые никогда еще никому не помогали.

Сегодня российские руководители управляют людьми и деньгами, и не знают, что их управление будет эффективным только тогда, когда они будут управлять процессами и проектами. Управление процессами и проектами, без которых немыслимы эффективные системы управления во всем мире, порождены рыночными отношениями, равноправной конкурентной борьбой.

Далеко не во всех отраслях промышленности в России существуют рыночные отношения. Не все российские предприятия поставлены в условия равной конкуренции. Такое неравенство приводит к следующим результатам:

  • · предприятия, которым вместо реальной помощи оказывается спонсорство (например ОАО «АВТОВАЗ»), совершенно не заинтересованы развивать свою систему управления, и не делают многого из того, что отмечено в 3-м столбце таблице;
  • · монополисты занимаются только тем, что отмечено во 2-м столбце таблицы;
  • · все остальные предприятия фактически находятся в жесточайших рыночных условиях, имеют стимул для развития своих систем управления, первыми начнут применять отмеченные в 3-м столбце подходы.

В любой точке земного шара невыполнимая задача - внедрение эффективных систем управления при отсутствии конкуренции. Поэтому системы управления некоторых московских промышленных предприятий, которым власти изо всех сил помогают не закрывать убыточные производства, заметно отстают в своем развитии от систем управления аналогичных предприятий других российских городов. Региональные власти, если и хотят поддержать местное неэффективное предприятие, то не могут этого сделать из-за отсутствия средств, что приводит к более интенсивному освоению современных методов управления в провинции по сравнению с некоторыми московскими предприятиями.

Существующие в России системы управления неэффективны, а существующие подходы по улучшению систем управления абсолютно неэффективны. Проблемы российских предприятий никогда не будут решены при нацеленности системы управления на устранение следствий, а не истинных их причин.

Зарубежные предприятия непрерывно модернизировали свои системы управления на протяжении достаточно длительного времени, последовательно решая вопрос за вопросом, проблему за проблемой. Российским предприятиям сегодня предстоит решить несколько более сложную задачу: одновременно улучшить систему управления по всем направлениям, в первую очередь, изменяя принципы управления. Придется применить все подходы одновременно, сделать «залп» всеми известными миру инструментами по всей системе управления.

Практика показывает, что в начале деятельности по улучшению неэффективных систем управления сразу можно достичь очень хороших результатов, позволяющих быстро изыскать ресурсы для продолжения более затратных вложений в улучшение систем управления. Затраты и издержки на российских предприятиях так велики, что простой контроль некоторых управленческих операций дает фантастический эффект.

Таким образом, необходимо:

  • · начать с контроля системы управления;
  • · получить в начале стартовые ресурсы для более глубокой перестройки системы управления;
  • · планировать одновременные улучшения по всем запущенным управленческим проблемам.

В ситуации одновременного применения всего арсенала менеджмента есть свои плюсы для российской промышленности, поскольку мы обладаем информацией о некоторых ошибках зарубежных фирм, совершенных на пути улучшения систем управления, и российские предприятия должны учесть этот опыт.

Осуществить такой залп и учесть мировой опыт предприятия смогут только при помощи высококвалифицированных консультантов по вопросам управления.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт