Восприятие наовой темы

20.07.2019

III. Воспитательные задачи

Тип урока

Вид урока

Методы

Средства урока

План урока

  1. Организационный момент
  2. Ориентировочно - мотивационный этап.
  3. Операционно - исполнительный этап.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексивно - оценочный этап.

I Организационный момент.

II . Ориентировочно - мотивационный этап.

  1. Кровь - это. (ткань)

III

ВИДЕОРОЛИК

IV . Операционно - исполнительный этап.

Кровотечение (haemorrhagia) - истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

Проверяем схему………….

По каким признакам определить артериальное кровотечение …………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?.....(записываем).

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...(записываем)

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?..(записываем)

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?.(записываем)

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные - травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Динамическая пауза

V

  1. под музыку

Наложение жгута: 1 ряд - на плечевую область правой руки

2 ряд - на область предплечья руки

3 ряд - на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд - на средний палец руки

2 ряд - на большой палец руки

3 ряд - на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Познавательное - в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно - оценочный этап.

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии -

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно - напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Просмотр содержимого документа
«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

I. Развивающие задачи

    формирование интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, обобщать, разрешать проблемы

    развитие общетрудовых умений: применять знания на практике, умений пользоваться приборами и лабораторным оборудованием

    развитие воли и самостоятельности, уверенности в своих силах, инициативы, развитие настойчивости

II. Образовательные задачи

    научиться определять типы кровотечений

    научиться оказывать первую помощь при кровотечении

    формировать навыки работы с раздаточным материалом

III. Воспитательные задачи

    продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности

    содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему

    содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приёмы поддержания работоспособности.

Тип урока

    Комбинированный с элементами проблемного обучения

Вид урока

    С применением средств мультимедиа

Методы

    По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

    По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа

    По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

    По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

Средства урока

    компьютер, мультимедийный проектор

    памятка “Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях”

    текст-подсказка, таблица, бинты, ножницы, жгуты.

План урока

    Организационный момент

    Ориентировочно – мотивационный этап.

    Актуализация знаний и практических умений.

    Операционно – исполнительный этап.

    Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Домашнее задание.

    Рефлексивно – оценочный этап.

I Организационный момент.

День добрый дорогие ребята! Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Впереди у нас интересная и полезная для всех присутствующих работа. (Скажите, все ли присутствуют в классе?).

II . Ориентировочно – мотивационный этап.

Вы даже представить не можете, какой жизненно важный материал мы сегодня будем изучать. Тему вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

    Кровь – это... (ткань)

    Красная кровяная клетка крови называется …(эритроцит)

    Человек, которому переливают кровь … (реципиент)

    Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу… (вены)

    Мышечный слой сердца … (миокард)

    Гормон надпочечников ускоряющий и усиливающий частоту сердечных сокращений … (адреналин)

    Прибор для измерения артериального давления у человека … (тонометр)

    Искусственный пассивный иммунитет формируется после введения лечебной … (сыворотки)

    Заболевание у человека, вызванное устойчивым низким артериальным давлением … (гипотония)

    Сокращение предсердий и сокращение желудочков сердца … (систола)

    Стойкое повышение артериального давления у человека называется … (гипертония)

    Учёный, лауреат Нобелевской премии, открывший фагоцитарный иммунитет … (Мечников)

    Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называется …(иммунитет)

    Заболевание сердечно-сосудистой системы, которое в народе называют «Грудной жабой» … (стенокардия)

    Кровоизлияние в мозг …. (инсульт)

    Малый круг кровообращения … (лёгочный)

III . Актуализация знаний и практических умений.

«Типы кровотечений» - жизненно важный материал. Актуальность и практическую значимость её мы узнаем из видеоролика. Это будет продолжением темы нашего урока.

ВИДЕОРОЛИК

Ребята, сформулируйте тему урока? «Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

А каковы цели урока? «Изучить типы кровотечений, меры первой медицинской помощи при кровотечениях и научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях». Ребята, вы можете делать повязки или останавливать кровотечения? А хотите научиться?

IV . Операционно – исполнительный этап.

Какое ключевое слово в теме? «Кровотечение» Ребята посмотрите в Интернете, что оно обозначает?

Кровотечение (haemorrhagia) – истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Какие типы кровотечений бывают, мы узнаем из текста, по которому ещё составим кластер «Типы кровотечений»

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

капиллярное артериальное венозное

Пока ………………. записывает схему на доске, мы в тетради зачертим таблицу «Типы кровотечений», которую будем заполнять.

Проверяем схему………….

И начинаем совместную работу. Опираясь на текст, скажите, какими признаками обладает капиллярное кровотечение ……………….(записываем).

По каким признакам определить артериальное кровотечение ……………..(записываем).

Чем отличается венозное кровотечение от артериального………………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?..........................(записываем).

Знать, какие бывают кровотечения мало, надо уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему.

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...........(записываем)

Промыть рану перекисью водорода.

Смазать йодной настойкой или раствором зелёнки.

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?............(записываем)

Выполнить пальцевое прижатие сосуда выше раны (см. рис.58 стр.127).

Наложить жгут или закрутку выше повреждённого сосуда (демонстрация + инструкция в папке).

Рану обработать и наложить давящую повязку.

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?....(записываем)

Обработать края раны йодной настойкой.

Наложить давящую повязку (демонстрация повязки).

При сильном венозном кровотечении наложить жгут ниже раны. Почему как вы думаете?

Немного отвлечёмся от нашей работы и узнаем, как лечат раны? (Сообщение учащегося).

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные – травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Посмотрите на два фото. На них изображены меры первой помощи. На одном из фото сделана ошибка, какая вы мне сейчас назовёте, если прочитаете текст учебника на стр.128.

Запишем в таблицу меры первой помощи:

Пострадавшего посадить или положить, приподняв ему голову;

На переносицу наложить холодный компресс;

В носовую полость положить кусочек ваты, смоченной перекисью водорода.

Динамическая пауза

V . Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Задание по вариантам (2 варианта).

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. (Взаимопроверка ….). Подпишите и отложите листочки.

    Ролевая игра по рядам (3 варианта) под музыку

Наложение жгута: 1 ряд – на плечевую область правой руки

2 ряд – на область предплечья руки

3 ряд – на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд – на средний палец руки

2 ряд – на большой палец руки

3 ряд – на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Наш урок заканчивается записываем домашнее задание.

Обязательное - §25, записи в тетради.

Познавательное – в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно – оценочный этап.

Возвращаемся к цели урока. Мы её достигли? Как мы её достигали?

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии –

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно – напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Если же у вас тревога, что вы многого не поняли, то артериальное давление явно у вас выше нормы, поэтому кружочек поставьте выше 120 мм рт.ст.

Ну, а если у вас безразличие, то спасательный круг опускайте ниже 80 мм рт.ст.

Эпиграфа к уроку не было, но мне бы хотелось его завершить просмотром видео.

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь при различных видах кровотечения. Эти знания очень важны, так как спасают жизни многим людям.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Первая помощь при кровотечениях

Сейчас очень распространены травмы сосудов, они могут угрожать жизни человека. И для спасения жизни просто необходимо знать правила первой доврачебной помощи.

1. Капиллярное - возникает при повреждении капилляров. Кровь выступает на поверхности кожи в виде маленьких капелек.

2. Венозное - возникает при повреждении вен. Кровь течет струйкой темно-вишневого цвета.

3. Артериальное - возникает при повреждении артерий. Кровь бьет сильной пульсирующей ярко-красной струей из-за большого содержания кислорода.

4. Внутреннее - возникает при повреждении внутренних сосудов. Кровь вытекает в полость тела. В месте повреждения образуется отек или синяк, у пострадавшего наблюдается головокружение и сильная слабость.

Первая помощь зависит от вида повреждения, который получил человек.

Необходимо наложить жгут выше места раны (см. Рис. 1). Жгут туго затягивают и помещают под него записку со временем его наложения. Летом жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, а зимой - не более чем на 1 час. Если жгут будет находиться на теле дольше, это может привести к некрозу (омертвению тканей). Жгут необходимо накладывать или на одежду, или на мягкую тряпку, чтоб избежать повреждения кожи.

Рис. 1.

После остановки кровотечения жгутом необходимо наложить на рану стерильную повязку. И вызвать скорую помощь.

При отсутствии жгута можно сделать закрутку из любого материала (кусок бинта, шарф…) (см. Рис. 2). Под ткань подкладывают палку и скручивают ее до остановки кровотечения. Под закрутку также подкладывают записку со временем ее наложения.

Рис. 2.

Сильное венозное кровотечение останавливают с помощью жгута, а не очень сильное останавливают наложением давящей повязки (см. Рис. 3). Повязку накладывают непосредственно на место ранения, она сдавливает вену, не позволяя крови вытекать. После наложения повязки необходимо вызвать скорую помощь.

Рис. 3.

Остановить капиллярное кровотечение можно с помощью обычных кровеостанавливающих средств, таких как перекись водорода (см. Рис. 4). После остановки кровотечения место вокруг раны необходимо обработать зеленкой или йодом. Саму раневую поверхность смазывать йодом нельзя.

Рис. 4.

После этого необходимо наложить стерильную повязку, которая не позволит бактериям проникать внутрь раны (см. Рис. 5). Повязка обязательно должна проходить через сустав, закрепляться выше или ниже места раны, что будет способствовать ее долгому удержанию на конечности.

Рис. 5.

Положить больного, приложить лед к предполагаемому месту травмы. Вызвать врача.

При таком кровотечении необходимо усадить больного, положить лед в области переносицы, поместить в нос ватный тампон, смоченный перекисью водорода.

Нельзя запрокидывать голову назад, так как больной может захлебнуться выделяющейся из носа кровью.

Оказывая первую помощь человеку, необходимо не нервничать и точно обдумывать свои движения, чтоб не навредить человеку.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 129, задания и вопрос 1, 3, 4, 7.

2. Какие существуют типы кровотечения? Чем они характеризуются?

3. Как необходимо действовать при носовом кровотечении?

4. Представьте, что вы обнаружили человека с кровотечением. Составьте алгоритм действий первой помощи такому человеку.

Тема: «Кровотечения. Первая медицинская помощь», 10 класс.

Место проведение: МКВСОУ «ОСОШ № 9» город Саратов

Проведение урока с использованием учебного фильма и презентации по теме.

Цели:

- познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении;

Развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность,

Умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Ход урока:

    Организационный момент

    Работа по теме:

1). Повторение ранее изученного.

(Деление по группам).

Групповое задание и его выполнение.

Что такое кровотечение, и какие виды кровотечений вам известны?

Кровотечением называют истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда.

В зависимости от вида повреждённых сосудов различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечения.

Чем они отличаются друг от друга?

2). Первая медицинская помощь при кровотечениях.

В зависимости от вида кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное) и имеющихся при оказании первой медицинской помощи средств осуществляют временную или окончательную его остановку.

Временная остановка наиболее опасного для жизни наружного артериального кровотечения достигается наложением жгута или закрутки, фиксированием конечности в положении максимального сгибания, прижатием артерии выше места ее повреждения пальцами. Сонная артерия прижимается ниже раны. Пальцевое прижатие артерий - самый доступный и быстрый способ временной остановки артериального кровотечения. Артерии прижимаются в местах, где они проходят вблизи кости или над ней.

Височную артерию прижимают большим пальцем к височной кости впереди ушной раковины при кровотечении из ран головы.

Нижнечелюстную артерию прижимают большим пальцем к углу нижней челюсти при кровотечении из ран, расположенных на лице.

Общую сонную артерию прижимают к позвонкам на передней поверхности шеи сбоку от гортани. Затем накладывают давящую повязку, под которую на поврежденную артерию подкладывают плотный валик из бинта, салфеток или ваты.

3). Практикум по теме урока «Кровотечения. Первая медицинская помощь»

Первая медицинская помощь при незначительных ранениях .

Промойте рану антисептическим средством (перекись водорода, спиртовой раствор йода). Если нет медицинских средств промойте рану водой с мылом.

Для очистки загрязненных ран используйте чистую салфетку или стерильный тампон. Очистку раны начинайте с середины, двигаясь к ее краям.

Наложите повязку.

Помощь врача необходима в случае, если есть риск проникновения в рану инфекции.

Артериальные кровотечения .

При артериальном кровотечении может применяться метод пальцевого прижатия артерий. Этот метод может применяться для временной остановки кровотечения на конечностях. Сдавливание артерии пальцем удается временно остановить кровотечение и вызвать «скорую помощь». Артерию прижимают выше места повреждения, там, где она лежит не очень глубоко и может быть придавлена к кости. Существует много точек пальцевого прижатия артерий, вам необходимо запомнить две основные: плечевую и бедренную.

Существует еще один способ остановки артериального кровотечения - наложение жгута.

Жгут накладывается на конечность, примерно на 5 см выше повреждения.

Он на голое тело не накладывается. (Показать учащимся, как правильно нужно наложить жгут).

В качестве жгута можно использовать полоску материи, платок, шарф и т.д. (Показать учащимся последовательность действий при наложении жгута из приспособленного материала).

Время наложения жгута записывают на листке и прикалывают ее к нему или повязке. Объяснить учащимся, что это очень важно, так как нельзя оставлять его на конечности более 2 часов в летнее время и 1 часа в зимнее время – существует опасность омертвления конечности.

При венозном кровотечении бывает достаточно высоко поднять конечность и наложить давящую повязку.

При кровотечении из крупных подкожных вен жгут может накладываться ниже места повреждения сосуда с силой, вызывающей сдавливание только поверхностных вен. Такой жгут может оставаться в течение шести часов.

В любом случае необходимо наложить на рану стерильную повязку или чистую ткань.

3. Просмотр учебного видеофильма.(3 минуты)

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями.

5. Домашнее задание.

Дидактический материал

Тема : «Первая помощь при кровотечениях». «Скорее «Скорой».

Цель урока : Знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов.

Задачи:

- предметная : научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

- метапредметные :

познавательная - поиск информации в различных источниках, оформление ее в виде таблицы

регулятивная - достижение результатов соответственно поставленной цели, самооценка результатов;

коммуникативная

личностная - умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему.

Оборудование : таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», бинты, жгуты или резиновые трубки, палочки для закрутки, учебники «Биология. 8кл. Человек» Колесов Д.В., сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» Р.Д. Маш.

Мотивационное поле:

Всегда ли человек может оказать помощь, кто из вас готов это сделать?

В Кунгуре этой осенью произошел несчастный случай. Группа школьников ехали на велосипедах вдоль скоростной трассы «Кунгур - Орда». При попытке пересечь проезжую часть одна из велосипедисток была сбита мчавшимся автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали «Скорую помощь» и ждали до ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу.

Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?

Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а, нередко, и жизнь человека.

Кто мог бы помочь в этой ситуации? Какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь)

Действительно, пострадавшему может помочь только тот, кто не только знает, но и умеет.

На доске две буквы -СЯ: чтобы уметь, что нужно сделать? (учиться, тренироваться)

Учиться сможем с помощью чего? (книг, учителя …)

Какие знания и умения можем получить? (распознать кровотечение, оказать первую помощь) как озаглавим работу?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ урока.

Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:

1 гр - венозное кровотечение, 2гр - артериальное кровотечение, 3 гр - капиллярное кровотечение, 4 гр - внутреннее кровотечение, 5 гр - носовое кровотечение.

Работу по каждому виду оформить в таблицу на листах-картах из разрезных карточек, привести пример оказания первой помощи на одном из учеников.

Оценивать работу медицинских групп будет независимый эксперт - ученик 9 класса , который занимается в туристическом объединении «Вертикаль» - это победители Всероссийского конкурса по туристическому многоборью.

1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях»

Вид кровотечения

Как узнать

(характеристика кровотечения)

Как помочь

(меры первой помощи)

Группы работают 7 мин, докладывают результаты своей работы.

Эксперт оценивает и комментирует (зачем туристу необходимо знать правила оказания первой помощи).

2. - третье задание: выберите карточку-задачу и на практике окажите первую помощь одному их «пострадавших».

Задания:

У пострадавшего наблюдается кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает из раны непрерывной и пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.

Велосипедист, выполняя акробатический прыжок, упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Колено и передняя поверхность правой голени кровоточит, как губка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Трейссер во время прыжка ударился головой о препятствие. Из носа течет кровь, на лбу большая шишка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Подростки прыгали в опил и не заметили торчащую из кучи щепку. Один из них после прыжка обнаружил, что острая щепка воткнулась в левую голень. Кровь течет из раны слабой ровной струей. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Эксперт подводит итоги работы групп, лучшей группе выдает вымпел «Юные медицинские спасатели» (ЮМС).

Рефлексия:

Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?

Какие - СЯ для этого приобрел?

Составьте синквейн на тему КРОВОТЕЧЕНИЕ

Сделайте самооценку своей работы на уроке.

Приклейте свой стикер на одну из линий поведения:

красная - я знаю, как помочь быстрее «Скорой»

синяя - я могу помочь при чьей-нибудь поддержке

желтая - я смогу вызвать «Скорую помощь»

Домашнее задание:

выберите себе д\з самостоятельно:

Составить «Инструкцию юного спасателя»;

Написать мини-сочинение «Как нужно действовать при спасении жизни человека»

Нарисовать плакат «Умей спасти жизнь человека!»

Результаты:

- предметные : уч-ся научились распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов, составили таблицу «Первая помощь при кровотечениях»

- метапредметные :

познавательные - информация найдена в различных источниках, выслушано мнение независимого эксперта, оформлена таблица и инструкция «Правила наложения жгута»

регулятивные - достижение результатов соответственно поставленной цели, корректирование работы, самооценка результатов;

коммуникативные - взаимодействие в группе, распределение ролей в группе;

личностные - умение действовать в экстремальной ситуации, умение оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Что такое внутреннее кровотечение?

Внутреннее кровотечение – состояние, при котором кровь изливается либо в естественную полость организма (желудок, легкие, полость сустава и пр.), либо в пространство, искусственно образованное излившейся кровью (забрюшинное, межмышечное и т. д.). Может развиваться в результате травмы или хронического заболевания.

Вопрос 2. Как установить тип открытого кровотечения?

Вопрос 3. Какими приемами можно остановить кровь?

Остановка капиллярного кровотечения. При капиллярном кровотечении потеря крови сравнительно небольшая. Такое кровотечение можно быстро остановить, наложив на кровоточащий участок чистую марлю, предварительно обработав его перекисью водорода. Поверх марли кладут слой ваты и рану перевязывают. Если в распоряжении нет ни марли, ни бинта, то кровоточащее место можно перевязать чистым носовым платком. Накладывать прямо на рану ворсистую ткань нельзя, так как на ее ворсинках находится большое количество бактерий, которые вызывают заражение раны. По этой же причине непосредственно на открытую рану нельзя накладывать и вату.

Венозное кровотечение лучше всего останавливается давящей повязкой. На кровоточащий участок накладывают чистую марлю, поверх нее неразвернутый бинт или сложенную в несколько раз марлю, в крайнем случае - сложенный чистый носовой платок. Примененные подобным образом средства действуют в качестве давящего фактора, который прижимает зияющие концы поврежденных сосудов. При прижатии бинтом такого давящего предмета к ране просветы сосудов сдавливаются, и кровотечение прекращается.

При кровотечении из крупной артерии следует немедленно остановить приток крови к раненному участку, придавив артерию пальцем выше места ранения. Таким путем предотвращают приток крови к поврежденному месту артерии. Однако эта мера является только временной. Артерию прижимают пальцем до тех пор, пока не подготовят и не наложат давящую повязку. При кровотечении из бедренной артерии наложение одной только давящей повязки иногда оказывается недостаточным. В таких случаях приходится накладывать петлю, жгут или же импровизированный жгут. Если у оказывающего помощь под рукой нет ни стандартной петли, ни жгута, то вместо них можно применить косынку, носовой платок, галстук, подтяжки. Жгут или петлю на конечность накладывают сразу же выше места кровотечения. Для этих целей очень удобна карманная повязка (индивидуальный пакет), исполняющая одновременно роль как покровной, так и давящей повязок. Место наложения жгута или петли покрывают слоем марли для того, чтобы не допустить повреждения кожи и нервов. Наложенный жгут полностью прекращает приток крови в конечность, но если петлю или жгут на конечности оставить на длительное время, то может даже произойти ее отмирание. Поэтому для остановки кровотечений их применяют только в исключительных случаях, а именно на плече и бедре (при отрыве части конечности, при ампутациях).

Вопрос 4. Как ухаживать за раной?

После свертывания крови образуется струп, коричневая корочка, которая защищает раневую поверхность. Под струпом постепенно образуется зернистая соединительная ткань. Она вся пронизана кровеносными сосудами и очень ранима. При перевязках надо стараться не повредить струп, так как в противном случае возобновится кровотечение. Остановить его можно пероксидом водорода. Прилипший бинт следует по возможности размочить пероксидом водорода или раствором перманганата калия и снимать послойно.

Для того чтобы не началось воспаление, при повторной повязке к ране надо приложить мазь, содержащую антибиотики, или примочку из риванола. Их наносят на марлевую салфетку и прикладывают к ране. Сверху кладут слой ваты и забинтовывают.

Вопрос 5. Что делать при носовом кровотечении?

Прежде всего, надо учесть, что резкие движения (кашель, чихание, попытки высморкаться и т. п.) усиливают кровотечение. Чтобы его уменьшить, можно положить на область переносицы полиэтиленовый мешочек со льдом, холодной водой. Можно вложить в носовые ходы вату, пропитанную пероксидом водорода. Голова должна быть направлена вперед. Запрокидывать ее назад не рекомендуется, так как кровь будет стекать по стенке глотки и может вызвать рвоту.

При продолжительных кровотечениях остановить кровь можно, прижав обе ноздри к носовой перегородке. Голову пострадавшего наклоняют вперед и возможно выше сжимают нос.

Удерживать его в этом состоянии приходится 3-5 мин, иногда дольше. В это время пострадавший дышит ртом. Если кровотечение не остановлено, надо вызвать врача.

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Какие кровотечения относят к внутренним, а какие - к внешним?

Внутреннее кровотечение наблюдается, когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается в органы или в межтканевые промежутки. Внешнее кровотечение наблюдается при нарушении целостности кожных покровов, когда кровь изливается наружу.

Вопрос 2. Что такое гематома?

Гематома - это ограниченное скопление крови при закрытых повреждениях, сопровождающихся разрывом сосуда и излиянием крови в окружающие ткани

Вопрос 3. Как различить артериальное, венозное и капиллярное кровотечения?

Для артериального кровотечения характерно выделение из раны ярко-алой крови пульсирующей струей. При венозном кровотечении кровь более темная и обильно выделяется из раны непрерывной струей без тенденции к самостоятельной остановке. В ране можно видеть пересеченную вену. При капиллярном кровотечении кровь выделяется менее интенсивно, чем при ранении крупной вены, как бы сочится и имеет тенденцию к самостоятельной остановке.

Вопрос 4. Что следует делать при капиллярном кровотечении?

Для остановки капиллярного кровотечения необходимо промыть рану 3%-м раствором перекиси водорода, смазать пораженное место спиртовым раствором йода или бриллиантового зеленого, после чего зажать рану ватным тампоном. Если удалось остановить кровь, повязку можно не накладывать.

Вопрос 5. Как и в каких случаях можно применять жгут или закрутку при артериальном кровотечении?

При артериальном кровотечении необходимо применить жгут или закрутку, если повреждены конечности. При этом наложить жгут или закрутку необходимо выше раненого участка. Потом следует приступить к обработке раны антисептическими препаратами и наложить повязку.

Вопрос 6. В каком порядке надо оказывать первую помощь при открытом переломе с артериальным кровотечением в области предплечья?

При открытом переломе с артериальным кровотечением в области предплечья необходимо:

Остановить кровотечение, так как обильная потеря крови при повреждении крупных кровеносных сосудов может привести к серьезным осложнениям и даже к гибели пострадавшего. Для этого необходимо наложить жгут или закрутку выше раненого участка.

Закрыть рану стерильной повязкой, не трогая и не пытаясь поставить на место выступающие наружу костные обломки.

При переломе костей предплечья целесообразно согнуть руку в локте и зафиксировать ее косынкой. Можно концы косынки обвязать вокруг шеи и положить в нее руку.

Вопрос 7. Какими приемами можно уменьшить и остановить носовое кровотечение?

Необходимо ограничить резкие движения (кашель, чихание, попытки высморкаться и т. п.), которые усиливают кровотечение. Чтобы уменьшить носовое кровотечение, можно положить на область переносицы полиэтиленовый мешочек со льдом или холодной водой. Можно вложить в носовые ходы стерильную вату, пропитанную раствором перекиси водорода. При этом голова должна быть направлена вперед. Запрокидывать ее назад не рекомендуется, так как кровь будет стекать по стенке глотки и может вызвать рвоту. При продолжительных кровотечениях остановить кровь можно, прижав обе ноздри к носовой перегородке. Голову пострадавшего наклоняют вперед и, как возможно выше, сжимают нос (пострадавший дышит ртом). Если в течение 5 минут кровотечение не остановится, необходимо вызвать врача.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт